Пропаганда правовых норм действий участников дорожного движения как элемент безопасности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин
Н.
П. Пропаганда правовых норм действий участников дорожного движения как элемент безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3706–3710. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55006.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации пропаганды правовых норм в области безопасности дорожного движения. Рассмотрены особенности пропаганды норм среди участников дорожного движения для снижения уровня аварийности на дорогах Российской Федерации.
Ключевые слова:
пропаганда, безопасность дорожного движения, правовые нормы, участник дорожного движения
Похожие статьи
- Профессиональная пригодность и надежность как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов
- Профессиональная работоспособность и техника управления ТС как элементы профмастерства водителя оперативного автотранспортного средства МВД России категории «В», оборудованного устройствами для подачи специальных и световых сигналов
- Влияние законодательной практики на элементы подготовки кадров для транспортных средств силовых ведомств Российской империи XIX века: от всадника до шофера
- Правовые основы управления транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», г. Тюменьbakullin@mail.ru
Пропаганда правовых норм действий участников дорожного движения как элемент безопасности
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации пропаганды правовых нормв области безопасности дорожного движения. Рассмотрены особенности пропаганды норм участникам дорожного движения для снижения уровня аварийности на дорогах Российской Федерации. Ключевые слова:пропаганда, безопасность дорожного движения, правовые нормы,участник дорожного движения.
Каждый гражданин нашей страны является участником дорожного движения. В правовой концепции о причинах и проблемах возникновениядорожнотранспортных происшествий антропотехнической системы «дорожное движение» можно выделить расширенный вид системы: «водитель автомобиль дорога пешеход»[1]именно сочетание этих элементов в различной последовательности образует динамику скоротечного ДТП. Человек, независимо от желания, становится участником дорожного движения, вчастности пешеходом или пассажиром, а при желании при достижении определенного возраста водителемоператором сложной технической системы механического транспортного средства.Однако, любой участник дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) живет в постоянно развивающейся, усложняющейсяи увеличивающейся в объеме антропотехническойсистемы «дорожное движение», и для тогочтобы выжить, он должен улавливать и верно анализировать эти изменения, уметь приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям информационногофункционирования. Следовательно,поток новой информации заставляет человека осознавать свои способности к восприятию окружающей среды. Наше тело и разум все время улавливают внешние и внутренние изменения. Но некоторые участники дорожного движения становятся нечувствительными к тому, что называется безопасным поведением в процессе дорожного движения. И этих участников дорожного движения,набирается достаточно много, учитывая то, что в России ежегодно, более 258 тыс. чел. раненых в результате дорожнотранспортных происшествий[2]. Деятельность, направленная наизучение эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения и правовое обучения на сегодняшний день среди участников дорожного движения являетсяактуальной.Человек, участвуя в дорожном движении, не прекращает связи с теми общественными структурами, функционирование которых обусловило само это участие. В связи с чем каждый участник дорожного движения является носителем множества интересов, удовлетворение которых достигаетсяв частности, и участием в дорожном движении. Таковым интересом согласно мнения исследователя В.В.