Эффективное регулирование и контролирование деятельности вузовских кафедр для повышения гарантии качества высшей школы России
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Соловьева
Н.
В. Эффективное регулирование и контролирование деятельности вузовских кафедр для повышения гарантии качества высшей школы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4456–4460. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55156.htm.
Аннотация. В данной статье раскрываются актуальные вопросы менеджмента качества вузовских кафедр. Автор анализирует и рассматривает в качестве общего варианта применение рейтинговой системы оценки внутреннего аудита кафедры как через личный рейтинг преподавателей, так и в целом кафедральный.
Текст статьи
Соловьева Наталья Владимировна,декан факультета экономики и управления НОУ ВПО «Невинномысский институт экономики, управления и права», г. Невинномысскsoloviovanv@rambler.ru
Эффективное регулирование и контролирование деятельности вузовских кафедр для повышения гарантии качества высшей школы России
Аннотация. В данной статье раскрываются актуальные вопросы менеджмента качества вузовских кафедр. Автор анализирует и рассматривает,как общий вариант, применение рейтинговой системы оценки внутреннего аудита кафедры, как через личный рейтинг преподавателей, так и в целом кафедральный.Ключевые слова:менеджмент качества, система образования, кафедра, рейтинговая оценка.
Ещё в20012002 гг. Правительство РФ одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. В ней роль образования определяласьзадачами перехода России к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, а также преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития.В настоящее время, уже достигнута основная цель модернизации образования –это создание механизма устойчивого развития системы образованияи, в связи с этим,вузы страны стремятся к выполнению одногоиз приоритетных направлений образовательной политики созданияусловий для повышения качества общего и профессионального образования.В процессе модернизации претерпела изменение и сама системауправления профессиональным образованием, напримерв таких процессах какпреодоление негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышение социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников учебных заведений. Одним из решений поставленных ранее задач сталоповышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по направлениям модернизации образования.Проблема качества образования отражает закономерные процессы социальноэкономического и научнотехнического развития. Изменение образовательных потребностей и условий их реализации требуют повышенного внимания к качеству образования. Так как эффективность высшей школы России обусловлена результатами работы вузов, качество работы которых, в первую очередь, определяется деятельностью их кафедр (по примерным подсчетам, ввузах России их насчитывается минимум 30 тыс.) [2].Последние пятнадцатьлет являются одним из самых противоречивых и сложных периодов в истории российского образования. «Шоковая терапия», которая обрушилась на наше общество, не обошла стороной и высшую школу. Хроническое недофинансирование поставило под угрозу само ее существование.И только в последние годы наметились перемены к лучшему.Часть экспертовполагает, что отечественная система образования пока не может эффективно работать в условиях конкуренции. Они аргументируют это тем, что многие компании уже обучают свой персонал за рубежом.Другие эксперты считают, что для успешного продвижения и становления России в общемировоми общеевропейскомобразовательномпространственеобходима ликвидация информационной и экономической безграмотности населения. И первые изменения должны пройти в системе высшего профессионального образования.Российская система образования ранее отличалась от западной тем, что вузы готовили кадры под конкретную специальность, под конкретную профессиональную деятельность. Больше нигде в мире нет отраслевой направленности образования. Еще при Петре I были заложены направляющие системы образования, которые носили отраслевую направленность. Подготовка дипломированных специалистов в высшей школе это российский вклад в мировое образовательное сообщество.До сих пор правительство нашей страны делало ставку на фундаментальность образования. Но в нынешних условиях это очень дорого, многим негосударственным вузам это просто не под силу без государственной поддержки. Системное фундаментальное образование в негосударственном вузе далеко не всякий сможет оплатить, предпочтет скорее государственный вуз.Демографические проблемы в нашей стране так же породили конкуренцию на рынках труда и образовательных услуг, что вызывает необходимость ориентации на потребителя образовательных услуг (студента, родителей, государства и общества), в том числе в разрезе повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, имеется ярко выраженная тенденция интернационализации образования, также формирующая требования к росту качества образовательных услуг.Образовательное учреждение, как и любую другую организацию, которая главным итогом своей работы будет иметь продукт (в нашем случае –формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров и магистров соответствующих направлений подготовки), необходимо направлять и систематически управлять им для успешного функционирования. Такой успех, может быть, достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественности, студентов, работников вуза и т.д.).Необходимо отметить, что вышеописанныепроблемы вуза должны решаться в его основном звене –на кафедре, которая обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое социальновоспитательное, учебное и научное воздействие на них.