Проблема реформирования российских органов внутренних дел
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Емельянов
В.
М. Проблема реформирования российских органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
3936–3940. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55052.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одного из возможных путей решения задачи реформирования российских органов внутренних дел.
Ключевые слова:
мораль, этика, дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел российской федерации, историческое мышление, идеология.
Текст статьи
Емельянов Валерий Михайлович,кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьapiad@mail.ru
Проблема реформирования российских органов внутренних дел
Аннотация:Статьяпосвящена рассмотрению одногоиз возможных путей решения задачи реформирования российскихорганов внутренних дел.Ключевые слова: дорожная карта дальнейшего реформирования органоввнутренних дел Российской Федерации, историческое мышление, мораль,этика, идеология.
Судьба российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, обществаи государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел[1].Расширенная рабочая группа экспертов, образованная при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел России,иназвали этот документ «Дорожной картойдальнейшего реформирования органоввнутренних дел Российской Федерации»[2]Причиной длящейся более четырех летреформыорганов внутренних дел послужило совершение
сотрудниками органов внутренних дел нарушений законности и служебной дисциплины, коррупция некоторых из них. Проведенная в 2011 г. реформа «по перекрашиванию формы» и сокращению числа сотрудников не решила ни одной из поставленных перед ней задач, число коррупционеров и преступников в рядах органа охраны правопорядка не сократилось. Новое название «полиция», часто ассоциирующееся в умах с немецкой окуппацией страны, дополнительно было скомпрометировано событиями в ОВД «Дальний» г. Казани. Главным направление перманентнойреформыв настоящее время,разработчики считаютработу с кадрами.Они предлагают качественно изменитьвоспитательную работу с личным составом.
Согласен, нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел имеет не меньшее значение, чем овладение ими специальными знаниями. Никакиесовершенные законы, сверхдемократические институты и правовые механизмы, существующиев обществе, не дадут положительного результата, если право охраняют люди, не имеющие понятия о морали, безответственные и корыстолюбивые. Они могут быть высококлассными специалистами, но отсутствие у них необходимых нравственных качеств делает их в этом случае только более опасными для общества и государства. Аморальное, безнравственное поведение сотрудников органов внутренних дел, реализующих публичновластные функции, злоупотребления с их стороны, пренебрежение к публичным интересам, компрометируют институты власти, подрывают доверие к ним со стороны граждан и общественности.Аориентация в кадровой политикеглавным образом на профессиональные качества сотрудников (в ущерб моральнымтребованиям), предопределение мотивации в основном материальным стимулированием, создают в системеорганов внутренних дел необязательность твердого соблюдения морально нравственных требований. Естественно, что соблюдению всех морально нравственных требований
общества в деятельности сотрудниковорганов внутренних делмешает сама специфика их деятельности, содержащаяопределенныеэлементы отрицательногоповедения, чтоможет вестик дальнейшей профессиональной деформации,при отсутствии у сотрудниканеобходимого уровня психологической устойчивости.Считаю, одним из путей преодоления влияние этой специфики деятельности органов внутренних дел должно стать формирование у сотрудников органов внутренних дел исторического мышленияна основе ясной государственной идеологии.В.В.Рябов, ректор МГПУи Е.И. Хаванов, заведующий кафедрой истории мировых цивилизаций МГПУ, в своей статье«Основы гражданственности» отмечают, что историческое мышление элемент общественного сознания. Это совокупность взглядов, представлений народа, класса, социальной группы, личности, об историческом процессе, о своем прошлом, настоящем и будущем, о своем происхождении и историческом предназначении. Сегодня,несмотря на достаточно хорошее образованиеграждан России уровень ихисторического осознания можно охарактеризовать как весьма низкий, основанный не на научных знаниях, а псевдоисторических «демократизированных»мифах. [3]История всегдасуществовалакак часть идеологии, подчиненной политикегосударства. Она подавалась и подается
как набор фактов прошлого и настоящегос четким определением, как можно и нужно оценивать этифакты. Естественно, что формировавшиеся в Советском Союзетолкования рухнули, кактолько при крушении системы социализма возникли источникиновойисторической информации, в том числе иявносфальсифицированные. А современный российский научный мир, как апостол Павел при третьем крике петуха, отрекся от разделяемых ранее взглядов, в угоду сложившейся социальной формации, заболел, в очередной раз,болезнью «западничества», приложивеще большие усилия к развенчанию сложившихся исторических представлений народа. В издаваемых научных исследованиях, предназначенных для широкого пользования, с каким то мазохистским удовольствием, исторические личности, сделавшие многое для будущего России, превращены в людей, тупо и озлоблено мешавших западному миру строить светлое будущее всего человечества.А вывод из всех этих «исследований» возникает один,стоит ли служить государству,созданному подобными историческими деятелями.Но всегда одной из главнейшихзадач любой государствабыло и остается утверждение в сознании проживающих в нем людейчувства гордости за принадлежность к нему, восприятие егодеятельности в истории, какположительной.Преподаваемый взгляд на историю своего государства может помогать развитию данного общества, но может и разрушать его. Иэто восприятие активно разрушается в современной России.
