Развитие духовности студенческой молодежи в условиях мегаполиса через призму управленческой культуры вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Король Ю. А. Развитие духовности студенческой молодежи в условиях мегаполиса через призму управленческой культуры вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3761–3765. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55017.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрено современное состояние духовно-нравственного потенциала студенческой молодежи под воздействием условий мегаполиса. Представлен портрет современного руководителя высшей школы. Охарактеризованы принципы взаимосвязи управленческой культуры и духовного развития учащейся молодежи в рамках образовательного процесса. Представлен фрагмент факультативной дисциплины, формирующей нравственные качества молодежи, обучающейся в высшем учебном заведении в условиях мегаполиса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Король Юлия Александровна,магистрант РГПУ им. А.И. Герцена, СанктПетербургcoroljuly@yandex.ru

Развитиедуховности студенческой молодежи в условиях мегаполиса

через призму управленческой культуры вуза

Аннотация. В данной статье рассмотрено современноесостояниедуховнонравственного потенциала студенческой молодежипод воздействием условий мегаполиса.Представлен портрет современного руководителя высшей школы. Охарактеризованы принципы взаимосвязи управленческой культуры и духовного развития учащейся молодежи в рамках образовательного процесса.Представлен фрагмент факультативной дисциплины, формирующей нравственные качествамолодежи, обучающейся в высшем учебном заведениив условиях мегаполиса. Ключевые слова:развитие духовности, мегаполис, культурауправления, студенческая молодежь, высшее образовательное учреждение.