Следовательно, кафедра –это основное учебнонаучное структурное подразделение факультета, осуществляющее учебную, методическую и научноисследовательскую работу среди студентов (бакалавров и магистрантов) по отрасли знаний, а также подготовку научнопедагогических кадров и повышение их квалификации [3].Выполнение перечисленных работ на кафедрах за последнее время усложнилось, и управление кафедрой превращается в науку, так как с одной стороны должны выступать профессионализм и ответственность руководителей кафедр, а с другой –необходимость привлечения всего персонала (преподавателей, научных работников, аспирантов, инженеров, лаборантов и операторов).Сегодня подавая документы в вуз, студент, прежде всего, поступает на программу (программу направления подготовки), о чем делается соответствующая запись в документах с указанием на факультет. Функция кафедрыв этом случае состоит в реализации этой программы. Содержательные фрагменты программ закрепляются за отдельными кафедрами. При этом каждая кафедра специализируется в той или инойнаучной области, что предполагает создание различных научных направлений, в свою очередь формирующих специфику, имидж и привлекательность факультета и вуза.Еще давайте обратим внимание на профилизацию, от которой напрямую зависит деятельность многих кафедр. В границах магистратуры и аспирантуры профилизацияосуществляется традиционно в рамках кафедр. А вот в бакалавриате этот вопрос остается открытым и спорным. Англосаксонская трактовка бакалавриата, признанная сегодня, дает расширенные квалификации, например, «бакалавр гуманитарных наук»(BachelorofArts) и «бакалавр естественных наук» (BachelorofScience), но она же признает и более узкие трактовки степенейквалификаций –бакалавр права, экономики, менеджментаи т.п. Спор продолжается, ведь согласно российскому Закону об образовании (и в новой и старой редакции) востребованность выпускника при первичном трудоустройстве является одной из первоочередных задач обучения, и исключение из бакалавриата элементов профилизациине будет целесообразным. А задачи профилизации будут решаться на соответствующих кафедрах.Таким образом, общий фронт работы на кафедрах усложняется изза:возросших требованийк качеству подготовки бакалавров и магистрантов;укрупнения педагогических коллективов;постоянного обновления профиля кафедры за счет открытия новых специальностей и направленийподготовки.Данныефакторы внесли дополнительные штрихи в изменение условий труда заведующих кафедр. Приведем некоторые из них:отсутствие централизованного распределения выпускников;востребованность и конкурентоспособность выпускников при первичном трудоустройствеи вторичной занятости;расширение качественного состава студентов (бюджетная основа обучения, обучение с полным возмещением затрат, сертификаты на обучение и др.);повышение роли научной деятельности при оценке деятельности вузов;информатизация и компьютеризация учебного процесса и развитие дистанционного образования;социальное партнерство, то есть деятельность кафедр с учетом внешней среды и укрепления внешних связей(общественные аккредитации, отзывы работодателей и др.);процесс интеграции российского образования в мировой образовательный и научный процесс.Качество образовательного процесса является тогда комплексной категорией, разбивающейсяна разнообразные процессы и виды деятельности всех участников. Формирование интегральной характеристики оценки качества через основные показатели показано на рисунке 1.
Рисунок 1 Формирование интегральной характеристики оценки качества через основные показатели учебного процесса в образовательных учреждениях
И всетаки плюсы,и минусы работы вуза в целом в значительной степени зависят от деятельности кафедры и заведующего. Поэтому по заданию Минобразования РФбыл осуществлен проект «Разработка и реализация Качество как ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА этовесь цикл действий, который включает в себя проектирование, реализацию, мониторинг, контроль и управление, инфраструктурное обеспечение:качество обучающихся на входе и на выходекачество средств образовательного процесса (материальнотехническую базу, учебнометодическое обеспечение, аудиторный фонд и т.п.)качество профессорскопреподавательского состава, задействованного в учебном процессе; качество образовательной программыкачество образовательных технологий; качество профессионального управления и оптимизации руководящего состава вузовских кафедрвнутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы российской федерации» по программе «Научное, научнометодическое, материальнотехническое и информационное обеспечение системы образования», в рамках которого было проведено обследование более 300 заведующих кафедрами различных регионов России.Опираясь на контрольные точки первого этапа этого обследования, мы попытались сопоставить полученные результаты о составе заведующих кафедр по России с НОУ ВПО «Невинномысский институтэкономики, управления и права».Среди обследованных кафедр НОУ ВПО «НИЭУП»25% являютсятехническими, 58,33% гуманитарными, 16,67% экономикоуправленческими. Что в пределах не глобально отличается от общей картины по стране: технические –35%, гуманитарные –37%, экономикоуправленческие –28% [2], что наглядно видно в диаграмме на рисунке 2.
Рисунок 2 Характер деятельности вузовских кафедр
Приведем некоторые данные о составе заведующих кафедр НОУ ВПО «НИЭУП»(российских вузов).Средний возраст заведующих кафедрами составляет 41,26(51,6) года. При этомвозраст менее 33,33%(10%) заведующих кафедрами приходится до 40 лет, 58,33%(37,2%) до 50 лет, 8,34%(62,8%) старше 50 лет.Выявленная статистика по исследуемому вузу свидетельствует об удовлетворительном возрастном составе управленческого корпусакафедр. Тогда как,в общем по стране,возрастной состав заведующих говорит о его старении и негативном влиянии на динамизм и активность руководства кафедрами, что показано на диаграмме (рис.3).
