К вопросу повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алабина
Т.
А. К вопросу повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3816–3820. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55028.htm.
Аннотация. В статье показаны основы формирования расходной части бюджета Кемеровской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, обозначены подходы к его исполнению Главным финансовым управлением региона. Автором проанализирована практика исполнения расходной части областного бюджета, в том числе реализация долгосрочных целевых программ, оценка эффективности которых проведена коэффициентными и эконометрическими методами. Результатом исследования стали предложенные автором мероприятия, направленные на повышение эффективности управления расходами бюджета региона в рамках регионального конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области.
Ключевые слова:
расходы бюджета, программно-целевой подход (метод), целевые программы, региональные проблемы, эффективность и результативность, кемеровская область
Текст статьи
Алабина Татьяна Александровна, кандидатэкономическихнаук, доценткафедры финансов и кредита Кемеровского государственного университета,г. Кемеровоmadamalabina@yandex.ru
К вопросу повышенияэффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области
Аннотация. В статье показаны основы формирования расходной части бюджета Кемеровской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, обозначены подходы к его исполнению Главным финансовым управлением региона. Автором проанализирована практика исполнения расходной части областного бюджета, в том числе реализация долгосрочных целевых программ, оценка эффективности которых проведена коэффициентными и эконометрическими методами. Результатом исследования сталипредложенные автороммероприятия, направленные на повышение эффективности управления расходами бюджета региона в рамках регионального конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области.Ключевые слова:программноцелевой подход (метод), целевые программы, расходы бюджета, региональные проблемы, эффективность и результативность, Кемеровская область.
Направленностьна программноцелевой метод формирования бюджета заявлена Правительством Российской Федерациии отраженав Стратегии социальноэкономического развития Кемеровской области до 2025 года: формирование бюджета России и регионов должно основываться на федеральныхи региональных целевых и ведомственных программах при постепенном сокращении непрограммной части. Закон Кемеровской области «Об областном бюджетена 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» № 113ОЗ от 07 декабря 2012 года сформирован в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» № 216ФЗ от 03 декабря 2012 года. В его основе лежат базовые направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации и Кемеровской области на текущий финансовый год и плановый период, а также итоги 2012 года и прогноз социальноэкономического развития страны и области. При формировании расходной части областного бюджета в 2013 году общим объемом в 100,028 млрд. рублей по заявлению региональных органов исполнительной власти [1.С. 8297]было реализовано: 1)консервативный подход в связи с сокращением доходной части областного бюджета региона (изменение распределения нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральным и областным бюджетами, снижение налогооблагаемой базы по доходу на добычу полезных ископаемых, увеличение предоставления льгот по отдельным налогом и другое).2) учёт реализациив среднесрочной перспективе «майских» указов Президента Российской Федерации,осуществление мероприятий по которым повлечет за собой значительное увеличение нагрузки на бюджет. Так, только на поэтапное повышение среднего уровня оплаты труда работников бюджетной сферы на период до 2018 года потребуется два годовых областных бюджета.3) социальная направленность бюджета(практикуется уже в течение пятнадцати лет): 78,4% расходов в2013 году составятрасходы на реализацию социальной политики. В марте 2013 года в целях привлечения независимых экспертов, представителей наукииобщественности, а также молодежи к анализуи оценкиэффективности управления общественными финансами Кемеровской области, в томчисле бюджетных расходов, выявления резервов доходной, расходной части областного бюджета, способов сокращения государственного долга Кемеровской области и затрат на его обслуживание, совершенствования механизмов внешнего контроля за исполнением областного бюджета главное финансовое управление Кемеровской области и общественный экспертный совет при заместителе губернатора Кемеровской области начальнике главного финансового управления объявили конкурс на лучшее предложение по повышению качества управленияобщественными финансами Кемеровской области. По условиям конкурса1в нем могли принять участие учреждения, предприятия, общественные объединения, фонды, ассоциации, коллективы и другие организации независимо от форм собственности, а также эксперты, научные работники, студенты, представители молодежи и другие физические лица независимо от возраста, образования и профессии. Одной из трёх номинаций конкурса было заявлено «Лучшее предложение по повышению эффективности управления расходной частью областного бюджета Кемеровской области».В целях повышения эффективности управления расходной частью областного бюджета Кемеровской области, в частирешения задач по оптимизации расходов областного бюджета при безусловном сохранении надлежащего качества и результативности их осуществления, в том числе за счет выявления неэффективных расходов бюджета, совершенствования порядка и структуры бюджетного финансирования, развития современных форм и методов финансового контроля, а также совершенствования механизмов внешнего контроля за исполнением областного бюджетаавтором было предложено внедрение следующих мероприятий:1. Формирование расходной части областного бюджета Кемеровской области на 2014 г. и последующие годы программноцелевым методом, а именно в разрезе государственных программ, что в настоящий момент является не только научнообоснованным2, но и практикодоказанным. В Кемеровской области в 1993 годув условиях глубокого трансформационного кризиса региональные власти впервые определили идею применения программноцелевого подхода для решения наиболее острых проблем: началась разработка и реализация таких региональных целевых программ, как «Фата», «Милосердие», «Кузбасс детям», «СелоКонкорд» и другие.Однако внедрение программноцелевого метода на уровне региона не всегда было успешным:наблюдались как положительные моменты, так и отрицательные особенностиего реализации. К последним можно отнести: 1) решение социальноэкономических проблем области в 1993 1998 годы сопровождалось неэффективным освоением бюджетных средств, хроническим недофинансированием и невыполнением программных мероприятий; 2) использование программноцелевого подхода в 1999 2008 годы в большей части только для решения социальных проблем; 3) существующие до 2008 года в области целевые программы не были направлены на структурную перестройку экономики региона.
