Этническая идентичность населения в условиях полиэтничного города
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муха
В.
Н.,
Попова
И.
Г. Этническая идентичность населения в условиях полиэтничного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4051–4055. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55075.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения этнической идентичности адыгейцев и русских в условиях полиэтничного города. Рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности, толерантные установки представителей русского и адыгского этносов, выделяются этноидентифицирующие признаки, в которых наиболее ярко выражаются отличия адыгов и русских.
Текст статьи
Муха Виктория Николаевнакандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодарv.mukha@bk.ru
Попова Ирина Геннадьевнастудентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодарpopovairine@yandex.ru
Этническая идентичность населения в условиях полиэтничного города
Аннотация. Статья посвященавопросам изучения этнической идентичности адыгейцев и русских в условиях полиэтничного города. Рассматриваются вопросы формированияэтнической идентичности, толерантные установки представителей русского и адыгского этносов, выделяются этноидентифицирующие признаки, в которых наиболее ярко выражаются отличия адыгов и русских. Ключевые слова:этническая идентичность, национальность, культура, самосознание.
В современном мире этнический фактор занимает особое место: представляя собой мощную силу, он оказывает влияние на социальную, культурную и политическую сферы. Основным индикатором этого явления стала актуализация проблемы этнической идентичности как выразителя смыслов, тенденций и сущностных особенностей жизни этноса. В этой связи одной из самых значимых идентификаций становится отождествление с этнической общностью на личностном уровне и осознание этнической группой своей целостности, уникальности в сообществе других этносов.
Особенно ярко данное явление выражено в условиях полиэтничного города[1].С другой стороны, всовременном мире требуется учет такоговажного фактора как персональной идентичности. Сейчас ее состояние можно описать как кризис идентичности, когда очень трудно определить объект идентификации, что вызвано быстротечностью и кардинальностью перемен всоциальном окружении индивида. Тогда на первый план выходят примордиальные группы (семья, этноси т.п), которые представляются индивидуболее надежными, и отождествление с ними позволяет преодолеть данный кризис. В этом случае этническая идентичность может изменить свой характер и поменять место в идентификационной структуре, котораяи так в современном мире дополняется новыми видами идентификаций.Активизация этнических процессов на Северном Кавказе вызвала интерес у ученых, стала объектом многих исследований и уже накоплен значительный пласт работ по данной проблематике. Но, несмотря на это проблема этнической идентичности в полиэтничном городе не теряет своей актуальности, особенно ее изучение через призму социальных трансформаций. Также проблемным аспектом является вопрос о том, в какой мере возможно сосуществование идентичностей различных этносов северокавказского общества. Указанные контексты –глобальный, российский, региональный –актуализируют проблему рассмотрения специфики этнической идентичности в полиэтничном городе (на примере столицы республики Адыгее –Майкопе), которая нуждается в более углубленной социологической рефлексии в связи с особенностями этнической мозаики[2].Адыгея является одной из республик Северного Кавказа. Межэтническое взаимодействие на ее территории имеет свою специфику. Это обусловлено, вопервых, географическим положением анклава внутри Краснодарского края и, вовторых, этнодемографической структурой с преобладанием русского населения, называемого также «нетитульным большинством». Ни в одной другой республике Северного Кавказа не встречается такой ситуации[4].Для изучения и направленности этнических отношений в городе Майкопе С. Б. Шуленковой в феврале 2012 года было проведено социологическое исследование. Это исследование было направлено на изучение уровня нетерпимости адыгейского и русского населения города по отношению друг к другу. Для исследования был применен метод анкетного опроса, в котором приняли участие 131 человек. На первом этапе своего исследования Шуленкова изучала представления о Родине, харктерные для представителей русского и адыгского этносов. Большая часть адыгов (70 %) признает своей родиной Адыгею. Для 11,7% респондентов –Россия в целом, в то время как 18,3 % тем или иным образом подчеркнули, что родиной для них являются оба субъекта, хотя такой вариант не предполагался.Большая часть адыгов подчеркнула, что оба субъекта (Россия в целом и Отдельно Республика Адыгея) являются для них родиной. Возможно это связано с тем, что респонденты побоялись отойти от общепринятого этикета и социальноодобряемого поведения. Среди русского населения ответы распределились иным образом (7,4% признали своей Родиной Адыгею, в то время как 81,5 % выбрали Россию). Вариант, сочетающий оба предыдущих, выражен в меньшей степени –его выбрали 7,4 %. Такое несоответствие в ответах респондентов можно объяснить тем, что у представителей разных этносов общегражданская идентичность выражена по разному. Этот тип идентичности сильнее выражен у нетитульного населения (русских). В то время как Адыги с гордостью подчеркивают, что они живут на своих землях (тем самым общегражданская идентичность у них выражена слабее). Далее была предпринята попытка выяснить уровень толерантности, присущий жителям Майкопа. Очень показательны ответы в рамках методики на определение уровня толерантности, разработанной З.В. Сикевич. Респонденту предлагают 15 суждений, с которыми можно согласиться, либо не согласиться и определить свой ответ по 5бальной шкале, где единица демонстрирует полное отвержение, а пятерка –полное согласие с высказыванием. В таблице представлены данные по каждому суждению[4].