Рисунок 3 Возрастнойсоставуправленческого корпусавузовских кафедр
К сожалению,среди заведующих кафедрами НИЭУП нет сотрудников, которые являлись быдокторами наукили имели бы звание профессора. Рассматривая должность заведующего кафедрой как часть управленческого потенциала России, необходимо отметить, что58,33%(2%) имеют экономическое или управленческое образование, или соответствующие курсы повышения квалификации, стажировку профессиональную переподготовку и т.д.При этом 66,67%(64,2%) человек ранее работали рядовыми преподавателями или специалистами, а 33,33%(35,8%) возглавляли отделы,службы различных учреждений,предприятийили организаций.На основании этих данных, следует отметить положительное сравнительное отличие кафедр НИЭП от вузовских кафедр страны в целом, так как уровень 0%20%40%60%80%100%НИЭУПВузы РФ253558,333716,6728Технические кафедрыГуманитарные кафедрыЭкономикоуправленческие кафедры0%20%40%60%80%100%НИЭУПВузы РФ33,331058,3337,28,3462,8до 40 летдо 50 летсвыше 50 летуправленческой подготовки сотрудников, занимающих соответствующие должности достаточно высок по всему институту.Средний стаж руководства кафедрой составляет 5,33лет(10 лет). Однако около 33,33%(25%) заведующих кафедрами исполняют свои обязанности менее 3 лет, а 16,67%(37%) менее 5 лет. Эти данные указывают на все таки недостаточный опыт руководящей работы и теоретической управленческой подготовки заведующих кафедрами как, в общем, по стране, так и по вузу в частности. НоНОУ ВПО «НИЭУП» является достаточно молодым и перспективным учебным заведением, следовательно,приведенные процентылегко исправимыс течением времени.Среди заведующих вузовскими кафедрами 25% мужчин и 75% женщин (82,6% мужчин и 17,4% женщин)(рисунок 4).Такое глобальное различие имеет ряд плюсов и минусов. Не углубляясь в проблему устраненияэффекта«стеклянного потолка»в нашем институте, хотелось бы отметитьданные последних исследований, например компанииCatalyst. Оназанимается анализом гендерного баланса в бизнесе и публикует данные, показывающие устойчивую корреляцию между показателями эффективности компаний, входящих в рейтинг Fortune 500и долей женщин на должностях топменеджеров. Согласно этих показателей,организации, в советах директоров которых 3 и более женщин, явно опережают остальные.Как правило, уних на 53% выше рентабельность собственного капитала (показатель прибыльности), и на 66% выше доход на вложенный капитал (показатель, позволяющий измерить эффективность менеджмента).«Назначение женщин на руководящие должности является показателем делового чутья», говорит Викки Прайeр, президент и генеральный директор страховой компании SBLI USA[4]. Таким образом, хотелось бы отметить «деловую хватку» администрации НИЭУП, которые поддерживают профессиональную карьеру сотрудников, невзирая на половую принадлежность.
Рисунок 4 Гендерныйсоставуправленческого корпусавузовских кафедр
При подборе сотрудников для работы на кафедре существуют различные критерии, такие как наличие ученой степени, звания, опыт работы, методический и научный уровень проведения занятий, педагогическое мастерство, проводимая учебно, научнометодическая и научная работа, повышение педагогической квалификации,воспитательная работа со студентами, наконец, трудовая и исполнительная дисциплина. Но условияновой образовательной политики выставляют на первое место другие приоритетные критерии, это активность и целеустремленность, так как именно они дадут возможность решать многие кафедральные задачи, то есть выбранный сотрудник помимо преподавательской деятельности, будет иметь желание заниматься научной и организационной работой.В целом изучение полученных результатов анализа состава руководства кафедрами вузов России и конкретно НОУ ВПО «НИЭУП» показывает наличие диспропорций в составезаведующих кафедрами и резерва для улучшения их деятельности.0%20%40%60%80%100%НИЭУВузы РФ7517,42582,6ЖенщиныМужчиныОбщекафедральная ситуация ставит перед заведующими кафедрами задачипо восприятиюопыта руководства на передовых кафедрахсобственного вуза или других российских вузов, что даст возможность обратить внимание на всемирное развитие делегирования полномочий, участие в социальновоспитательной, учебной и научной деятельности, повышение сплоченности коллектива, непрерывная работа по повышению квалификации работников.Основным содержанием системыуправления качеством, на основе вышеизложенного, становится система мероприятий, методов и средств, направленных на установление и поддержание необходимого уровня качества услуг, обеспечение удовлетворенности потребителей и непрерывное совершенствование самой системы менеджмента качества.В рамках реализации концепции управления качества образования и образовательных услуг в вузах внедряется гибкая система рейтинговой оценки работы преподавателей по таким направлениям работы, как качественный состав профессорскопреподавательского состава; учебная и научноисследовательская работа; участие в НИР и НИРС; участие в воспитательной работе со студентами и др. (рейтинг кафедры и рейтинг преподавателя). Определяются приоритетные задачи рейтинга, для каждого вуза они будут индивидуальны, но имеющие ряд сопоставимых вопросов: создать систему оценки труда преподавателя и внедрить ее в практику вуза (один из важнейших инструментов управления качеством образовательного процесса); сделать акцент на роли «педагогученый»,которая будет играть ведущую роль в развитии студентов и профессиональных кадров; сформировать в коллективе дух соревнования и творчества.По этим направлениям для определения ежегодной характеристики преподавателя используется числовой критерий в баллах.