Проблемаразвитиядуховности молодого поколения на современном этапе выступает актуальной при исследовании воспитательного процессав педагогической сфере. Формирование духовности молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях в условиях мегаполиса, осложнено воздействием усиленной информационной среды. В условиях современного мегаполиса студенческая молодежь стремится усвоить достаточное количество различной информации, которая зачастую не связана с обучающимии развивающими сведениями, а наоборот –имеет негативный илиразрушающий характер. Стандартные знания, получаемые молодыми людьми в высших образовательных учреждениях,не всегда способствуют формированию молодежной культуры, активной гражданской позиции, четкого жизненного ориентираи духовнонравственных качеств. Также у современной молодежи слабозакрепляется стремление к духовному и нравственному обогащению собственной личности. Частое отсутствие возможности приобретать знанияв вузе, формирующиедуховное состояние студенческой молодежи, заставляет осуществлять поиск такого рода знанийв многообразии информационных потоковв существующих условиях мегаполиса, из которых достаточно сложно вычленить качественную информацию. В связи с этим, по нашему мнению, необходимо уделятьвнимание формированию культуры в высших учебных заведениях, становление которой определяется исходя из качества управленческой культуры. Учет и совершенствование культурыуправления в высшем учебном заведении способствуют повышению степени воспитания духовности современной учащейся молодежи, поскольку в социальной среде молодые люди свое времяпровождение осуществляют преимущественно в образовательномучреждении.Возрастной период молодежи можно охарактеризовать как период интенсивного самоутверждения и реализации творческихспособностей, в котором от качества усвоения информации зависит успешное развитие будущего общества в различных сферах.В современных условиях социального пространства мегаполиса происходят ощутимые трансформации в сфере социальноэкономических отношений, что отражается на формировании культуры управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Обновление состояния управленческой культуры высшей школы сопровождается повышением степени значимости таких человеческих ценностей как: социальное взаимодействие, влияние роли гуманных отношений, выражение личностных качеств в социуме. Культура управления, по мнению автора, сегодня становится одним из самых важных конкурентных преимуществ, мощных факторов эффективности образовательной деятельности высшего учебного заведенияи качественного формирования личности студенческой молодежи. Управленческая культура может быть представлена как единство профессионального коллективав понимании политики управления и его поведении, соответствующем установленным нормам образовательного учреждения. Поскольку культура управления является основной компонентой в реализации управленческих задач и увеличении продуктивности образовательной деятельности, необходимо учитывать совокупность составляющих ее принципов, которые включают в себя ценность взаимоотношений, четкость выполнения инструкций, выражение значимых позиций для дальнейшего развития на рынке образовательных услуг. В условиях модернизации в образовательной сфере, области духовнонравственного воспитанияи общества в целом особое значение в культуре управления имеют личностные качества руководителя. Портрет современного руководителя высшего учебного заведения базируется на определенных требованиях к его профессиональным качествам, таких как: высокая управленческотрудовая культура, благоприятные социальные позиции в коллективе, высокие моральные принципы, толерантное отношение к участникам образовательного процесса, оптимальная организация трудовой деятельности образовательного учреждения. Также значимую роль играет стиль руководства, который отражает организационнопедагогические основы, применяемые в деятельности управляющего. В связи с тем, что культура управления зачастую рассматривается как часть культуры общества, особое значение при формировании стиля руководства необходимо учитывать личностные качества руководителя образовательной организации мегаполиса. В первую очередь речь идет о нравственноволевых, организационноуправленческих и коммуникативных качествах, обладая которыми профессиональный управленец достойно и/или с меньшими потерями выйдет из сложившейся ситуации в сфере образования под воздействием социальноэкономических изменений, происходящих в современном обществе, в том числе и области духовного развития.Культура управления современного образовательного учреждения крупных развитых городов, как правило, представляет комплекс определенных управленческих навыков, которые позволяют руководителю эффективно демонстрироватьмастерство лидерства и профессионального стратегического моделирования ситуаций на различных ступеняхобразовательного процесса и уровнях развитости современных студентов в конкурентных условиях социального пространства.По мнению автора, управленческая культура должна отвечать происходящим в социальном обществе трансформациям и учитывать неизбежные изменения в моральнопсихологическом состоянии педагогического коллектива. А современный руководитель образовательного учреждения, в свою очередь, должен быть ориентирован на быструю адаптацию на рынке образовательных услуг, независимо от направления, на постоянное повышение культуры управления в целях развития инновационных знаний и умений, отвечающих положению того или иного образовательного учреждения в сферевысшего образования. Формирование актуальной культуры управления связано с четкой ориентацией руководителя высшего учебного заведения на определенную культуру мышления и высокоинтеллектуальный коммуникативный уровень управления в целях осознания постоянной готовности выступить системообразующим элементом в образовательном пространстве мегаполиса. То есть, в условиях, когда образовательные учреждения высшего профессионального образования принимают разнообразные формы, становятся более гибкими и меняют содержательные методы и формы педагогической системы, управленческая культура должна иметь возможность быть направленной на ценностное саморазвитие и реализацию педагогических задач в системе образования без привлечения дополнительных ресурсов. Для полноценного функционирования и развития культуры управления учреждений высшей школы необходимы наличие системы реализации творческих возможностей руководителя, его саморазвитие в духовной сфере, а так же анализ степени сложности процессов управления в социокультурной среде на постоянной основе, который позволит учесть возможные последствия при необходимости быстрой адаптации к новым механизмам системы образования. От качества перехода зависит будущее состояние и потенциал культуры управления учреждения. Управленческая культура на всех стадиях формирования определяет культуру образовательного учреждения высшего образования в целом. Так как в связи с обновлениями в социальной и духовной сферахв условиях современности ужесточились требования к степени профессионализма в управленческой деятельности, возникает обоснованная необходимость интенсивных изменений в педагогических системах и образовательных процессах, что, несомненно, получит свое отражение в культуре управления и методах менеджмента в образовательной сфере. Поэтому особое значение имеет постоянное совершенствование принципов, степени просвещенности, и системы подготовки руководителей сферы высшего образования. С учетом вышеизложенного можно отметить, что для достижения успешной образовательной деятельности,в частности в развитии духовности учащейся молодежи,культура управления руководителя учреждения высшей школы в условияхмегаполиса должна обеспечивать отсутствие рассогласованности действий в образовательном процессе на всех уровнях,соответствовать современным потребностям всех участников образовательного процесса. Другими словами, определенные механизмы управленческой культуры должны быть сконцентрированы на целенаправленной деятельности по изучению, развитию новых и поддержанию имеющихся методологий, благодаря которым высшее учебное заведение в социальной среде мегаполиса будет оптимально адаптировано к реалиям современного образовательного пространстваи духовного развития молодого поколения.Поиск обновленных форм развития духовности студенческой молодежи на сегодняшний день связан с успешной разработкой и результативным внедрением действенных методологий в сфере образования. В условиях мегаполиса молодежь особенно нуждается в утвердительном влияниитакого социального института,какобразовательное учреждение, задачей которого является содействие молодому поколению в формировании четкой жизненной позиции, социальной гражданственности, традиционных ценностей через конкретную культуру управления.Духовное развитие личности происходит в процессе ее становления при нахождении в молодежной среде, поэтому плодотворное воздействие на уровень духовности и нравственности стимулирует развитие человеческой индивидуальности в зависимости от существующего уровня культуры, при необходимости подвергая его корректированию с помощью методов, применяемых в образовательной деятельности.В целяхвоспитаниязначимости духовнонравственного развития в условиях мегаполиса, выработкидостойного поведения в обществе в соответствии с установленныминормами и традиционными ценностями, предлагается введение и апробация факультативной дисциплины, способствующей развитию духовной составляющей личности современной молодежи. Данный факультатив«Развитие культуры и духовности молодежи в мегаполисе»может проводиться в рамках образовательной деятельности высших учебных заведений на первом курсе для студенческой молодежив возрасте 1720 лет продолжительностью изучения один семестр. Основополагающими задачами указанной факультативной дисциплины выступают:

