Психология личности в аспекте социо-культурной динамики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Литвиненко
О.
А. Психология личности в аспекте социо-культурной динамики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4146–4150. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55094.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ психологических особенностей личности и переживаний российских подростков, детство и отрочество которых выпало на разные периоды общественных преобразований в России. Отмечена инвариантная динамика в содержании переживаний подростков, как здоровых, так и с нарушениями психической адаптации различного генеза. Установлены закономерности динамики внутриличностных конфликтов в связи с социокультурными ситуациями психического онтогенеза подростков. Осуществлена попытка теоретической интерпретации выявленных закономерностей. Обоснованы представления о системе психической организации личности человека, центром которой выступает идентичность. Предложено объяснение смысловой динамики переживаний современного подростка с позиций концепта идентичности.
Ключевые слова:
идентичность, социо-культурные условия развития, формирование личности, структура психической организации, содержание переживаний, смысловая динамика переживаний
Текст статьи
Литвиненко Ольга Андреевна,аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощиРГПУ им. А. И. Герцена, г. СанктПетербургolitvinenko@mail.ru
Психология личности в аспекте социокультурной динамики
Аннотация.В статье представлен анализ психологических особенностей личности и переживаний российских подростков, детство и отрочество которых выпало на разные периоды общественных преобразований в России. Отмечена инвариантная динамика в содержании переживаний подростков, как здоровых, так и с нарушениями психической адаптации различного генеза. Установлены закономерности динамики внутриличностныхконфликтов в связис социокультурными ситуациямипсихическогоонтогенеза подростков. Осуществлена попытка теоретической интерпретации выявленных закономерностей. Обоснованы представления о системе психической организации личности человека, центром которой выступает идентичность. Предложено объяснение смысловой динамики переживаний современного подростка с позиций концепта идентичности.Ключевые слова:социокультурные условия развития, формирование личности, структура психической организации, идентичность, содержание переживаний, смысловая динамика переживаний.
К настоящему времени в России сложилась уникальная историческая ситуация, когда на протяжении жизни одного поколения исследователей, социокультурные условия формирования и развития личности изменились тотально. Трансформация социального устройства и смена идеологической парадигмы, экспансия средств информатизации и коммуникации, сексуальная революция, эти и другие перемены в жизни общества затронули практически каждого человека, и уже сегодня в психологической практике приходится наблюдать феномены, которым нет адекватного объяснения в психологической науке. Философы, культурологи, социологи и публицисты говорят уже о появлении нового человека. Однако, концептуальный аппарат научной психологии, сложившийся в принципиально иных социокультурных условиях, её базовые теории отражения, деятельности, личности оказываются теперь не проницаемы для новых психологических по сути феноменов. Психологи продолжают некритично воспроизводить привычные исследовательские приёмы и отжившие представления, подменяя актуальные феномены знаками, утратившими своё значение и производят симулякры [1]. Чего стоит обозначение разнообразных форм поведения современных подростков термином ©девиантноеª? Термин вводился и имел ясное значение тогда, когда доминировали представления о нормативномповедении советского школьника и фиксировал отклонения от него. В нынешних условиях разнообразие форм поведения подростков отражает лишь разнообразие индивидуальных способов социальной адаптации, а это –другая проблема, и для своего решения она предполагает адекватные методы теоретическогоанализа. Очевидно противоречие. Декларируя приверженность общепризнанной теории формирования высших психических функций, сформулированной Л.С.Выготским [2], психология игнорирует эти самые культурноисторические условия, интериоризация которых и является, согласно фундаментальной психологической теории, основным процессом формирования личности человека. Такая методологическая бесчувственность имеет своим результатом то, что психологические исследования утрачивают связь спрактиками жизни [3], а психология рискует вскоре занять заслуженное место в пантеоне отживших наук, рядом с алхимией или астрологией.Настоящий цикл исследований [4; 5; 6] имеет целью прояснить, каким образом изменения, происходящие в обществе последние 25 лет, сказались и нашли отражение в особенностях современного человека, его личности, которую мы рассматриваем как результат социализации ребёнка [7]. Ставится задача проанализировать существующие в психологии концепции личности и определить те её элементы, которые могли бы претендовать на роль ©рецептораª происходящих в обществе изменений и структуры, фиксирующей особенности условий формирования личности.Очевидно, что любой культурноисторический период, знаменуясь политическими, социальноэкономическими, культурными идеями и практиками, запечатлён в мировоззрении людей, воспитывающихся в этих условиях. Можно предполагать, что трансформация мировоззрения, отражающая изменения культурных практик, переопределяет и содержание переживаний человека. А, поскольку основным источником переживаний являются отношения человека в социуме, именно социум задаёт тон и предопределяет содержание переживаний личности. Наиболее отчётливо это проступает тогда, когда исторический период характеризуется кардинальной деконструкцией общественной идеологии, что и происходило в новейшей истории России. Подробное описание этапов социокультурной трансформации в России опубликовано нами ранее [4].Когда сложившаяся система представлений становится противоречащей актуальным в обществе представлениям, неизбежны нарушения психической адаптации и переживание внутриличностного конфликта. Такие переживания могут приобретать кризисный характер и становятся поводом для обращения к психологу, психотерапевту или психиатру. И профессиональный анализ таких переживаний не возможен без понимания социокультурной ситуации формирования личности, переживающей кризисный этап в своём развитии. Это в равной степени правомерно и в отношении состояний нарушения психической адаптации, и болезненных изменений психической активности, и нарушений поведения в подростковом возрасте.