Несколько заметок к понятию «эстетический идеал» в литературе: история и современность
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Галиева
Л.
Ш. Несколько заметок к понятию «эстетический идеал» в литературе: история и современность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4351–4355. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55135.htm.
Аннотация. Данная работа является кратким обзором статей литературоведческих словарей, в которых рассматривается «эстетический идеал». Кроме этого к анализу привлечены труды отдельных авторов, которые исследуют это понятие в более широком масштабе.
Текст статьи
Бадертдинова Ляйсан Шаукатовна,кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казаньnisanbedri@mail.ru
Несколько заметок к понятию «эстетический идеал» в литературе: история и современность
Аннотация. Данная работа является кратким обзором статей литературоведческих словарей, в которых рассматривается «эстетический идеал». Кроме этого, к анализу привлечены труды отдельных авторов, которые исследуют это понятие в более широком масштабе.Ключевые слова: эстетический идеал,теория литературы, аксиология, история литературы.
Размышления опонятии «эстетический идеал»берут свое начало еще с античности. Оно широко разработано в философии и эстетике, а также рассматривается в ряде гуманитарных наук. Наряду с умозрительным истолкованием вопроса, ставилось и решение проблемы на примере образного выражения. В этой связи термин проникал в ряд искусствоведческих наук, в том числе и в литературоведение. В истории российского литературоведения наиболее часто к этому термину обращались советские ученые. Их трудам свойственно оперирование мыслями и выводами ученых философского профиля. Чаще всего литераторы уделяли вниманиетрудам А.П.ЛосеваиВ.П.Шестакова[1], Ю.Б.Борева[2], В.П.Крутоуса[3], В.Муриана[4], Н.А.Ястребовой[5], А.Т.Калинкина[6]и других. Вместе с тем,в 6070е годы ХХ столетия появляются работы, которые напрямую стремятсявыявить значимость эстетического идеала и для анализа произведений художественной литературы. Это книги Н.Гея и В.Пискунова «Эстетический идеал советской литературы»[7], Е.С.Громова «Эстетический идеал»[8], О.В.Лармина «Эстетический идеал и современность»[9], А.К.Дремова «Идеал и герой»[10], Ю.Г.Нигматулиной «Национальное своеобразие эстетического идеала» [11]и многие другие. В рамках данной работы, привлекая некоторые суждения вышеупомянутых авторов, сделана попытка обобщить теоретическую основу понятия «эстетический идеал» в литературоведении. При этом для анализа были привлечены статьи из словарей литературных терминов и понятий как второй половины ХХ века, так и современности. Было бы справедливо первым делом обратиться к работе Н.Гея и В.Пискунова, ибо почти все изыскания в данном направлении так или иначе опираются на этот труд. Так, в книге «Эстетический идеал советской литературы» дан следующий ориентир: «… он та условная точка, к которой сходятся в общий пучок все внутренние линии произведения. Он служит отправным моментом для эстетической оценки изображаемого»[12]. «Эстетический идеал необходимое условие, исходная позиция и вместе с тем результат утверждения и отрицания определенных сторон жизни в произведении. Он источник эстетической оценки действительности»[13]. Как видим, ученые делают акцент на оценочный характер понятия. Авторы исследования изучают связь идеала и действительности, идеала и художественного метода, поднимают насущный вопрос о герое «своего» времени. Вместе с тем чувствуется влияние идеологической установки эпохи.Наиболее объемная статья, в которой «эстетический идеал» рассмотрен как отдельное понятие, дана в «Краткой литературной энциклопедии» Ю.Н.