Историческая преемственность
главная составляющая взглядов новых поколенийна окружающий мир и себя в нем. Основная цель
изучения и пропаганды
историистраны воспитание в человеке нравственных идеалов
общества, в котором он живет, чувства любви и уважения к Отечеству, осознанной потребности служить ему. Изучение истории страны имеет важную роль в воспитаниии поддержаниисознаниячеловека, с пониманием выполняющего свой служебныйдолг и понимающего, что от этогозависит не только собственная жизнь, но и судьба родных и потомков, народа и государства. Это сознание должно определятьего поведение в социуме.Становление сотрудника органов внутренних делдолжно включать в себя знание и пониманиеистории страны.История и традиции страны должны стать неотъемлемой частью миропонимания сотрудника полиции. Аименно здесь кроются сложности, вызванные существующимипрограммамиобразования, непродуманными изменениями в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики. Всё это происходит на фоне беспрецедентной для России пропаганды жестокости и насилия, жажды наживы. Идея наживы любым путем, пропагандируемая и навязываемая многими средствами массовой информации и ставящая статус человека в обществе в зависимость от имеющихся у него денежных средств. И с этим нельзя не считаться,пытаясь решить вопросы реформирования органов внутренних дел.Органы внутренних дел сегодня, нуждаются в осознании необходимости соблюдения норм морали существовавшей в государстве на протяжении веков и в тоже времяотвечающей современным реальностям. В связи с этим возниклаострая необходимость в формированииу сотрудниковпозитивного правосознанияи изменения самой парадигмы служения обществу и государству. Достижение указанных целей невозможно без проработаннойгосударственноправовой идеологии. Лозунги о необходимости полной деидеологизации общества, в том числе и органов внутренних дел, популярные последние десятилетия в российском либероидномобществе, привели к разрушению духовной почвы, на основе которой строится государство и должен устанавливаться правопорядок.Считаем, что пора вернуть четко выраженную государственноправовую идеологиюкак в пониманииистории, так и в деятельности органов внутренних дел. При этом особую роль в формировании личности сотрудника, вместо внедрения в умы невнятных, постоянно меняющихся взглядов на многовековуюисторию страны, должно занимать воспитание исторического мышления, которое, в конечном итоге, ведет к осознанию своего места в общественном историческом процессе, осознанию себя носителем и хранителем лучших традиций русской истории. С сожалением следует констатировать, что с устранениеми шельмованиемидеологиисоветской эпохи в России изменилось отношение к целям воспитания гражданина страны, да и само это понятие постепенно обрело упрощенное содержание. Из образованиявыхолощенавоспитательнаянравственная составляющая, замещаемая прагматической установкой на овладение узконаправленными профессиональными знаниями. Это вполне отвечает культивируемой ориентации на личный успех любой ценой, что характерно длясуществующего образца западного общества потребления и индивидуализма, ставшего примером для лиц считающих и подающих себя элитой общества. Их взгляды активно внедряются в общественное сознание. Противоположные взгляды подвергаются осмеянию.Подготовка специалистов, некомплексующих и нерефлексирующих, знатоков своего дела, энергичных и находчивых,стало приоритетной задачей российского образования. Личность, имеющая в основе своей деятельности мораль,вытесняется безликим функционером, действующим вне морали, которая мешаетимдостигнуть профессионального и личного успеха.
