Особенности модернизации политической системы современного Ирана

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рогожина Е. М. Особенности модернизации политической системы современного Ирана // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4071–4075. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55079.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается взаимодействие основных элементов политической системы современного Ирана. Автор пришла к выводу, что на специфику модернизации политической системы современного Ирана влияют три составляющие: 1. Конституционно закрепленное сочетание элементов религиозной власти и элементов президентской формы правления с практическим доминированием религиозного начала над светским. 2. Смещение вектора доминирования в сторону светской составляющей в политической системе с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада. 3. Формирование «модели разделенного лидерства».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рогожина Евгения Михайловна,кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры международных отношений и политологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», г. Нижний Новгородevgeniaamiga@yandex.ru

Особенности модернизации политической системы современного Ирана

Аннотация.В данной статье рассматривается взаимодействие основныхэлементовполитической системы современного Ирана. Автор пришла к выводу, что на специфику модернизации политической системы современного Ирана влияют три составляющие: 1. Конституционно закрепленное сочетание элементов религиозной власти и элементов президентской формы правления, спрактическим доминированием религиозного начала над светским; 2. Смещение вектора доминирования в сторону светской составляющей в политической системе с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада; 3. Формирование «модели разделенного лидерства».Ключевые слова:арабоисламский мир, Исламская Республика Иран, иранская теократия, Исламская революция, умма, институциональный дизайн органов власти, президент, рахбар.

Точкой отсчета для современного иранского общества можно считать Исламскую революцию, которая произошла в 1979 г. На всеобщем референдуме народ Ирана избрал свой путь развития, основанный на религиозных нормах. Данный факт можно считать началом объединения исторически укоренившихся норм ислама и демократических норм прозападного образца в политическом процессе современного Ирана. Учение пророка Мухаммеда явилось формообразующим фактором государственных и общественных органов и организаций. Лозунг “Наша религия это наша идеология, наша идеология это наша политика” был воплощен в жизнь [1]. Поэтому политические процессы, протекающие в этой стране, имеют кардинальные отличия от процессов, протекающих в других странах, чем вызывают исследовательский интерес у ученых различных гуманитарных специальностей во многих станах мира.В отличие от большинства других государств, в которых источником власти и права является народное волеизъявление, в Исламской Республике Иран таковыми являются зафиксированные в Коране исламские принципы, через призму которых следует рассматривать и вопросы народного волеизъявления, суверенитета, государственного устройстваи т.д. [2, статьи 1,2,4].В Конституции 1979 г., закрепившей институционально слом монархии и переход к теократической республике, дается подробная характеристика государственного строя в стране. Согласно ей Исламская Республика Иран является теократическим государством, политическая система которого построена на исторически обусловленных исламских принципах в сочетании с институтами республиканской власти как дань современным тенденциям развития международных отношений.Строго говоря, базисом построения политического процесса и властных отношений в арабоисламских государствах, в том числе и в Иране, является религиозно ориентированная картина мира, т.е. теократический принцип государственного устройства, в соответствии с которым государство обладает не только властноуправленческими обязанностями, но является одновременно также символом, олицетворением, носителем исламских ценностных нравственнорелигиозных критериев, стремящееся контролировать при этом все социальные практики. Поэтому политическая власть в таких исламских государствах и обществах может ограничиваться и контролироваться не только центральными властями, но и духовной властью в высших ценностных ориентациях. Вместе с тем, вера в сакральность всего земного пространства, и соответственно в необходимость осуществления принципа соборности, то есть организации светского общества по принципу религиозной общины с иерархией священник/царь/пророк и обязательным посредником между человеком и Аллахом, является неотъемлемой частью существования такого рода обществ [3, с. 303308].В связи с этим главной чертой мира политики в исламских государствах является фактическое слияние политической администрации и религиозной власти, светского и духовного начал в единый конгломерат, что способствует, в свою очередь, абсолютизации религиозного авторитета, с одной стороны, и снижению значения администативнобюрократической иерархии, –с другой. Данный феномен берет свое начало с VIIв., со времен пророка Мухаммеда, и объясняется тем, что арабы в данный период не были знакомы ни с развитой религиозной структурой, ни со скольконибудь оформившейся государственностью. А поскольку и то, и другое, в силу особенностей исторического развития, оформлялось одновременно, то носитель высшей светской власти представлял собой, как правило, и высшее духовное лицо [4].Итак, согласно Конституции, Исламская Республика Иран сегодня может быть охарактеризована, как теократическая республика, опирающаяся на институты религиозной и республиканской власти, в рамках которой реализуется основной принцип исламской государственности –«велаяте факих» [2], лежащий в основе религиозной власти и обеспечивающий легитимность всех других институтов в государстве. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти. Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделен рахбар (высший руководитель) –глава страны –Верховный лидер Исламской революции (перс.