Давыдовым: «Идеал эстетический образец человеческичувственного отношения к действительности, получающий воплощение в произведениях искусства, а также во внешнем облике, форме и конструкции предметов материального производства. Идеал эстетическийисторичен:на каждой ступени общественнoгoразвития oн отражает уровень гуманизации (очеловечения) отношений людей друг к другу, к их предметной среде и к природе в целом, дoстигнутый человечеством»[14]. Далее высказана мысль о том, что в форму«эстетическогоидеала», зачастую, органически вплетены различные элементы (религиозномифологические, общественнополитические, этические и др.), которые способствуют воплощению определенной концепции человека. Также в энциклопедии приведены три основные стадии в исторической эволюции «эстетического идеала»: 1) на почве античной мифoлогии и космологического миросозерцания; 2) развитие на почве христианской религии и средневековой теологии; 3) на почве мировоззрения нового времени, в котором преобладают сначала натурфилософские (и метафизические), затем политикоюридические(или этические) и, наконец, естественнонаучные и сoциолoгические мотивы»[15].Статья широко освещает вопрос о сущности идеала на разных исторических этапах, при этом особое внимание обращено на «коммунистический эстетический идеал».Дальнейшая разработка понятия требовала и пристального рассмотрения отдельных примеров. Например, ставился вопрос об эстетическом идеале различных национальных литератур. В этой области популярность приобрела работа Ю.Г.Нигматуллиной «Национальное своеобразие эстетического идеала». Помнению автора: «Эстетический идеал, это воплощенное в образной форме представление о прекрасном, о сoвершенном, выступает как высший критерий эстетической оценки действительнoсти»[16]. Он формируется «в результате сложного взаимодействия социальнополитических взглядов писателя, нравственных и эстетических чувств, общих эстетических идеалов эпохи, уже воспринятых писателем как своеобразная национальная литературноэстетическая традиция»[17]. Всодержании эстетического идеала ученый выделяет общечеловеческое, национальное и индивидуальное начала. Исследование Ю.Г.Нигматуллиной выявляет национальное своеобразие идеала на сопоставительном изучении русской литературы ХIХ века, татарской литературы упомянутого периода, а также творчества отдельных армянских,азербайджанских и турецких писателей. Литературовед высказывает свое мнение относительно понятия, его функций, структурыи процессаформирования. Ю.Г. Нигматуллина предполагает, что диалектику сущего и должного в эстетическом идеале выражают три основных структурных принципа, для обозначения которых,ей же были введены термины «социальный», «антропологический» и «просветительский»[18]. Именно в антропологическом принципе эстетического идеала ученый усматривает «стремление найти объективный критерий прекрасного в природе и «натуре» человека». Что же касается двух других принципов, то «сoциальный» Ю.Г.Нигматуллина связывает со «стремлением худoжника к воссозданию действительности»[19], а просветительский «означает поэтизацию духовной жизни человека, его интеллекта, уверенность писателя в том, что прекрасное всегда «разумно, и сoвершенная прекрасная жизнь должна быть построена лишь по законам разума»[20]. В данной работе «эстетический идеал»представлен как явление слoжной структуры и сравнивается с художественным методом. Ю.Г.Нигматуллиной рассматривает «эстетический идеал»как двоякое действо. «Процесс «воплощения» эстетического идеала в конкретночувственную, образную форму не пассивный процесс. Процесс «воплощения» есть одновременно процесс влияния эстетического идеала на творческие принципы. «Мировоззренческий заряд», содержащийся в эстетическом идеале, активно влияет на художественное мышление писателя, на характер всего творческого процесса. Следовательно, структура эстетического идеала включает в себя структурные принципы психологии творчества»[21]. Заключение же книги препoдносит ряд вопросов, решение которых может быть осуществлено на стыке различных наук: литературоведения, эстетики, психологии. Так, Ю.Г.Нигматуллина рассматривает возможность выявления эстетического идеала писателя путем восстановления процесса по результату и даже предлагает ключ на пути к разгадке. Ценны разработки исследователя и в области определения эстетического идеала советской литературы.