В работе Ф. Е. Василюка переживание рассматривается как один из режимов функционирования сознания, связанный с когнитивной переработкой опыта человека. Автор выделяет категории критической ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), в которых опыт проживается и анализируется. Он пишет о том, что переживаемая ситуация невозможности связана с моделируемой ситуацией ©сферхвозможностиªи, ©что та и другая плоскости характеризуются отсутствием разрешающего их внешнеориентированного действия, ибо задача в обеих плоскостях не внешняя, а внутренняя, смысловаяª [8]. Для анализа обусловленности актуального переживания ранним опытом развития и формирования личности в онтогенезе наиболее адекватным представляется понятие об идентичности человека. Представление об идентичности наиболее внятно раскрывается в философской антропологии, оно тесно связано с психологическими понятиями ©индивидуальноеª (©отличность в своей единичностиª, ©индивидуальностьª, ©личностностьª), да и разработка его –есть результат конституирования дискурсов ©различияª, ©инаковостиª, ©аутентичностиª и ©Другогоª в новейшей европейской философии [5]. Идентичность формируется диалогически, преимущественно в первые 78 лет жизни ребенка, когда он активно интериоризует формы отношений, практикуемые в данный исторический период в данном обществе. Благодаря такой интериоризации в психологическом опыте ребёнка складывается дискурс ©Другогоª, который задаёт границы оформляющейся идентичности и сопровождает затем человека на протяжении всей его жизни, оставаясь не осознаваемым им. Идентичность человека определяет характер его отношений и с самим собой, и миром явлений, и с другими людьми. Авторы ©Философии психологииª (А. Н. Алёхин, А. В. Курпатов, 2006) утверждают, что идентичность может быть представлена как глубинная структура психической организации человека, центр всей этой структуры, составляет сущность человека, как личности [9].Реализуя социальные отношения, выступая в них той или иной своей ролью, личность может быть конгруэнтна или не конгруэнтна собственной идентичности. В первом случае говорят о ©яотождествлённыхª ролях, во втором ролях ©янеотождествлённыхª. В ©яотождествлённыхª ролях собственное поведение воспринимается и ощущается человеком как естественное и спонтанное. Такое поведение не требует когнитивной разработки, планирования и целеполагания. Тогда же, когда поведение в социальной ситуации целеполагается, не конгруэнтно идентичности (©янеотождествлённые ролиª), человек переживает собственную ©раздробленностьª, диссоциированность, внутриличностный конфликт. Такая диссоциированность служит источником переживаний, когда человек не чувствует себя естественно в сложившейся ситуации и вынужден задаваться вопросом ©почему ситуация сложилась именно так?ª и т.д. Такие переживания и есть содержание внутриличностного конфликта, они достигают иногда болезненной интенсивности.Психологических исследований, анализирующих переживания человека в связи с социокультурными трансформациями, на сегодняшний день не много. Описаны переживания пациентов с невротическими расстройствами. Автор приводит данные, свидетельствующие о том, что за последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения клиникопсихологических проявлений невротических расстройств и психологических характеристик пациентов. Были показаны изменения в ©содержании интрапсихических конфликтов, отражающих перемены в социальноэкономических условиях и общественном сознании, происходивших в странеª [10]. В 1980х годахпрошлого столетия у пациентов отмечалась высокая осознанность своих внутренних проблем и трудностей. Наиболее актуальными для них были переживания, связанные с неспособностью взять на себя ответственность, что объяснялось императивами господствующей идеологии, ощущением непризнанности и недооцененности личности окружающими. Как отмечает автор, такие переживания уже не характерны для современных больных, их место заняли сугубо эгоцентрические переживания, связанные с утилитарными целями.Отмечены наиболее разительные изменения переживаний больных в 1990х гг., по сравнению с 1980ми гг. В эти годы ©степень осознанности внутриличностной проблематики у больных с невротическими расстройствами оказалась самой низкой. Пациенты отличались наименьшей открытостью, ощущали себя недооцененными, не способными нравиться и привлекать внимание окружающих, у них был наиболее выраженным депрессивный фон настроенияª [10]. Характерными чертами переживаний в этот период указаны: ©настороженное и боязливое отношение к внешнему миру и окружающим, неуверенность в себеª [там же]. Напомним, что описанные феномены относятся ко времени ©перестроечногоª этапа в России, когда, в связи с потерей стабильности, девальвацией общественных ценностей, безработицей людям приходилось спешно изыскивать новые способы достижения своего морального, материального и социального статуса.Социальнопсихологические характеристики нынешних больных при невротических расстройствах свидетельствуют об их большей адаптивности в сравнении с больными 90х гг., ноу них отмечают ©рост уровня депрессивности, недоверия и закрытости, снижение уверенности в себе, своей социальной привлекательности и оценке коммуникативных способностейª [10].Изучение переживаний в подростковом возрасте выполнили А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых. Они повторили проведённое в конце 1950х гг. исследование Л. И. Божович и Т. В. Драгуновой, проанализировавших рассуждения подростков относительно поведения и переживаний героя Л. Н. Толстого Николеньки Иртеньева, считавшегося в то время воплощением характерных черт подростка, к которым относили ©склонность к интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, что выражается в замкнутости, стремлении кодиночеству, склонности предаваться мечтам, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению; противопоставление себя окружающим, конфликты с нимиª [11]. Советские подростки в исследованиях 1950х годов, действительно, имели подобные черты: они сопереживали герою во всех описанных ситуациях, но при этом самоанализ отличался, в сравнении с прочитанным. Их переживания ©играют совершенно иную роль, не замыкая человека на себе и лишь еще более способствуя его общению с другими, его жизни в коллективеª [там же].По результатам современного повторного исследования группы подростков, воспитывавшихся в эпоху ©перестройкиª: так характерная для кризиса 13 лет, как это постулируется в психологии развития, склонность к саморефлексии и самоанализу не выражена. Это относится и к более старшим подростков (от 13 до 16 лет), авторы и у них отмечают слабую саморефлексивность. Повторив исследование в 2009 и 2010 гг. авторы отметили слабый эмоциональный отклик современных подростков на прочитанное, выявили различия в тенденции к саморефлексии: в 1950х гг.она значительно выражена, в 1980 гг. становится мене явной, а у современных подростков (2010г.) ©практически не выявляетсяª [11]. Это объясняется авторами так, что раньше ведение дневниковых записей, написание писем друзьям, родственникам стимулировало способность формулировать свои мысли, размышлять над происходящими событиями. Вести диалог, представляя человека, которому адресовано письмо, или, при написании дневника вести разговор с представляемым собеседником.Благодаря социальным сетям формальное общение современных подростков по объему превосходит плотность общения предыдущих поколений их сверстников, но оно качественно иное по содержанию,ограничиваясь лишь обменом мнений по сиюминутным событиям, не требующим ни анализа ситуаций, ни самоанализа, ни представления другого. Таким образом, переживания современных подростков становятся лишь чувственным атрибутом, неясным напряжением, раздражением и не поддаются ими осмыслению. ©И если для полноценной личностной рефлексии необходимо было остаться наедине с самим собой (только в этой ситуации люди писали свои дневники и письма), то современное общение в социальных сетях –это как раз способ никогда не оставаться наедине с самим собой…ª [там же].