Таблица 1
Степень солидарности с высказываниями
ВысказываниеСредний баллРусскиеАдыги1231. Каждый человек должен уважать традиции любого народа, а не только своего4,84,62. У всехнародов примерно поровну «хороших» и «плохих» людей4,54,23. Я предпочитаю общаться с представителями своего народа2,32,54. Правильнее, чтобы каждый человек жил у себя на Родине2,83,35. Мне безразлична национальность людей, которые находятся у власти в моей стране/моем регионе3,12,46. Если ктото оскорбляет представителя другой национальности, я готов встать на его защиту4,34,37. Лучше вступать в брак с представителем своей национальности3,84,18. Есть народы по своему характеру гораздо более агрессивные, чем мой народ3,83,8
1239. Все люди, вне зависимости от национальности и места жительства, должны обладать равными правами4,84,510. Не только мигранты должны приспосабливаться к коренным жителям, но и «хозяева» к приезжим3,53,311. Мой народ в истории нередко становился жертвой происков людей других национальностей3,24,112. Чем быстрее народы «перемешаются», тем меньше будет этнических конфликтов3,12,213. Нельзя изменять вере своих предков3,74,014. Чем меньшеприезжих других национальностей, тем спокойнее2,43,3
Восемь высказываний в этой таблице отражают толерантную установку респондентов, в то время как другие высказывания должны вызвать у респондента неприятие, чтобы он мог считаться толерантным человеком. Средний балл по этим высказываниям у русского населения составляет 3,8 балла, в то время как у адыгов –3,4. Из этого можно сделать вывод, что в целом русское население является более толерантным. И действительно, если внимательно изучить таблицу, можноувидеть, что по каждому высказыванию, где заложена положительная установка, средний балл русского населения выше. Что касается высказываний, которые должны отрицательно восприниматься толерантным человеком, то здесь средний балл у русского населения составляет 3,3 балла против 3,6 баллов у адыгов. Следовательно, адыги более закрыты от представителей другого этноса. Об этом свидетельствуют солидарность со следующими высказываниями: лучше вступать в брак с представителем своей национальности (4,1 балл), мой народ в истории нередко становился жертвой происков людей других национальностей (4,1 балл), чем меньше приезжих других национальностей, тем спокойнее (3,3 балла).Итак, если подводить итог исследования проведенному Шуленковой, то можно сделать вывод, что многоуровневая идентичность еще очень плохо развита в Адыгеи, что также может свидетельствовать о сильных позициях этнических идентичностей. У русского населения более сильно развита общегражданская идентичность, они самоидентифицируют себя как граждане России, а представители титульного населения имеют слабо выраженную общегражданскую идентичность. В то время как этническая идентичность выражена достаточно сильно[5].Дляизучения этнической идентичности адыгейцеви русских в условиях полиэтничного города в ноябре 2013 года было проведено пилотажное социологическое исследование. В опросе приняли участие 50 человек, среди которых в равной мере были представлены адыгейцы и русские. В ходе исследования изучалось отношение респондентов к национальному вопросу, к какой национальности они себя относят, знают ли традиции, историю своего этноса, к какой религии они принадлежат и на каком языке преимущественно говорят. Первый вопрос, который был задан респондентам, направлен на то, чтобы выяснить по какому признаку они определяют своюэтническую принадлежность. 28 % опрошенных считают, что главное в определении собственного этноса это национальность отца, т.е. себе они приписывают именно ту национальность, к которой принадлежит их отец. 21 % считают, что национальность определяется по национальности матери. Это вполне объяснимо, так как человек часто соотносит себя именно с родителями. И редко можно встретить людей, которые называют себя представителями другой национальности, нежели их родители.Также 12 % отметили, что для определения своей этнической принадлежности важно на каком языке ты говоришь, 19 % ссылаются на собственное пожелание.
