Использование новых форм методической работы в средне-профессиональных учреждениях
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калашникова
Л.
В. Использование новых форм методической работы в средне-профессиональных учреждениях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4461–4465. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55157.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам наиболее эффективных и рациональных форм работы в средних профессиональных учреждениях, профессиональным функциям при моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе.
Ключевые слова:
рациональные формы работы, моделирование профессиональной деятельности, профессиональные функции
Текст статьи
Калашникова Лариса Валерьевна,старший преподаватель, Невинномысский институт экономики, управления и права, г. Невинномысскlarisa17_07@mail.ru
Использование новых формметодической работы
в среднепрофессиональных учреждениях
Аннотация.Статья посвящена вопросам наиболее эффективных и рациональных форм работы в средних профессиональных учреждениях, профессиональным функциям при моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе.Ключевые слова: рациональные формы работы, моделирование профессиональной деятельности, профессиональные функции.
Содержание методической работы в среднепрофессиональных учреждениях, а так же её цели и задачиреализуются через её формы. Они могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.Индивидуальные формы делятся на консультации, помощь в самообразовании и в работе над методической темой.Групповые методы можно разделить наработу в творческих мастерских, семинары, практикумы, дискуссии.К коллективным формам можно отнести: научнопрактические конференции, конкурсы, проблемные лекции, выставки, отчёты, обсуждение новых методик, технологий и научных достижений, деловые и ролевые игры.Немаловажной формой методической деятельности являетсяработа над единой методической темойобразовательного учреждения среднего профессионального образования.Если единая методическая тема правильно выбрана, сформулирована, если она актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для техникума и колледжа, если определен режим наблюдения за ее развитием, если она ориентирована на повышение творческого потенциала преподавателя и студента, интенсификацию учебновоспитательного процесса и мотивацию учебы студента, то результаты работы над ней будут эффективны[2].Заслуживает внимания опыт работы над единой темой"Моделирование профессиональной деятельности и учебном процессе" в одном из учебных заведений г. Невинномысска Ставропольского края.При моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе учитывались различные по своему характеру профессиональные функции, представляющие собой:
единичный завершенный процесс (например, разработка эффективного технологического процесса);
непрерывный процесс, предполагающий последовательное выполнение операций.В основу разработки учебнопроизводственных задач была положена профессиональная деятельность складывающаяся из выполнения трудовых функций, требующих от специалиста сложных (комплексных) умений.При разработке комплексных задач в техникуме учитывалась возможность повторения тех или иных действий и операций с использованием разных методов и форм обучения.Работа педагогического коллектива техникума или колледжа над единой темой способствует его сплоченности, что позволяет совершенствовать организацию учебновоспитательного процесса и повышать качество подготовки специалистов.Наиболее эффективными и рациональными формами работы являются:
теоретические семинары, необходимые для ознакомления с новейшими достижениями науки, проводимые 23 разав течении учебного года;
семинарыпрактикумы(Рисунок 1), на которых знакомят преподавателей с поисковой и исследовательской работой, проводящейся в учебном заведении в течение нескольких месяцев, что является эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышением его педагогической культуры;
Рисунок 1 Формы деятельности
диспуты и дискуссии(Рисунок 2), являющиеся целенаправленным обменом суждениями, мнениями, идеями, осуществляемым членами цикловых комиссий, методических объединений с целью поиска истиныв наиболее актуальной и распространённой в практике форме «круглого стола»;
Рисунок 2Дискуссия
деловые(Рисунок 3)и ролевые игры(Таблица 1)направленные на достижение определенной цели или решение определённой проблемы, завершить которые следует анализом, определяя их соотношение с реальностью и, главное, значимость для формирования интеллектуальнопознавательных,профессиональных интересов преподавателей. Для усиления интеграции образования и науки целесообразно использовать деловые игры на основе программноролевого распределения функций (Таблица 2).
