Особенности маркетинга в инновационной деятельности отечественных университетов в современных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калинкина Г. Е., Переведенцев Д. А., Переведенцев К. А., Романов К. А. Особенности маркетинга в инновационной деятельности отечественных университетов в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4021–4025. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55069.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей применения средств маркетинга в инновационной деятельности отечественных университетов в рамках популярной теории тройной спирали Г. Ицковица.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калинкина Галина Евгеньевна,доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры «Экономика, Технология и Управление коммерческой деятельностью» ФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова»kge@idz.ru

Переведенцев Денис Алексеевич,аспирант ФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова»perevedencew@mail.ru

Переведенцев КонстантинАлексеевич,магистрантФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова»perevedencevk@mail.ru

Романов Константин Александрович,аспирант ФГБОУ ВПО «Ижевский Государственный Технический Университет им. М.Т. Калашникова»Hamann86@bk.ru

Особенности маркетинга в инновационной деятельности отечественных университетовв современных условиях

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению особенностей применения средств маркетинга в инновационной деятельности отечественных университетов в рамках популярной теории тройной спирали Г. Ицковица.Ключевые слова:маркетинг инноваций, инновационная инфраструктура, коммерциализация, предпринимательский университет.

Коммерциализация университетами своих научных разработок на сегодняшний день это уже не просто прихоть администрации отдельного научного учреждения, а рыночная необходимость, связанная с поддержанием конкурентоспособности российских ВУЗов, и на этой почве в последние 20 лет проводится множество научных исследований.Чаще всего в трудах ученыхосвещаются отдельные вопросы, касающиеся коммерциализации вузовских инноваций, в частности, исследование стадий жизненного цикла, принципов защиты интеллектуальной собственности, ценообразование на инновационные продукты и др.В частности, проблемам предпринимательской деятельности в сфере коммерциализации инновацийпосвящены работы Ефимова К.А., Соболева Н. А., Ивантер В.В., Земскова А.А., Львова Д.С., Варшавского А.Е., Макарова В.Л., Ильдеменова СВ., Медынского В.Г., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. и др.Исследованием вопроса управления потенциалом конкретно научных учреждений и их организационно экономического взаимодействия с коммерческими предприятиями занимались Брусина А. Л., Волков Д. А., Барютин Л.С., Бромберг Г.В.,. Багиев Г.К., Валдайцев СВ., Завлин П.И., Казанцев и других, а также зарубежные авторы Ансофф И., Акофф Р., Перлаки И., Друкер П., Фриман К., Шумпетер Й.Анализ современных научных работ позволил сформулировать обобщающее понятие коммерциализации результатов научно–исследовательской деятельности–это процесс внедрения и/или использования результатов научно–исследовательской деятельности научных учреждений, передачи прав на них и

связанные с ними материальные носители через договорные отношения, коммерческим организациям для производства на ихоснове продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения рыночного спроса и получения прибыли; является неотъемлемым процессом развития инновационной системы страны.Модель тройной спирали Генри Ицковица адекватно определяет и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы, а именно власти, бизнеса и университета, в рамках которой университеты находятся в центре этих событий. Логика опоры на университеты проста –ведь только усилиями молодых людей можно построить новую экономику. Эти люди есть только в одном месте –в университетах, следовательно, именно в них прежде всего и сконцентрированы ресурсы, необходимые для развития инновационных процессов [1].Поскольку процесс коммерциализации неразрывно связан с маркетингом, это и определилоцельданной работы,котораяпосвященараскрытию особенностей маркетинга в условиях использования модели тройной спирали для инновационного развития научных учреждений России.Смысл подхода заключается в следующем. В связи с переходом на новый уровень В экономическомразвитии социальныхсистем, снижаетсязначимость двусторонних связейгосударствонаука; производствонаука; государствопроизводство. Модель тройной спирали основанана принципах постоянноговзаимодействия трех динамических систем –науки, государстваи бизнеса, только вместе они обеспечиваютустойчивое развитие экономической системы в целом. Каждый из институтов системыобеспечивает воспроизводство инноваций и знаний за счет создания межинституциональных форм [2].