Несмотря на вышеперечисленное, положительното, что: 1«Положение о порядке проведения конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области» утверждено приказом главного финансового управления Кемеровской области № 21 от 15.03.2013.2Так, согласно статистике поискового запроса Российского индекса научного цитирования свыше шести тысяч зарегистрированных здесь работ изучают программноцелевой подход (метод). Кроме того, в работе В. Н. Лексина и А. Н. Швецова [2. С. 564]отмечено, что «только в работах отечественных специалистов за 1980 1999 годы… [представлено] более тридцати различающихся определений «программ»…».1) власти регионаприобрели инструмент реализации плановых мероприятий, под которое было создано соответствующее законодательство; 2)был получен многолетнийопыт в апробации программноцелевого метода в качестве инструмента реализации региональной экономической политики;3) к 2006 году в области практически устраненыпроблемы, заложенныеглубоким трансформационным кризисом, в том числепутём реализации программного подхода; 4) к 2008 году органы региональной власти перешли к оперативному решению возникающих проблем при помощи разработки и реализации новых региональных целевых программ;
5) в период с октября 2008 года по май 2009 года целевые программы области стали одним из важных инструментов снижения последствий финансового кризиса; 6) ещё в предкризисный период 2008 2009 годоврегиональные властями Кемеровской области начали использовать программноцелевой метод не только в качестве инструмента решения существующих проблем, но как попытку предотвратить новые на основе прогноза социальноэкономического развития региона, а также в качестве инструмента постепенной структурнойперестройки экономики.В качестве примере можно привести разработку и реализацию региональной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области», которая в феврале 2009 годавошла в качестве составного элементав комплексную«Программунаучного и технологического обеспечения социальноэкономического развития Кемеровской области». Таким образомбыла фактически предпринята попытка структурной перестройки экономики области программноцелевым методом. Но её реализация опоздала практически на 5 лет, что признают официальные региональныевласти. В результате, в Кемеровской области к 2011 годупоявились новые точки роста: формирование энергоугольных кластеров и переработка отходов (промышленных и твёрдых бытовых), метаноугольная и нефтеперерабатывающая отрасли.Формирование бюджета Кемеровскойобласти на 2014 и последующие годы программноцелевым методомобозначенои в п. 2.3 Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р от 28.12.2012 «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области». Однако в целях совершенствования структуры бюджетного финансирования доля государственных программ должна быть оптимально необходимойи достаточной: с одной стороны, их реализация предполагает целевой характер финансирования, а, значит, невозможность нецелевого использования средств и строгий контроль, а, с другой стороны, обязательства органов исполнительной властирегиона текущего финансирования отдельных статей расходов бюджета, выходящих за рамки целевых программ. Доля программноцелевого финансирования в расходной части бюджета Кемеровской областив настоящий момент составляет 98%, что является достаточно высоким показателем.Следовательно, необходимо вычислить долю или объём целевого финансированияв расходной части областного бюджета, например, при помощи математических методов (можно использовать метод главных компонент, который обозначен в работахЧечулинаи др.[3,4]).2. Выделениеосновных социальноэкономических проблем Кемеровской области для обоснования применения программноцелевого подхода, комплексныйучет данных проблем в стратегии развития территории, целевых программах, национальных и региональных проектах, а также создание системы прогнозированиятаких проблем на краткосрочную и среднесрочную перспективу на основе разработанных (существующих) макроэкономических показателей развития регионав целях оптимизации расходов бюджета.При этом возможна разработка системы прогнозирования ожидаемых проблем в связи с изменением текущей социальноэкономической конъюнктуры на базе департамента экономического развития администрации Кемеровской области с привлечением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, различных институтов прогнозноплановых разработок, а также ведущих учёныхКемеровской области, Российской Федерации и зарубежных странв рамках системы грантов.Например,в п. 2 вышеупомянутого Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р указаны организация разработки и разработка государственных программ Кемеровской области, но на решение каких проблем должны быть направлены эти программы не уточнено. Нет такой информации и в Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года.
В настоящий момент при разработке целевых программ, как правило, указываются мероприятия, направленные на решение проблемы, заявленной программой. Однако не учитываются и не прогнозируются негативные последствия программы. Например, ряд мероприятий целевых программ и национальных проектов, направленных на повышение рождаемости в регионе с 2007 года,породили через 3 года нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. В результате с2010 годавозникла необходимостьразрабатывать и принимать новую программу «Детсады» по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений, реализуемую в Кузбассе последние тригода. Дальнейший прогноз демографической ситуации в регионе (с учётом приблизительной миграции населения) указывает на необходимостьдополнительных мест начальной школы в средних общеобразовательных учреждениях в течение последующих двухтрёхлет. В результате напрашивается резонный вывод: будем принимать региональную программу «Начальная школа»?!Таким образом, кстати сказать, только увеличивается количество разрабатываемых в регионе программ, а, значит, страдает их качество. Следовательно,изначально было необходимо разрабатывать комплексную программу, прогнозирующую и учитывающую все вышеперечисленные проблемы и аспекты.В результате комплексного подхода (укрупнения госпрограмм, сокращения их количества, повышение качества реализации программноцелевого подхода) предполагается наиболее эффективное использование каждого вложенного рубля бюджетных средств, направленных на разработку и реализацию программ.Например, реализация целевой программы «Жилище» способствовалане только решению социальных проблем региона, но и развитию строительной отрасли, обладающей мультипликативным эффектом и способствующей созданию дополнительных новых рабочих мест. В ходе её реализации былисозданы правоваяи организационнаябазагосударственной жилищной политики,определены приоритетные направления и отработаны механизмы реализацииэтой политики, была сформирована нормативноправовая основа, являющаяся базой регулирования вопросов, связанных со строительствомжилья, жилищнокоммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.Оценка эффективности программы проводилась при помощи эконометрических методов[5]. 3. Переход от оценки результативности к оценкеэффективности бюджетных расходов на основегосударственных программ. В настоящее время порядок оценкиэффективности долгосрочных целевых программ в регионе осуществляется в соответствии с Постановлением, утвержденным Коллегией администрации Кемеровской области №415 от 26 сентября 2008 года«Об утверждении порядка принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»и включает:1)оценкурезультатов реализации программыс помощью сопоставления фактических и плановых значений целевых индикаторов и объемов финансирования из областного бюджета по мероприятиям программы. В случае наличия существенных различий между данными показателями по каждому целевому индикатору проводится анализ причин их вызвавших, который включается в пояснительную записку;2)оценкусостояния целевого индикатора программы по итогам оценки результатов реализации программы, котораябазируетсяна балльном принципе, отражая степень достижения целевого индикатора при фактически достигнутом уровне бюджетных расходов в отчетном периоде, т. е. году;3)оценкуэффективности реализации программы методомсравнения итоговой оценки состояния с количеством целевых индикаторов. По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программымогут быть сделаны выводы о том, что эффективность повысилась, снизилась, находится на уровне предыдущего года, а также вывод о неэффективности программы. Указанные выводы подлежат включению в пояснительную записку.