Субъектная позиция личности как этап на пути к профессиональной самореализации студенческой молодёжи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Левицкая Л. В. Субъектная позиция личности как этап на пути к профессиональной самореализации студенческой молодёжи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4066–4070. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55078.htm.
Аннотация. В статье анализируется место категории субъектной позиции в проблеме профессиональной самореализации студенческой молодёжи. На основе результатов исследования рассматриваются теоретические аспекты содержания субъектности личности, а также её объективно-психологические проявления в процессе обучения в вузе. Мы приходим к выводу о том, что профессиональная субъектная позиция личности является детерминантом профессионального становления личности специалиста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Левицкая Линда Викторовна,кандидат психологических наук, ассистент кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г.Владимирlindavladi@yandex.ru

Субъектная позиция личности как этап на пути к профессиональной самореализации студенческой молодёжи

Аннотация.В статье анализируется место категории субъектной позиции в проблеме профессиональной самореализации студенческой молодёжи. На основе результатов исследования рассматриваются теоретические аспекты содержания субъектности личности,а также её объективнопсихологические проявления в процессе обучения в вузе. В заключении мы приходим к выводу о том, что профессиональная субъектная позиция личности является детерминантом профессионального становления личности специалиста.Ключевые слова: субъектнодеятельностный подход, субъектная позиция, профессиональная субъектная позиция, профессиональная самореализация, личностное саморазвитие и самосовершенствование, студенческая молодёжь

Актуальность профессиональной самореализации студенческой молодёжине вызывает сомнения, поскольку подготовка высококвалифицированных кадров –компетентных специалистов, способных нести ответственность за ход и событийность, а, следовательно, успешность учебнопрофессиональной деятельности, уже на первом этапе обучения в вузе, является важной целью современной системы образования.Непрерывная потребность в разработке концептуально новых подходов психологопедагогической деятельности возвращает исследователей к методологическим основам разностороннего изучения личности. В рамках исследования студенческой молодёжи как субъекта образовательного пространства вуза в основу нашего исследования был положен субъектнодеятельностный подход.

Отличительной особенностью субъектного подхода является то, что он ставит своей задачей изучение личности "изнутри", со стороны субъекта. Личность здесь выступает "не как набор объективных характеристикв пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов" [1].Согласно взглядамВ.Э. Чудновского, при субъектном подходев характеристике личности, в поведении человека подчеркивается роль активного, творческого начала. Это означает, что человек не просто подчиняется внешним обстоятельствам, его поведение внутренне детерминировано, и это позволяет ему стать хозяином судьбы" [2].Одной из ключевых характеристик личности в рамках субъектнодеятельностного подхода большинством разработчиков (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн и др.) признается субъектная позиция личности, которая подразумевает определеннуюнаправленность субъектана достижение самостоятельно поставленных целей и задач в деятельности при имеющихся социокультурных условиях, характере склонностей, структуре способностей человека и освоенности им способов деятельности[3].Субъектный подход является парадигмальным как в психологии, так и для акмеологии (К.А.АбульхановаСлавская, В.Г.Асеев, А.В.Брушлинский, А.С.Огнев и др.). В основе его лежит идея С.Л.Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека[4].Таким образом, субъектная позиция предполагает со стороны индивида заявку на ценность быть самимсобой, хозяином и распорядителем собственной деятельности. В образовательном процессе субъектная позиция предполагает для учащихся право, способность и возможность быть субъектом своей учебной деятельности –заявлять личностный смысл своего образования и, совместно с преподавателем, при его помощи и во взаимодействии с ним, строить это образование в соответствии с собственной индивидуальностью[5]. На основе теоретических представлений разработчиков субъектнодеятельностного подхода, а также в результате проведенного исследования объективных и собственнопсихологических составляющих субъектной позиции студенческой молодёжи среди студентовпервокурсников Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых нами было предложено авторское определение данного феномена, раскрывающее его с точки зрения содержательных характеристик. Субъектная позиция студентапервокурсникапредставляет собой относительно устойчивуюсистемувзаимодействия личности с образовательной деятельностью, выражающуюстепень авторства и самоконтроля учебнопрофессиональной деятельности, при которой характерной особенностьюжизневосприятия студента становится личнаяответственность и осмысленность процесса учебнопрофессиональной деятельности, а также выраженная непрерывная самоактуализация в деятельности. Какое же место занимает субъектная позиция в вопросе профессиональной самореализации личности?Актуальность формирования и оптимизации становления профессиональной субъектной позиции в процессе обучения в высшей школесвязана, с одной стороны, с современными требованиями к конкурентоспособному специалисту с высшим образованием, с другой –с некоторым дефицитом профориентационной работы в школе. Для современного первокурсника всё чаще становится характерным отсутствие интереса и направленности на будущую профессиональную деятельность,нежелание связывать получаемую в вузе специальность с будущей профессиональной деятельностью.