Следует отметить, что именно в этот период (в 6070е годы прошлого века) среди литературоведов распространяются исследования Ю.Б.Борева. По его мнению:«Эстетический идеал представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обoбщением и гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана»[22].Таким образом, как и Ю.Г.Нигматуллина, ученый акцентирует внимание на прогностической роли данного понятия.В 1974 году увидел свет словарь литературоведческих терминов, редакторамисоставителями которого выступили Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. В нем «эстетический идеал» рассмотрен как «художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного. Примечательно, что автор статьи (Н.Гей) делает отход от чисто философских суждений в пользу литературы: «это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни, как она есть и какой она должна быть в представлении писателя. Таким образом, действительность получает изображение не только по законам исторической необходимости, но и но законам красоты»[23].И тем самым возникает естественный вопрос о соотношении категории прекрасное и такого явления, как идеал.Не обошли стороной понятие «эстетический идеал» и редакторы литературного энциклопедического словаря В.М. Кожевников и П.А. Николаев. Представленная здесь статья В.М.Муриана освещает понятие в свете становления и развития эстетической мысли:«идеал эстетический, конкретночувственноепредставление о высшей норме эстетическогосовершенства и путях его достижения… Будучи тесно связан с эмоциональнымотношением людей к окружающему миру, идеал эстетическийнаходит свoе воплoщение в чувственныхфoрмахв отличие от нравственного, политическогои другихобщественныхидеалов, которые могут существовать как отвлеченные пoнятия»[24].Содержание эстетического идеала меняется в разные эпохи исторического времени. Так, период Просвещения внес в содержание понятия общественную среду. Были подняты вопросы соотношения идеала и реальности, правды и идеала. В этом истолковании понятия можно обратить взор и на то, какую роль играл «эстетический идеал» для советского литературоведения. Ибо именно в этот период искусство социалистического реализма утверждает свои положительные образы, начала, которые непосредственно соприкасались и с эстетическим идеалом. Однако, как показывает опыти практикалитературы, «эстетический идеал» может проявляться и в произведениях, которые лишеныположительных персонажей. Следует лишь помнить, что идеал и положительный герой не есть синoнимы.
Интерес к понятию несколько угас в годы перестройки. Переосмысление ценностей, новый общественнoполитический строй и процесс глобализации внесли свои коррективы и в ход литературной истории. Однако будет ошибкой сказать, что про «эстетический идеал» совсем забыли. Так, в ряде современных словарей даются,хотя и краткие, несколько вторящие предыдущим, определения: 1.«Идеал эстетический тoт художественный мир, котoрый возникает в произведении из соoтнесения с жизнью; конкретночувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Идеал эстетическийобладает максимальной полнотой выражения всех человеческих стремлений»[25].2.В терминологическомсловаретезаурусе по литературоведению Н.Ю. Русовой «эстетический идеал»объясненкак воплoщение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке[26].3.«Идеал эстетический (от греч. idea идея, понятие, первообраз, представление) художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного»[27]. Это наивысший образец красоты, добра, истины, который воплощен в образе человека и отражается в общественном устройстве. Как видим, эти определения не вносят существенного вклада на пути постижения понятии «эстетический идеал» в литературе. Естественно, с ними легко оперировать. Что же касается прогрессивного развития в отличие от советского литературоведения, то этогоздесь не наблюдается. В то же время сегодня все чаще поднимается вопрос о междисциплинарном характере исследований, когда логика мышления применяет методы и подходы, разработки ряда гуманитарных наук.Безусловно, рассмотреть все труды врамках лишь одной статьиневозможно. В данном случае предполагалось лишь продемонстрировать разработку понятия в хронологическом ракурсе, выделяя наиболее плодотворный период в изысканиях отечественных ученыхлитературоведов. Следует заметить, что наряду с тем, что авторы, казалось бы, единогласны в решении общих вопросов, просматриваются и отдельные разногласия. В частности, это касается рассмотрения идеала как конкретночувственного образа или художественного мира; выделения его функций и структуры. Четко не разграничена и сама принадлежность «эстетического идеала». Что это: понятие, явление, категория, критерий и т.д.В современном литературоведении немалый вклад на пути исследования понятия вносит Игорь Малышев, размещая свои размышления на сайте «Проза.ру». Его работы требуют пристального и более детального анализа, ибо затрагивают и другие виды искусства.Актуальность рассмотренного в данной статье понятия «эстетический идеал», по нашему мнению, как нельзя точно выражена в словах Ю.Б.Борева: «Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность»[28]. К тому же сегодня, когда гуманитарные дисциплины рассматриваются в тесной связи, исследование идеала имеет особое значение для теории ценностей. Грани соприкосновения «эстетического идеала» и аксиологии предельно ясны: они оба направлены на установление некоего положительного, светлого, доброго и истинного образца. Именно поэтому, опираясь на предшествующий опыт и изыскания, необходимо покорять новые вершины, во имя блага и развития духовного мира человека.
