К вопросу об оценке инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма Омской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кириченко А. В. К вопросу об оценке инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма Омской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4326–4330. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55130.htm.
Аннотация. Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса в сфере туризма — это выбор предприятия, в которое будут вложены ресурсы. Решить данную задачу возможно с помощью анализа инвестиционной привлекательности туристских предприятий. В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Исследованы методические подходы к анализу с выделением достоинств и недостатков, присущих каждому из представленных направлений, а также выделены аспекты, формирующие инвестиционную привлекательность предприятий сферы туризма, которые кратко раскрываются через систему экономических показателей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кириченко Анастасия Владимировна,старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса», г.Омскkirav5@mail.ru

К вопросу об оценке инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризмаОмской области

Аннотация. Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса в сфере туризма —это выбор предприятия, в которое будут вложеныресурсы. Решить данную задачу возможно с помощью анализа инвестиционной привлекательности туристских предприятий. В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Исследованы методические подходы к анализу с выделением достоинств и недостатков, присущих каждому из представленных направлений, а также выделены аспекты, формирующие инвестиционную привлекательность предприятий сферы туризма, которые кратко раскрываются через систему экономических показателей.

Ключевые слова: туризм, туристские предприятия, инвестиции, инвестиционная привлекательность, экономический анализ, финансовоэкономические показатели.

ВРоссии в настоящее время постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социальноэкономического развития регионовстраны. По даннымВсемирной туристской организации, Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2011 год страна приняла около 25млн. международных туристов (13е место в мире), ее доходы от международного туризма в 2011 году составили $11,4млрд.[1].Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В настоящее время в странесфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)», согласно которой в течение 8 лет на развитие туризма будет выделено около 100 млрд. рублей. Средствабудут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, которые будут реализовываться на территориях с наибольшим туристическирекреационным потенциалом[2].В России внутренний и въездной туризм развит пока в нескольких регионах (СевероЗапад, Поволжье, Черноморское побережье). Освоение новых рекреационных территорий позволит решать социальные проблемы и способствовать экономическому развитию регионов страны [3].Современное развитие индустрии туризма в Омской области характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Сделать выводы о привлекательности турсферы регионаможно, проанализировав данные Росстата РФ об основных показателях услуг в исследуемой области (табл. 1) [4, с. 264314].Это подтверждается исследованиями природноресурсного и рекреационного потенциала азиатской части России, проведённого на основе математического анализа с помощью балльной оценки[3].Омское Прииртышье, уступая ряду сибирских регионов, например, Иркутской области, Красноярскому и Алтайскому краю,тем не менее, имеет относительно высокую оценку рекреационных ресурсов(выше среднего).Таблица 1Основные показатели услуг в области туризма в Омской области

Показатель20002005200820092010Объем платных туристских услуг населению, млн. руб.213709549781042Численность российских туристов, отправленных турфирмами в зарубежные туры, чел.

26351398204161153914Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб.

287495432471Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.189301333351451Объем платных санаторнооздоровительных услуг населению, млн. руб.114363586613632

