Использование частотного анализа для определения факторов, влияющих на качество образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов
Р.
М.,
Рыкунова
Л.
С.,
Дьяченко
Н.
В. Использование частотного анализа для определения факторов, влияющих на качество образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4086–4090. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55082.htm.
Аннотация. В статье речь идет об использовании частотного анализа в качестве инструмента определения факторов, влияющих на качество образовательного процесса.
Текст статьи
Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доценткафедры экономики транспорта, логистики и управления качествомФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскraismich@mail.ru
Дьяченко Надежда Владимировна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскtdyachenko1967@yandex.ru
Рыкунова Любовь Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университетпутей сообщения», г. Омскrlrl23@mail.ru
Использование частотногоанализадляопределенияфакторов, влияющих на качество образования
Аннотация.В статье речь идет об использовании частотного анализа в качестве инструмента определения факторов, влияющих на качество образовательного процесса.
Ключевые слова:статистика,группы данных, частотный анализ, компетенции
Введение в действие Федерального образовательного стандарта третьего поколения потребовало разработки и внедрения новых оценочных средств; согласно статье 89 «Закона об образовании в Российской Федерации»: «…управление системой образования осуществляется на принципах законности,…учета общественного мнения иносит государственнообщественный характер» [1]; статья95 Закона указывает, что «Независимая оценка качества образованияосуществляется… в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность».Поскольку в соответствии с Законом организация независимой оценки качества образованияпроводится, в том числе, по инициативе…участников образовательного процесса, нами была выполнена работа по оценке успеваемости студентов с первого по пятый курс по итогам одной (первой) контрольной недели.В качестве объекта изучения были взяты результатырейтинговойконтрольной недели студентов специальности «Управление качеством», в качестве предмета средний балл. В качестве инструмента исследования было взято известное программное обеспечение SPSS.Выборка и общая наблюдаемая тенденция приведена в Таблице.Самый низкийсредний балл студентаза контрольную неделю, обучающегося по специальности,составил11, самый большой –97, в итоге размах равен86 баллам.Наиболее частый балл –89. Расчетное медианное значение 82, а среднее 76 баллов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем студенты учатся на «хорошо». Остальные показатели, такие как эксцесс, дисперсия и асимметрия, в рамках поставленной цели, не рассматривались.Из таблицы следует, что наибольшим средним значением среднего балла обладает группа первогокурса, однако наибольшее медианное значение —у третьего курса. Это объясняется размахом:у группы первого курса разница между наивысшимсредним баллом и наименьшим всего 19 баллов, тогда как у группы третьего курса он составляет 83. Рассмотрим подробнее на приведенных ниже диаграммах(Рис. 1
5).
ТаблицаСредний балл по группам с первого по пятый курс
Рис. 1. Распределение среднего балла студентовпервого курсаСтатистические данные КурспервыйвторойтретийчетвертыйпятыйNВалидные1821171515Пропущенные6865697171Среднее84,555676,000078,647174,666763,2667Стандартнаяошибка среднего1,158152,209295,505975,361836,08156Медиана83,6667a76,0000a87,3333a87,0000a62,7500aМода82,0074,0087,00b88,00b54,00bСтандартноеотклонение4,9136310,1242322,7017120,7662723,55379Дисперсия24,144102,500515,368431,238554,781Асимметрия,141,9471,8421,309,593Стандартнаяошибка асимметрии,536,501,550,580,580Эксцесс,338,5863,2041,028,486Стандартнаяошибка эксцесса1,038,9721,0631,1211,121Размах19,0037,0083,0069,0085,00Минимум75,0053,0014,0024,0011,00Максимум94,0090,0097,0093,0096,00Сумма1522,001596,001337,001120,00949,00Процентили1078,4667c58,0000c45,8000c44,0000c28,0000c2081,050071,800069,700058,500052,66672581,500073,375073,500063,500053,66673081,950073,900077,000065,000054,50004082,680074,760083,000077,000056,00005083,666776,000087,333387,000062,75006085,300079,100088,700088,000066,33337087,133383,133393,666788,750077,00007588,333383,833394,375089,166783,00008089,400084,533394,800089,666786,00009091,400087,200095,866792,000093,0000Примечания: a. Вычислено по сгруппированным даннымb. Имеется несколько мод, показана наименьшая.c. Процентили вычисляются по сгруппированным данным.
Рис. 2 Распределение среднего балла студентоввторого курсаНа приведенных выше графиках (Рис. 1
2) видим: в группах, обучающихся на младшихкурсах,нормальное распределение среднего балла, а также высокое его медианное значение. На этом основанииможно судить об относительной однородности студентовв группе, стремлениивсех к получению высоких баллов.
