Реализация инновационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, в условиях школы VI вида
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Высоцкая
И.
В.,
Шуляк
И.
А. Реализация инновационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, в условиях школы VI вида // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4141–4145. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55093.htm.
Аннотация. Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В структуре дизонтогенеза детей с ОВЗ, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляются и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, недоразвитие, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная неполноценность. С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающие компьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий.
Ключевые слова:
инновационные технологии, нарушения речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Текст статьи
Высоцкая Илона Валентиновна,учительлогопед, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение школа № 584 «Озерки» г. СанктПетербурга (ГБСКОУ №584 «Озерки» г. СанктПетербурга)director.np@mail.ru
Шуляк Инна Александровна,учительлогопед, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение школа № 584 «Озерки» г. СанктПетербурга(ГБСКОУ №584 «Озерки» г. СанктПетербурга)kridina@yandex.ru
Реализация инновационных технологий в работе учителялогопеда с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида,в условиях школы VI вида
Аннотация.Логопедические занятияс использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционноразвивающего процесса иявляются одним из важных результатовдеятельности в практике работы учителялогопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.В структуредизонтогенезадетей с ОВЗ, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляется и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, недоразвитие, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная неполноценность.С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающиекомпьютерные программы,авторские презентации логопедическихзанятий.Ключевые слова:инновационные технологии, дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, нарушения речи
В школе VI вида обучаются детис детским церебральным параличом (ДЦП), с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС), миопатией,гипоплазией, мышечной атрофией. Дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, обучаются по образовательным программам VIIIвида в условиях школы VIвида.Патологияопорнодвигательного аппарата (ОДА) у детей проявляются в виде параличей, парезов, гиперкинезов, нарушений координации движений. Сложный дефект представлен не только двигательной патологией, но исистемными нарушениями всех высших психических функций, зрения, слуха, чувствительности,судорожными припадками, соматическими заболеваниями.Возникновение у детей с ДЦП речевой патологии обусловлено наличиеморганических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в общество, формирование жизненных компетенций.Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с ОВЗ языковыми возможностями.В настоящее время увеличивается количество речевых патологий у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата(ОДА). Речевые нарушения затрудняют не только возможность общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют формированию у детей чувства дискомфорта, неуверенности в себе. Организация логопедического сопровождения вшколе –одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы.[1]При сочетании различных форм ДЦП у ребёнка отмечаются смешанные формы дизартрии.Логопедическая работа направленана коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся,их социальную адаптацию, создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы.Основной целью логопедической работы с детьми с нарушениями ОДА является развитие навыков коммуникативного общения, улучшение разборчивости речи.Ориентиром в логопедической коррекции служит уровень актуального речевого и интеллектуального развития, а не календарный возраст ребёнка.Коррекционная работа начинается с развития сенсорной сферы. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия)у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, как правило, оказывается значительно нарушенной. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, нарушения тактильной чувствительности. Вследствие этого предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. По этой причине нет умения выделять детали или особенности воспринимаемых предметов, сравнивать их. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате дети самостоятельно не ориентируются в ситуации. Поэтому на занятиях педагогом постоянно используется организующая или направляющая помощь.У данной категории детей запас сведений и представлений об окружающем мире весьма ограничен. Учащиеся с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у детей конкретное, непоследовательное, часто тугоподвижное. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Часто дети совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Учащиеся не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Изза этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки порой удается только с помощью наводящих вопросов, опорных слов или словосочетаний. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Часто дети не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения учащихся бедны и, как правило, являются повторением услышанных и запомненных фраз.Многие учащиеся с ДЦП, обучающиеся по программе VIII вида,усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, вызывает большие трудности. Дети воспринимают текст фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками.[2]Учащиеся усваивают материал неосознанно, механически, смысловые связи не устанавливаются. Такимдетям необходим постепенный, четко последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности детей и трудностями моторной реализации действий любого уровня. Необходимо максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.Так, например, в работе над звукопроизношением используется и зрительный показ артикуляции, и опора накинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя, и кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука. Такжеиспользуются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.В связи с тем, что старые условнорефлекторные связи у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида,консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной особенностью является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условнорефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.Особенностью логопедической работы в условиях школы VI вида с детьми, обучающимися по программе VIII вида, является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на более простые задачи. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале, т.к. одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения учащимися. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков детям необходим индивидуальный темп работы, учитывающий психофизические особенности каждого ребенка.[3]Важнейшее значение в логопедической коррекционной работе с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппаратаи интеллектуальной недостаточностью имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, степень недоразвития речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.Речевое дыхание у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, слова произносятся ребёнком на вдохе.Для формирования у детей ритмикомелодической стороны речииспользуются традиционные икомпьютерные игры на развитие голоса, для преодоления диспросодии, нормализации и развития речевого дыхания, длительного, плавного выдоха, активизации мышц губ,развитияголосовых модуляций, улучшении темпоритмической и интонационномелодической выразительности речи и дикции.Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Учащиеся коррекционных классов VIII вида это дети, для которых характерен основной общий недостаток нарушение сложных форм познавательной деятельности. Для облегченияусвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Показ на экране монитора крупных, красочных изображений, карт, таблиц, схем, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.Опыт работы показывает, что использование на уроках информационных технологий позволяет формировать у учащихся более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.Так же применение информационных технологий на логопедических занятиях позволяет формировать более высокую степень мотивации, увеличить долю самостоятельной работы, повышает интерес к процессу обучения. В настоящее время существует множество коррекционноразвивающихи обучающих компьютерных программ, которые можно успешно использовать в работе с детьми с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида.Использование в логопедической работе разнообразных компьютерных технологий способствуетформированию речевого и общего психического развития детей с нарушениями ОДА.[4]Компьютерные средства обучения дают возможностьповышения мотивационной готовности детей к обучению. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном видевызывает интерес у учащихся. Компьютерные обучающие программы наиндивидуальном коррекционном занятии позволяют обеспечить каждому ребенку темп и способ усвоения знаний, создать условия для проявления самостоятельности в зависимости от тяжести нарушения и вида образовательной программы (ОП). С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающиекомпьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий.Для развития произвольной моторики пальцев рук у детей с нарушениями ОДА занятия на компьютере имеют очень большое значение. В процессе выполнения компьютерных заданий дети учатся нажимать пальцами или другими частями тела на определённые клавиши, по возможности использовать «мышь». Для детей с нарушениями ОДА это подготовка к овладению и совершенствованию навыка альтернативного письма, что являетсяважной составляющей в развитиикоммуникативной функции речи. Работа по развитию и коррекции дыхания, голоса и просодической стороны речи, звукопроизношениюведется с применением ПК. Компьютерные средства представляют дляучителялогопеда дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с нарушениями ОДА, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.Для развития пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления используется компьютерная программа «Маленький гений» (Marco Polo Grou),состоящая из 25 логических игр, которые подходят для учащихся начальной школы 67 вида ОП и учащихся старших классов 8 вида ОП. Впрограммах «Русский язык. Программатренажёр из серии «Репетитор» (РФ), «1С Репетитор. Русский язык» (ООО «1СПаблишинг») содержатся диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками, уроки и экзаменыи т.п. поразделам русского языка.