Таким образом, модельвключает в себя три основных элемента:1) вэкономике, основаннойна научном знании характернаведущаярольуниверситетов во взаимодействии с бизнесоми властью;2) инновационная составляющая всей системы происходит из взаимодействия трех институтов(Университета, Бизнеса, Власти), а не по инициативе государства;3) происходит расширение традиционных функций, каждый из триады«частично берет на себя роль другого». Институты, выполняющиенетрадиционные функции считаются важнейшим источником новых технологий.Повышение роли университетов в процессе коммерциализации инноваций и в организации наукоёмких компаний позволяет научным учреждениям получить больший удельный вес в сфере сотрудничества с бизнесом и государством. Университеты все чаще становятся залогом успешного экономического развития региона. Деятельность новыхорганизационныхмеханизмов, таких как бизнесинкубатор при ВУЗе, научныйпарк, и различные научнопромышленные объединения становятся источником экономической активности и международного обмена. Предпринимательскомууниверситетуотводится активнаяроль в применениизнанийна практике и использованиирезультатовв новыхобразовательныхдисциплинах. Правительство выступает как венчурный инвестор и общественный предприниматель, расширяясвою традиционную законодательнуюи регулирующуюроль. Институты развития, например Фонд Сколково, рассматривают университет как рыночного игрока, который обучает, проводит исследования, патентует и продает свою интеллектуальную собственность. Институты развития готовы поддержать эту деятельность, но университеты должны создать условия и инфраструктуру, чтобы производить инновации. Модель реализации указанного процесса показана в таблице1.

Таблица 1Модель, представляющая стадии развития университета как основного участника рынка инновацийСтадияЦельСтруктураПроцессДеятельностьНачальнаястадия:Идея новой модели развития университета.Создать новую экономическую базу ВУЗа.Неформальное взаимодействие различных субъектов, таких, как университет, исследовательских лабораторий, муниципалитет, маленьких и больших фирм.Организациянеформальныхвстреч, обсужденийрегиональных планов, использованиевнешних идей и примеров успеха.Организация первого инкубатора; начальное обслуживание новых предприятийв инкубаторах, базовая инфраструктура.Стадия реализации:Начало новой деятельности.Обеспечить адекватную материальную и нематериальную составляющие инфраструктурыдля разных сфер предпринимательства.Создание объединений предпринимателей. Вести неформальную образовательную и общественнуюдеятельность.

Организация новых механизмовдляпродвижения предпринимательства.Клуб созданных малых инновационных компаний, объединения/сети, инкубаторы и технопарки, использование инициативкак изнутри университета, так и извне.Стадия укрепления и корректирования: Интеграция деятельности как по материальной базе, так и по нематериальным составляющим.Повысить эффективность системы.Сотрудничество с региональнымисубъектами, для повышения эффективности ресурсов; понять потребности компаний,чтобы их удовлетворить.Созданиесети и сетей вспомогательных организацийпо новому плану.Встречи субъектов системы для определения ролии поддержки каждогов маркетинге.Стадия самоподдерживающегося роста:Избегая спада, инициировать новое непрерывное развитие.Обновить систему, выделяяновые области роста, связанные с новыми исследованиями –подвергая пересмотру существующую деятельность.Уровень политики университета и других субъектов, прохождение на самыевысокиеуровниполитической системы, обладающей властью и влиянием; объединитьбольше исследований и предпринимателей.Выявление нужных стране технологий.Деятельность, собрания в малых группах, статьи и брошюры.Все субъекты участвуют и представляютсвои усилия в выгодномсвете.

