Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лабунская В. А. Проблема удовлетворенности внешним обликом: субъектный подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3851–3855. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55035.htm.
Аннотация. В статье приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования (N = 150 женщин на этапе середины жизни - 37-42 года) проблемы удовлетворенности внешним обликом. Выполненное исследование подтверждает, что удовлетворенность/неудовлетворенность своим внешним обликом обусловлены сочетанием таких субъектных характеристик, как уровень фрустрации социальных достижений и зависимость/независимость от других.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лабунская Вера Александровна,доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуvlab@sfedu.ru

Проблема удовлетворенностивнешним обликом: субъектный подход

Аннотация.В статье приводятся результаты теоретического и эмпирического исследования (N=150 женщин на этапе середины жизни 3742 г.) проблемы удовлетворенности внешним обликом. Выполненное исследование подтверждает, чтоудовлетворенность –неудовлетворенность своим внешним обликом обусловлены сочетанием таких субъектных характеристик, как уровень фрустрации социальных достижений и зависимость –независимостьот других. Ключевые слова:удовлетворенность, внешний облик (ВО), самооценка ВО, гендерновозрастноесоответствие ВО, субъектные характеристики, типы женщин.

Проблема влияния внешнего облика на самые различные аспекты жизнедеятельностичеловека все чаще обсуждается в современных научных работах[1,2,3,4,5,6,7,8,9,10].Ряд исследователей [11,12,13,14]отмечают, что переживания, связанные со своим внешним обликом, охватывают различные слои общества и акцентируют внимание на таком феномене, как«нормативная неудовлетворенность внешним обликом». D. Harrisи A. Carr[15]формулируют важнейшую для психологии проблему: «переживание чувства неловкости, связанное с внешним обликом», которое характерно для современного человека. Вместе с этим, они отмечают, что значимость внешнего облика в человеческой культуре обуславливает «нормальность некоторой обеспокоенностипо поводу своего внешнего облика».

Как известно, внешний облик изменяется вслед за изменением внутреннего мира человека (за исключением тех изменений, которые вызваны внешними катастрофическими факторами), в соответствии с трансформациями сферы общения, жизненного пространства человека. Изменчивость внешнего облика, как наиболее очевидная его характеристика, сопряженная с возрастными этапами развития индивида, и изменчивость, какспособность внешнего облика изменяться под влиянием целенаправленных воздействий, являютсяразличными феноменами с точки зрения психологии субъекта и трактовки в ее русле понятияпреобразовательной активности [16,17].В тоже время можно говорить о таком свойстве внешнего облика как его неизменность на протяжении достаточно длительных периодов жизни идифференцировать компоненты внешности на основе такого критерия, как «возможность их изменения». Оценка «возможностей изменения» тех или иных компонентов внешнего облика предполагает в дальнейшем выборуровня активности, способов преобразования, что указывает на субъектный подход к своему внешнему облику.Е.А. Сергиенко [18, с.64] отмечает, что обращение к исследованию субъекта и субъектности открывает возможности «изучать поведение, деятельность, сознание, как опосредованные внутренним миром человека, его субъектными выборами и предпочтениями, его активным построением модели этого мира». Можно полагать, что человек, всегда обладающий внешним обликом, «видимый человек» не только активно выстраивает модели мира, преобразовывает их, но его внешний облик является в определенной степени репрезентацией этих моделей, следовательно, преобразовывая свой внешний облик, субъект преобразовывает мир. Выделяя категорию субъекта, как центральную в системносубъектном подходе, Е.С Сергиенко [19, с.71] рассматривает различные функции субъекта: понимание как выполнение «когнитивной функции по отношению к субъектности», «континуум субъектсубъектных и субъектобъектных взаимодействий» как выражение коммуникативных функций, а регулятивная функция представлена контролем поведения и степенью самопроизвольности.Выше перечисленные функции также выполняет внешний облик человека в общении, взаимодействии, в жизни [20,21,22,23]. Внешность –это, одновременно, то, что выступает в качестве пути познания личности и общества и, одновременно, бесконечно интерпретируемый«объект» познания, она контролируется человеком и сама выполняет функции контроля, выступает источником связей между людьми, определяет тип коммуникации и ее переходы от объектсубъектного взаимодействия к субъектсубъектному.

