Учение об Антроподицее - основа религиозного экзистенциализма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Потапенко М. И. Учение об Антроподицее - основа религиозного экзистенциализма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4341–4345. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55133.htm.
Аннотация. В статье рассматривается учение об антроподицее Н. А. Бердяева. Антроподицея, то есть оправдание человека, по Бердяеву, - это обоснование творческой сущности человека, его стремления к свободе, составляющих его подлинное предназначение в мире. Учение Н. А. Бердяева об антроподицее отражает "экзистенциальный подход" к бытию человека.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Потапенко Маргарита Ивановна,

кандидат философских наук, доценткафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Московского государственного агроинженерного университета им В. П.Горячкина», г. Москва.margaritapotapenko@mail.ru

Учение об Антроподицее

основарелигиозного экзистенциализма Н.А. Бердяева

Аннотация.В статье рассматривается учение об антроподицееН.А. Бердяева. Антроподицея, то есть оправдание человека, по Бердяеву, это обоснование творческой сущности человека, его стремления к свободе, составляющих его подлинное предназначение в мире. Учение Н.А. Бердяева об антроподицее отражает "экзистенциальный подход" к бытию человека.

Ключевые слова:антроподицея, философская антропология,религиозный экзистенциализм, творчество, свобода.

Николай Александрович Бердяев (1874—1948)—наиболее известный в мире русский религиозный философ ХХ в., писатель и публицист. Наследие Бердяева огромно, однако самыми важными для понимания философии Н.А. Бердяева являются книги, написанные им в годы вынужденной эмиграции:"О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931); "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии"(1939);"Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация" (1947); уже после его смерти были опубликованы работы: "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949); "Царство Духа и царство Кесаря" (1949); "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1952). Мировоззрение Н.А. Бердяева можно определить как персоналистическую разновидность экзистенциальнойфилософии. В центре философских размышлений Бердяева были проблемы личности, смысла жизни и смерти, отношения Бога и человека, свободы и творчества. Человек (в духе традиционной христианской философии) понимается Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души, причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела. Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы "освободить душу" из этого плена, "выйти из рабства в свободу, из вражды "мира" в космическую любовь". Основное средство для этого—творчество, а способностью к творчеству человеческая душа наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию БогаТворца. Творчество и свобода неразрывно связаны: "тайна творчества и есть тайна свободы".

Н. А. Бердяевсам себя называл "философом свободы". И если говоритьо соотношении свободы и творчества в его метафизике, то приоритет здесь принадлежит именно свободе.Н. А. Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; и наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Человеческая иррациональная свобода коренится в "ничто", из которого Бог сотворил мир. Это "ничто" не есть пустота; это первичный принцип, предшествующийБогу и миру и не содержащий никакой дифференциации. Данную концепцию Бердяев заимствовал от Якова Бёме (1575 1624), немецкого философа мистика, который обозначал этот первичный принцип термином Ungrund (первичный хаос)[4,с.309]. Бердяев пишет о том, что из Божественного Ничто, или из Ungrund, рождается Святая Троица, Бог Творец. Сотворение мираБогом Творцом есть вторичный акт, с этой точки зрения, можно сказать, что свобода не создается Богом: она коренится в Ничто, вUngrund, извечно. Противоположность междуБогом Творцом и свободой является вторичной; в первобытном обряде Божественного Ничто эта противоположность выходит за пределы, так как и Бог и свобода выступают изUngrund. Бог Создатель не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Человек есть детищеБогасвободы ничто, небытия ... Меоническая свобода согласуется с Божественным актом творения; небытие свободно приемлет бытие. Отсюда следует, что Бог не обладает властью над свободой, которая им не создается. Бог Создатель является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой. Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает возможность как добра, так и зла. С точки зренияБердяева, действия какоголибо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть дажеБог, поскольку эти действия всецело свободны.Бердяев отвергает всемогущество и всеведение Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают из Ungrund, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, тоБог был бы ответственным за вселенское зло. Тогда, как полагает Бердяев,теодицея была быневозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению Божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога изза гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога... [4,с.310].В результате это приводит к распаду в сфере материального и естественного бытия и к рабству вместо свободы. Но в конечном итоге происхождение зла остается величайшей и трудно объяснимой тайной.Вторая свобода это рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведет к обязательной добродетели, то есть снова к рабству. Выход из этой трагедии может быть только трагическим и сверхъестественным. Миф о грехопадении показывает бессилие Создателя отвратить зло, вытекающее из свободы, которую Он не создавал. Затем наступает Божественный второй акт по отношению к миру и человеку: Бог появляется в аспекте не Творца, а Искупителя и Спасителя, в аспекте страдающего Бога, берущего на себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога Сына нисходит в первичный хаос, в Ungrund, в пучину свободы, из которой появляется зло, так же как и всякого рода добро. Бог Сын "проявляет себя не в силе, а в жертве. Божественная жертва, Божественное самораспятие на кресте должны покорить порочную меоническую свободу путем просвещения ее изнутри, без насилия над ней, и не отвергая созданного мира свободы".