Сериякомпьютерных программ «Баба Яга» (Com.Media)с красивой мультипликационная графика, множеством задорных и веселых присказок и прибауток в стихотворной форме поможет ребенку не просто выучить буквы, но и закрепить навык чтения. Вработенад трудными звуками поможет программа «Домашний логопед. Практический курс» (ID Compani),котораясодержитболее 350 разнообразных упражнений для отработки проблемных звуков, иллюстрации к каждому упражнению, веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки, речевую и дыхательную гимнастику, упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха. В программе содержатся две веселые миниигры –«Звуковик» и «Угадайка» (рычалки, жужжалки, пыхтелки, шуршалки), которые помогут в работе с безречевыми детьми, формируянавыки развития неречевого (различие бытовых шумов, звуков природы, животных и т. п.) и фонематического (различие звуков речи) слуха. Каждоеиз заданийигры «Машенька: Веселая азбука» (Dereza Production Studio)состоит из нескольких этапов. При успешном прохождении заданий, следующие немного усложняются, что даёт стимул к совершенствованию знаний. Эта обучающая игра помогает ребенку освоить буквы,слоги, закрепить полученные знания. Задания по изучению букв, составлению слогов и словпредставлены в игровой форме и развивают навыкисамостоятельнойработы на компьютере. Программа«Игры для Тигры» предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений снесколькими уровнями сложности по темам«Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в соответствующем направлении, исходя из индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.Также накоррекционныхзанятиях с использованием компьютера с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, успешнодостигается координированная работа зрительного, слуховогои моторного анализаторов. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.Основная часть занятия всегда посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка, а компьютерную программу рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы, как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса, быть подобрана с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением ОДА и применяться только тогда, когда это необходимо. Опыт показывает, что в результате комплексной логопедической работы у детей возрастаетречевая активность, потребность высказать свои мысли, чувства, что мотивирует общение ребёнка. Каждое логопедическое занятиепредставляет собой комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям учащегося.Применяя информационнокомпьютерныетехнологии (ИКТ)на логопедических занятиях с целью повышения эффективности процесса коррекционнологопедического воздействия, учительлогопед ставит задачи повышения мотивации интереса детейк логопедическим занятиям, положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии, интеллектуальное и социальное развитие, формирование навыков сотрудничества, самоконтроля, коррекции речевых нарушений, побуждает к активной творческой деятельности, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.[5]Использование ИКТ позволяет в условиях школы VIвидаосуществлять с учащимися, имеющими интеллектуальную недостаточность, элементы проектной деятельности,создавать совместные компьютерные презентации, электронные доклады. Это является подготовкой для создания возможностей дальнейшей социальной адаптации, формирования жизненных компетенцийдетей с нарушениями ОДАпосле окончания школы.Реализацияинновационных технологийна логопедическихзанятияхстановится неотъемлемой частью коррекционноразвивающего процесса иявляется одним из важных результатов деятельностив практике работы учителялогопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Логопедпроводитработу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медикопедагогический подход в устранении речевых нарушений.В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, лингвистическиминауками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения ивоспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на источники1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. М., 1960.500 с.2. Корнев А.И. Тяжелые и нерезко выраженные нарушения речи / А.И. Корнев. Изучения и коррекция речевых расстройств: Сб.тр. Л., 1986,С.96102.3. Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / A.A. Леонтьев. М., 2001,444 с.4.Лынская М.И. Использование компьютерныхтехнологий в работе логопеда.
Логопедия. –2006. –№ 2. –С. 54–56.5. Мастюкова ЕМ. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом /Е.М. Мастюкова //Дефектология. 1983. № 3,С.913.
Ilona Valentinovna Vysotskaya
teacher and speech therapistThe state budget special correctional educational institution of school № 584 «Ozerki» ,St. Petersburg(GBSKOW №584 «Ozerki»,St. Petersburg) director.np@mail.ruShuliak Inna Aleksandrovnateacher and speech therapistThe state budget specialcorrectional educational institution of school № 584 «Ozerki» ,St. Petersburg(GBSKOW №584 «Ozerki»,St. Petersburg) kridina@yandex.ruImplementation of innovative technologies in the work of the teacher speechtherapist with children with disorders of the musculoskeletal system,learners on the program type VIII,in the school setting VI species.Abstract:Speech therapy sessions using innovative technologies have become an integral part of the remedial developmental process and are one of the important results of the practice of speech therapists work with children with disabilities. The structure dizontogeneza children with HIA , along with systemic underdevelopment of speech activity is detected and originality of mental development , the specific features of the general emotional immaturity , hypoplasia , delayed or uneven development of intelligence , poor regulation of voluntary activity , motor disability. In order to optimize the correction process for the implementation of quality education for children used customize educational,educational softwarecopyrights presentation speech therapy sessions.Keywords:innovative technology,children with disorders of the musculoskeletal system,speech
Шуляк Инна Александровна,учительлогопед, Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение школа № 584 «Озерки» г. СанктПетербурга(ГБСКОУ №584 «Озерки» г. СанктПетербурга)kridina@yandex.ru
