Измерение на линейной шкале уровня креативности подростков на основе опросника Вильямса
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Христофорова
А.
С. Измерение на линейной шкале уровня креативности подростков на основе опросника Вильямса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4346–4350. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55134.htm.
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы оценки качества образования. Проанализирован пример оценки креативности в подростковом возрасте на линейной шкале, и актуализировано значение более подробного изучение данной проблемы.
Текст статьи
ХристофороваАнна Сергеевна,магистрант Кубанского государственного университета (филиал в г. СлавянскнаКубани), педагог центра развития творчества детей и юношества, г.СлавянскнаКубаниannahristoforova@mail.ru
Измерение на линейной шкале уровня креативностиподростков на основе опросника Вильямса
Аннотация.В данной статье рассмотрены проблемы оценки качества образования. Проанализирован пример оценки креативности в подростковом возрасте на линейнойшкале и актуализировано значение более подробного изучение данной проблемы.Ключевые слова:креативность, латентные переменные, подростковый возраст, индикаторы.
Одной из важнейших проблем современного образования является разработка необходимого методического инструментариядля выявленияи развитияпотенциальных возможностей учащихся.При этом особое значение имеет оценкаего эффективности. Цель нашей работы состоит в формировании и измерении интегрального показателя «креативностиподростков» на линейной шкале.
Измерение латентных переменных осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в работах [1]. Результаты исследования планируем использовать для решения следующих задач:коррекции набора индикаторных переменных, характеризующих уровень «креативности»;1)мониторинга уровня сформированности показателя «креативность»;Основные достоинства формирования интегральных показателей на основе теории измерения латентных переменных состоятв следующем:1. Объективность оценивания2. Оценка совместимости используемых индикаторов.3. Использование широкого класса статистических процедур для решения задач мониторинга и сравнения объектов исследования.Креативность у подростковопределяласьоперационально –с помощью набора индикаторных переменныхравных 48. Каждый из индикаторов характеризует один из аспектов креативности. В нашем исследовании, мы использовали «Опросник для педагогов по определениюкреативности» Вильямса(табл. 1)[2].
Таблица 1Операциональное определение креативности педагогами№Индикаторные переменные1.
Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.2.
Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.3.
У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чемто вместо одной.4.
Ребенок задает много вопросов.5.
Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.6.
Ребенок работает быстро и продуктивно.7.
Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.8.
Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.9.
Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.10.
Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.11.
Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.12.
Ребенок думает о различных путях решения проблемы.13.
Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.14.
Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.15.
Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).16.
Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чеголибо, и ему не нравятся обычные способы.17.
После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.18.
Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.19.
Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.20.
Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубокое значение.21.
Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее какимлибо образом.22.
Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.23.
Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.24.
Ребенок изменяет правила игры.25.
Ребенок спрашивает всех и обо всем.26.
Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.27.
Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.28.
Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.29.
Ребенок ищет разные возможности решения задачи.30.
Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.31.
Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел.32.
Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.33.
Ребенок мечтает о различных местах и вещах.34.
Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.35.
Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.36.
Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.37.
Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.38.
Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.39.
Ребенок любит изучать чтото без посторонней помощи.40.
Ребенку нравятся сложные задания.41.
Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.42.
Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.43.
Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.44.
Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.45.
Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.46.
Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.47.
Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение.48.
Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Педагоги оценивают степень своего согласия с положительным ответом на эти вопросы: 0 –редко (отсутствует); 1иногда; 2частоРеспондентами были воспитанники шести объединений центра развития творчества детейи юношества, всего 25 учащихся.Измерение креативности подростков осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [3].Перейдем к рассмотрению индикаторных переменных, обозначенных в начале исследования.
