Влияние экономических факторов на развитие туризма в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Темякова Т. В. Влияние экономических факторов на развитие туризма в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4486–4490. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55162.htm.
Аннотация. В статье повествуется об экономических факторах, влияющих на развитие туризма. Подробному анализу подвергается воздействие на туризм неравномерного распределения доходов населения, доступности потребительских кредитов, производится расчет простой модели парной регрессии, иллюстрирующей зависимость числа поездок российских граждан за рубеж от величины ИПЦ в России и др.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Темякова Татьяна Витальевна,кандидат экономических наук, доцент, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра туризма и культурного наследия, г. Саратовtemykova@yandex.ru

Влияние экономических факторов на развитие туризма в РоссииАннотация.В статье повествуется об экономических факторах, влияющих на развитие туризма. Подробному анализу подвергается воздействие натуризм неравномерного распределения доходов населения, доступность потребительских кредитов, производится расчет простой модели парной регрессии, иллюстрирующей зависимость числа поездок российских граждан за рубеж от величины ИПЦ в России и др.Ключевые слова:экономические факторы, туризм, доходы населения, инфляция, потребительское кредитование

Туризм, представляя собой сложную социальноэкономическую систему, испытывает на себе влияние большого количества факторов. Среди внешних факторов традиционно выделяют природногеографические, культурноисторические, экономические, социальные, демографические, политические и др. В данной статье будут рассмотрены экономические факторы. Студенты, обучающиеся по направлению 100400 «Туризм» изучают «Организацию туристской деятельности» и «Экономику и предпринимательство в туризме». Обе дисциплины, на взгляд автора, предполагают выявление специфики экономической составляющей в деятельности туристского предприятия. По существу, туристская отрасль представляет собой отрасль экономики, приносящей стране определенный доход, поэтому туристскую отрасль и следует рассматривать как отраслевую экономику, а деятельность туристских организаций как деятельность коммерческих предприятий, предполагающуюаккумулирование материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, в результате чего осуществляетсяпроизводство, продвижение и реализациятурпродукта, способного удовлетворить потребности клиентов и приносить прибыль туристской организации. В связи с этим требуется постоянное проецирование общеизвестных постулатов экономической теории на туристскую отрасль, чтоможет оказаться весьма увлекательным.Приступим к анализу экономических факторов, воздействующих на развитие туризма, среди которых прежде всего можно выделитьвеличину процентных ставок, а также инфляцию. Рассмотрим сначала влияние процентных ставок на развитие туризма. Величина процентных ставок определяет доступность кредитов как для потребителейтуристов, так и для бизнеса. Известно, что банковская система в России является двухуровневой, состоящей из Центрального Банка Российской Федерации и коммерческих банков. Ранее Центральный Банк кредитовал коммерческие банки под ставку рефинансирования, однако с 13 сентября 2013 года ее роль изменилась. Теперь ставка рефинансирования носит индикативный характер и отражает процессы, происходящие в экономике страны, с 14.09.2012 г. составляет 8,25%[1]. Она служит ориентиром для коммерческих банков, показывая направление изменения процентов по кредитам для хозяйствующих субъектов. Первостепенная роль сегодня принадлежит Ключевой Ставке Банка России, установившейся на уровне 7%[1]. Предположительно, ставка рефинансирования будет приведена к уровню Ключевой ставки до 01 января 2016 г. Ныне не ставка рефинансирования, а Ключевая Ставка стала главным инструментом для определения ставок по остальным банковским операциям. До 03 марта 2014 г., т.е. целых полгода, Ключевая Ставка была равна 5,5% [1], в любом случае ставки по кредитам на путешествия были больше не только Ключевой Ставки, но и ставки рефинансирования. В таблице 2 приведены процентные ставки по потребительским кредитам, в т. ч. на путешествия, различных кредитных организаций в г. Саратове, предлагаемым в марте 2014 г.Табл. 1

Процентные ставки по потребительским кредитам, в т.ч. на путешествия, предлагаемым кредитными организациями г. Саратова в марте 2014 г.[2]

