Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кочкурова
К.
С. Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4121–4125. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55089.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, рассматриваются вопросы, связанные с недостоверной информацией об адресе места нахождения организации, вопросы о возврате государственной пошлины в случае принятия решения налоговым органом об отказе в регистрации. Автор предлагает внести ряд изменений в действующее законодательство, направленных на оптимизацию процедуры регистрации юридических лиц в России.
Ключевые слова:
регистрация юридического лица, недостоверные сведения об адресе места нахождения, государственная пошлина за регистрацию юридического лица
Текст статьи
Кочкурова Ксения Сергеевна,преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса факультета права ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Нижний Новгородkochkurovarsm@yandex.ru
Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, рассматриваются вопросы, связанные с недостоверной информацией об адресе места нахождения организации, вопросы о возврате государственной пошлины в случае принятия решения налоговым органом об отказе в регистрации. Автор предлагает ряд изменений в действующее законодательство, направленные на оптимизацию процедуры регистрации юридических лиц в России.Ключевые слова:регистрацияюридического лица, недостоверные сведения об адресе места нахождения, государственная пошлина за регистрацию юридического лица.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободноеиспользование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. На наш взгляд, мысль о том, что государство должно создать все необходимые условия для беспрепятственной и активной реализации данного права граждан, является обязательным вектором развития любой страны с рыночной экономикой.Ежегодно Всемирный банк готовит рейтинг DoingBusiness. Данный рейтинг имеет целью информировать о том, в какой стране созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса. В 2013 году Россия заняла 92е место, поднявшись на 20 позиций, по сравнению с 2012 годом. Лидирующим государством, где созданы самые благоприятные условия для ведения бизнеса попрежнему остается Сингапур.По итогам данного рейтинга былопринято Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее«дорожная карта»). Во исполнение данной процедурыуже с 1 июля 2013 года произошли существенные изменения в порядке регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, если до июля 2013 года представители учредителей юридического лица могли представлять и забирать документы в налоговый орган только на основании нотариальной доверенности, то теперь учредитель (учредители) могут выдать представителю простую письменную доверенность с указанием определенных полномочий. С практической точки зрения, это безусловно большой плюс. Ведь согласно п.3 ст. 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (далееНК РФ): «Представителями юридического лица являются лица, действующие на основании доверенности, которая должна быть оформлена в соответствии с гражданским законодательством» [2]. В соответствии с статьей 185.1 п.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Доверенность от имени юридического лица подписывается его руководителемили инымлицом, уполномоченнымна это в соответствии с законом и учредительными документами»[3]. Однако, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в соответствующем органе государственной власти. Получается, до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридическое лицо defactoсуществует, а deureнет. Однако, граждане (учредители) выступают в качестве участников юридического лица, а не от своего имени, поэтому применение норм о юридическом лице до его регистрации в налоговом органе, на наш взгляд, следует считать вполне допустимым.Следующим существенным продвижением вперед по пути «дорожной карты» является принятие Приказа Федеральной налоговой службы 25.01.2012 N ММВ76/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». А вместе с тем для оптимизации процесса заполнения заявлений для государственной регистрации юридических лиц была разработана специальная программа для формирования документов, используемых при государственной регистрации (ПФДГР). Но несмотря на создание, казалось бы, всех необходимых условий для увеличения количества коммерческих организаций в России, попрежнему остается немало проблем, с которыми приходится столкнуться гражданину(гражданам)при создании своего бизнеса. На наш взгляд, в Российской Федерации на сегодняшний день существует два вида проблем при регистрации юридического лица: организационные и технические.К основным организационным проблемам, по нашему мнению, следуют отнести следующие вопросы:1) достоверность сведений об адресеместа нахождения юридического лица;2)возврат государственной пошлины в случае отказа в государственной регистрации;3)уполномоченые органы на заверение подписи заявителя;4) регистраця юридических лиц с идентичными наименованиями.К основным технических вопросам можно отнести:1) вопросы заполнения заявления, в частности,сведения об учредителях;2) оформление Устава и других документов для регистрации юридического лица.На наш взгляд, наиболее актуальной проблемой сегодня является вопрос об адресе места нахожденияорганизации. Порой, кажется, налоговые органы делают все возможное и невозможное лишь бы отказать гражданину (гражданам) в регистрации юридического лица, если вдруг адрес находится в «черном списке» илитак называемом списке «адресов массовой регистрации»,или указания в качестве адреса места нахождения организации адресажилого помещения.По нашему мнению, данный вопрос следует рассмотреть подробно с учетом сложившейся практики, в частности, в Нижнем Новгороде.