В России на данный момент наблюдается следующая ситуация: наиболее тесные связи государства и науки, так же, как и в случае с бизнесом, складываются с государственным сектором науки. Остальная наука, особенно частные вузы, организационно как единый механизм не оформлена, это существенно ограничивает ее возможности установления обратных связей с государственными структурами[3].Решение данной проблемы видится в принятии определенных требований к университету. И ключевое из них стать предпринимательским. Принципы деятельноститакого университета очень точно описаныв книге профессор Г. Ицковица. Прежде всего, это повышение уровняисследовательского бюджета. И, конечно, необходимовсегда помнить о том, что третьей важнейшей миссией университета является воспроизводство инноваций, наряду традиционными миссиями образования и науки[1].

Предпринимательским университет становится тогда когда имеется конкретный товара и его рынок. Безусловно, научные институты сегодня активно участвуют в социально экономическом развитии любого государства, обеспечивая его профессиональными кадрами, идеями и инновациями. Определимся, что же в современной экономической теории следует понимать под результатом деятельности ВУЗов и научных учреждений, каков его рынок и потребители.Для основы анализа воспользуемся определением товара, представленном в учебном пособии по маркетингу[4]:Товар

все, что может удовлетворить нужду или потребность и представляется нарынкес целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).Тогда, научнотехническая продукция это логичный результат интеллектуальной (научноисследовательской, научнотехнической и инновационной) деятельности учреждения образования и науки, представленный на рынке.Далее определим ассортимент возможных товаров научных учреждений и охарактеризуем их.На сегодняшний день основными коммерческими продуктами, предлагаемыми учреждениями образования и науки на основе результатов их научно–исследовательской деятельности, являются: аналитические продукты для нужд государственных, частных и отраслевых организаций; издательская продукция; коммерческие продукты в сфере конференциальной деятельности вуза (научной организации); прикладные образовательные продукты; коммерческие продукты в области экспертно–консультационной деятельности вуза (научной организации);

коммерческие продукты, имеющие перспективы промышленного производства и практического применения [5].Здесь представлена наиболее распространённая классификация, и хотя взгляд на состав продуктов деятельности научнообразовательных центров в понимании отдельных авторов может отличаться, но, по сути, ассортимент схож и к нему применимы средства так называемого инновационного маркетинга.Инновационный маркетинг

концепция маркетинга, согласно которой организация стремится непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга.Концепция инновационного маркетинга —это философия управления маркетингом, основанная на принципах учета таких специфических сегментов рынка, какими являются потребители высокотехнологичных изделий.

Разумеется, наличие наукоемкого продукта этоне единственный инструмент для достижения указанных выше целей развития коммерческой стороны ВУЗов, но очень важный. К тому же развивающийся в настоящее время инновационный маркетинг вносит свои элементы в понятие и структуру процесса коммерциализации.Коммерциализация в сфере науки это также технологический процесс, связанный с реализацией специфических маркетинговых бизнеспроцедур в цепочке создания и освоения новой продукции. Это:

—адаптация к высокотехнологичному рынку, связанная с изучением его специфики и факторов, влияющих на его функционирование и развитие;

—маркетинговые исследования, направленные на корректировку «маркетинговой близорукости», т.е. с отходом от стереотипных представлений о способах удовлетворения потребностей;

—исследованиеособенностей потребностей в высокотехнологичных товарах и реализация потребительских нужд в части инновационных товаров;

—процессы формирования и развития инновационных потребностей [6].Следует также подчеркнуть, что, несмотря на то, что описанные вышепроцессы управления интеллектуальной собственностью (ИС)характерны как для промышленных предприятий, так и для ВУЗов и других исследовательских организаций, изобретательская деятельность в каждом из указанных типов организаций имеет свою специфику, которая должна находить отражение и в соответствующих бизнеспроцессах. Однако существующие различия в основном связаны не с наличием или отсутствием какихлибо функций, а с разными приоритетами в видах творческой деятельности и способах коммерциализации ее результатов. Сходство и отличие основных параметров процесса управления ИС на промышленном предприятии и в университете выделено в таблице 2.