Рисунок 3Функции деловых игр
игрыимитации, требующие творческого подхода от ведущего, предполагающие, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ему поддерживать высокую активность участников, результатом которых должны стать новые технологии, новые методические приёмы, которые, несомненно, обогатят всех участников;СеминарыпрактикумыТворческая деятельностьИсследовательская деятельностьПоисковая деятельность
Повышениепед. культурыДискуссияДиспут«Круглый стол»ДиалогспорДебатыФункции«Генераторы целей»«Контролёры»«Активизаторы»
урокпанорама, не требующийособой подготовки и опирающийсяна потенциальные возможности преподавателя, его компетентность иэрудицию, необходим для реализации триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитательной(Таблица 3);
научнопрактические конференции и педагогические чтения, требующие привлечения всех звеньев методической службы и являющиеся своеобразным подведением итогов их работы, успех которых зависит от степени ихподготовленности, от участия в подготовке заместителей директора по научнометодической работе, председателей предметных комиссий, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива.Таблица 1Основные роли ролевых игр
НазваниеИсполнители«Ведущие»Преподаватель, лаборант, методист«Лидеры»Студенты, преподаватели, как докладчики обсуждаемой проблемы«Оформители»Преподаватели, которые должны наглядно представить и объяснить доклады и выступления лидеров«Ассистенты»Помощники лидеров, которые должны помочь лидерам и оппонентам в демонстрации всего наглядного«Официальные оппоненты»Участники игры, которым официально поручено выступать по докладам или другим материалам, подготовленным «лидером»«Ассистенты»Помощники лидеров, которые должны помочь лидерам и оппонентам в демонстрации всего наглядного«Официальные оппоненты»Участники игры, которым официально поручено выступать по докладам или другим материалам, подготовленным «лидером»«Неофициальные оппоненты»Всеостальные преподаватели –участники игры, выполняющие методическую работу«Правокаторы»Участники игры, которые должны ставить вопросы, вызывающие активность участников игры, на основе изложения дополнительных негативных явлений, фактов и т.п. на производстве«Регистраторы»Участники игры, записывающие на видео ход дискуссии«Эксперты»Участники игры, которые должны давать объективные оценки докладам, выступлениям, коллективным решениям
Таблица 2 Функции деловых игр
НазваниеФункции«Активизаторы»Выполняют функцию катализаторов творческого коллектива«Генераторы целей»Преподаватели, предлагающие пути, ведущие к решению научной проблемы«Контролёры»Преподаватели, занятые переработкой и выбором оптимального варианта решения проблемы
Таблица 3Механизм проведения урокапанорамы
№Механизм проведения урокапанорамы как формы методической работы1участники работают в группах (по 23 человека) или индивидуально 2преподаватели сами определяют тему урокаигры или выбирают её из числа тем, предложенных руководителемведущим3участники получают из библиотеки учебники и учебные программы4каждый преподаватель участник урокапанорамы составляет план занятия, чётко определяя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приёмов, видов работ на каждом этапе5игроки защищают свои варианты разработок занятий (защита проводится в присутствии всех участников)6участники оценивают урокпанораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приёмов, видов спланированных работ со студентами7в роли арбитра выступает опытный преподаватель, либо председатель предметной комиссии, либо заведующий методическим кабинетом
Современная дидактика, обращаясь к новымформам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Игра –творчество, игра –труд. В процессе игра у учащихся вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в процесс с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одногруппников.