Итак, адрес массовой регистрации –что это? Ни в одном законе не указано данное понятие, однако все чаще и чаще этот термин можно услышать не только из уст обывателей, но и сотрудников налогового органа. Более того, данное понятие используется на сайте Федеральной налоговой службы. В разделе «проверить себя и контрагента» можно узнать не находится ли адрес твоей компании в списке адресов, которые указаны в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами. Однако, до сих пор законодательно не сформулироно ни понятие «адрес массовой регистрации», ни определены критерии отнесения адресов к таковым. Исходя из предположений, налоговый орган определяет адрес как «адрес массовой регистрации», если он указан в качестве места нахождения 10 и более юридических лиц. Однако, следует обратить внимание, что если площадь помещения составляет, например, 100 квадратных метров, то по 10 кв.м. на одну компанию вполне достаточно. В связи с этим считаем необходимым сформулировать и законодательно закрепить и понятие адреса массовой регистрации, и критерии его определения.Определение обсуждаемого понятия необходимо, поскольку для налогового органа это является проблемным аспектом. Как только будет обнаружено, что адрес относится к этой категории, то налоговый орган еще до принятия решения предпринимает действия для установления достоверности адреса места нахождения компании. Как правило, это выход на адрес непосредственно для проведения осмотра на предмет нахождения других зарегистрированных лиц по этому адресу. Однако, следует заметить, что данное действие сотрудников налогового органа противоречит статье 92 НК РФ, поскольку проведение осмотра помещений налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки сторого запрещено. П.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также подтверждает данный вывод. В связи с этим у налогового органа отсутствует реальная возможность установить достоверность адреса места нахождения юридического лица как до регистрации, так и после в течение определенного периода времени (до принятия решения о выездной налоговой проверке). Возможно, необходимо закрепить полномочие налогового органа на проведение осмотра помещения, указанного в качестве адреса места нахождения юридического лица, с определенной периодичностью и с предварительным уведомлением руководителя организации. Это действие позволит налоговому органу в рамках законодательства выяснять достоверность представленных данных об адресе места нахождения компании.Поскольку с 1 июля 2013 года у налогового органа возникло новое основание для отказа в государственной регистрации, установленное пп. «р» п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –ФЗ №129): указание в заявлении недостоверных сведений об адресе места нахождения компании. На наш взгляд, вместес введением данной нормы необходимо было пояснить, что же значит «недостоверные данные об адресе юридического лица» и наиболее значимым в этой области отношений следует признать Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»[5] (далеППВАС №61). При детальном анализе данного акта можно сделать следующие важные выводы относительно адреса места нахождения юридического лица:1.Регистрация юридического лица независимо от вида экономической деятельности в жилом помещении возможна в двух случаях:А) собственник данного помещения дал свое согласие на регистрацию компании по этому адресу;Б) жилое помещение является местомжительства одного из участников юридического лица или его единоличного исполнительного органа.2. В п.2 ППВАС №61 определены обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности адреса:1) по адресу, указанному в документах:А) зарегистрировано большое количество иных юридических лиц, Б) в отношении значительной части из них или вообще всех имется информация о невозможности связаться с этими компаниями по данному адресу. Об этом может свидетельствовать следующее: представители организации по данному адресу не находятся И(прим. выделено автором)корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п. [5];2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или по этому адресу объект недвижимости был разрушен [5];3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства [5];4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.)[5];5) существует заявление от собственника соответствующего помещения или здания (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости» [5].Каждое основание в отдельности может служить подтверждением того, чтоадрес, указанный при регистрации, является недостоверным. Все вполне ясно, за исключением первого основания. Вопервых, использование термина «большое количество иных юридических лиц» не совсем уместно, поскольку оно является оценочным. Вовторых, фактически на налогоплательщика незаконно возлагается обязанность претерпевать ограничения вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей другими юридическими лицами, что является незаконным и не раз подтверждалось на практике, поскольку налогоплательщик не может и не должен отвечать за нарушение налогового законодательства другим налогоплательщиком. Далее в ППВАС№61указананесколько противоречивая позиция о том, что, если все же заявитель представитиные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться, то адрес будет считаться достоверным. Это с одной стороны. А с другой стороны,в ППВАС №61 и в ФЗ №129 содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица. Также «налоговый орган не имеет права возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленной информации об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо указанных в законе» [5]. А согласно ст. 12 ФЗ №129 при государственной регистрации создаваемого российского юридического лица в регистрирующий орган представляются:а) заявление по форме р11001; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического в 2х экземплярах;д) документ об уплатегосударственной пошлины[4].