Работа над текстом «Пурпурное платье» О'Генри с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 10 классе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тиунова Н. Ю. Работа над текстом «Пурпурное платье» О'Генри с использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 10 классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4356–4360. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55136.htm.
Аннотация. Разработка демонстрирует вариант использования на уроке английского языка технологий интерактивного чтения и критического мышления на примере работы над текстом «Пурпурное платье» О’Генри. Данный урок создает необходимые условия для творческого осмысления информации, данной в тексте, помогает научиться разумно относиться к деньгам, знакомит учащихся с творчеством американского писателя О’Генри.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тиунова Наталья Юрьевна,учитель английского языка первой квалификационной категории, КОГОАУ «Кировский экономикоправовой лицей», г. Кировtiunova_marina@mail.ru

Работа над текстом «Пурпурное платье» О’Генрис использованием технологий критического мышления и интерактивного чтения в 10 классе

Аннотация.Разработка демонстрирует вариант использования на уроке английского языка технологий интерактивного чтения и критического мышления на примере работы над текстом «Пурпурное платье» О’Генри[1]. Данныйурок создает необходимые условия для творческого осмысления информации, данной в тексте, помогает научитьсяразумно относиться к деньгам, знакомит учащихся с творчеством американского писателя О’Генри.Ключевые слова:технология критического мышления, технология интерактивного чтения, работа над текстом на уроке английского языка, работа с диаграммой как формой текста.

Всовременном мире возрастает роль иностранных языков. Уроки иностранного языка очень важны,так какне только учат общению с представителями другой культуры, но исоздают необходимые условия для развития ребенка: его интеллектуальныхи творческих способностей, его нравственных качеств. Чтение представляет собой интегрирующий вид речевой деятельности поскольку способствует развитию иноязычных речевых умений, мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей учащихся.Критическое мышление ‬это самостоятельное мышление. На таком уроке активизируются мыслительные процессы учащихся: анализ, синтез, сравнение, оценивание. Учащиеся учатся прогнозировать, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения.Тексты для чтения должны быть эстетически приятными и соответствовать возрасту учащихся. Темыпроизведенийдолжны быть интересны подросткам для того, чтобы учащимся захотелось поделиться своим мнением с окружающими. Опыт показывает, что успешное усвоение информации у школьников происходит на основе их взглядов и интересов. Это является сильным средством мотивации учебной деятельности.Упражнения, которые учитель собирается провести на уроке, должны носить естественный характер и создавать условия для коммуникации. Упражнения должны вовлекать учащихся в процесс чтения произведения. Учитель предлагает выполнить ряд упражнений до чтения текста, тем самым создавая мотивацию. На этом этапе происходит актуализация уже имеющихся знаний. На текстовом этапе при помощи вопросов и заданий учитель заостряет внимание учащихся на содержании текста: главные герои произведения, место события, нравственные портреты героев, как они справляются с решением тех или иных проблем. Необходимы задания, которые помогают поставить себя на место основных действующих лиц. После прочтения текста ребятам предлагается пересказать, обсудить название рассказа, сделать выводы о нравственном поведении основных героев произведения. Для успешного использования технологии интерактивного чтения необходимо создание условий для дискуссии. Такое обсуждение поможет лучше понять произведение за счет взаимодействия со сверстниками. Учитель организует и координирует деятельность учащихся. Именно ученики являются главными действующими лицами на уроке.