—), курирующий работу всех ветвей власти и избираемый Советом экспертов. Рахбаром является общепризнанный факих –религиозный правовед [5, с.37].Рахбар обладает широким кругом полномочий, среди которых: определение общей политики государства, осуществление функций верховного главнокомандующего вооружёнными силами Ирана, контроль за надлежащим исполнением намеченной им политики, объявление войны, мира, мобилизации, изданиеуказов и проведение общенациональных референдумов, подписание указа о всенародных выборах президента Исламской Республики Иран, смещение президента республики с занимаемого поста, если Верховный Суд признает его виновным в нарушении конституционных обязанностей, а также разрешение противоречий между меджлисом и Наблюдательным советом, которые не могут быть урегулированы в обычном порядке. Кроме того, по Конституции допускается передача рахбаром части своих полномочий и обязанностей другому должностному лицу.После исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за имамом Хомейни, после его смерти в 1989 году Совет экспертов, состоящий из 86 шариатских правоведовфакихов, избрал рахбаром аятоллу Али Хаменеи. В целом, согласно Конституции Ирана, рахбар, стоящий на вершине властной пирамиды, является политическим, государственным и религиозным лидером (и одновременно лидером уммы), делящим власть, в первую очередь, с духовенством. Таким образом, конституционные полномочия рахбара позволяют ему в значительной мере контролировать и дублировать работу президента.По Конституции, вторым высшим после рахбара государственным лицом является президент. Избирательный закон ограничивает нахождение на посту президента двумя сроками [2]. Президент возглавляет исполнительную власть, должность же премьерминистра в результате поправок, внесенных в Конституцию в 1989, была ликвидирована. Президент как глава страны представляет Иран на официальном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. С 1997 по 2005 гг. президентом Ирана был ходжатольэслам Мохаммад Хатами. С 2005 года и по сей день президентом Исламской Республики Иран является Махмуд Ахмадинежад.Результаты президентских выборов 2005 года стали неожиданностью для аналитиков и широкой общественности, а выборы президента 2009 года лишь упрочили позиции нового иранского лидера Махмуда Ахмадинежада.Махмуд Ахмадинежад, не принадлежащий ни к одной из противоборствующих группировок, не имеющий связей среди правящей духовной элиты и коррумпированной верхушки госаппарата, казался «человеком ниоткуда». Его победу отчасти объясняют обострением антиамериканских настроений в иранском обществе. Иранцы проголосовали за президента, готового оказать непримиримое сопротивление США и американскому влиянию в регионе. Ахмадинежад принимал участие в войне с Ираком, был в составе той студенческой группы, что удерживала в 1979 году в заложниках персонал посольства США в Тегеране. В своих предвыборных речах он четко обозначил свою позицию по отношению к американской политике насильственной демократизации: «У нашего народа высокая самооценка и уверенность в себе, и он сам движется по пути развития и совершенствования, не нуждаясь в Соединенных Штатах» [6].Однако не только рост антиамериканских настроений явился причиной успеха Ахмадинежада. Второй и, пожалуй, главной причиной победы Ахмадинежада явилась необходимость коренных изменений в государственной системе, ставшей серьезным препятствием на пути экономического и социального развития страны. «Он пришел к власти потому,что иранское общество находится в стагнации. Народ проголосовал за этого нового человека —практика, технократа, с чьим именем связаны существенные улучшения в управлении Тегераном. Став мэром, он начал применять современные методы управления крупным муниципальным центром. При нем в Тегеране улучшились инфраструктура, логистика, транспорт, город стал управляемым. Стали строиться дороги, заводы по переработке бытового и промышленного мусора, что было проблемой для такого крупного мегаполиса. Стали значительно лучше собираться налоги, уменьшилось количество безработных» [7].Махмуд Ахмадинежад первый в истории Исламской республики президент, не имеющий духовного сана, зато имеющий высшее техническое образование и ученую степень (его диссертация посвящена управлению общественным транспортом). Однако парадокс заключается в том, что технократ и практик оказался, как говорят в Иране, «святее аятолл» [8]. Он не боится говорить на богословские темы, многие его публичные речи по форме напоминают проповеди, а своим радикализмом он удивил и шокировал многих представителей консервативного духовенства.Иранской клерикальной верхушке приходится мириться с перемещением политического центра тяжести в сторону харизматичного президента. Не решаясь выступить с резкой критикой инициатив президента, в сентябре 2008 года Верховный лидер Рафсанджани, за год до очередной победы на президентских выборах Ахмадинежада, призывал представителей исполнительной власти к «смирению и терпению»: служить людям, идти навстречу их нуждам, остерегаться политической пропаганды и принятия решений, которые могут негативно сказаться на жизни людей. Рафсанджани подчеркивал, что реализация «Пятого плана» требует солидарности внутри нации со стороны «всех революционных сил и исполнительных органов власти», предостерегал об опасности начала реализации плана без предварительной работы и создания основы [6].