Характеристика измерительного инструмента –набора индикаторных переменныхНаиболее важной характеристикой набора индикаторных переменных как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторных переменных или, что то же самое, соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикаторной переменной модели измерения определяется на основе критерия Хиквадрат следующим образом. Измеряемые объекты по полученным оценкам латентной переменной (на основе модели Раша) делятся на три примерно равные группы: с низким, средним и высоким уровнями. Далее для каждой группы вычисляется среднее значение и на основе критерия Хиквадрат определяется соответствие этих трех экспериментальных точек теоретическим значениям (на основе модели Раша). Критическим значением уровня соответствия индикаторной переменной измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хиквадрат) является значение 0,05. При уровне соответствия меньшем, чем 0,05, индикаторную переменную рекомендуется исключить из набора.В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторные переменные:
наиболее "легкую" индикаторную переменную, которая лучшедругих дифференцирует воспитанниковс низким уровнемкреативности;
наиболее "трудную" индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует подростков с низким уровнем креативности;
наиболее адекватную модели измерения индикаторную переменную;
наименее адекватную модели измерения индикаторную переменную.Наиболее полно поведение индикаторных переменных описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как уровень индикаторной переменной зависит от измеряемой латентной переменной. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторных переменных.Характеристическая кривая для наиболее адекватной модели измерения индикаторной переменнойНаиболее адекватной модели измерений является индикаторная переменная i14«Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы».Уровень значимости статистики Хиквадрат для этой переменной является наибольшим и равен 0,964. Характеристическая кривая для этой переменной представлена на рис.1.
Рис. 1Характеристическая кривая для индикаторной переменной i14Этот и другие рисунки с характеристическими кривыми имеют следующую структуру. По оси абсцисс отложены значения уровня креативной самодостаточности (в логитах). По оси ординат откладывается вероятность ожидаемого значения индикаторной переменной (Expected Score). В данном случае значение индикаторной переменной варьируется от 0 до 2.В верхней части рисунка расположена следующая информация:–код индикаторной переменной (I0014);–название индикаторной переменной (здесь названия заданий выбраны по умолчанию, в данных случаях это Descriptor for Item 14);
характеристическое значение индикаторной переменной (Locn = 0,213);–суммарное отклонение данных индикаторной переменной от ожидаемых на основе модели Раша (FitRes = 0,214);–степень соответствия индикаторной переменной модели Раша (ChiSq[Pr] = 0,994);–объем выборки объектов (Sample N = 25);–наклон характеристической кривой в середине диапазона ожидаемых значений (Slope= 0,39).В контексте задач исследования наибольший интерес представляет степень соответствия индикаторной переменной модели Раша (ChiSq[Pr]), поскольку именно этот показатель позволяет определить пригодность рассматриваемой индикаторной переменной для измерения уровня «креативности» в подростковом возрасте.Характеристическая кривая для наименее адекватной модели измерения индикаторной переменной1.Наименее адекватной модели измерений является индикаторная переменная i31«Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел». Уровень значимости статистики Хиквадрат для этой переменной является наименьшим и равен 0,034.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i31представлена на рис. 2.
Рис. 2 Характеристическая кривая для индикаторной переменной i31
Анализ данных, представленных на рис. 2 показал, что неадекватность индикаторной переменной i31проявляется в следующем –воображение подростками не оценивается как проявление креативности.
Характеристическая кривая индикаторной переменной, характеризующей наибольший уровень «креативности» подростковНаибольший уровень креативности подростков характеризует представленная выше индикаторная переменная i32«Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам», характеристическая кривая для этой переменной представлена на рис. 3. Это означает, что данная индикаторная переменнаялучше других дифференцирует учащихся с самым высоким уровнем «креативности». Таким образом, эта переменная является «трудной»: большинство учащихсяимеют очень низкие значения этой индикаторной переменной.
Рис. 3.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i32
Характеристическая кривая для самой легкой модели измерения индикаторной переменнойПеременная i15«Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно)» является «легкой»: большинство учащихсяимеют высокиезначения этой индикаторной переменной.Рис. 4.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i15
Анализ результатов измеренияРасположение оценок креативности учащихсяи индикаторных переменных, характеризующихкреативность, представлено на рис. 5.В верхней части рис. 5 находится гистограмма, показывающая распределение оценок креативности воспитанников, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесьpersons соответствуют учащимся, а items –индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
диапазон варьирования оценок креативности достаточно большой –4,5 логита (от 1,0 до +2,5 логит). Это свидетельствует о том, что учащиеся значительно различаются по уровню сформированности креативности и данной методикой измеряется показатель «креативность»Кроме того, как и следовало ожидать, распределение оценок близко к нормальному;Рис. 5Местоположение учащихсяи индикаторных переменных на шкале «креативность».