Это учение, отмечает Бердяев, не пантеизм." Пантеизм действительно содержит в себе некоторую истину, именyо истину отрицательной теологии. Но ложность пантеизма заключается в рационализации тайны и в переводе истины отрицательной теологии на язык истины положительной" [4,с.311].

СвободуН. А. Бердяев определяет как величайшую ценность, но вместе с тем, это нелегкое бремя, своего рода крест, так как принятие решений неизбежно связано с личной ответственностью. Человек несет ответственностьне только за все свершенное, но также и за несвершенное. Человек ответствен за нереализацию собственных творческих возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение ксобственной судьбе. Быть свободным значительно труднее, подчеркивает Бердяев, чем быть рабом, конформистом, равнодушным приспособленцем. Поэтому далеко не все хотят "быть" подлинно свободными, но все хотят "казаться свободными", растворяясь в массе, с тем, чтобы бремя личной ответственности переложить на других. "Человек легко отказывается от свободы во имя спокойствия и благополучия, он с трудом выносит непомерное бремя свободы и готов скинуть его и переложить на более сильные плечи"[3,с.93].Бердяев понималсвободу как основу всякого бытия и условие творчества.Именно в свободе заключена безусловная творческая мощь.

"Тема о творчестве, о творческом призвании человека основная тема моей жизни", пишет Н. А. Бердяев в книге "Самопознание". "Обыкновенно поставленную мною тему о творчестве неверно понимают. Ее понимают в обычном смысле культурного творчества, творчества "наук и искусств", творчества художественных произведений, писания книг и пр. При этом тема эта превращается в довольно банальный вопрос о том, оправдывает ли христианство творчество культуры, то есть, другими словами, не является ли христианство принципиально обскурантским? Но моя тема совсем иная, гораздо более глубокая. Я совсем не ставил вопроса об оправдании творчества, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея. Это есть тема об отношении человека к Богу, об ответе человека Богу"[ 1, с.190]. Религиозная философия испокон веку была занята теодицеей (то есть оправданием, обоснованием Бога), внимание Н.А. Бердяева направлено на антроподицею оправдание человека. Согласно учению об антроподицее, человек получает оправдание через творчество, поскольку только благодаря ему осуществляется самораскрытие бытия человека. В человеке присутствует дух как бесконечнаясвободаи