Однако все перечисленные способы в большей мере отражают именно результативность, а не эффективность, так как последняя включает в себя не только экономическую (коммерческую) и бюджетную оценку, но и социальную(общественную), которую должны отражать целевые индикаторы программы[6,С. 5]. По каждой программе обозначены такие индикаторы, как правило, назначенныеэкспертным путём, т.е. оценены субъективно.Но влияние обозначенных в программе мероприятий на выбор, выполнение и/или улучшение именно данных целевых индикаторов не доказано[7]. Например, реализация программы «Модернизация здравоохранения Кемеровской области на 20112012 годы»предполагалапроведение как текущего, таки капитального ремонта учреждений здравоохранения, последовательное внедрение современных информационных систем в здравоохранение,проведение диспансеризации подростков в возрасте 14 лети создание центров медикосоциальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В качестве целевых индикаторов этой целевой программы заявлены ожидаемая продолжительность жизни, ожидаемая смертность, младенческая смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения в трудоспособном возрасте от алкоголизмаи другие. Возникает закономерный вопрос:каким образом объём финансирования обозначенных мероприятий программы влияет на фактическое выполнение целевых индикаторов и почему выбраны именно этипоказатели?На основе каких расчетов?Кстати сказать, региональные власти фактически признают собственную недоработку по оценке госпрограмм:в Стратегии социальноэкономического развития Кемеровской области до 2025 годав п. 4.1.1 обозначено, что «…Областные целевые программы широко используются, но эффективность их не замеряется».В Распоряжении Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р от 28 декабря 2012 года«Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области» указанастатья по внедрениюгосударственных программ, в том числе обеспечение мониторинга и анализа хода реализации государственных программ, но по оценкеэффективности бюджетных расходов информация отсутствует. Для выявления неэффективных расходов бюджетапредлагается использовать более глубокий расчёт показателей общественной (социальной), коммерческой и бюджетной эффективностигосударственныхпрограмм на основе коэффициентных3[8]и математических методов.Расчеты с применением коэффициентов проводились российскими исследователями по целевым программам некоторых субъектов РФ, 3Например, можно использовать показатели, определённые в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» № ВК 477, утвержденных Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21 июня 1999 года.которые были обозначены региональными органами власти как эффективные в соответствие с утвержденной в регионе методикой оценки. Однако более детальный расчёт показателей по Методическим рекомендациям показал их малую эффективность.Кроме того, в качествесовременных методов контроля и анализа эффективности целевых программ предлагается такжеиспользовать эконометрические методы и модели[9], которые позволят оценить влияние как отдельных целевых программ, так и совокупное влияние программноцелевого метода на социальноэкономическое развитие региона, пересмотреть систему целевых индикаторов по программе или мероприятий, реализуемых в ней.Эконометрические методы применяютсяпри оценке развития экономики страны и региона, инфляционных процессов в экономике, оценке сберегательного потенциала населения региона, организации бюджетного процесса, оценке воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику регионаи других. Врезультате проведенных исследований долгосрочных целевых программ Кемеровской области на основе вышеобозначенных методоввыявлено:
долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области на 2012 2015 годы» является малоэффективной и требует как пересмотра мероприятий, так и системыцелевых индикаторов. Однако отказываться от этой программы нецелесообразно, так какагропромышленный комплекс является субсидируемым во всех странах мира и в условиях членства России в ВТО требует поддержки со стороны государства и региональных органов исполнительной власти;
не оказывают существенного влияния на социальноэкономическое развитие Кемеровской областитакие федеральные программы как «Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера», «Дети России», «Повышение плодородия почв России» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», а также региональные «Борьба с преступностью и профилактика правонарушений» и «Культура Кузбасса». Как правило, доля каждой не превышает 5% от объёмов финансированияпрограмм соответствующего уровня, а, следовательно, отсутствует мультипликативный эффект от их реализации. Парадоксальным для нашего региона является то, что, чем он более экономически развит, тем менее эффективны программы «Дети России» и «Повышение плодородия почв России». Данный парадокс можно объяснить тем, что эффект от этих программ наступает в среднеидолгосрочной перспективе. 4. Мониторинг и анализ исполнения бюджета на основеаудитаэффективности4современноговидагосударственного финансового контроля над формированием и исполнением бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и достижением получателями бюджетных средств установленных конечных социальноэкономических результатов. Аудит эффективности отличается от финансового контроля.Основной целью здесь является оценка эффективности использования государственных ресурсов, ане выявление нарушений в сфере финансового законодательства. Аудитэффективности включает в себя аудит целевого использования средств бюджетов и анализ эффективности использования выделяемых государственных средств. Объектом внимания аудита эффективности выступают,в первую очередь,результаты деятельности органов публичного управления всех уровней. 4Данное предложение может быть реализовано в рамках всех номинаций конкурса, указанных в п. 4 «Положения о порядке проведения конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области», утвержденного Приказом Главного финансового управления Кемеровской области от 15.03.2013 № 21, в части, соответствующей каждому. Согласно Приказа Министерства финансовРФ от 29июня 2011 года№ 73н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов» предусмотрены индикаторы, отражающие наличие нормативно установленной обязанности проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ субъекта РФ, а также доли долгосрочных целевых программ, проекты которыхпрошли публичные обсуждения.Предлагается на основе выявленныхсоциальноэкономических проблемрегионапроводить публичные обсуждения принимаемых программ с использованием СМИ и сети Интернет.Сам способ публичности информации признают и органы исполнительной власти Кемеровской области:повышение прозрачности деятельности органов государственной власти обозначено в п. 6 Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р, однако все мероприятия сводятся к размещению информации на Интернетсайтах без указания форм и способов размещения.Прежде,чем совершенствовать механизмы контроля над бюджетным процессом, необходимо реализовать не формальную, а реальную прозрачность отчёта об исполнении бюджета Кемеровской области. Например, на сайте Главногофинансового управления Кемеровской области периодически размещается«Отчёт об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета государственного внебюджетного фонда» на отчетную дату с подробной информацией по доходам ирасходам бюджета,источникам финансирования дефицита бюджета и таблицей консолидируемых расчетов. Но такое табличное представление данных достаточно сложно для восприятия среднего обывателя. Необходимо дополнениеанализом, укрупненной группировкой по основным статьям, наличием различных графиков и таблиц с указанием доли в бюджете, сравнением с предыдущими периодами (минимум три) для большей наглядности и лучшего восприятия информации населением региона, не имеющим специального образования (как правило, экономического). «…Бюджетнаяполитика все еще во многом остается неясной для общества…»5.
