Познавательная самостоятельность в дидактике высшей школы

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова И. Ю. Познавательная самостоятельность в дидактике высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4116–4120. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55088.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается познавательная самостоятельность как характеристика выпускника вуза, как качество личности, проявляющееся в стабильном интересе к познавательной деятельности, реализующееся в познавательной активности и познавательном поиске. На основе анализа различных подходов к выделению компонентов категории «познавательная самостоятельность» представлена ее структура.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новикова Ирина Юрьевна,старшийпреподаватель, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г.Челябинскi.tnovikova@mail.ru

Познавательная самостоятельность в дидактике высшей школы

Аннотация.В данной статье рассматривается познавательнаясамостоятельность как характеристика выпускника вуза, как качество личности, проявляющееся в стабильном интересе к познавательной деятельности, реализующееся в познавательной активности и познавательном поиске. На основе анализа различных подходов к выделению компонентов категории «познавательная самостоятельность» представлена ее структура. Ключевые слова:познавательная самостоятельность, познавательная деятельность, познавательная активность, познавательный поиск, структурные компоненты познавательной самостоятельности.

Образовательные стандарты третьего поколения ориентированы наподготовку специалиста,обладающего набором определенных ключевых компетенций(общекультурных, профессиональных, профессиональноспециализированных), то естькомпетентного какв пределах своей профессиональной сферы деятельности, так и в смежных областях. Под компетентностью принято понимать интегрированную характеристику качеств личности, комплексный ресурс, обусловливающий эффективное взаимодействие личности с окружающим миром посредством компетенций,приобретенных в процессе обучения в вузе.

В компетентностной модели специалиста особо выделяются компетенции, проявляющиеся в способности и стремлении учиться на протяжениивсей жизни, которые являются основой для непрерывного обучения,как в контексте профессиональной подготовки, так и в общественной и личной жизни.Например,всоответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 23.05.01специалист (инженер) должен обладать «способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе и в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций»[1].