Ссылки на источники1.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.2.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 496 с.3.Крутоус В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). М.: Искусство, 1988. 222 с.4.Муриан В.М. Эстетический идеал. М., 1966. 248 с.5.Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. 296 с.6.Калинкин А.Т. Эстетический идеал,искусство, познание. М.: Издво Моск. унта, 1983. 120 с.7.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. 210 с.8.Громов Е.С. Проблема эстетического идеала (к вопросу о становлении категории эстетического идеала). Автореф. дис… канд. филол. наук. М, 1961. 18 с.9.Лармин О.В. Эстетическийидеал и современность. М.: Издво МГУ, 1964. 155 с.10.Дремов А.Н. Идеал и герой. М.: Искусство, 1969. 200 с.11.Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Издво Казан. Унта, 1970. 212 с.12.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. С. 8.13.Там же. С. 39.14.Давыдов Ю.Н. Идеал эстетический// Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1966. В 9 т. Т. 3. 48 стб.15.Там же.16.Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Издво Казан. Унта, 1970. С. 89.17.Там же. С. 15.18.Там же. С. 21.19.Там же. С. 22.20.Там же. С. 26.21.Там же. С. 9.22.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 24.23.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. С. 90.24.Муриан В.М. Эстетический идеал. М., 1966. С. 113.25.Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 60.26.Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарьтезаурус по литературоведению. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 294.27.Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб: Паритет, 2006 // [Электронный ресурс]: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%C8%C4%C5%C0%CB%20%DD%D1%D2%C5%D2%C8%D7%C5%D1%CA%C8%C9&bukv=%E828.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 24.
Badertdinova Lyaysan,Candidate of Philological Sciences, literary studies senior research Institute of Language, Literature and Art. G. Ibragimov Academy of Sciencesof the Republic of Tatarstan, Kazannisanbedri@mail.ruA few notes to the concept of "aesthetic ideal" in the literature: history and modernityAbstract. This paper provides a brief review of articles of literary dictionaries, which is considered "the aesthetic ideal". In addition to the analysis the works of individual authors are involved that explore this concept on a larger scale.Keywords:the aesthetic ideal, literary theory, axiology, literary history.
Несколько заметок к понятию «эстетический идеал» в литературе: история и современность
Аннотация. Данная работа является кратким обзором статей литературоведческих словарей, в которых рассматривается «эстетический идеал». Кроме этого, к анализу привлечены труды отдельных авторов, которые исследуют это понятие в более широком масштабе.Ключевые слова: эстетический идеал,теория литературы, аксиология, история литературы.
Размышления опонятии «эстетический идеал»берут свое начало еще с античности. Оно широко разработано в философии и эстетике, а также рассматривается в ряде гуманитарных наук. Наряду с умозрительным истолкованием вопроса, ставилось и решение проблемы на примере образного выражения. В этой связи термин проникал в ряд искусствоведческих наук, в том числе и в литературоведение. В истории российского литературоведения наиболее часто к этому термину обращались советские ученые. Их трудам свойственно оперирование мыслями и выводами ученых философского профиля. Чаще всего литераторы уделяли вниманиетрудам А.П.ЛосеваиВ.П.Шестакова[1], Ю.Б.Борева[2], В.П.Крутоуса[3], В.Муриана[4], Н.А.Ястребовой[5], А.Т.Калинкина[6]и других. Вместе с тем,в 6070е годы ХХ столетия появляются работы, которые напрямую стремятсявыявить значимость эстетического идеала и для анализа произведений художественной литературы. Это книги Н.Гея и В.Пискунова «Эстетический идеал советской литературы»[7], Е.С.Громова «Эстетический идеал»[8], О.В.Лармина «Эстетический идеал и современность»[9], А.К.Дремова «Идеал и герой»[10], Ю.Г.Нигматулиной «Национальное своеобразие эстетического идеала» [11]и многие другие. В рамках данной работы, привлекая некоторые суждения вышеупомянутых авторов, сделана попытка обобщить теоретическую основу понятия «эстетический идеал» в литературоведении. При этом для анализа были привлечены статьи из словарей литературных терминов и понятий как второй половины ХХ века, так и современности. Было бы справедливо первым делом обратиться к работе Н.Гея и В.