Повышение качества педагогического труда преподавателей музыкально-исполнительских дисциплин в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карнаухова Т. И. Повышение качества педагогического труда преподавателей музыкально-исполнительских дисциплин в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3821–3825. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55029.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена проблема повышения качества педагогического труда преподавателей музыкально-исполнительских дисциплин педагогических вузов. Дается анализ педагогического труда, определена его специфика в условиях музыкально-педагогического учебного процесса. Выявленные требования к преподавателю конкретизированы применительно к музыкально-образовательному процессу. Изучение специфики педагогического труда позволило подойти к созданию модели, которая отражает требования, предъявляемые к преподавателю исполнительских дисциплин, и определить основные требования к ее содержанию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карнаухова Татьяна Ивановна,кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории музыки, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего педагогического образования «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова», г. Таганрог t.i.karnaukhova@mail.ru

Повышениекачествапедагогического труда преподавателей музыкальноисполнительских дисциплинв вузе

Аннотация.В статье рассмотрена проблема повышения качества педагогического труда преподавателей музыкальноисполнительских дисциплин педагогических вузов. Дается анализ педагогического труда, определена его специфика в условиях музыкальнопедагогического учебного процесса.Выявленные требования к преподавателю конкретизированы применительно к музыкальнообразовательному процессу. Изучение специфики педагогического труда позволило подойти к созданию модели, которая отражает требования, предъявляемые к преподавателю исполнительских дисциплин, и определить основные требования к еесодержанию.

Ключевые слова:педагогическийтруд, преподаватель музыкальноисполнительских дисциплин, профессиограмма, оценка качества труда.

Совершенствование деятельности преподавателей исполнительских дисциплин в педагогических вузах является важнейшим условием повышения качества профессиональной подготовки педагогамузыканта, формирования его готовности к культурнопросветительской деятельности в условиях общеобразовательных школ. Однако, отсутствие всестороннего анализа педагогического труда преподавателей музыкальноисполнительских дисциплин музыкальных факультетов, четкого определения специфики этого труда, а также разработанной системы критериев его оценки не позволяет объективно оценивать уровень работы конкретного преподавателя и, следовательно, определить пути повышения качества его труда. Создание модели, которая отразила бы требования, предъявляемые к преподавателю исполнительских дисциплин, дает возможность обозначить основные стороны профессиональной деятельности преподавателя, определить ее специфику и разработать систему критериев оценки.Деятельность преподавателя музыкальноинструментальных дисциплин –это сложная социальнопедагогическая система, которая требует всестороннего анализа внутренней структуры, взаимосвязей между структурными компонентами. Следовательно, задача вычленения качеств, необходимых преподавателю дисциплин инструментального цикла, может быть решена только на основе всестороннего анализа его деятельности.Успешность педагогической деятельности преподавателя зависит от уровня его педагогического мастерства. Педагогическое мастерство –этокомплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности. В структуре педагогического мастерства выделяютсясвойства и характеристики личности учителя,требования к психологопедагогической подготовке,объем и состав специальной подготовки,методическаяподготовкапо специальности.В понятие педагогического мастерства включаются такие качества, как отличное знание предмета, широкий кругозор, творчество, изобретательность, способы передачи знаний и умений другим,такие характеристики, как специальная подготовленность, сформированность интереса к педагогической деятельности, культура, профессиональная опытность.