Основными факторами, определяющими привлекательность Омской области, как туристского региона, по мнению И.А. Раннинен,являются: выгодное географическое расположение области;наличие привлекательных природнорекреационных ресурсов;историческое и культурное наследие региона;наличие транспортных магистралей, для транзитных остановок в туристских маршрутах по Сибири и странам АзиатскоТихоокеанского региона;место проведенияизвестных международных и всероссийских мероприятий. Есть факторы, негативно влияющие на развитие туризма в Омской области: наличие неадекватной информации о Сибири в условиях сложившихся стереотипов;несоответствие ценовой политике предлагаемых услуг;низкая конкурентоспособность объектовразмещения;неразвитость транспортного обслуживания;неэффективная инфраструктура отрасли;слабое межотраслевое взаимодействие;отсутствие информационного взаимодействия с другимирегионами [3].Таким образом, Омская область располагает достаточно большим потенциалом для дальнейшего развития туристской отрасли, основой которого являются природные и культурно–исторические ресурсы, а также материальная база и профессиональные кадры. В настоящее время в данную сферу активно привлекаются инвесторы с целью создания на базе природных экологорекреационных ресурсов региона современной туристской индустрии, предоставляющей широкие возможности для отдыха, изучения уникальных природных и культурноисторическихобъектов.Отметим, чтосегодня привлечение инвестиций и реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, —вопрос выживания.Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услугс улучшенными количественнокачественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность [5, с. 156157].Один из самых важных и ответственных этапов данного процесса —это выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия.Решению практических проблем объективной оценки инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта мешает путаница в терминологии и несовершенство понятийного аппарата. В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению содержания понятия «инвестиционная привлекательность хозяйствующего субъекта». В этой связи задачи и проблемы, возникающие в ходе инвестиционного процесса, решаются каждым инвестором самостоятельно, опираясь на его субъективные представления вэтих вопросах.В западной экономической литературе понятие «инвестиционная привлекательность» («investment opportunity») используется в целях характеристики благоприятности внешней среды (относительно объекта вложения) для осуществления инвестирования в данный объект в настоящем периоде времени. Таким образом, термин определяет состояние внешней среды, а не непосредственно объекта вложения.Российскими учеными предлагаются различные толкования понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Тем не менее, среди них можно выделить ряд сходных признаков, раскрывающихсущность данной экономической категории. В процессе систематизации подходов можновыделить следующие направления в рассмотрении инвестиционной привлекательностикак:уровняразвития предприятия;степени достижения целей и выполненияусловий инвестора;совокупностипоказателей;степени достиженияэкономического эффекта; характеристикиэкономического состояния среды функционирования организации. Данная классификация была разработана на основе подхода, изложенного в работе О.Ю. Толкаченко [6],однако в оригинальный подход были внесены существенные изменения и дополнения[7].Подводя итог вышесказанному и объединяя характеристикитакого сложного и многозначного понятия как «инвестиционная привлекательность» применительно к туристским предприятиям, уточним данное определение.Исходя из того, что туристское предприятие –это самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги [8, с. 87].Следовательно, под инвестиционной привлекательностью турпредприятий будем иметь в виду совокупность объективных финансовоэкономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям инвесторов по соотношению «доходностьриск» для инвестирования в соответствующие категории туристских объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени. В настоящее время ни у кого из субъектов инвестиционной деятельности не вызывает сомнений необходимость анализа инвестиционной привлекательности предприятия –потенциального объекта инвестирования –как обязательной процедуры, предшествующей расчету ожидаемой эффективности любых вложений в этот объект. Причина –в признании того факта, что системный подход к организации инвестиционного процесса предполагает непременным атрибутом предварительную оценку возможностей той экономической системы, которая призвана обеспечить требуемую экономическую или иную эффективность данного процесса.Инвесторы, принимая решение об инвестировании предприятия и стремясь при этом минимизировать риски, предъявляют определенные требования к обоснованию целесообразности использования привлекаемых средств. Как показывает практика, анализ и оценка инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов во многих случаях не проводятся вообще, а если и проводятся, то преимущественно на основе использования показателей финансового состояния, т. е. носят односторонний характер. В результате задача достижения требуемой эффективности инвестиций зачастую остается нерешенной.Следует отметить, что среди экономистов не существует единого подхода к анализу инвестиционной привлекательности, а также мнения относительно направлений, количества и структуры показателей оценки, которые характеризуют инвестиционную привлекательность субъектов хозяйствования. Разработанные в мировой и отечественно практике методики по оценке и анализу инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на три группы. Преимущества и недостатки каждого из подходов схематично представлены на (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика подходов к оценкеинвестиционной привлекательности предприятия