Сведения о баллах, набранных преподавателями и другие показатели их работы за текущий год, сводятся в информационные таблицы индивидуально по каждому и по кафедре, в общем. На первоначальном этапе, возможен рейтинг только преподавателей и кафедр, в дальнейшем необходимо планировать рейтинговую оценку факультетов и вуза в целом.Такая информация будет являться исходной для определения эффективности работы всех структурных подразделений и различных категорий профессорскопреподавательского состава (с основным местом работы, внутривузовских и внешних совместителей).В любом случае конечной целью системы рейтинговой оценки деятельности кафедры, должно являться повышение эффективности работы ее научнопедагогического коллектива. Тогда примем кафедру за некую производственную единицу, производительная сила которой –преподаватели и научные сотрудники, а выпускаемая продукция –квалифицированные выпускникии научные проекты. Следовательно, оценка деятельности кафедры сводится к оценке удельной нагрузки каждого сотрудника, что позволит сопоставить кафедры с различными численностью, составами и сферой деятельности.Давайте примем, что итоговый рейтинг кафедры определяется как сумма рейтингов[2]:а) по общекафедральным показателям (Ропк);б) по показателям научной, учебной и методической деятельности (Рнумк).Тогда,Рк= Ропк+ Рнумк.Определим рейтинг кафедры по общекафедральным показателям по следующей формуле:Ропк=∑Ропк==1,где Ропк
количество баллов кафедры по iому общекафедральному показателю.К общекафедральным показателям рейтинга кафедры могут относиться: сложность управления (численность преподавателей и учебновспомогательного персонала); процент ППС с учеными степенями и званиями; процент докторов наук, профессоров; численность выпуска студентов по направлениям подготовки; процентное количество выданных выпускникам дипломом с отличием; трудоустройство выпускников по квалификации; наличие докторантуры,аспирантурыи магистратуры; штатность; открытие новых направлений подготовкив течениегода;инициативы кафедры, отмеченные руководством вузаи др.Рейтинг кафедры по показателям группы «б» определим по формуле:Рнумк=∑Рнумк==1Чпршт,где Рнумк
количество баллов (годовой рейтинг) jого показателя научной, учебной и методической деятельности кафедры; Чпршт–численность преподавателей кафедры по штатному расписанию вуза.Показатели по итогам научной, учебной и методической деятельности кафедры и критерии их оценки, как правило, устанавливаются Ученым советом вуза. На практике ктаким показателям можно отнестиследующие:оппонирование и рецензирование диссертационных исследований и научных работ; повышение квалификации (защита диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, КПК, стажировка, получение ученого звания профессора или доцента и т.д.); опубликование монографий, сборников научных статей, материалов конференций;получение патентов, свидетельств, грантов;участие и организация конференций и теоретикометодологических семинаров различного уровня (международных, региональных, межвузовских, внутривузовских и др.);участие в конкурсах по НИР;объем финансирования НИР (из средств хоздоговоров, грантов, госбюджета, средств учредителя и собственных средств института);количество договоров о научном сотрудничестве;работа по организации НИРС и НИРМ (участие студентов и магистрантов в постоянно действующих студенческих научных сообществах, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсахи др.).Таким образом, годовой рейтинг кафедры определяется по следующей формуле:Рк=∑Ропк==1+∑Рнумк==1Чпршт.Эта методика подсчета является одной из наиболее точной, так как исключает дублирование определенных показателей, имеющих одних авторов (монографии, статьи, учебники, учебные пособия, доклады и т.п.). Она суммирует не годовые рейтинги отдельных преподавателей, а итоговые показатели деятельности кафедры за год.Конечно, можно предположить, что в первое время возникнут трудности с определением критериальных показателей рейтинга, которые необходимо отрабатывать и адаптировать для каждого образовательного учреждения индивидуально. Но временной показатель сыграет свое положительное значение, работая на перспективу.И так, примем за непреложную истину то, что центральной проблемой реформирования образования являться повышение его качества. А повышение качества деятельности кафедры, как структурной единицы любого вуза, является одной из первостепенных задач, требующих скорейшего решения. Вузовская кафедра обеспечивает фундаментальную подготовку по конкретным дисциплинам, закрепленным за ней приказом ректора,работу кафедры можно оценить по следующим показателям:качество обучения студентов;количество преподавателей, имеющих ученую степень и звание;подготовка и издание учебников, учебных пособий, монографий, статей;грантовая, хоздоговорная игосбюджетная научная деятельность;трудоустройство студентов на работу по своемунаправлению подготовки;привлечение студентов к обучению на коммерческой основе;рейтинг кафедры в вузе.Тогда при успешном взаимодействии каждой из сфер деятельности кафедрыи ее руководителя, в частности, достигается главная цель –реформирование образование через повышение его качества.
Ссылки на источники1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756р. Приказ Минобразования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393.2.Резник С.Д. Управление кафедрой. –М.: ИНФРАМ, 2004.3.Положение о кафедре. –Невинномысск: НОУ ВПО «НИЭУП», 2006.4.Касимова И. Гендерный баланс в компаниях: плюсы и минусы[Электронный ресурс] // http://amttraining.ru/content/articles/9774(дата обращения: 29.03.2014).