Наименование банкаПроцентная ставка, % Сумма кредита, руб.Срок, мес.ОАО Банк «Открытие»12,931,925000800 000660 ОАО «КБ Петрокоммерц»9132500050000036712Рогосстрах Банк14150001000 00060ОАО «РоссельхозБанк»1510000500 00060ООО КБ «Юниаструм Банк»1610000149 999112ЗАО «Банк ВТБ 24»18500001000 000660УРАЛСИБ20500001000 000160Газнефтьбанк22до 3000000 до 12 ОАО «АльфаБанк»4750000130 000624Из приведенных данных видно, что наименьшая величина процентной ставки предлагается ОАО КБ «Петрокоммерц», равная 9% при сумме кредита от 25000 руб. до 500000 руб., но при условии, что кредит берется на срок от 3до 6 месяцев. Однако, как отмечалось выше, процентная ставка по кредиту на путешествие в 9% в любом случае больше и Ключевой Ставки, и ставки рефинансирования. Сегодня появилась возможность брать кредит на отдых непосредственно в турагентствах, но в такомслучае появляется сложность в поиске турагентства, заключившего соответствующий договор с кредитной организацией. Сегодня в РФ популярность продаж турпродуктов в кредит не столь велика, как в Европе и составляет не более 2% от общего числа продаж туров (до данным ВЦИОМ, лишь 4% опрошенных респондентов в мае 2013 г. планировали поездку за счет заемных средств, против 65% граждан, собирающихся отправиться в путешествие, используя свои собственные сбережения) [3]. Однако наблюдается тенденция роста предложений со стороны туристских агентств о заключении договоров в кредитными организациями в то время, как еще раньше инициатором коммерческого предложения были сами банки. В связи со сказанным, можно утверждать, что при сохранении диапазона процентных ставок по потребительским кредитам на путешествия в будущем будет наблюдаться рост покупок туров с использованием заемных средств. Следовательно, сокращение процентных ставок является стимулирующим фактором развития туризма. Теперь приступим к изучению влияния на развитие туризма такого экономического фактора, как инфляция, она предполагает повышение общего уровня цен в экономике на товары и услуги. Интересен вопрос о влиянии инфляционных процессов на туристскую активность российских граждан. Предлагаем воспользоваться простой моделью линейной регрессии, исключающей воздействие на развитие туризма иных экономических, демографических, политических, социальных и т.д. факторов. На основании данных Федеральной службы государственной статистики и Федерального агентства по туризму проанализируем зависимость числа поездок российских граждан за рубеж в период с 2003 по 2013 гг. от величины индекса потребительских цен (ИПЦ), являющегося показателем инфляции. Интересно сравнение ИПЦна товары и услуги с ИПЦ на услуги, на протяжении рассматриваемого периода ИПЦ на услуги был выше ИПЦ на товары и услуги, рассчитаем коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент детерминации для обоих случаев.Табл. 2Расчет простой модели парной регрессии, иллюстрирующей зависимость числа поездок российских граждан за рубеж от величины ИПЦ на товары и услуги в России в20032013 гг.[4]ГодаВсего по всем странам, млн. поездок (справочно)В том числе с туристскими целями, млн. поездок(у)ИПЦ к декабрю пред. года, в % (х)х*хх*уy*y200320,4685,6411212544631,6831,8096200424,416,557111,712476,89732,416942,99425200528,4766,785110,912298,81752,456546,03623200629,0037,75310911881845,07760,10901200734,2189,368111,912521,611048,27987,75942200836,53711,314113,312836,891281,876128,0066200934,2769,542108,811837,441038,1791,04976201039,32312,605108,811837,441371,424158,886201143,72614,496106,111257,211538,026210,134201247,81315,332106,611363,561634,391235,0702201354,06918,292106,511342,251948,098334,5973ИТОГО392,319117,6841205,6132197,112821,891426,452

