Современные подходы к разработке финансовой политики и финансового механизма в здравоохранении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Андреева О. В. Современные подходы к разработке финансовой политики и финансового механизма в здравоохранении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3766–3770. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55018.htm.
Аннотация. Финансовая политика в здравоохранении должна реализовываться посредством адекватного финансового механизма с целью обеспечения эффективного формирования и использования финансовых ресурсов по реализации прав граждан в области охраны здоровья.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Андреева Ольга Валентиновна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы» ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", г. РостовнаДонуolvandr@ya.ru

Современные подходы к разработке финансовойполитики

и финансовогомеханизмав здравоохранении

Аннотация.Финансовая политика в здравоохранении должна реализовыватьсяпосредством адекватного финансового механизма с целью обеспечения эффективного формирования и использования финансовых ресурсов по реализации прав граждан в области охраны здоровья.

Ключевые слова:здравоохранение, источники финансирования, финансовая политика, финансовые ресурсы, финансовый механизм.

Определение финансовой политики, по нашему мнению, должно выводиться из ее основных целей. Целью финансовой политики является повышение объема финансовых ресурсов и эффективности их использования. Эффективность использования финансовых ресурсов чрезвычайно важна, так как является собственно проверкой воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от определения показателей эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики государства может привести как к распылению финансовых ресурсов, так и к сокращению источниковудовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Показателями эффективности использования финансовых ресурсов являются также процессы модернизацииэкономики, а также достижение более высокого уровня жизни населения, которое выступает величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.Есть и другие цели проведения финансовой политики, такие как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов и др. Однако ониявляются по своей сути производными от основной задачи финансовой политики обеспечить повышение благосостояния всего населения, и особенно–сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Внастоящее время проблема уменьшения бедности, приближения уровня жизни российского населения к стандартам социальных государств рассматривается властью как одна из важнейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи[1].Показатели долибедного населения в стране за 20 лет период с 1992 по 2012 годы

представленына рис. 1.Как видно, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с 2000 года снижается, а значит,эта задача финансовой политики последовательно решается.Однако не можем упускать из внимания тот факт, что методология расчета и соответственно размер прожиточного минимума не соответствуют представлениям о нормальном качестве жизни и требует значительной корректировки. Эта работа также проводится в последние годы, но еще не завершена.

Рис. 1.Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения России в 19922012 гг., %[2]

Анализ сущности финансовой политики, выраженной в определениях, данными экономистами в различные периоды времени, позволяет определить финансовую политику как деятельность государства по разработке научнообоснованной концепции развития финансов с выделением ее основных направлений путем создания соответствующего финансового механизма для достижения поставленных целей и задач, прежде всего повышения уровня жизни граждан страны и улучшениякачества здоровья граждан.Финансовая политика призвана обеспечить решение всех государственных задач, в том числе и вопросов финансирования государством здравоохранения.Финансовая политика в социальной сфере это деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целей и задач государственной социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма [3, с.82].Анализ гносеологических проблем финансовой политики государства позволяет определиться относительно сущности финансовой политики государствав области здравоохранения. Исследование данного вопроса позволило выработать следующее определение: финансовая политика государства в сфере здравоохранения это научнообоснованная деятельность государства по формированию, распределению и использованию бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов в денежной форме с целью повышения уровня жизни населения через улучшение демографических показателей, снижение заболеваемости населения в стране путем проведения диагностических, лечебнопрофилактических и медикореабилитационных мероприятий.Финансовая политика в системе охраны здоровья населения реализуется через соответствующий финансовый механизм.Финансовый механизм здравоохранения определяется как система взаимосвязанных элементов управления финансами на основе соответствующего правового и нормативного обеспечения и финансовых методов и инструментов, посредством которых осуществляется эффективное формирование и использование финансовых ресурсов отрасли.Финансовый механизм здравоохранениябылнамиобобщен и представлен схематично на рис. 2, исходя из понимания здравоохранения как одной из отраслей сферы услуг.