Solovyova Natalia,deanof faculty of economy and management of NSE IHE"Nevinnomyssk Institute of Economy, Management and Right", NevinnomysskEffective regulation and monitoring activity of high school chairs for increase of a quality assurance of the higher school of RussiaAbstract. In this article topical issues of quality management of high school chairs reveal. The author analyzes and considers, how the general option, use of rating system of an assessment of internal audit of chair, as through a personal rating of teachers, and as a whole the cathedral.Keywords:quality management, education system, chair, rating assessment.
Эффективное регулирование и контролирование деятельности вузовских кафедр для повышения гарантии качества высшей школы России
Аннотация. В данной статье раскрываются актуальные вопросы менеджмента качества вузовских кафедр. Автор анализирует и рассматривает,как общий вариант, применение рейтинговой системы оценки внутреннего аудита кафедры, как через личный рейтинг преподавателей, так и в целом кафедральный.Ключевые слова:менеджмент качества, система образования, кафедра, рейтинговая оценка.
Ещё в20012002 гг. Правительство РФ одобрило подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. В ней роль образования определяласьзадачами перехода России к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, а также преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития.В настоящее время, уже достигнута основная цель модернизации образования –это создание механизма устойчивого развития системы образованияи, в связи с этим,вузы страны стремятся к выполнению одногоиз приоритетных направлений образовательной политики созданияусловий для повышения качества общего и профессионального образования.В процессе модернизации претерпела изменение и сама системауправления профессиональным образованием, напримерв таких процессах какпреодоление негативных тенденций в кадровом обеспечении образования, повышение социального статуса и профессионализма педагогических и руководящих работников учебных заведений. Одним из решений поставленных ранее задач сталоповышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по направлениям модернизации образования.Проблема качества образования отражает закономерные процессы социальноэкономического и научнотехнического развития. Изменение образовательных потребностей и условий их реализации требуют повышенного внимания к качеству образования. Так как эффективность высшей школы России обусловлена результатами работы вузов, качество работы которых, в первую очередь, определяется деятельностью их кафедр (по примерным подсчетам, ввузах России их насчитывается минимум 30 тыс.) [2].Последние пятнадцатьлет являются одним из самых противоречивых и сложных периодов в истории российского образования. «Шоковая терапия», которая обрушилась на наше общество, не обошла стороной и высшую школу. Хроническое недофинансирование поставило под угрозу само ее существование.И только в последние годы наметились перемены к лучшему.Часть экспертовполагает, что отечественная система образования пока не может эффективно работать в условиях конкуренции. Они аргументируют это тем, что многие компании уже обучают свой персонал за рубежом.Другие эксперты считают, что для успешного продвижения и становления России в общемировоми общеевропейскомобразовательномпространственеобходима ликвидация информационной и экономической безграмотности населения. И первые изменения должны пройти в системе высшего профессионального образования.Российская система образования ранее отличалась от западной тем, что вузы готовили кадры под конкретную специальность, под конкретную профессиональную деятельность. Больше нигде в мире нет отраслевой направленности образования. Еще при Петре I были заложены направляющие системы образования, которые носили отраслевую направленность. Подготовка дипломированных специалистов в высшей школе это российский вклад в мировое образовательное сообщество.До сих пор правительство нашей страны делало ставку на фундаментальность образования. Но в нынешних условиях это очень дорого, многим негосударственным вузам это просто не под силу без государственной поддержки. Системное фундаментальное образование в негосударственном вузе далеко не всякий сможет оплатить, предпочтет скорее государственный вуз.Демографические проблемы в нашей стране так же породили конкуренцию на рынках труда и образовательных услуг, что вызывает необходимость ориентации на потребителя образовательных услуг (студента, родителей, государства и общества), в том числе в разрезе повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Кроме того, имеется ярко выраженная тенденция интернационализации образования, также формирующая требования к росту качества образовательных услуг.Образовательное учреждение, как и любую другую организацию, которая главным итогом своей работы будет иметь продукт (в нашем случае –формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров и магистров соответствующих направлений подготовки), необходимо направлять и систематически управлять им для успешного функционирования. Такой успех, может быть, достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон (государственных органов, общественности, студентов, работников вуза и т.д.).Необходимо отметить, что вышеописанныепроблемы вуза должны решаться в его основном звене –на кафедре, которая обеспечивает непосредственный контакт со студентами и прямое социальновоспитательное, учебное и научное воздействие на них.Следовательно, кафедра –это основное учебнонаучное структурное подразделение факультета, осуществляющее учебную, методическую и научноисследовательскую работу среди студентов (бакалавров и магистрантов) по отрасли знаний, а также подготовку научнопедагогических кадров и повышение их квалификации [3].