Аналогичную редукциюможно наблюдать в сфере образования: для подготовки к занятию не требуется осмысливать прочитанное, а порой читать не приходится вовсе, так как все выводы и краткое изложение практически любого материала современный школьник или студент легко находит на просторах сети в считанные минуты. Такие способы деятельности отнюдь не способствуют развитию навыков формулировать суть прочитанного, выделять причинноследственные связи, рефлексировать собственное поведение и переживания, равно поведение и переживания сверстников.В исследовании В. Ф. Войцех и Е. В. Гальцева, посвященном нарушению адаптации и суицидальному поведению молодых людей, формирование которых пришлось на время ©перестройкиª, проводился опрос для выявление личностных проблем у студентов первого курса. По результатам исследования в 18,8 % проценте случаев студенты ©находились в состоянии социальнопсихологической дезадаптацииª, в 60 % случаев обнаруживались личностные или психологические проблемы в виде наличия некоторых симптомов депрессивного содержанияª [12]. В содержании конфликтов чаще всего указывалось: ©большая учебная нагрузка, дефицит времениª (26%), ©тяжёлое материальное положениеª (18%), ©личные проблемы, преимущественно любовного характераª (16%) [там же].В работе А. Н. Алёхина, Е. И. Осташевой [13] представлены данные исследования влияния социокультурных условий на формирование личности, раскрыто влияние социокультуры, в частности на сферу значимых отношений подростка. Исследование проведено на группах подростков, рожденных в 19901991гг. и в 20002001гг. Исследовалось отношение подростков к различным тематикам: к прошлому, будущему, к себе, друзьям и др. Согласно этим исследованиям в сфере значимых отношений подростков 19901991гг.р. выражены: хорошее настроение, жизнерадостность, коллективистская направленность, самой незначимой категорией оказалась тема отношения к будущему. В результатах, полученных от второй группы (20002001г.р.), подростки характеризуются преобладанием нейтрального настроения, они часто бывают апатичны, отмечают, что порой не хотят вставать с кровати по утрам, в сравнение с первой группой они демонстрируют более лёгкое и положительное отношение к себе, ©из 25 тематик, представленных им для саморефлексии, значимыми оказались лишь темы ©отношение к родителямª, ©отношение к друзьямª, ©аппетит и отношение к едеª. Остальные тематики современные подростки оставили без вниманияª [13].По неопубликованным пока результатам исследования различных по поведению групп подростков с помощью модифицированного варианта тематического апперцепционного теста установлено, что подростки испытывают очевидные проблемы идентификации с персонажами предъявляемых сюжетов, игнорируя их пол и возраст. Рассказы подростков ограничены бедным содержанием и фиксированы вокруг тематики с трудом опредмечиваемых неясных переживаний. К тому же в своих рассказах подростки оказываются в затруднении при фантазировании на тему потенциального развития ситуации, поведения персонажей, их настроения, мотивов, желаний.В рамках проводимого нами исследования содержания психотических переживаний больных шизофренией так же были выявлены различия между когортами больных, формирование личности которых пришлось на различные периоды социокультурной динамики в России. Переживания больных анализировались в группах больных, возраст поступления в школу которых 78 лет пришёлся на тот или иной этап преобразований. Анализ структуры бредовых идей и апперцепции проводился по записям в историях болезней. Анализировались записи, описывающие дебют психотического расстройства (98 историй болезней). Социальная характеристика жизни до манифестации болезни рассматривалась по многим критериям, среди которых: ©общительностьª, ©социальная активностьª, ©социальная пассивностьª, ©наличие / отсутствие друзейª и пр.Анализ полученных данных показал, что у больных, рождённыхв 1972–1979 гг., и критический возраст развития которых выпал на период 1979–1986 гг., время относительной социокультурной и экономической стабильности и моноидеологии, в характеристиках личности представлены типичные черты советского человека. Личность характеризовалась как социально активная, при стремлении решать проблемы коллективно, оказывать помощь и обращаться за помощью, действовать спланированно, имея четкую цель и ориентиры. У больных, рожденных в 1989–1994 гг., критический возраст которых пришелся на 1996–2001 гг. –эти показатели заметно отличаются. Наблюдается больший процент отгороженности в преморбиде, снижение коллективистской направленности, нарастание социальной пассивности.Таблица 1Социальные характеристики больных шизофрении до манифестации заболеванияСоциальные характеристики19771979г.р.19891994г.р.Общительность68,6 %43,1 %Замкнутость25,5 %49 %Наличие друзей77,4 %24,5 %Социальная активность78,4 %25,5 %Социальная пассивность14,7 %28,4 %Анализ структуры психотических переживаний проводился посредством выделения элементов бреда и апперцепции больных и включал среди прочих такие признаки, как ©наличие воздействующего лица (конкретного человека, персонажа, организации, группы лиц)ª; ©конкретизация воздействующей на больного фигуры / группыª; ©наличие нескольких связанных между собой воздействующих фигурª; ©наличие нескольких воздействующих фигур при отсутствии связи между нимиª; ©связность элементов бредовых переживаний и воспринимаемых больным событийª; ©наличие объяснения больным причин воздействияª; ©наличие стратегии поведения направленной на противостояние воздействию или взаимодействия с нимª; ©наличие не более двух обрывочных, не укладывающихся в общую концепциюª, ©не объясняемых больным идей или действийª; ©наличие более двух описанных идей или действий, не связанных с общей апперцептивной тематикойª [5].В результате такого анализа установлено, что вне зависимости от ведущего синдрома при дебюте шизофрении характеристики пациентов до манифестации болезни имеют сходные черты в рамках когорты, существенно отличаясь при этом от характеристик больных другой когортой, если когорты рассматривать в связи с периодом социокультурной динамики, на который пришлосьформирование личности больных.У больных, составивших первую группу, содержание психопатологических переживаний всегда определялось представленностью фигуры –человек, персонаж или организация, воздействующая на пациента, при этом в 81 % случаев больные формулировали: кто бы это мог быть. Если в содержании бреда фигурировал не единичный субъект воздействия, то воздействующие так или иначе связывались во взаимодействующую группу. Разработанные стратегии сопротивления воздействующим отмечалось в 43 % наблюдений. 55,4 % больных формулировали причинноследственные суждения по поводу воздействия. Присутствие более двух автономных элементов поведения или высказываний, не включённых в общую фабулу бреда наблюдалось редко –13,7 %.Аналогичные признаки у больных второй когорты (рожденные в 1989–1994 гг., критический возраст пришелся на 1996–2001 гг.) различались существенно практически во всех рассматриваемых аспектах. Воздействие, исходящее от какойлибо фигуры, выявлялось у 50,4 % больных. Однако, конкретизировалась такая фигура воздействия лишь 12 %больных. Наличие связности в апперцептивной и бредовой конструкции установлено у 18,6 %.Формулирование причинноследственных суждений по поводу воздействия можно констатировать не более чем в 38 % случаев. То же касается и стратегий противодействия воздействию: лишь –32,5 % больных высказывались по этому поводу. В то же время представленность обрывочных элементов в фабуле бредовой идеи и апперцепции, фрагментированность бредовых суждений выявлена у 64,7 % больных.