Вопрос, который требует теоретического анализа и эмпирического исследования –это вопрос, касающийся стремления человека к изменению своего внешнего облика и преобразовательной активности, направленной на внешний облик. Иными словами, является ли «тотальная» неудовлетворенность внешним обликом, желание его изменять показателями субъектного отношения к нему, превращения его в одну из ценностей, «смысловых центровчеловеческого бытия»? Если исходить из положений, развиваемых Е.А. Сергиенко [24,25]о многоуровневом анализе субъекта, о критериях, относящихся к разным уровням организации субъекта, а трактовку внешности как ценности редуцировать до ее функциональной значимости, влияющей на понимание и самопознание, на контроль и самоконтроль, на отношения и самоотношения, то ответ на поставленный вопрос должен быть положительным. Вместе с этим, существуют постоянно обсуждаемые представления о преобразовательной активности личности, о критериях субъектности, о взаимосвязи субъекта и личности.Если учесть ряд выводов разворачивающейся полемики по этим проблемам, то необходимо поставить вопросы, касающиеся соотношения понятий изменение и преобразование внешнего облика; включение субъектных критериев с целью выявления качества преобразовательной активности, а также вопросы о значимости внешнего облика для личности и переживаний, связанных с ним, обусловленных уровнем субъектности человека.

В данной статье мы рассматриваем проблему удовлетворенностинеудовлетворенности внешним обликом с позиций субъектного подхода. В этой связи,явление удовлетворенности неудовлетворенности внешним обликомопределяется нами на основе трактовки удовлетворенностикак характеристики внутреннего мира личности, как субъективное переживание и вместе с этим как существенная часть обобщённого переживания своего бытия[26,27], как комплекснаяхарактеристикавзаимоотношений человек окружающий мир[28].Удовлетворенность –неудовлетворенность внешним обликом переживается субъектом в различных ситуациях взаимодействия, непременным параметром которых является тот или иной тип отношений.Как правило, разнообразные ситуации человеческого бытия, насыщенные взаимоотношениями, не столько сообщают субъекту «истинные знания», сколько актуализируют экзистенциальный опыт и связанные с ним переживания [29].

Таким образом, удовлетворенность,как своим внешним обликом, так и внешним обликом другого выступает в качестве субъективного переживания ситуации, генерализованной характеристикой которойявляются типы взаимоотношений.

Одним из важнейших вопросов,который возникает в связи с проблемой удовлетворенности внешним обликом –это вопрос о взаимосвязи между самооценками внешнего облика и удовлетворенностью им. В настоящее время, практически,отсутсвуют исследования, в которых бы взаимосвязи между самооценками внешнего облика и удовлетворенностью им рассматривались бы с позиций психологии человеческого бытия, в рамках субъектного подхода. В этой связинаблюдается тенденция принимать показатели самооценки внешнего облика в качестве показателей удовлетворенности им. Обыденный опыт указывает на то, что самооценка внешнего облика, отражающая эмоциональнонасыщенное отношение к нему, может вступать в противоречие с удовлетворенностью внешним обликом. Человек, оценивающий высоко свой внешний облик, может быть им неудовлетворен и постоянно стремиться к его «доделыванию и переделыванию», выбирая для этих целей различные практики коррекции внешнего облика [30]. Кроме этого, следует подчеркнуть, что противоречия между самооценками внешнего облика и удовлетворенностью им могут быть обусловлены тем, что удовлетворенность выступает в качестве интегрального феномена, а самооценки внешнего облика затрагивают его различные компоненты, меру соответствия внешнего облика гендеру, возрасту, этапу жизненного пути, статусу и т.д.