Выполнение перечисленных работ на кафедрах за последнее время усложнилось, и управление кафедрой превращается в науку, так как с одной стороны должны выступать профессионализм и ответственность руководителей кафедр, а с другой –необходимость привлечения всего персонала (преподавателей, научных работников, аспирантов, инженеров, лаборантов и операторов).Сегодня подавая документы в вуз, студент, прежде всего, поступает на программу (программу направления подготовки), о чем делается соответствующая запись в документах с указанием на факультет. Функция кафедрыв этом случае состоит в реализации этой программы. Содержательные фрагменты программ закрепляются за отдельными кафедрами. При этом каждая кафедра специализируется в той или инойнаучной области, что предполагает создание различных научных направлений, в свою очередь формирующих специфику, имидж и привлекательность факультета и вуза.Еще давайте обратим внимание на профилизацию, от которой напрямую зависит деятельность многих кафедр. В границах магистратуры и аспирантуры профилизацияосуществляется традиционно в рамках кафедр. А вот в бакалавриате этот вопрос остается открытым и спорным. Англосаксонская трактовка бакалавриата, признанная сегодня, дает расширенные квалификации, например, «бакалавр гуманитарных наук»(BachelorofArts) и «бакалавр естественных наук» (BachelorofScience), но она же признает и более узкие трактовки степенейквалификаций –бакалавр права, экономики, менеджментаи т.п. Спор продолжается, ведь согласно российскому Закону об образовании (и в новой и старой редакции) востребованность выпускника при первичном трудоустройстве является одной из первоочередных задач обучения, и исключение из бакалавриата элементов профилизациине будет целесообразным. А задачи профилизации будут решаться на соответствующих кафедрах.Таким образом, общий фронт работы на кафедрах усложняется изза:возросших требованийк качеству подготовки бакалавров и магистрантов;укрупнения педагогических коллективов;постоянного обновления профиля кафедры за счет открытия новых специальностей и направленийподготовки.Данныефакторы внесли дополнительные штрихи в изменение условий труда заведующих кафедр. Приведем некоторые из них:отсутствие централизованного распределения выпускников;востребованность и конкурентоспособность выпускников при первичном трудоустройствеи вторичной занятости;расширение качественного состава студентов (бюджетная основа обучения, обучение с полным возмещением затрат, сертификаты на обучение и др.);повышение роли научной деятельности при оценке деятельности вузов;информатизация и компьютеризация учебного процесса и развитие дистанционного образования;социальное партнерство, то есть деятельность кафедр с учетом внешней среды и укрепления внешних связей(общественные аккредитации, отзывы работодателей и др.);процесс интеграции российского образования в мировой образовательный и научный процесс.Качество образовательного процесса является тогда комплексной категорией, разбивающейсяна разнообразные процессы и виды деятельности всех участников. Формирование интегральной характеристики оценки качества через основные показатели показано на рисунке 1.
Рисунок 1 Формирование интегральной характеристики оценки качества через основные показатели учебного процесса в образовательных учреждениях
И всетаки плюсы,и минусы работы вуза в целом в значительной степени зависят от деятельности кафедры и заведующего. Поэтому по заданию Минобразования РФбыл осуществлен проект «Разработка и реализация Качество как ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА этовесь цикл действий, который включает в себя проектирование, реализацию, мониторинг, контроль и управление, инфраструктурное обеспечение:качество обучающихся на входе и на выходекачество средств образовательного процесса (материальнотехническую базу, учебнометодическое обеспечение, аудиторный фонд и т.п.)качество профессорскопреподавательского состава, задействованного в учебном процессе; качество образовательной программыкачество образовательных технологий; качество профессионального управления и оптимизации руководящего состава вузовских кафедрвнутривузовской системы формирования, обучения и развития управленческого потенциала высшей школы российской федерации» по программе «Научное, научнометодическое, материальнотехническое и информационное обеспечение системы образования», в рамках которого было проведено обследование более 300 заведующих кафедрами различных регионов России.Опираясь на контрольные точки первого этапа этого обследования, мы попытались сопоставить полученные результаты о составе заведующих кафедр по России с НОУ ВПО «Невинномысский институтэкономики, управления и права».Среди обследованных кафедр НОУ ВПО «НИЭУП»25% являютсятехническими, 58,33% гуманитарными, 16,67% экономикоуправленческими. Что в пределах не глобально отличается от общей картины по стране: технические –35%, гуманитарные –37%, экономикоуправленческие –28% [2], что наглядно видно в диаграмме на рисунке 2.
Рисунок 2 Характер деятельности вузовских кафедр
Приведем некоторые данные о составе заведующих кафедр НОУ ВПО «НИЭУП»(российских вузов).Средний возраст заведующих кафедрами составляет 41,26(51,6) года. При этомвозраст менее 33,33%(10%) заведующих кафедрами приходится до 40 лет, 58,33%(37,2%) до 50 лет, 8,34%(62,8%) старше 50 лет.Выявленная статистика по исследуемому вузу свидетельствует об удовлетворительном возрастном составе управленческого корпусакафедр. Тогда как,в общем по стране,возрастной состав заведующих говорит о его старении и негативном влиянии на динамизм и активность руководства кафедрами, что показано на диаграмме (рис.3).
