Перспективы развития оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев
В.
В. Перспективы развития оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3931–3935. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55051.htm.
Аннотация. Рассматривается совершенствование правового регулирования оперативно-розыскной деятельности с учетом зарубежного опыта стран - участников СНГ. Предлагается закрепить в законе основные понятия, используемые в оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, сотрудник оперативного подразделения
Текст статьи
Алексеев Владимир Викторович,кандидат юридических наук,доцент, профессоркафедры ОРДи ОТМ ОВДТИПКМВД России, г.Тюмень
Перспективы развития оперативнорозыскной деятельности в Российской Федерации
Аннотация.Рассматривается совершенствование правового регулирования оперативнорозыскной деятельности с учетом зарубежного опыта стран, участников СНГ. Предлагается закрепить в законе основные понятия, используемые в оперативнорозыскной деятельности.Ключевые слова:оперативнорозыскная деятельность, оперативнорозыскные мероприятия, сотрудник оперативного подразделения.
Противодействие преступностиявляется важнейшей задачейлюбого государства. При этом, несмотря на различия государственного устройства,для ее достижения правоохранительные органы используют сходные по своему свойству силы, средства и методы.Вышеуказаннаядеятельность в Советском Союзе, на различных этапах развития, называлась поразному. Термин ©оперативнорозыскная деятельностьª стал повсеместно употребляться лишь с1958 года.В теории и практике органов внутренних дел ОРД (в общем виде) понимали каккомплекс оперативнорозыскных мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно должностными лицами оперативных подразделений в целях борьбы с преступностью.Следует отметить, что на легитимность данной деятельности законодатель указывал в Основах уголовного судопроизводства СоюзаССР и союзных республик(Закон СССР от 25 декабря 1958 г.) и соответствующих статьях уголовнопроцессуальных кодексов союзных республик. Так, в частности, в статье 118 УПК РСФСР, было закреплено положение о том, что на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативнорозыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. За этими строками стояли десятки закрытых ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих те или иные аспекты оперативнорозыскной деятельности.С распадом СССР,на постсоветском пространстве стало развиваться оперативнорозыскное законодательство.ВРоссийской Федерации 13 марта 1992 года был издан первый Закон ©Об оперативнорозыскной деятельности в Российской Федерацииª.Значение этого и подобных нормативных правовых актов, появившихся в независимых государствах, трудно переоценить.В тоже время, стройнойи вполне работоспособной теории оперативнорозыскной деятельности был нанесен серьезный ущерб.Достаточно вспомнить, как были сформулированы положения, посвященныеоперативнорозыскным мероприятиям(ст. 6 Закона):©Оперативнорозыскныемероприятия проводятся только тогда,когда инымпутем невозможно обеспечить выполнение задач предусмотренных статьей 2 Закона.Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:опрос граждан;наведениесправок;сбор образцов для сравнительного исследования;контрольные закупки;исследованиепредметов и документов;наблюдение;отождествление личности;обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;контроль почтовых отправлений;цензура корреспонденции;прослушивание телефонных и иных переговоров;снятие информации с технических каналов связиª.Далее предписывалось, что указанные действия ©реализуются путем проведения оперативнорозыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только закономª.Из логики вышеуказанного можно было заключить, что субъекты ОРД при осуществлении своей деятельности имеют право проводить лишь 12 действий путем реализации оперативнорозыскных мероприятий.Следует отметить, что за долго до принятия первого Закона об оперативнорозыскной деятельности в теории и практике ОРД сложились такие основные понятия как силы, средства, методы и ряд других. Широко использовался термин ©оперативнорозыскные мероприятияª, при этом ни на законодательном уровне, ни ведомственными нормативными правовыми актами не устанавливался перечень таких мероприятий.В теории оперативнорозыскной деятельности термин оперативнорозыскные действия рассматривался как элементарная частица ОРД и условно, как элемент оперативнорозыскного мероприятия(предполагалось, что любое ОРМ состоит из совокупности оперативнорозыскных действий).С принятием Закона ряд этих действий фактически совпал с методами ОРД, а часть с оперативнорозыскными мероприятиями, что противоречило ранее принятым нормам.Вопрос о соподчиненности методов, оперативнорозыскных мероприятий и действий в оперативнорозыскной деятельности, к сожалению, окончательно не решен до настоящего времени.Разновидностью ОРМ фактически стали считать оперативнопоисковые мероприятия и специальные технические мероприятия, о которых нет упоминания ни в первом, ни в ныне действующем Законе об ОРД.