Сравнительный анализ существующих методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия показал, что авторы научных исследований зачастую без содержательного обоснования предлагают оценивать исследуемую экономическую категорию по разному количеству и составу показателей (табл. 2). Лишь в семи методиках предполагается сравнение расчетных и эталонныхзначений показателей. Большинство авторов предполагают рассчитывать сводный показатель инвестиционной привлекательности предприятия[9]. Изучив научные источники по вопросам оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно отметить, что методологические аспекты всестороннего, комплексного подхода к оценке инвестиционной привлекательности предприятия в настоящее время мало разработаны ученымиэкономистами. Таким образом, для получения реальной и достоверной информации должны получать распространение частные методики оценкиэтой экономической категории, учитывающие не только общепринятые критерии, но и экономические реалии в том или ином секторе народного хозяйства, отраслевые особенности финансовохозяйственной деятельности Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятияАнализ рыночной капитализации предприятий и производных показателей(Метод рейтинговой оценки)Анализ финансовоэкономических показателей деятельности предприятияРасчет единого (обобщающего) показателя –коэффициента инвестиционнойпривлекательности предприятия(Метод интегральной оценки)Недостатки:Отсутствие в оценке существенных для инвестора аспектов деятельности предприятия; сложность объективной и точной оценки неформализованных критериев инвестиционной привлекательности предприятия; в большинстве отсутствие эталонных значений частных показателей.Преимущества:Использованиеобщепринятых критериев, в частности объективных индикаторов привлекательности предприятияэмитента в условиях рыночной экономикиНедостатки:Недостоверность и необъективность полученных результатов об инвестиционной привлекательности предприятий в российской экономики в силу неразвитости фондового рынка и невозможность применения для оценки предприятийнеэмитентовПреимущества:Использование традиционных групп экономических показателей; установленный алгоритм их расчета, а также нормативных значений; доступность информационной базы для проведения анализаНедостатки:Ограниченность оценки инвестиционной привлекательности предприятия зачастую только финансовыми аспектом; сложность выбора объекта инвестирования на основе множественных количественных оценок.Преимущества:Обобщенная количественная оценка уровня инвестиционной привлекательности предприятия;Системная характеристика достигнутого уровня инвестиционной привлекательности предприятий с учетом количественных и качественных параметроворганизаций, стратегические намерения и текущие интересы инвесторов. В связи с чем, возникает потребность в разработке методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий туристской сферы деятельности.

Таблица 2Система показателей инвестиционной привлекательности предприятий в существующих методиках ее оценки

№Авторы методикНаличие в методикегрупповых показателейэталонных значений частных показателейинтегрального показателяучета других факторовфинансовой устойчивостиплатежеспособностиделовой активностирентабельностидоходностиНа основе анализа финансовоэкономических показателей деятельности предприятия1Философов Л.2232



2Крылов Э.И. и др.13656



3Методические рекомендации по оценке ценных бумаг эмитента3112

+4Шилов А.12

12

5Крейнина М.Н.

23

6Суверов С.+++3

+7Ерошенков С.Г.3+

3

+8Шарп У.

6523

9Ковалев В.В.



3

+10Абрютина М.С., Грачев А.В.33



11Романов А.И., Лукасевич И.А.

1114

+12Белых Л.П.



+

14Иванченко О.Г.1133

+На основе расчета единого интегрального показателя14Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.2378

+++15Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф.2378

+++16Вахрушина М.А., Пласкова Н.С.2112

+

17Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д.1114

++

18Гиляровская Л.И. и др.9+

+

+

19Теплицкий В., Костюковский Ю.

113

++20Браверман А.211

+++21Игольников Г.П., Патрушева Е.Г.431

2+++22Рейтинговый центр фирмы «AK&M»

3

3

++23Щиборщ К.В.+3

1

++24Едронова В.Н., Мизиковский Е.А.55411

++

25Давыдов С.Б.

4

++26Симановский А.Ю.