В то же время, для того,чтобы соответствовать требованиям и обладать основными компетенциям современного рынка труда, будущий специалист,уже на стадии подготовки к профессиональной деятельности, должен быть субъектом образования, личностно заинтересованным в его качестве, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершинв своей деятельности, ориентированным на профессиональную самореализацию,способным и открытым к процессамсамосовершенстовванияи саморазвития.Таким образом, субъектность является наиболее важной личностной характеристикой современного студента, будущего специалиста. Исключительнопозиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за его ход и конечный результат, может обеспечить надежность профессионального роста и становления личности. Субъектная позиция студента вуза является частью, сегментом жизненной позиции личности, определяющей и обуславливающей социальное самочувствие человека. При всём этом, кажется, что студентдолжен в полной мере понимать и осознавать свою непосредственную причастность к получению образования, выступать в качестве наиболее заинтересованноголицав данном процессеинепрерывно стремиться к повышению собственного мастерства.Однако в действительности все выглядит совершенно иным образом.Зрелые молоды люди, якобы осознанно сделавшие выбор перед лицом будущей профессии и, должно быть, понимающие ход, процесс и результат той деятельности, которую они определили для себя как ключевую на пути к достижению цели, в реальности чаще не являются активными субъектами учебнопрофессиональной деятельности.Согласно результатам исследованиястудентовпервокурсников различных специальностей (n=120), 32% учащихся характеризуются несформированной субъектной позицией, а вотношении 42% респондентов можно говорить о частичной степени сформированности компонентов субъектной позиции. Таким образом, современную студенческую молодёжь на начальном этапе профессиональной подготовкив большей степени характеризуетмечтательность, консерватизм и низкий уровень творческой активности личности. Получение документа о высшем образовании является для данной группы студентов актуальной мотивацией обучения в вузе. Мотивация такого рода является внешней, а потому непродуктивной и кратковременной. Студенты отличаются низким уровнем саморегуляции поведения и деятельности, а также доминирующимиценностными ориентациями в отношении собственного престижа и высокого материального положения, что не является эффективным в контексте учебнопрофессиональной деятельности.Мотивационная сфера представлена личностнопрестижной мотивацией с неадекватнозавышенной самооценкой. Эмоциональноволевая сфера характеризуетсядоминирующей эмоцией гнева, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к чувству вины и низким самоконтролем поведения в процессе учебнопрофессиональной деятельности. Зависимость от группы, беспечность, подозрительность и наивность в общении накладывают свой отпечаток на процесс коммуникации, обеспечивая её специфический характер.Всё это свидетельствует о крайней актуальности проблемы внешнего педагогического управления и внутреннего самоконтроля учебной деятельности студентов.Поэтому столь важной оказывается задача актуализации субъектной позиции студента как неотъемлемой составляющей профессиональной самореализации личности.В тоже время результаты изучения компонентов субъектной позиции среди студентов, которые, по мнению экспертов, отличаются степенью своей активности, успеваемостью и,в целом, успешностью учебнопрофессиональной деятельности, формируют психологический портрет так называемого субъекта образования, для которого являются характерными, в отличие от ранее обозначенных, следующие личностные особенности.Вопервых, развитые интеллектуальные способности и высокая творческая активность личности. Вовторых, мотивационная сфера представлена деловой коллективистической мотивацией с адекватной самооценкой, что обеспечивает устойчивую позицию в учебнообразовательном процессе и системе межличностных отношений. Доминирующаямотивация приобретения знаний, обеспечиваетэффективность учебнообразовательного процесса, а такжевысокий общий уровень саморегуляции поведения и деятельности, выражающийся в большей степени через самостоятельность её реализации и сформированных навыков хода её планирования. Способность к самоанализу позволяет студенту своевременно размышлять над собственными состояниями, своими поступками и прошедшими событиями. Втретьих, способствующими успеваемости студентовявляются в большей степени актуальныеценности саморазвития и достижения результатов в учебнопрофессиональной деятельности. Наконец, в четвертых, эмоциональноволевая сфера характеризуетсядоминирующей эмоцией радости, самоуверенностью и уравновешенностью в деятельности, а также высоким самоконтролем поведения. Настойчивость, напористость, проницательность и расчетливость в процессе коммуникации обеспечивает её специфический характер, а самостоятельность и самодостаточность общения организуют студентов жить своими силами и способностями, не тяготясь этим и оставаясь самими собой в любых обстоятельствах.