Рис. 3. Распределение среднего балла студентов третьего курса
Рис. 4. Распределение среднего балла студентов четвертого курсаУ групп третьегои четвертогокурсов(Рис. 3 4) наблюдаем левостороннюю асимметрию, что говорит о преобладании в группе студентов с высоким средним баллом, вместе с тем среднее значение балла существенно меньше медианного —это указывает на большую дифференциацию студентов. То есть, с ростом числа студентов, обучающихся на «отлично», возрослаи долястудентов, обучающихся на «удовлетворительно» –произошло «расслоение» студентов на группы по успеваемости. На наш взгляд, основная причина заключается в том, что на этом этапе стали проявляться реальные источники мотивации к учебному процессу, поскольку на первом и втором курсах со студентами работали кураторы, которые контролировали учебный процесс и таким образом создавали внешнюю «мотивацию» для нерадивых студентов. Отсутствие «кнута» на старших курсахиадаптация к ритму обучения позволяет студентам, особенно обучающимся на коммерческой основе и уже имеющим удовлетворительные оценки в зачетной книжке, снизить познавательную активность, уповая на послевузовскую стажировку на конкретном рабочем месте, и перестраиваться на решение личных внеучебных проблем.
Рис. 5. Распределение среднего балла студентов пятого курсаНа пятом курсе (Рис. 5) наблюдаем снижение как медианного, так и среднего значений; отсюда следует вывод: большинство студентов ещебольше снизило свою успеваемость.Полученные выводылегко подтверждаются аналогичными расчетами по результатам других рейтинговыхконтрольных недель. Выявленное снижение среднего балла на пятом курсе и дифференциация студентов по рейтинговой оценке указывают на общее снижениеуспеваемостивсей группы; основная причина —отсутствиестимулак получению знаний.Для преодоления этогоявления нами предлагаются к реализацииследующие рекомендации, так называемые инструменты повышения качества.1.Повышение мотивации студентов старших курсов к получению знаний; поскольку основнойпричиной снижениябалла успеваемости является низкаямотивация, то можно предложить несколько способовее повышения:
скорейший переход от традиционного преподнесения материала преподавателем на деятельностную парадигмус большимразнообразиемвидов учебных занятийи вовлечением студентов в процесс оценки и взаимооценки достижений;
разработку в учебном заведении фондаоценочных средств для контроля качества подготовки студентовв соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения применительно к конкретным дисциплинам[2];
реализациютретьегоаспектаинтегративной деятельности [3]укреплениеми развитиемвзаимодействия познавательного, ценностноориентировочного, преобразовательного, коммуникативногои эстетическоговидов деятельности студентов с акцентом на формирование и закрепление практических навыков;
материальноестимулированиеза высокуюуспеваемость, социальную инаучнопрактическую деятельность;
введение в образовательный процесс процедуры формирования портфолио, как одного из контрольнооценочных средств для будущего работодателя, для чего разработать соответствующую методическую литературу;
вовлечение студентов старших курсов в разработку и реализацию проектов, участие в конкурсах и конференциях, в результате которых будут формироваться необходимые компетенции, существенно повышающие конкурентоспособность будущего выпускника на вакантное место.2.Пересмотр процедурыотчислениястудентов в связи с «хронической» академической задолженностью, заложив в нее принцип непрерывности образования, реализуя рекомендации п. 1 и компетентностную парадигму, особенно для студентов, обучающихся на старших курсах, для повышениямотивации к получению и закреплению конкретных компетенций, проверяемых на производственной практике. Статистика показывает, что внастоящее времяуспеваемость в 80% случаевне повышается, несмотря на предоставленное времядля самообразования, а напротив, существенно снижается–многие студенты, не претендующие на зачисление в магистратуру и аспирантуру,нередко просто «доучиваются», даже направленные по целевому назначению.Таким образом, нами были выделены основные закономерности изменения успеваемости студентов, выявлены вероятные причины снижениякачества усвоения знаний на последних курсахи предложены возможные варианты их устранения.
Ссылки на источники1. Федеральный закон Российской Федерации N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М, 2012 г., –123 с.2. Пастухова И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулейРежим доступа: http://cis.yatgt.ru/3.Новиков А.М. О структуре компетенций / А.М. Новиков// Специалист. 2013. № 12. с. 27.
Ismagilov Rais MirgalimovichPh.D. in Technical, Associate Professor, Economics ofTransport, Logistic and Quality Management Department,OSTU, OmskDyachenko Nadezda VladimirovnaStudent,OSTU, OmskRykunova Luybov SergeevnaStudent,OSTU, OmskUse of the frequency analysis for definition the factors influencing quality of educationAbstract. In article it is a question of use of the frequency analysis as the instrument of definition of the factors influencing quality of educational process.Keywords: statistics, groups of data, frequency analysis, competences.