Таким образом, можно сделать вывод о том, что с одной стороны налоговый орган не вправе требовать документов, которые не предусмотрены федеральным законодательством и налогоплательщик не должен нести ответственность за недобросовестность иных налогоплательщиков, а с другой стороны и, по такому пути, к сожалению, идет практика, заявитель должен представить гарантийное письмо от собственника помещения, если адрес этого помещения является «адресом массовой регистрации». В противном случае налоговый орган может принять решение об отказе в государственной регистрациипо пп. «р» п.1 ст. 23 ФЗ№ 129. Согласно действующему законодательству, при отказе в государственной регистрации налоговый орган должен исчерпывающим образом мотивировать свой отказ и, согласно п.3 ППВАС №61, им могут быть также дополнительно изложены иные существенные обстоятельства [5]. Иногда, налоговые органы берут на себя функции комиссии по аттестации рабочихмест и утверждают, что согласно, санитарным нормам помещение не может являться рабочим местом для определенного количества человексотрудников компании. И ни в одном отказе по пп. «р» п.1 ст.23 ФЗ №129, мы не встретим аргументированного ответа на вопрос:почему в случае, если налоговый орган установил, что информация в заявлении об адресе является недостоверной, заявление считается непредставленным или отсутствует? Получается, что deureдокумента нет, а defactoон существует. Отом, что с учетом норм права исчерпывающим образом мотивирован отказ в государственной регистрации, и речи быть не может. И лишь в Письме Федеральной налоговой службы от 01.02.2005г. № 14104/253 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц (извлечение)», которое носит рекомендательный характер , в п.1 указано: «В случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документально подтвержденная информация (например, заявление от собственника) о его незаконномиспользовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1статьи 23Федерального закона от 08.08.2001 N 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа –заявления» [6].Подводя итог всему вышеизложенному следует обозначить, что на сегодняшний деньсуществует достаточно проблем с определением адреса места нахождения юридического лица, в связи с этим считаем необходимым в целях соответствия действительности сведений, содержащихсяв ЕГРЮЛ:1.Определить критерии и понятие «адрес массовой регистрации»;2.Законодательно закрепить обязанность заявителя представить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет зарегистрировано юридическое лицо, если данный адрес является адресом «массовой регистрации». 3.Дополнительно разрешить осмотр помещения налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки с предварительным уведомлением руководителя организации с целью установления достоверностисведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.В рамках настоящей статьи была рассмотрена наиболее актуальная на сегодня, на наш взгляд, организационная проблема в области отношений по государственной регистрации юридического лица Российской Федерации.Также хотелось быболее подробно остановиться на проблеме, связанной с экономической стороной вопроса государственной регистрации бизнеса –с государственной пошлиной. Размергосударственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица составляет 4000 рублей (пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ) [7]. Надо отметить, что в случае принятия решения об отказе в регистрации государственная пошлина не возвращается. Однако, данную практику мы считаем несколько не соответствующую духу закону и назначению государства в данной сфере общественных отношений. Применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом п.1 ст. 333.16 НК РФ и ст. ФЗ №129 можно заключить, что «Государственная пошлина –это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в налоговый орган за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, а именно внесение в государственный реестр сведений о создании юридического лица». Таким образом, государственная пошлина уплачивается именно за государственную регистрацию юридических лиц, а не за рассмотрение документов и отказ в государственной регистрации. В связи с этим, считаем необходимым дополнить пп.1 п.1 ст.333.33 положением о том, что в случае отказа в совершении юридически значимых действий, государственная пошлина возвращается ее плательщику в порядке, установленном настоящим Кодексом.1 марта 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 23.07.2013 N 250ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Теперь при оплате государственной пошлины заявитель по собственной инициативе представляет соответствующий документ, специальной обязанности и как следствие отказа врегистрацииправ или сделок теперь нет, поскольку вся информацию содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Но если такой информации нет и нет документально подтвержденного факта оплаты госпошлины, то документы не принимаются. Поэтому логично предположить, что при подаче документов уполномоченный сотрудник должен удостовериться в том, что государственная пошлина уплачена заявителем. Представляется необходимым принять соответствующие изменения в ФЗ №129 с целью исключения из перечня обязательных документов длярегистрации юридического лица –квитанции об оплате госпошлины. Это положительно отразится и на количестве отказов в государственной регистрации по пп. «а» пп.1 ст. 23 ФЗ №129(их число значительно сократится), а значит количество компаний на территории Российской Федерации может увеличиться.Таким образом, в рамках настоящей статьи нами были рассмотрены наиболее проблемные вопросы при регистрации бизнеса в России. Будем надеяться, что предложенные изменения в действующее законодательство, а также реализованные мероприятия в рамках плана по «Оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в конечном итоге позволят к 2018году, а может и раньше,войти Российской Федерации в двадцать стран с наиболее благоприятными условиями ведения по версии Всемирного банка.
