Педагогические средства подготовки студентов к деятельности по гражданскому воспитанию

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гревцева Г. Я. Педагогические средства подготовки студентов к деятельности по гражданскому воспитанию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4111–4115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55087.htm.
Аннотация. В статье анализируются педагогические средства, содействующие подготовке будущих специалистов к деятельности по гражданскому воспитанию. Выделяются эффективные средства при изучении дисциплины «Педагогика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гревцева Гульсина Якуповна,доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г.Челябинскyakupovna@rambler.ru

Педагогические средства подготовки студентовк деятельности по гражданскому воспитанию

Аннотация.В статье анализируются педагогические средства, содействующие подготовке будущих специалистов к деятельности по гражданскому воспитанию. Выделяются эффективные средства при изучении дисциплины «Педагогика».Ключевые слова:педагогические парадигмы, ценности, гражданское воспитание, педагогическое средство.

Оперируя понятием «педагогические средства», мы понимаем под ними материальные и идеальные объекты, выполняющие функцию подготовки студентов к гражданскому воспитанию детей и подростков. Исходя из разработанной модели процесса освоения гражданскими компетенциями, мы определили комплекс педагогических средств. Выделим наиболее важные для нашего исследования средства. В основе содержательного компонентапрофессиональной готовности к осуществлению гражданского воспитания детей и подростков лежит психологопедагогическая, предметнометодическая социальнополитическаяподготовка, которая является фундаментом творческой преобразующей деятельности и ориентирует на овладение знаниями, умениями в конкретной области (в области гражданского воспитания).Содержательные возможности учебной дисциплины «Педагогика», курсов «Воспитание гражданина: теория и методика», являясь средством подготовки студентов к гражданскому воспитанию детей и подростков, содействуют формированию гражданских качеств обучающихся.Средством развития ценностного отношения к процессу познания, к профессии педагога, гражданскому воспитанию являются технологии модерации, развития критическогомышления через чтение и письмо, социального проектирования, педагогических мастерских, диалоговые технологии и др. Важным средством реализации личностнодеятельностного, ценностного подходов является непрерывная педагогическая практика будущих специалистов, гражданская, исследовательская деятельность, самостоятельная работа.Лекции по педагогике, посвященные теории и методике воспитания, формируют профессиональную компетентность будущих специалистов в области воспитания, обеспечивает их теоретическую и методическую подготовку к осуществлению воспитательной работы в образовательных учреждениях, в том числе учреждениях дополнительного образования детей. Материал ориентирован на образование педагога, воспитателя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов гражданской позиции. Основная цель дисциплины ‬формирование у студентов профессиональной готовности к реализации задач гражданского воспитания как органической части целостного педагогического процесса. Предусматривается усвоение следующего содержания: сущность гражданского воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса; движущие силы и логика воспитательного процесса; базовые теории гражданского воспитания и развития личности; закономерности и принципы организации и осуществления; формы, методы, средства гражданского воспитания и т. д. Изучение воспитательного потенциала темы«Воспитание в педагогическом процессе» показало, что студент (будущий специалист) должен осознать назначение и свою позицию воспитателя: «любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» [3, с. 17]. Чтобы современный педагогический процесс был успешным, ребенок должен рассматриваться как наивысшая ценность, а воспитательное воздействие как взаимодействие при активности обеих сторон, своеобразное педагогическое партнерство. «Гражданское воспитание ‬это целенаправленный специально организуемый процесс формирования гражданских качеств личности человека, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в разнообразные виды деятельности» [1, с. 16].