Табл. 3Расчет простой модели парной регрессии, иллюстрирующей зависимостьчисла поездок российских граждан за рубеж от величины ИПЦна услуги в России в 20032013 гг.[4]ГодаВсего по всем странам, млн. поездок (справочно)В том числе с туристскими целями, млн. поездок (у)ИПЦ к декабрю пред. года, в % (х)х*хх*уy*y200320,4685,64122,314957,29689,77231,8096200424,416,557117,713853,29771,758942,99425200528,4766,78512114641820,98546,03623200629,0037,753113,912973,21883,066760,10901200734,2189,368113,312836,891061,39487,75942200836,53711,314115,913432,811311,293128,0066200934,2769,542111,612454,561064,88791,04976201039,32312,605108,111685,611362,601158,886201143,72614,496108,711815,691575,715210,134201247,81315,332107,311513,291645,124235,0702201354,06918,292108116641975,536334,5973ИТОГО392,319117,6841247,8141827,613162,131426,452Воспользуемся формулами (2,3) для построения уравнения линейной регрессии.࢈=�∑࢞�࢟�−∑࢞�∑࢟���=૚��=૚��=૚�∑࢞�૛��=૚−(∑࢞�)��=૚૛(૚)

ࢇ=∑࢟�−࢈∑࢞���=૚��=૚�

(૛)

Для данных, представленных в табл. 2, уравнение парной регрессии выглядит так: �=142,68+(−1,2)∗ݔ, а для данных из табл. 3уравнение парной регрессии представлено следующей формулой: ݕ=86,195+(−0,67)∗ݔ. Следовательно, коэффициент корреляции Пирсона в первом случае равен (0,74), а во втором случае (0,86), коэффициент детерминации определяется как квадрат коэффициента корреляции. Для данных из первой таблицы, характеризующих зависимость числа поездок от ИПЦ на товары и услуги, коэффициент детерминации равен 0,55, а для величин из второй таблицы –0,75. Поскольку коэффициент детерминации показывает вариации переменной ݕв зависимости от изменения переменной ݔпри существовании линейной связи между ними, можно констатировать следующее:1.Если в качестве переменной ݔрассматривается ИПЦ на товары и услуги, то лишь 55% общей вариации числа поездок российских граждан за рубеж объясняется инфляционными процессами в экономике России, 45% вариации объясняется неучтенными в модели факторами;2.При рассмотрении второго варианта, когда в качестве аргумента функции берется ИПЦ на услуги (поездки с туристскими целями являются услугами), то 75% вариации числа поездок объясняется ростом общего уровня цен в экономике России. Сделанные выводы вполне логичны, ведь влияние факторов, не включенных в модель парной регрессии, таких как демографические, социальные, природногеографические, политические и иные экономические факторы, отличные от инфляционных процессов, воздействуют на туристскую активность граждан, на развитие туризма в целом.Уровень инфляции влияет на величину реальных доходов населения, которая в свою очередь становится очередным экономическим фактором, воздействующим на развитие туризма. Определим некоторые тенденции в данном контексте. Вопервых,вполне логично утверждение, что существует прямая зависимость между уровнем экономического развития страны и благосостоянием ее жителей, и, с точки зрения экономической теории, именно поэтому государствамс развитой экономикой принадлежит лидерство намировом рынке по количеству поездок резидентов страны и величине их расходов за границей. Однако проекция теоретических постулатов экономической теории на практику не позволяет сделать столь однозначного вывода. Обратимся к величине расходов резидентов стран на выездной туризм в 2012 г. (см. табл. 4).

По данным, представленнымна сайте Ассоциации туроператоров –некоммерческого объединения туроператоров, лидерство по величине расходов резидентовна выездной туризм в 2012 годупринадлежит Китаю (102 млрд. долл. США), причинами лидерства стали: упрощение туристских формальностей, процесс урбанизации, предполагающий, что горожане чаще испытывают потребность в снятии стресса и усталости посредством туризма, чем жители сельской местности. Второе, третье и четвертое место заняли Германия (83,8 млрд. долл.), США (83,7 млрд. долларов США)и Великобритания (52,3 млрд. долл. США).

Табл. 4Расходы резидентов стран на выездной туризм в 2012 г., в млрд. долларов США [5]