Ссылки на источники1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.2.Федеральный закон от 31.07.1998 N 146ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.3.Федеральный закон от 30.11.1994 N 51ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.4.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129ФЗ №О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.5.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.6.Письмо ФНС РФ от 01.02.2005 N 14104/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» (Извлечение).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.7.Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117ФЗ).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.
Ksenia Kochkurova,Lecturer, Department of Civil Law and Civil Procedure , Faculty of Law «National Research University «Higher School of Economics»», Nizhny Novgorodkochkurovarsm@yandex.ruProblems of legal entities registration in the Russian FederationAbstract.Article is devoted to current problems of legal entities registration in the Russian Federation. So that have been analyzed some issues connected with misleading information about registered address of actual organization location, questions about the drawback of the state duty, in case when taxing authority took a decision in denial of registration. The author proposes a number of changes to the existing legislation, what refer to optimize the procedure of legal entities registration in Russia.Keywords:legal entity registration, inaccurate information about registered address of actual organization location, the state duty for legal entity registration.
Проблемы регистрации юридических лиц в Российской Федерации
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, рассматриваются вопросы, связанные с недостоверной информацией об адресе места нахождения организации, вопросы о возврате государственной пошлины в случае принятия решения налоговым органом об отказе в регистрации. Автор предлагает ряд изменений в действующее законодательство, направленные на оптимизацию процедуры регистрации юридических лиц в России.Ключевые слова:регистрацияюридического лица, недостоверные сведения об адресе места нахождения, государственная пошлина за регистрацию юридического лица.
В Российской Федерации каждый гражданин имеет право на свободноеиспользование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1]. На наш взгляд, мысль о том, что государство должно создать все необходимые условия для беспрепятственной и активной реализации данного права граждан, является обязательным вектором развития любой страны с рыночной экономикой.Ежегодно Всемирный банк готовит рейтинг DoingBusiness. Данный рейтинг имеет целью информировать о том, в какой стране созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса. В 2013 году Россия заняла 92е место, поднявшись на 20 позиций, по сравнению с 2012 годом. Лидирующим государством, где созданы самые благоприятные условия для ведения бизнеса попрежнему остается Сингапур.По итогам данного рейтинга былопринято Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2013 N 317р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее«дорожная карта»). Во исполнение данной процедурыуже с 1 июля 2013 года произошли существенные изменения в порядке регистрации юридических лиц в Российской Федерации. Так, если до июля 2013 года представители учредителей юридического лица могли представлять и забирать документы в налоговый орган только на основании нотариальной доверенности, то теперь учредитель (учредители) могут выдать представителю простую письменную доверенность с указанием определенных полномочий. С практической точки зрения, это безусловно большой плюс. Ведь согласно п.3 ст. 29 Налогового Кодекса Российской Федерации (далееНК РФ): «Представителями юридического лица являются лица, действующие на основании доверенности, которая должна быть оформлена в соответствии с гражданским законодательством» [2]. В соответствии с статьей 185.1 п.4 Гражданского Кодекса Российской Федерации: «Доверенность от имени юридического лица подписывается его руководителемили инымлицом, уполномоченнымна это в соответствии с законом и учредительными документами»[3]. Однако, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в соответствующем органе государственной власти. Получается, до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридическое лицо defactoсуществует, а deureнет. Однако, граждане (учредители) выступают в качестве участников юридического лица, а не от своего имени, поэтому применение норм о юридическом лице до его регистрации в налоговом органе, на наш взгляд, следует считать вполне допустимым.