Нравственное воспитание детей через использование элементов этнопедагогики

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мункуева Д. Д. Нравственное воспитание детей через использование элементов этнопедагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4016–4020. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55068.htm.
Аннотация. В статье говорится, что успешность нравственного воспитания детей в условиях дополнительного образования во многом зависит и от использования элементов этнической народной педагогики. В этнопедагогике бурятского народа имеется огромный потенциал воспитательного воздействия на подрастающее поколение, который еще не востребован современной педагогикой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мункуева Дарима Дашидондоковна,методист Агинского Дома Детского Творчества, п. Агинское Забайкальского краяaginskoeddt@mail.ru

Нравственное воспитание детей черезиспользование элементов этнопедагогики

Аннотация.В статье говорится, чтоуспешность нравственного воспитания детей в условиях дополнительного образования во многом зависит и от использования элементов этнической народной педагогики.В этнопедагогике бурятского народа имеется огромный потенциал воспитательного воздействия на подрастающее поколение, которое еще не востребовано современной педагогикой. Ключевые слова: нравственное воспитание, этническая педагогика, традиции, народные средства воспитания.

В начале XXI века, в эпоху всеобщей глобализации и космополитизации, становится актуальным вопросом о сохранении этносами самобытности, так как полное слияние культур означает исчезновение, крах культуры целых наций.Большую роль в сохранении этнических норм, традиций, обычаев и фольклора различных народов играют педагоги образовательных учреждений, поскольку именно в образовательных учреждениях, как в школах, так и в дополнительном образовании, интенсивно идет социализация детей. Они познают окружающий мир и начинают осознавать свое место в жизни, принадлежность к той или иной этнической группе и ее культуре. Детство это период приобретения человеком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей к национальной культуре, включение народных традиций в процессе нравственноэстетического воспитания, а также соблюдение преемственности в содержании, методах, формах воспитания и обучения способствует расширению знаний и представлений об общечеловеческих этических ценностях и развитию национального самосознания.Издавна бурятысчитали «нравственность человека мерилом его человеческой сущности, социализации и общественного бытия, фундаментом и стержнем формирования других качеств личности. Поэтому они с малых лет жизни ребенка стремились заложить в нем основы нравственности. Воспитывали глубокое уважение и почитание родителей, любовь и привязанность к родному очагу и малой Родине»[1, с. 70]. Знакомили своих детей с родословной в пределах семи, а порой и 1012 поколений.Исследователь Ц.Д. Ешижамсоев подчеркивает, что «дети бурятов воспитывались в духе высокой нравственности. Они стремились к «десяти добродетелям» (великодушие, нравственность, честность, доброта, аскетизм, негнеливость, терпимость к инакомыслию, неприятие агрессии, деспотизма) и старались не совершать в своей жизни «десяти черных дел» –воровства, прелюбодеяния, убийства, клеветы, лжи, пустой болтовни, сквернословия, корыстолюбия, зависти, злобы» [1, с. 16]. Буряты высоко ценили такие качества, как трудолюбие, честность, справедливость, скромность, мужество. Огромную роль в воспитании этих качеств играют произведения устного народного творчества, во всех жанрах которого ярко отражены эстетические и этические идеалы народа и высмеиваются или осуждаются лень, трусость, эгоизм и другие человеческие пороки. Следовательно, в качестве основных педагогических средств должны использоваться средства народной педагогики: фольклор (сказки, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания), народные игры, организация детской деятельности на основе празднично –игровой культуры, проведение по специально разработанной программе этических бесед, использование проблемных педагогических ситуаций, создание особого доверительного стиля общения педагогов с детьми[2].Знакомство с фольклором начинается со считалок, загадок, пословиц и поговорок, сказок, которые помогают формированию нравственных качеств[5].(Например, «Нэрээ хухаранхаар, яhаа хухара» Лучше кости поломать, чем имя опозорить; «Дэгэл захатай, хун ахатай» –«Шуба имеет воротник, человек старшего»).По мнению З.Б. Лопсоновой, одним из основных средств формирования у детей знаний и представлений о нормах и правилах поведения является этическая беседа. В содержание бесед можно предложить следующие темы:

«Дэгэл захатай, хун ахатай» («Шуба имеет воротник, а человек –старшего»);

«Уг гарбал» («Моя родословная»);

Лучше нет родного края (знание о природе родного края, этноэкологические традиции бурят).