Отношения между президентом и Верховным руководителем, недостаточно четко прописанные в Конституции, изменялись на протяжении истории под влиянием личностного фактора. Сильная личность и неповторимая индивидуальность президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани (19891997) делала его центральной и наиболее весомой фигурой на политическом поле Ирана. В последующие годы центр политической власти сместился в сторону Верховного руководителя. После прихода на президентский пост Махмуда Ахмадинежада, провозгласившего себя восстановителем революционных идей Аятоллы Хомейни и постоянно критикующего клерикальную верхушку во главе с Верховным руководителем Хаменеи, влияние института президентской власти вновь усилилось. Сейчас рахбар частично делегировал свою власть, доверив реализацию важнейших проектов, например, реализацию ядерной программы, президенту страны. Тем не менее, конституционно власть президента сильно ограничена полномочиями Верховного руководителя и парламента.Что касается законодательной власти Ирана, то ей посвящена глава IV Конституции. Высшим законодательным органом власти в Иране является однопалатный парламент –меджлис (Собрание исламского совета) (полное название –Исламская консультативная ассамблея (в лат. транскрипции Majles Shoraye Eslami)), являющийся представительным органом всего народа и избираемый в ходе прямых тайных выборов на четырехлетний срок. Число мест в парламенте увеличивается в зависимости от роста населения в стране. Меджлис обладает полномочиями в инициировании законов во всех сферах (ст. 71) кроме тех, инициатива которых закреплена за правительством (ст. 74, 75). Кроме того, меджлис имеет право объявить президенту импичмент, потребовать его отстранения от должности, выразить вотум недоверия всему правительству или отдельным его министрам [2, статьи 71,74,75].Вторичные законодательные функции выполняют в политической системе Ирана также и ряд других институтов, в частности Наблюдательный совет, на который возложены функции конституционного контроля.Соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и Конституции устанавливает Наблюдательный совет(Шоурае негахван; другой вариант перевода –Совет стражей), сочетающий в себе фактически функции верхней палаты Парламента и конституционного контроля [2, статья 96].В 1988 г. в структуру власти был введен Совет по целесообразности принимаемых решений (Маджмайе тахшис маслахате незам, англ. –Nation’s Exigency Council), который выносит окончательное решение в случае возникновения споров между меджлисом и Наблюдательным советом.Говоря о судебной системе, то согласно ст. 156 Конституции Ирана судебная власть определяется как независимая ветвь власти, основными функциями которой является «защита прав индивида и общества, ответственность за соблюдением справедливости». Помимо этого судебная система Исламской Республики Иран испытывает сильное влияние шариата. Глава судебной власти назначается лично рахбаром сроком на 5 лет и является высшим должностным лицом судебной власти (ст. 157). Его основными обязанностями являются (ст. 158): определение структуры судебных органов, разработка законодательства в судебнойсистеме, руководство в соответствии с законом судебным корпусом в части, касающейся приема судей на работу, их увольнения, перевода на другие должности, продвижения по службе и т.д., активно действуют суды для духовенства [2, статьи 156,157,158].Таким образом, в институциональном и функциональном отношениях власти в Иране, как свидетельствует политическая история Исламской Республики Иран, взаимодействуют по более сложной схеме, нежели в странах с «обычными» авторитарными режимами.В целом, Конституция Ирана законодательно закрепляет существование в политической системе государства принцип разделения властей. В частности, констатируется, что законодательная, исполнительная и судебная ветви власти являются независимыми друг от друга, но функционируют под началом обладающих абсолютным авторитетом Верховного лидера и лидеров мусульманской уммы [2, статья 57].Подводя итоги в анализе особенностей модернизации политической системы современного Ирана, необходимо отметить три ключевых момента.Вопервых, институциональный дизайн органов власти в Иране и его закрепление в Конституции свидетельствуют о том, что система правления в этой стране сочетает в себе, с одной стороны, элементы религиозной власти, основанной на признании ислама в качестве официальной государственной религии и идеологии, а с другой, элементы президентской формы правления.Однако этот, обозначенный авторами, момент скрывает в себе некоторое несоответствие с современными международными реалиями и внутриполитическими тенденциями в иранском государстве. Прежняя модель политического управления, характерная для времени правления Хомейни и Хаменеи, не прошла проверку временем и оказалась неспособна в силу своего консерватизма решать насущные и стратегические задачи страны. Таким образом, к началу XXIвека назрела необходимость коренных перемен во всех сферах жизни общества и государства в современном Иране.Вовторых, сочетание светского начала и духовного в политической системе Ирана с приходом Махмуда Ахмадинежада сместило вектор доминирования в сторону светской составляющей. Это объясняется тем, что М. Ахмадинежад по своему происхождению не является выходцем из религиозной среды. Кроме того, реформы, проводимые с 2005 года в Иране, по своей сути неконсервативны, а прежний консерватизм замещается национализмом, который дополняется резкими харизматическими чертами современного политического лидерства Ахмадинежада. Третий, и, пожалуй, самый основной момент, по мнению авторов, заключается в том, что в современном Иране появилась «модель разделенного лидерства» светского от духовного, обусловленная необходимостью глобальных изменений в государственной системе страны.Таким образом, обозначенная трансформация политических процессов, протекающих в этой стране, имеет кардинальные отличия от модернизации процессов, протекающих в других государствах, чем, безусловно, вызывает исследовательский интерес у различных ученых, оправдывая тем самым свою актуальность.