Следующим существенным продвижением вперед по пути «дорожной карты» является принятие Приказа Федеральной налоговой службы 25.01.2012 N ММВ76/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». А вместе с тем для оптимизации процесса заполнения заявлений для государственной регистрации юридических лиц была разработана специальная программа для формирования документов, используемых при государственной регистрации (ПФДГР). Но несмотря на создание, казалось бы, всех необходимых условий для увеличения количества коммерческих организаций в России, попрежнему остается немало проблем, с которыми приходится столкнуться гражданину(гражданам)при создании своего бизнеса. На наш взгляд, в Российской Федерации на сегодняшний день существует два вида проблем при регистрации юридического лица: организационные и технические.К основным организационным проблемам, по нашему мнению, следуют отнести следующие вопросы:1) достоверность сведений об адресеместа нахождения юридического лица;2)возврат государственной пошлины в случае отказа в государственной регистрации;3)уполномоченые органы на заверение подписи заявителя;4) регистраця юридических лиц с идентичными наименованиями.К основным технических вопросам можно отнести:1) вопросы заполнения заявления, в частности,сведения об учредителях;2) оформление Устава и других документов для регистрации юридического лица.На наш взгляд, наиболее актуальной проблемой сегодня является вопрос об адресе места нахожденияорганизации. Порой, кажется, налоговые органы делают все возможное и невозможное лишь бы отказать гражданину (гражданам) в регистрации юридического лица, если вдруг адрес находится в «черном списке» илитак называемом списке «адресов массовой регистрации»,или указания в качестве адреса места нахождения организации адресажилого помещения.По нашему мнению, данный вопрос следует рассмотреть подробно с учетом сложившейся практики, в частности, в Нижнем Новгороде.Итак, адрес массовой регистрации –что это? Ни в одном законе не указано данное понятие, однако все чаще и чаще этот термин можно услышать не только из уст обывателей, но и сотрудников налогового органа. Более того, данное понятие используется на сайте Федеральной налоговой службы. В разделе «проверить себя и контрагента» можно узнать не находится ли адрес твоей компании в списке адресов, которые указаны в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами. Однако, до сих пор законодательно не сформулироно ни понятие «адрес массовой регистрации», ни определены критерии отнесения адресов к таковым. Исходя из предположений, налоговый орган определяет адрес как «адрес массовой регистрации», если он указан в качестве места нахождения 10 и более юридических лиц. Однако, следует обратить внимание, что если площадь помещения составляет, например, 100 квадратных метров, то по 10 кв.м. на одну компанию вполне достаточно. В связи с этим считаем необходимым сформулировать и законодательно закрепить и понятие адреса массовой регистрации, и критерии его определения.Определение обсуждаемого понятия необходимо, поскольку для налогового органа это является проблемным аспектом. Как только будет обнаружено, что адрес относится к этой категории, то налоговый орган еще до принятия решения предпринимает действия для установления достоверности адреса места нахождения компании. Как правило, это выход на адрес непосредственно для проведения осмотра на предмет нахождения других зарегистрированных лиц по этому адресу. Однако, следует заметить, что данное действие сотрудников налогового органа противоречит статье 92 НК РФ, поскольку проведение осмотра помещений налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки сторого запрещено. П.24 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также подтверждает данный вывод. В связи с этим у налогового органа отсутствует реальная возможность установить достоверность адреса места нахождения юридического лица как до регистрации, так и после в течение определенного периода времени (до принятия решения о выездной налоговой проверке). Возможно, необходимо закрепить полномочие налогового органа на проведение осмотра помещения, указанного в качестве адреса места нахождения юридического лица, с определенной периодичностью и с предварительным уведомлением руководителя организации. Это действие позволит налоговому органу в рамках законодательства выяснять достоверность представленных данных об адресе места нахождения компании.Поскольку с 1 июля 2013 года у налогового органа возникло новое основание для отказа в государственной регистрации, установленное пп. «р» п.1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее –ФЗ №129): указание в заявлении недостоверных сведений об адресе места нахождения компании. На наш взгляд, вместес введением данной нормы необходимо было пояснить, что же значит «недостоверные данные об адресе юридического лица» и наиболее значимым в этой области отношений следует признать Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»[5] (далеППВАС №61). При детальном анализе данного акта можно сделать следующие важные выводы относительно адреса места нахождения юридического лица:1.