Когда мои друзья со мной (знакомство с нормами общения в коллективе, формирование умения сопереживать, сострадать, сочувствовать). Важное место в этническом воспитании детей занимают праздники, так как они включают в себя песни, игры, сказки и художественную деятельность. Самый популярный праздник у бурят –Сагаалган (Новый год по лунному календарю). Готовясь к празднику, педагог, к примеру, рассказывает о том, как встречали этот праздник в старину, что он означает, какие существовали обряды и традиции и т.д. В рамках данного праздника проводятся различные конкурсы среди девочек «Сагаа hарын дангина» и среди мальчиков «Абай Гэсэр», организовывается песенное соревнование между группами «Дуу андалдаан» или конкурс острословов «Сэсэ буляалдаан» на знание бурятских пословиц и поговорок. Также приветствуется организация выставки сувенирных работ детей, посещающих детские объединения декоративноприкладного направления или выставки рисунков на тему праздника. Участвуя в праздничных мероприятиях, дети естественным образом изучают праздничные ритуалы и обряды, национальную одежду, песни, блюда бурят. В них воспитывается уважительное отношение к культуре, истории собственного народа.Другим фактором как умственного, так и физического развития детей, приобщения к культуре своего народа, соблюдения обычаев и традиций являются игры. Игры –это важный компонент этнопедагогики. Они увлекают детей в свой фантастический и загадочный мир, служат могучим фактором развития и оберегают их от праздного безделья и бесцельного времяпровождения. Следует отметить, что для детей нужно выбирать те игры, в которых требуется проявление доброжелательности, взаимопомощи, взаимовыручки. Наибольшей популярностью у современных детей пользуются такие игры, как «малгай нюулга» (прятание шапки), «айл» (досл. «семья»), «урилдаан» (бег на перегонки), игры в мяч, «шоно тарбагашаалга» (ловля тарбагана), «hохор hамган» (слепая баба), «Алтан нюуха» (прятанье колечка), «Шагай» (лодыжки) и др. В процессе игр дети учатся понимать красоту природы, получают навыки, необходимые в жизни. Для повышения качества воспитательнопедагогического процесса в образовательных учреждениях традиционно проводятся следующие мероприятия и занятия.1. Встречи с известными людьми села, района, города.2. Экскурсии к памятникам национальной культуры.3. Театрализованные представления по мотивам фольклорных сказок и т.д.Сегодня хорошей традицией стало проведение конкурса «Храни свои корни», где дети представляют генеалогическую таблицу своей семьи, исследовательскую работу о знаменитых людях своего рода и т.д. Таким образом, необходимо отметить, что совместная деятельность родителей, педагогов и методистов образовательных учреждений способствует развитию и формированию всесторонне и гармонично развитой личности. В нравственном воспитании детей решающую роль играют традиции и обычаи народа. Дети в повседневной жизни на примере старших, а также принятых в обществе норм и правил взаимоотношений воспринимают и усваивают эстетические и этические идеалы народа, его представления о человеческой добродетели и пороках.

Ссылки на источники1.Ешижамсоев Ц.Д. Педагогическое наследие: сборник статей / Ц.Д. Ешижамсоев. –Чита: Издво ЗабГГПУ, 2002.2.Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. –М.: URSS, 2010. –160 с.3.Лопсонова З.Б. Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят: методическое пособие/ З.Б. Лопсонова, Г.С. Манулова. –УланУдэ: Издво «Бэлиг», 2006.4.Ринчинова Т.М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа // Гуманитарная наука юга России. –Элиста: КИГИ РАН, 2011. –С.266269.5.Осинский И.И., Суборова Х.М. Современная бурятская семья: подростки и родители. –УланУдэ: Издво БГУ, 2008. –188 с.6.Тумунов Ж.Т. Этнопегогика агинких бурят/ Ж.Т. Тумунов. –Чита: Издво Забайкальского государственного педагогического университета им.Н.Г. Чернышевского, 1998.

Munkueva Darima,methodologist of the Aginskoe's House of Children's Creativity, item. Aginskoe Zabaykalsky Kraiaginskoeddt@mail.ru

Moral education of children through use of elements of ethnopedagogicsSummary. In article it is said that success of moral education of children in the conditions of additional education in many respects depends and on use of elements of ethnic national pedagogics. In ethnopedagogics of the Buryat people there is a huge potential of educational impact on younger generation which is yet demanded by modern pedagogics.Key words:moral education, ethnic pedagogics, traditions, folk remedies of education.