Обращает на себя внимание тот факт, что пятое (достаточно высокое) место принадлежит Российской Федерации. Российский гражданинв 1 полугодии 2012 года тратил за рубежом в среднем 1256 долл. США [5], расходы тех же жителей США в 2012 году составили 83,7 млрд. долл. Принимая в расчет тот факт, что в рассматриваемом году число американских путешественников, выехавших за границу, равнялось 57,7 млн. человек [5], средние расходы американцев в выездном туризме составили около 1451 долл.на одного туриста.Сравним МРОТ в РФ и США, используем для этого сопоставимые показатели, предложенные на 2010 г. Устиновой Н.В. Так, МРОТ в РФ равнялся 107,67 евро (4330 руб.), а в США –872,32 евро[6]. Сегодня МРОТ в России составляет 5554 руб., что превышает рассматриваемый показатель по сравнению с 2010 г. чуть более чем на 2000 руб., а эта величина превышения много меньше, например, тех же 100 евро. Следовательно, МРОТ 2014 года в России и сегодня меньше МРОТ в США 2010 года, а значит, кажется парадоксальной ситуациясо столь значительными расходами российских граждан России в заграничных путешествиях при столь малом минимальном размере оплатытруда. Значительное влияние на развитие туризма оказывает распределение доходов населения. Известный факт, что распределение доходов неравномерно между отдельными группами граждан. Табл. 5Распределение общего объема денежных доходов по 20процентным группам населенияв 20072012 гг. [7]

200720082009201020112012Денежные доходы –всего, процентов100100100100100100в том числе по 20процентнымгруппам населения:











первая (с наименьшими доходами)5,15,15,25,25,25,2вторая 9,89,89,89,89,99,8третья14,814,814,814,814,914,9четвертая22,522,522,522,522,622,5пятая (с наибольшими доходами)47,847,847,747,747,447,6из нее 10% населения с наивысшими доходами313130,930,930,730,8СтранаРасходы резидентов на выездной туризм, млрд. долларов СШАКитай102Германия83,8США83,7Великобритания52,3Российская Федерация42,8Франция38,1Канада35,2Япония28,1Австралия27,6Италия26,2На основании приведенных в табл. 5данных можно заключить, что распределение доходов на протяжении рассматриваемого периода не претерпело значительных изменений. На долю первых 20ти процентов населения с наименьшими доходами приходится чуть более 5% доходов, на долю вторых 20ти процентовнаселения –около 10% доходов, третья группа населения получает около 15%, четвертая –22,5%, а оставшиеся 20% населения получают около 50% доходов. Исследователь Устинова Н.В. высказаламнение о росте общего неравенства распределения доходов и углублениисоциальноэкономической дифференциации в период с 1995 по 2009 гг.[6].Кроме того, она отметила, что более половины малоимущего населения составляют занятые в экономике[7]. Приведенные статистические данные и сегодня подтверждают актуальность сделанного Устиновой Н.В. вывода. Описанные тенденции чрезвычайно важны при сегментировании туристского рынка, т.к. туроператоры должны иметь четкое представление о покупательской способности своих потенциальных клиентов и предлагать турпродукты, доступные по цене покупателям определенного рыночного сегмента.Анализ воздействия уровня дохода на туристскую активность граждан позволяет определить еще некоторые тенденции. Замечено, что люди склонны расходовать средства на путешествия лишь при определенном уровне дохода. Возникает закономерный вопрос: при каком уровне дохода люди начинают путешествовать? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к постулатам экономической теории. Табл. 6

Мнение населения о приоритетности целейсбережений(по данным выборочного обследования потребительских ожиданий населения1); в процентах от общей численности опрошенных)

[8]

2010

20112012

I кв.II кв.III кв.IV кв.I кв.II кв.III кв.IV кв.I кв.II кв.III кв.IV кв.Покупка недвижимости23,323,22324,222,722,823,825,624,723,625,123,8Лечение27,627,629,431,730,9313029,329,130,728,830,2Образование12,914,415,224,124,524,225,522,822,522,423,121,9Отдых, отпуск8,710,49,228,428,429,830,729,329,731,930,630,4На «старость»4,34,14,41614,71515,714,413,813,113,312,6Чтобы оставить наследство0,71,20,74,84,14,14,24,243,83,73,8На всякий случай7,46,15,931,830,830,229,1303030,328,229,3«на черный день»















Крупные покупкидля дома3

2,3

3

16,1

18,4

16,4

16,1

17,3

17,7

16,7

15,6

17

Покупка автомобиля0,71,10,91311,91312,414,214,614,416,115,7Строительство, ремонт1,71,91,221,322,723,123,423,923,623,323,524,3Помощь родными близким0,8