Во время использования новых форм обучения учащиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.Новые формы работы очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.Включениев урок дидактических игри игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Новые формы должны рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития учащегося.Деловая игра используется для решения комплексныхзадач, развития творческих способностей, формирование коммуникативных навыков, даёт возможность понять и изучить проблему с различных позиций, что относится к ведущей цели при подготовке профессионаласпециалиста.При формировании профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность, целесообразно применять различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психодрама и социодрама.Наиболее существенным для преподавателей, использующих деловые игры как одну из форм подготовки студентов информационных специальностей к профессиональной деятельности является:
выявление дидактических возможностей использования деловых игр в процессе предъявления информации и условия формирования элементов опыта учебнопознавательной деятельности при их применении;
определение дидактических условий применения деловых игр для интенсификации процесса обучения;
разработку технологий применения деловых игр при организации процесса обучения;
проведение опытноэкспериментальной апробации разработанного комплекса деловых игр.Мы считаем, что использование игровых ситуаций на уроках даёт возможность учащимся овладеть предметом «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но мы считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательные стороны каждого предмета, их возможности в совершенствованииумственных способностей, в преодолении трудностей.Деловая игра –не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру можно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе профессионального обучения является важнейшим средствоминтенсификации учебной деятельности, осуществления преемственности между школьным и профессиональным обучением.Наиболеесущественнымидля преподавателей, на наш взгляд, являются следующие вопросы:
определение места дидактических игр и игровых ситуаций системе других видов деятельности на уроке;
целесообразное использование их на различных этапах изучения различного по характеру материала;
разработкаметодики проведения дидактических игрс учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к профессиональной деятельности.Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форма игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.Всё вышесказанное вовсе не означает, что подразделения методической службы должны использовать все перечисленные формы в планах своей работы, но из этогоспектра наименований можно выбрать те, что под силу предметным (цикловым) комиссиям, методическим объединениям.В настоящей работе на основании опыта по организации использования различных форм на занятиях делается попытка наметить некоторые пути их использования и показать целесообразность их применения в определённых условиях.
Ссылки на источники1. Мирошниченко А.А. Технология определения требований к минимальному уровню подготовки выпускника колледжа// Среднее профессиональное образование. 2000. № 10.2. Фёдоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержане, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. Учебнометодическое пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. –Москва: НЦП «ПрофессионалФ», 2004, 200 стр.3. Щепотин А.Ф. Сборник инструктивнометодических материалов по организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании. М., НПЦПрофессионалФ, 2002. –54 с.
Larisa V. Kalashnikov ,Senior Lecturer, Nevinnomyssky Institute of Economics, Management and Law , NevinnomiskNew forms of methodical work in vocational secondary institutionsAbstract.The article deals with the most effective and efficient forms of work in secondary vocational institutions , professional functions for modeling careers in the educational process.Keywords:rational forms of modeling profession, professional features.
Использование новых формметодической работы
в среднепрофессиональных учреждениях
Аннотация.Статья посвящена вопросам наиболее эффективных и рациональных форм работы в средних профессиональных учреждениях, профессиональным функциям при моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе.Ключевые слова: рациональные формы работы, моделирование профессиональной деятельности, профессиональные функции.
Содержание методической работы в среднепрофессиональных учреждениях, а так же её цели и задачиреализуются через её формы. Они могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.Индивидуальные формы делятся на консультации, помощь в самообразовании и в работе над методической темой.Групповые методы можно разделить наработу в творческих мастерских, семинары, практикумы, дискуссии.К коллективным формам можно отнести: научнопрактические конференции, конкурсы, проблемные лекции, выставки, отчёты, обсуждение новых методик, технологий и научных достижений, деловые и ролевые игры.Немаловажной формой методической деятельности являетсяработа над единой методической темойобразовательного учреждения среднего профессионального образования.Если единая методическая тема правильно выбрана, сформулирована, если она актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для техникума и колледжа, если определен режим наблюдения за ее развитием, если она ориентирована на повышение творческого потенциала преподавателя и студента, интенсификацию учебновоспитательного процесса и мотивацию учебы студента, то результаты работы над ней будут эффективны[2].Заслуживает внимания опыт работы над единой темой"Моделирование профессиональной деятельности и учебном процессе" в одном из учебных заведений г. Невинномысска Ставропольского края.При моделировании профессиональной деятельности в учебном процессе учитывались различные по своему характеру профессиональные функции, представляющие собой:
единичный завершенный процесс (например, разработка эффективного технологического процесса);