В качестве положительного примера предлагаетсяиспользовать опыт представления информации по приоритетным национальным и региональным проектамна сайте администрации Кемеровской области6.Такимже образом может быть представлена информация по реализации долгосрочных целевых программ Кемеровской области.Пусть не всех, но основных, которые соответствуют, например, следующим критериям:
объёмы финансирования по целевой программе значительны: доляфинансирования мероприятий программы до 1030% в ежегодном финансировании целевых программ;
программа реализуется тригода и более, а, следовательно, может быть представлен анализ данных за несколько отчетных периодов;
региональной программе соответствует федеральный аналог и / или она является подпрограммой федеральной программы. На этой основе можно будет выявить общее и особенности реализации целевых программ в разрезе нескольких субъектов РФ;
в последние годы мероприятия программы реализуются в рамках приоритетных национальных или региональных проектов, т.е. используется комплексный подход к решению проблемы, наличие мультипликативного эффекта.Только врезультате системного использования всех вышеперечисленных мероприятий возможно ожидать повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области. С этим утверждением в полной мере согласны 5Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию на 20132015 годы. 6Реализация приоритетных национальных проектов в Кемеровской области: http://www.ako.ru/PRIORITET/zdrav/svod.asp?n=1. региональные органы исполнительной власти в лице Главного финансового управления, которые признали интересными и актуальными предложения по изменению подходов к формированию региональных целевых программ Кемеровской области7.
Ссылки на источники1.Тулеев А., Ващенко С. Юбилейный бюджет реальных дел 2013 2015. Кемерово: Информационноиздательский отдел Кемеровского ГСХИ, 2012. 132 с. 2.Лексин В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социальноэкономическая ситуация, право, статистика.изд. стереотипное. М.: ЭдиториалУРСС, 2002. 368 с. 3.Чечулин В. Л., Алабина Т. А., Пьянкова Е. С. Определение рекомендуемого минимума неснижаемого остатка на счетах банка, обеспечивающего гарантированную доходность // Социальноэкономические преобразования в России: сборник научных трудов. Вып. 4. / под ред. проф. В. А. Шабашева. Кемерово: ГП «Кемеровский полиграфический комбинат», 2007, 407 с. С.139142. 4.Чечулин В.Л., Грацилёв В. И. Устойчивый метод главных компонент// Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2013.№3(22). С. 8184.5.Алабина Т. А., Федулова Е. А. Использование эконометрических методов для оценки программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. ISSN 20788975. 2012. Выпуск №3 (51). С. 261265.6.Глушакова О.В., Вайсберг Я. А. Концептуальные и методические подходы к типологизации социального и экономического пространства регионов (на примере Сибирского федерального округа) // Сибирская финансовая школа. 2013. №2. С. 3 14. 7.Алабина Т. А. Оценка применения программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области): Дис. … кта экон. наук: 08.00.05. Кемерово, 2012. 359 с.8.Сидорина И. Ф. Оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов //Наука и Экономика. 2010. №3. С.10 17. 9.Алабина Т. Применение эконометрических методов для оценки программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области). ISBN 9783659243158. Saarbrücken: LAP LAMBERTAcademic Publishing, 2012. 228 с.
Alabina Tatiana,сandidate of еconomics, аssociate professor of department «Finance and credit» of Kemerovo State University,Kemerovomadamalabina@yandex.ruTo the question of the increasing of the efficiency of the management of expensive form of the budget of Kemerovo regionAbstract. The article shows the basis of the formation of expensive form of the budget of Kemerovo region for 2013 and the planning period of 2014 and 2015 as well as approaches were identified to its implementation by the Chief Financial management in the region. The author analyzed the practice of implementation of account part of the regional budget, including the realization of longterm target programs, which assessment of efficiency is carried out by coefficient and econometric methods.The measures which were suggested by the author result of the research which aimed at improving the efficiency of management of regional budget‱s expenditure in the context of regional competition for the best offer to improve the quality of public finance of Kemerovo region were the result of the research.Keywords:targetoriented approach (method), targeted programs, budget expenditures, regional issues, efficiency and effectiveness, the Kemerovo region. 7Исследование получило поддержку и одобрение Главного финансового управления Кемеровской области в рамках конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области: http://www.ofukem.ru/content/view/1634/1/.