Обобщая результаты проведенных исследований, можно сформулировать такие выводы:Переживания человека детерминированы следами воздействия социокультурных условий их развития и формирования личности, которое наиболее существенно для возраста 78 лет, возраста формирования идентичности. Эти следы усматриваются в переживаниях людей как при нормальном развитии, так и при психическом расстройстве.Такая социокультурно обусловленная специфика переживаний, наблюдаемая даже в психотическом состоянии, при котором нарушена критическая способность мышления,свидетельствует о существовании глубинных психических образований, остающихся интактными в болезни. Для означения этих образований наиболее адекватно понятие идентичности, той самой инстанции личности, которую можно полагать глубинным несодержательным центром психической активности, обеспечивающим самоощущение существования себя, и формирующийся диалогически в процессе усвоения социокультурных моделей отношений и поведения значимого ©Другогоª [6], транслируемых воспитателями.Определяемая идеологией направленность активности человека, будь то трудовая деятельность или досуг, задают и смыслы этой активности. Смысловые ориентации, заданные социокультурной ситуацией развития, ясны и артикулированы, следовательно таковы и цели активности.Современная социокультурная ситуация формирования личности транслирует множество смыслов. Личность, с одной стороны, вправе выбирать любые способы организации своей жизни, но, условия, в которых формировалась их идентичность и личность, те практики деятельности и отношений, которые были интериоризованы ими в условиях постперестроечного периода России, исключали системность, не транслировали мировоззрения. Возможность разнообразия способов жизни при отсутствииспособностей к целеполаганию реализуется преимущественно снижением социальной активности, отсутствием заинтересованности в будущем, практикованием разнообразной активности в социальной сфере.Идентичность подростков советской эпохи формировалась под давлением значимого ©Другогоª, в качестве которого выступала идеология коллективизма и нацеленности в будущее. Трансляторами этой идеологии так или иначе становились все социальные общности, сопровождавшие формирование личности: от родителей, до учителей и пионервожатых. В результате взаимодействия с такой системой формируемая идентичность человека обеспечивала психическую стабильность личности, так как социальные роли, в которых выступала личность той эпохи, были более конгруэнтны формирующейся в этой же эпохе идентичности, что отражается в содержании переживаний людей доперестроечного периода.Сегодня значимый ©Другойª представлен множеством ©другихª, что, с одной стороны, открывает перед формируемой личностью неограниченную возможность идентификаций, выбора и способов социального поведения. Но, при отсутствии системности в моделях поведения, формируется ©фрагментированнаяª идентичность, проявления чего можно проследить в особенностях мышления, целеполагания. Феноменологически, на уровне переживаний это проявляется растерянностью, неуверенностью в себе, множеством латентных внутриличностных конфликтов, актуализируемых в случайных ситуациях, осознание и разрешение которых затруднено слабой способностью к рефлексии и отсутствием ориентиров, на которые подростку можно было бы опереться.Такая фрагментированная идентичность проявляется у подростков обрывочными переживаниями, которые они не всегда способны описать, ипохондрическими проявлениями, беспредметной тревожностью, нарастанием пассивности при ускорении темпов жизни, упрощением поводов и ситуаций, принимающих характер психогении.Таким образом, экспериментальнотеоретическая разработка концепта идентичности человека в его психологическом аспекте открывает новые возможности для углубления положений культурноисторической теории формирования высших психических функций и личности человека. Введение концепта идентичности в состав методологических оснований психологических исследований позволяет адекватно описывать и анализировать новые, не встречающиеся ранее в практике феномены поведения, вариации способов социальной адаптации, расстройств личности, клинического патоморфоза психических заболеваний.
Ссылки на источники1.Алёхин А.Н. Психологическая диагностика как производство симулякров[Текст] / А.Н. Алёхин// Научное мнение. 2011.№1. С.133138.2.Выготский Л.С. Психология развития человека. —М.: Издво Смысл; Издво Эксмо, 2005. —1136 с, ил. —(Библиотека всемирной психологии).3. Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.19352007гг./ Под ред. Профессора Анцупова А. Я. –Студия "Этника"2007. –232 с.4.Алехин А. Н., Королева Н. Н., Литвиненко О. А. Ценностносмысловые ориентации подростков в различные периоды Новейшей истории России // Вестн. психотерапии. –2013. –№ 47(52). С. –98113.5.Алёхин А.Н. Психологические аспекты клинического патоморфоза психотических переживаний/ А.Н. Алехин, О.А. Литвиненко // Вестн. психотерапии. –2013. –№ 48(53). С. –57 –68.6 Алёхин А. Н., Литвиненко О. А., Содержание психопатологических феноменов при дебюте шизофрении и идентичность: теоретический аспект// Вестн. психотерапии. –2014. –№ 49(54). Находится в печати.7.КурпатовА.В., Алехин А.Н. Теория личности человека (для психологовпрактиков) // Вестник Балтийской академии. Вып. 17. —СПб., 1998. –208 с.8.Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. –М.: МГУ, 1984. –240 с.9.Курпатов А. В, Алехин А. Н. Философия психологии. Новая методология. –М.: ЗАО ©ОЛМА Медиа Группª, 2006. –448 с.10.Караваева Т. А. Патоморфоз невротических расстройств, их психотерапия и её правовое регулирование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук/URL:http://bekhterev.ru/content/509/arf_karav.pdf/2011/ Гос. Рег. Эл№ [Дата обращения 17.03.2014].11.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // Сборник статей Всеросийской научнопрактической конференции по психологии развития ©На пороге взросленияª. –2011. –C. 1422.12.Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодёжи, // Социальная и клиническая психиатрия, 2009, №2 –С. 1724.13.Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №6. –C. 1319.
Litvinenko Olga AndreevnaPost graduate student of the clinical psychology graduate student psychological assistensof the Herzen State Pedagogical University of Russia, SaintPetersburgolitvinenko@mail.ru.Psychology of personality in the aspect of sociocultural dynamicsAbstract:The article presents analysis of the psychological characteristics and the specific experience of Russian teenagers, whose childhood and adolescenceis coincides with the timeof social transformations in Russia. Invariantdynamics is observed in the content of experience of healthy adolescents as well as adolescents with disadaptation. It reveals the regularities in the dynamics of intrapersonal conflicts in relation to sociocultural situations of mental ontogenesis in adolescence. An attempt to the theoretical interpretation of the identified regularities is made. Theoverview of the mental organization system of human personality, the center of which is the identity, is substantiated. It explains the notional dynamics of the presentday teenager's experience from the concept of identity.Key words:Sociocultural conditions of development, personality formation, structure mental organization, identity, content, semantic dynamics experiences.