Головкоявляется «…минимизация времени, котороевынуждено тратиться на перемещение. Время участия в дорожном движении это те затраты овеществленного или живого труда, которые для абсолютногобольшинства субъектов вынуждены и потому непроизводительны. Отсюда практически единое для всех участников дорожного движения стремление максимально уменьшить время пребывания в этой социальной роли…»[3]. Между системными составляющими данной концепции можно поставить правовое информационное поле, ведь именно оно регламентирует действия водителя в автомобиле, вследствие чего автомобиль, перемещаясь в пространстве, создает условия для других участников дорожного движения, побуждая их совершить свои собственные действия по воздействию на органы управления автомобилем для изменения режима управления, не противоречащие системе обеспечения безопасности дорожного движения. Как и в любой социальной системе, с одной стороны, информационное поле является главным условием и средством реализации управленческих функций, сдругой стороны, информационное правовое поле является важнейшим направлением пропаганды безопасности дорожного движения, повышения прежде всего правосознания участников дорожного движения[4]. В общефилософском смысле, информация рассматривается как особая форма проявления и результат отражения материального мира в сознании индивидуума при восприятии им окружающей действительности. Правовая информация в области БДДвоспринимается как системаограничений. Она ограничивает скорость транспортных средств, расположение транспортных средств на проезжей части,ограничивает поведение пешеходов, водителей и пассажиров в рамках регламентированной безопасности. Человек адаптируется к новым условиям существования самыми разными путями, однако всевозможные способы решения новых ограниченийможно отнести к механизмам адаптации конкретного участника дорожного движения.Безопасное состояние участника дорожного движения зависит от того, насколько удовлетворяется его потребность в информации по безопасности дорожного движения. Упорядоченная достоверная ежедневная информацияв виде пропаганды правовых норм, ограничивающих опасное поведение участников дорожного движения может значительно повлиять как мобилизующая, недостоверная же информация как дезорганизующая дезинформирующая. При этом ее влияние значительно как на отдельного индивида общества (водителяоператора механического транспортного средства, пешехода, пассажира), так ина социальные группы общества (водители индивидуальных транспортных средств, водителипрофессионалы большегрузныхтранспортных средств и др.).И в данном случае под упорядоченным, то есть целенаправленным и систематическим влиянием на сознание индивидов и общественных групп, формирующим у них устойчивые представления, убеждения и чувства в правовой сфере, понимают пропаганду правовых норм участников дорожного движения. В ходе усвоения пропагандируемых норм происходит правовое воспитаниеучастников дорожного движения. Опосредующим звеном между рассматриваемым информационным воздействием законодательных ограничений и их реализации выступает правосознание. Именно оно и сложившийся на его основе уровень правовой культуры поведения индивидов (индивидуальное правосознание) и различных социальных общностей (общественное правосознание) являются непосредственными объектами правового воспитания, важнейшей частью информационного поля участника дорожного движения. Отметим, что многое зависит от нормы и формыподачи информации, возможностей по ее использованию и разъяснению.С расширением использования информационного ресурсасвязывается переход общества в новую фазу развития так называемое «информационное общество». Информационные технологии пропаганды возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающем объеме знаниями, с одной стороны, ивозможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средства преобразования знаний в информационныйсвободный ресурс общества, а с другой это средства реализации социальных технологий и преобразования их в социальноинформационныетехнологии, которые уже могут использоваться людьми в социальных системах управления, в системах государственного управления в области безопасности дорожного движения и общественного самоуправления. При этом нужно учитывать, что интерпретацию ресурсов пропаганды в области безопасности дорожного движения должны осуществлять только государственные квалифицированные органы. Как отмечает исследователь А.Н.Лазарев «…нарастание серьезности ситуации в перепроизводстве информационных ресурсов диктует необходимость участия государств и международных организаций в управлении единым мировым информационным пространством...»[5].Неоптимизированная пропаганда можетсама по себе представляет серьезную проблему, поскольку подавляет чувствительность, прежде всего к правовой информации, поскольку если нет чувствительности нет свободы выбора. Учитывая, что вся наша жизнь зависит от того, насколько успешно мы воспринимаем информацию среды, то есть информационное поле, и насколько точно эти ощущения руководят нашими действиями.