индикаторные переменные варьируются в несколько меньшем диапазоне –2,5 логит (от 1,0 до +0,5 логит) это обеспечивает достаточную точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной.С помощью данного метода оценки качества методики можно произвести десперсионный анализ креативности в зависимости от класса учащихся, их пола, возраста и т.д.Выводы1.Данная работа является первой попыткой построения измерительного инструмента для измерения уровнякреативности в подростковом возрасте. Здесь представлена методика измерения латентной переменной «креативность».2.Необходимо подчеркнуть, что креативность определяласьоперационально, т.е. через набор индикаторных переменных. 3.Очевидно, что рассмотренные индикаторные переменные можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «креативность».
Ссылки на источники1.Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных (в образовании и других социальных системах) / А. А. Маслак Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co, 2011.2.Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003. 96 с. 3.Andrich, D. RUMM2020: Rasch Unidimensional Measurement Models software and manual / D. Andrich, B. Sheridan, G. Luo. Perth, Australia, RUMM Laboratory, 2005.
Hristoforova Anna SergeevnaKuban State University undergraduate(branch in SlavyanskonKuban)teacher development center for children and youth SlavyanskonKubanMeasurement on a linear scale level of creativity adolescents based questionnaire WilliamsAbstract.This article examines the problems of assessing the quality of education. Analyzed example of assessing creativity in adolescence on a linear scale and actualized value of a more detailed study of this problem. Keywords:creativity, latent variables, adolescence, indicators.
Измерение на линейной шкале уровня креативностиподростков на основе опросника Вильямса
Аннотация.В данной статье рассмотрены проблемы оценки качества образования. Проанализирован пример оценки креативности в подростковом возрасте на линейнойшкале и актуализировано значение более подробного изучение данной проблемы.Ключевые слова:креативность, латентные переменные, подростковый возраст, индикаторы.
Одной из важнейших проблем современного образования является разработка необходимого методического инструментариядля выявленияи развитияпотенциальных возможностей учащихся.При этом особое значение имеет оценкаего эффективности. Цель нашей работы состоит в формировании и измерении интегрального показателя «креативностиподростков» на линейной шкале.
Измерение латентных переменных осуществляется в рамках теории измерения латентных переменных. Наиболее полно на русском языке эта теория представлена в работах [1]. Результаты исследования планируем использовать для решения следующих задач:коррекции набора индикаторных переменных, характеризующих уровень «креативности»;1)мониторинга уровня сформированности показателя «креативность»;Основные достоинства формирования интегральных показателей на основе теории измерения латентных переменных состоятв следующем:1. Объективность оценивания2. Оценка совместимости используемых индикаторов.3. Использование широкого класса статистических процедур для решения задач мониторинга и сравнения объектов исследования.Креативность у подростковопределяласьоперационально –с помощью набора индикаторных переменныхравных 48. Каждый из индикаторов характеризует один из аспектов креативности. В нашем исследовании, мы использовали «Опросник для педагогов по определениюкреативности» Вильямса(табл. 1)[2].
Таблица 1Операциональное определение креативности педагогами№Индикаторные переменные1.
Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.2.
Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.3.
У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чемто вместо одной.4.
Ребенок задает много вопросов.5.
Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.6.
Ребенок работает быстро и продуктивно.7.
Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.8.
Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.9.
Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.10.
Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.11.
Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.12.
Ребенок думает о различных путях решения проблемы.13.
Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.14.
Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.15.
Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).16.
Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чеголибо, и ему не нравятся обычные способы.17.
После того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.18.
Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.19.
Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.20.
Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубокое значение.21.
Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее какимлибо образом.22.
Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.23.
Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.24.
Ребенок изменяет правила игры.25.
Ребенок спрашивает всех и обо всем.26.
Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.27.
Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.28.
Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.29.
Ребенок ищет разные возможности решения задачи.30.
Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.31.
Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел.32.
Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.33.
Ребенок мечтает о различных местах и вещах.34.
Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался.35.
Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.36.
Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.37.
Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.38.
Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.39.
Ребенок любит изучать чтото без посторонней помощи.40.
Ребенку нравятся сложные задания.41.
Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.42.
Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.43.
Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.44.
Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.45.
Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.46.
Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.47.
Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему свое неодобрение.48.
Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Педагоги оценивают степень своего согласия с положительным ответом на эти вопросы: 0 –редко (отсутствует); 1иногда; 2частоРеспондентами были воспитанники шести объединений центра развития творчества детейи юношества, всего 25 учащихся.Измерение креативности подростков осуществлялось в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша [3].Перейдем к рассмотрению индикаторных переменных, обозначенных в начале исследования.
Характеристика измерительного инструмента –набора индикаторных переменныхНаиболее важной характеристикой набора индикаторных переменных как измерительного инструмента является совместимость самих индикаторных переменных или, что то же самое, соответствие индикаторных переменных модели измерения. Степень соответствия индикаторной переменной модели измерения определяется на основе критерия Хиквадрат следующим образом. Измеряемые объекты по полученным оценкам латентной переменной (на основе модели Раша) делятся на три примерно равные группы: с низким, средним и высоким уровнями. Далее для каждой группы вычисляется среднее значение и на основе критерия Хиквадрат определяется соответствие этих трех экспериментальных точек теоретическим значениям (на основе модели Раша). Критическим значением уровня соответствия индикаторной переменной измеряемой латентной переменной (уровня значимости статистики Хиквадрат) является значение 0,05. При уровне соответствия меньшем, чем 0,05, индикаторную переменную рекомендуется исключить из набора.В целях иллюстрации рассмотрим наиболее отличительные индикаторные переменные:
наиболее "легкую" индикаторную переменную, которая лучшедругих дифференцирует воспитанниковс низким уровнемкреативности;
наиболее "трудную" индикаторную переменную, которая лучше других дифференцирует подростков с низким уровнем креативности;
наиболее адекватную модели измерения индикаторную переменную;
наименее адекватную модели измерения индикаторную переменную.Наиболее полно поведение индикаторных переменных описывается так называемыми характеристическими кривыми, которые показывают, как уровень индикаторной переменной зависит от измеряемой латентной переменной. Ниже представлены характеристические кривые этих отличительных индикаторных переменных.Характеристическая кривая для наиболее адекватной модели измерения индикаторной переменнойНаиболее адекватной модели измерений является индикаторная переменная i14«Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы».Уровень значимости статистики Хиквадрат для этой переменной является наибольшим и равен 0,964. Характеристическая кривая для этой переменной представлена на рис.1.
Рис. 1Характеристическая кривая для индикаторной переменной i14Этот и другие рисунки с характеристическими кривыми имеют следующую структуру. По оси абсцисс отложены значения уровня креативной самодостаточности (в логитах). По оси ординат откладывается вероятность ожидаемого значения индикаторной переменной (Expected Score). В данном случае значение индикаторной переменной варьируется от 0 до 2.В верхней части рисунка расположена следующая информация:–код индикаторной переменной (I0014);–название индикаторной переменной (здесь названия заданий выбраны по умолчанию, в данных случаях это Descriptor for Item 14);
характеристическое значение индикаторной переменной (Locn = 0,213);–суммарное отклонение данных индикаторной переменной от ожидаемых на основе модели Раша (FitRes = 0,214);–степень соответствия индикаторной переменной модели Раша (ChiSq[Pr] = 0,994);–объем выборки объектов (Sample N = 25);–наклон характеристической кривой в середине диапазона ожидаемых значений (Slope= 0,39).В контексте задач исследования наибольший интерес представляет степень соответствия индикаторной переменной модели Раша (ChiSq[Pr]), поскольку именно этот показатель позволяет определить пригодность рассматриваемой индикаторной переменной для измерения уровня «креативности» в подростковом возрасте.Характеристическая кривая для наименее адекватной модели измерения индикаторной переменной1.Наименее адекватной модели измерений является индикаторная переменная i31«Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни когда не видел». Уровень значимости статистики Хиквадрат для этой переменной является наименьшим и равен 0,034.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i31представлена на рис. 2.