Психология личности в аспекте социокультурной динамики
Аннотация.В статье представлен анализ психологических особенностей личности и переживаний российских подростков, детство и отрочество которых выпало на разные периоды общественных преобразований в России. Отмечена инвариантная динамика в содержании переживаний подростков, как здоровых, так и с нарушениями психической адаптации различного генеза. Установлены закономерности динамики внутриличностныхконфликтов в связис социокультурными ситуациямипсихическогоонтогенеза подростков. Осуществлена попытка теоретической интерпретации выявленных закономерностей. Обоснованы представления о системе психической организации личности человека, центром которой выступает идентичность. Предложено объяснение смысловой динамики переживаний современного подростка с позиций концепта идентичности.Ключевые слова:социокультурные условия развития, формирование личности, структура психической организации, идентичность, содержание переживаний, смысловая динамика переживаний.
К настоящему времени в России сложилась уникальная историческая ситуация, когда на протяжении жизни одного поколения исследователей, социокультурные условия формирования и развития личности изменились тотально. Трансформация социального устройства и смена идеологической парадигмы, экспансия средств информатизации и коммуникации, сексуальная революция, эти и другие перемены в жизни общества затронули практически каждого человека, и уже сегодня в психологической практике приходится наблюдать феномены, которым нет адекватного объяснения в психологической науке. Философы, культурологи, социологи и публицисты говорят уже о появлении нового человека. Однако, концептуальный аппарат научной психологии, сложившийся в принципиально иных социокультурных условиях, её базовые теории отражения, деятельности, личности оказываются теперь не проницаемы для новых психологических по сути феноменов. Психологи продолжают некритично воспроизводить привычные исследовательские приёмы и отжившие представления, подменяя актуальные феномены знаками, утратившими своё значение и производят симулякры [1]. Чего стоит обозначение разнообразных форм поведения современных подростков термином ©девиантноеª? Термин вводился и имел ясное значение тогда, когда доминировали представления о нормативномповедении советского школьника и фиксировал отклонения от него. В нынешних условиях разнообразие форм поведения подростков отражает лишь разнообразие индивидуальных способов социальной адаптации, а это –другая проблема, и для своего решения она предполагает адекватные методы теоретическогоанализа. Очевидно противоречие. Декларируя приверженность общепризнанной теории формирования высших психических функций, сформулированной Л.С.Выготским [2], психология игнорирует эти самые культурноисторические условия, интериоризация которых и является, согласно фундаментальной психологической теории, основным процессом формирования личности человека. Такая методологическая бесчувственность имеет своим результатом то, что психологические исследования утрачивают связь спрактиками жизни [3], а психология рискует вскоре занять заслуженное место в пантеоне отживших наук, рядом с алхимией или астрологией.Настоящий цикл исследований [4; 5; 6] имеет целью прояснить, каким образом изменения, происходящие в обществе последние 25 лет, сказались и нашли отражение в особенностях современного человека, его личности, которую мы рассматриваем как результат социализации ребёнка [7]. Ставится задача проанализировать существующие в психологии концепции личности и определить те её элементы, которые могли бы претендовать на роль ©рецептораª происходящих в обществе изменений и структуры, фиксирующей особенности условий формирования личности.Очевидно, что любой культурноисторический период, знаменуясь политическими, социальноэкономическими, культурными идеями и практиками, запечатлён в мировоззрении людей, воспитывающихся в этих условиях. Можно предполагать, что трансформация мировоззрения, отражающая изменения культурных практик, переопределяет и содержание переживаний человека. А, поскольку основным источником переживаний являются отношения человека в социуме, именно социум задаёт тон и предопределяет содержание переживаний личности. Наиболее отчётливо это проступает тогда, когда исторический период характеризуется кардинальной деконструкцией общественной идеологии, что и происходило в новейшей истории России. Подробное описание этапов социокультурной трансформации в России опубликовано нами ранее [4].Когда сложившаяся система представлений становится противоречащей актуальным в обществе представлениям, неизбежны нарушения психической адаптации и переживание внутриличностного конфликта. Такие переживания могут приобретать кризисный характер и становятся поводом для обращения к психологу, психотерапевту или психиатру. И профессиональный анализ таких переживаний не возможен без понимания социокультурной ситуации формирования личности, переживающей кризисный этап в своём развитии. Это в равной степени правомерно и в отношении состояний нарушения психической адаптации, и болезненных изменений психической активности, и нарушений поведения в подростковом возрасте.В работе Ф. Е. Василюка переживание рассматривается как один из режимов функционирования сознания, связанный с когнитивной переработкой опыта человека. Автор выделяет категории критической ситуации (стресс, фрустрация, конфликт, кризис), в которых опыт проживается и анализируется. Он пишет о том, что переживаемая ситуация невозможности связана с моделируемой ситуацией ©сферхвозможностиªи, ©что та и другая плоскости характеризуются отсутствием разрешающего их внешнеориентированного действия, ибо задача в обеих плоскостях не внешняя, а внутренняя, смысловаяª [8]. Для анализа обусловленности актуального переживания ранним опытом развития и формирования личности в онтогенезе наиболее адекватным представляется понятие об идентичности человека. Представление об идентичности наиболее внятно раскрывается в философской антропологии, оно тесно связано с психологическими понятиями ©индивидуальноеª (©отличность в своей единичностиª, ©индивидуальностьª, ©личностностьª), да и разработка его –есть результат конституирования дискурсов ©различияª, ©инаковостиª, ©аутентичностиª и ©Другогоª в новейшей европейской философии [5]. Идентичность формируется диалогически, преимущественно в первые 78 лет жизни ребенка, когда он активно интериоризует формы отношений, практикуемые в данный исторический период в данном обществе. Благодаря такой интериоризации в психологическом опыте ребёнка складывается дискурс ©Другогоª, который задаёт границы оформляющейся идентичности и сопровождает затем человека на протяжении всей его жизни, оставаясь не осознаваемым им. Идентичность человека определяет характер его отношений и с самим собой, и миром явлений, и с другими людьми. Авторы ©Философии психологииª (А. Н. Алёхин, А. В. Курпатов, 2006) утверждают, что идентичность может быть представлена как глубинная структура психической организации человека, центр всей этой структуры, составляет сущность человека, как личности [9].