++27Валинурова Л.С., Казакова О.Б.++

++

++28Севрюгин Ю.В.1112

++29Бабушкин В.А.+++

++30Денчук А.Е.+++++

++31Белякова М.Ю.31

2

++32Глущенко М.Е.++



++33Прибыткова Г.В.++++

++34Перцухов В.И.1222

++

Финансовохозяйственная деятельность туристских предприятий имеет целый ряд ярко выраженных особенностей по сравнению с другими сферами хозяйствования, и во многом они обусловлены спецификой индустрии туризма, производственным процессом турпредприятий и существующими финансовыми отношениями.Рассмотрим некоторые из особенностей детальнее.1. Главные виды деятельности в данной области –туроператорская и турагентская. Туроператорскаядеятельность —деятельность по формированию, продвижениюи реализациитуристского продукта, осуществляемая юридическим лицом(далее —туроператор). Турагентская деятельность —деятельность по продвижениюи реализациитуристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее —турагент).То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторнокурортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителяк конечным потребителям. Таким образом, туроператор наделен правом осуществления деятельности по формированию туристского продукта.В соответствии состатьей 9Федерального законаот 24.11.1996 г. № 132ФЗ«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [10] туристский продукт формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает предоставление услуг, подготавливает рекламноинформационные издания по своим туристским продуктам, устанавливает цены на турпродукт.На туристском рынке преобладают турагенты. Так, в составе туристских фирм Российской Федерации они занимают около 80%, а туроператоры –10% общего количества турфирм [11, с. 43].Напомним, что в настоящее время туроператорская и турагентская деятельность не лицензируется [12]. Вместо получения лицензии турфирмы обязаны встать на учет в единый федеральный реестр туроператоров.В соответствии с частью 2статьи 4.1Закона № 132ФЗвсе туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметьфинансовое обеспечение.Законом№ 47ФЗстатья 4.1Закона № 132ФЗ дополнена частью 3, согласно которой туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, при этом все туроператоры обязаны ежегодно уплачивать взнос в компенсационный фонд данного объединения, размер которого устанавливается в определенной доле (0,1%) денежных средств, полученных туроператором отреализации туристского продукта, но не менее чем в размере 100 000 руб.Снижен минимальный размер финансового обеспечения для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма.Итак, согласностатье 17.2Закона № 132ФЗ размер финансового обеспеченияопределяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:500 тысяч рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;30 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют не более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, а также для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма и применяющих упрощеннуюсистему налогообложения; 12% объема денежных средств, полученных от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют более 250 миллионов рублей, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года.Таким образом, наличие финансовой гарантии и внесение в единый федеральный реестр туроператоров необходимые условия, выполнение которых является основанием дляосуществления туроператорской деятельности.2. Покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объёмы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения.3. Высокая зависимость от факторов внешней среды. Туристский бизнес очень сильно подвержен внешним влияниям, он реагирует даже на незначительные изменения, как в политической, так и экономической сфере. Поэтому не трудно понять, что туризм зависит от денежного и валютного рынка.4. Для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса натуры во времени. Количество продаваемых путёвок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха. 5. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств. Она обусловлена тем, что, вопервых, объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своегоинтереса. Вовторых, в туризме производство, реализация и организация потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственнообслуживающий процесс. Эти факторы определяют своеобразие движения оборотных средств в туризме, которое значительно отличается от обращения средств в промышленности, торговле, общественном питании. Так, турист платит деньги за то, что он видит, и что его впечатляет (интересные явления природы, памятники истории и культуры и т.п.). Для туристской фирмы при получении дохода важное значении имеют вид и качество туристских впечатлений, которые должны соответствовать туристским интересам. Изменение или исчезновение (частично или полностью) объектов туринтереса приводит к резкому замедлению оборачиваемости денежных средств и уменьшению денежных поступлений.6. Для туризма характерна определенная структура организационноправовой формы предприятий данной отрасли. Подавляющую часть предприятий данной сферыбизнеса можно отнестик среднемуи маломупредпринимательству. В сфере туризм выделяют, как правило, две основные и часто встречающиеся формы организации туристских предприятий: в основном общество с ограниченной ответственностью и встречающиеся крайне редко акционерные общества закрытого типа. Эта особенность находит выражение в степени развитости дивидендной политики в сфере туризма. Например, для большинства туристских фирм такого понятия как «дивиденд» не существует. Полученная прибыль зачастую расходуется на дальнейшее развитие фирмы, например, на разработку новых туров, оплату рекламных туров работникам, предоплату за блоки мест на чартерах и т.д.Отметим также, что кредитные учреждения более благосклонно относятся к предприятиям с такой организационноправовой формой хозяйствования, которые несут неограниченную ответственность по своим обязательствам. К обществам же с ограниченной ответственностью коммерческие банки, в том числе и зарубежные кредитные учреждения, относятся с недоверием, так как и учредители таких обществ несут ограниченную ответственность (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что, собственно, влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.7. Для туристских фирм характерны особый состав и структура финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более ⅔) и частично за счет собственных средств. Это связано с тем, что туристская фирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги по этой путевке. Среди привлеченных средств основная доля (50% и более) приходится на кредиторскую задолженность [11, с. 43].Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка, которое определяется, прежде всего, тем, что между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются и продаются обычно за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.8. Сложность в получении заемного капитала (для небольших туристских фирм). Данная особенность обусловлена тем, что такие предприятия, как правило, не располагают собственными внеоборотными активами, обеспечивающими кредит (например, здания, транспортные средства и т.д.). Большая часть имущества таких фирм, включая помещение, где располагается туристское предприятие, арендовано или получено по договору лизинга, а значит, не является гарантом длякредитных учреждений при принятии решения о предоставлении заемного капитала.9. Туристские фирмы не вкладывают свой капитал в создание объектов туристского показа, но уже само их существование приносит фирме денежный доход. Организация оплачивает лишь услуги, связанные с показом туристам данных объектов. 10. Особенности ценообразования на продукцию в сфере туризма. Цена туристского продукта или отдельной услуги является весьма динамичной и зависит от многих факторов: стоимости услуг, входящих в турпакет,числа туродней, вида тура (групповой, индивидуальный), количества туристов в группе, их возрастного состава, сезонности и т.д. Расчет цены на турпродукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится не к определению себестоимости тура, а его продажной цены, что вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм и отражается на их финансовом положении.Указанные особенности функционирования предприятий турсферы приводят к тому, что существующие методические разработкине вполне корректны для использования в целях экономического анализа и установления реального уровня привлекательности предприятий туристской сферы деятельности, в частности, туристских фирм.Анализ инвестиционной привлекательности предприятий, как часть экономического анализа, представляет собой элемент системы управления турпредприятием. Его функции в системе управления реализуются через принятие обоснованных решений о целесообразности вложений инвестиционных средств в тот или иной объект через формирование положительного инвестиционного образа предприятия на рынке капитала.Основной целью анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия является количественная оценка достигнутого уровня инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования.Предметом анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия являются производственнохозяйственные процессы, полученные финансовые результаты и эффективность деятельности, а также отраслевые особенности функционирования предприятия. В качестве объекта рассматривается турпредприятие (турфирма).Представляется целесообразным использовать при проведении анализа инвестиционной привлекательности туристского предприятия систему показателей, объединенных в блоки: анализ финансовой привлекательности; анализ ресурсного потенциала; анализ туристских потоков; анализ влияния сезонностина финансовохозяйственную деятельность турфирмы.На первом этапе (первый блок) для оценки финансовой привлекательности предприятия воспользуемся традиционными группами показателей финансового анализа: анализ платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности и результативности деятельности, способности предприятия к саморазвитию в определенный момент времени, оптимальности структуры капитала, способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды,переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска.На втором этапе следует оценить темпы развития туристского предприятия и определить, в какой мере оно приблизилось к наивысшему уровню использования ресурсов и эффективности деятельности. Непосредственно для определения эффективности функционирования предприятия социальнокультурного сервиса и туризма необходимо оценить эффективность использования имеющихся ресурсов. Для этого используют сравнительные (приростные) показатели, т.е. определяется функция эффективности использования ресурсов. Показатели финансовоэкономической деятельности туристского предприятия включают: объем продаж —количество проданных туров; выручку от продаж туристского продукта; показатели использования ресурсов рабочей силы; показатели использования основных фондов и оборотных средств; показатели производительности труда и фонда заработной платы; себестоимость поданных турпродуктов и т.д.Анализ туристских потоков (анализ рыночных сегментов) на рынке туристских услуг и его последующее прогнозирование являются важнейшими составляющими успеха турфирм. Это становится тем более актуальным в условиях обостряющейся конкурентной борьбы. Экономический и маркетинговый анализ рыночного спроса способствует повышению уровня его регулируемости и предсказуемости, что позволяет строить соответствующие маркетинговые стратегии и максимально эффективно осуществлять бизнеспланирование. В конечном итоге подобный анализ помогает достижению турфирмой ее основополагающих целей, основанных на современном маркетинговом подходе, получение максимально возможной прибыли на основе удовлетворения потребностей потребителей в туристских услугах, приращение своей инвестиционной привлекательности [10, с. 160179].Для туристского рынка, а значит и для субъектов осуществляющих свою деятельность в границах этого рынка (турфирм и прочих предприятий туриндустрии), характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность –явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Динамика спроса на различные турпродукты обуславливает колебания цен (ихдифференциацию) в течение года. Анализ сезонности продаж турпродукта может проводиться при помощи любого ныне известного метода: простой средней, относительных чисел (величин), скользящей (подвижной) средней, аналитического сравнения.На подготовительном этапе необходимо учесть, насколько полно и достоверно представлена вся существенная информация, необходимая инвесторам для проведения объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Также важно знать, каким образом раскрывается эта информация, какова трудоемкость (стоимость и затраты времени) сбора и обобщения требуемой инвестору информации.Разработанный подход к анализу инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма, базирующийся на комплексном подходе кизучению объекта исследования, позволяет учитывать разнообразныеаспекты привлекательности предприятия и отраслевые особенности его деятельности, что обеспечивает наиболее точные и достоверные результаты проводимых аналитических процедур.