Согласно результатам исследования студентов с разной степенью сформированности субъектной позиции, следует отметить, что помимо индивидуальноличностных особенностей немаловажнуюроль в структуре субъектной позициивыполняют характеристикиобщей интернальности и интернальности в области производственных отношений, наличие целей как смысложизненная ориентация, локус контроля –Я и локус контроля управляемость жизни. Неотъемлемой составляющей субъектной позиции выступает тенденция личности к самоактуализации, которая может быть обнаружена через компетентность во времени и направленность личности «изнутри».То есть субъектная позиция связана с устойчивыми представлениями человека о том, что большинство важных событий в их жизни и производственной деятельности есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять и, таким образом, чувствовать свою собственную ответственность за то, как складывается их жизнь и трудовая деятельность.Кроме того, субъектная позиция всегда взаимосвязана с наличием в жизни человекацелей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временнуюперспективу в настоящем, с представлениемо себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами и, наконец, с убеждением о том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимая решения и воплощая их в жизнь.Кроме того,как свидетельствуют результаты изучениятенденций самоактуализации личности, субъектжизнедеятельности должен обладать двумя характеристиками. Вопервых, способностьюжить настоящим, то естьпереживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей “настоящей жизни”, а,вовторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной.Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.Таким образом, возвращаясь к проблеме профессиональной самореализации, отметим, что формирование профессиональной субъектной позиции оказывает комплексное, всеобъемлющее влияние на личность студента:вопервых, актуализирует процессы самосовершенствования личности; вовторых, формирует сознательное и ответственное отношение к учебному процессу и местусебя в его процессе; втретьих, стимулирует личностную направленность на самореализацию, в том числе и профессиональную.Профессиональная субъектная позиция личности определяет ее саморазвитие и самореализацию, качество и успешность процесса профессионального становления и последующей продуктивной профессиональной деятельности. Она выступает одновременно условием и результатом профессионального развития студента и обеспечивает такой уровень развития сознания, при котором личность стремится к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.Таким образом, профессиональная субъектная позиция является детерминирующим фактором профессионального становления субъекта образовательного пространства, ориентирующимего на профессиональное саморазвитие и самореализацию.Ссылки на источники1.Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 2е дополненное издание.СПб., 2005. –480 с.2.Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни.М.,

2006.768 с. 3.АбульхановаСлавская К.А., Брушлинский А.В. Основные этапы развития концепцииС.Л. Рубинштейна // Философскопсихологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100летию со дня рождения. –М.: Наука, 1989 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.koob.ru/rubinshtein/(дата обращения: 24.03.2014)4.Бодалев А.А. О предмете акмеологии.Психологический журнал.1993.Т.14,№5.С.7380.5.Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектнодеятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. М.: Издво «Академический проект», 2000. С. 2742.

Linda V. LevitskyPhD assistant in Psychology, assistant of the Department of Social Pedagogy and Psychology, Vladimir State University named after A.G.and N.G. StoletovsSubject position of the person as a stage on the way to professional selfactualization of studentsAbstract.The place of the “subject position” category in the problem of students’ professional selfactualization is analyzed in the article. Based on the results of the research the theoretical aspects of the content of the individual subjectivity as well as its objective psychological manifestations in the learning process at the university are examined. It is concluded that the professional subject position is a determinant of individual professional growth of a specialist.Keywords:subjectactivity approach, subject position, professional subjectposition, professional selfactualization, personal selfdevelopment and selfimprovement, students