Реализуя социальные отношения, выступая в них той или иной своей ролью, личность может быть конгруэнтна или не конгруэнтна собственной идентичности. В первом случае говорят о ©яотождествлённыхª ролях, во втором ролях ©янеотождествлённыхª. В ©яотождествлённыхª ролях собственное поведение воспринимается и ощущается человеком как естественное и спонтанное. Такое поведение не требует когнитивной разработки, планирования и целеполагания. Тогда же, когда поведение в социальной ситуации целеполагается, не конгруэнтно идентичности (©янеотождествлённые ролиª), человек переживает собственную ©раздробленностьª, диссоциированность, внутриличностный конфликт. Такая диссоциированность служит источником переживаний, когда человек не чувствует себя естественно в сложившейся ситуации и вынужден задаваться вопросом ©почему ситуация сложилась именно так?ª и т.д. Такие переживания и есть содержание внутриличностного конфликта, они достигают иногда болезненной интенсивности.Психологических исследований, анализирующих переживания человека в связи с социокультурными трансформациями, на сегодняшний день не много. Описаны переживания пациентов с невротическими расстройствами. Автор приводит данные, свидетельствующие о том, что за последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения клиникопсихологических проявлений невротических расстройств и психологических характеристик пациентов. Были показаны изменения в ©содержании интрапсихических конфликтов, отражающих перемены в социальноэкономических условиях и общественном сознании, происходивших в странеª [10]. В 1980х годахпрошлого столетия у пациентов отмечалась высокая осознанность своих внутренних проблем и трудностей. Наиболее актуальными для них были переживания, связанные с неспособностью взять на себя ответственность, что объяснялось императивами господствующей идеологии, ощущением непризнанности и недооцененности личности окружающими. Как отмечает автор, такие переживания уже не характерны для современных больных, их место заняли сугубо эгоцентрические переживания, связанные с утилитарными целями.Отмечены наиболее разительные изменения переживаний больных в 1990х гг., по сравнению с 1980ми гг. В эти годы ©степень осознанности внутриличностной проблематики у больных с невротическими расстройствами оказалась самой низкой. Пациенты отличались наименьшей открытостью, ощущали себя недооцененными, не способными нравиться и привлекать внимание окружающих, у них был наиболее выраженным депрессивный фон настроенияª [10]. Характерными чертами переживаний в этот период указаны: ©настороженное и боязливое отношение к внешнему миру и окружающим, неуверенность в себеª [там же]. Напомним, что описанные феномены относятся ко времени ©перестроечногоª этапа в России, когда, в связи с потерей стабильности, девальвацией общественных ценностей, безработицей людям приходилось спешно изыскивать новые способы достижения своего морального, материального и социального статуса.Социальнопсихологические характеристики нынешних больных при невротических расстройствах свидетельствуют об их большей адаптивности в сравнении с больными 90х гг., ноу них отмечают ©рост уровня депрессивности, недоверия и закрытости, снижение уверенности в себе, своей социальной привлекательности и оценке коммуникативных способностейª [10].Изучение переживаний в подростковом возрасте выполнили А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых. Они повторили проведённое в конце 1950х гг. исследование Л. И. Божович и Т. В. Драгуновой, проанализировавших рассуждения подростков относительно поведения и переживаний героя Л. Н. Толстого Николеньки Иртеньева, считавшегося в то время воплощением характерных черт подростка, к которым относили ©склонность к интроспекции, ведущей к самоуглублению, самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, что выражается в замкнутости, стремлении кодиночеству, склонности предаваться мечтам, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению; противопоставление себя окружающим, конфликты с нимиª [11]. Советские подростки в исследованиях 1950х годов, действительно, имели подобные черты: они сопереживали герою во всех описанных ситуациях, но при этом самоанализ отличался, в сравнении с прочитанным. Их переживания ©играют совершенно иную роль, не замыкая человека на себе и лишь еще более способствуя его общению с другими, его жизни в коллективеª [там же].По результатам современного повторного исследования группы подростков, воспитывавшихся в эпоху ©перестройкиª: так характерная для кризиса 13 лет, как это постулируется в психологии развития, склонность к саморефлексии и самоанализу не выражена. Это относится и к более старшим подростков (от 13 до 16 лет), авторы и у них отмечают слабую саморефлексивность. Повторив исследование в 2009 и 2010 гг. авторы отметили слабый эмоциональный отклик современных подростков на прочитанное, выявили различия в тенденции к саморефлексии: в 1950х гг.она значительно выражена, в 1980 гг. становится мене явной, а у современных подростков (2010г.) ©практически не выявляетсяª [11]. Это объясняется авторами так, что раньше ведение дневниковых записей, написание писем друзьям, родственникам стимулировало способность формулировать свои мысли, размышлять над происходящими событиями. Вести диалог, представляя человека, которому адресовано письмо, или, при написании дневника вести разговор с представляемым собеседником.Благодаря социальным сетям формальное общение современных подростков по объему превосходит плотность общения предыдущих поколений их сверстников, но оно качественно иное по содержанию,ограничиваясь лишь обменом мнений по сиюминутным событиям, не требующим ни анализа ситуаций, ни самоанализа, ни представления другого. Таким образом, переживания современных подростков становятся лишь чувственным атрибутом, неясным напряжением, раздражением и не поддаются ими осмыслению. ©И если для полноценной личностной рефлексии необходимо было остаться наедине с самим собой (только в этой ситуации люди писали свои дневники и письма), то современное общение в социальных сетях –это как раз способ никогда не оставаться наедине с самим собой…ª [там же].Аналогичную редукциюможно наблюдать в сфере образования: для подготовки к занятию не требуется осмысливать прочитанное, а порой читать не приходится вовсе, так как все выводы и краткое изложение практически любого материала современный школьник или студент легко находит на просторах сети в считанные минуты. Такие способы деятельности отнюдь не способствуют развитию навыков формулировать суть прочитанного, выделять причинноследственные связи, рефлексировать собственное поведение и переживания, равно поведение и переживания сверстников.В исследовании В. Ф. Войцех и Е. В. Гальцева, посвященном нарушению адаптации и суицидальному поведению молодых людей, формирование которых пришлось на время ©перестройкиª, проводился опрос для выявление личностных проблем у студентов первого курса. По результатам исследования в 18,8 % проценте случаев студенты ©находились в состоянии социальнопсихологической дезадаптацииª, в 60 % случаев обнаруживались личностные или психологические проблемы в виде наличия некоторых симптомов депрессивного содержанияª [12]. В содержании конфликтов чаще всего указывалось: ©большая учебная нагрузка, дефицит времениª (26%), ©тяжёлое материальное положениеª (18%), ©личные проблемы, преимущественно любовного характераª (16%) [там же].