Способность адекватно воспринимать информацию и нормативно двигаться в системе дорожного движения это два важнейших свойства участника дорожного движения. По мере накопления адаптивных навыков (первые адаптивные навыки прививаются школьникам и по мере взросления человека совершенствуются) поведенческие возможности участника дорожного движения расширяются. Со временем многие реакции, необходимые в том или ином случае, как в повседневной деятельности, так и в период возникновения критических или аварийных ситуаций, становятся почти автоматическими, бессознательными, но приводящимик грамотному безопасному поведению. Некоторые же участникидорожного движения в силу своих психофизиологических особенностей не в полной степени усваивают элементарные вопросы информационного поля, которые должны знать для своей же безопасности. Способы пропаганды участника дорожного движения на сегодняшнийдень состоят из следующих коммуникаций:1го уровнясредства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, глобальная система Internet);2го уровня
информация, полученная в процессе обучения в школе, вузе, на курсах подготовки водителей и других учебныхзаведениях;3го уровнянесистемные (случайные) источники информации (приглашаемые нештатныелекторы, руководители территориальных органов управления, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения и другие специалисты). Отметим, что особенность восприятия информации первого уровня в том, что большая часть ее усваивается субъектом самостоятельно, часть предается на межличностном уровне. Проблема в том, что этой информации в сфере безопасности дорожного движения очень недостаточно, как недостаточно этой информации на других уровнях. Поскольку правовое информационное поле существует объективно, вне зависимости от воспринимающей системы (правосознания) с целью ее субъективизации, используются различные виды организационной деятельности, такие как: 1.правовая пропагандасоблюденияПравил дорожного движения 2.правовая пропаганда другихзнаний озаконодательстве в сфере безопасности дорожного движения и практике применения; 3.пропаганда правовое образования(обучения) по проблемам безопасности дорожного движения; 4.воспитательное воздействие юридической практики взысканий и наказаний за совершение дорожнотранспортного происшествия и 5.Пропаганда самого права по обеспечению неотвратимости и справедливости наказания.С правовой пропагандой неразрывно повсеместно связано правовое обучение (правовое образование), представляющее собой педагогический процесс передачи юридических знаний, атакжепривития умений и навыков их использования[6].
Показательно, что способампропагандамучастников дорожного движения в зависимости от целей использования и назначения присущи некоторые общие функции:
а) обучающаясвязанас предоставлением участникам дорожного движения новых сведений, аналитическихданных, твердых знаний, необходимых для выработки упорядоченных навыков и умений, необходимых в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение»;б) воспитательнаяобеспечивает формирование у участника дорожного движения социально значимых качеств (высокое правосознание, законопослушание, правомерное поведение,этикет, дисциплинированность, культура передвижения и здоровый этикет участников дорожного движения);в) прогностическая позволяет с достаточной вероятностью предсказывать безопасное поведение пешеходу, прогнозировать безошибочное управление водителемоператором механическим транспортным средством и другим участникам дорожного движенияв зависимости от погодных сезонных условий. г) ориентировочная дает возможность ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации (нормальной, критической и аварийной), правильно оценивать происходящее; д) нормативнаяотражает моральные, социальные, юридические нормы поведения и деятельности участников дорожного движения; е) коммуникативная позволяетэффективно осуществлять общение участников дорожного движения и другие социальные коммуникации;ж) управленческая регулирует состояние объектов управления в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение» и характеризует их состояние до и после управленческого воздействия.Наиболее эффективными мерами для повышенияусвоения информационного поля антропотехнической системы «дорожное движение»
«водительавтомобильдорогапешеход» являются широкое применение средств массовой информации различного уровня для пропаганды в сфере предотвращения дорожнотранспортных происшествийс использованием всех трех типов средств коммуникаций. В целом, рациональное использование многофункциональных возможностей пропагандирования безаварийного поведенияучастников дорожного движения способствует снижению дорожнотранспортной напряженности на дорогах Российской Федерации.
Ссылки на источники1.Руководство для следователей/Под общ.ред.В.В.Мозякова.М.:Издательство«Экзамен», 2005. С.769.2. http://www.gibdd.ru/3. Головко В.В., Майоров В.И., Кураков В.С. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие.М.:ЦОКРМВД России, 2009. с.12.4. Якубенко Н.В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы 4. «дорожное движение» (социальноправовые и технические аспекты). Тюмень, 2000, С. 81 89.5. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право: РЖ/РАН.ИНИОН.Центр социальных науч.информ. исследований. Отд. Правоведения. М.,2010.№ 1. с.92.6. Гайнер М., Ашкинадзи Л. Можно ли научить праву? // Правозащитник, № 3, 1999, С. 4 9.