Реализация инновационных технологий в работе учителялогопеда с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида,в условиях школы VI вида
Аннотация.Логопедические занятияс использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционноразвивающего процесса иявляются одним из важных результатовдеятельности в практике работы учителялогопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.В структуредизонтогенезадетей с ОВЗ, наряду с системным недоразвитием речевой деятельности, выявляется и своеобразие психического развития, специфические черты общей эмоциональной незрелости, недоразвитие, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности, двигательная неполноценность.С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающиекомпьютерные программы,авторские презентации логопедическихзанятий.Ключевые слова:инновационные технологии, дети с нарушениями опорнодвигательного аппарата, нарушения речи
В школе VI вида обучаются детис детским церебральным параличом (ДЦП), с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС), миопатией,гипоплазией, мышечной атрофией. Дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, обучаются по образовательным программам VIIIвида в условиях школы VIвида.Патологияопорнодвигательного аппарата (ОДА) у детей проявляются в виде параличей, парезов, гиперкинезов, нарушений координации движений. Сложный дефект представлен не только двигательной патологией, но исистемными нарушениями всех высших психических функций, зрения, слуха, чувствительности,судорожными припадками, соматическими заболеваниями.Возникновение у детей с ДЦП речевой патологии обусловлено наличиеморганических поражений отдельных корковых и подкорковых структур мозга. Основной задачей системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является их социальная адаптация в общество, формирование жизненных компетенций.Успешность достижения этой задачи во многом зависит от уровня овладения детьми с ОВЗ языковыми возможностями.В настоящее время увеличивается количество речевых патологий у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата(ОДА). Речевые нарушения затрудняют не только возможность общения со сверстниками и взрослыми, но и способствуют формированию у детей чувства дискомфорта, неуверенности в себе. Организация логопедического сопровождения вшколе –одно из наиболее важных направлений в работе специалистов коррекционной службы.[1]При сочетании различных форм ДЦП у ребёнка отмечаются смешанные формы дизартрии.Логопедическая работа направленана коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся,их социальную адаптацию, создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы.Основной целью логопедической работы с детьми с нарушениями ОДА является развитие навыков коммуникативного общения, улучшение разборчивости речи.Ориентиром в логопедической коррекции служит уровень актуального речевого и интеллектуального развития, а не календарный возраст ребёнка.Коррекционная работа начинается с развития сенсорной сферы. Сенсорная сфера (ощущения, восприятия)у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, как правило, оказывается значительно нарушенной. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха, нарушения тактильной чувствительности. Вследствие этого предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. По этой причине нет умения выделять детали или особенности воспринимаемых предметов, сравнивать их. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотической нецеленаправленной деятельности. В результате дети самостоятельно не ориентируются в ситуации. Поэтому на занятиях педагогом постоянно используется организующая или направляющая помощь.У данной категории детей запас сведений и представлений об окружающем мире весьма ограничен. Учащиеся с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у детей конкретное, непоследовательное, часто тугоподвижное. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Часто дети совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Учащиеся не умеют анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Изза этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль. Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки порой удается только с помощью наводящих вопросов, опорных слов или словосочетаний. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Часто дети не могут расположить по порядку картинки, объединенные единым сюжетом, и понять последовательность происходящего. Суждения учащихся бедны и, как правило, являются повторением услышанных и запомненных фраз.Многие учащиеся с ДЦП, обучающиеся по программе VIII вида,усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, вызывает большие трудности. Дети воспринимают текст фрагментарно и потому передают содержание не связанными между собой отрывками.[2]Учащиеся усваивают материал неосознанно, механически, смысловые связи не устанавливаются. Такимдетям необходим постепенный, четко последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности детей и трудностями моторной реализации действий любого уровня. Необходимо максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности.Так, например, в работе над звукопроизношением используется и зрительный показ артикуляции, и опора накинестетические ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя, и кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука. Такжеиспользуются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения.В связи с тем, что старые условнорефлекторные связи у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида,консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной особенностью является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условнорефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.