Анализируя включенность в этничность респондентам было задано два вопроса. Первый вопрос: Имеет ли для Вас значение Ваша национальность? Ответы респондентов разделились следующим образом: 68 % сказали, что для них национальность имеет некоторое значение. 21 % респондентов ответили, что для них национальность имеет большое значение (причем необходимо отметить, что среди выбравших этот вариант ответа больше представителей адыгского этноса). Это подтверждает тот факт, что у адыгов сильнее выражена этническая идентичность (такие же данные получила Шуленкова в своем исследовании). Также выраженность того, что национальность для адыгов имеет большое значение, обусловлена культурными обычаями и традициями, когда практически с рождения каждому адыгу рассказывается о Родине, традициях и обычаях, что способствует развитию идентичности со своим народом. Далее респондентам предлагалось выбрать суждение, которое в большей степени соответствует их мнению. Здесь мнения респондентов разделились практически поровну. 43 % опрошенных отметили, что современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какойто национальности, а 57 % сказали, что современному человеку наоборот необходимо ощущать себя частью какойлибо национальности. При ответе на этот вопрос, второй вариант ответа выбрали в большинстве своем представители адыгского этноса. В то время как большинство представителей русского этноса остановили свой выбор на первом варианте. Что также свидетельствует о большей включенности в этничность адыгов. Следующим этапом исследования было изучение отличительных признаков адыгов и русских. Если говорить об основных отличиях, которые присуще представителям разных национальностей, тоосновными этнодифференцирующими признаками выступаюткультурные традиции, религиозные обряды, язык, национальные черты характера.Больше всего отличий в культурных традициях и обычаях (так считают 42 % респондентов русской национальности и 34 % адыгейской национальности). Также среди наиболее значительных отличий можно назвать черты характера (30 % и 21 % соответственно), внешний облик (29 % и 28 %), национальный язык и верования. Действительно, если взять двух представителей разных национальностей (адыгейцев и русских), то можно увидеть, что основными отличительными чертами будет язык (национальный язык разный, но в условиях полиэтничного города необходимо уметь изъясняться на двух языках. Как не странно, в Майкопе, несмотря на то, что это часть республики Северного Кавказа, большинство населения русские и поэтому преимущественно все говорят на русском язык. Хотя представители адыгейского этноса между собой говорят только на адыгейском языке). Также большое значение отводится культурным традициям и обычаям, религии. Так как жители города Майкопа (адыгейцы и русские) исповедуют различные религии (ислам и христианство), то соответственно и праздники, обряды, традиции у этих народов отличаются. Религиозные праздники проходят в разное время и имеют разную смысловую окраску. В формировании этнической идентичности культурные традиции играют очень важную роль. Знание, поддержание культурных традиций помогают более сильно почувствоватьпривязанность и принадлежность к своему этносу. 79 % респондентов знают традиции своего народа. Это свидетельствует о том, что сейчас, как и раньше традиции передаются из поколения в поколения, каждый народ чтит традиции. Единение со своим народом можно чувствовать в различных ситуациях. Формирование этнической идентичности, особенно в условиях полиэтничного города, зависит от различных факторов, которые влияют на отношение к этносу, например, гордость за выдающихся людей твоего этноса, военные успехи иисторическое прошлое и другое. Больше всего (40 % респондентов) ощущают свое единение с этносом, когда слышат и обсуждают историческое прошлое своего народа, читают книги и исторические романы. 38% ощущаютединство, когда слышат песни о Родине, бывают нанародных праздниках.Историческое прошлое, описанное в книгах, вызывает патриотические чувства у каждого. Действительно, ведь там описаны славные герои и победы народа, к которому человек себя причисляет. Также гордость вызывают люди твоего этноса, которые смогли многого добиться в жизни (35 % респондентов). Это связано с тем, что человек, относящий себя к какомулибо этносу, всегда считает свой этнос хоть немного, но лучше других (не во всем и не всегда). И поэтому, говоря о успехах коголибо, человек ещебольше гордится своим этносом.