Освоение педагогами гуманистической парадигмы воспитания ‬сложный процесс, который идет на фоне обновления всей системы отечественного образования. Трудно не согласиться с И. Д. Демаковой, справедливо считающей, что «располагая высокими достижениями в сфере гуманизации воспитания, традиционная политика воспитания остается прежней и оказывается малопродуктивной» [2, с. 6]. Исследование выявило большой воспитательный потенциал темы «Общие закономерности и принципыгражданскоговоспитания». Знание закономерностей позволяет педагогу избежать многих проблем, работать успешно. Не меньший ценностный и культурологический потенциал заключен и в принципах воспитания. Основная часть занятия по данной теме проводится в форме деловой игры ‬защиты личной профессиональнопедагогической концепции. Ядром концепции выступает система принципов, направленных на реализацию ценностноцелевых установок педагога. В качестве творческого задания студентам предлагаются следующие варианты: 1) выделите концептуальные подходы в концепции Е. В. Бондаревской; 2) какова взаимосвязь закономерностей и принципов; 3) каково соотношение между категориями «профессиональнопедагогическая позиция» и «концепция профессиональнопедагогической деятельности»; 4) в чем вы видите назначение профессиональнопедагогической концепции и т. д.Особым воспитательным потенциалом обладает тема «Содержание гражданского воспитания в педагогическом процессе».Заданная цель воспитания позволяет педагогу четко представить, какого человека надо формировать, а также придает педагогу направленность его деятельности. Важно, чтобы будущие специалисты осознали основные ценностные приоритеты современного воспитания во всем цивилизованном мире, отраженные в важнейших международных правовых актах: Мир, Природа, Сотрудничество. Тесно связаны с ними нравственные ценности воспитания, отражающие отношение человека к высшей реальности ‬Добро, Истина, Свобода, Вера, Красота, а также моральные ценности, отражающие отношения между людьми ‬Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность и т. д.Ориентация на социальнокультурные ценности как ценности культуры отношений выступает процессом инкультурации, индивидуального присвоения социальнокультурных ценностей [4].На занятии будущие специалисты обсуждают современные концепции воспитания, их назначение, сущность, отличия, анализируют их с точки зрения аксиологического и культурологического наполнения. В соответствии с ней в центр содержания современного воспитания выходит неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому. Студенты пытаются выявить методологические ориентиры поиска новых подходов к гражданскому воспитанию.Тема «Система методов воспитания профессионала» чаще всего изучается в интерактиве, студенты «сами планируют, что им делать, выбирая предпочтительные из разных вариантов действий; сами выполняют свои замыслы, оценивают и корректируют собственные действия, осмысливают их результаты [6, c. 299300]. Изучая отдельные методы гражданского воспитания, будущие специалисты раскрывают взаимосвязь метода, приема и средства гражданского воспитания, анализируют гуманистический смысл, нравственное содержание методов, выявляют ценностный потенциал методов и средств гражданского воспитания, сравнивают классификации методов, разрабатывают план технологического описания форм воспитательной работы для «педагогической копилки» и др.Исследования З. Г. Нигматова, М. А. Молчанова, Н. Д. Соколова, Е. Н. Шиянова, Н. Л. Селивановой, Е. А. Ямбурга, Л. И. Новиковой и др. посвящены проблеме воспитательной деятельности педагога в условиях утверждения гуманистической парадигмы. Нас заинтересовала монография И. Д. Демаковой «Гуманизация пространства детства: теория и практика», в которой воспитательная деятельность педагога рассматривается в качестве фактора гуманизации пространства детства. Автор рассматривает пространство детства как «пространство полноценной жизни ребенка, а не только как пространство его подготовки к взрослому бытию», выделяет параметры описания пространства: пространство детства ‬это природный мир; социальная, культурная, информационная среда, это пространство чувств, семейная атмосфера, и, конечно, пространство детства связано с образовательной средой [2, с. 2728].Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании детей и подростков одна из главных задач педагогов, воспитателей. Важной особенностью процесса гражданского воспитания является его личностнодеятельностный, ценностный подход. А педагог, воспитатель становится соучастником детской жизни, что требует огромных усилий, любви к детям, терпения, ответственности, духовности, культуры и лишь потом профессиональной компетентности. «Воспитание без дружбы с ребенком, ‬говорил В. А. Сухомлинский, ‬без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» [5, с.1416]. На занятии по теме «Специалист: личность и профессия»студенты работают с проблемноаналитическим материалом, участвуют в «круглом столе», посвященном обсуждению ценностей и гражданских идеалов, которые необходимо пропагандировать в процессе гражданского воспитания. В заключительной части занятия мы анализируем умения, необходимые будущему специалисту для осуществления гражданского воспитания детей и подростков: прогностические, организаторские, коммуникативные, исследовательские и др.Гражданское воспитание, становление гражданской позиции детей и подростков невозможно только через передачу знаний об обществе, демократии, правам человека. Важнейшим источником гражданского сознания и поведения является опыт гражданской деятельности. Поэтому задача воспитателя‬организация демократических отношений, правового пространства (демократического уклада жизни), которое предусматривает, вопервых, в центре воспитания ‬ребенок, его индивидуальное личностное развитие. Задача педагога ‬оказывать педагогическую поддержку. Вовторых, в процессе воспитания должны проявляться демократические принципы отношений между людьми: толерантность, взаимное уважение прав и свобод друг друга, умение вести диалог, конструктивное разрешение конфликтов, нетерпимое отношение к нарушению прав ребенка. Втретьих, построение воспитательного процесса с учетом личных особенностей ребенка. Вчетвертых, насыщение воспитательного процесса ситуациями выбора. А педагог должен содействовать выращиванию личностью умения выбирать, осуществлять выбор и нести ответственность. На практических занятиях со студентами мы изучаем воспитательные программы, моделируем воспитательные мероприятия, создаем педагогические проекты.С учетом существующего многообразия моделей ученического, детского самоуправления со студентами на педагогической мастерской моделируем игру "Голосуют дети: мой выбор, моё действие".В ходе проведения игры возможно использование технологии социального проектирования как особого вида социальнозначимой деятельности подростка и старшеклассника, через которую формируются навыки и опыт социального взаимодействия в ходе избирательной кампании. Участие в подготовке и реализации социальнозначимых проектов содействует формированию лидерских качеств, гражданской честности, патриотической обеспокоенности, ответственности, самостоятельности. Участие в конкурсе социальных проектов позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной гражданской позиции. Именно поэтому на занятии по теме «Педагогические технологии воспитания» со студентами мы осваиваем технологиюсоциального проектирования, модерации, делиберации и т.д. На занятии по теме «Гуманизация системы воспитания: реалии и перспективы» изучаем и анализируем программы гражданского воспитания, проводим педагогические мастерские для студентов, так, например, была проведена педагогическая мастерская по теме «Социальная ответственность в жизни молодежи» с участием волонтеров из Эстонии, Германии и Венгрии.В рамках XIМеждународного научнотворческого форум «Молодежь в науке и культуре XXI века» была проведена педагогическая мастерская по теме «Интерактивные методы и приемы как средство развития познавательной активности студентов на учебных занятиях». Цель мастерской: способствовать развитию познавательной активности студентов. Это было поистине «научение без поучения». Общение с единомышленниками, опыт взаимообогащения важен для самовоспитания, саморазвития и самореализации. Интенсивные интерактивные технологии в образовательном процессе содействуют приобретению опыта взаимодействия, осуществления сотрудничества. Интерактивное обучение вовлекает каждого студента в процесс познания, обеспечивает комфортные условия для самостоятельной работы и самореализации, содействует развитию критического мышления студентов.