Образовательныйи воспитательный процессы в этом случаевступаютв противоречие со стоящейна повестке дня первоочередной задачей духовного возрождения нации. А без духовного возрождения нации смешно говорить об отдельном, проводимом в лабораторной колбе, «реформировании органов внутренних дел». Утрата духовных ориентиров, деградация нравственности, связанная с превалированием западной культуры,толерантной к любым проявлениям аморальности, лежат в основе проблем Россиии ее органов внутренних дел, включая такие, как коррупция государственного аппарата, разворовывание общенародного достояния, обнищание масс, рост преступности. На фоне этого резко упал уровень правовой культуры,как граждан страны, так и сотрудников органов внутренних дел,плоть от плоти этих граждан. Право утрачивает значимость социальной ценности. Нарастание правового нигилизма и недоверия к официальной юстиции порождаетюстицию теневую, с угрозами, шантажом, силовыми разборками.Большую лепту в правовой нигилизм вносят и всем известные факты полной безнаказанности лиц прославившихся коррупцией и крупными хищениями государственной собственности. Воленсноленс они становятсяобразцами поведения для многих, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел.Пока закон не станет равным для всех, пока не будут наказываться в полной мере лица разворовавшие государство, реформированиеорганов внутренних дел будет топтаться на месте. На смену одним увольняемым коррупционерам будут приходить другие, считающие свою службу всего лишь средством к обогащению.Считаем воспитание будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел при этом должно быть подчинено определенной программе. К сожалению, всерьезее созданиеммало кто озабочен, а ее создание если и осознается, то в виде добрых пожеланий, расплывчатых и неопределенных.Воснове такой программы должны лежать моральные ценности, выработанныеобществом на протяжении веков, положения, обосновывающие специфику профессиональной морали, в частности этики юридических специальностей. Одно из них «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И.Кант) [4]
Этическое воспитание,наряду с историческими и правовыми знаниями,должно лежать в основе деятельности сотрудника органов внутренних дел. Апривитие молодому человеку принятых современным обществом стандартов только внешне приличного поведения, без осознания его исторически сложившейся моральной основы считается основной задачей, решаемой в настоящее время, в семье, дошкольным и школьным воспитанием. Осуществляя подготовку специалиста, нельзя ориентироватьсятолько на усвоение им определенной суммы знаний, ограниченных той или иной отраслью права, нужно помнить, что образованность без опоры на мораль и историческое мышление чревата не лучшими последствиями. Основой цивилизованного права является общественная мораль, право бессильно в обществе, лишенном морали. Тревожный симптом этого попытки внедрения в качестве новой идеологии страны, основой духовного воспитания, новой политической культурой и правосознанием посткоммунистической России русский национализм, «инстинктивный и духовный», согласно политическим взглядам русского философа эмигранта И. А. Ильина, а в стране ввести твердую, национальнопатриотическую по форме и либеральную по идее диктатуру[5].
Примером подобных взглядов в истории могут служить взгляды идеологов немецкого нацизма, многие из которых имели хорошее образование и довольно высокий интеллект. А к чему привела реализация этих теоретических взглядов, до сих пор свежо в памяти людей, особенно в России.Подобный тип национализма вырос на наших глазах на Украине. Россия же всегда существовала как многонациональное государство.В связи с этим считаем необходимым в корне изменить методы преподавания российской истории. Методика такого преподавания должна заключаться не в бессмысленном повторении и заучивание глав учебника, с последующим изложением для оценки. Преподающий должен давать собственное понимание обсуждаемого исторического периода, вовлекая в спор обучаемых, побуждая их мыслить, доказывать, аргументировать, вырабатывать собственный взгляд, желательно позитивный, на общество в котором он живет, и будет работать. А главное, вызывать желание служить этому обществу, продолжить его в истории.Качественное обучение и воспитание будущих сотрудников
важнейшее условие успешного решения задачреформированияорганов внутренних дел. Чего ждут в настоящее время от современного преподавателя, и какие требования он сам к себе должен предъявлять? Доходчивое изложение разделов учебника и только, или внедрение в сознание обучаемого значимости ценностейобщества? Ответ очевиден, но не утешителен. Вполне в духе Сенеки: если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным! Приблизительно знаем, куда идти, но часто плохо представляем себе конечныецели обучения и воспитания. Это напоминает трагическую судьбу идеи коммунизма: хотя там цель была известна, но хуже оказалось со средствами и методами ее достижения.Идея воспитания человекакак гражданина страны
лежала в основеидеологической работы в СССР. Этим процессом были заняты государство и его институты. Большое вниманиепри этом
уделялосьвопросамсоблюдения и поддержания моралистроителя коммунизма. Повышения авторитета морали, как основного регуляторасуществующих общественных отношений, как одного из способов формирования высокой духовностигражданина СССР казалось уже достижимым. Достижимым с помощью
правового и нравственного воспитаниямасс. Это воспитание осуществлялось с помощью фильмов, книг, журналов, телевидения.Пропаганда прививала необходимые обществу духовные и нравственные качества. Общество формировало и контролировало поведение своих членов. Рухнул советский строй, исчез общественный контроль, настало время «демоанархии» и вседозволенности. Все, что нарабатывалосьв этом направлении, было уничтожено в девяностые с их лозунгом «обогащайся», а если этому мешает твоя мораль, то забудь о ней.