В работе А. Н. Алёхина, Е. И. Осташевой [13] представлены данные исследования влияния социокультурных условий на формирование личности, раскрыто влияние социокультуры, в частности на сферу значимых отношений подростка. Исследование проведено на группах подростков, рожденных в 19901991гг. и в 20002001гг. Исследовалось отношение подростков к различным тематикам: к прошлому, будущему, к себе, друзьям и др. Согласно этим исследованиям в сфере значимых отношений подростков 19901991гг.р. выражены: хорошее настроение, жизнерадостность, коллективистская направленность, самой незначимой категорией оказалась тема отношения к будущему. В результатах, полученных от второй группы (20002001г.р.), подростки характеризуются преобладанием нейтрального настроения, они часто бывают апатичны, отмечают, что порой не хотят вставать с кровати по утрам, в сравнение с первой группой они демонстрируют более лёгкое и положительное отношение к себе, ©из 25 тематик, представленных им для саморефлексии, значимыми оказались лишь темы ©отношение к родителямª, ©отношение к друзьямª, ©аппетит и отношение к едеª. Остальные тематики современные подростки оставили без вниманияª [13].По неопубликованным пока результатам исследования различных по поведению групп подростков с помощью модифицированного варианта тематического апперцепционного теста установлено, что подростки испытывают очевидные проблемы идентификации с персонажами предъявляемых сюжетов, игнорируя их пол и возраст. Рассказы подростков ограничены бедным содержанием и фиксированы вокруг тематики с трудом опредмечиваемых неясных переживаний. К тому же в своих рассказах подростки оказываются в затруднении при фантазировании на тему потенциального развития ситуации, поведения персонажей, их настроения, мотивов, желаний.В рамках проводимого нами исследования содержания психотических переживаний больных шизофренией так же были выявлены различия между когортами больных, формирование личности которых пришлось на различные периоды социокультурной динамики в России. Переживания больных анализировались в группах больных, возраст поступления в школу которых 78 лет пришёлся на тот или иной этап преобразований. Анализ структуры бредовых идей и апперцепции проводился по записям в историях болезней. Анализировались записи, описывающие дебют психотического расстройства (98 историй болезней). Социальная характеристика жизни до манифестации болезни рассматривалась по многим критериям, среди которых: ©общительностьª, ©социальная активностьª, ©социальная пассивностьª, ©наличие / отсутствие друзейª и пр.Анализ полученных данных показал, что у больных, рождённыхв 1972–1979 гг., и критический возраст развития которых выпал на период 1979–1986 гг., время относительной социокультурной и экономической стабильности и моноидеологии, в характеристиках личности представлены типичные черты советского человека. Личность характеризовалась как социально активная, при стремлении решать проблемы коллективно, оказывать помощь и обращаться за помощью, действовать спланированно, имея четкую цель и ориентиры. У больных, рожденных в 1989–1994 гг., критический возраст которых пришелся на 1996–2001 гг. –эти показатели заметно отличаются. Наблюдается больший процент отгороженности в преморбиде, снижение коллективистской направленности, нарастание социальной пассивности.Таблица 1Социальные характеристики больных шизофрении до манифестации заболеванияСоциальные характеристики19771979г.р.19891994г.р.Общительность68,6 %43,1 %Замкнутость25,5 %49 %Наличие друзей77,4 %24,5 %Социальная активность78,4 %25,5 %Социальная пассивность14,7 %28,4 %Анализ структуры психотических переживаний проводился посредством выделения элементов бреда и апперцепции больных и включал среди прочих такие признаки, как ©наличие воздействующего лица (конкретного человека, персонажа, организации, группы лиц)ª; ©конкретизация воздействующей на больного фигуры / группыª; ©наличие нескольких связанных между собой воздействующих фигурª; ©наличие нескольких воздействующих фигур при отсутствии связи между нимиª; ©связность элементов бредовых переживаний и воспринимаемых больным событийª; ©наличие объяснения больным причин воздействияª; ©наличие стратегии поведения направленной на противостояние воздействию или взаимодействия с нимª; ©наличие не более двух обрывочных, не укладывающихся в общую концепциюª, ©не объясняемых больным идей или действийª; ©наличие более двух описанных идей или действий, не связанных с общей апперцептивной тематикойª [5].В результате такого анализа установлено, что вне зависимости от ведущего синдрома при дебюте шизофрении характеристики пациентов до манифестации болезни имеют сходные черты в рамках когорты, существенно отличаясь при этом от характеристик больных другой когортой, если когорты рассматривать в связи с периодом социокультурной динамики, на который пришлосьформирование личности больных.У больных, составивших первую группу, содержание психопатологических переживаний всегда определялось представленностью фигуры –человек, персонаж или организация, воздействующая на пациента, при этом в 81 % случаев больные формулировали: кто бы это мог быть. Если в содержании бреда фигурировал не единичный субъект воздействия, то воздействующие так или иначе связывались во взаимодействующую группу. Разработанные стратегии сопротивления воздействующим отмечалось в 43 % наблюдений. 55,4 % больных формулировали причинноследственные суждения по поводу воздействия. Присутствие более двух автономных элементов поведения или высказываний, не включённых в общую фабулу бреда наблюдалось редко –13,7 %.Аналогичные признаки у больных второй когорты (рожденные в 1989–1994 гг., критический возраст пришелся на 1996–2001 гг.) различались существенно практически во всех рассматриваемых аспектах. Воздействие, исходящее от какойлибо фигуры, выявлялось у 50,4 % больных. Однако, конкретизировалась такая фигура воздействия лишь 12 %больных. Наличие связности в апперцептивной и бредовой конструкции установлено у 18,6 %.Формулирование причинноследственных суждений по поводу воздействия можно констатировать не более чем в 38 % случаев. То же касается и стратегий противодействия воздействию: лишь –32,5 % больных высказывались по этому поводу. В то же время представленность обрывочных элементов в фабуле бредовой идеи и апперцепции, фрагментированность бредовых суждений выявлена у 64,7 % больных.Обобщая результаты проведенных исследований, можно сформулировать такие выводы:Переживания человека детерминированы следами воздействия социокультурных условий их развития и формирования личности, которое наиболее существенно для возраста 78 лет, возраста формирования идентичности. Эти следы усматриваются в переживаниях людей как при нормальном развитии, так и при психическом расстройстве.