в области личностного развития –обеспечение формирования осознанной необходимости установленного поведения, выражение нравственных обязательств перед обществом, осуществление соблюдения моральных норм и самоконтроля, осознание ценности человеческой жизни, зависимости будущего от каждого человека в отдельности, реализация творческого потенциала личности молодежи;

в сфере социальных отношений и с позиции современного общества – оказание положительного влияния на укрепление единства социума, доверия, толерантности и способности объективно оценивать действия других, соблюдение правопорядка, трудолюбие, осознание бережного отношения к жизни, продолжению человеческого рода и успешному развитию цивилизованного благополучного общества. Содержаниефакультативаопределяется формированием следующих возможных компетенций: овладениекультурой мышления, развитие понимания значения культуры как формы человеческого существования; усвоениесущности информации;руководство принципами толерантности иосознание своего места в будущей жизнедеятельности;понимание значимости и мотивации к профессиональной деятельности; способность реализации собственных возможностей в культурнопросветительской деятельности с использованием современных технологий. Овладение указаннымикомпетенциями и повышениеуровня духовности студенческой молодежи возможныпри реализации данного факультатива посредством лекцийбесед. Так,например, может быть предложено следующее разделениедисциплиныпо темам теоретических занятий:Тема1. Понятие духовнонравственного развития молодежи всовременном обществе. Законодательная, нормативная база, регламентирующая вопросы защиты прав молодежи и развития и воспитания в нем духовности и нравственности, семейных ценностей, патриотического воспитания. Понятие морали. Формирование традиционных ценностей. Тема2. Смысл жизни. Счастье и радость.Основы смысла жизни. Понятие цели и мечты. Подходы принятия происходящего. Факторы, снижающие и повышающие веру в себя и в свое будущее. Мотивация к жизненным успехам. Желание самосовершенствоваться и улучшать свои жизненные условия. Тема3. Общение как основа межличностных отношений.Беседа –катализатор формирования истины. Результат повышения голоса. Крик –разрушающий фактор построенного. Влияние ссоры на взаимоотношения. Поиск компромисса. Эмоциональность. Ожидание выгоды. Влияние средств массовой информации на молодежь большого города.Тема4. Ценность семейных отношений. Любовь, уважение и терпение в семье. Соблюдение семейных традиций в условиях мегаполиса. Роль семейных праздников. Род –исток нравственных отношений. Значимость слова родителя. Хрупкость молодой семьи. Память семейных реликвий.В целях проверки эффективности контролирования качества и оценки приобретенных знаний в процессе усвоения факультативной дисциплины предполагается участие студентов в практических занятиях, которые являются неотъемлемой частью самостоятельной работы обучающихся.Примерамипрактических занятиймогут выступать:1. Написание эссе на тему: «Что означает «быть нравственным» в наши дни»? (написание развернутого собственного мнения с целью определения степени понимания студентамиданного термина и проявления творческих способностей в этом вопросе).2. Разработка анкеты на тему: «Высшие духовнонравственные ценности. Какое значение они имеют для молодого поколения? Каких сохранить в крупныхгородахмегаполисах?» и проведение анкетирования своих сверстников.3. Интерактивное занятие «СанктПетербург –культурная столица», на котором обучающиесядолжны выбрать позицию «за» или «против» и объединившись в группы привести доводы (частичнопоисковый метод,культурологический подход).4. Создание морального кодекса в вузе (творческая работа в группах, в которой студентыс учетом своего понимания нравственных ценностей, пробуют создать свод моральных принципов, необходимых для современной молодежи в условиях мегаполиса). 5.Найди закон–задание, направленное на расширение кругозора о гражданских правах молодежи. Студентывыбирают определенное направление, по которомуосуществляют поиск актуальных нормативноправовых актов, регулирующих вопросы защиты прав молодежив современномобществе. 6. Этикет в учебном заведении.Образ современного студента. Внешний вид, поведение (с использованием культурологического и аксиологического подхода учащиеся определяют, как должны выглядеть современные студенты, как себя вести, какой при том или иномповедении будет иметь авторитет современные педагоги, преподаватели).7. Сюжетноролевая игра на тему: «Что/кого из себя может сделать человек» (игра построена на методах нравственного самосовершенствования с целью объяснения молодежи ее значимости в будущем общества).8. Ситуация (решениеситуационнойзадачи). Перед такимзанятием студентам дается набор притч, содержащих проблемы по нравственномуповедению. После чего обучающимся предлагается представить ситуацию на основе выбранной притчи на заданную тему и рассмотреть решение одной из духовнонравственных проблем.9. Подготовка и презентация творческих проектов, находящихся в области: «Значение духовнонравственного развития молодежи в мегаполисе».После получения представления о духовнонравственном развитии молодежи в мегаполисе (после вводной беседы) учащиеся по своему желанию выбирают тему проекта, над которым проводится творческая работа в течение всего курсадисциплины; по окончании курса факультативаорганизовывают выступление с представлениемсвоеготворческогопроектав одной из предложенных форм. Выполнение такого родазаданий также возможноранжировать по уровням. Разные уровни практических заданийпредполагают различную степень усвоенияобразовательного материала. Данная система заданий, различных поуровням,может быть охарактеризована такими особенностями, как:ориентированность на определение/выявление и запоминание существующих проблем в области духовного развития, проверку навыков вконкретной ситуации, анализ полученных результатов и формулирование выводов при решении различных задач, творческая реализация способностей, направленных на совершенствование системы развития духовности студенческой молодежи.