Образцами для подражания становились личности «кидающие» общество и государство. Если ты богат, то неважно как ты этого достиг.Развился правовой нигилизм вместе с формирующейся им безнравственностью. О совести можно забыть, на мнение окружающих –не реагировать, а личные интересы выше общественного осуждения. Эгоизм активно вытесняет коллективизм. Нравственная культура, как общества, так и граждан желает лучшего. Тем более не обошло стороной это обстоятельство и органы внутренних дел и их сотрудников. Необходимо в настоящее времявернуться к идее приоритета нравственного воспитаниячеловека, к его организационные воплощениям и научнымрекомендациям. Онизаслуживаютбыть примененными в существующихполитических и социальноправовых условиях.
Ссылка на источники1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. с.62. Дорожная карта дальнейшего реформированияоргановвнутренних дел Российской Федерации–URL:http://www.rg.ru/2013/02/04/kartamvdsitedok.html3. В.В. Рябов, Е.И. Хаванов, «Основы гражданственности» "Гражданин и право", №9 сентябрь 2006 г. с.74.И. С. Нарский.Иммануил Кант.
М.: Мысль, 1976. с.140 5. Правый взгляд. Информационный портал русского имперского движения URL: http://www.rusinst.ru/articletext; http://www.rusimperia.info.
Valery Emelyanov PhD, assistant professor of administrative activities of internal affairs FGKOU DPO "Tyumen Institute of Advanced Police Academy Russian" in TyumenThe problem of reforming the Russian lawenforcement bodiesAbstract.The article discusses one of the possible solutions to the problem of reforming the Russian lawenforcement bodies.Keywords:roadmap of further reform Interior of the Russian Federation, historical thinking,morality,ethics,ideology.
Проблема реформирования российских органов внутренних дел
Аннотация:Статьяпосвящена рассмотрению одногоиз возможных путей решения задачи реформирования российскихорганов внутренних дел.Ключевые слова: дорожная карта дальнейшего реформирования органоввнутренних дел Российской Федерации, историческое мышление, мораль,этика, идеология.
Судьба российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, обществаи государства и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел[1].Расширенная рабочая группа экспертов, образованная при Министре внутренних дел Российской Федерации, подготовила предложения по дальнейшему реформированию органов внутренних дел России,иназвали этот документ «Дорожной картойдальнейшего реформирования органоввнутренних дел Российской Федерации»[2]Причиной длящейся более четырех летреформыорганов внутренних дел послужило совершение
сотрудниками органов внутренних дел нарушений законности и служебной дисциплины, коррупция некоторых из них. Проведенная в 2011 г. реформа «по перекрашиванию формы» и сокращению числа сотрудников не решила ни одной из поставленных перед ней задач, число коррупционеров и преступников в рядах органа охраны правопорядка не сократилось. Новое название «полиция», часто ассоциирующееся в умах с немецкой окуппацией страны, дополнительно было скомпрометировано событиями в ОВД «Дальний» г. Казани. Главным направление перманентнойреформыв настоящее время,разработчики считаютработу с кадрами.Они предлагают качественно изменитьвоспитательную работу с личным составом.