Читателям журнала предлагается методическая разработка урока английского языка на тему «Ответственно ли ты относишься к деньгам?» (“HowresponsibleareYouwithyourmoney?”)в 10 классе по учебнометодическому комплексу: Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/(О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.Михеева и др.). ‬5е изд. ‬М.:ExpressPublishing:Просвещение, 2012. ‬248с.: ил. ‬(Английский в фокусе). [2]

Дидактической целью урока является создание условий для творческого осмысления информации, данной в тексте, в рамках технологий критического мышления и интерактивного чтения. Образовательная цель ‬знакомство с творчеством О‘Генри. Развивающая цель состоитразвитии иноязычных речевых способностей, памяти, воображения, внимания, творческих способностей учащихся. Воспитательная цель состоит в воспитании уважительного отношения к общекультурным ценностям, расширении кругозора, воспитании культуры взаимодействия на уроке. Практическими задачами урока являются: развитие умений чтения с полным пониманием содержания текста; развитие умений работать с диаграммами разных видов как формой текста; совершенствование лексических навыков по теме “Living& Spending”; развитие грамматических навыков по теме «Косвенная речь»; совершенствование речевых умений монологической и диалогической речи; совершенствование умений письма. Формами организации познавательной деятельности являются фронтальная, групповая и индивидуальная. Науроке применяются личностнодеятельностноориентиррованный, творческопоисковый методы обучения. Дидактическими принципами урока являются воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность. Необходимые на уроке средства обучения ‬экран, мультимедийная презентация “HowresponsibleareYouwithyourmoney?”, раздаточный материал.Структура урока и его ход представлены в таблицах (табл.1, 2).Таблица 1Структура урока:

БлокиЭтапы урокаВремяЦелевойОрганизационный момент, постановка цели, речевая зарядка.5 минутПроцессуальныйОсновная часть урока.30 минутАналитическийРефлексия, информация о домашнем задании, оценка учащихся.5 минут

Таблица 2Ход урокаIблок. Целевой

Этап урока, методический комментарий, деятельность учителяИнформационное пространствоДеятельность учащихся1.Оргмомент. Приветствует учениковGood afternoon, everybody! I am glad to see you.Отвечают.2. Целеполагание. Практическое использование диаграмм как средства подведения итогов исследования, проведенного на предыдущем уроке с целью мотивации учащихся и Read the English saying and say if it is true.Neither a borrowernor a lender be.Group WorkQuestions for the discussion:1.Is money important in our life?2.Do teenagers need money?3.Do you always have enough money?4.Where do you get your money from?5.What do you spend your money on?Слушают, осмысливают и участвуют в формулировании цели урока.актуализации предстоящей темы.



1. Match the words with the meanings. Fill in the table with the words:[3]a. around, about; b. just over; c. just under; d. all of;e. over; f. under; g. most of, h. none of; i. some of. approximatelya. around, about

a bit more than

a bit less than

more than

less than

a few of

the majority of

100% of

0% of

2.Look at the percentages in brackets. Choose the correct words to complete the sentences.1.According to the survey the majority/none ofteenagers in Kirov Lyceum of Economics and Law get their pocket money from their parents. (74%)2.A bit less than/ over10% of boys spend their money on clothes. (9%)3.Under/a bit more than50% of girls spend their money on clothes. (52%)4.Just under/more than60% of boys spend their pocket money on food. (63%)5.Less than/more than30% of girls spend their money on food. (27%)6.To sum up, around/ under 60% oftheboys spend their money on food. (63%)7.A few of/the majority ofthe girls spend their money on clothes. (52%) 3. Make a report about things teenagersspend their pocket money on.3. Учитель добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу.

Work in Pairs. Money choices can be difficult.What would you do in the following situation? Your dream is to have a new mobile phone. You have saved some money in order to buy it. Your friend spent all his money on his new iPhone. And nowhe does not have enough money for lunches.He asks you to lend him your money. a.Lend your money to him; b.Refuse him;

c.Other.

Answer the questions1.Is it important to be responsible with your money?2.Do you want to read a story about the young Americans who are hard up?

4. Подготовка к работе с текстом для чтения “ThePurpleDress”.Знакомит с биографией американского писателя О. Генри.O’HenryHe was born in 1862;

He was a famous American shortstory writer;He was a master of surprise endings of the stories; He wrote about the life of ordinary people in New York City; He died on June 5, 1910, in New York.His real name was William Sidney Porter.Знакомятся с биографией писателя.5.Организует повторение фразовых глаголов.