На основании приведенных теоретических и практических заданий факультативной дисциплины «Развитие культуры и духовности молодежи в мегаполисе»можно отметить, что подобный курс может благотворно повлиять на становление духовности обучающейся молодежи и повысить степень ее понимания значимости нравственных ценностей в условиях городовмегаполисов. Также, изучение данной факультативной дисциплины ведет к вероятности обновления образовательных знаний студенческой молодежи в области духовного развития в процессе обучения в вузе, что является одной из важнейших задач управленческой культуры на сегодняшний день. Формирование духовности молодого поколения под воздействием крупных городов в настоящее время требует особого внимания, поскольку именно от того, насколько вразумительнов вузах будет предоставляться информация, развивающая духовную компоненту личности студента, зависит уровень его дальнейшего вклада в культурнопросветительскую деятельность будущего общества.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что становление духовности студенческой молодежи в условиях мегаполиса подвержено косвенному влияниюкультуры управления, существующейв высшем образовательномучреждении. В связи с этим, по нашему мнению, руководителю в высшей школе необходимо иметь четкое представление о процессахразвитиядуховности и формированиянравственных ценностей молодого поколения,и в целях реализацииданныхпроцессов в правильном направлении –создавать все условия для наличия подобных факультативных дисциплинв образовательной деятельности высшей школы.

Y.A. Korol, student (master)Russian state pedagogical university named A.I. Herzen, St. Petersburg Education of spirituality student youth in a megalopolis through the prism of management culture high schoolAbstract:This article deals with the current state of spiritualand moral potential of student youthunder the influence of the conditions of the megalopolis. A portrait of a modern leader of higher education. Characterizedthe principles of relationship management culture and spiritual education of student youthin the educational process. A fragment of elective disciplineforming moral qualities young people studying at a university in a megalopolis.Keywords:education of spirituality, megalopolis, culture management, student youth, higher educational institution.