Согласен, нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел имеет не меньшее значение, чем овладение ими специальными знаниями. Никакиесовершенные законы, сверхдемократические институты и правовые механизмы, существующиев обществе, не дадут положительного результата, если право охраняют люди, не имеющие понятия о морали, безответственные и корыстолюбивые. Они могут быть высококлассными специалистами, но отсутствие у них необходимых нравственных качеств делает их в этом случае только более опасными для общества и государства. Аморальное, безнравственное поведение сотрудников органов внутренних дел, реализующих публичновластные функции, злоупотребления с их стороны, пренебрежение к публичным интересам, компрометируют институты власти, подрывают доверие к ним со стороны граждан и общественности.Аориентация в кадровой политикеглавным образом на профессиональные качества сотрудников (в ущерб моральнымтребованиям), предопределение мотивации в основном материальным стимулированием, создают в системеорганов внутренних дел необязательность твердого соблюдения морально нравственных требований. Естественно, что соблюдению всех морально нравственных требований
общества в деятельности сотрудниковорганов внутренних делмешает сама специфика их деятельности, содержащаяопределенныеэлементы отрицательногоповедения, чтоможет вестик дальнейшей профессиональной деформации,при отсутствии у сотрудниканеобходимого уровня психологической устойчивости.Считаю, одним из путей преодоления влияние этой специфики деятельности органов внутренних дел должно стать формирование у сотрудников органов внутренних дел исторического мышленияна основе ясной государственной идеологии.В.В.Рябов, ректор МГПУи Е.И. Хаванов, заведующий кафедрой истории мировых цивилизаций МГПУ, в своей статье«Основы гражданственности» отмечают, что историческое мышление элемент общественного сознания. Это совокупность взглядов, представлений народа, класса, социальной группы, личности, об историческом процессе, о своем прошлом, настоящем и будущем, о своем происхождении и историческом предназначении. Сегодня,несмотря на достаточно хорошее образованиеграждан России уровень ихисторического осознания можно охарактеризовать как весьма низкий, основанный не на научных знаниях, а псевдоисторических «демократизированных»мифах. [3]История всегдасуществовалакак часть идеологии, подчиненной политикегосударства. Она подавалась и подается
как набор фактов прошлого и настоящегос четким определением, как можно и нужно оценивать этифакты. Естественно, что формировавшиеся в Советском Союзетолкования рухнули, кактолько при крушении системы социализма возникли источникиновойисторической информации, в том числе иявносфальсифицированные. А современный российский научный мир, как апостол Павел при третьем крике петуха, отрекся от разделяемых ранее взглядов, в угоду сложившейся социальной формации, заболел, в очередной раз,болезнью «западничества», приложивеще большие усилия к развенчанию сложившихся исторических представлений народа. В издаваемых научных исследованиях, предназначенных для широкого пользования, с каким то мазохистским удовольствием, исторические личности, сделавшие многое для будущего России, превращены в людей, тупо и озлоблено мешавших западному миру строить светлое будущее всего человечества.А вывод из всех этих «исследований» возникает один,стоит ли служить государству,созданному подобными историческими деятелями.Но всегда одной из главнейшихзадач любой государствабыло и остается утверждение в сознании проживающих в нем людейчувства гордости за принадлежность к нему, восприятие егодеятельности в истории, какположительной.Преподаваемый взгляд на историю своего государства может помогать развитию данного общества, но может и разрушать его. Иэто восприятие активно разрушается в современной России.
Историческая преемственность
главная составляющая взглядов новых поколенийна окружающий мир и себя в нем. Основная цель
изучения и пропаганды
историистраны воспитание в человеке нравственных идеалов
общества, в котором он живет, чувства любви и уважения к Отечеству, осознанной потребности служить ему. Изучение истории страны имеет важную роль в воспитаниии поддержаниисознаниячеловека, с пониманием выполняющего свой служебныйдолг и понимающего, что от этогозависит не только собственная жизнь, но и судьба родных и потомков, народа и государства. Это сознание должно определятьего поведение в социуме.Становление сотрудника органов внутренних делдолжно включать в себя знание и пониманиеистории страны.История и традиции страны должны стать неотъемлемой частью миропонимания сотрудника полиции. Аименно здесь кроются сложности, вызванные существующимипрограммамиобразования, непродуманными изменениями в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики. Всё это происходит на фоне беспрецедентной для России пропаганды жестокости и насилия, жажды наживы. Идея наживы любым путем, пропагандируемая и навязываемая многими средствами массовой информации и ставящая статус человека в обществе в зависимость от имеющихся у него денежных средств. И с этим нельзя не считаться,пытаясь решить вопросы реформирования органов внутренних дел.