К вопросу повышенияэффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области
Аннотация. В статье показаны основы формирования расходной части бюджета Кемеровской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, обозначены подходы к его исполнению Главным финансовым управлением региона. Автором проанализирована практика исполнения расходной части областного бюджета, в том числе реализация долгосрочных целевых программ, оценка эффективности которых проведена коэффициентными и эконометрическими методами. Результатом исследования сталипредложенные автороммероприятия, направленные на повышение эффективности управления расходами бюджета региона в рамках регионального конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области.Ключевые слова:программноцелевой подход (метод), целевые программы, расходы бюджета, региональные проблемы, эффективность и результативность, Кемеровская область.
Направленностьна программноцелевой метод формирования бюджета заявлена Правительством Российской Федерациии отраженав Стратегии социальноэкономического развития Кемеровской области до 2025 года: формирование бюджета России и регионов должно основываться на федеральныхи региональных целевых и ведомственных программах при постепенном сокращении непрограммной части. Закон Кемеровской области «Об областном бюджетена 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» № 113ОЗ от 07 декабря 2012 года сформирован в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» № 216ФЗ от 03 декабря 2012 года. В его основе лежат базовые направления бюджетной и налоговой политики Российской Федерации и Кемеровской области на текущий финансовый год и плановый период, а также итоги 2012 года и прогноз социальноэкономического развития страны и области. При формировании расходной части областного бюджета в 2013 году общим объемом в 100,028 млрд. рублей по заявлению региональных органов исполнительной власти [1.С. 8297]было реализовано: 1)консервативный подход в связи с сокращением доходной части областного бюджета региона (изменение распределения нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральным и областным бюджетами, снижение налогооблагаемой базы по доходу на добычу полезных ископаемых, увеличение предоставления льгот по отдельным налогом и другое).2) учёт реализациив среднесрочной перспективе «майских» указов Президента Российской Федерации,осуществление мероприятий по которым повлечет за собой значительное увеличение нагрузки на бюджет. Так, только на поэтапное повышение среднего уровня оплаты труда работников бюджетной сферы на период до 2018 года потребуется два годовых областных бюджета.3) социальная направленность бюджета(практикуется уже в течение пятнадцати лет): 78,4% расходов в2013 году составятрасходы на реализацию социальной политики. В марте 2013 года в целях привлечения независимых экспертов, представителей наукииобщественности, а также молодежи к анализуи оценкиэффективности управления общественными финансами Кемеровской области, в томчисле бюджетных расходов, выявления резервов доходной, расходной части областного бюджета, способов сокращения государственного долга Кемеровской области и затрат на его обслуживание, совершенствования механизмов внешнего контроля за исполнением областного бюджета главное финансовое управление Кемеровской области и общественный экспертный совет при заместителе губернатора Кемеровской области начальнике главного финансового управления объявили конкурс на лучшее предложение по повышению качества управленияобщественными финансами Кемеровской области. По условиям конкурса1в нем могли принять участие учреждения, предприятия, общественные объединения, фонды, ассоциации, коллективы и другие организации независимо от форм собственности, а также эксперты, научные работники, студенты, представители молодежи и другие физические лица независимо от возраста, образования и профессии. Одной из трёх номинаций конкурса было заявлено «Лучшее предложение по повышению эффективности управления расходной частью областного бюджета Кемеровской области».В целях повышения эффективности управления расходной частью областного бюджета Кемеровской области, в частирешения задач по оптимизации расходов областного бюджета при безусловном сохранении надлежащего качества и результативности их осуществления, в том числе за счет выявления неэффективных расходов бюджета, совершенствования порядка и структуры бюджетного финансирования, развития современных форм и методов финансового контроля, а также совершенствования механизмов внешнего контроля за исполнением областного бюджетаавтором было предложено внедрение следующих мероприятий:1. Формирование расходной части областного бюджета Кемеровской области на 2014 г. и последующие годы программноцелевым методом, а именно в разрезе государственных программ, что в настоящий момент является не только научнообоснованным2, но и практикодоказанным. В Кемеровской области в 1993 годув условиях глубокого трансформационного кризиса региональные власти впервые определили идею применения программноцелевого подхода для решения наиболее острых проблем: началась разработка и реализация таких региональных целевых программ, как «Фата», «Милосердие», «Кузбасс детям», «СелоКонкорд» и другие.Однако внедрение программноцелевого метода на уровне региона не всегда было успешным:наблюдались как положительные моменты, так и отрицательные особенностиего реализации. К последним можно отнести: 1) решение социальноэкономических проблем области в 1993 1998 годы сопровождалось неэффективным освоением бюджетных средств, хроническим недофинансированием и невыполнением программных мероприятий; 2) использование программноцелевого подхода в 1999 2008 годы в большей части только для решения социальных проблем; 3) существующие до 2008 года в области целевые программы не были направлены на структурную перестройку экономики региона.