Таблица 2

Примерные отличия основных параметров процесса управления ИС на промышленном предприятии и в университетеПараметр процессаХарактеристика параметраПромышленное предприятиеУниверситетВходРезультат НИОКРдадаНовое техническое решениедадаПрограмма для ЭВМ или база данныхиногдадаРыночный продуктдадаКонфликт экономических интересовдадаРезультат маркетинговых исследованийиногдаредкоВыходПатент на изобретениедадаАктивдаредкоЛицензияиногдадаРезультат разрешения конфликта интересовдадаКлиентыСотрудники организациидадаСторонние организацииредкодаПроцессы (этапы)Выявление охраноспособных результатов инновационной деятельности (РИД)дадаОценка коммерциализуемости РИДдадаПринятие решения о коммерциализации РИДдадаПравовая охрана технологийдада

Правовая охрана учебных и научных изданийнетдаРазрешение конфликтных ситуацийдадаПроцессы (этапы)Маркетинг ОИСвнутрифирменный трансфервнешний трансферУправление активамидаредкоМотивация творческой деятельностидадаПатентноконъюнктурные исследованиядадаФормирование статистической отчетностидада

Результаты сравнения, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что основные параметры процесса управления ИС на промышленном предприятии и в университете принципиально не отличаются, что свидетельствует о возможности использования при формирования систем управления ИС в ВУЗах и исследовательских организаций на более обширного в этой сфере практического опытапромышленных предприятий [7].А поскольку инструментарий маркетинга включает четыре основных элемента, разработку новых подходов лучше осуществлять в рамках данногокомплекса.Для товарной составляющей комплекса инновационного маркетинга специфическими принципами являются:коррекция «маркетинговой близорукости», т.е. ориентация на потребности, удовлетворяемые новыми товарами, а не на его материальную оболочку;синергизм, как следствие соблюдения принципов целостности и системности при конструировании и создании наукоемкого изделия;соблюдение социальноэтического аспекта при формировании товарной политики;создание конкурентных преимуществ в инновационном товаре, дающих ему приоритет на конкурентном высоко технологичном рынке;формирование ключевых компетенций в корпоративной микрои субмикросреде для реализации генерируемых конкурентных преимуществ;обеспечение конкурентоспособности высокотехнологичных изделий не только за счет функциональных, но и за счет экономических и социальноэтических характеристик.Ценовая политика инновационного маркетинга должна строиться, исходя из принципа оптимизации затрат на весь цикл создания, освоения и вывода на рынок высокотехнологичной продукции; принципа безубыточности и окупаемости затрат за весь инновационный процесс; принципа рентабельности хозяйственной деятельности наукоемкого бизнеса; а такжепринципа обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции за счет введения конкурентных цен.В основу рациональной организации товародвижения инноваций должно быть положено соблюдение следующих принципов:принципа оптимизации логистических затрат при движении высокотехнологичных товаров от производителя к потребителю;принципа выбора оптимальной формы и рациональной звенности движения высокотехнологичных товаров с широким применением централизованной доставки в розничную торговую сеть;принципа выбора рациональных бизнеспроцессов при транспортировке и складировании наукоемкой продукции;