Подводя итог исследованию можно отметить, что на формирование этнической идентичности в условиях полиэтничного города влияет множество факторов: язык населения, культура, религия и особенности взаимодействия представителей разных этнических групп. Несмотря на то, что культура, язык, религия адыгейцев и русских очень сильно отличается, за долгое время, что они проживают на одной территории (город Майкоп), они научились взаимодействовать между собой, избегать конфликтов. В целом в городе, где проживают эти две этнические группы, складываются хорошие отношения. Разный язык не мешает общению, так как большинство адыгейцев знают два языка (и еще одна особенность адыгейского языка –некоторые слова заимствованы из русского). Культура этнических групп также не мешает взаимодействию: адыгейцы и русские уважают традиции друг друга, часто вместе отмечая какието праздники. Например, новый год у адыгов отмечается два раза, первый раз 1 января, как у всех жителей России, а второй –22 марта, как заложено их культурой. Итак, можно отметить, что у каждой этнической группы, проживающей в городе Майкопе есть свои особенности, но за длительный период времени представители различных национальностей научились жить в мире между собой.
Ссылки на источники1.Тишков В. Гражданская идентичность и этнокультурное развитие // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 году Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга М.:2009.27 с.2.Денисова Г.С., Дмитриев А.В., КлименкоЛ.В. Южнороссийская идентичность: факторы и ресурсы. Москва: АльфаМ, 2010. 213 с. 3.Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социс. 2010. № 12. С. 49584.Шуленкова С. Б. Межэтническое взаимодействие в полиэтничном регионе (на примере Республики Адыгея) // Вестник СанктПетербургского государственного университета. 2012. С. 13191.Голуб Е. В. Соотношение этнической и гражданской идентичностей в полиэтничном регионе // Вестник ВЭГУ. 2013. № 5. С. 1014
Victoria MukhaCandidate of Sociological Sciences, associate professor at the chair of sociology , law and work with staff Kuban State Technological University, KrasnodarIrine Popova4th year student Kuban State Technological University, KrasnodarEthnic identity of population in conditions of the multiethnic town.Abstract. Article is devoted to studying the ethnic identity Russian and Adygskoj nationality in the region. Considers the problem ofethnic identity, tolerantinstallationrepresentatives Russian and Adygskoj ethnicities.
Keywords:ethnic identity , ethnicity, culture, identity.
Попова Ирина Геннадьевнастудентка 4 курса ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодарpopovairine@yandex.ru
Этническая идентичность населения в условиях полиэтничного города
Аннотация. Статья посвященавопросам изучения этнической идентичности адыгейцев и русских в условиях полиэтничного города. Рассматриваются вопросы формированияэтнической идентичности, толерантные установки представителей русского и адыгского этносов, выделяются этноидентифицирующие признаки, в которых наиболее ярко выражаются отличия адыгов и русских. Ключевые слова:этническая идентичность, национальность, культура, самосознание.
В современном мире этнический фактор занимает особое место: представляя собой мощную силу, он оказывает влияние на социальную, культурную и политическую сферы. Основным индикатором этого явления стала актуализация проблемы этнической идентичности как выразителя смыслов, тенденций и сущностных особенностей жизни этноса. В этой связи одной из самых значимых идентификаций становится отождествление с этнической общностью на личностном уровне и осознание этнической группой своей целостности, уникальности в сообществе других этносов.
