Особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Краснобаева Я. А. Особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4296–4300. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55124.htm.
Аннотация. Статья раскрывает сущность понятия «народные подвижные игры», выделяет их классификацию. Проанализированы особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необходимость использования народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. На основе анализа специфики организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста определяется степень участия педагога в данных играх.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Краснобаева Яна Александровна,студентка ВятГГУ г. Кироваyana.krasnobaeva.93@mail.ru

Особенности организации народных подвижных игрс детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья раскрывает сущность понятия «народные подвижные игры», выделяет их классификацию. Проанализированы особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необходимость использования народных подвижных игр с детьмистаршего дошкольного возраста. На основе анализа специфики организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста определяется степень участия педагога в данных играх.Ключевые слова: народные подвижные игры, особенности организации, старшие дошкольники

Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания дошкольников. Народные подвижные игры –это яркое выражение народа, отражение этноса в целом и истории его развития. Издавна в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять выдержку, творческую выдумку, волю и находчивость.Народные подвижные игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они имеют огромное значение в физическом и умственном развитии дошкольников.Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движениях, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движения детей.Разнообразные двигательные операции в подвижной игре выполняются в наиболее естественной форме, тесно связаны с эмоциональными проявлениями детей. Благодаря этому совершенствуется выразительность движений, ловкость, смелость. Воспитательное значение подвижных игр не ограничивается их воздействием на физические качества ребенка. Они развивают также быстроту реакции, находчивость и сообразительность, умение быстро и точно оценивать обстановку и в соответствии с этим изменять направление движения, его скорость и так далее. Выполнение правил игры способствуют формированию волевых черт характера, организованности.Подвижная играявляется постоянным спутникомжизни ребенка. Потребность детей в подвижных играх естественна, в них можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у детей большой интерес. С точки зренияА.В. Кенеман, народные подвижные игры это традиционное средство педагогики, отражающее образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Народныеподвижные игры являются частью интернационального, художественногои физического воспитания детей [1].И.Г. Гаврилова считает, что народные подвижные игры –это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. У детей появляется возможность, как проявить себя, так и увидеть в действии различные предметы народного быта [3].Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и другие [5].Э.А. Степаненкова определила сущность подвижных игр. Она отметила, что подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируютсясоциальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его[5].Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на трибольшие группы: 1)сюжетные;

2) бессюжетные игры, 3)игрызабавы. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В старших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры.Вместе с тем в работе с детьми старшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное местомежду гимнастическими упражнениями и подвижными играми.Э.Я. Степаненкова считает, что сюжетные народные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или придуманный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробушка, волка, гуся и так далее (например, удмуртская народная игра «Серый зайка» или белорусская народная игра «Ежик и мыши»).Бессюжетные народные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это игры с элементами соревнования или игрыэстафеты (русская народная игра «Выгони мяч»). Для детей младшей,среднейи старшейгруппы дошкольников используют игрызабавы (например, русская народная игра «Найди предмет») [5].Игразабава универсальный способ жизнедеятельности маленького ребенка. Все, чем он занимается: складывает из кубиков башенку, катает мячик, кормит куклу или просто бегает, взрослые называют игрой. И в этом есть большая доля истины. Ведь игра это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие [5].Вместе с тем игразабава —не просто приятное время препровождение, но и самый естественный путь обучения, гораздо более действенный, чем многие «полезные занятия», порой скучные и неинтересные детям. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей. Среди таких игр особое место занимают игрыпотешки: «Ладушки», «Сорокаворона», «Едемпоедем», «Баранбаран» и другие фольклорные игры. В играхпотешках, в песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает малыша, простота и легкость действий, сочетание в них знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи и активнойречи, обогащению словаря, произвольности действий, умению действовать синхронно с партнером. Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух. Вместе с этими приятными переживаниями в жизнь ребенка постепенно входят действия «понарошку»: ведь в подобные игры включены элементы условности, сочетающие словесное обозначение персонажа игры и его действий, которые взрослые многократно адресуют малышу, что способствует развитию его воображения [5].К играмзабавам относятся и хороводные игры. Эти игры предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом. Они не только забавляют малышей, но и учат согласованности движений, способствуют развитию внимания к действиям других людей. В такие игры с маленькими детьми в семье играют редко, считая, что они предназначены для детей более старшего возраста и предполагают большое число участников. Однако для хоровода вполне достаточно трех человек —мамы, папы и ребенка. А если в семье есть бабушка, дедушка и старший ребенок, такая игра доставит удовольствие всем домашним. Малышу наверняка понравится игра в «Каравай», «Карусели», «Раздувайся, пузырь!». В такие игры особенно интересно играть на семейных праздниках, когда в гостиприходят другие малыши [5].Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития[5].М.Ф. Литвинова указывала, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. М.Ф. Литвинова предложила использовать подвижные игры в воспитании детей. Она считала, что в игре надо научить детей сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию [6].На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые, педагоги, но и общественные деятели. Так, Л.М. Павлова отмечает, что игры имеют громадное значение для детей по удовольствию, которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное [7].Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Далее необходимо рассмотреть вопрос о специфике организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых в этом возрасте отличает довольно высокая возбудимость.Н.С. Ширяеваотмечает, что у детей 5