принципа совершенствования и оптимизации технологической цепи товародвижения.При разработке инновационных маркетинговых коммуникаций (МК), предназначенных для освоения рынка высокотехнологичной продукции необходимо соблюдать принципы:креативности рекламных обращений и других видов коммуникаций;адаптации коммуникативных мероприятий к специфике инновационной продукции;целевой ориентации МК, реализуемой на основе процессов сегментации и позиционирования наукоемкой продукции; рационализации и соизмеримости инновационного маркетингового бюджета с результатами коммуникативной кампаниисоблюдения принципов маркетинга взаимодействий и социальноэтических норм. Механизм маркетинга инноваций представлен в виде совокупности взаимосвязанных процедур, которые объединены в процессную модель коммерциализации наукоемкого бизнеса на основе цепочки создания стоимости М. Портера, и процессов трансформации материальных активов в нематериальные результаты [6]. Если с поиском товара, ценообразованием и товародвижением университеты сейчас хорошо справляются путем организации малых инновационных предприятий, то с маркетинговыми коммуникациями не все так просто. Несмотря на глубокие исследования теоретических и прикладных аспектов маркетинговых коммуникаций, реализуемых в различных сферах коммерческой деятельности организацийи компаний, расширение их видового разнообразия и функций, в научнометодической литературе не достаточного изучены способы формирования целостной системы маркетинговых коммуникаций применительно к научноинновационной сфере деятельности научнообразовательных центров. В частности, сложно найти всесторонне исследование механизмов взаимодействия потоков информации, возникающих на отдельных этапах научноинновационной деятельности, и эффективные каналы их распространения в современных конкурентной условиях.Особенность маркетинговых коммуникаций в сфере научноинновационной деятельности заключается в том, что решаются не только задачи продвижения на рынок новых продуктов (или услуг), но и сами технологии и методы (продажа лицензий на изобретения и ноухау), заложенные в новый продукт или в технологический процесс, а также оборудование для его изготовления. Продвижение продуктов НИД может реализовываться:

через командировки на возмездной основе работников —носителей соответствующего ноухау;

выполнением с использованием имеющегося научнотехнического задела заказов на подрядные научные исследования и разработки;

оказанием инжиринговоконсультационных услуг;

продажей образовательных услуг, подразумевающих обучение персонала заказчика знаниям и навыкам, воплощающим новые технологии.

Таким образом, эффективность коммерциализации научноинновационной продуктов университета во многом определяется наличием развитой инфраструктуры маркетинговых коммуникаций, обеспечивающей непрерывный процесс взаимодействия потенциальных потребителей (инвесторов, клиентов) с различными видами научноинновационной продукции [8].

Крометого,необходимоучитыватьособенностипримененияотдельныхинструментовмаркетингавзависимостиоттипаинновационногопродукта:производственные,потребительскиеипродуктысферыуслуг.

Существуетбольшоеразнообразиесредствинновационногомаркетингаприменительнокразличнымгруппампродуктов,рынковинноваций,субъектовинновационнойдеятельности,условийивозможностиегоприменения.Поэтомунеобходима разработкановых комплексныхподходовкреализацииинновационногомаркетингавроссийских университетах[9].

На сегодняшний день решение этой задачи видится в реорганизации ряда созданных в предыдущие годы отделов инноваций и трансфертатехнологий, департаментов инноваций и прочих аналогичных структур, выполняющих функции коммерциализации разработок, а поскольку эти подразделения стремятся охватить сразу всю инновационную деятельность, что крайне сложно даже в рамках отдельного учебного заведения, то процесс налажен малоэффективно.В большинстве ВУЗов коммерциализацией не занимаются в принципе, а подразделения, созданные для оценки перспективности научных исследованийкомплектуютсясотрудниками, которымиявляются ученыеинженеры и исследователи, не знакомые с тонкостями экономической конъюнктуры. Важны и обширные знания правового механизма регулирования в управлении интеллектуальной собственностью.Необходимо создание специального отдела (отдела маркетинга) в ВУЗах, который бы занимался аккумуляцией научных достижений университета и обладал профессиональным кадровым составом, включающих в себя следующие подразделения:1.отдел, контактирующий с отдельными научными институтами и кафедрами ВУЗа;2.патентный отдел;3.отдел оценки и коммерциализации имеющихся разработок.Кроме того, главнаяпроблема российской науки заключаетсяв том, что в стране неэффективнофункционируетобщая инфраструктура по коммерциализации новых технологий и исследований, включающая ВУЗы в сферу сотрудничества с промышленными предприятиями. Несмотря на повальную организациюбольшого количества структурпри университетах и компаниях, определяющих свою деятельность как коммерциализацияинноваций, активныхиз них наберется не больше десятка[10].Таким образом, для повышения эффективностипроцесса коммерциализации интеллектуальной собственности в университете необходима разработка и реализацияинновационной стратегии в организации и управленииинновационной деятельностью ВУЗов на базе современных инструментов менеджмента и маркетинга, в рамках которой впоследствии станет возможным не только сделать процесс коммерциализации перспективных разработок непрерывным, но и осуществлять рациональное управление интеллектуальным потенциалом ВУЗа путем открытия малых инновационных предприятий для максимизации доходов.При этом в рамках реализации инновационной стратегии развитии университета должно закладываться и развитие всей ее инновационной инфраструктуры, направленной на эффективное взаимодействие с государством и бизнесом.