Несмотря на вышеперечисленное, положительното, что: 1«Положение о порядке проведения конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области» утверждено приказом главного финансового управления Кемеровской области № 21 от 15.03.2013.2Так, согласно статистике поискового запроса Российского индекса научного цитирования свыше шести тысяч зарегистрированных здесь работ изучают программноцелевой подход (метод). Кроме того, в работе В. Н. Лексина и А. Н. Швецова [2. С. 564]отмечено, что «только в работах отечественных специалистов за 1980 1999 годы… [представлено] более тридцати различающихся определений «программ»…».1) власти регионаприобрели инструмент реализации плановых мероприятий, под которое было создано соответствующее законодательство; 2)был получен многолетнийопыт в апробации программноцелевого метода в качестве инструмента реализации региональной экономической политики;3) к 2006 году в области практически устраненыпроблемы, заложенныеглубоким трансформационным кризисом, в том числепутём реализации программного подхода; 4) к 2008 году органы региональной власти перешли к оперативному решению возникающих проблем при помощи разработки и реализации новых региональных целевых программ;
5) в период с октября 2008 года по май 2009 года целевые программы области стали одним из важных инструментов снижения последствий финансового кризиса; 6) ещё в предкризисный период 2008 2009 годоврегиональные властями Кемеровской области начали использовать программноцелевой метод не только в качестве инструмента решения существующих проблем, но как попытку предотвратить новые на основе прогноза социальноэкономического развития региона, а также в качестве инструмента постепенной структурнойперестройки экономики.В качестве примере можно привести разработку и реализацию региональной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Кемеровской области», которая в феврале 2009 годавошла в качестве составного элементав комплексную«Программунаучного и технологического обеспечения социальноэкономического развития Кемеровской области». Таким образомбыла фактически предпринята попытка структурной перестройки экономики области программноцелевым методом. Но её реализация опоздала практически на 5 лет, что признают официальные региональныевласти. В результате, в Кемеровской области к 2011 годупоявились новые точки роста: формирование энергоугольных кластеров и переработка отходов (промышленных и твёрдых бытовых), метаноугольная и нефтеперерабатывающая отрасли.Формирование бюджета Кемеровскойобласти на 2014 и последующие годы программноцелевым методомобозначенои в п. 2.3 Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р от 28.12.2012 «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области». Однако в целях совершенствования структуры бюджетного финансирования доля государственных программ должна быть оптимально необходимойи достаточной: с одной стороны, их реализация предполагает целевой характер финансирования, а, значит, невозможность нецелевого использования средств и строгий контроль, а, с другой стороны, обязательства органов исполнительной властирегиона текущего финансирования отдельных статей расходов бюджета, выходящих за рамки целевых программ. Доля программноцелевого финансирования в расходной части бюджета Кемеровской областив настоящий момент составляет 98%, что является достаточно высоким показателем.Следовательно, необходимо вычислить долю или объём целевого финансированияв расходной части областного бюджета, например, при помощи математических методов (можно использовать метод главных компонент, который обозначен в работахЧечулинаи др.[3,4]).2. Выделениеосновных социальноэкономических проблем Кемеровской области для обоснования применения программноцелевого подхода, комплексныйучет данных проблем в стратегии развития территории, целевых программах, национальных и региональных проектах, а также создание системы прогнозированиятаких проблем на краткосрочную и среднесрочную перспективу на основе разработанных (существующих) макроэкономических показателей развития регионав целях оптимизации расходов бюджета.При этом возможна разработка системы прогнозирования ожидаемых проблем в связи с изменением текущей социальноэкономической конъюнктуры на базе департамента экономического развития администрации Кемеровской области с привлечением Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, различных институтов прогнозноплановых разработок, а также ведущих учёныхКемеровской области, Российской Федерации и зарубежных странв рамках системы грантов.Например,в п. 2 вышеупомянутого Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р указаны организация разработки и разработка государственных программ Кемеровской области, но на решение каких проблем должны быть направлены эти программы не уточнено. Нет такой информации и в Стратегии развития Кемеровской области до 2025 года.
В настоящий момент при разработке целевых программ, как правило, указываются мероприятия, направленные на решение проблемы, заявленной программой. Однако не учитываются и не прогнозируются негативные последствия программы. Например, ряд мероприятий целевых программ и национальных проектов, направленных на повышение рождаемости в регионе с 2007 года,породили через 3 года нехватку мест в детских дошкольных учреждениях. В результате с2010 годавозникла необходимостьразрабатывать и принимать новую программу «Детсады» по строительству и реконструкции детских дошкольных учреждений, реализуемую в Кузбассе последние тригода. Дальнейший прогноз демографической ситуации в регионе (с учётом приблизительной миграции населения) указывает на необходимостьдополнительных мест начальной школы в средних общеобразовательных учреждениях в течение последующих двухтрёхлет. В результате напрашивается резонный вывод: будем принимать региональную программу «Начальная школа»?!Таким образом, кстати сказать, только увеличивается количество разрабатываемых в регионе программ, а, значит, страдает их качество. Следовательно,изначально было необходимо разрабатывать комплексную программу, прогнозирующую и учитывающую все вышеперечисленные проблемы и аспекты.В результате комплексного подхода (укрупнения госпрограмм, сокращения их количества, повышение качества реализации программноцелевого подхода) предполагается наиболее эффективное использование каждого вложенного рубля бюджетных средств, направленных на разработку и реализацию программ.Например, реализация целевой программы «Жилище» способствовалане только решению социальных проблем региона, но и развитию строительной отрасли, обладающей мультипликативным эффектом и способствующей созданию дополнительных новых рабочих мест. В ходе её реализации былисозданы правоваяи организационнаябазагосударственной жилищной политики,определены приоритетные направления и отработаны механизмы реализацииэтой политики, была сформирована нормативноправовая основа, являющаяся базой регулирования вопросов, связанных со строительствомжилья, жилищнокоммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.Оценка эффективности программы проводилась при помощи эконометрических методов[5]. 3. Переход от оценки результативности к оценкеэффективности бюджетных расходов на основегосударственных программ. В настоящее время порядок оценкиэффективности долгосрочных целевых программ в регионе осуществляется в соответствии с Постановлением, утвержденным Коллегией администрации Кемеровской области №415 от 26 сентября 2008 года«Об утверждении порядка принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»и включает:1)оценкурезультатов реализации программыс помощью сопоставления фактических и плановых значений целевых индикаторов и объемов финансирования из областного бюджета по мероприятиям программы. В случае наличия существенных различий между данными показателями по каждому целевому индикатору проводится анализ причин их вызвавших, который включается в пояснительную записку;2)оценкусостояния целевого индикатора программы по итогам оценки результатов реализации программы, котораябазируетсяна балльном принципе, отражая степень достижения целевого индикатора при фактически достигнутом уровне бюджетных расходов в отчетном периоде, т. е. году;3)оценкуэффективности реализации программы методомсравнения итоговой оценки состояния с количеством целевых индикаторов. По результатам оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программымогут быть сделаны выводы о том, что эффективность повысилась, снизилась, находится на уровне предыдущего года, а также вывод о неэффективности программы. Указанные выводы подлежат включению в пояснительную записку.