Исходя из выше сказанного, в наших исследованиях [31] внешний облик рассматривается как сложное образование, состоящее из ряда компонентов, отличающихся степенью изменчивости под влиянием естественных и искусственных факторов:1)устойчивыйкомпонент внешнего облика (индивидноконституциональные характеристики человека); 2) среднеустойчивый (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамическийкомпонент (экспрессивное, невербальное поведение, сопряженное с состояниями и отношениями личности), взаимодействие между которымиобразует пространственно –временную целостность (внешность человека), которая, в первую очередь,презентируетгендерновозрастную и статусноролевую идентичность личности и ее отношения с миром. Самооценкавнешнего облика рассматривается [32]как совокупность самооценок, включающая оценку его различных компонентов, а также самооценку отраженного внешнего облика (например, фотография), самооценку соответствия внешнего облика гендерновозрастным и статусноролевым конструктам. В исследовании Е.В. Белугиной [33]показано, что самооценкагендерновозрастных характеристик внешнего обликасопряжена суровнемудовлетворенности жизнью. В ее исследовании самооценка внешнего облика изучается в период серединыжизни, для которого является характерным повышение сензитивности к своему внешнему облику.Е.В. Белугина установила, что низкий уровень жизненной удовлетворенности связан с негативным отношением к возрастным и гендерным характеристикам внешнего облика. Участники ее исследования, считающие, что выглядят моложе, чем большинство людей их возраста, что с возрастом они не теряют свою внешнюю привлекательность и становятся все более мужественными (мужчины), все более женственными (женщины)отличаются высоким уровнем жизненной удовлетворенности. С точки зрения Е.В. Белугиной, динамика взаимосвязей между выделенными показателями следующая: чем ниже уровень жизненной удовлетворенности, тем ниже оценка гендерновозрастных характеристик внешнего облика в период середины жизни, тем ниже удовлетворенность внешним обликом. Следовательно, удовлетворенность внешним обликом не столько определяется тем, как оценивает субъект различные компоненты внешнего облика, сколько тем, как он оценивает соответствие своего внешнего облика гендерным и возрастным конструктам, включенным в определенный этап жизненного пути. Данный вывод указывает также на то, что удовлетворенность внешним обликом является в определенной мере отражением того, насколько субъект связывает особенности своего внешнего облика сдостижениями в различных областях жизнедеятельности.

Из ряда работ[34,35,36]известно, что участники исследования наделяютвнешний облик жизненно важными функциями: поддержать чувство собственной уникальности или, наоборот, продемонстрировать свою принадлежность к той или иной социальной страте;укрепить самооценку, получитьодобрение, вызвать уважение, увеличить степеньвлияния, власти, повысить привлекательность для противоположного пола. Р.Чалдини и соавторы [37], ссылаясь на ряд исследований, отмечают, что взрослые женщины больше, чем мужчиныозабочены своей физической привлекательностью, для женщин более важную роль в жизни играет желание нравиться другим. Мужчины же больше уделяют вниманиятаким аспектам своего внешнего облика, которые бы могли подчеркнуть их силу и статус. Учитывая жизненный опыт, люди полагают, что внешняя красота и физическая привлекательность остаются постоянными регуляторами межличностных отношений [38,39]. Кроме этого в исследовании Д.В. Погонцевой[39]полученыданные, указывающие на то, что обладатели привлекательного внешнего облика сталкиваются с достаточным количеством проблем в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, изменение внешнего облика в сторону увеличения его привлекательности не всегда приводит к позитивному изменению отношений человека с миром и с самим собой, не всегда является фактором повышения самооценки, самоуважения, улучшения межличностных отношений, продвижения по карьерной лестнице, следовательно, не всегда способствует повышению удовлетворенности своим внешним обликом.