неограниченное творчество, человек является центром всех миров, он должен "отгадать Божию идею о себе", самореализоваться в мире.Учение Н.А. Бердяева об антроподицее отражает "экзистенциальныйподход" к бытию человека. "Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке...Человек малая вселенная, микрокосм вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания"[2,с.6366]. В человекепостоянно присутствует Божественное начало, а в Божестве человеческое. Творческая направленность жизни человека это дополнение к Божественной жизни. "Бог ждет от человека творческого акта как ответа человека на творческий акт Бога, пишет Н. А. Бердяев в книге "Самопознание". "Тема о творчестве была для меня вставлена в основную христианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческим характером христианства. Идея Бога о человеке бесконечно выше традиционных ортодоксальных понятий о человеке, порожденных подавленным и суженным сознанием. Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшаяБожья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в Нем человека. На этой глубине должен бытьпоставлен вопрос о творчестве"[1 ,с.191]. Под творчествомН. А. Бердяевпонимает " не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию.В творческом опыте раскрывается, что "я", субъект, первичнее и выше, чем "нея", объект. И вместе с тем творчество противоположно эгоцентризму, есть забвение о себе, устремленность к тому, что выше меня. Творческий опыт не есть рефлексия над собственным несовершенством, это обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле, которые должен уготовлять человек. Творец одинок, и творчество носит не коллективнообщий, а индивидуальноличный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический и социальный характер. Творчество менее всего есть поглощенность собой, оно всегда есть выход из себя. Поглощенность собой подавляет, выход из себя освобождает" [1 ,с.193].

Только в творчестве проявляется истинное назначение человека, его глубинная экзистенция. В творческом процессе человек выходит из "замкнутой субъективности" двумя путями: объективирования и трансцендентирования. "Творчество и писательство для меня, отмечаетН. А. Бердяев, не столько объективирование, сколько трансцендентирование...Творчество было для меня погружением в особый, иной мир, мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденности. Творческий акт происходит вне времени. Во времени лишь продукты творчества, лишь объективация. Продукты творчества не могут удовлетворять творца. Но пережитый творческий подъем, экстаз, преодолевающий различение субъекта и объекта, переходит в вечность"[1 ,с.203]. В процессе творчества человек преображает мир, создает иную, потенциальную действительность. Творчество это выход"за границу имманентной действительности, прорыв свободы через необходимость. В известном смысле можно было бы сказать, что любовь к творчеству есть нелюбовь к "миру", невозможность остаться в границах этого "мира". Поэтому в творчестве есть эсхатологический момент. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира"[1,с.200]. Человек созидает образ совершенной, свободной, прекрасной, полной Божественного света жизни.

Н.А. Бердяев всегда был и остается мыслителем "экзистенциального типа", его философия "никогда не была профессорской", это был прежде всего "моралист, защищающий свою идею человека в эпоху, враждебную человеку". Н.А. Бердяев проповедовал "человечность в самую бесчеловечную эпоху".

Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева

современна, так какбыла и остается выражением "человечности, получившей метафизическое значение"[1 ,с.199]. Философия Н.А. Бердяева была по достоинству оценена представителями западной культуры. По словам Ф. Коплстона, общеевропейское значение философии Бердяева состоит в его "критике всехформ тоталитаризма, в неустанной защите свободы, в его подчеркивании примата духовных ценностей, антропоцентрическом подходе, персонализме, поиске смысла человеческой жизни и истории" [ 5,с.389 ].

Ссылкинаисточники

1.Бердяев Н. А. Самопознание. М., 2004.

2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.

3. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.

4.Лосский Н.О. История русской философии. М.:АкадемическийПроект,2007.

5. Copleston F.Philosophy in Russia. Univ. ofNotre Dame, 1986.

PotapenkoMargaritaTeaching aboutAntropoditsee

the basisof religious existentialismN.A. Berdyaev.

Abstract.The article examines the doctrine of antropoditsee N.A. Berdyaev. Anthropodicy, that is the justification of man, according to Berdyaev, is the justification for the creative essence of the man, his desire for freedom that make up its true purpose in the world. Doctrine N.A. Berdyaev antropoditsee reflects an "existential" approach to human existence.

Keywords:anthropodicy, philosophical anthropology, religious existentialism, creativity, freedom.