Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гнездилов М. А. Целесообразность применения метода сопряженного воздействия в процессе подготовки баскетболистов в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4441–4445. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55153.htm.
Аннотация. На современном этапе развития общества студенческий спорт является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства спорта и туризма России и требует разработки эффективной системы физической подготовки и внедрения инновационных спортивных технологий. В данной статье автор анализирует метод сопряженного воздействия как один из ведущих методов специальной физической подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет им Т.Ф. Горбачева», г. Кемерово g1m1a1@yandex.ru

Целесообразность применения метода сопряженного воздействия

в процессе подготовки баскетболистов в условияхвуза

Аннотация.На современном этапе развития общества студенческийспорт является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства спорта итуризма Россиии требуетразработки эффективной системы физической подготовкии внедрения инновационных спортивных технологий. В данной статье автор анализирует метод сопряженного воздействия как одного из ведущих методов специальной физической подготовки.Ключевые слова: студенческий спорт,учебнотренировочный процесс, процесс подготовки баскетболистов, метод сопряженного воздействия.

Развитие студенческого спорта является одним из приоритетных направленийдеятельности Министерстваспорта и туризма России, что отражено в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года», утвержденнойПравительством[1]. Усиленное внимание Правительства в отношении студенческого спорта на современном этапе связано с неутешительными показателями анализа, представленногов Стратегииразвития. Так, согласно данным, в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем.Первой проблемой являетсяухудшение здоровья, физического развития ифизической подготовленности населения.В целом в России около60процентов обучающихся имеют нарушения здоровья, при этом только 40 процентовдетей, подростков имолодежизанимаются систематически физической культурой испортом.Существующие ограничения в использовании государственночастного партнерства не позволяют активно развивать спортивнозрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурнооздоровительных услуг[2].Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детскоюношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны.Проблемы нормативноправового, организационноуправленческого, материальнотехнического, научнометодического, медикобиологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детскоюношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.В Стратегии отмечается, что за последние годы значительно возросла конкуренция намеждународной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Завоевание высших спортивных наград одна из самых предпочтительных возможностей для всех стран заявить о себе на международном уровне. Высокие спортивные результаты–это отражение социальноэкономического развития страны. Для достижения поставленных целей в спорте требуется использование всего потенциала государства, включая экономику, науку, человеческий и ресурсный капитал. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Четвертая проблема–значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий, что существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.Тем самым, студенческий спорт в условиях вуза также нуждается в пересмотре организационного и научнометодического сопровождения, выявлениипутей и механизмов, повышающих эффективность спортивной подготовкиобучающихся.Стоит отметить, что встуденческой среде наиболее массовымии прогрессивнымисредствами физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности являются игровые виды спорта. Игровые виды спорта являютсядинамичными и технически сложными видами двигательной деятельности, где эффективность игровых действий, прежде всего, определяется совершенством технических приемов и высоким уровнем развития специальных физических качеств.

Несомненно, что одним из самых популярных игровых видов спортав условиях вуза можно считать баскетбол. Уровень студенческого баскетболана современном этапе требует поиска эффективных средств и методов спортивной тренировки, позволяющих значительно повысить эффективность процесса подготовки. Период обучения студентов в вузе совпадает с этапом углубленного спортивного совершенствования,который характеризуется максимальной реализациейиндивидуальных возможностей. В этот период значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также соревновательнойдеятельности.Достигают максимума суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, значительное место занимают занятия с большими нагрузками, число занятий в недельных микроциклах может достигать 1520 и более. В этот периодрезко возрастает объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки.Принципиально важным моментом является обеспечение условий, при которых период максимальной предрасположенности баскетболистовк достижению наивысших результатов совпадает с периодом самых интенсивных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При таком совпадении баскетболистуудается добиться максимально возможных результатов,в противном случае,они оказываются значительно ниже.В процессе игровой деятельности баскетболистов,особенно на этапе спортивного совершенствования ведущая роль принадлежит физической подготовке, поскольку игра протекает в непрерывно изменяющихся условиях, контакте с соперником и при внезапно возникающих двигательных задачах,требующих проявления высокого уровня физических способностей.Качественное формирование и совершенствование специальной подготовки баскетболистовв период обучения в высшем учебном заведении во многом зависит от рационального применения форм, средств и методов спортивной тренировки,позволяющих одновременно развивать физические качества и совершенствовать техникотактическиенавыки. В замкнутой системе тренировочного процесса ни один процесс, ни одно действие ее элементов не может протекать изолированно, самостоятельно. В ответ на локальное изолированное включение в работу ее составляющих(развитие физических качеств или совершенствование технических приемов игры)вовлекаются в большей или меньшей степени и другие процессы и элементы. Поэтому в упражнениях, направленных на развитие определенных двигательных качеств, формируются соответствующие взаимосвязи этих качеств и требуемые соотношения их уровней и одновременно технических навыков их использования. Этим неразрывным и сопряженным процессом взаимосвязи физической, технической и тактической подготовки спортсменовбаскетболистов в известной степени можно управлять для получения нужных количественных и качественных характеристик взаимосвязей параметров двигательной деятельности. На этом основано применение метода сопряженных воздействий[3]. Согласно В.М. Дьячкову, среди методов, наиболее полно соответствующих особенностям специальной физической подготовки, выделяется сопряженный метод, которыйхарактеризуется целесообразным подбором средств и методов, обеспечивающихвозможность развития специальной физической подготовки и совершенствования спортивной техники [4].ПоЮ.В. Верхошанскому,метод сопряженного воздействияприменяется в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках бросает или ведет утяжеленный мяч, прыгает в длину или высоту с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей. При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [5].В работахА.Я. Гомельского указано, что результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействуетметод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного выполнения физических качеств. Это достигается благодаря серийному повторению элементов техники игры с повышенной интенсивностью, а также конструированию упражнений с чередованием заданий на совершенствование технических приемов и акцентированное развитие специальных физических качеств в логической последовательности, присущей баскетболу [6].Тем самым, воснове метода сопряженных воздействийзаложена возможность успешно решать задачу развития двигательных способностей занимающихся в сочетании с совершенствованием техники игровых приемов путем подбора специальных упражнений на стыке двух видов подготовки. Применительно к занятиям по баскетболу сущность метода сопряженных воздействий проявляется также в создании условий для взаимосвязанного совершенствования элементов техники и тактики игры, физических качеств и тактических умений, техникотактических навыков и специальных физических кондиций, устанавливая между ними рационально и целесообразно необходимые количественные и качественные соотношения, адекватные специфике игровой деятельности. Сопряженный метод придает занятиям эмоциональную окраску, позволяет экономить время и приближает обучение к специфическим требованиям самой игры.При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.При конструированииупражнений с чередованием заданий необходимо учитывать особенности тактического ведения игры, например,последовательное моделирование в одном упражнении защитных действий, перехода от защиты к атакующим действиям, что позволяет одновременно совершенствовать физические качества необходимые в данном техникотактическом взаимодействии.Выделяютсяследующиевозможныевариантысопряженных воздействий на различные стороныспортсменов в игровых видах спорта, в частностипри подготовкебаскетболистов: физическая –техническая, физическая –тактическая, техническая –тактическая.