Рисунок 3 Возрастнойсоставуправленческого корпусавузовских кафедр
К сожалению,среди заведующих кафедрами НИЭУП нет сотрудников, которые являлись быдокторами наукили имели бы звание профессора. Рассматривая должность заведующего кафедрой как часть управленческого потенциала России, необходимо отметить, что58,33%(2%) имеют экономическое или управленческое образование, или соответствующие курсы повышения квалификации, стажировку профессиональную переподготовку и т.д.При этом 66,67%(64,2%) человек ранее работали рядовыми преподавателями или специалистами, а 33,33%(35,8%) возглавляли отделы,службы различных учреждений,предприятийили организаций.На основании этих данных, следует отметить положительное сравнительное отличие кафедр НИЭП от вузовских кафедр страны в целом, так как уровень 0%20%40%60%80%100%НИЭУПВузы РФ253558,333716,6728Технические кафедрыГуманитарные кафедрыЭкономикоуправленческие кафедры0%20%40%60%80%100%НИЭУПВузы РФ33,331058,3337,28,3462,8до 40 летдо 50 летсвыше 50 летуправленческой подготовки сотрудников, занимающих соответствующие должности достаточно высок по всему институту.Средний стаж руководства кафедрой составляет 5,33лет(10 лет). Однако около 33,33%(25%) заведующих кафедрами исполняют свои обязанности менее 3 лет, а 16,67%(37%) менее 5 лет. Эти данные указывают на все таки недостаточный опыт руководящей работы и теоретической управленческой подготовки заведующих кафедрами как, в общем, по стране, так и по вузу в частности. НоНОУ ВПО «НИЭУП» является достаточно молодым и перспективным учебным заведением, следовательно,приведенные процентылегко исправимыс течением времени.Среди заведующих вузовскими кафедрами 25% мужчин и 75% женщин (82,6% мужчин и 17,4% женщин)(рисунок 4).Такое глобальное различие имеет ряд плюсов и минусов. Не углубляясь в проблему устраненияэффекта«стеклянного потолка»в нашем институте, хотелось бы отметитьданные последних исследований, например компанииCatalyst. Оназанимается анализом гендерного баланса в бизнесе и публикует данные, показывающие устойчивую корреляцию между показателями эффективности компаний, входящих в рейтинг Fortune 500и долей женщин на должностях топменеджеров. Согласно этих показателей,организации, в советах директоров которых 3 и более женщин, явно опережают остальные.Как правило, уних на 53% выше рентабельность собственного капитала (показатель прибыльности), и на 66% выше доход на вложенный капитал (показатель, позволяющий измерить эффективность менеджмента).«Назначение женщин на руководящие должности является показателем делового чутья», говорит Викки Прайeр, президент и генеральный директор страховой компании SBLI USA[4]. Таким образом, хотелось бы отметить «деловую хватку» администрации НИЭУП, которые поддерживают профессиональную карьеру сотрудников, невзирая на половую принадлежность.
Рисунок 4 Гендерныйсоставуправленческого корпусавузовских кафедр
При подборе сотрудников для работы на кафедре существуют различные критерии, такие как наличие ученой степени, звания, опыт работы, методический и научный уровень проведения занятий, педагогическое мастерство, проводимая учебно, научнометодическая и научная работа, повышение педагогической квалификации,воспитательная работа со студентами, наконец, трудовая и исполнительная дисциплина. Но условияновой образовательной политики выставляют на первое место другие приоритетные критерии, это активность и целеустремленность, так как именно они дадут возможность решать многие кафедральные задачи, то есть выбранный сотрудник помимо преподавательской деятельности, будет иметь желание заниматься научной и организационной работой.В целом изучение полученных результатов анализа состава руководства кафедрами вузов России и конкретно НОУ ВПО «НИЭУП» показывает наличие диспропорций в составезаведующих кафедрами и резерва для улучшения их деятельности.0%20%40%60%80%100%НИЭУВузы РФ7517,42582,6ЖенщиныМужчиныОбщекафедральная ситуация ставит перед заведующими кафедрами задачипо восприятиюопыта руководства на передовых кафедрахсобственного вуза или других российских вузов, что даст возможность обратить внимание на всемирное развитие делегирования полномочий, участие в социальновоспитательной, учебной и научной деятельности, повышение сплоченности коллектива, непрерывная работа по повышению квалификации работников.Основным содержанием системыуправления качеством, на основе вышеизложенного, становится система мероприятий, методов и средств, направленных на установление и поддержание необходимого уровня качества услуг, обеспечение удовлетворенности потребителей и непрерывное совершенствование самой системы менеджмента качества.В рамках реализации концепции управления качества образования и образовательных услуг в вузах внедряется гибкая система рейтинговой оценки работы преподавателей по таким направлениям работы, как качественный состав профессорскопреподавательского состава; учебная и научноисследовательская работа; участие в НИР и НИРС; участие в воспитательной работе со студентами и др. (рейтинг кафедры и рейтинг преподавателя). Определяются приоритетные задачи рейтинга, для каждого вуза они будут индивидуальны, но имеющие ряд сопоставимых вопросов: создать систему оценки труда преподавателя и внедрить ее в практику вуза (один из важнейших инструментов управления качеством образовательного процесса); сделать акцент на роли «педагогученый»,которая будет играть ведущую роль в развитии студентов и профессиональных кадров; сформировать в коллективе дух соревнования и творчества.По этим направлениям для определения ежегодной характеристики преподавателя используется числовой критерий в баллах.Сведения о баллах, набранных преподавателями и другие показатели их работы за текущий год, сводятся в информационные таблицы индивидуально по каждому и по кафедре, в общем. На первоначальном этапе, возможен рейтинг только преподавателей и кафедр, в дальнейшем необходимо планировать рейтинговую оценку факультетов и вуза в целом.