Особенностью логопедической работы в условиях школы VI вида с детьми, обучающимися по программе VIII вида, является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постепенного усложнения заданий и речевого материала, любая задача должна быть максимально разложена на более простые задачи. Усложнение задания, введение более трудного задания предлагается вначале на простом речевом материале, т.к. одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения учащимися. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков детям необходим индивидуальный темп работы, учитывающий психофизические особенности каждого ребенка.[3]Важнейшее значение в логопедической коррекционной работе с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппаратаи интеллектуальной недостаточностью имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например, преобладание процесса возбуждения или процесса торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, степень недоразвития речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.Речевое дыхание у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, обычно бывает поверхностным, резким, неспокойным, коротким, слова произносятся ребёнком на вдохе.Для формирования у детей ритмикомелодической стороны речииспользуются традиционные икомпьютерные игры на развитие голоса, для преодоления диспросодии, нормализации и развития речевого дыхания, длительного, плавного выдоха, активизации мышц губ,развитияголосовых модуляций, улучшении темпоритмической и интонационномелодической выразительности речи и дикции.Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Учащиеся коррекционных классов VIII вида это дети, для которых характерен основной общий недостаток нарушение сложных форм познавательной деятельности. Для облегченияусвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Показ на экране монитора крупных, красочных изображений, карт, таблиц, схем, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых объектах или явлениях.Опыт работы показывает, что использование на уроках информационных технологий позволяет формировать у учащихся более высокий уровень навыков самостоятельной работы, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.Так же применение информационных технологий на логопедических занятиях позволяет формировать более высокую степень мотивации, увеличить долю самостоятельной работы, повышает интерес к процессу обучения. В настоящее время существует множество коррекционноразвивающихи обучающих компьютерных программ, которые можно успешно использовать в работе с детьми с ДЦП, обучающихся по программе VIII вида.Использование в логопедической работе разнообразных компьютерных технологий способствуетформированию речевого и общего психического развития детей с нарушениями ОДА.[4]Компьютерные средства обучения дают возможностьповышения мотивационной готовности детей к обучению. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном видевызывает интерес у учащихся. Компьютерные обучающие программы наиндивидуальном коррекционном занятии позволяют обеспечить каждому ребенку темп и способ усвоения знаний, создать условия для проявления самостоятельности в зависимости от тяжести нарушения и вида образовательной программы (ОП). С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей используются развивающие, обучающиекомпьютерные программы, авторские презентации логопедических занятий.Для развития произвольной моторики пальцев рук у детей с нарушениями ОДА занятия на компьютере имеют очень большое значение. В процессе выполнения компьютерных заданий дети учатся нажимать пальцами или другими частями тела на определённые клавиши, по возможности использовать «мышь». Для детей с нарушениями ОДА это подготовка к овладению и совершенствованию навыка альтернативного письма, что являетсяважной составляющей в развитиикоммуникативной функции речи. Работа по развитию и коррекции дыхания, голоса и просодической стороны речи, звукопроизношениюведется с применением ПК. Компьютерные средства представляют дляучителялогопеда дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей с нарушениями ОДА, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.Для развития пространственной ориентации, мелкой моторики, внимания, реакции, цветового восприятия и логического мышления используется компьютерная программа «Маленький гений» (Marco Polo Grou),состоящая из 25 логических игр, которые подходят для учащихся начальной школы 67 вида ОП и учащихся старших классов 8 вида ОП. Впрограммах «Русский язык. Программатренажёр из серии «Репетитор» (РФ), «1С Репетитор. Русский язык» (ООО «1СПаблишинг») содержатся диктанты, диагностика, коррекция, работа над ошибками, уроки и экзаменыи т.п. поразделам русского языка.Сериякомпьютерных программ «Баба Яга» (Com.Media)с красивой мультипликационная графика, множеством задорных и веселых присказок и прибауток в стихотворной форме поможет ребенку не просто выучить буквы, но и закрепить навык чтения. Вработенад трудными звуками поможет программа «Домашний логопед. Практический курс» (ID Compani),котораясодержитболее 350 разнообразных упражнений для отработки проблемных звуков, иллюстрации к каждому упражнению, веселые скороговорки, игры, загадки, пословицы и поговорки, речевую и дыхательную гимнастику, упражнения на развитие неречевого и фонематического слуха. В программе содержатся две веселые миниигры –«Звуковик» и «Угадайка» (рычалки, жужжалки, пыхтелки, шуршалки), которые помогут в работе с безречевыми детьми, формируянавыки развития неречевого (различие бытовых шумов, звуков природы, животных и т. п.) и фонематического (различие звуков речи) слуха. Каждоеиз заданийигры «Машенька: Веселая азбука» (Dereza Production Studio)состоит из нескольких этапов. При успешном прохождении заданий, следующие немного усложняются, что даёт стимул к совершенствованию знаний. Эта обучающая игра помогает ребенку освоить буквы,слоги, закрепить полученные знания. Задания по изучению букв, составлению слогов и словпредставлены в игровой форме и развивают навыкисамостоятельнойработы на компьютере. Программа«Игры для Тигры» предлагает комплексный подход к коррекции речевых нарушений и содержит более 50 упражнений снесколькими уровнями сложности по темам«Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика». Упражнения каждого блока позволяют организовать логопедическую работу в соответствующем направлении, исходя из индивидуальных образовательных потребностей ребёнка.