Дьяченко Надежда Владимировна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскtdyachenko1967@yandex.ru
Рыкунова Любовь Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Омский государственный университетпутей сообщения», г. Омскrlrl23@mail.ru
Использование частотногоанализадляопределенияфакторов, влияющих на качество образования
Аннотация.В статье речь идет об использовании частотного анализа в качестве инструмента определения факторов, влияющих на качество образовательного процесса.
Ключевые слова:статистика,группы данных, частотный анализ, компетенции
Введение в действие Федерального образовательного стандарта третьего поколения потребовало разработки и внедрения новых оценочных средств; согласно статье 89 «Закона об образовании в Российской Федерации»: «…управление системой образования осуществляется на принципах законности,…учета общественного мнения иносит государственнообщественный характер» [1]; статья95 Закона указывает, что «Независимая оценка качества образованияосуществляется… в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность».Поскольку в соответствии с Законом организация независимой оценки качества образованияпроводится, в том числе, по инициативе…участников образовательного процесса, нами была выполнена работа по оценке успеваемости студентов с первого по пятый курс по итогам одной (первой) контрольной недели.В качестве объекта изучения были взяты результатырейтинговойконтрольной недели студентов специальности «Управление качеством», в качестве предмета средний балл. В качестве инструмента исследования было взято известное программное обеспечение SPSS.Выборка и общая наблюдаемая тенденция приведена в Таблице.Самый низкийсредний балл студентаза контрольную неделю, обучающегося по специальности,составил11, самый большой –97, в итоге размах равен86 баллам.Наиболее частый балл –89. Расчетное медианное значение 82, а среднее 76 баллов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в среднем студенты учатся на «хорошо». Остальные показатели, такие как эксцесс, дисперсия и асимметрия, в рамках поставленной цели, не рассматривались.Из таблицы следует, что наибольшим средним значением среднего балла обладает группа первогокурса, однако наибольшее медианное значение —у третьего курса. Это объясняется размахом:у группы первого курса разница между наивысшимсредним баллом и наименьшим всего 19 баллов, тогда как у группы третьего курса он составляет 83. Рассмотрим подробнее на приведенных ниже диаграммах(Рис. 1
5).
ТаблицаСредний балл по группам с первого по пятый курс
Рис. 1. Распределение среднего балла студентовпервого курсаСтатистические данные КурспервыйвторойтретийчетвертыйпятыйNВалидные1821171515Пропущенные6865697171Среднее84,555676,000078,647174,666763,2667Стандартнаяошибка среднего1,158152,209295,505975,361836,08156Медиана83,6667a76,0000a87,3333a87,0000a62,7500aМода82,0074,0087,00b88,00b54,00bСтандартноеотклонение4,9136310,1242322,7017120,7662723,55379Дисперсия24,144102,500515,368431,238554,781Асимметрия,141,9471,8421,309,593Стандартнаяошибка асимметрии,536,501,550,580,580Эксцесс,338,5863,2041,028,486Стандартнаяошибка эксцесса1,038,9721,0631,1211,121Размах19,0037,0083,0069,0085,00Минимум75,0053,0014,0024,0011,00Максимум94,0090,0097,0093,0096,00Сумма1522,001596,001337,001120,00949,00Процентили1078,4667c58,0000c45,8000c44,0000c28,0000c2081,050071,800069,700058,500052,66672581,500073,375073,500063,500053,66673081,950073,900077,000065,000054,50004082,680074,760083,000077,000056,00005083,666776,000087,333387,000062,75006085,300079,100088,700088,000066,33337087,133383,133393,666788,750077,00007588,333383,833394,375089,166783,00008089,400084,533394,800089,666786,00009091,400087,200095,866792,000093,0000Примечания: a. Вычислено по сгруппированным даннымb. Имеется несколько мод, показана наименьшая.c. Процентили вычисляются по сгруппированным данным.
Рис. 2 Распределение среднего балла студентоввторого курсаНа приведенных выше графиках (Рис. 1
2) видим: в группах, обучающихся на младшихкурсах,нормальное распределение среднего балла, а также высокое его медианное значение. На этом основанииможно судить об относительной однородности студентовв группе, стремлениивсех к получению высоких баллов.