Bakulin Nikolai,Candidate of Pedagogical Sciences Lecturer of the Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenPromotion of legal norms actions of road users as an element of the securityAbstract.The article deals with the organization of promotion of legal norms in the field of road safety. The features of propaganda norms road users to reduce the rate of accidents on the roads of the Russian Federation.Keywords:propaganda, road safety, legal norms, the road user.
Пропаганда правовых норм действий участников дорожного движения как элемент безопасности
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации пропаганды правовых нормв области безопасности дорожного движения. Рассмотрены особенности пропаганды норм участникам дорожного движения для снижения уровня аварийности на дорогах Российской Федерации. Ключевые слова:пропаганда, безопасность дорожного движения, правовые нормы,участник дорожного движения.
Каждый гражданин нашей страны является участником дорожного движения. В правовой концепции о причинах и проблемах возникновениядорожнотранспортных происшествий антропотехнической системы «дорожное движение» можно выделить расширенный вид системы: «водитель автомобиль дорога пешеход»[1]именно сочетание этих элементов в различной последовательности образует динамику скоротечного ДТП. Человек, независимо от желания, становится участником дорожного движения, вчастности пешеходом или пассажиром, а при желании при достижении определенного возраста водителемоператором сложной технической системы механического транспортного средства.Однако, любой участник дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) живет в постоянно развивающейся, усложняющейсяи увеличивающейся в объеме антропотехническойсистемы «дорожное движение», и для тогочтобы выжить, он должен улавливать и верно анализировать эти изменения, уметь приспосабливаться (адаптироваться) к новым условиям информационногофункционирования. Следовательно,поток новой информации заставляет человека осознавать свои способности к восприятию окружающей среды. Наше тело и разум все время улавливают внешние и внутренние изменения. Но некоторые участники дорожного движения становятся нечувствительными к тому, что называется безопасным поведением в процессе дорожного движения. И этих участников дорожного движения,набирается достаточно много, учитывая то, что в России ежегодно, более 258 тыс. чел. раненых в результате дорожнотранспортных происшествий[2]. Деятельность, направленная наизучение эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения и правовое обучения на сегодняшний день среди участников дорожного движения являетсяактуальной.Человек, участвуя в дорожном движении, не прекращает связи с теми общественными структурами, функционирование которых обусловило само это участие. В связи с чем каждый участник дорожного движения является носителем множества интересов, удовлетворение которых достигаетсяв частности, и участием в дорожном движении. Таковым интересом согласно мнения исследователя В.В.Головкоявляется «…минимизация времени, котороевынуждено тратиться на перемещение. Время участия в дорожном движении это те затраты овеществленного или живого труда, которые для абсолютногобольшинства субъектов вынуждены и потому непроизводительны. Отсюда практически единое для всех участников дорожного движения стремление максимально уменьшить время пребывания в этой социальной роли…»[3]. Между системными составляющими данной концепции можно поставить правовое информационное поле, ведь именно оно регламентирует действия водителя в автомобиле, вследствие чего автомобиль, перемещаясь в пространстве, создает условия для других участников дорожного движения, побуждая их совершить свои собственные действия по воздействию на органы управления автомобилем для изменения режима управления, не противоречащие системе обеспечения безопасности дорожного движения. Как и в любой социальной системе, с одной стороны, информационное поле является главным условием и средством реализации управленческих функций, сдругой стороны, информационное правовое поле является важнейшим направлением пропаганды безопасности дорожного движения, повышения прежде всего правосознания участников дорожного движения[4]. В общефилософском смысле, информация рассматривается как особая форма проявления и результат отражения материального мира в сознании индивидуума при восприятии им окружающей действительности. Правовая информация в области БДДвоспринимается как системаограничений. Она ограничивает скорость транспортных средств, расположение транспортных средств на проезжей части,ограничивает поведение пешеходов, водителей и пассажиров в рамках регламентированной безопасности. Человек адаптируется к новым условиям существования самыми разными путями, однако всевозможные способы решения новых ограниченийможно отнести к механизмам адаптации конкретного участника дорожного движения.Безопасное состояние участника дорожного движения зависит от того, насколько удовлетворяется его потребность в информации по безопасности дорожного движения. Упорядоченная достоверная ежедневная информацияв виде пропаганды правовых норм, ограничивающих опасное поведение участников дорожного движения может значительно повлиять как мобилизующая, недостоверная же информация как дезорганизующая дезинформирующая. При этом ее влияние значительно как на отдельного индивида общества (водителяоператора механического транспортного средства, пешехода, пассажира), так ина социальные группы общества (водители индивидуальных транспортных средств, водителипрофессионалы большегрузныхтранспортных средств и др.).