Рис. 2Финансовый механизм функционирования системы здравоохранения

Помимо основного закона государства, в Российской Федерации в области здравоохранения действуют Федеральные законы РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании», ежегодные законы о бюджетах публичноправовых образований и фондов обязательного медицинского страхования, на основании которых финансируются государственные (муниципальные) программыи Приоритетный национальный проект «Здоровье».Перечень госпрограмм федерального значения приведен на рис. 3.

Рис. 3Основные стратегические документыРоссийской Федерации в области здравоохранения

Основные стратегические направления в области здравоохранения в РФ предусматривают финансирование статей бюджета по совершенствованию существующей системы объектов здравоохранения, а также развитие отраслей по производству лекарственных средств и медицинского оборудования. В настоящее время в рамках государственной программы развития здравоохранения ведется Стратегии РФ в области здравоохраненияГосударственная программа развития здравоохранения до 2020 годаРазвитие фармацевтической промышленности РФ до 2020 годаРазвитие медицинской промышленности РФ до 2020 годаразработка нормативных документов по нескольким направлениям. В 2013 году был разработан и введен в действие Федеральный закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», на осуществление мероприятий, в рамках которого, существенного увеличения финансирования объектов здравоохранения из бюджета не требуется.СтруктураГосударственной программыразвития здравоохранения[4], рассчитанная на период до 2020 года, представлена на рис. 4.

Рис. 4Структура Государственной программы развития здравоохранения до 2020 года

В данный момент в содержаниегосударственной программы включены проекты разрабатываемых нормативных актов и федеральных законов, принятие которых предусмотрено периодом действия программы. На рис. 4 они не отражены, по мере их разработки, они будут добавлены в соответствующие разделы: «Национальные проекты», «Федеральные законы» и «Федеральные целевые программы». В стадии разработки находятся:Стратегия развития медицинской науки,Стратегия лекарственного обеспечения,Стандарты медицинской помощи, разработку которых поручено осуществить, согласно Посланию Президента РФ обюджетной политике, в 20142016 годах,Стратегия развития реабилитационных и санаторнокурортных услуг.Законодателями РФ в соответствии с расходными обязательствами, запланированными на финансирование Государственной программы развития здравоохранения, разрабатываются также Федеральные законы:Закон об обращении биомедицинских клеточных продуктов,Закон об обращении тканевых трансплантатов.Государственная программа развития здравоохранения до 2020 годаНациональные проектыНациональный проект «Здоровье»Федеральные законы«Об основах охраны здоровья граждан в РФ»«Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»«Об обязательном медицинском страховании»Федеральные целевые программы«Предупреждение и борьба с социальнозначимыми заболеваниями»«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»Однако, несмотря на, казалось бы, «правильную» ориентацию России в области социальной политики в целом, практика показывает, что деятельность государства в социальной сфере и в здравоохранении, в частности, пока что не является достаточно действенной. Поэтому для повышения доступности и качества оказания государственных услуг в области здравоохранения, Президент России в своем Послании обюджетной политике в 20142016 годахпоручает Правительству и руководству обеих палат Федерального Собраниязаконодательно закрепить порядок формирования единого базового перечня государственных услуг в сфере здравоохранения.Это позволит на основеэтих перечней разработать обязательные и минимальные задания для медицинских учреждений. Доля расходов консолидированного бюджета России в ВВП на социальнокультурную сферу, и здравоохранение в частности, по годам изменяется не только в сторону увеличения.Так, до 2009 года финансирование здравоохранения в процентах от ВВП увеличивалось, а затем началоснижаться. По планам в бюджете страны на 2014 год намечено направить на финансирование здравоохранения не более 0,6 процента от ВВП в год. При этом необходимо учитывать, что в 2009 году ВВП России уменьшился, и с того времени его ежегодный прирост

незначительный.Следует отметить, что такое снижение роли средств федерального бюджета это результат перехода к одноканальному финансированию отрасли, переносящему основную нагрузку на фонды обязательного медицинского страхования (Федеральный и территориальные).Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.Таблица 1Поступление и расходование средств Федерального фонда