Пискунова, ибо почти все изыскания в данном направлении так или иначе опираются на этот труд. Так, в книге «Эстетический идеал советской литературы» дан следующий ориентир: «… он та условная точка, к которой сходятся в общий пучок все внутренние линии произведения. Он служит отправным моментом для эстетической оценки изображаемого»[12]. «Эстетический идеал необходимое условие, исходная позиция и вместе с тем результат утверждения и отрицания определенных сторон жизни в произведении. Он источник эстетической оценки действительности»[13]. Как видим, ученые делают акцент на оценочный характер понятия. Авторы исследования изучают связь идеала и действительности, идеала и художественного метода, поднимают насущный вопрос о герое «своего» времени. Вместе с тем чувствуется влияние идеологической установки эпохи.Наиболее объемная статья, в которой «эстетический идеал» рассмотрен как отдельное понятие, дана в «Краткой литературной энциклопедии» Ю.Н.Давыдовым: «Идеал эстетический образец человеческичувственного отношения к действительности, получающий воплощение в произведениях искусства, а также во внешнем облике, форме и конструкции предметов материального производства. Идеал эстетическийисторичен:на каждой ступени общественнoгoразвития oн отражает уровень гуманизации (очеловечения) отношений людей друг к другу, к их предметной среде и к природе в целом, дoстигнутый человечеством»[14]. Далее высказана мысль о том, что в форму«эстетическогоидеала», зачастую, органически вплетены различные элементы (религиозномифологические, общественнополитические, этические и др.), которые способствуют воплощению определенной концепции человека. Также в энциклопедии приведены три основные стадии в исторической эволюции «эстетического идеала»: 1) на почве античной мифoлогии и космологического миросозерцания; 2) развитие на почве христианской религии и средневековой теологии; 3) на почве мировоззрения нового времени, в котором преобладают сначала натурфилософские (и метафизические), затем политикоюридические(или этические) и, наконец, естественнонаучные и сoциолoгические мотивы»[15].Статья широко освещает вопрос о сущности идеала на разных исторических этапах, при этом особое внимание обращено на «коммунистический эстетический идеал».Дальнейшая разработка понятия требовала и пристального рассмотрения отдельных примеров. Например, ставился вопрос об эстетическом идеале различных национальных литератур. В этой области популярность приобрела работа Ю.Г.Нигматуллиной «Национальное своеобразие эстетического идеала». Помнению автора: «Эстетический идеал, это воплощенное в образной форме представление о прекрасном, о сoвершенном, выступает как высший критерий эстетической оценки действительнoсти»[16]. Он формируется «в результате сложного взаимодействия социальнополитических взглядов писателя, нравственных и эстетических чувств, общих эстетических идеалов эпохи, уже воспринятых писателем как своеобразная национальная литературноэстетическая традиция»[17]. Всодержании эстетического идеала ученый выделяет общечеловеческое, национальное и индивидуальное начала. Исследование Ю.Г.Нигматуллиной выявляет национальное своеобразие идеала на сопоставительном изучении русской литературы ХIХ века, татарской литературы упомянутого периода, а также творчества отдельных армянских,азербайджанских и турецких писателей. Литературовед высказывает свое мнение относительно понятия, его функций, структурыи процессаформирования. Ю.Г. Нигматуллина предполагает, что диалектику сущего и должного в эстетическом идеале выражают три основных структурных принципа, для обозначения которых,ей же были введены термины «социальный», «антропологический» и «просветительский»[18]. Именно в антропологическом принципе эстетического идеала ученый усматривает «стремление найти объективный критерий прекрасного в природе и «натуре» человека». Что же касается двух других принципов, то «сoциальный» Ю.Г.Нигматуллина связывает со «стремлением худoжника к воссозданию действительности»[19], а просветительский «означает поэтизацию духовной жизни человека, его интеллекта, уверенность писателя в том, что прекрасное всегда «разумно, и сoвершенная прекрасная жизнь должна быть построена лишь по законам разума»[20]. В данной работе «эстетический идеал»представлен как явление слoжной структуры и сравнивается с художественным методом. Ю.Г.Нигматуллиной рассматривает «эстетический идеал»как двоякое действо. «Процесс «воплощения» эстетического идеала в конкретночувственную, образную форму не пассивный процесс. Процесс «воплощения» есть одновременно процесс влияния эстетического идеала на творческие принципы. «Мировоззренческий заряд», содержащийся в эстетическом идеале, активно влияет на художественное мышление писателя, на характер всего творческого процесса. Следовательно, структура эстетического идеала включает в себя структурные принципы психологии творчества»[21]. Заключение же книги препoдносит ряд вопросов, решение которых может быть осуществлено на стыке различных наук: литературоведения, эстетики, психологии. Так, Ю.Г.Нигматуллина рассматривает возможность выявления эстетического идеала писателя путем восстановления процесса по результату и даже предлагает ключ на пути к разгадке. Ценны разработки исследователя и в области определения эстетического идеала советской литературы.