Следовательно, стратегическиучебныйпроцесс в вузе направлен на формирование и развитие потенциала студента, а также его стремления к самостоятельности, самообразованию, самоорганизованности и самореализации, то есть к обучению на протяжении всей жизни. И здесь ключевым звеномявляется познавательная самостоятельностьбудущегоспециалиста как интегративное качество личности, проявляющееся в стабильном интересе к познавательной деятельности, реализующееся в познавательной активности и познавательном поиске, вызывающем потребностьв постоянномприумножениии углубленииранее освоенных знаний, умений и навыков. Категории«познавательная деятельность» и «познавательная активность» образуютдиалектическое единство: познавательная активность традиционно раскрывается через познавательную деятельность, а деятельностьв свою очередь‬черезактивность. Активность (лат. activus ‬деятельный) ‬это «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования» [2], «качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений»[3]. Категорию«активность» можно определить с точки зрения личностногои деятельностногоподходов. В первом случае активность рассматривается как неотъемлемое свойство субъекта и качество, присущее личности.Во втором ‬активность интерпретируется как совокупность действий индивида, им самим обусловленных, то есть активность является динамическим показателемосуществления деятельности, влияя наее становление и последующие видоизменения, то есть активность здесь определяет характер деятельности и ее уровень.Активностьхарактеризуетсяпроизвольностью производимых субъектом действий в зависимостиот специфики его внутренних состояний, устойчивостью относительно заданной цели и надситуативностью. Таким образом, активность ‬это свойство человека(качество личности), биологически обусловленное и направленноена определенный вид деятельности с целью удовлетворенияпотребностей.В процессе познания личности свойственна познавательная активность. Согласно Т.И. Шамовой[4], познавательная активность есть «качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственноволевых усилий на достижение учебнопознавательной цели».Для И.Ф. Харламова [5] познавательная активность ‬это «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями». Итак, познавательная активность может развиваться по двум направлениям. Первое ‬личностное ‬направлено на формирование и эмоциональноволевой и мотивационнопотребностной сфер личности обучаемого, второе ‬деятельное ‬предполагает освоение навыков учебной деятельности. Таким образом, познавательная активность ‬это и результат педагогического воздействия, и форма самореализации учащихся как субъектов организованной педагогом познавательной деятельности.Степень самостоятельности учащихся в рамках познавательной деятельности определяет три уровня проявления познавательной активности: репродуктивноподражательный, поисковоисполнительный и творческий. На первом уровне, в результате усвоения готовых образцов, как предметных, так и идеальных, учащиеся выполняют репродуктивноподражательные действия. Важным здесь является осознанное осмысление учащимися способов получения этих готовых образцов. На следующем уровне, поисковоисполнительном (преобразующем), деятельность учащихся сопряжена с исследованиями:они самостоятельно находят пути выхода из ситуации, заданной учителем. На творческом уровне познавательная деятельность выходит за пределы проблемной ситуации, и в результате поиска приводит к новым, неординарным способам ее разрешения. Это уровень личностной активности, сопряженной с достаточной саморегуляцией поведения.Стимуломпознавательной деятельности вдидактике считается внутренний мотив. Это познавательный интерес, эмоционально направляющий личность познатьи предметнуюсторонуокружающего мира,и сам процесс овладения знаниями. Для Г.И. Щукиной [6] «познавательный интерес ‬интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях». Г.И. Щукина [6], А.К. Маркова [7], рассматривая особенностиформирования познавательногоинтересаучащихся, то есть мотивации в процессе познания, обозначают такиедидактические, психологические и методическиефакторы обеспечения полноценной мотивации,какотбор содержания, соответствующий уровню развития социума, применяемые в обучении методы, использование возможностей и учет склонностей учащихся, а также успешно освоенные ими способы получения знаний. В процессе познания мотивация учащихся формируется через приобретение ими навыков мыслительной деятельности. Всвою очередь эти навыки ‬добывать и использовать необходимую информацию ‬позволяют им осуществлять продуктивную учебнопознавательную деятельность. Результаты, сопряженные с положительными эмоциями и гностическими чувствами, стимулируют познавательную деятельность в дальнейшем и способствуют сохранению, а, следовательно, и упрочнению мотивации. Сформированные в учебнопознавательной деятельности навыки проявляютсяи в саморегуляции поведения(проявление волевых усилий, произвольность внимания), в рефлексииив выборе адекватных способов проявления познавательной активности. Происходит это благодаря развитию мышления, поскольку только сформированные операции мыслительной деятельности (сравнение, анализ, синтез, обобщение и т.д.) позволяют осуществлять рефлексию, самооценку и самоконтроль. И, наоборот, недостаточная сформированность навыков учебнопознавательной деятельности понижает эффективность процесса учения, а, следовательно, и его успешность, что в целом приводит к потере мотивации в познавательной деятельности.Итак, познавательная деятельность в дидактике осуществляется по следующей схеме: интерес ‬воля ‬внимание ‬мысль.«Мысль рождается не от другой мысли, а в сфере воли и чувств», ‬считал Л.С. Выготский [8]. Познавательный интерес через произвольное внимание и волевые усилия приводит к мыслительнымоперациям, направленнымна поискнеобходимого метода овладения знаниями, что приводит куспеху впознавательной деятельности. Т.И. Шамова [4] существующие три уровня познавательной деятельности классифицирует как воспроизводящий,интерпретирующийи творческий. На первом уровне деятельность является стереотипной, на втором ‬вариативнорепродуктивной и на третьем ‬творческой(продуктивной). Творческую познавательную деятельность (познавательную самостоятельность) Н.Г. Дайри [9] и Н.В. Кухарев [10] называют мыслительной деятельностью учащихся. Но М.Н. Скаткин [11] считает, что «нельзя смешивать понятия «познавательная деятельность» и «мыслительная деятельность», потому что в первой имеют место не только процессы мышления, но и внимание, память». В.П. Беспалько [12]обозначает методы, характерные для преобразующего уровня познания ‬переформулирование учебного материала и критическое осмысление его учениками, поиск рациональных способов принятия решения, сравнение и сопоставление, конспектирование, подготовка докладов, рефератов и т.п. Проявления познавательной деятельности в высшей форме ‬творческой деятельности ‬означают выход за пределы проблемной ситуации и поиск нестандартных и оригинальных вариантов ее решения. На этом уровнесаморегуляция поведения достаточно высока. Это уровень личностной активности и самостоятельности, то есть познавательной самостоятельности, которая согласно И.Я. Лернеру[13]«как качество личности обязательно предполагает способность индивида собственными силами организовывать свою познавательную деятельность и осуществлять ее для решения новой познавательной проблемы».Т.И. Шамова [4] также считает, что познавательная самостоятельность ‬«свойство личности, характеризующееся ее стремлением и умением учащихся без посторонней помощи овладевать знаниями и способами деятельности, решать познавательные задачи с целью дальнейшего преобразования и совершенствования окружающей действительности».Что касается структуры категории «познавательнаясамостоятельность»и особенностей выделенияеекомпонентов, интерес вызывает подходО.В. Петунина[14], обозначающего два аспекта: деятельностный и личностный. Всвязи с этим познавательную самостоятельность он рассматривает как характеристику деятельности и как качество личности. Три компонента составляют личностный блок: мотивационный, содержательнооперационный и волевой. К деятельностному блоку автор относит наличие или отсутствие познавательной самостоятельности и этапы самостоятельности познавательной деятельности.Т.И. Шамова[4] выделяет три взаимообусловленных и взаимосвязанных составляющих, которые в действительности выделять можно только условно: мотивационная, содержательнооперационная и волевая. Мотивационная составляющая включает в себя определение и осознание мотивов, которые обусловливают целенаправленность деятельности. При этом в процессе осуществления самой деятельности мотив, спровоцировавший ее изначально, формируется окончательно. Поэтому существует вероятность появления противоречия между возникшей познавательной потребностью и реальными возможностями ее удовлетворения. Развитие мотивационной составляющей проявляется в усилении стремления познать новое, незнакомое и неизвестное, что не является просто любопытством, а носит перманентный характер. Совокупность знаний и способов осуществления деятельности, а также и владение ими есть содержательнооперационная составляющая. Развитие содержательнооперационной составляющей реализуется в постоянном преумножении знаний, умений и навыков, определяющих направление процесса познания и учения. Волевая составляющая проявляется в достижении поставленных в процессе обучения целей, и составляет единство с мотивационной и содержательнооперационной. С целью активизации волевыхусилий необходимо стимулировать учащихся на самостоятельное достижение целей и результатов. Развитие волевой составляющей реализуется в устойчивости стремления преодолевать трудности в процессе познания.