Регистрация юридического лица независимо от вида экономической деятельности в жилом помещении возможна в двух случаях:А) собственник данного помещения дал свое согласие на регистрацию компании по этому адресу;Б) жилое помещение является местомжительства одного из участников юридического лица или его единоличного исполнительного органа.2. В п.2 ППВАС №61 определены обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности адреса:1) по адресу, указанному в документах:А) зарегистрировано большое количество иных юридических лиц, Б) в отношении значительной части из них или вообще всех имется информация о невозможности связаться с этими компаниями по данному адресу. Об этом может свидетельствовать следующее: представители организации по данному адресу не находятся И(прим. выделено автором)корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п. [5];2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или по этому адресу объект недвижимости был разрушен [5];3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства [5];4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.)[5];5) существует заявление от собственника соответствующего помещения или здания (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости» [5].Каждое основание в отдельности может служить подтверждением того, чтоадрес, указанный при регистрации, является недостоверным. Все вполне ясно, за исключением первого основания. Вопервых, использование термина «большое количество иных юридических лиц» не совсем уместно, поскольку оно является оценочным. Вовторых, фактически на налогоплательщика незаконно возлагается обязанность претерпевать ограничения вследствие недобросовестного исполнения своих обязанностей другими юридическими лицами, что является незаконным и не раз подтверждалось на практике, поскольку налогоплательщик не может и не должен отвечать за нарушение налогового законодательства другим налогоплательщиком. Далее в ППВАС№61указананесколько противоречивая позиция о том, что, если все же заявитель представитиные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться, то адрес будет считаться достоверным. Это с одной стороны. А с другой стороны,в ППВАС №61 и в ФЗ №129 содержится исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица. Также «налоговый орган не имеет права возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленной информации об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов помимо указанных в законе» [5]. А согласно ст. 12 ФЗ №129 при государственной регистрации создаваемого российского юридического лица в регистрирующий орган представляются:а) заявление по форме р11001; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического в 2х экземплярах;д) документ об уплатегосударственной пошлины[4].Таким образом, можно сделать вывод о том, что с одной стороны налоговый орган не вправе требовать документов, которые не предусмотрены федеральным законодательством и налогоплательщик не должен нести ответственность за недобросовестность иных налогоплательщиков, а с другой стороны и, по такому пути, к сожалению, идет практика, заявитель должен представить гарантийное письмо от собственника помещения, если адрес этого помещения является «адресом массовой регистрации». В противном случае налоговый орган может принять решение об отказе в государственной регистрациипо пп. «р» п.1 ст. 23 ФЗ№ 129. Согласно действующему законодательству, при отказе в государственной регистрации налоговый орган должен исчерпывающим образом мотивировать свой отказ и, согласно п.3 ППВАС №61, им могут быть также дополнительно изложены иные существенные обстоятельства [5]. Иногда, налоговые органы берут на себя функции комиссии по аттестации рабочихмест и утверждают, что согласно, санитарным нормам помещение не может являться рабочим местом для определенного количества человексотрудников компании. И ни в одном отказе по пп. «р» п.1 ст.23 ФЗ №129, мы не встретим аргументированного ответа на вопрос:почему в случае, если налоговый орган установил, что информация в заявлении об адресе является недостоверной, заявление считается непредставленным или отсутствует? Получается, что deureдокумента нет, а defactoон существует. Отом, что с учетом норм права исчерпывающим образом мотивирован отказ в государственной регистрации, и речи быть не может. И лишь в Письме Федеральной налоговой службы от 01.02.2005г. № 14104/253 «По вопросам государственной регистрации юридических лиц (извлечение)», которое носит рекомендательный характер , в п.1 указано: «В случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документально подтвержденная информация (например, заявление от собственника) о его незаконномиспользовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган на основании подпункта «а» пункта 1статьи 23Федерального закона от 08.08.2001 N 129ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа –заявления» [6].Подводя итог всему вышеизложенному следует обозначить, что на сегодняшний деньсуществует достаточно проблем с определением адреса места нахождения юридического лица, в связи с этим считаем необходимым в целях соответствия действительности сведений, содержащихсяв ЕГРЮЛ:1.Определить критерии и понятие «адрес массовой регистрации»;2.Законодательно закрепить обязанность заявителя представить гарантийное письмо от собственника помещения, в котором будет зарегистрировано юридическое лицо, если данный адрес является адресом «массовой регистрации». 