непрерывный процесс, предполагающий последовательное выполнение операций.В основу разработки учебнопроизводственных задач была положена профессиональная деятельность складывающаяся из выполнения трудовых функций, требующих от специалиста сложных (комплексных) умений.При разработке комплексных задач в техникуме учитывалась возможность повторения тех или иных действий и операций с использованием разных методов и форм обучения.Работа педагогического коллектива техникума или колледжа над единой темой способствует его сплоченности, что позволяет совершенствовать организацию учебновоспитательного процесса и повышать качество подготовки специалистов.Наиболее эффективными и рациональными формами работы являются:
теоретические семинары, необходимые для ознакомления с новейшими достижениями науки, проводимые 23 разав течении учебного года;
семинарыпрактикумы(Рисунок 1), на которых знакомят преподавателей с поисковой и исследовательской работой, проводящейся в учебном заведении в течение нескольких месяцев, что является эффективной формой приобщения педагогического коллектива к творческой, поисковой, исследовательской деятельности и повышением его педагогической культуры;
Рисунок 1 Формы деятельности
диспуты и дискуссии(Рисунок 2), являющиеся целенаправленным обменом суждениями, мнениями, идеями, осуществляемым членами цикловых комиссий, методических объединений с целью поиска истиныв наиболее актуальной и распространённой в практике форме «круглого стола»;
Рисунок 2Дискуссия
деловые(Рисунок 3)и ролевые игры(Таблица 1)направленные на достижение определенной цели или решение определённой проблемы, завершить которые следует анализом, определяя их соотношение с реальностью и, главное, значимость для формирования интеллектуальнопознавательных,профессиональных интересов преподавателей. Для усиления интеграции образования и науки целесообразно использовать деловые игры на основе программноролевого распределения функций (Таблица 2).
Рисунок 3Функции деловых игр
игрыимитации, требующие творческого подхода от ведущего, предполагающие, что тема, цели, задачи и структура глубоко продуманы и помогут ему поддерживать высокую активность участников, результатом которых должны стать новые технологии, новые методические приёмы, которые, несомненно, обогатят всех участников;СеминарыпрактикумыТворческая деятельностьИсследовательская деятельностьПоисковая деятельность
Повышениепед. культурыДискуссияДиспут«Круглый стол»ДиалогспорДебатыФункции«Генераторы целей»«Контролёры»«Активизаторы»
урокпанорама, не требующийособой подготовки и опирающийсяна потенциальные возможности преподавателя, его компетентность иэрудицию, необходим для реализации триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитательной(Таблица 3);
научнопрактические конференции и педагогические чтения, требующие привлечения всех звеньев методической службы и являющиеся своеобразным подведением итогов их работы, успех которых зависит от степени ихподготовленности, от участия в подготовке заместителей директора по научнометодической работе, председателей предметных комиссий, а также от степени развития творческого потенциала всего педагогического коллектива.Таблица 1Основные роли ролевых игр
НазваниеИсполнители«Ведущие»Преподаватель, лаборант, методист«Лидеры»Студенты, преподаватели, как докладчики обсуждаемой проблемы«Оформители»Преподаватели, которые должны наглядно представить и объяснить доклады и выступления лидеров«Ассистенты»Помощники лидеров, которые должны помочь лидерам и оппонентам в демонстрации всего наглядного«Официальные оппоненты»Участники игры, которым официально поручено выступать по докладам или другим материалам, подготовленным «лидером»«Ассистенты»Помощники лидеров, которые должны помочь лидерам и оппонентам в демонстрации всего наглядного«Официальные оппоненты»Участники игры, которым официально поручено выступать по докладам или другим материалам, подготовленным «лидером»«Неофициальные оппоненты»Всеостальные преподаватели –участники игры, выполняющие методическую работу«Правокаторы»Участники игры, которые должны ставить вопросы, вызывающие активность участников игры, на основе изложения дополнительных негативных явлений, фактов и т.п. на производстве«Регистраторы»Участники игры, записывающие на видео ход дискуссии«Эксперты»Участники игры, которые должны давать объективные оценки докладам, выступлениям, коллективным решениям
Таблица 2 Функции деловых игр
НазваниеФункции«Активизаторы»Выполняют функцию катализаторов творческого коллектива«Генераторы целей»Преподаватели, предлагающие пути, ведущие к решению научной проблемы«Контролёры»Преподаватели, занятые переработкой и выбором оптимального варианта решения проблемы
Таблица 3Механизм проведения урокапанорамы
№Механизм проведения урокапанорамы как формы методической работы1участники работают в группах (по 23 человека) или индивидуально 2преподаватели сами определяют тему урокаигры или выбирают её из числа тем, предложенных руководителемведущим3участники получают из библиотеки учебники и учебные программы4каждый преподаватель участник урокапанорамы составляет план занятия, чётко определяя все его этапы и использование современных (традиционных и нетрадиционных) методов, форм, приёмов, видов работ на каждом этапе5игроки защищают свои варианты разработок занятий (защита проводится в присутствии всех участников)6участники оценивают урокпанораму с точки зрения реализации триединой дидактической цели (образовательной, развивающей, воспитательной) и рационального, эффективного использования методов, форм, приёмов, видов спланированных работ со студентами7в роли арбитра выступает опытный преподаватель, либо председатель предметной комиссии, либо заведующий методическим кабинетом
Современная дидактика, обращаясь к новымформам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.Идея соревнования по бальной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Игра –творчество, игра –труд. В процессе игра у учащихся вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные включаются в процесс с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одногруппников.