Однако все перечисленные способы в большей мере отражают именно результативность, а не эффективность, так как последняя включает в себя не только экономическую (коммерческую) и бюджетную оценку, но и социальную(общественную), которую должны отражать целевые индикаторы программы[6,С. 5]. По каждой программе обозначены такие индикаторы, как правило, назначенныеэкспертным путём, т.е. оценены субъективно.Но влияние обозначенных в программе мероприятий на выбор, выполнение и/или улучшение именно данных целевых индикаторов не доказано[7]. Например, реализация программы «Модернизация здравоохранения Кемеровской области на 20112012 годы»предполагалапроведение как текущего, таки капитального ремонта учреждений здравоохранения, последовательное внедрение современных информационных систем в здравоохранение,проведение диспансеризации подростков в возрасте 14 лети создание центров медикосоциальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В качестве целевых индикаторов этой целевой программы заявлены ожидаемая продолжительность жизни, ожидаемая смертность, младенческая смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте, смертность населения в трудоспособном возрасте от алкоголизмаи другие. Возникает закономерный вопрос:каким образом объём финансирования обозначенных мероприятий программы влияет на фактическое выполнение целевых индикаторов и почему выбраны именно этипоказатели?На основе каких расчетов?Кстати сказать, региональные власти фактически признают собственную недоработку по оценке госпрограмм:в Стратегии социальноэкономического развития Кемеровской области до 2025 годав п. 4.1.1 обозначено, что «…Областные целевые программы широко используются, но эффективность их не замеряется».В Распоряжении Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р от 28 декабря 2012 года«Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кемеровской области» указанастатья по внедрениюгосударственных программ, в том числе обеспечение мониторинга и анализа хода реализации государственных программ, но по оценкеэффективности бюджетных расходов информация отсутствует. Для выявления неэффективных расходов бюджетапредлагается использовать более глубокий расчёт показателей общественной (социальной), коммерческой и бюджетной эффективностигосударственныхпрограмм на основе коэффициентных3[8]и математических методов.Расчеты с применением коэффициентов проводились российскими исследователями по целевым программам некоторых субъектов РФ, 3Например, можно использовать показатели, определённые в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» № ВК 477, утвержденных Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ 21 июня 1999 года.которые были обозначены региональными органами власти как эффективные в соответствие с утвержденной в регионе методикой оценки. Однако более детальный расчёт показателей по Методическим рекомендациям показал их малую эффективность.Кроме того, в качествесовременных методов контроля и анализа эффективности целевых программ предлагается такжеиспользовать эконометрические методы и модели[9], которые позволят оценить влияние как отдельных целевых программ, так и совокупное влияние программноцелевого метода на социальноэкономическое развитие региона, пересмотреть систему целевых индикаторов по программе или мероприятий, реализуемых в ней.Эконометрические методы применяютсяпри оценке развития экономики страны и региона, инфляционных процессов в экономике, оценке сберегательного потенциала населения региона, организации бюджетного процесса, оценке воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику регионаи других. Врезультате проведенных исследований долгосрочных целевых программ Кемеровской области на основе вышеобозначенных методоввыявлено:
долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка агропромышленного комплекса и социального развития села в Кемеровской области на 2012 2015 годы» является малоэффективной и требует как пересмотра мероприятий, так и системыцелевых индикаторов. Однако отказываться от этой программы нецелесообразно, так какагропромышленный комплекс является субсидируемым во всех странах мира и в условиях членства России в ВТО требует поддержки со стороны государства и региональных органов исполнительной власти;
не оказывают существенного влияния на социальноэкономическое развитие Кемеровской областитакие федеральные программы как «Экономическое и социальное развитие коренных и малочисленных народов Севера», «Дети России», «Повышение плодородия почв России» и «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями», а также региональные «Борьба с преступностью и профилактика правонарушений» и «Культура Кузбасса». Как правило, доля каждой не превышает 5% от объёмов финансированияпрограмм соответствующего уровня, а, следовательно, отсутствует мультипликативный эффект от их реализации. Парадоксальным для нашего региона является то, что, чем он более экономически развит, тем менее эффективны программы «Дети России» и «Повышение плодородия почв России». Данный парадокс можно объяснить тем, что эффект от этих программ наступает в среднеидолгосрочной перспективе. 4. Мониторинг и анализ исполнения бюджета на основеаудитаэффективности4современноговидагосударственного финансового контроля над формированием и исполнением бюджета, при котором планирование, выделение и расходование бюджетных средств осуществляются в соответствии с целями и задачами государственной политики и достижением получателями бюджетных средств установленных конечных социальноэкономических результатов. Аудит эффективности отличается от финансового контроля.Основной целью здесь является оценка эффективности использования государственных ресурсов, ане выявление нарушений в сфере финансового законодательства. Аудитэффективности включает в себя аудит целевого использования средств бюджетов и анализ эффективности использования выделяемых государственных средств. Объектом внимания аудита эффективности выступают,в первую очередь,результаты деятельности органов публичного управления всех уровней. 4Данное предложение может быть реализовано в рамках всех номинаций конкурса, указанных в п. 4 «Положения о порядке проведения конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области», утвержденного Приказом Главного финансового управления Кемеровской области от 15.03.2013 № 21, в части, соответствующей каждому. Согласно Приказа Министерства финансовРФ от 29июня 2011 года№ 73н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов» предусмотрены индикаторы, отражающие наличие нормативно установленной обязанности проведения публичных обсуждений проектов долгосрочных целевых программ субъекта РФ, а также доли долгосрочных целевых программ, проекты которыхпрошли публичные обсуждения.Предлагается на основе выявленныхсоциальноэкономических проблемрегионапроводить публичные обсуждения принимаемых программ с использованием СМИ и сети Интернет.Сам способ публичности информации признают и органы исполнительной власти Кемеровской области:повышение прозрачности деятельности органов государственной власти обозначено в п. 6 Распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области № 1195р, однако все мероприятия сводятся к размещению информации на Интернетсайтах без указания форм и способов размещения.Прежде,чем совершенствовать механизмы контроля над бюджетным процессом, необходимо реализовать не формальную, а реальную прозрачность отчёта об исполнении бюджета Кемеровской области. Например, на сайте Главногофинансового управления Кемеровской области периодически размещается«Отчёт об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета государственного внебюджетного фонда» на отчетную дату с подробной информацией по доходам ирасходам бюджета,источникам финансирования дефицита бюджета и таблицей консолидируемых расчетов. Но такое табличное представление данных достаточно сложно для восприятия среднего обывателя. Необходимо дополнениеанализом, укрупненной группировкой по основным статьям, наличием различных графиков и таблиц с указанием доли в бюджете, сравнением с предыдущими периодами (минимум три) для большей наглядности и лучшего восприятия информации населением региона, не имеющим специального образования (как правило, экономического). «…Бюджетнаяполитика все еще во многом остается неясной для общества…»5.