Такая социокультурно обусловленная специфика переживаний, наблюдаемая даже в психотическом состоянии, при котором нарушена критическая способность мышления,свидетельствует о существовании глубинных психических образований, остающихся интактными в болезни. Для означения этих образований наиболее адекватно понятие идентичности, той самой инстанции личности, которую можно полагать глубинным несодержательным центром психической активности, обеспечивающим самоощущение существования себя, и формирующийся диалогически в процессе усвоения социокультурных моделей отношений и поведения значимого ©Другогоª [6], транслируемых воспитателями.Определяемая идеологией направленность активности человека, будь то трудовая деятельность или досуг, задают и смыслы этой активности. Смысловые ориентации, заданные социокультурной ситуацией развития, ясны и артикулированы, следовательно таковы и цели активности.Современная социокультурная ситуация формирования личности транслирует множество смыслов. Личность, с одной стороны, вправе выбирать любые способы организации своей жизни, но, условия, в которых формировалась их идентичность и личность, те практики деятельности и отношений, которые были интериоризованы ими в условиях постперестроечного периода России, исключали системность, не транслировали мировоззрения. Возможность разнообразия способов жизни при отсутствииспособностей к целеполаганию реализуется преимущественно снижением социальной активности, отсутствием заинтересованности в будущем, практикованием разнообразной активности в социальной сфере.Идентичность подростков советской эпохи формировалась под давлением значимого ©Другогоª, в качестве которого выступала идеология коллективизма и нацеленности в будущее. Трансляторами этой идеологии так или иначе становились все социальные общности, сопровождавшие формирование личности: от родителей, до учителей и пионервожатых. В результате взаимодействия с такой системой формируемая идентичность человека обеспечивала психическую стабильность личности, так как социальные роли, в которых выступала личность той эпохи, были более конгруэнтны формирующейся в этой же эпохе идентичности, что отражается в содержании переживаний людей доперестроечного периода.Сегодня значимый ©Другойª представлен множеством ©другихª, что, с одной стороны, открывает перед формируемой личностью неограниченную возможность идентификаций, выбора и способов социального поведения. Но, при отсутствии системности в моделях поведения, формируется ©фрагментированнаяª идентичность, проявления чего можно проследить в особенностях мышления, целеполагания. Феноменологически, на уровне переживаний это проявляется растерянностью, неуверенностью в себе, множеством латентных внутриличностных конфликтов, актуализируемых в случайных ситуациях, осознание и разрешение которых затруднено слабой способностью к рефлексии и отсутствием ориентиров, на которые подростку можно было бы опереться.Такая фрагментированная идентичность проявляется у подростков обрывочными переживаниями, которые они не всегда способны описать, ипохондрическими проявлениями, беспредметной тревожностью, нарастанием пассивности при ускорении темпов жизни, упрощением поводов и ситуаций, принимающих характер психогении.Таким образом, экспериментальнотеоретическая разработка концепта идентичности человека в его психологическом аспекте открывает новые возможности для углубления положений культурноисторической теории формирования высших психических функций и личности человека. Введение концепта идентичности в состав методологических оснований психологических исследований позволяет адекватно описывать и анализировать новые, не встречающиеся ранее в практике феномены поведения, вариации способов социальной адаптации, расстройств личности, клинического патоморфоза психических заболеваний.
Ссылки на источники1.Алёхин А.Н. Психологическая диагностика как производство симулякров[Текст] / А.Н. Алёхин// Научное мнение. 2011.№1. С.133138.2.Выготский Л.С. Психология развития человека. —М.: Издво Смысл; Издво Эксмо, 2005. —1136 с, ил. —(Библиотека всемирной психологии).3. Анцупов А. Я., Кандыбович С. Л., Крук В. М., Тимченко Г. Н., Харитонов А. Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций.19352007гг./ Под ред. Профессора Анцупова А. Я. –Студия "Этника"2007. –232 с.4.Алехин А. Н., Королева Н. Н., Литвиненко О. А. Ценностносмысловые ориентации подростков в различные периоды Новейшей истории России // Вестн. психотерапии. –2013. –№ 47(52). С. –98113.5.Алёхин А.Н. Психологические аспекты клинического патоморфоза психотических переживаний/ А.Н. Алехин, О.А. Литвиненко // Вестн. психотерапии. –2013. –№ 48(53). С. –57 –68.6 Алёхин А. Н., Литвиненко О. А., Содержание психопатологических феноменов при дебюте шизофрении и идентичность: теоретический аспект// Вестн. психотерапии. –2014. –№ 49(54). Находится в печати.7.КурпатовА.В., Алехин А.Н. Теория личности человека (для психологовпрактиков) // Вестник Балтийской академии. Вып. 17. —СПб., 1998. –208 с.8.Василюк, Ф.Е. Психология переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк. –М.: МГУ, 1984. –240 с.9.Курпатов А. В, Алехин А. Н. Философия психологии. Новая методология. –М.: ЗАО ©ОЛМА Медиа Группª, 2006. –448 с.10.Караваева Т. А. Патоморфоз невротических расстройств, их психотерапия и её правовое регулирование. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук/URL:http://bekhterev.ru/content/509/arf_karav.pdf/2011/ Гос. Рег. Эл№ [Дата обращения 17.03.2014].11.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // Сборник статей Всеросийской научнопрактической конференции по психологии развития ©На пороге взросленияª. –2011. –C. 1422.12.Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодёжи, // Социальная и клиническая психиатрия, 2009, №2 –С. 1724.13.Алехин А.Н., Осташева Е.И. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2013. №6. –C. 1319.
Litvinenko Olga AndreevnaPost graduate student of the clinical psychology graduate student psychological assistensof the Herzen State Pedagogical University of Russia, SaintPetersburgolitvinenko@mail.ru.Psychology of personality in the aspect of sociocultural dynamicsAbstract:The article presents analysis of the psychological characteristics and the specific experience of Russian teenagers, whose childhood and adolescenceis coincides with the timeof social transformations in Russia. Invariantdynamics is observed in the content of experience of healthy adolescents as well as adolescents with disadaptation. It reveals the regularities in the dynamics of intrapersonal conflicts in relation to sociocultural situations of mental ontogenesis in adolescence. An attempt to the theoretical interpretation of the identified regularities is made. Theoverview of the mental organization system of human personality, the center of which is the identity, is substantiated. It explains the notional dynamics of the presentday teenager's experience from the concept of identity.Key words:Sociocultural conditions of development, personality formation, structure mental organization, identity, content, semantic dynamics experiences.