Во время использования новых форм обучения учащиеся, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.Новые формы работы очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением.Включениев урок дидактических игри игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Новые формы должны рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития учащегося.Деловая игра используется для решения комплексныхзадач, развития творческих способностей, формирование коммуникативных навыков, даёт возможность понять и изучить проблему с различных позиций, что относится к ведущей цели при подготовке профессионаласпециалиста.При формировании профессиональных практических умений, по отношению к которым учебная информация выступает инструментом, обеспечивающим возможность качественно выполнять профессиональную деятельность, целесообразно применять различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психодрама и социодрама.Наиболее существенным для преподавателей, использующих деловые игры как одну из форм подготовки студентов информационных специальностей к профессиональной деятельности является:
выявление дидактических возможностей использования деловых игр в процессе предъявления информации и условия формирования элементов опыта учебнопознавательной деятельности при их применении;
определение дидактических условий применения деловых игр для интенсификации процесса обучения;
разработку технологий применения деловых игр при организации процесса обучения;
проведение опытноэкспериментальной апробации разработанного комплекса деловых игр.Мы считаем, что использование игровых ситуаций на уроках даёт возможность учащимся овладеть предметом «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но мы считаем необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся испытали и осознали притягательные стороны каждого предмета, их возможности в совершенствованииумственных способностей, в преодолении трудностей.Деловая игра –не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру можно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры в системе профессионального обучения является важнейшим средствоминтенсификации учебной деятельности, осуществления преемственности между школьным и профессиональным обучением.Наиболеесущественнымидля преподавателей, на наш взгляд, являются следующие вопросы:
определение места дидактических игр и игровых ситуаций системе других видов деятельности на уроке;
целесообразное использование их на различных этапах изучения различного по характеру материала;
разработкаметодики проведения дидактических игрс учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к профессиональной деятельности.Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форма игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.Всё вышесказанное вовсе не означает, что подразделения методической службы должны использовать все перечисленные формы в планах своей работы, но из этогоспектра наименований можно выбрать те, что под силу предметным (цикловым) комиссиям, методическим объединениям.В настоящей работе на основании опыта по организации использования различных форм на занятиях делается попытка наметить некоторые пути их использования и показать целесообразность их применения в определённых условиях.
Ссылки на источники1. Мирошниченко А.А. Технология определения требований к минимальному уровню подготовки выпускника колледжа// Среднее профессиональное образование. 2000. № 10.2. Фёдоров В.Д., Семушина Л.Г., Подвойский В.А. Содержане, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. Учебнометодическое пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. –Москва: НЦП «ПрофессионалФ», 2004, 200 стр.3. Щепотин А.Ф. Сборник инструктивнометодических материалов по организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании. М., НПЦПрофессионалФ, 2002. –54 с.
Larisa V. Kalashnikov ,Senior Lecturer, Nevinnomyssky Institute of Economics, Management and Law , NevinnomiskNew forms of methodical work in vocational secondary institutionsAbstract.The article deals with the most effective and efficient forms of work in secondary vocational institutions , professional functions for modeling careers in the educational process.Keywords:rational forms of modeling profession, professional features.