Особенно ярко данное явление выражено в условиях полиэтничного города[1].С другой стороны, всовременном мире требуется учет такоговажного фактора как персональной идентичности. Сейчас ее состояние можно описать как кризис идентичности, когда очень трудно определить объект идентификации, что вызвано быстротечностью и кардинальностью перемен всоциальном окружении индивида. Тогда на первый план выходят примордиальные группы (семья, этноси т.п), которые представляются индивидуболее надежными, и отождествление с ними позволяет преодолеть данный кризис. В этом случае этническая идентичность может изменить свой характер и поменять место в идентификационной структуре, котораяи так в современном мире дополняется новыми видами идентификаций.Активизация этнических процессов на Северном Кавказе вызвала интерес у ученых, стала объектом многих исследований и уже накоплен значительный пласт работ по данной проблематике. Но, несмотря на это проблема этнической идентичности в полиэтничном городе не теряет своей актуальности, особенно ее изучение через призму социальных трансформаций. Также проблемным аспектом является вопрос о том, в какой мере возможно сосуществование идентичностей различных этносов северокавказского общества. Указанные контексты –глобальный, российский, региональный –актуализируют проблему рассмотрения специфики этнической идентичности в полиэтничном городе (на примере столицы республики Адыгее –Майкопе), которая нуждается в более углубленной социологической рефлексии в связи с особенностями этнической мозаики[2].Адыгея является одной из республик Северного Кавказа. Межэтническое взаимодействие на ее территории имеет свою специфику. Это обусловлено, вопервых, географическим положением анклава внутри Краснодарского края и, вовторых, этнодемографической структурой с преобладанием русского населения, называемого также «нетитульным большинством». Ни в одной другой республике Северного Кавказа не встречается такой ситуации[4].Для изучения и направленности этнических отношений в городе Майкопе С. Б. Шуленковой в феврале 2012 года было проведено социологическое исследование. Это исследование было направлено на изучение уровня нетерпимости адыгейского и русского населения города по отношению друг к другу. Для исследования был применен метод анкетного опроса, в котором приняли участие 131 человек. На первом этапе своего исследования Шуленкова изучала представления о Родине, харктерные для представителей русского и адыгского этносов. Большая часть адыгов (70 %) признает своей родиной Адыгею. Для 11,7% респондентов –Россия в целом, в то время как 18,3 % тем или иным образом подчеркнули, что родиной для них являются оба субъекта, хотя такой вариант не предполагался.Большая часть адыгов подчеркнула, что оба субъекта (Россия в целом и Отдельно Республика Адыгея) являются для них родиной. Возможно это связано с тем, что респонденты побоялись отойти от общепринятого этикета и социальноодобряемого поведения. Среди русского населения ответы распределились иным образом (7,4% признали своей Родиной Адыгею, в то время как 81,5 % выбрали Россию). Вариант, сочетающий оба предыдущих, выражен в меньшей степени –его выбрали 7,4 %. Такое несоответствие в ответах респондентов можно объяснить тем, что у представителей разных этносов общегражданская идентичность выражена по разному. Этот тип идентичности сильнее выражен у нетитульного населения (русских). В то время как Адыги с гордостью подчеркивают, что они живут на своих землях (тем самым общегражданская идентичность у них выражена слабее). Далее была предпринята попытка выяснить уровень толерантности, присущий жителям Майкопа. Очень показательны ответы в рамках методики на определение уровня толерантности, разработанной З.В. Сикевич. Респонденту предлагают 15 суждений, с которыми можно согласиться, либо не согласиться и определить свой ответ по 5бальной шкале, где единица демонстрирует полное отвержение, а пятерка –полное согласие с высказыванием. В таблице представлены данные по каждому суждению[4].
Таблица 1
Степень солидарности с высказываниями
ВысказываниеСредний баллРусскиеАдыги1231. Каждый человек должен уважать традиции любого народа, а не только своего4,84,62. У всехнародов примерно поровну «хороших» и «плохих» людей4,54,23. Я предпочитаю общаться с представителями своего народа2,32,54. Правильнее, чтобы каждый человек жил у себя на Родине2,83,35. Мне безразлична национальность людей, которые находятся у власти в моей стране/моем регионе3,12,46. Если ктото оскорбляет представителя другой национальности, я готов встать на его защиту4,34,37. Лучше вступать в брак с представителем своей национальности3,84,18. Есть народы по своему характеру гораздо более агрессивные, чем мой народ3,83,8
1239. Все люди, вне зависимости от национальности и места жительства, должны обладать равными правами4,84,510. Не только мигранты должны приспосабливаться к коренным жителям, но и «хозяева» к приезжим3,53,311. Мой народ в истории нередко становился жертвой происков людей других национальностей3,24,112. Чем быстрее народы «перемешаются», тем меньше будет этнических конфликтов3,12,213. Нельзя изменять вере своих предков3,74,014. Чем меньшеприезжих других национальностей, тем спокойнее2,43,3