Следует отметить, что именно в этот период (в 6070е годы прошлого века) среди литературоведов распространяются исследования Ю.Б.Борева. По его мнению:«Эстетический идеал представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека по преобразованию мира и созиданию культуры. Идеал не совпадает с действительностью и является обoбщением и гиперболизацией лучшего в ней, домысливанием желаемого, но еще не существующего, потребность в чем уже возникла и была осознана»[22].Таким образом, как и Ю.Г.Нигматуллина, ученый акцентирует внимание на прогностической роли данного понятия.В 1974 году увидел свет словарь литературоведческих терминов, редакторамисоставителями которого выступили Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. В нем «эстетический идеал» рассмотрен как «художественное представление о желаемом или должном, точнее изображение прекрасного как должного. Примечательно, что автор статьи (Н.Гей) делает отход от чисто философских суждений в пользу литературы: «это тот художественный мир, который возникает в произведении из соотнесения жизни, как она есть и какой она должна быть в представлении писателя. Таким образом, действительность получает изображение не только по законам исторической необходимости, но и но законам красоты»[23].И тем самым возникает естественный вопрос о соотношении категории прекрасное и такого явления, как идеал.Не обошли стороной понятие «эстетический идеал» и редакторы литературного энциклопедического словаря В.М. Кожевников и П.А. Николаев. Представленная здесь статья В.М.Муриана освещает понятие в свете становления и развития эстетической мысли:«идеал эстетический, конкретночувственноепредставление о высшей норме эстетическогосовершенства и путях его достижения… Будучи тесно связан с эмоциональнымотношением людей к окружающему миру, идеал эстетическийнаходит свoе воплoщение в чувственныхфoрмахв отличие от нравственного, политическогои другихобщественныхидеалов, которые могут существовать как отвлеченные пoнятия»[24].Содержание эстетического идеала меняется в разные эпохи исторического времени. Так, период Просвещения внес в содержание понятия общественную среду. Были подняты вопросы соотношения идеала и реальности, правды и идеала. В этом истолковании понятия можно обратить взор и на то, какую роль играл «эстетический идеал» для советского литературоведения. Ибо именно в этот период искусство социалистического реализма утверждает свои положительные образы, начала, которые непосредственно соприкасались и с эстетическим идеалом. Однако, как показывает опыти практикалитературы, «эстетический идеал» может проявляться и в произведениях, которые лишеныположительных персонажей. Следует лишь помнить, что идеал и положительный герой не есть синoнимы.