Наиболее важные качества личности педагога, необходимость которых признается многими исследователями, это инициативность, настойчивость, организаторские качества, гибкость мышления, внимание, эмоциональность, волевые качества, компетентность, творческое отношение к труду.Анализ работ по проблемам педагогического мастерства позволяет сделать вывод о том, что:1)категория педагогического мастерства занимает одно из важных мест в системе педагогических понятий;2)успешность педагогической деятельности преподавателя зависит от уровня его педагогического мастерства;3)основные характеристики педагогического мастерства, отмечаемые в различных исследованиях, могут быть классифицированы в следующих направлениях: психологопедагогическая подготовка преподавателя; профессиональная подготовка; учебноорганизационные знания и умения; учебнометодическая деятельность преподавателя; личностные качества преподавателя.Однако, проблема педагогического мастерства –это лишь одна из составляющих понятия педагогического труда, поэтому последнее нуждается в более тщательном изучении.Педагогический труд имеет ряд специфических особенностей, без рассмотрения которых нельзя перейти к разработке вопросов оценки этого вида деятельности. Специфика труда педагога состоит в том, что непосредственным объектом направленности усилий педагога является сам человек со всем многообразием его взглядов и интересов. Одним из свойств, используемых педагогическим трудом, можно считать информацию, как сторону отражения, связанную с объективными свойствами разнообразия и сложности. Педагогический труд содержит такой важный момент, как передача новой информации студенту с целью формирования высококвалифицированного специалиста. Однако, первостепенное значение имеет формирование у студента навыка самостоятельного поиска информации, умения применять полученныезнания на практике, творчески их развивать и совершенствовать.Таким образом, в процессе педагогического труда работа с информацией направлена на человека, на его сознание, что дает право говорить о человеке как объекте педагогического труда. В том, что предмет и объект труда часто не совпадают, состоит одна из главных особенностей умственного труда. Особенность же педагогического труда заключается в том, что объект труда здесь активный, в результате чего связь между объектом и субъектом груда двухсторонняя.1.Результаты педагогического труда часто не совпадают по времени с окончанием процесса труда.2.Педагогический руд является преимущественно умственным, и его результатам трудно дать количественную оценку.3.Поскольку объектом педагогического труда является духовный мир человека, то конечные результаты часто проявляются в виде социального эффекта, который не поддается непосредственному измерению.4.Педагогический труд, как правило, не овеществляется, а если и овеществляется (в учебниках, пособиях), то определениеспецифических потребностей продуктов этого труда чрезвычайно сложно и связано с умственными способностями человека.5.Формирование специалиста является результатом труда многих преподавателей, поэтому выделить непосредственный вклад в достижение общего результата представляет большую трудность.

Все указанные особенности педагогического труда значительно затрудняют оценку его результатов, но это не может являться причиной для отказа от попыток такой оценки.Обобщение вышесказанного позволяет сформулировать определение педагогического труда. Педагогический труд есть комплексный вид умственного труда, заключающийся в поиске, получении, обработке и передаче информации с целью подготовки специалистов высокой квалификации, формирования новых собственных методик, ихэкспериментальной проверки и внедрения в практику. Из данного определения следует ряд основных требований, предъявляемых к преподавателю. Преподаватель должен обладать следующими качествами: высоким уровнем педагогического мастерства; активно участвоватьв учебнометодической работе; постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми приемами, методами и средствами обучения; иметь внутреннюю потребность в общении со студентами; проявлять общественную активность; быть требовательным к себе и коллегам;обладать широкой культурой.Для того, чтобы выявленные требования к преподавателю были конкретизированы применительно к музыкальнообразовательному процессу, необходимо рассмотреть специфику деятельности преподавателя инструментальных дисциплин.Такая деятельность может быть определена как музыкальнопедагогическая, представляющая собой «синтез» педагогики и музыкального искусства и требующая комплекса общепедагогических и специальных музыкальных способностей.Особенностью музыкальнопедагогической деятельности преподавателей исполнительских дисциплин музыкального училища является творческий характер его труда. Творческое начало проявляется и в умении интересно, увлекательно проводить занятия со студентами, ярко, образно исполнять музыкальные произведения, эмоционально и выразительно демонстрировать отдельные эпизоды на инструменте.Различаетсяобъективную и субъективную новизну продукта творческой деятельности. Субъективность творческой деятельности выражается в создании продукта нового по содержанию для самого учащегося. Новизна и оригинальность творческой деятельности, обучающихся в большинстве случаев, проявляется в конструировании своеобразных новых комбинаций, известных ему приемов, действий, а также поиски новых путей для решения задач; аналогичных решенных ранее. Таким образом, в основе творчества лежит комбинационная деятельность.В музыкальной деятельности для успешного решения художественнотворческих задач необходимо формирование и развитие художественнотворческих способностей. Художественнотворческая способность рассматриваетсянами как блок механизмов, складывающийся из таких компонентов как мышление, переживание, воображение, эстетическое ощущение материала и общительность.Воображение является тем компонентом, который определяет специфику художественнотворческой способности. Именно при активном участии воображения в условиях музыкальной деятельности создается художественный образ. Насколько в процессе воображения оживляются наиболее существенные стороны прежних впечатлений, представлений, настолько ярко и точно формируется новый музыкальный образ.Музыкальное исполнительство является видом вторичного творчества (первичное творчество –это продукт деятельности композиторов). Основными компонентами музыкальноисполнительской деятельности являются: работа над музыкальным произведением и его концертное исполнение; чтение с листа; подбор по слуху; транспонирование; эскизное разучивание произведения; игра в ансамбле; аккомпанирование солисту.