Также накоррекционныхзанятиях с использованием компьютера с детьми с нарушениями опорнодвигательного аппарата, обучающимися по программе VIII вида, успешнодостигается координированная работа зрительного, слуховогои моторного анализаторов. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.Основная часть занятия всегда посвящена непосредственному общению логопеда и ребенка, а компьютерную программу рекомендуется использовать только как дополнительное средство работы, как часть общего сценария всей работы логопеда с ребенком. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса, быть подобрана с учётом психофизических особенностей ребёнка с нарушением ОДА и применяться только тогда, когда это необходимо. Опыт показывает, что в результате комплексной логопедической работы у детей возрастаетречевая активность, потребность высказать свои мысли, чувства, что мотивирует общение ребёнка. Каждое логопедическое занятиепредставляет собой комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям учащегося.Применяя информационнокомпьютерныетехнологии (ИКТ)на логопедических занятиях с целью повышения эффективности процесса коррекционнологопедического воздействия, учительлогопед ставит задачи повышения мотивации интереса детейк логопедическим занятиям, положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии, интеллектуальное и социальное развитие, формирование навыков сотрудничества, самоконтроля, коррекции речевых нарушений, побуждает к активной творческой деятельности, создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.[5]Использование ИКТ позволяет в условиях школы VIвидаосуществлять с учащимися, имеющими интеллектуальную недостаточность, элементы проектной деятельности,создавать совместные компьютерные презентации, электронные доклады. Это является подготовкой для создания возможностей дальнейшей социальной адаптации, формирования жизненных компетенцийдетей с нарушениями ОДАпосле окончания школы.Реализацияинновационных технологийна логопедическихзанятияхстановится неотъемлемой частью коррекционноразвивающего процесса иявляется одним из важных результатов деятельностив практике работы учителялогопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Логопедпроводитработу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медикопедагогический подход в устранении речевых нарушений.В отечественной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались изолированно, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу методов смежных с логопедией наук. Межпредметные связи с нейропсихологией, лингвистическиминауками позволяют расширить рамки воздействия, оказываемого на развитие ребенка. Связи с педагогикой, методиками обучения родному языку, возрастной психологией помогают установить контакт с детьми, выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения ивоспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Ссылки на источники1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. М., 1960.500 с.2. Корнев А.И. Тяжелые и нерезко выраженные нарушения речи / А.И. Корнев. Изучения и коррекция речевых расстройств: Сб.тр. Л., 1986,С.96102.3. Леонтьев А.Н. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / A.A. Леонтьев. М., 2001,444 с.4.Лынская М.И. Использование компьютерныхтехнологий в работе логопеда.
Логопедия. –2006. –№ 2. –С. 54–56.5. Мастюкова ЕМ. Особенности понимания речи у учащихся с церебральным параличом /Е.М. Мастюкова //Дефектология. 1983. № 3,С.913.
Ilona Valentinovna Vysotskaya
teacher and speech therapistThe state budget special correctional educational institution of school № 584 «Ozerki» ,St. Petersburg(GBSKOW №584 «Ozerki»,St. Petersburg) director.np@mail.ruShuliak Inna Aleksandrovnateacher and speech therapistThe state budget specialcorrectional educational institution of school № 584 «Ozerki» ,St. Petersburg(GBSKOW №584 «Ozerki»,St. Petersburg) kridina@yandex.ruImplementation of innovative technologies in the work of the teacher speechtherapist with children with disorders of the musculoskeletal system,learners on the program type VIII,in the school setting VI species.Abstract:Speech therapy sessions using innovative technologies have become an integral part of the remedial developmental process and are one of the important results of the practice of speech therapists work with children with disabilities. The structure dizontogeneza children with HIA , along with systemic underdevelopment of speech activity is detected and originality of mental development , the specific features of the general emotional immaturity , hypoplasia , delayed or uneven development of intelligence , poor regulation of voluntary activity , motor disability. In order to optimize the correction process for the implementation of quality education for children used customize educational,educational softwarecopyrights presentation speech therapy sessions.Keywords:innovative technology,children with disorders of the musculoskeletal system,speech