Ссылки на источники1.Туризм в России [Электронный ресурс]. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ Туризм_в_России#(дата обращения: 22.10.2013).2.О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации»: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644// СПС «КонсультантПлюс3000»(дата обращения: 22.10.2013).3.Раннинен, И. А. Анализ экономической эффективности управления туризмом в Омской области / И. А. Раннинен.[Электронныйресурс]–URL:http://omskturinfo.ru /index.php?option=com_ content&view= article&id=130&Itemid=51&lang=ru(датаобращения: 22.10.2013).4.Платное обслуживаниенаселения в России. 2011: Стат. сб. /Росстат. M., 2011. –387 c.5.Боголюбов,В. С. Экономика туризма: учеб. пособие/ В. С Боголюбов. –2е изд., стер. –М. : Академия, 2007.–192 с.6.Толкаченко, О. Ю. Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия/О.Ю. Толкаченко// Транспортное дело в России. –2008. –№ 4. –С. 8687.7.Кириченко, А. В. Методические основы оценки инвестиционной привлекательности предприятий туристской сферы деятельности /А.В. Кириченко// Вестник Омского университета. Серия «Экономика», 2010. № 4. С. 145153.8.Яковлев,Г. А. Экономика и статистика туризма : учеб. пособие / Г. А. Яковлев –4е изд., перераб. и доп. –М. : Издательство РДЛ, 2007. –480 с.9.Кириченко, А. В. Методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма в условиях инновационной экономики/А.В. Кириченко//Научные ведомости Белгородского государственного университета Серия История. Политология. Экономика. Информатика,2011. № 1 (96) выпуск 17/1 С. 4556.10.Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.11.1996 № 132ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11.2012) // КонсультантПлюс: справ.прав. система. Компания ПРОМЭКС. М., [2014].11.Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Боголюбов, С.А. Быстров. –М. : Академия, 2008. –400 с.12.О лицензировании отдельных видов деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 04.05.2011 № 99ФЗ (ред. от 04.03.2013) // КонсультантПлюс: справ.прав. система. Компания ПРОМЭКС. М., [2014].13.Сосненко, Л. С.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс : учеб. пособие / Л. С. Сосненко [и др.] –М. : КноРус, 2007. –344 с.

Anastasia Kirichenko,Lecturerat the chair ofaccounting, analysis, auditOmsk State Service Institute,OmskOn the estimation of investment opportunityenterprises in the sphere of tourism of the Omsk regionAbstract.Oneof the most importantand responsible stagesof the investment processis the choice ofthe enterprise in the tourism industry,in which will be invested resources.To solvethis problemis possible by the analysisof investment opportunity oftourist enterprises. The article attempts tosystematize theexisting approachesto the definition of«investment opportunity ofthe enterprise».It was investigated methodologicalapproaches to the analysisof investment opportunitywith the release ofthe advantages anddisadvantages ofeach represented areas, as well asit was selectedthe aspects of forming theinvestment opportunityof tourismenterprises, which are brieflyrevealedthrougheconomic indicators.Keywords:tourism, touristenterprises, investments, investment opportunity, the principlesof investingin tourism, economic analysis, financial and economic indicators.