Органы внутренних дел сегодня, нуждаются в осознании необходимости соблюдения норм морали существовавшей в государстве на протяжении веков и в тоже времяотвечающей современным реальностям. В связи с этим возниклаострая необходимость в формированииу сотрудниковпозитивного правосознанияи изменения самой парадигмы служения обществу и государству. Достижение указанных целей невозможно без проработаннойгосударственноправовой идеологии. Лозунги о необходимости полной деидеологизации общества, в том числе и органов внутренних дел, популярные последние десятилетия в российском либероидномобществе, привели к разрушению духовной почвы, на основе которой строится государство и должен устанавливаться правопорядок.Считаем, что пора вернуть четко выраженную государственноправовую идеологиюкак в пониманииистории, так и в деятельности органов внутренних дел. При этом особую роль в формировании личности сотрудника, вместо внедрения в умы невнятных, постоянно меняющихся взглядов на многовековуюисторию страны, должно занимать воспитание исторического мышления, которое, в конечном итоге, ведет к осознанию своего места в общественном историческом процессе, осознанию себя носителем и хранителем лучших традиций русской истории. С сожалением следует констатировать, что с устранениеми шельмованиемидеологиисоветской эпохи в России изменилось отношение к целям воспитания гражданина страны, да и само это понятие постепенно обрело упрощенное содержание. Из образованиявыхолощенавоспитательнаянравственная составляющая, замещаемая прагматической установкой на овладение узконаправленными профессиональными знаниями. Это вполне отвечает культивируемой ориентации на личный успех любой ценой, что характерно длясуществующего образца западного общества потребления и индивидуализма, ставшего примером для лиц считающих и подающих себя элитой общества. Их взгляды активно внедряются в общественное сознание. Противоположные взгляды подвергаются осмеянию.Подготовка специалистов, некомплексующих и нерефлексирующих, знатоков своего дела, энергичных и находчивых,стало приоритетной задачей российского образования. Личность, имеющая в основе своей деятельности мораль,вытесняется безликим функционером, действующим вне морали, которая мешаетимдостигнуть профессионального и личного успеха.
Образовательныйи воспитательный процессы в этом случаевступаютв противоречие со стоящейна повестке дня первоочередной задачей духовного возрождения нации. А без духовного возрождения нации смешно говорить об отдельном, проводимом в лабораторной колбе, «реформировании органов внутренних дел». Утрата духовных ориентиров, деградация нравственности, связанная с превалированием западной культуры,толерантной к любым проявлениям аморальности, лежат в основе проблем Россиии ее органов внутренних дел, включая такие, как коррупция государственного аппарата, разворовывание общенародного достояния, обнищание масс, рост преступности. На фоне этого резко упал уровень правовой культуры,как граждан страны, так и сотрудников органов внутренних дел,плоть от плоти этих граждан. Право утрачивает значимость социальной ценности. Нарастание правового нигилизма и недоверия к официальной юстиции порождаетюстицию теневую, с угрозами, шантажом, силовыми разборками.Большую лепту в правовой нигилизм вносят и всем известные факты полной безнаказанности лиц прославившихся коррупцией и крупными хищениями государственной собственности. Воленсноленс они становятсяобразцами поведения для многих, в том числе и для сотрудников органов внутренних дел.Пока закон не станет равным для всех, пока не будут наказываться в полной мере лица разворовавшие государство, реформированиеорганов внутренних дел будет топтаться на месте. На смену одним увольняемым коррупционерам будут приходить другие, считающие свою службу всего лишь средством к обогащению.Считаем воспитание будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел при этом должно быть подчинено определенной программе. К сожалению, всерьезее созданиеммало кто озабочен, а ее создание если и осознается, то в виде добрых пожеланий, расплывчатых и неопределенных.Воснове такой программы должны лежать моральные ценности, выработанныеобществом на протяжении веков, положения, обосновывающие специфику профессиональной морали, в частности этики юридических специальностей. Одно из них «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И.Кант) [4]
Этическое воспитание,наряду с историческими и правовыми знаниями,должно лежать в основе деятельности сотрудника органов внутренних дел. Апривитие молодому человеку принятых современным обществом стандартов только внешне приличного поведения, без осознания его исторически сложившейся моральной основы считается основной задачей, решаемой в настоящее время, в семье, дошкольным и школьным воспитанием. Осуществляя подготовку специалиста, нельзя ориентироватьсятолько на усвоение им определенной суммы знаний, ограниченных той или иной отраслью права, нужно помнить, что образованность без опоры на мораль и историческое мышление чревата не лучшими последствиями. Основой цивилизованного права является общественная мораль, право бессильно в обществе, лишенном морали. Тревожный симптом этого попытки внедрения в качестве новой идеологии страны, основой духовного воспитания, новой политической культурой и правосознанием посткоммунистической России русский национализм, «инстинктивный и духовный», согласно политическим взглядам русского философа эмигранта И. А. Ильина, а в стране ввести твердую, национальнопатриотическую по форме и либеральную по идее диктатуру[5].