Do You Know the Meaning of These Phrasal Verbs?be hard up;

save up;

be into;

take smb. in;pay back;get out;run into.Читают и переводят слова.6.Задает вопросы, организует работу учащихся по снятию лексических трудностей.Do You Know the Meaning of These Words?•tailor•clerk•crank•employee

•employer•owner•landladyЗаносят в таблицу слова, сверяются с доской.7.Развитие умения прогнозировать содержание текста.ThePurpleDressWhat do you think this story is about? Does the story have a happy ending?Отвечают на вопросы.

IIблок. Процессуальный

1. Организует работу по чтению текста.Begin Reading

We are going to speak about the color known as purple. All women love it ‬when it is the fashion. And now purple is being worn. You notice it in the streets. Therefore, Maida ‬the girl with the big brown eyes in the BeeHive Store said to Grace :”I’m going to have a purple dress ‬a tailormade purple dress ‬for…”Читают текст.2. Задает специальный вопрос на антиципацию.What holiday was she going to have a dress for?

Отвечают на вопрос.3. Организует работу по чтению текста по ролям. Предлагает учащимся передать следующие предложения в косвенной речи.Check Your Answer…for Thanksgiving.Go on Reading “Well, it’s me for red. You see more red on the Fifth avenue. And the men all seem to like it,” said Grace, putting away some gloves into the box. “I like purple best,” said Maida. “And old Schlegel has promised to make it for $8. It’s going to be lovely”. “But Mr. Ramsay likes red. I heard him say yesterday,” said Grace.“I don’t care,” said Maida. “I prefer purple, people who don’t like it can just take the other side of the street”.Читают текст. Учащиеся передают предложения в косвенной речи.4.Организует чтение текста.Go on Reading

Maida had saved $18 after eight months of economy; this had bought the goods for the purple dress and paid Schlegel $4 on making of it. On the day before Thanksgiving she would have to pay the remaining $4.Читают текст.5. Задает вопрос на актуализацию страноведческих знаний.Answer the question

What do you know about Thanksgiving Day?

Отвечают на вопрос.6. Организуетчтениетекста.Go on Reading Old Bachman, the owner of the BeeHive Store, always gave a Thanksgiving dinner to his employees. … The dinner was given in the store on one of the long tables in the middle of the room. The turkeys and other goods were brought from the restaurant on the corner. And always at the Thanksgiving dinners Mr.Ramsay … Читают текст.Oh, …! I should have mentioned Mr. Ramsay first of all! He is more important than purple or green, or even the red cranberry sauce.7. Задает специальные вопросы на антиципацию.WhatwasMr.Ramsay?

What kind of person was he?

Whatwasheinto?Отвечают на вопросы.8. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя.Check Your Answer…Mr.Ramsay was the head clerk. Besides being a gentleman, Mr.Ramsaywas very original. He was a health crank. He was not into wearing overshoes, coming in out of snow storms, or taking medicine. Учащиеся читают вариант писателя.9. Задает интерпретационныевопросы.What was Mr.Ramsay?

What kind of person was he?

Отвечают на вопросы.10. Организуетчтение текста.Go on Reading Next year old Bachman was going to take him in for a partner. Every one of the ten girls in the store had dreams of… Читают текст.

11. Творческое задание.Try to guess the dreams of the girls.

Check Your Answer……becoming Mrs.Ramsay. Предполагают.12. Организует чтение текста.Go on Reading

Andhere were two dresses to charm Ramsay ‬one purple and the other red. Of course, the other eight girls were going to have dresses too, but they didn’t count. Grace had saved her money, too. She was going to buy her red dress readymade. The night before Thanksgiving came.Читают текст.13. Задает вопрос на антиципацию.Try to Guess

Maida hurried home with thoughts of … What was she thinking about?Отвечают на вопрос.14. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя.Go on Reading

Maida hurried home with thoughts of tomorrow. Her thoughts were of purple. She was going home first to get the $4, and then she was going to pay Schlegel and take the dress home herself.Grace lived in the room above Maida’s. At home Maida found noise. The landlady was shouting in the hall. And then Grace came into her room crying with eyes as red as any dress. Читают текст.15. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the questionWhy was Grace upset?