Таким образом, становится понятным, что самооценки внешнего облика и удовлетворенность им не столько связанывозрастными изменения, сколькос той ролью, которая отводится внешнему облику в жизненных событиях. Исходя из субъектного подхода к проблеме соотношения самооценок внешнего облика и удовлетворенности им, мы можем считать, что динамика самооценок и удовлетворенности внешним обликом являются производными трансформаций своего внутреннего видениясамого себя в соответствии сжизненными ситуациями. Переход на новый жизненный этап, показателем которого являются радикальные изменения отношений человека с миром, неизбежноприводит к изменению отношения человека к своему внешнему облику и влияет наудовлетворенность им. Учитывая роль жизненного контекста в формировании самооценок внешнего облика и уровня удовлетворенности им, нами было выполнено исследование [40], в которомсамооценкисоответствиясвоего внешнего облика гендерновозрастным конструктами удовлетворенность внешним обликом рассматривалиськак феномены, возникающиена пересечении этапа жизненного пути, выраженности феминностимаскулинности, уровняразвития умений контролировать экспрессивное поведение, создавать у окружающих желаемое и соответствующее ситуации представление о себе.Результаты данного исследования подтверждают, что,чем выше самооценкисоответствия внешнего обликагендеру и возрасту, темпозитивнеесамооценки компонентов внешнего облика и тем выше удовлетворенностьим. Вместе с этим, в даннойработе было показано, что участники исследования, у которых ярче выражена маскулинность, в большей степени удовлетворены своим внешним обликом, его соответствием возрасту, чем субъекты, у которых в большей степени выражена феминность. Кроме этого, субъекты, у которых ярче выражена маскулинностьне придают особого значения своему отраженному внешнему облику, оставаясь при этом вполне удовлетворенными своей внешностью. Субъекты, у которых в большей степени выражена феминностьпроявляют более высокую чувствительность к своему отраженному внешнему облику, к тому,как они выглядят со стороны, демонстрируя при этом недостаточную удовлетворенность им.Необходимо отметитьтакже то, чтоинтенсивность влияния выраженности феминности и маскулинности на самооценки различных параметров внешнего облика, на удовлетворенность им, на егосоответствиегендеру и возрасту изменяется в зависимости от этапа жизненного пути.Связи между выраженностью маскулинности и самооценками компонентов внешнего облика, удовлетворенности имв различные периоды жизни,можно представить в виде «U» образной кривой: высокие самооценки внешнего облика и удовлетворенности имв период молодости сменяются значимым понижением удовлетворенности внешним обликом в период взрослости и существенным увеличением удовлетворенности внешним обликом в период зрелости.

Таким образом, рассогласованиямежду самооценками внешнего облика и удовлетворенностью им становятся особенно очевиднымина таком этапе жизненного пути, как середина жизни. Учитывая данный факт, мысосредоточили свое внимание на изучении удовлетворенности женщинами своим внешним обликом,находящимися на этапе «середины жизни»(по разным источникам к данному жизненному этапу относят людей в возрасте от 37 до 42 лет). Исследование феномена удовлетворенности внешним обликом с позиции субъектного подхода ставит задачу его рассмотрения на основе субъектных критериев, в качестве которых мы рассматриваемвзаимоотношения зависимостинезависимости истепень фрустрациисоциальныхдостижений. Таким образом, в ниже приведенном исследовании проверялась гипотеза о существовании различий в удовлетворенности внешним обликом, обусловленных принадлежностью субъекта к определенному типу, отражающему соотношение субъектных характеристик.В исследовании приняли участие150женщин.

Методическое решение проведенного исследования включало ряд разработанных нами анкет и опросников. Прежде всего, исходя из представлений о значимости, ценности внешнего облика в жизни человека, была разработана специальная анкета, фиксирующаястепеньвлияниявнешнего облика женщины на отношение к ней других и на самоотношение. Участницы исследования должны были ответить на вопросы:1) в какой мере для них важно, как онивыглядит;2) в какой степени влияет на ихнастроение собственный внешнийвид; 3) какова мера влияния внешнего облика на отношение к ним других людей; 4) насколько влияет внешний облик другого человека на ихотношение к нему.Наряду с этими вопросами определялись функции, которые приписывают женщинысвоему внешнему облику. В качестве функций внешнего облика рассматривались следующие функции:аттракции; достижения соответствия моде;гендерновозрастному конструкту; социальной роли; соответствия ожиданиямпартнера по браку; оптимизации общения; повышения уровня самопринятия,самооценки, самоуверенности;самораскрытия; саморазвития; типизации; индивидуализации. Степень выраженности удовлетворенности –неудовлетворенности внешним обликом рассчитывалась с учетом ответов на вопросы методики «Оценочно –содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерновозрастным конструктам» [41]. Опросник включает разделы, фиксирующие степень позитивности самооценок:1) устойчивых компонентов внешнего облика (индивидноконституциональные характеристики человека, топографическая структура: «лицотело»; 2) среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда –«вещный слой»); 3) отраженного внешнего облика; 4) соответствия внешнего облика гендерным и возрастным конструктам; 5) соответствия внешнего облика статусу и роли