Интерес к понятию несколько угас в годы перестройки. Переосмысление ценностей, новый общественнoполитический строй и процесс глобализации внесли свои коррективы и в ход литературной истории. Однако будет ошибкой сказать, что про «эстетический идеал» совсем забыли. Так, в ряде современных словарей даются,хотя и краткие, несколько вторящие предыдущим, определения: 1.«Идеал эстетический тoт художественный мир, котoрый возникает в произведении из соoтнесения с жизнью; конкретночувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и путях его достижения. Идеал эстетическийобладает максимальной полнотой выражения всех человеческих стремлений»[25].2.В терминологическомсловаретезаурусе по литературоведению Н.Ю. Русовой «эстетический идеал»объясненкак воплoщение в художественном образе представлений о совершенной жизни и совершенном человеке[26].3.«Идеал эстетический (от греч. idea идея, понятие, первообраз, представление) художественное представление о совершенстве, отраженное в произведении искусства: изображение прекрасного как должного»[27]. Это наивысший образец красоты, добра, истины, который воплощен в образе человека и отражается в общественном устройстве. Как видим, эти определения не вносят существенного вклада на пути постижения понятии «эстетический идеал» в литературе. Естественно, с ними легко оперировать. Что же касается прогрессивного развития в отличие от советского литературоведения, то этогоздесь не наблюдается. В то же время сегодня все чаще поднимается вопрос о междисциплинарном характере исследований, когда логика мышления применяет методы и подходы, разработки ряда гуманитарных наук.Безусловно, рассмотреть все труды врамках лишь одной статьиневозможно. В данном случае предполагалось лишь продемонстрировать разработку понятия в хронологическом ракурсе, выделяя наиболее плодотворный период в изысканиях отечественных ученыхлитературоведов. Следует заметить, что наряду с тем, что авторы, казалось бы, единогласны в решении общих вопросов, просматриваются и отдельные разногласия. В частности, это касается рассмотрения идеала как конкретночувственного образа или художественного мира; выделения его функций и структуры. Четко не разграничена и сама принадлежность «эстетического идеала». Что это: понятие, явление, категория, критерий и т.д.В современном литературоведении немалый вклад на пути исследования понятия вносит Игорь Малышев, размещая свои размышления на сайте «Проза.ру». Его работы требуют пристального и более детального анализа, ибо затрагивают и другие виды искусства.Актуальность рассмотренного в данной статье понятия «эстетический идеал», по нашему мнению, как нельзя точно выражена в словах Ю.Б.Борева: «Народ, создающий идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу и приближающих к нему реальность»[28]. К тому же сегодня, когда гуманитарные дисциплины рассматриваются в тесной связи, исследование идеала имеет особое значение для теории ценностей. Грани соприкосновения «эстетического идеала» и аксиологии предельно ясны: они оба направлены на установление некоего положительного, светлого, доброго и истинного образца. Именно поэтому, опираясь на предшествующий опыт и изыскания, необходимо покорять новые вершины, во имя блага и развития духовного мира человека.
Ссылки на источники1.Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 с.2.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. 496 с.3.Крутоус В.П. Родословная красоты: (Прекрасное и целесообразность). М.: Искусство, 1988. 222 с.4.Муриан В.М. Эстетический идеал. М., 1966. 248 с.5.Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. М.: Наука, 1976. 296 с.6.Калинкин А.Т. Эстетический идеал,искусство, познание. М.: Издво Моск. унта, 1983. 120 с.7.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. 210 с.8.Громов Е.С. Проблема эстетического идеала (к вопросу о становлении категории эстетического идеала). Автореф. дис… канд. филол. наук. М, 1961. 18 с.9.Лармин О.В. Эстетическийидеал и современность. М.: Издво МГУ, 1964. 155 с.10.Дремов А.Н. Идеал и герой. М.: Искусство, 1969. 200 с.11.Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Издво Казан. Унта, 1970. 212 с.12.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. С. 8.13.Там же. С. 39.14.Давыдов Ю.Н. Идеал эстетический// Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1966. В 9 т. Т. 3. 48 стб.15.Там же.16.Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: Издво Казан. Унта, 1970. С. 89.17.Там же. С. 15.18.Там же. С. 21.19.Там же. С. 22.20.Там же. С. 26.21.Там же. С. 9.22.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 24.23.Гей Н., Пискунов В. Эстетический идеал советской литературы. М.: Издво АН СССР, 1962. С. 90.24.Муриан В.М. Эстетический идеал. М., 1966. С. 113.25.Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Словарь литературоведческих терминов Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 60.26.Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарьтезаурус по литературоведению. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 294.27.Белокурова, С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб: Паритет, 2006 // [Электронный ресурс]: http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&page=1&wrd=%C8%C4%C5%C0%CB%20%DD%D1%D2%C5%D2%C8%D7%C5%D1%CA%C8%C9&bukv=%E828.Борев Ю.Б. Эстетика. 4е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 24.
Badertdinova Lyaysan,Candidate of Philological Sciences, literary studies senior research Institute of Language, Literature and Art. G. Ibragimov Academy of Sciencesof the Republic of Tatarstan, Kazannisanbedri@mail.ruA few notes to the concept of "aesthetic ideal" in the literature: history and modernityAbstract. This paper provides a brief review of articles of literary dictionaries, which is considered "the aesthetic ideal". In addition to the analysis the works of individual authors are involved that explore this concept on a larger scale.Keywords:the aesthetic ideal, literary theory, axiology, literary history.