Из программ по изучению оперативнорозыскной деятельности практически были исключены темы посвященные методам ОРД т. к. этот термин, хотя и употребляется в действующем Законе, но никак не раскрыт, с одной стороны, а с другой часть оперативнорозыскных мероприятий, перечисленныхв действующем Законе, по сути,совпадаютс общепризнанными специалистами методами ОРД.Несмотря на то, что в ныне действующий в Российской Федерации Закон ©Об оперативнорозыскной деятельностиª (от 12 августа 1995 г № 144ФЗ.) внесено более 50 изменений и дополнений, до настоящего временив нем отсутствует перечень основных понятий, применяемых в сфере оперативнорозыскной деятельности.Закрепление таких понятий в закрытых нормативных правовых актах субъектов, которым предоставлено право ее осуществлять, неизбежно приводит кихразночтению и затрудняет взаимодействие.Само определение в Законе ОРДкак вида©деятельности, осуществляемой…посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий…ª не отражает, на наш взгляд, всего спектра данной деятельности.Возникает вопрос: какое оперативнорозыскное мероприятие проводит сотрудник оперативного подразделения, привлекая лицо к конфиденциальному содействию или когда заводит дело оперативного учета, работает с оперативнослужебными документами, представляет их для проверки надзирающему прокурору и многое другое? Очевидно, что помимо оперативнорозыскных мероприятий должностные лица оперативных подразделений осуществляют целый комплекс иных действий, организация и тактика которых нуждается как в законодательномзакреплении, так и в регулировании ведомственными нормативными правовыми актами.Подводя итог вышесказанному, отметим:1. Используя опыт законодательного регулирования оперативнорозыскной деятельности ряда стран СНГ, в Федеральном законе Российской Федерации ©Об оперативнорозыскной деятельностиª так же следует сформулировать и закрепить основные понятия.2.Статья 1 ФЗ РФ ©Об оперативнорозыскной деятельностиª может быть редактирована следующим образом: ©оперативнорозыскная деятельность система организационных, оперативнорозыскных, оперативнотехнических и оперативнопоисковых мероприятий, а также иных действий, осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательствª.3. Эффективность деятельности оперативных подразделений во многом будет зависетьот согласованности положений оперативнорозыскного, уголовного и уголовнопроцессуального законодательства, на что и должны, по нашему мнению, быть направлены усилия в настоящее время в данной сфере.
Alekseev Vladimir Viktorovich
Prospects of development of operationalsearch activity in the Russian FederationAbstract:The improvement of legal regulation of the operationalsearch activity, taking into account international experience of countries, the CIS countries. It is proposed to consolidate the lawthe basic concepts used in the operationalsearch activity.Keywords:operationalsearch activity, search operations, the operational arm of the employee.
Перспективы развития оперативнорозыскной деятельности в Российской Федерации
Аннотация.Рассматривается совершенствование правового регулирования оперативнорозыскной деятельности с учетом зарубежного опыта стран, участников СНГ. Предлагается закрепить в законе основные понятия, используемые в оперативнорозыскной деятельности.Ключевые слова:оперативнорозыскная деятельность, оперативнорозыскные мероприятия, сотрудник оперативного подразделения.
Противодействие преступностиявляется важнейшей задачейлюбого государства. При этом, несмотря на различия государственного устройства,для ее достижения правоохранительные органы используют сходные по своему свойству силы, средства и методы.Вышеуказаннаядеятельность в Советском Союзе, на различных этапах развития, называлась поразному. Термин ©оперативнорозыскная деятельностьª стал повсеместно употребляться лишь с1958 года.В теории и практике органов внутренних дел ОРД (в общем виде) понимали каккомплекс оперативнорозыскных мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно должностными лицами оперативных подразделений в целях борьбы с преступностью.Следует отметить, что на легитимность данной деятельности законодатель указывал в Основах уголовного судопроизводства СоюзаССР и союзных республик(Закон СССР от 25 декабря 1958 г.) и соответствующих статьях уголовнопроцессуальных кодексов союзных республик. Так, в частности, в статье 118 УПК РСФСР, было закреплено положение о том, что на органы дознания возлагается принятие необходимых оперативнорозыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. За этими строками стояли десятки закрытых ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих те или иные аспекты оперативнорозыскной деятельности.С распадом СССР,на постсоветском пространстве стало развиваться оперативнорозыскное законодательство.ВРоссийской Федерации 13 марта 1992 года был издан первый Закон ©Об оперативнорозыскной деятельности в Российской Федерацииª.Значение этого и подобных нормативных правовых актов, появившихся в независимых государствах, трудно переоценить.В тоже время, стройнойи вполне работоспособной теории оперативнорозыскной деятельности был нанесен серьезный ущерб.Достаточно вспомнить, как были сформулированы положения, посвященныеоперативнорозыскным мероприятиям(ст. 6 Закона):©Оперативнорозыскныемероприятия проводятся только тогда,когда инымпутем невозможно обеспечить выполнение задач предусмотренных статьей 2 Закона.