Рис. 3. Распределение среднего балла студентов третьего курса
Рис. 4. Распределение среднего балла студентов четвертого курсаУ групп третьегои четвертогокурсов(Рис. 3 4) наблюдаем левостороннюю асимметрию, что говорит о преобладании в группе студентов с высоким средним баллом, вместе с тем среднее значение балла существенно меньше медианного —это указывает на большую дифференциацию студентов. То есть, с ростом числа студентов, обучающихся на «отлично», возрослаи долястудентов, обучающихся на «удовлетворительно» –произошло «расслоение» студентов на группы по успеваемости. На наш взгляд, основная причина заключается в том, что на этом этапе стали проявляться реальные источники мотивации к учебному процессу, поскольку на первом и втором курсах со студентами работали кураторы, которые контролировали учебный процесс и таким образом создавали внешнюю «мотивацию» для нерадивых студентов. Отсутствие «кнута» на старших курсахиадаптация к ритму обучения позволяет студентам, особенно обучающимся на коммерческой основе и уже имеющим удовлетворительные оценки в зачетной книжке, снизить познавательную активность, уповая на послевузовскую стажировку на конкретном рабочем месте, и перестраиваться на решение личных внеучебных проблем.
Рис. 5. Распределение среднего балла студентов пятого курсаНа пятом курсе (Рис. 5) наблюдаем снижение как медианного, так и среднего значений; отсюда следует вывод: большинство студентов ещебольше снизило свою успеваемость.Полученные выводылегко подтверждаются аналогичными расчетами по результатам других рейтинговыхконтрольных недель. Выявленное снижение среднего балла на пятом курсе и дифференциация студентов по рейтинговой оценке указывают на общее снижениеуспеваемостивсей группы; основная причина —отсутствиестимулак получению знаний.Для преодоления этогоявления нами предлагаются к реализацииследующие рекомендации, так называемые инструменты повышения качества.1.Повышение мотивации студентов старших курсов к получению знаний; поскольку основнойпричиной снижениябалла успеваемости является низкаямотивация, то можно предложить несколько способовее повышения:
скорейший переход от традиционного преподнесения материала преподавателем на деятельностную парадигмус большимразнообразиемвидов учебных занятийи вовлечением студентов в процесс оценки и взаимооценки достижений;
разработку в учебном заведении фондаоценочных средств для контроля качества подготовки студентовв соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения применительно к конкретным дисциплинам[2];
реализациютретьегоаспектаинтегративной деятельности [3]укреплениеми развитиемвзаимодействия познавательного, ценностноориентировочного, преобразовательного, коммуникативногои эстетическоговидов деятельности студентов с акцентом на формирование и закрепление практических навыков;
материальноестимулированиеза высокуюуспеваемость, социальную инаучнопрактическую деятельность;
введение в образовательный процесс процедуры формирования портфолио, как одного из контрольнооценочных средств для будущего работодателя, для чего разработать соответствующую методическую литературу;
вовлечение студентов старших курсов в разработку и реализацию проектов, участие в конкурсах и конференциях, в результате которых будут формироваться необходимые компетенции, существенно повышающие конкурентоспособность будущего выпускника на вакантное место.2.Пересмотр процедурыотчислениястудентов в связи с «хронической» академической задолженностью, заложив в нее принцип непрерывности образования, реализуя рекомендации п. 1 и компетентностную парадигму, особенно для студентов, обучающихся на старших курсах, для повышениямотивации к получению и закреплению конкретных компетенций, проверяемых на производственной практике. Статистика показывает, что внастоящее времяуспеваемость в 80% случаевне повышается, несмотря на предоставленное времядля самообразования, а напротив, существенно снижается–многие студенты, не претендующие на зачисление в магистратуру и аспирантуру,нередко просто «доучиваются», даже направленные по целевому назначению.Таким образом, нами были выделены основные закономерности изменения успеваемости студентов, выявлены вероятные причины снижениякачества усвоения знаний на последних курсахи предложены возможные варианты их устранения.
Ссылки на источники1. Федеральный закон Российской Федерации N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М, 2012 г., –123 с.2. Пастухова И.П. Разработка оценочных средств для контроля результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулейРежим доступа: http://cis.yatgt.ru/3.Новиков А.М. О структуре компетенций / А.М. Новиков// Специалист. 2013. № 12. с. 27.
Ismagilov Rais MirgalimovichPh.D. in Technical, Associate Professor, Economics ofTransport, Logistic and Quality Management Department,OSTU, OmskDyachenko Nadezda VladimirovnaStudent,OSTU, OmskRykunova Luybov SergeevnaStudent,OSTU, OmskUse of the frequency analysis for definition the factors influencing quality of educationAbstract. In article it is a question of use of the frequency analysis as the instrument of definition of the factors influencing quality of educational process.Keywords: statistics, groups of data, frequency analysis, competences.