И в данном случае под упорядоченным, то есть целенаправленным и систематическим влиянием на сознание индивидов и общественных групп, формирующим у них устойчивые представления, убеждения и чувства в правовой сфере, понимают пропаганду правовых норм участников дорожного движения. В ходе усвоения пропагандируемых норм происходит правовое воспитаниеучастников дорожного движения. Опосредующим звеном между рассматриваемым информационным воздействием законодательных ограничений и их реализации выступает правосознание. Именно оно и сложившийся на его основе уровень правовой культуры поведения индивидов (индивидуальное правосознание) и различных социальных общностей (общественное правосознание) являются непосредственными объектами правового воспитания, важнейшей частью информационного поля участника дорожного движения. Отметим, что многое зависит от нормы и формыподачи информации, возможностей по ее использованию и разъяснению.С расширением использования информационного ресурсасвязывается переход общества в новую фазу развития так называемое «информационное общество». Информационные технологии пропаганды возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающем объеме знаниями, с одной стороны, ивозможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средства преобразования знаний в информационныйсвободный ресурс общества, а с другой это средства реализации социальных технологий и преобразования их в социальноинформационныетехнологии, которые уже могут использоваться людьми в социальных системах управления, в системах государственного управления в области безопасности дорожного движения и общественного самоуправления. При этом нужно учитывать, что интерпретацию ресурсов пропаганды в области безопасности дорожного движения должны осуществлять только государственные квалифицированные органы. Как отмечает исследователь А.Н.Лазарев «…нарастание серьезности ситуации в перепроизводстве информационных ресурсов диктует необходимость участия государств и международных организаций в управлении единым мировым информационным пространством...»[5].Неоптимизированная пропаганда можетсама по себе представляет серьезную проблему, поскольку подавляет чувствительность, прежде всего к правовой информации, поскольку если нет чувствительности нет свободы выбора. Учитывая, что вся наша жизнь зависит от того, насколько успешно мы воспринимаем информацию среды, то есть информационное поле, и насколько точно эти ощущения руководят нашими действиями.
Способность адекватно воспринимать информацию и нормативно двигаться в системе дорожного движения это два важнейших свойства участника дорожного движения. По мере накопления адаптивных навыков (первые адаптивные навыки прививаются школьникам и по мере взросления человека совершенствуются) поведенческие возможности участника дорожного движения расширяются. Со временем многие реакции, необходимые в том или ином случае, как в повседневной деятельности, так и в период возникновения критических или аварийных ситуаций, становятся почти автоматическими, бессознательными, но приводящимик грамотному безопасному поведению. Некоторые же участникидорожного движения в силу своих психофизиологических особенностей не в полной степени усваивают элементарные вопросы информационного поля, которые должны знать для своей же безопасности. Способы пропаганды участника дорожного движения на сегодняшнийдень состоят из следующих коммуникаций:1го уровнясредства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы, глобальная система Internet);2го уровня
информация, полученная в процессе обучения в школе, вузе, на курсах подготовки водителей и других учебныхзаведениях;3го уровнянесистемные (случайные) источники информации (приглашаемые нештатныелекторы, руководители территориальных органов управления, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения и другие специалисты). Отметим, что особенность восприятия информации первого уровня в том, что большая часть ее усваивается субъектом самостоятельно, часть предается на межличностном уровне. Проблема в том, что этой информации в сфере безопасности дорожного движения очень недостаточно, как недостаточно этой информации на других уровнях. Поскольку правовое информационное поле существует объективно, вне зависимости от воспринимающей системы (правосознания) с целью ее субъективизации, используются различные виды организационной деятельности, такие как: 1.правовая пропагандасоблюденияПравил дорожного движения 2.правовая пропаганда другихзнаний озаконодательстве в сфере безопасности дорожного движения и практике применения; 3.пропаганда правовое образования(обучения) по проблемам безопасности дорожного движения; 4.воспитательное воздействие юридической практики взысканий и наказаний за совершение дорожнотранспортного происшествия и 5.Пропаганда самого права по обеспечению неотвратимости и справедливости наказания.С правовой пропагандой неразрывно повсеместно связано правовое обучение (правовое образование), представляющее собой педагогический процесс передачи юридических знаний, атакжепривития умений и навыков их использования[6].