«выразительность внешнего облика»; 6)степень удовлетворенности внешним обликом.Ответы участниц исследования на вопросы методики «Оценочно –содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерновозрастным конструктам» дополнялись показателямивыраженностичувства дискомфорта и подавленности, связанного с восприятием своего внешнего облика, показателями, указывающими на выраженность фрустрации ценности внешнего облика(«Вербальный фрустрационный тест» Л. Собчик шкала «внешний вид»).С целью выявления выраженности таких субъектных черт, как зависимостьнезависимость и удовлетворенность –фрустрированность социальных достижений применялся набор методик, среди которых были:опросник «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко), показатели этого опросника указывают на степень удовлетворенности фрустрированности социальными достижениями;шкалы 16факторного опросника Р. Кеттелла:«нормативность» (G); «конформность» (E), «самодостаточность» (Q2);методика «Оценка потребности в одобрении» П. Крауна, Д. Марлоу (вмодификацииЮ.Л. Ханина), показатели которых в совокупности свидетельствуюто степени выраженности зависимостинезависимости личности. С целью определения взаимосвязей между выше перечисленными показателями применялся факторный анализ «Анализ главных компонент».Для определения оптимального количества учитываемых факторов использовался критерий Кэттела. В результате были определены три фактора. Первый фактор объясняет 19,6 % суммарной дисперсии, второй фактор 32,5 %, третий фактор 42,4%, что в совокупности составляет 94,5% суммарной дисперсии. В первый фактор,вошлиоценки влияния внешнего облика на отношение к другому и самоотношение; оценки функций преобразования своего внешнего облика; показатели принятия отраженного внешнего облика (отношение к зеркальному отображению, оценкам внешнего облика другими); эстетические оценки компонентов внешнего облика.Первый фактор, исходяиз его содержания,был назван: «влияниевнешнего облика–оценка и принятие». Второй фактор включает субъектные характеристики: удовлетворенность социальными достижениями, а также переменные, обозначающие отношение к своему внешнему облику, включая параметр принятие отраженного внешнего облика. Второй фактор был назван«удовлетворенность социальными достижениями и принятие своеговнешнегооблика». Третий фактор включает переменные, обозначающие реакции в ситуации фрустрации ценности внешнего облика значимыми другими, который по своей психологической сути может быть обозначен, как«значимость внешнего облика в системе отношений». С целью выделения типов женщин, отличающихся уровнями выраженности субъектных характеристик,степенью удовлетворенности внешним обликом,полученные факторные значения для каждого наблюдения были подвергнуты процедуре кластерного анализа (методом Ксредних). Наблюдения были объединены в четыре кластера.На основе данной процедуры все участницы исследования были разделены на группы с помощью таких субъектных критериев как «зависимость не зависимость» и«позитивность –негативностьсоциальных достижений»:1.«независимые удовлетворенныесоциальными достижениями»; 2.«зависимые средне удовлетворенныесоциальными достижениями»; 3.«зависимые фрустрированныев области социальных достижений»; 4.«независимые неудовлетворенныесоциальными достижениями». С целью определения различий в уровне выраженности удовлетворенности внешним обликом у женщин, принадлежащих к различным группам (типам), применялся Hкритерий КрускалаУоллиса. Математический анализ показал:

1.Отличительной чертой женщин, отнесенных к«независимому –удовлетворенному социальными достижениями»типу,является удовлетворенностьсвоим внешним обликом, отсутствиевыраженныхнегативных переживаний, связанных с восприятием своего внешнего облика. Онине склонны к проявлению фрустрированной реакции на негативные оценки их внешнего облика другими, но если они возникают, то проявляются в самообвинении.Данный тип женщин придает значение своему внешнему облику как средству влияния на отношения к ним других людей,но не преувеличивают роль внешнего облика в сфере отношений.У женщин этого типа стремление к изменению внешнего облика сопряжено с желаниемлучше выразить себя, стать более привлекательной. 2. Женщины, которые были отнесены к двум подгруппам(типам):«зависимые –фрустрированные в области социальных достижений» и «независимые –неудовлетворенные социальными достижениями», проявляют фрустрированную самообвинительную реакцию на негативные оценки их внешнего облика другимилюдьми.Они не удовлетворены своим внешним обликом.Несмотря на наличие у этих двух типов женщин общих характеристик неудовлетворенности внешним обликом, они поразному интерпретируютфункциивнешнего облика в их жизни.Так, женщины «зависимые –фрустрированные в области социальных достижений» придают большое значение влиянию своего внешнего облика наотношение к ним других людей, высоко оценивают функциивнешнего облика в сфере межличностных, брачных отношений,считают, что изменения во внешнем облике помогут повысить самооценку и уверенность в себе.В отличие от этой подгруппы женщины «независимые –неудовлетворенные социальными достижениями» низко оценивают влияние внешнего обликана отношение к ним других людей, стремятся к изменению внешнего обликас целью достиженияего соответствия эталонам и образцам.

3.Женщины, принадлежащие к«зависимому средне удовлетворенному социальными достижениями»типу», отличаются от выше описанных типов женщин тем, чтоони удовлетворенны своимвнешним обликом, но у нихповышенная сензитивность к негативным оценкам их внешнего облика, которая проявляется в ярко выраженных внешне обвинительных реакциях в адрес тех, кто сомневается в привлекательности их внешнего облика,в высокой оценкевлияниявнешнего облика на отношенияк ним других людей.Женщины этого типасчитают, что изменение внешнего облика может повысить уверенность в себе, способствовать выявлению их индивидуальности и, в тоже время,они стремятсясоответствовать образцам внешнего облика. Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают гипотезу о зависимости удовлетворенности своим внешним обликом от сочетания определенных субъектных характеристик, соотношение которых позволяет типизировать данный феномен. Удовлетворенность –неудовлетворенность своим внешним обликом, «мера обеспокоенности своим внешним обликом» обусловлены сочетанием таких субъектных характеристик, как уровень фрустрации социальных достижений и зависимость –независимостьот других.Удовлетворенность социальными достижениями и независимостьне исключают стремления к изменению своего внешнего облика, но данное стремление реализуется на фоне удовлетворенности внешним обликом и выбора тех функций, которые усиливают индивидуальность человека, помогают ему лучше понять себя и его систему отношений с миром.

Ссылки на источники1.Яременко С.В.Внешность человека в культуре. РостовнаДону: Издательский центрДГТУ, 1997. 172 с.2.Петрова Е.А. Знаки общения.М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.256 с.3.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С.Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб.: «праймЕВРОЗНАК», 2002.336 с.4.Нэпп М. Холл Дж. Невербальное общение. Учебник. СПб.: «праймЕВРОЗНАК», 2004.256 с.5.Наровская Я.Б.Социальнопсихологические функции преобразования внешнего облика в истории культуры//СевероКавказский психологический вестник. 2005. №3.С. 125130. 6.Лабунская В.А. «Видимый человек» как социальнопсихологический феномен // Социальная психология и общество.2010. №1.–C. 2639.7.Лицо человека как средство общения: Междисциплинарный подход.М.: Когито –Центр, 2012. –348с.8.Погонцева Д. В. Красота как междисциплинарный объект исследований // Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13107.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13107.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 31.03.2014]9.Погонцева Д. В. Selfie как современный социальнопсихологический феномен // Концепт. –2013. –№ 12 (декабрь). –ART 13263.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13263.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.[Дата обращения 20.03.2014]10.Лабунская В.А. Бзезян А.А. Особенности оценивания различных компонентов этнокультурных типов внешнего облика как проявление дискриминационного отношения//Российский психологический журнал 2013 №3С.3743.11.Рамси Н., ХаркотД.Психология внешности.