6 лет возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, нотакже и способах ее достижения [9].

Главной задачей педагога является обучение детей играть самостоятельно и активно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу.Е.А. Тимофеева считает, что старшим дошкольникам уже доступны многие элементы и простейшие правила игры. У детей 5

6 лет все большее место начинают занимать игры, в которых результат зависит от взаимодействия нескольких играющих и их действий в соответствии с правилами. Это несложные игрыэстафеты, в которых ребенок заинтересован не только в своих личных результатах,но и в результатах всей команды (Русские народные игры «Горелки» и«Чье звено скорее соберется»)[4].Детям очень нравятся и различные игрызабавы. Двигательные задания в них выполняются в необычных условиях, часто включают элементы соревнования, напримербег в мешках, «Петушиный бой», перетягивание каната. Выполняют такие задания часть детей или все дети, но поочередно; все остальные в это время являются зрителями. Э.Я. Степаненкова считает, что большуюроль в организации народных подвижных игр с детьми 5 –6 лет играет воспитатель. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные [5].Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу выбирать методы руководства детской деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное, создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе.Подбор и планирование народных подвижных игр зависят от условий работы старшей дошкольной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных особенностей и интересов. При подборе сюжетных игр принимаются во внимание сформированность у ребенка представлений об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу с детьми: читает художественную литературу, организует наблюдения за природой, деятельностью людей, национальными особенностями народов, проводит беседы [5].Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает их вместе с детьми в их присутствии.Э.Я. Степаненкова также отмечает, что важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий. Она может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера движений. Он продумывает способы сбора детей на игру и внесение игровых атрибутов. Ознакомление детей с новой народной подвижной игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально в течение 1,5 –2 минут[5]. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых детей соединяют со смелыми и активными.Руководство воспитателя народной подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить их затем объяснить, почему они поручили роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим [5].Для распределения ролей применяются считалкишутки, например: «Пчелы в поле полетели, закружили, загудели; сели пчелы на цветы, мы играем, водишь –ты!»В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием ребенка в игре.Руководя игрой, педагог воспитывает нравственность ребенка; формирует у негоправильную самооценку, взаимоотношения детей друг с другом, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать различные трудности [5].Э.Я. Степаненкова отмечает, что в руководстве подвижными играми особое место занимает подведение итогов: старших дошкольников интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Поэтому в конце игры педагог обязательно кратко подводит итоги, отмечает успехи детей, говорит, что выполнено хорошо и какие и кем нарушения были допущены.Оценка воспитателя должна быть обоснованной, аргументированной. Это поможет предупредить возможные неадекватные проявления в поведении детей, снять излишнюю возбужденность, азарт, стремление добиться выигрыша любой ценой.М.А. Доронина отмечает, что народную подвижную игру для большой группы детей организуют на прогулкепозднее; при этом необходимо учитывать интересы детей, не нарушать их творческой игры, особенно если в данный момент она проходит интересно и в ней участвует много детей.М.А. Доронина также считает, что игры для детей старшего дошкольного возраста подбирают в основном сами воспитатели, но их задача облегчается, так как дети уже знают много игр, разученных в предыдущих возрастных группах. Педагог обязательно обращает внимание на сложность двигательных заданий и правил, их соответствие знаниям и представлениям, индивидуальным особенностям и желанием детей. Подготовка к игре и сборы на игру в этой возрастной группе уже не затрудняют ни воспитателя, ни детей.Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и другие). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают [4].Ф.Г.Фролов считает, что в работе с детьми рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.) [12].Дети старшего дошкольного возраста знают достаточное количество народных подвижных игр и могут самостоятельно их организовать, не обращаясь за помощью к педагогу.В большинстве случаев, при выборе водящего, каждый ребенок хочет выполнять данную роль и проявляет инициативу. В случае, если детям не удается придти к общему мнению, то для определения водящего, могут быть использованы различные считалки (например, «Белки зайцев угощали», «Вышел ежик из тумана и другие).Выбрав водящего, дети начинают народную подвижную игру. Главная особенность старших дошкольников заключается в том, что дети сами стараются выполнять все правила и следят за тем, чтобы эти правила выполняли и остальные дети. Если детьми обнаруживается, что кто –то не следует правилам, то может начаться конфликт и возможно, будет необходимо привлечь педагога для разрешения этого конфликта.Также можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста могут видеть в педагоге партнера по игре, и в случае недобора человек в той или другой команде, могут пригласить воспитателя поучаствовать в игре.В конце игры дети подводят итоги самостоятельно или при помощи педагога. Для победителей могут быть подготовлены призы или различного рода привилегии, которые могут придумать сами дети.Проанализировав все особенности организации народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что педагогический эффект подвижной игры вомногом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данныймомент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот».Педагогу потребуется немало усилий, чтобы дети заинтересовались народными подвижными играми. Он проводит с детьми различные занятия, знакомит с культурой разных народов. Старшие дошкольники более старательные, чем малыши, и могут помочь воспитателю в подготовке игры.