И.А. Кракова [15] также выделяет три компонента в структуре познавательной самостоятельности: когнитивный, креативный и оргдеятельность. К когнитивному относятся два умения: умение самостоятельно конструировать новый опыт и умение использовать различные познавательные стратегии в решении проблем. Первое предполагает добывание недостающей информации за счет использования внешних источников наряду с применением уже приобретенных навыков и хорошо известных способов деятельности. Второе заключается в адекватном использовании логических операций мышления для ментальной обработки информации (операций сравнения, идентификации и т.д.).В креативный компонент входят умение творческой деятельности, связанноес применением опыта и интуиции, и умение находить и отбирать наиболее оптимальные решения, что реализуется в способности выбирать из многих вариантов решения оптимальное.Оргдеятельность состоит из умения максимально реализовывать намеченное, что проявляется в успешном продвижении учащихся к достижению поставленных целей и задач, умения планировать и организовывать на всех этапах познавательную деятельность, что отражается на способности вне зависимости от воли и желания других людей обозначать цели обучения и обеспечивать условия для их успешного достижения.Т.В. Абрамова [16] обозначает в структуре познавательной самостоятельности следующие четыре компонента: мотивационноцелевой, когнитивный, операционнодейственный и эмоциональноволевой. Мотивационноцелевой компонент определяет формирование мотивов познавательной деятельности учащихся, к которым относятся значимость познавательной деятельности и стремление к самообразованию, к творческим достижениям, к получению положительной отметки, к признанию среди сверстников, а также любознательность и познавательный интерес. Когнитивный компонент обусловливает систему базовых знаний, умений и навыков, а также уровень развития творческих и интеллектуальных способностей. Операционнодейственный компонент включает в себя мыслительные операции, интеллектуальные и организационные умения, навыки самостоятельной работы, а эмоциональноволевой отвечает за волевую направленность познавательного интереса и поисковотворческой деятельности.Л.А. Дарбасова [17] выделяет следующие структурные компоненты познавательной самостоятельности: целевой, стимулирующемотивационный, содержательнооперационный, эмоциональноволевой, оценочнокоррекционный. Целевой компонент предполагает наличие у учащихся умения ставить перед собой цели и прикладывать все усилия к их достижению. Стимулирующемотивационный проявляется в совокупности познавательных мотивов, направленных на формирование и развитие познавательной самостоятельности. Содержательнооперационный компонент реализуется в сформированности у учащихся самостоятельно добывать и применять знания, умения и навыки, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях. Эмоциональноволевой обозначает готовность к приложению волевых усилий в осуществлении познавательной деятельности и развитии самостоятельности. Оценочнокоррекционный предполагает наличие и сформированность у учащихся рефлексии, умений и навыков самоанализа, самоорганизации и самоконтроля.Изучив особенности различных подходов и различные точки зрения на структуру познавательной самостоятельности, наиболее целесообразным представляется выделение следующих структурных компонентов:1) эмоциональноволевой, характеризующийся сформированностью у учащихся положительного отношения к себе и к активности в познавательной деятельности; 2) мотивационноцелевой, определяющийся совокупностью широких познавательных мотивов и стимулов, детерминирующих процессы самообразования и самосовершенствования, и проявляющийся в способности ставить цели и прикладывать все усилия для их достижения;3) содержательнооперационный, включающий в себя систему освоенных учащимися компетенций, необходимых на каждом конкретном этапе проявления познавательной самостоятельности, что определяет их возможности в осуществлении познавательной деятельности и развитии самостоятельности в дальнейшем;4) оценочнокоррекционный, проявляющийся в сформированной у учащихся рефлексии, в стремлении к самоорганизации, самоконтролю и самоанализу. Каждомукомпонентуотводится определенная роль в процессе осуществления учащимися познавательной деятельности, что в итоге влияет науспешное развитие их познавательной самостоятельности.Обучение в высшей школе сегодня ориентировано на личность, активную, инициативную, ответственную, самостоятельную, и ее развитие, поэтому познавательной самостоятельности уделяется достаточно серьезное внимание:эта диалектическая категория активно разрабатывается в вузовской дидактике. Многочисленные исследования и богатый диссертационный фонд также подтверждаютактуальность, значимость и многогранность психологопедагогического явления «познавательная самостоятельность». Факторы и условия ее развития определяютнаправлениеразработкитехнологий, повышающих уровень и эффективность самостоятельности учащихся в познавательной деятельности, поскольку успешность обучения в вузе прямо пропорциональна степенисформированности познавательной самостоятельности учащихся, что, как следствие, отражается и на уровнепрофессиональной компетентности выпускников, обусловливающемихконкурентоспособность на рынке труда.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образованияпо направлению подготовки (специальности) 23.05.01.‬URL: http://www.edu.ru/‬[Дата обращения 26.03.2014].2.Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.‬800 c.3.Словарьсправочник по педагогике[Текст] / авт.сост. В. А. Мижериков ; под ред. П. И. Пидкасистого. ‬Москва: Сфера, 2004. ‬439с.

