Организация работы классного руководителя в классе коррекционно-развивающего обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсюкова
С.
В. Организация работы классного руководителя в классе коррекционно-развивающего обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3871–3875. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55039.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основы работы классного руководителя, подходы и методы.
Текст статьи
Евсюкова София Викторовна,педагогорганизатор, классный руководитель МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя,eusiukova.sofia@yandex.ru
Организация работы классного руководителя в классекоррекционноразвивающего обучения
Аннотация. В статье рассмотрены основы работы классного руководителя, подходы и методы. Ключевые слова. классный руководитель, класс коррекционноразвивающего обучения, форма работы.
Мое педагогическое кредо: «Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?
Назим Хикмет
Одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса является деятельность классного руководителя или классного воспитателя, осуществляющих этот процесс на уровне класса. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, тоже проходит свой этап переоценки. Огромное значение в работе с родителями, обучающимися имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Классный руководитель —это профессионалпедагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия дляиндивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности.
Классный руководитель осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействует созданию наиболее благоприятных условий для формирования его личности, вносит необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания. Классный руководитель, учитывая индивидуальность своего класса, организует необходимые воспитательные воздействия и взаимодействия для создания благоприятной развивающей микросреды и благоприятного психологического климата в классе, координирует усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников. Но работа классного руководителя класса коррекционноразвивающего обучения отличается от работы в обычном классе. Работая в таком классе нужно прилагать в два раза больше усилий, знаний и самое главное терпение. Ведь научить таких деток чему либо, дать хоть какие то знания это тяжелый ежеминутный труд. Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения. Учащиеся этой категории требуют индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно оздоровительными мероприятиями. В случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Учителю необходимо прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития способны работать на уроке 1520 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условиядля развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психологопедагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Совместно с педагогом психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микрои макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога –психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы
Для того чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен с первых дней работы с детским коллективом знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Исходя из этой цели, целесообразно считать основными функциями классного руководителя следующие:
—коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их развитию, обеспечивающая его самоопределение и самореализацию;
—организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей, учащихся в общественноценностные отношения;
—создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Для того чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива.
Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебновоспитательному процессу –это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся. Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Ссылки на источники1.Артеменок Е.Н. Введение в коррекционную педагогику / Е.Н. Артеменок // Сборник теоретикометодических материалов. –Витебск: ВГУ,2002. –199 с.2.Основы коррекционной педагогики: курс лекций /авт.сост. С.В. Лауткина. –Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. –211 с.3.Шевченко С.И. Коррекционноразвивающее обучение: организационнопедагогические аспекты / С.И. Шевченко. –М., 1999.
EvsykovaSofiaViktorovna
teacherof school№6ofStavropoleusiukova.sofia@yandex.ruOrganization of work of the class teacher in the class of correctionaldeveloping trainingAnnotation.The article covers the basics of the class teacher, approaches and methods.
Keywords.The classroom teacher, the class correctional and developmental education, a form of work.
Организация работы классного руководителя в классекоррекционноразвивающего обучения
Аннотация. В статье рассмотрены основы работы классного руководителя, подходы и методы. Ключевые слова. классный руководитель, класс коррекционноразвивающего обучения, форма работы.
Мое педагогическое кредо: «Если я гореть не буду, Если ты гореть не будешь,
Если мы гореть не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?
Назим Хикмет
Одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса является деятельность классного руководителя или классного воспитателя, осуществляющих этот процесс на уровне класса. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, тоже проходит свой этап переоценки. Огромное значение в работе с родителями, обучающимися имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Классный руководитель —это профессионалпедагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создающий условия дляиндивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности.
Классный руководитель осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием школьника, содействует созданию наиболее благоприятных условий для формирования его личности, вносит необходимые педагогические коррективы в систему его воспитания. Классный руководитель, учитывая индивидуальность своего класса, организует необходимые воспитательные воздействия и взаимодействия для создания благоприятной развивающей микросреды и благоприятного психологического климата в классе, координирует усилия всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников. Но работа классного руководителя класса коррекционноразвивающего обучения отличается от работы в обычном классе. Работая в таком классе нужно прилагать в два раза больше усилий, знаний и самое главное терпение. Ведь научить таких деток чему либо, дать хоть какие то знания это тяжелый ежеминутный труд. Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного материала и методы обучения. Учащиеся этой категории требуют индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо сочетать с лечебно оздоровительными мероприятиями. В случаях тяжелой задержки психического развития для них должны быть созданы специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в знаниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить заново учебный материал и дать дополнительные упражнения; значительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Учителю необходимо прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития способны работать на уроке 1520 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условиядля развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психологопедагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Совместно с педагогом психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микрои макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога –психолога, классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
Одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьей, в которой растет, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы
Для того чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен с первых дней работы с детским коллективом знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и давать возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Исходя из этой цели, целесообразно считать основными функциями классного руководителя следующие:
—коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их развитию, обеспечивающая его самоопределение и самореализацию;
—организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей, учащихся в общественноценностные отношения;
—создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Для того чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в начальной школе знакомству родителей класса с администрацией школы и педагогическим коллективом.Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива.
Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебновоспитательному процессу –это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся. Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни.
Ссылки на источники1.Артеменок Е.Н. Введение в коррекционную педагогику / Е.Н. Артеменок // Сборник теоретикометодических материалов. –Витебск: ВГУ,2002. –199 с.2.Основы коррекционной педагогики: курс лекций /авт.сост. С.В. Лауткина. –Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. –211 с.3.Шевченко С.И. Коррекционноразвивающее обучение: организационнопедагогические аспекты / С.И. Шевченко. –М., 1999.
EvsykovaSofiaViktorovna
teacherof school№6ofStavropoleusiukova.sofia@yandex.ruOrganization of work of the class teacher in the class of correctionaldeveloping trainingAnnotation.The article covers the basics of the class teacher, approaches and methods.
Keywords.The classroom teacher, the class correctional and developmental education, a form of work.