В качестве положительного примера предлагаетсяиспользовать опыт представления информации по приоритетным национальным и региональным проектамна сайте администрации Кемеровской области6.Такимже образом может быть представлена информация по реализации долгосрочных целевых программ Кемеровской области.Пусть не всех, но основных, которые соответствуют, например, следующим критериям:
объёмы финансирования по целевой программе значительны: доляфинансирования мероприятий программы до 1030% в ежегодном финансировании целевых программ;
программа реализуется тригода и более, а, следовательно, может быть представлен анализ данных за несколько отчетных периодов;
региональной программе соответствует федеральный аналог и / или она является подпрограммой федеральной программы. На этой основе можно будет выявить общее и особенности реализации целевых программ в разрезе нескольких субъектов РФ;
в последние годы мероприятия программы реализуются в рамках приоритетных национальных или региональных проектов, т.е. используется комплексный подход к решению проблемы, наличие мультипликативного эффекта.Только врезультате системного использования всех вышеперечисленных мероприятий возможно ожидать повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области. С этим утверждением в полной мере согласны 5Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию на 20132015 годы. 6Реализация приоритетных национальных проектов в Кемеровской области: http://www.ako.ru/PRIORITET/zdrav/svod.asp?n=1. региональные органы исполнительной власти в лице Главного финансового управления, которые признали интересными и актуальными предложения по изменению подходов к формированию региональных целевых программ Кемеровской области7.
Ссылки на источники1.Тулеев А., Ващенко С. Юбилейный бюджет реальных дел 2013 2015. Кемерово: Информационноиздательский отдел Кемеровского ГСХИ, 2012. 132 с. 2.Лексин В.Н., Швецов А. Н. Муниципальная Россия: Социальноэкономическая ситуация, право, статистика.изд. стереотипное. М.: ЭдиториалУРСС, 2002. 368 с. 3.Чечулин В. Л., Алабина Т. А., Пьянкова Е. С. Определение рекомендуемого минимума неснижаемого остатка на счетах банка, обеспечивающего гарантированную доходность // Социальноэкономические преобразования в России: сборник научных трудов. Вып. 4. / под ред. проф. В. А. Шабашева. Кемерово: ГП «Кемеровский полиграфический комбинат», 2007, 407 с. С.139142. 4.Чечулин В.Л., Грацилёв В. И. Устойчивый метод главных компонент// Вестник Пермского университета. Серия: Математика. Механика. Информатика. 2013.№3(22). С. 8184.5.Алабина Т. А., Федулова Е. А. Использование эконометрических методов для оценки программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области) // Вестник Кемеровского государственного университета. ISSN 20788975. 2012. Выпуск №3 (51). С. 261265.6.Глушакова О.В., Вайсберг Я. А. Концептуальные и методические подходы к типологизации социального и экономического пространства регионов (на примере Сибирского федерального округа) // Сибирская финансовая школа. 2013. №2. С. 3 14. 7.Алабина Т. А. Оценка применения программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области): Дис. … кта экон. наук: 08.00.05. Кемерово, 2012. 359 с.8.Сидорина И. Ф. Оценка целевых программ как метод управления расходами региональных и муниципальных бюджетов //Наука и Экономика. 2010. №3. С.10 17. 9.Алабина Т. Применение эконометрических методов для оценки программноцелевого подхода в региональной экономической политике (на примере Кемеровской области). ISBN 9783659243158. Saarbrücken: LAP LAMBERTAcademic Publishing, 2012. 228 с.
Alabina Tatiana,сandidate of еconomics, аssociate professor of department «Finance and credit» of Kemerovo State University,Kemerovomadamalabina@yandex.ruTo the question of the increasing of the efficiency of the management of expensive form of the budget of Kemerovo regionAbstract. The article shows the basis of the formation of expensive form of the budget of Kemerovo region for 2013 and the planning period of 2014 and 2015 as well as approaches were identified to its implementation by the Chief Financial management in the region. The author analyzed the practice of implementation of account part of the regional budget, including the realization of longterm target programs, which assessment of efficiency is carried out by coefficient and econometric methods.The measures which were suggested by the author result of the research which aimed at improving the efficiency of management of regional budget‱s expenditure in the context of regional competition for the best offer to improve the quality of public finance of Kemerovo region were the result of the research.Keywords:targetoriented approach (method), targeted programs, budget expenditures, regional issues, efficiency and effectiveness, the Kemerovo region. 7Исследование получило поддержку и одобрение Главного финансового управления Кемеровской области в рамках конкурса на лучшее предложение по повышению качества управления общественными финансами Кемеровской области: http://www.ofukem.ru/content/view/1634/1/.