Примером подобных взглядов в истории могут служить взгляды идеологов немецкого нацизма, многие из которых имели хорошее образование и довольно высокий интеллект. А к чему привела реализация этих теоретических взглядов, до сих пор свежо в памяти людей, особенно в России.Подобный тип национализма вырос на наших глазах на Украине. Россия же всегда существовала как многонациональное государство.В связи с этим считаем необходимым в корне изменить методы преподавания российской истории. Методика такого преподавания должна заключаться не в бессмысленном повторении и заучивание глав учебника, с последующим изложением для оценки. Преподающий должен давать собственное понимание обсуждаемого исторического периода, вовлекая в спор обучаемых, побуждая их мыслить, доказывать, аргументировать, вырабатывать собственный взгляд, желательно позитивный, на общество в котором он живет, и будет работать. А главное, вызывать желание служить этому обществу, продолжить его в истории.Качественное обучение и воспитание будущих сотрудников
важнейшее условие успешного решения задачреформированияорганов внутренних дел. Чего ждут в настоящее время от современного преподавателя, и какие требования он сам к себе должен предъявлять? Доходчивое изложение разделов учебника и только, или внедрение в сознание обучаемого значимости ценностейобщества? Ответ очевиден, но не утешителен. Вполне в духе Сенеки: если не знаешь куда плыть, то никакой ветер не будет попутным! Приблизительно знаем, куда идти, но часто плохо представляем себе конечныецели обучения и воспитания. Это напоминает трагическую судьбу идеи коммунизма: хотя там цель была известна, но хуже оказалось со средствами и методами ее достижения.Идея воспитания человекакак гражданина страны
лежала в основеидеологической работы в СССР. Этим процессом были заняты государство и его институты. Большое вниманиепри этом
уделялосьвопросамсоблюдения и поддержания моралистроителя коммунизма. Повышения авторитета морали, как основного регуляторасуществующих общественных отношений, как одного из способов формирования высокой духовностигражданина СССР казалось уже достижимым. Достижимым с помощью
правового и нравственного воспитаниямасс. Это воспитание осуществлялось с помощью фильмов, книг, журналов, телевидения.Пропаганда прививала необходимые обществу духовные и нравственные качества. Общество формировало и контролировало поведение своих членов. Рухнул советский строй, исчез общественный контроль, настало время «демоанархии» и вседозволенности. Все, что нарабатывалосьв этом направлении, было уничтожено в девяностые с их лозунгом «обогащайся», а если этому мешает твоя мораль, то забудь о ней.
Образцами для подражания становились личности «кидающие» общество и государство. Если ты богат, то неважно как ты этого достиг.Развился правовой нигилизм вместе с формирующейся им безнравственностью. О совести можно забыть, на мнение окружающих –не реагировать, а личные интересы выше общественного осуждения. Эгоизм активно вытесняет коллективизм. Нравственная культура, как общества, так и граждан желает лучшего. Тем более не обошло стороной это обстоятельство и органы внутренних дел и их сотрудников. Необходимо в настоящее времявернуться к идее приоритета нравственного воспитаниячеловека, к его организационные воплощениям и научнымрекомендациям. Онизаслуживаютбыть примененными в существующихполитических и социальноправовых условиях.
Ссылка на источники1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. с.62. Дорожная карта дальнейшего реформированияоргановвнутренних дел Российской Федерации–URL:http://www.rg.ru/2013/02/04/kartamvdsitedok.html3. В.В. Рябов, Е.И. Хаванов, «Основы гражданственности» "Гражданин и право", №9 сентябрь 2006 г. с.74.И. С. Нарский.Иммануил Кант.
М.: Мысль, 1976. с.140 5. Правый взгляд. Информационный портал русского имперского движения URL: http://www.rusinst.ru/articletext; http://www.rusimperia.info.
Valery Emelyanov PhD, assistant professor of administrative activities of internal affairs FGKOU DPO "Tyumen Institute of Advanced Police Academy Russian" in TyumenThe problem of reforming the Russian lawenforcement bodiesAbstract.The article discusses one of the possible solutions to the problem of reforming the Russian lawenforcement bodies.Keywords:roadmap of further reform Interior of the Russian Federation, historical thinking,morality,ethics,ideology.