СПб.: Питер, 2009. –256 с. 12.Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности.СПб.: Питер, 2009. –240 с.13.Carr A., Harris D., James Ch. The Derriford Appearance Scale (DAS59): A new scale to measure individual responses to living with problems of appearance //British Journal of Health Psychology.2000.№ 5. pp. 201—215.

14.Rodin J.,Silberstein L.,Streigel M.Women and weight: a normative discontent// Nebraska Symposium on Motivation,32: Psychology and Gender.1985.pp.267308.15.Harris D. Carr A.The Derriford Appearance Scale (DAS59): a new psychometric scale for the evaluation of patients with disfigurements and aesthetic problems of appearance// British Journal of Plastic Surgery.2001 № 54.pp.216222.16.Лабунская В.А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я//Субъект, личность и психология человеческого бытия.М.: Издво «Институт психологии РАН»,2005. С.235258.17.Лабунская В.А., Наровская Я.Б.Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. №4. С.96103.

18.Сергиенко Е.А.Ценность категории субъекта для психологии и некоторые дискуссионные вопросы ее разработки//Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М.: Издво «Институт психологии РАН». 2008. С.6282.19.Там же20.Лабунская В.А., Герасимова О. В.Гендерная идентичность и гендерная интерпретация парфюмерных запахов // Мир психологии и психология в мире.2004.№ 2. С.175185.21.Лабунская В.А. Указ.соч.22.Наровская Я.Б., Указ. Соч. 23.Петрова Е.А. Указ.соч.24.Сергиенко Е.А.Психология субъекта: проблемы и поиски//Личностьи бытие: субъектный подход. Материалы IIIВсесоюзной научнопрактической конференции.Краснодар: КУбГУ, 2005. С.206225.25.Сергиенко Е.А. Указ.соч.26.Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. 336 с.

27.Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия.М.: Издво Манн, Иванов и Фербер, 2012, 439 с.28.Семенов М.Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).2000.Вып.13.С. 154156. 29.Знаков В.В.Ценности как проблема психологии человеческого бытия//Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. М.: «Институт психологии РАН», 2008. С.8393.30.Лабунская В.А. Наровская Я.Б. Указ.соч.31.Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. –Ростов н/Дону: Феникс, 2009.344 с.32.Лабунская В.А. Самооценка внешнего облика на различных этапах жизненного пути // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. М.: «Институт психологии РАН». 2012,

Ч.1.С. 331338.33.Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни. Дис…к.психол.н. РостовнаДону, 2003.22с.34.Лабунская В.А.,Герасимова О.А. Теоретикоэмпирический анализ ольфакторной самопрезентации как способаконструирования гендерностратификационных параметров имиджа// Известия академии имиджелогии. М.,: РИЦ АИМ,2005.Т.1.C. 248278.35.Лабунская В.А. Указ.соч.2009.36.Наровская Я.Б. Указ соч.37.Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Указ соч. 38.Нэпп М.,Холл Дж. Указ соч.39.Погонцева Д.В. Красивая женщина: социальнодемографический анализ представлений // Социальная психология и общество. –2011. –№ 1. –С. 73–82. 40.Лабунская В.А. Указ.соч., 2012.41.Лабунская В.А. Указ.соч., 2009.

Labunskaya Vera A.,Doctor of psychological science,professor,the head of the department of Social Psychology, of the Southern Federal University,RostovonDonProblem of appearance satisfaction: subjective approachAbstract. The article presents the results of theoretical and empirical research (N=150 women at a stage of the middle of life 3742) problems of appearance satisfaction. The conducted research confirms that satisfaction dissatisfaction with their appearance is determined to a combination of subject characteristics, suchasthe level of frustration social achievements and of dependence independence from others.Keywords: satisfaction, appearance, selfesteem of appearance, genderage conformity of appearance, subjective characteristics, types of women.