Тренировка с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и техническую подготовку баскетболистов осуществляется в двух основных формах:1.Выполнение легкоатлетических упражнений в сочетании с техникой владения мячом: беговые упражнения в сочетании с ведением мяча,специальные упражнения в защитной стойке баскетболистав сочетании с передачами мяча, выполнение разнообразных кувырков (вперед, назад, через правое и левое плечо)в сочетании с выполнением передач и броскови т.п.2.Выполнение упражнений по совершенствованию техники владения мячом в нестандартных условиях: совершенствование техники ведения мяча на дорожке стадиона,на парковой дорожке,

при подъеме и спуске по ступенькам и т.п.

Тренировки с преимущественным сопряженным воздействием на физическую и тактическую подготовку представляют собой вариант, когда осуществляются скоростные тактические взаимодействия в двойках, тройках, пятерках на увеличенной площади: в парах или в тройках на футбольном поле,в парахилив тройках по дорожке стадионаи т.п.Техническая и тактическая подготовка квалифицированных игроков сливается в целое техникотактическое мастерство. При этом практически любое упражнение по совершенствованию техники или тактики обладает сопряженным эффектом:1.Выполнениеупражнений на совершенствование индивидуальныхтехникотактических действий. 2.Выполнение упражнений на совершенствование приемов освобождения от опеки защитника для получения мяча.3.Выполнение упражнений на совершенствование групповых действий в нападении и защите (взаимодействия в двойках или в тройках).4.Выполнение упражнений,направленных на совершенствование командного нападения и защиты (быстрого прорыва и позиционного нападения, зонной и личной защиты и т.п.). Итак,метод сопряженных воздействий является инновационнымспортивнымметодом подготовки спортсменов. Его применение в процессе подготовки баскетболистов в условиях вузавносит значительный вклад в систему общей и специальной спортивной подготовкии позволяет в некоторой степени решить проблемы организационноуправленческого, научнометодического имедикобиологического обеспечения эффективной системы студенческогоспорта.

Ссылки на источники

1.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020года / Утверждена распоряжением Правительства от 7 августа 2009 г. № 1101р.–31 с.2.Там же. –С. 2.3.Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. –М., 2000. –С. 56.4.ДьячковВ.М. Точка отсчета // Высоте нет предела.–М.: Физкультура и спорт, 1980.–232с.5.ВерхошанскийЮ.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теория и практика физической культуры. –1991. № 2. –С. 2430. 6.ГомельскийА.Я. Метод сопряженных воздействий // Спортивные игры. –1982. № 3. –С. 811.

Gnezdilov Michael Anatolevich,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of physical training, Kuzbass State Technical University named after T.F. Gorbachev, Kemerovo g1m1a1@yandex.ruThe expediency of dual impact method application in the process of basketball players training in the institute of higher educationAbstract.At the present stage of the society’s development student sport is one of the priority directions of the Russian Sport and Tourism Ministry’s activity. It requires the development of some effective system of physical training and introduction of innovative sports technologies. In this article the author analyses the method of dual impact as one of the leading methods of special physical training.Keywords:student sport, educational and training process, the process of basketball players training, the method of dual impact.