Восемь высказываний в этой таблице отражают толерантную установку респондентов, в то время как другие высказывания должны вызвать у респондента неприятие, чтобы он мог считаться толерантным человеком. Средний балл по этим высказываниям у русского населения составляет 3,8 балла, в то время как у адыгов –3,4. Из этого можно сделать вывод, что в целом русское население является более толерантным. И действительно, если внимательно изучить таблицу, можноувидеть, что по каждому высказыванию, где заложена положительная установка, средний балл русского населения выше. Что касается высказываний, которые должны отрицательно восприниматься толерантным человеком, то здесь средний балл у русского населения составляет 3,3 балла против 3,6 баллов у адыгов. Следовательно, адыги более закрыты от представителей другого этноса. Об этом свидетельствуют солидарность со следующими высказываниями: лучше вступать в брак с представителем своей национальности (4,1 балл), мой народ в истории нередко становился жертвой происков людей других национальностей (4,1 балл), чем меньше приезжих других национальностей, тем спокойнее (3,3 балла).Итак, если подводить итог исследования проведенному Шуленковой, то можно сделать вывод, что многоуровневая идентичность еще очень плохо развита в Адыгеи, что также может свидетельствовать о сильных позициях этнических идентичностей. У русского населения более сильно развита общегражданская идентичность, они самоидентифицируют себя как граждане России, а представители титульного населения имеют слабо выраженную общегражданскую идентичность. В то время как этническая идентичность выражена достаточно сильно[5].Дляизучения этнической идентичности адыгейцеви русских в условиях полиэтничного города в ноябре 2013 года было проведено пилотажное социологическое исследование. В опросе приняли участие 50 человек, среди которых в равной мере были представлены адыгейцы и русские. В ходе исследования изучалось отношение респондентов к национальному вопросу, к какой национальности они себя относят, знают ли традиции, историю своего этноса, к какой религии они принадлежат и на каком языке преимущественно говорят. Первый вопрос, который был задан респондентам, направлен на то, чтобы выяснить по какому признаку они определяют своюэтническую принадлежность. 28 % опрошенных считают, что главное в определении собственного этноса это национальность отца, т.е. себе они приписывают именно ту национальность, к которой принадлежит их отец. 21 % считают, что национальность определяется по национальности матери. Это вполне объяснимо, так как человек часто соотносит себя именно с родителями. И редко можно встретить людей, которые называют себя представителями другой национальности, нежели их родители.Также 12 % отметили, что для определения своей этнической принадлежности важно на каком языке ты говоришь, 19 % ссылаются на собственное пожелание.
Анализируя включенность в этничность респондентам было задано два вопроса. Первый вопрос: Имеет ли для Вас значение Ваша национальность? Ответы респондентов разделились следующим образом: 68 % сказали, что для них национальность имеет некоторое значение. 21 % респондентов ответили, что для них национальность имеет большое значение (причем необходимо отметить, что среди выбравших этот вариант ответа больше представителей адыгского этноса). Это подтверждает тот факт, что у адыгов сильнее выражена этническая идентичность (такие же данные получила Шуленкова в своем исследовании). Также выраженность того, что национальность для адыгов имеет большое значение, обусловлена культурными обычаями и традициями, когда практически с рождения каждому адыгу рассказывается о Родине, традициях и обычаях, что способствует развитию идентичности со своим народом. Далее респондентам предлагалось выбрать суждение, которое в большей степени соответствует их мнению. Здесь мнения респондентов разделились практически поровну. 43 % опрошенных отметили, что современному человеку не обязательно чувствовать себя частью какойто национальности, а 57 % сказали, что современному человеку наоборот необходимо ощущать себя частью какойлибо национальности. При ответе на этот вопрос, второй вариант ответа выбрали в большинстве своем представители адыгского этноса. В то время как большинство представителей русского этноса остановили свой выбор на первом варианте. Что также свидетельствует о большей включенности в этничность адыгов. Следующим этапом исследования было изучение отличительных признаков адыгов и русских. Если говорить об основных отличиях, которые присуще представителям разных национальностей, тоосновными этнодифференцирующими признаками выступаюткультурные традиции, религиозные обряды, язык, национальные черты характера.