Для решения этих задач органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, в соответствии с правилами конспирации применяются:опрос граждан;наведениесправок;сбор образцов для сравнительного исследования;контрольные закупки;исследованиепредметов и документов;наблюдение;отождествление личности;обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;контроль почтовых отправлений;цензура корреспонденции;прослушивание телефонных и иных переговоров;снятие информации с технических каналов связиª.Далее предписывалось, что указанные действия ©реализуются путем проведения оперативнорозыскных мероприятий. Перечень этих действий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только закономª.Из логики вышеуказанного можно было заключить, что субъекты ОРД при осуществлении своей деятельности имеют право проводить лишь 12 действий путем реализации оперативнорозыскных мероприятий.Следует отметить, что за долго до принятия первого Закона об оперативнорозыскной деятельности в теории и практике ОРД сложились такие основные понятия как силы, средства, методы и ряд других. Широко использовался термин ©оперативнорозыскные мероприятияª, при этом ни на законодательном уровне, ни ведомственными нормативными правовыми актами не устанавливался перечень таких мероприятий.В теории оперативнорозыскной деятельности термин оперативнорозыскные действия рассматривался как элементарная частица ОРД и условно, как элемент оперативнорозыскного мероприятия(предполагалось, что любое ОРМ состоит из совокупности оперативнорозыскных действий).С принятием Закона ряд этих действий фактически совпал с методами ОРД, а часть с оперативнорозыскными мероприятиями, что противоречило ранее принятым нормам.Вопрос о соподчиненности методов, оперативнорозыскных мероприятий и действий в оперативнорозыскной деятельности, к сожалению, окончательно не решен до настоящего времени.Разновидностью ОРМ фактически стали считать оперативнопоисковые мероприятия и специальные технические мероприятия, о которых нет упоминания ни в первом, ни в ныне действующем Законе об ОРД.Из программ по изучению оперативнорозыскной деятельности практически были исключены темы посвященные методам ОРД т. к. этот термин, хотя и употребляется в действующем Законе, но никак не раскрыт, с одной стороны, а с другой часть оперативнорозыскных мероприятий, перечисленныхв действующем Законе, по сути,совпадаютс общепризнанными специалистами методами ОРД.Несмотря на то, что в ныне действующий в Российской Федерации Закон ©Об оперативнорозыскной деятельностиª (от 12 августа 1995 г № 144ФЗ.) внесено более 50 изменений и дополнений, до настоящего временив нем отсутствует перечень основных понятий, применяемых в сфере оперативнорозыскной деятельности.Закрепление таких понятий в закрытых нормативных правовых актах субъектов, которым предоставлено право ее осуществлять, неизбежно приводит кихразночтению и затрудняет взаимодействие.Само определение в Законе ОРДкак вида©деятельности, осуществляемой…посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий…ª не отражает, на наш взгляд, всего спектра данной деятельности.Возникает вопрос: какое оперативнорозыскное мероприятие проводит сотрудник оперативного подразделения, привлекая лицо к конфиденциальному содействию или когда заводит дело оперативного учета, работает с оперативнослужебными документами, представляет их для проверки надзирающему прокурору и многое другое? Очевидно, что помимо оперативнорозыскных мероприятий должностные лица оперативных подразделений осуществляют целый комплекс иных действий, организация и тактика которых нуждается как в законодательномзакреплении, так и в регулировании ведомственными нормативными правовыми актами.Подводя итог вышесказанному, отметим:1. Используя опыт законодательного регулирования оперативнорозыскной деятельности ряда стран СНГ, в Федеральном законе Российской Федерации ©Об оперативнорозыскной деятельностиª так же следует сформулировать и закрепить основные понятия.2.Статья 1 ФЗ РФ ©Об оперативнорозыскной деятельностиª может быть редактирована следующим образом: ©оперативнорозыскная деятельность система организационных, оперативнорозыскных, оперативнотехнических и оперативнопоисковых мероприятий, а также иных действий, осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их компетенции в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательствª.3. Эффективность деятельности оперативных подразделений во многом будет зависетьот согласованности положений оперативнорозыскного, уголовного и уголовнопроцессуального законодательства, на что и должны, по нашему мнению, быть направлены усилия в настоящее время в данной сфере.
Alekseev Vladimir Viktorovich
Prospects of development of operationalsearch activity in the Russian FederationAbstract:The improvement of legal regulation of the operationalsearch activity, taking into account international experience of countries, the CIS countries. It is proposed to consolidate the lawthe basic concepts used in the operationalsearch activity.Keywords:operationalsearch activity, search operations, the operational arm of the employee.