Показательно, что способампропагандамучастников дорожного движения в зависимости от целей использования и назначения присущи некоторые общие функции:
а) обучающаясвязанас предоставлением участникам дорожного движения новых сведений, аналитическихданных, твердых знаний, необходимых для выработки упорядоченных навыков и умений, необходимых в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение»;б) воспитательнаяобеспечивает формирование у участника дорожного движения социально значимых качеств (высокое правосознание, законопослушание, правомерное поведение,этикет, дисциплинированность, культура передвижения и здоровый этикет участников дорожного движения);в) прогностическая позволяет с достаточной вероятностью предсказывать безопасное поведение пешеходу, прогнозировать безошибочное управление водителемоператором механическим транспортным средством и другим участникам дорожного движенияв зависимости от погодных сезонных условий. г) ориентировочная дает возможность ориентироваться в дорожнотранспортной ситуации (нормальной, критической и аварийной), правильно оценивать происходящее; д) нормативнаяотражает моральные, социальные, юридические нормы поведения и деятельности участников дорожного движения; е) коммуникативная позволяетэффективно осуществлять общение участников дорожного движения и другие социальные коммуникации;ж) управленческая регулирует состояние объектов управления в процессе функционирования сложной антропотехнической системы «дорожное движение» и характеризует их состояние до и после управленческого воздействия.Наиболее эффективными мерами для повышенияусвоения информационного поля антропотехнической системы «дорожное движение»
«водительавтомобильдорогапешеход» являются широкое применение средств массовой информации различного уровня для пропаганды в сфере предотвращения дорожнотранспортных происшествийс использованием всех трех типов средств коммуникаций. В целом, рациональное использование многофункциональных возможностей пропагандирования безаварийного поведенияучастников дорожного движения способствует снижению дорожнотранспортной напряженности на дорогах Российской Федерации.
Ссылки на источники1.Руководство для следователей/Под общ.ред.В.В.Мозякова.М.:Издательство«Экзамен», 2005. С.769.2. http://www.gibdd.ru/3. Головко В.В., Майоров В.И., Кураков В.С. Организация деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения: учебное пособие.М.:ЦОКРМВД России, 2009. с.12.4. Якубенко Н.В. Политика безопасности и сущность антропотехнической системы 4. «дорожное движение» (социальноправовые и технические аспекты). Тюмень, 2000, С. 81 89.5. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.4. Государство и право: РЖ/РАН.ИНИОН.Центр социальных науч.информ. исследований. Отд. Правоведения. М.,2010.№ 1. с.92.6. Гайнер М., Ашкинадзи Л. Можно ли научить праву? // Правозащитник, № 3, 1999, С. 4 9.
Bakulin Nikolai,Candidate of Pedagogical Sciences Lecturer of the Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning Tyumen College for advanced training of employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, TyumenPromotion of legal norms actions of road users as an element of the securityAbstract.The article deals with the organization of promotion of legal norms in the field of road safety. The features of propaganda norms road users to reduce the rate of accidents on the roads of the Russian Federation.Keywords:propaganda, road safety, legal norms, the road user.