Check Yourself“She says me to get out,” said Grace. ”Because I must pay her $4 for the rent. I can’t go anywhere else. I haven’t got a cent of money.”Отвечают на вопрос.16. Задает вопрос по содержанию. Answer the questionWhat has happened?Отвечают на вопрос.17. Организует чтение текста.Go on Reading

“You had some yesterday,” said Maida. Читают текст.18. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the questionWhat did Grace spend her money on?

Check Yourself

“I paid it on my dress,” said Grace. Отвечают на вопрос.19. Задаетоценочный вопрос.Answer the questionWas Grace responsible with her money? Отвечают на вопрос.20. Перенос ситуации на себя.Answer the question

What would you advise Grace to do? What would you do if you were Maida?

Отвечают на вопрос.21. Организует работу по чтению текста.Go on ReadingOut came

out it had to come ‬Maida’s $4.Читают текст.22. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the question

Did Maida help her friend?

Отвечают на вопрос.23. Организует работу по чтению текста.Check Yourself

“Oh, darling,” cried Grace. “I’ll pay the money back, a dollar a week ‬honest I will”. Читают вариант писателя.Go on ReadingThe dinner was to be at noon. At a quarter to twelve Grace rushed into Maida’s room24. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the question

Did she look nice?

Отвечают на вопрос.25. Организуетчтениетекста

Yes, she looked charming. Red was her color. “Why aren’t you dressed, Maida?”asked the red one.Читаюттекст.26. Задает вопрос на антиципацию. Перенос ситуации на себя.Answer the questionWhat did Maida answer?

What would you say?Отвечают на вопрос.27. Организуетчтениетекста.Go on Reading

“My dress is not ready,” said Maida “I’m not going to the dinner”. “That’ too bad. Why? Put on anything and come along”, answered Grace.Читают текст.28. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the questionDid Maida agree to wear any other dress?Отвечают на вопрос.29. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя.Go on Reading“I wanted to wear a purple dress. If I can’t have it I won’t go at all. You look awful nice in red”.

Сравнивают свой вариант с вариантом писателя.30. Организует работу по чтению текста.Go on ReadingAt four in the afternoon Maida made her way to Schlegel’s shop and told him she could not pay the $4 on the dress.“Gott!” said Schlegel angrily. “Take it away. It is ready. Pay me when you can”. Maida thanked him million times and hurried away in her dress. As she left the shop it began to rain.Читают текст.31. Задаетвопроснаантиципацию.Answer the questionDid she feel the rain?What makes you think so?Отвечают на вопрос.32. Предлагает сравнить свой вариант с вариантом писателя.Go on ReadingShe smiled and did not feel it.

Читают текст.33. Организует работу по чтению текста.Go on Reading

Ladies whose wardrobes are full of clothes ‬you could not understand why Maida did not feel the Thanksgiving rain. Читают текст.34. Задает оценочныйвопрос.Answer the questionWas it difficult for Maida to save the money for the purple dress?

Отвечают на вопросы.35. Организует работу по чтению текста.Go on ReadingYou do not know what it is to starve eight months in order to have a purple dress and a holiday together. What is difference if it rained, snowed, blew, cycloned?Someone turned a corner and blocked her way. She looked up …Читают текст.36. Задает вопросна антиципацию.Answer the questionWhom did she meet?

Предполагают.37. Организует работу по чтению текста.Go on ReadingShe looked up into Mr.Ramsay’s eyes.“Why, Miss Maida,” said he, “you look amazing in your new dress. There is nothing more healthful than walking in the rain. “May I …?”Читают текст.38. Творческое задание.Complete the sentence.