4.Шамова,Т.И. Активизация учения школьников. М.:Педагогика, 1982. ‬209с.5.Харламов,И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. ‬М.:Юристь, 1997. ‬512с.6.Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. ‬М.: Просвещение, 1979. ‬160с.7.Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. ‬308 с.8.Выготский,Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. ‬М : Педагогика, 1991. ‬480 с.9.Дайри,Н.Г. Развивающее обучение, каким ему быть? // Народное образование. ‬1976, N9. С. 5967.10.

Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества: опыт, критерии измерения, прогнозирование: В 2 ч. Ч.1 /КухаревН.В., Решетько В.С. Минск : Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне", 1996. ‬104 с.11.Скаткин,М.Н. Проблемы современной дидактики. ‬М.: Педагогика, 1981. ‬96 с.12.Беспалько,В.П. Слагаемые педагогическойтехнологии. ‬М.: Педагогика, 1989. ‬192 с.13.Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. ‬М.: Педагогика, 1980. ‬70 с.14.Петунин, О.В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся // СПО. ‬М., 2008. ‬№5. ‬С. 6163.15.Кракова, И.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов при изучении иноязычной фразеологии в неязыковом вузе (общепедагогический аспект) : Дис. … канд. пед. наук. ‬Саратов, 2000. ‬204 с. 16.Абрамова, Т.В. Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний (на материале предметов естественноматематического цикла) : Дис. … канд. пед. наук. ‬Саратов, 2003. ‬195 с.17.Дарбасова, Л.А. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов аграрного вуза : Дис. … канд. пед. наук. ‬Якутск, 2010. ‬167 с.

Novikova Irina Yuryevnasenior lecturer, Chelyabinsk State Agroengineering Academy, Chelyabinsk i.tnovikova@mail.ruCOGNITIVE INDEPENDENCE IN HIGHER SCHOOL DIDACTICS The article examines cognitive independence as a characteristic of graduates, the quality of a personality manifested in stable interest in learning and studying, in cognitive activitiesand search. On the basisof the analysis of different approaches to determine the components of the category “cognitive independence”its structure is given.Keywords:cognitive independence, cognitive activities, cognitive activity, cognitive search, structural components of cognitive independence.