Ссылки на источники1.Ицковиц Г.Тройная спираль. Университеты предприятия государство. Инновации в действии // пер. с англ, под ред. А.Ф. Уварова. Томск: Издво Томск, гос. унта систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.2.ИвановаИ.А., КарастелевБ.Я., ЯкубовскийЮ.В. Модель тройной спирали и фрактальная структура инновационной системы в приложении к реализации конкретного инновационного проекта // Вестник ТГЭУ . 2011. №57. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/modeltroynoyspiraliifraktalnayastrukturainnovatsionnoysistemyvprilozheniikrealizatsiikonkretnogoinnovatsionnogoproekta [Дата обращения: 23.03.2014].

3.Киселева В., Дежина И. «Тройная спираль» в инновационной система России // электронное научное издание «Экономический портал» / URL: http://institutiones.com/innovations/265qq.html[Дата обращения 23.03.2014].4.Воронкова О.В., ЗавражинаК.В., Толстяков Р.Р. и др. Маркетинг: учебное пособие//под общ. ред. О.В. Воронковой. –Тамбов: Издво Тамб. гос. техн. унта, 2009.–256 с.5.Научно –информационные материалы по теме «Коммерциализация результатов научно –исследовательской деятельности: базовые модели и механизмыиспользования научно –технической продукции», ФГБОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», Москва, 2009 г., 134 с.6.Короткова Т. Л., Власов А. В.Концепция инновационного маркетинга высокотехнологичной продукции// Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). –С. 2933.7.Шульгин Д. Б., Модели бизнеспроцессов в сфере интеллектуальной собственности // научнопрактический экономикоправовой журнал «Бизнес, менеджмент и право». 2008. №2. URL: http://bmpravo.ru/show_stat.php?stat=374[Дата обращения 06.02.2014].8.ТарасовА. М.Роль маркетинговых коммуникаций в формировании научноинновационного потенциала университета // Известия РГПУ им. А.И. Герцена .2012. №1531. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rolmarketingovyhkommunikatsiyvformirovaniinauchnoinnovatsionnogopotentsialauniversiteta [Дата обращения: 06.02.2014].9.Нагибин Г. В.,Карамова О. В., Комаров А. В. Проблемы инновационного маркетинга в России // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки»: материалы ХII студенческой международной заочной научнопрактической конференции. (08 октября 2013 г.) —Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. —С. 17.10.Коваженков М.А.,Бганцева Я.В.Инновационная стратегия управления коммерциализацией интеллектуальной собственности ВУЗа // Креативная экономика. —2009. —№ 11 (35). —c. 2128.

Kalinkina G.E.Dr.Sc., professor, Izhevsk State Technical Universitykge@idz.ruPerevedencev D.A.postgraduate student,Izhevsk State Technical Universityperevedencew@mail.ruPerevedencev K.A.

masterstudent,Izhevsk State Technical Universityperevedencevk@mail.ruRomanov K.A.

postgraduate student,Izhevsk State Technical UniversityHamann86@bk.ruFeatures of marketing in innovation activities of Russian universities in modern conditionsAbstract:the Article is devoted to consideration of peculiarities of application of marketing tools in innovative activities of Russian universities in the framework of the popular theories of triple helix H.Itzkovich.Keywords:Marketing of innovations, innovation infrastructure, commercialization, the entrepreneurial University.