“May I …?” Предполагают.39. Организует работу по чтению текста.Go on Reading

“May I walk with you?”Читают текст.40. Творческое задание.Answer the questionDid Maida agree?Отвечают.41. Учитель задает оценочные вопросы.The End

Does the story have a happy ending?Do you like the ending of the story? Why?

Отвечают на вопросы.42. Предлагает описать характеры героев.Describe these charactersWhat kind of person was Maida?

What kind of person was Grace?Учащиеся выполняют задание.43.Проверка понимания.Reading ComprehensionMark the sentences T (true) or F (false). Correct the false statements. 1.Maida was going to have a tailormade purple dress.2.She starved seven months to pay for the dress. 3.Mr. Ramsay was into wearing clothes with designerlabels. 4.The landlady asked Grace to get out because shehadn’t paidfor the rent. 5.Grace borrowed money from her parents. 6.The tailor gave Maidathe purple dress free.7.She didn’t go for a walk because it was raining. Учащиеся выполняют задание.44. Учитель предлагаетпересказать текстRetellthestory.

Учащиеся пересказывают текст.45. Организует работу по определению воспитательного потенциала рассказа.Учитель организует работу в группах.Group WorkWork in groups and answer the questions:A)Whattitle would you give to the story?B) Which statement (ad) do you think is the best moral to the story?Give your reasonsNeither a borrower nor a lender be.A friend in need is a friend indeed.C)Will you help your friend if he/she needs money? Учащиеся выполняют предложенные задания в группах.

III блок. Аналитический

1. Рефлексия. Предлагаетоценитьпроизведение.Give your opinion about the book.

Высказывают свое мнение о рассказе.2. Рефлексия. Учит учащихся осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.What have you learnt to do today?Today at the lessonI was good at:Asking and answering the questions;

using the bar graph to make a report;

reading and translating;

discussing the problems;

retelling the story;



changing thesentences into Indirect Speech.

Total:_____________My mark is:________

Оценивают свою работу на уроке.3. Информация о домашнем задании.HomeworkComment on the following statement.Some people think they can be happy only being rich, while others don’t care too much about money.

Записывают домашнее задание.

Известно, что интерес к иностранным языкам с годами обучения постепенно снижается. Во втором классе школьники с большим удовольствием приступают к изучению английского языка. Они чувствуют себя взрослыми, новизна предмета тоже является сильной мотивацией учебной деятельностина данном этапе обучения. К старшим классам необходим поиск дополнительной мотивации. Этого можно достичь путем чтения на уроках интересных аутентичных текстов и использования компьютерных технологий. Современные технологии обучения несомненно являются одним из способов реализации на уроках личностноориентированного подхода. На таких уроках школьники выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Технологии создают новую креативную среду на уроке, способствуют развитию коммуникативных особенностей ребенка, обогащению знаний по предмету иностранного языка, развитию творческих способностей учеников.

Ссылки на источники1.http://www.literaturecollection.com/a/o_henry/219/2.Английский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/(О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.Михеева и др.). ‬5е изд. ‬М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2012. ‬248с.: ил. ‬(Английский в фокусе). 3.Choices. Intermediate Students’ Book/ Michael Harris, Anna Sikorzynska, Maria erbitskaya; Harlow, Pearson Education Limited; Москва, «ВентанаГраф», 2012

Tiunova Natalia,ateacher of English at the Kirov Lyceum of Economics and Law, Kirovtiunova_marina@mail.ruO’Henry, “The Purple Dress”. Critical Thinking Technology, Interactive Reading Technology.Abstract. The lesson offers the option of using technologies of interactive reading and critical thinking. The article deals with the text “The Purple Dress” by O’Henry. This lesson makes it possible to think creatively about the information given in the text, it helps to introduce students the work of the great American writer.Keywords: critical thinking technology, interactive reading technology, the reading lesson.