обязательного медицинского страхования[5](миллионов рублей)

20002005201020112012Поступление288783003101844348437966542 из него:







налоги, страховые взносы*28183170897095327186913999 из федерального бюджета

5129247342114151810Расходование287271507109124310428932158 из него:







на выполнение территориальных программ обязательного

медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС**2352292668617595954640562 субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение

дополнительной диспансеризации работающих граждан

415640424019 средства, передаваемые бюджету Фондасоциального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного

наблюдения ребенка в течение первого года жизни

175001800017639 на финансирование исполнительной дирекции Фонда3482286349653Примечание: *С 2005 г. –включая недоимку, штрафы, пени по налогам, страховым взносам.

**2000, 2005 гг. –субсидии, 20102011 гг. –дотации.

Применение тех или иных финансовых инструментов должно отвечать задачам наиболее полной мобилизации и рационального использования источников финансирования здравоохранения, необходимых для удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи.По расчетам экспертов, в настоящее время структура источников финансирования здравоохранения выглядит следующим образом (см. рис. 5).

Рис. 5Источники финансирования здравоохранения в 20122013 гг.[6]

Таким образом, практика показывает, что важнейшим источником финансирования деятельности государственных и муниципальных медицинских учреждений служат средства, поступающие из бюджетной системы. Поэтому дефицит централизованных ресурсов является сдерживающим фактором развития здравоохранения. В то же время децентрализованные источники финансирования развиваются недостаточно и не играют пока существенной роли в финансовом обеспечении деятельности медицинских учреждений.Положение дел в социальной сфере вызывает необходимость коренного пересмотра существующих социальных обязательств государства с целью приведения их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. Это в полной мере относится и к сфере медицинских услуг.Проведение социальных реформ возможно только в условиях укрепления государственных финансов, что приведет к экономическому росту и возможности увеличения бюджетных средств, направляемых на финансирование отраслей социальной сферы, среди которых важнейшей является здравоохранение.Зависимость от состояния экономики это фундаментальный принцип, лежащий в основе проведения эффективной финансовой и социальной политики, в том числе и в сфере здравоохранения.На современном этапе необходимо выработать такие рекомендации, при которых развитие и деятельность здравоохранения могли бы соответствовать реальному состоянию российской экономикии современным требованиям качества предоставления медицинских услуг.

Ссылки на источники1.Челядинова М. В. Политика сокращения бедности как одно из основных направлений деятельности социального государства // Современные научные исследования. Выпуск 1 Концепт. 2013. ART 53330. URL:http://ekoncept.ru/2013/53330.htm

Гос. рег. Эл № ФС 7749965. ISSN 2304120X.–[Дата обращения 28.03.2014].2.Составлено автором по данным Росстата Федеральной службы государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_51g.doc –[Дата обращения 28.03.2014].3.Управление социальной сферой: Учебник/Под ред. В.Э. Гордина. СПб.: Издво СПбГУЭФ, 1998. –с. 824.Распоряжение Правительства РФ № 2511p от 24 декабря 2012 года. Государственная программаразвития здравоохранения РФ.5.По данным Росстата Федеральной службы государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/Main.htm–[Дата обращения 28.03.2014].6.Лаврентьева А. Здравоохранение в России. Финансирование спроса на фоне реформ: Презентация.URL: http://talks.ru/projects/ivof/files/02_med_lavrentjeva_ a.pdf–[Дата обращения 28.03.2014].

Andreeva Olga,Candidate of economic Sciences, associate Professor at the chair of FinanceRostov State Economic University (RINH), RostovonDon Modern approaches to the development of financial policy and financial mechanism in health careAbstract.Financial policy in public health care should be implemented by means of an accurate financial mechanism promoting the effective formation and usage of financial resources for realization of rights of citizens in the area of health protection. Keywords:health care, sources of financing, financial policy, financial resources, financial mechanism.