Ссылки на источники1.Баранов В.М. Политическая ситуация в Исламской Республике Иран накануне президентских выборов 2005 года // URL:http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/140505a.htm(Дата обращения 12.02.2012).2.Конституция Исламской Республики Иран 1979 г. // http://constitutions.ru/archives/140(Дата обращения 15.03.2012).3.Рогожина Е.М. Политическое лидерство в западной, исламской и российской политикокультурных традициях: сравнительный анализ // Вестник Нижегородского государственного университета. 2011. №3(1). –С.303308.4.Рогожина Е.М. Особенности понимания сущности политического лидерства и власти в исламской и западной политикокультурных традициях // Современные проблемы и перспективы развития исламоведения, востоковедения и тюркологии. Материалы IV–V Всероссийской молодежной научнопрактической конференции 2010, 2011 года // URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/?4392(Дата обращения 07.02.2014).5.Аббас Манучихри. Политическая система Ирана. Издво «Петербургское Востоковедение». СПб, 2007.–С. 37.6.Михайлова М.В. Исламская Республика Иран. Модернизация и реформы в последние годы // URL: http://www.gmucountries.ru/asia/iran/modern_i_reformi.html(Дата обращения 09.02.2014).7.Месамед В.И. Некоторые итоги президентства М. Ахмадинежада / Цитата генерального директора российского Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова // URL: http://muslem.ru(Дата обращения 07.03.2014).8.Образ Махмуда Ахмадинежада // URL: http://www.memoid.ru/node/Obraz_Mahmuda_Ahmadinezhada(Дата обращения 14.02.2014).

Rogozhina Evgeniya Mikhailovna,PhD in political science, senior lecturer of the Department of InternationalRelations and Political Science "Nizhny Novgorod StateLinguistic University byN.A.Dobrolubov", Nizhny Novgorod.Features of modernizationof the political systemof modern IranAbstract.This article examines the interaction of the basic elements of the political system of modern Iran. The author concluded that the specificity of modernization of the political system of modern Iran influenced by three components: 1. Constitutionally enshrined combination of elements of religious authority and elements of presidentialism, the practical domination of the religious principle of secular 2. Displacement vector dominance in a secular component in the political system with the coming to power of Mahmoud Ahmadinejad;3. Creation of a "shared leadership model".Keywords:ArabIslamic world, the Islamic Republic of Iran, the Iranian theocracy, the Islamic revolution, Umma, institutional design of government, the president, Rahbar.