3.Дополнительно разрешить осмотр помещения налогоплательщика вне рамок проведения выездной налоговой проверки с предварительным уведомлением руководителя организации с целью установления достоверностисведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.В рамках настоящей статьи была рассмотрена наиболее актуальная на сегодня, на наш взгляд, организационная проблема в области отношений по государственной регистрации юридического лица Российской Федерации.Также хотелось быболее подробно остановиться на проблеме, связанной с экономической стороной вопроса государственной регистрации бизнеса –с государственной пошлиной. Размергосударственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица составляет 4000 рублей (пп.1 п.1 ст.333.33 НК РФ) [7]. Надо отметить, что в случае принятия решения об отказе в регистрации государственная пошлина не возвращается. Однако, данную практику мы считаем несколько не соответствующую духу закону и назначению государства в данной сфере общественных отношений. Применительно к рассматриваемой ситуации и с учетом п.1 ст. 333.16 НК РФ и ст. ФЗ №129 можно заключить, что «Государственная пошлина –это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в налоговый орган за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, а именно внесение в государственный реестр сведений о создании юридического лица». Таким образом, государственная пошлина уплачивается именно за государственную регистрацию юридических лиц, а не за рассмотрение документов и отказ в государственной регистрации. В связи с этим, считаем необходимым дополнить пп.1 п.1 ст.333.33 положением о том, что в случае отказа в совершении юридически значимых действий, государственная пошлина возвращается ее плательщику в порядке, установленном настоящим Кодексом.1 марта 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 23.07.2013 N 250ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Теперь при оплате государственной пошлины заявитель по собственной инициативе представляет соответствующий документ, специальной обязанности и как следствие отказа врегистрацииправ или сделок теперь нет, поскольку вся информацию содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Но если такой информации нет и нет документально подтвержденного факта оплаты госпошлины, то документы не принимаются. Поэтому логично предположить, что при подаче документов уполномоченный сотрудник должен удостовериться в том, что государственная пошлина уплачена заявителем. Представляется необходимым принять соответствующие изменения в ФЗ №129 с целью исключения из перечня обязательных документов длярегистрации юридического лица –квитанции об оплате госпошлины. Это положительно отразится и на количестве отказов в государственной регистрации по пп. «а» пп.1 ст. 23 ФЗ №129(их число значительно сократится), а значит количество компаний на территории Российской Федерации может увеличиться.Таким образом, в рамках настоящей статьи нами были рассмотрены наиболее проблемные вопросы при регистрации бизнеса в России. Будем надеяться, что предложенные изменения в действующее законодательство, а также реализованные мероприятия в рамках плана по «Оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в конечном итоге позволят к 2018году, а может и раньше,войти Российской Федерации в двадцать стран с наиболее благоприятными условиями ведения по версии Всемирного банка.
Ссылки на источники1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.2.Федеральный закон от 31.07.1998 N 146ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.3.Федеральный закон от 30.11.1994 N 51ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.4.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129ФЗ №О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.5.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.6.Письмо ФНС РФ от 01.02.2005 N 14104/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» (Извлечение).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.7.Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117ФЗ).[Электронный ресурс]. Доступ из СПС Консультант Плюс.
Ksenia Kochkurova,Lecturer, Department of Civil Law and Civil Procedure , Faculty of Law «National Research University «Higher School of Economics»», Nizhny Novgorodkochkurovarsm@yandex.ruProblems of legal entities registration in the Russian FederationAbstract.Article is devoted to current problems of legal entities registration in the Russian Federation. So that have been analyzed some issues connected with misleading information about registered address of actual organization location, questions about the drawback of the state duty, in case when taxing authority took a decision in denial of registration. The author proposes a number of changes to the existing legislation, what refer to optimize the procedure of legal entities registration in Russia.Keywords:legal entity registration, inaccurate information about registered address of actual organization location, the state duty for legal entity registration.