Творческая природа художественного образа музыкального произведения открывает огромные возможности для творческой деятельности. Это проявляется, прежде всего, в интерпретации музыкальных произведений.Постижение художественного образа, семантических единиц различного уровня, поиски средств выразительности, проникновение в эмоциональный стой музыкального произведения –все это требует от преподавателя ярких творческих проявлений.Творческая деятельность преподавателя предполагает педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью правильно оценитьситуацию и найти решение возникших на занятиях проблем. Преподавателю необходимо умение проектировать результат в соответствии с индивидуальными способностями студентов, использовать различные виды творческой деятельности на каждом занятии, применять различные методы работы над произведением.Специфика подготовки студентов по дисциплинам инструментального цикла определяется многообразием форм его будущей профессиональной деятельности, связанных с исполнением на инструменте. Преподаватель музыки в общеобразовательной школе должен уметь эмоционально и выразительно исполнять музыкальные произведения перед учащимися, знать достаточно большое количество музыкальных произведений, чтобы проиллюстрировать свое объяснение, иметь обширный репертуар, а для этого уметьбыстро и качественно осваивать музыкальный репертуар. В его деятельности огромную роль играют умение эскизного освоения произведения, чтение с листа, подбор по слуху. Кроме того, он должен выступать в роли концертмейстера, а, следовательно, уметь аккомпанировать, транспонировать, играть в ансамбле. Для того, чтобы научить педагогамузыканта вышеназванным умениям, преподаватель училища сам должен владеть ими в совершенстве. Для преподавателя инструментальных дисциплин чрезвычайно важно также владеть методикой формирования этих учений. Он должен владеть методами: показа, чтобы продемонстрировать в классе необходимые технические приемы, аппликатурные формулы, штрихи и другие выразительные средства; дирижирования, чтобы помочь студенту почувствовать эмоциональнообразное разнообразие произведения, его метроритмическую структуру, агогику и т.д.; теоретического анализа структуры произведения, его выразительных средств, способов прочтения авторского замысла и воплощения его во время исполнения; образного сравнения,ассоциаций, которые помогают студенту глубже проникнуть в образный строй произведения, точнее и ярче почувствовать его эмоциональную окраску; словесного пояснения, рассказа, для того, чтобы побуждать студента к поиску сведений об авторе, эпохе, обстоятельствах сочинения данного произведения.Преподаватель инструментальных дисциплин большое значение должен уделять формированию и активизации навыков музыкальнослухового самоконтроля в процессе занятий, способности свободно оперировать музыкальнослуховыми представлениями, а, следовательно, сам должен в совершенстве владеть этими способностями.Кроме того, преподаватель должен быть хорошо знаком с методами проблемного обучения и спецификой их применения в инструментальном классе, поскольку именно использованиеметодов проблемного обучения создает большие возможности для развития музыкального мышления и самостоятельности студентов.Задача воспитания будущего педагогамузыканта для общеобразовательной школы требует от преподавателя инструментальных дисциплин умений воздействовать на личностные качества студентов, а, следовательно, самому обладать крепкой волей, активным мышлением; целенаправленным вниманием, умением владеть своими эмоциями и воплощать их в творчестве.