На занятиях по педагогике будущие специалисты, познакомившись с опытом работы образовательных учреждений по гражданскому воспитанию, защищают собственные проекты воспитательных систем, мероприятий, моделей детского самоуправления,документов, регулирующих деятельность органов детского, ученического самоуправленияи т.д. Воспитательная функция темы «Педагогика межнационального общения» заключается в систематическом воздействии на личность будущего специалиста с целью воспитания культуры межнациональных отношений. Реализация воспитательной функции ориентирована на нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание будущих специалистов.Студенты на занятиях анализируют концепции учета национального фактора в процессе воспитания: теорию многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская), аксиологический подход (А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов). Разрабатывают и обсуждают мероприятия по воспитанию патриотизма и толерантности, выстраивают структуру «культуры межнационального и межэтнического общения», составляют диагностическую карту диагностики уровня сформированности толерантности, патриотизма у детей и подростков и др. Развивающая функция данной темы связана с развитием этнопедагогического мышления будущих специалистов, способности видеть общепедагогические проблемы сквозь призму национальной культуры. Социальнокультурная функция заключается в формировании правильного отношения к культурным отличиям и уважения культурных различий.Важнейшей ценностью воспитательной деятельности в условиях гуманизации педагогического процесса признаются права ребенка. Ярким выражением этой ценности является Конвенция ООН о правах ребенка, которая законодательно провозглашает самые широкие права детей: на свободу мысли, совести и религии (ст.14), на отдых, на досуг и т.д. Ознакомление с текстом данного документа, несомненно, будет способствовать формированию гуманистических ценностных ориентаций будущих специалистов, а также преодолению авторитарных взаимоотношений «воспитательвоспитанник». В современных условиях соблюдениеправ человека связано с обеспечением национальной безопасности. Сегодня практически каждый россиянин ощущает незащищенность своих прав, отсутствие гарантий их реализации. Несмотря на угрожающие для всего мира развитие событий, террористические акты, главные угрозы национальной безопасности для нашей страны коренятся внутри самой России. Нарушения прав человека чреваты стабилизацией общества, социальным взрывом. Только идеи высшей ценности человека, его достоинства, прав и свобод может стать залогом гражданского мира. Права человека, юного гражданина являются рычагом, который поможет обеспечить национальную безопасность России.Система знаний о правах человека, правах ребенка может активно воздействовать на шкалу ценностей всех студентов, их нравственный облик; эти сферы должны становиться приоритетными в формировании их профессионализма. В последние десятилетия по всему земному шару стали обостряться отношения между различными группами, вспыхивать с новой силой религиозные и этнические вооруженные конфликты, поэтому изучение Программы культуры мира имеет для будущих специалистов огромное значение. Возникает насущная потребность в подготовке педагога ‬проводника идей мира. Обучение культуре мира несет в себе значительный гуманистический потенциал, который может быть использован для воспитания важных личностных качеств человека ‬уважения других людей, милосердия, доброты, ненасилия.Программой общего курса педагогики предусмотрена самостоятельная работа студентов, которую мы используем для приобщения студентов к чтению научных текстов разной степени сложности, аннотированию педагогической литературы, знакомству с различными сторонами передового педагогического опыта, выступлению с анализом опыта на семинарах, выполнению разнообразных исследовательских заданий, миниисследований, курсовых работ и квалификационных работ.Результаты самостоятельной работы студенты могут представить на научнопрактических конференциях, форумах, фестивалях педагогических идей, олимпиадах по педагогике и психологии; конкурсах педагогического мастерства.Наличие постоянной обратной связи со студентом ‬в высшей школе действенный стимул совершенствования самостоятельной работы. Использование технологии портфеля ‬самооценки расширяет возможности самостоятельной работы и сотрудничества студента и преподавателя. Возможен профессиональный портфель, который может служить инструментом самооценки, оценки деятельности преподавателя во всем ее многообразии. Рабочий портфель может быть средством или методической копилкой при подготовке к педагогической практике, к деятельности по гражданскому воспитанию детей и подростков.

Ссылки на источники1.Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: Автореф. … дра. пед. наук. ‬Челябинск, 2006. ‬46 с.Н.Новгород, 2003. ‬232.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. ‬М.: Новый учебник, 2003. ‬256 с.3.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Л.И. Маленкова. ‬М.: Пед. обво России, 2002. ‬480 с.4.Социокультурный феномендетства: монография / под общ. ред. Р.А. Литвак, М.Е.Дуранов; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. ‬Челябинск, 2013. ‬355 с.5.Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. ‬М.: Политиздат, 1982. ‬270 с.6.Ярмакеев И.Е. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин в формировании личности будущего учителя: монография _ И.Е. Ярмакеев, Г.Г. Габдуллин. ‬Казань: Издво казан. пед. унта, 2003. ‬464 с.

Grevtseva Gulsina YakupovnaDoctor of Sciences (Pedagogics), Professor, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk PEDAGOGICAL MEANS OF TRAINING STUDENTS FOR CIVIL UPRISING ACTIVITIES

The articleis devoted to the analysis ofthe pedagogical means to support the training of future specialists for civil uprising activities, with the effective means to study the academic discipline “Pedagogy” being determined.Keywords:pedagogical paradigms, values, civil uprising, pedagogical means.