Рис. 2 Характеристическая кривая для индикаторной переменной i31
Анализ данных, представленных на рис. 2 показал, что неадекватность индикаторной переменной i31проявляется в следующем –воображение подростками не оценивается как проявление креативности.
Характеристическая кривая индикаторной переменной, характеризующей наибольший уровень «креативности» подростковНаибольший уровень креативности подростков характеризует представленная выше индикаторная переменная i32«Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам», характеристическая кривая для этой переменной представлена на рис. 3. Это означает, что данная индикаторная переменнаялучше других дифференцирует учащихся с самым высоким уровнем «креативности». Таким образом, эта переменная является «трудной»: большинство учащихсяимеют очень низкие значения этой индикаторной переменной.
Рис. 3.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i32
Характеристическая кривая для самой легкой модели измерения индикаторной переменнойПеременная i15«Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно)» является «легкой»: большинство учащихсяимеют высокиезначения этой индикаторной переменной.Рис. 4.Характеристическая кривая для индикаторной переменной i15
Анализ результатов измеренияРасположение оценок креативности учащихсяи индикаторных переменных, характеризующихкреативность, представлено на рис. 5.В верхней части рис. 5 находится гистограмма, показывающая распределение оценок креативности воспитанников, в нижней части рисунка показано распределение оценок индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесьpersons соответствуют учащимся, а items –индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:
диапазон варьирования оценок креативности достаточно большой –4,5 логита (от 1,0 до +2,5 логит). Это свидетельствует о том, что учащиеся значительно различаются по уровню сформированности креативности и данной методикой измеряется показатель «креативность»Кроме того, как и следовало ожидать, распределение оценок близко к нормальному;Рис. 5Местоположение учащихсяи индикаторных переменных на шкале «креативность».
индикаторные переменные варьируются в несколько меньшем диапазоне –2,5 логит (от 1,0 до +0,5 логит) это обеспечивает достаточную точность измерения на всем диапазоне варьирования латентной переменной.С помощью данного метода оценки качества методики можно произвести десперсионный анализ креативности в зависимости от класса учащихся, их пола, возраста и т.д.Выводы1.Данная работа является первой попыткой построения измерительного инструмента для измерения уровнякреативности в подростковом возрасте. Здесь представлена методика измерения латентной переменной «креативность».2.Необходимо подчеркнуть, что креативность определяласьоперационально, т.е. через набор индикаторных переменных. 3.Очевидно, что рассмотренные индикаторные переменные можно корректировать и таким образом уточнять смысл понятия «креативность».
Ссылки на источники1.Маслак, А. А. Теория и практика измерения латентных переменных (в образовании и других социальных системах) / А. А. Маслак Saarbrucken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing GmbH&Co, 2011.2.Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб: Речь, 2003. 96 с. 3.Andrich, D. RUMM2020: Rasch Unidimensional Measurement Models software and manual / D. Andrich, B. Sheridan, G. Luo. Perth, Australia, RUMM Laboratory, 2005.
Hristoforova Anna SergeevnaKuban State University undergraduate(branch in SlavyanskonKuban)teacher development center for children and youth SlavyanskonKubanMeasurement on a linear scale level of creativity adolescents based questionnaire WilliamsAbstract.This article examines the problems of assessing the quality of education. Analyzed example of assessing creativity in adolescence on a linear scale and actualized value of a more detailed study of this problem. Keywords:creativity, latent variables, adolescence, indicators.