Больше всего отличий в культурных традициях и обычаях (так считают 42 % респондентов русской национальности и 34 % адыгейской национальности). Также среди наиболее значительных отличий можно назвать черты характера (30 % и 21 % соответственно), внешний облик (29 % и 28 %), национальный язык и верования. Действительно, если взять двух представителей разных национальностей (адыгейцев и русских), то можно увидеть, что основными отличительными чертами будет язык (национальный язык разный, но в условиях полиэтничного города необходимо уметь изъясняться на двух языках. Как не странно, в Майкопе, несмотря на то, что это часть республики Северного Кавказа, большинство населения русские и поэтому преимущественно все говорят на русском язык. Хотя представители адыгейского этноса между собой говорят только на адыгейском языке). Также большое значение отводится культурным традициям и обычаям, религии. Так как жители города Майкопа (адыгейцы и русские) исповедуют различные религии (ислам и христианство), то соответственно и праздники, обряды, традиции у этих народов отличаются. Религиозные праздники проходят в разное время и имеют разную смысловую окраску. В формировании этнической идентичности культурные традиции играют очень важную роль. Знание, поддержание культурных традиций помогают более сильно почувствоватьпривязанность и принадлежность к своему этносу. 79 % респондентов знают традиции своего народа. Это свидетельствует о том, что сейчас, как и раньше традиции передаются из поколения в поколения, каждый народ чтит традиции. Единение со своим народом можно чувствовать в различных ситуациях. Формирование этнической идентичности, особенно в условиях полиэтничного города, зависит от различных факторов, которые влияют на отношение к этносу, например, гордость за выдающихся людей твоего этноса, военные успехи иисторическое прошлое и другое. Больше всего (40 % респондентов) ощущают свое единение с этносом, когда слышат и обсуждают историческое прошлое своего народа, читают книги и исторические романы. 38% ощущаютединство, когда слышат песни о Родине, бывают нанародных праздниках.Историческое прошлое, описанное в книгах, вызывает патриотические чувства у каждого. Действительно, ведь там описаны славные герои и победы народа, к которому человек себя причисляет. Также гордость вызывают люди твоего этноса, которые смогли многого добиться в жизни (35 % респондентов). Это связано с тем, что человек, относящий себя к какомулибо этносу, всегда считает свой этнос хоть немного, но лучше других (не во всем и не всегда). И поэтому, говоря о успехах коголибо, человек ещебольше гордится своим этносом.
Подводя итог исследованию можно отметить, что на формирование этнической идентичности в условиях полиэтничного города влияет множество факторов: язык населения, культура, религия и особенности взаимодействия представителей разных этнических групп. Несмотря на то, что культура, язык, религия адыгейцев и русских очень сильно отличается, за долгое время, что они проживают на одной территории (город Майкоп), они научились взаимодействовать между собой, избегать конфликтов. В целом в городе, где проживают эти две этнические группы, складываются хорошие отношения. Разный язык не мешает общению, так как большинство адыгейцев знают два языка (и еще одна особенность адыгейского языка –некоторые слова заимствованы из русского). Культура этнических групп также не мешает взаимодействию: адыгейцы и русские уважают традиции друг друга, часто вместе отмечая какието праздники. Например, новый год у адыгов отмечается два раза, первый раз 1 января, как у всех жителей России, а второй –22 марта, как заложено их культурой. Итак, можно отметить, что у каждой этнической группы, проживающей в городе Майкопе есть свои особенности, но за длительный период времени представители различных национальностей научились жить в мире между собой.
Ссылки на источники1.Тишков В. Гражданская идентичность и этнокультурное развитие // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2008 году Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга М.:2009.27 с.2.Денисова Г.С., Дмитриев А.В., КлименкоЛ.В. Южнороссийская идентичность: факторы и ресурсы. Москва: АльфаМ, 2010. 213 с. 3.Дробижева Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социс. 2010. № 12. С. 49584.Шуленкова С. Б. Межэтническое взаимодействие в полиэтничном регионе (на примере Республики Адыгея) // Вестник СанктПетербургского государственного университета. 2012. С. 13191.Голуб Е. В. Соотношение этнической и гражданской идентичностей в полиэтничном регионе // Вестник ВЭГУ. 2013. № 5. С. 1014
Victoria MukhaCandidate of Sociological Sciences, associate professor at the chair of sociology , law and work with staff Kuban State Technological University, KrasnodarIrine Popova4th year student Kuban State Technological University, KrasnodarEthnic identity of population in conditions of the multiethnic town.Abstract. Article is devoted to studying the ethnic identity Russian and Adygskoj nationality in the region. Considers the problem ofethnic identity, tolerantinstallationrepresentatives Russian and Adygskoj ethnicities.
Keywords:ethnic identity , ethnicity, culture, identity.