Такая информация будет являться исходной для определения эффективности работы всех структурных подразделений и различных категорий профессорскопреподавательского состава (с основным местом работы, внутривузовских и внешних совместителей).В любом случае конечной целью системы рейтинговой оценки деятельности кафедры, должно являться повышение эффективности работы ее научнопедагогического коллектива. Тогда примем кафедру за некую производственную единицу, производительная сила которой –преподаватели и научные сотрудники, а выпускаемая продукция –квалифицированные выпускникии научные проекты. Следовательно, оценка деятельности кафедры сводится к оценке удельной нагрузки каждого сотрудника, что позволит сопоставить кафедры с различными численностью, составами и сферой деятельности.Давайте примем, что итоговый рейтинг кафедры определяется как сумма рейтингов[2]:а) по общекафедральным показателям (Ропк);б) по показателям научной, учебной и методической деятельности (Рнумк).Тогда,Рк= Ропк+ Рнумк.Определим рейтинг кафедры по общекафедральным показателям по следующей формуле:Ропк=∑Ропк==1,где Ропк
количество баллов кафедры по iому общекафедральному показателю.К общекафедральным показателям рейтинга кафедры могут относиться: сложность управления (численность преподавателей и учебновспомогательного персонала); процент ППС с учеными степенями и званиями; процент докторов наук, профессоров; численность выпуска студентов по направлениям подготовки; процентное количество выданных выпускникам дипломом с отличием; трудоустройство выпускников по квалификации; наличие докторантуры,аспирантурыи магистратуры; штатность; открытие новых направлений подготовкив течениегода;инициативы кафедры, отмеченные руководством вузаи др.Рейтинг кафедры по показателям группы «б» определим по формуле:Рнумк=∑Рнумк==1Чпршт,где Рнумк
количество баллов (годовой рейтинг) jого показателя научной, учебной и методической деятельности кафедры; Чпршт–численность преподавателей кафедры по штатному расписанию вуза.Показатели по итогам научной, учебной и методической деятельности кафедры и критерии их оценки, как правило, устанавливаются Ученым советом вуза. На практике ктаким показателям можно отнестиследующие:оппонирование и рецензирование диссертационных исследований и научных работ; повышение квалификации (защита диссертаций на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, КПК, стажировка, получение ученого звания профессора или доцента и т.д.); опубликование монографий, сборников научных статей, материалов конференций;получение патентов, свидетельств, грантов;участие и организация конференций и теоретикометодологических семинаров различного уровня (международных, региональных, межвузовских, внутривузовских и др.);участие в конкурсах по НИР;объем финансирования НИР (из средств хоздоговоров, грантов, госбюджета, средств учредителя и собственных средств института);количество договоров о научном сотрудничестве;работа по организации НИРС и НИРМ (участие студентов и магистрантов в постоянно действующих студенческих научных сообществах, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсахи др.).Таким образом, годовой рейтинг кафедры определяется по следующей формуле:Рк=∑Ропк==1+∑Рнумк==1Чпршт.Эта методика подсчета является одной из наиболее точной, так как исключает дублирование определенных показателей, имеющих одних авторов (монографии, статьи, учебники, учебные пособия, доклады и т.п.). Она суммирует не годовые рейтинги отдельных преподавателей, а итоговые показатели деятельности кафедры за год.Конечно, можно предположить, что в первое время возникнут трудности с определением критериальных показателей рейтинга, которые необходимо отрабатывать и адаптировать для каждого образовательного учреждения индивидуально. Но временной показатель сыграет свое положительное значение, работая на перспективу.И так, примем за непреложную истину то, что центральной проблемой реформирования образования являться повышение его качества. А повышение качества деятельности кафедры, как структурной единицы любого вуза, является одной из первостепенных задач, требующих скорейшего решения. Вузовская кафедра обеспечивает фундаментальную подготовку по конкретным дисциплинам, закрепленным за ней приказом ректора,работу кафедры можно оценить по следующим показателям:качество обучения студентов;количество преподавателей, имеющих ученую степень и звание;подготовка и издание учебников, учебных пособий, монографий, статей;грантовая, хоздоговорная игосбюджетная научная деятельность;трудоустройство студентов на работу по своемунаправлению подготовки;привлечение студентов к обучению на коммерческой основе;рейтинг кафедры в вузе.Тогда при успешном взаимодействии каждой из сфер деятельности кафедрыи ее руководителя, в частности, достигается главная цель –реформирование образование через повышение его качества.
Ссылки на источники1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756р. Приказ Минобразования Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 393.2.Резник С.Д. Управление кафедрой. –М.: ИНФРАМ, 2004.3.Положение о кафедре. –Невинномысск: НОУ ВПО «НИЭУП», 2006.4.Касимова И. Гендерный баланс в компаниях: плюсы и минусы[Электронный ресурс] // http://amttraining.ru/content/articles/9774(дата обращения: 29.03.2014).
Solovyova Natalia,deanof faculty of economy and management of NSE IHE"Nevinnomyssk Institute of Economy, Management and Right", NevinnomysskEffective regulation and monitoring activity of high school chairs for increase of a quality assurance of the higher school of RussiaAbstract. In this article topical issues of quality management of high school chairs reveal. The author analyzes and considers, how the general option, use of rating system of an assessment of internal audit of chair, as through a personal rating of teachers, and as a whole the cathedral.Keywords:quality management, education system, chair, rating assessment.