Ссылки на источники1.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ М.: Просвещение, 1988239 с.:ил. (Дата обращения 21.03.2014)2.Шангина И.И. Русские дети и их игры/ CПб.: ИскусствоСПБ, 2000.296 с.–(Дата обращения 21.03.2014)3.Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду/ СПб.: ДетствоПресс, 2008.160 с.–(Дата обращения 21.03.2014)4.Тимофеева Е.А. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 2.М.: Издательский дом « Воспитание дошкольника», 2009.112 с.: илл.–(Дата обращения 21.03.2014)5.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - 2е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.–(Дата обращения 21.03.2014)6.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. / М.Ф. Литвинова.М.: Просвещение, 1986.82 с.–(Дата обращения 22.03.2014)7.Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4.–(Дата обращения 22.03.2014)8.Никитина И.В. Народные подвижные игры как основа формирования физического совершенства дошкольников. –доклад, 2008http://doshvozrast.ru/igra/igrapodvig06.htm (Дата обращения 22.03.2014)9.Ширяева Н.С. Этнопедагогические технологии изучение жанра традиционных игр на уроках народного творчества ( Киров)/ Н.С. Ширяева// Человек и образование. №1. (30). 2012. С.6265. –(Дата обращения 23.03.2014)10.Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11.–(Дата обращения 23.03.2014)11.Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста/ М.А. Доронина// Дошкольная педагогика. 2007. №4. С.1014. –(Дата обращения 23.03.2014)12.

ФроловВ.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: Пособие для воспитателя. –М.: Просвещение, 1986.159 с.–(Дата обращения 23.03.2014)

Krasnobaeva Yana AlexandrovnaStudent VyatGGU, Kirovyana.krasnobaeva.93@mail.ruFeatures of the organization national outdoor games with children preschool ageAbstract. The article reveals the essence of the concept of "national outdoor games", highlights their classification. The features of the organization of national outdoor games with children preschool age. Identified and justified the need for a national outdoor games with children preschool age. Based on analysis of the specificity of the organization of national outdoor games with children preschool age is determined by the degree of participation of the teacher in these games.