Умение использовать различные методы и приемы работы в классе, а также находить их оптимальное сочетание в зависимости от особенностей музыкального материала и индивидуальных характеристик студентов –важная черта профессионального мастерства преподавателя.И, наконец, необходимым компонентом деятельности преподавателяинструменталиста является научнометодическая работа. Она проявляется в способности увидеть проблему, сформулировать гипотезу, проанализировать факты, сделать выводы и обобщения. Показателем исследовательской деятельности преподавателя могут быть его статьи, методические пособия, а также разработка экспериментального обучения.Научнометодическая работа расширяет профессиональные возможности преподавателя, углубляет его знания, систематизирует их, активизирует мышление, волю, другие важные личностные качества. Участие преподавателя в научнометодической работе –обязательное условие формирования потребности в самообразовании и совершенствовании своего профессионального мастерства.Таким образом, рассмотрение некоторых сторон музыкальнопедагогической деятельности преподавателей инструментальных дисциплин музыкальных факультетов педагогических вузов позволяет определить эту деятельность как сложный комплекс многих взаимосвязанных элементов, отличающийся своими специфическими особенностями, и представляющий собой синтез педагогики и музыкального искусства.Изучение специфики педагогического труда позволило подойти к научному моделированию профессиональных свойств и квалификационных характеристик преподавателя исполнительских дисциплин –созданию профессиограммы, которая отразила бы основные требования, предъявляемые к преподавателю.Такая профессиограмма должна синтезировать в себе общие свойства педагога как личности, особенности его профессиональнопедагогической деятельности и конкретные проявления этих свойств и особенностей в конкретной деятельности, должна включать в себя профессиональный опыт преподавателя, а также учитывать результаты учебной работы.Профессиограмма преподавателя исполнительских дисциплин должна содержать, на наш взгляд, следующие параметры:I.Профессиональнопедагогический опыт преподавателя: 1) гностический компонент; 2) конструктивный компонент; 3) организаторский компонент; 4) коммуникативный компонент; 5) исследовательский компонент;6) профессиональноисполнительский компонент, включающий в себя: а) умение исполнять музыкальные произведения на высоком профессиональном уровне; б) умение читать с листа музыкальные произведения; в) умение транспонировать в различные тональности;г) умение подбирать по слуху музыкальный материал; д) умение аккомпанировать солисту или хору; е) умение играть в ансамбле;ж) умения творческого музицирования; 7) степень знакомства со смежными дисциплинами –межпредметные связи; 8) методический компонент.II.Особенности педагогического мышления преподавателя.III.Личностные качества преподавателя.IV.Результаты обучающей деятельности преподавателя.Требования к преподавателю исполнительских дисциплин, изложенные в профессиограмме, могут быть использованы как критерии оценки его деятельности.Нам представляется, что дальнейшая работа в этом направлении –глубокого профессиографического анализа деятельности преподавателя –может дать положительные результаты в решении проблемы оценки качествапедагогического труда преподавателей музыкальноисполнительских дисциплин и повышения эффективности их труда.

Karnaukhova TatianaCandidate of pedagogical sciences, professor, head of the department of history and music theory, federal public budgetary educational institution of the higher pedagogical education "Taganrog state pedagogical instituteof name A.P. Chekhov", Taganrogt.i.karnaukhova@mail.ruMusical performing disciplines university teachers pedagogical labour quality improvementAnnotation.Problem of the article is pedagogical labour quality improvement of pedagogical university musical performing disciplines teachers. Pedagogical labourAnalysis is given, its specificity in conditions of music pedagogical training is defined. Identified Requirements for teacher are refined for music pedagogical training process. Study of specificity of pedagogical labour leaded us to creation of model which reflects requirements for musical performing disciplines teacher and to its content requirements definition.Keywords.Pedagogical labour, musical performing disciplines teacher, professiograme, labour quality estimation.