0,7

0,9

15,6

14,3

14,8

14,5

14,6

15,9

12,8

14,9

15,1

Особые случаи1,21,2117,219,516,817,317,617,318,816,917,9Другое0,10

0,10,20000,40,10,10,3

Закон Энгелягласит, что при увеличении доходов, доля расходов на продукты питания домашнего хозяйства начинает сокращаться, удельный вес расходов на одежду, содержание жилища остается неизменным, а расходы на удовлетворение культурных потребностей начинают увеличиваться. Следовательно, если семья большую часть своих доходов, т.е. более половины, тратит на продовольственные товары, то такая семья считается бедной. В дальнейшем были проведены исследования, доказавшие ограниченность этого закона, поскольку часто доля расходов на продукты питания зависит от количества членов семьи и ее половозрастной структуры, а не от уровня ее благосостояния. Тем не менее, по данным Росстата в 2012 г. доля расходов малоимущих домашних хозяйств на приобретение продуктов питания в структуре расходов на конечное потребление составляет более 50% [8]. На основании сказанного можно заключить, что при сокращении доли расходов на продовольственные товары, видимо, появляются сбережения, и их доля в располагаемых доходах граждан начинается расти, что приводит впоследствии к обращению в туристскую фирму, заключению договора о реализации туристского продукта и осуществлению туристской поездки. По данным Федеральной службы государственной статистики доля граждан, считающих приоритетных направлением расходования сбережений на отдых и поездки, ежеквартально растет. Как видно из табл. 6сбережения на отдых и поездки во время отпуска с третьего квартала 2011 г. стоят на первом месте по приоритетности направлений сбережений. Смена приоритетов населения можетбыть связана с ростом потребности граждан в восстановлении своих физических, интеллектуальных, духовных сил посредством туризма.

Кроме того, с ростом доходов люди начинают путешествовать в более отдаленные от их обычной среды туристские дестинации с более высоким уровнем цен, но всегда наступает некая критическая точка, начиная с которой доля расходов на путешествия перестает увеличиться. Подобное поведение туристов может быть объяснено с позиций закона убывающей предельной полезности, согласно которому при увеличении количества единиц потребляемого блага общая полезность растет, а предельная полезность от потребления каждой дополнительной единицы блага сокращается. Среди прочих факторов экономической направленности, воздействующих на туризм, выделяют величину процентных ставок, колебания реальных валютных курсов, фазуэкономического цикла, в которой находится страна и т.д. Степень воздействия экономических факторов на развитие туризма необходимо изучать в динамике. Материалы, представленные в данной статье, могут быть использованы в преподавании дисциплины «Организация туристской деятельности». Кроме того, на практических занятиях по «Экономике и предпринимательству в туризме» предлагается с помощью методов эконометрики выявить иные зависимости, например,величинырасходов на туризмили числа поездок за рубеж от демографических факторов: уровня урбанизации, возраста, семейного положения, состава семьи и др. Данный вопрос требует дальнейшего изучения.

Ссылки на источники1.Данные официального сайта Центрального банка Российской Федерации –URL: http://www.cbr.ru/[Дата обращения 08.03.2014];2.Потребительские кредиты Яндекс. Услуги –URL: http://uslugi.yandex.ru/banki/credits/[Дата обращения 15.03.2014];3.URL: http://bankir.ru/novosti/s/rossiyanevsechashchevybirayutturpoezdkivkredit10050764/[Дата обращения 15.03.2014];4.Рассчитано по данным Федерального агентства по туризму (Ростуризм) –URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/1124140229/[Дата обращения 29.03.2014] и Федеральной службы государственной статистики –URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tabpotr1.htm[Дата обращения 29.03.2014];5.Топ10 странлидеров по выездному туризму / Данные некоммерческой организации «Ассоциации туроператоров» («АТОР»), 26.07.2013 –URL: http://www.atorus.ru/news/presscentre/new/23019.html[Дата обращения 23.01.2014];6.Устинова Н.В. Реализация функций государства в системе распределения доходов: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Саратовский государственный социальноэкономический университет. Саратов, 2011, С. 79;7.Манахова И.В., Устинова Н.В. Экономическая теория благосостояния: реализация функций государства в распределении доходов населения. СаратовскийюридическийинтМВДРоссии.Саратов. 2011;8.Социальное положение и уровень жизни населения России. 2013: Стат.сб. / Росстат M., 2013. –327 c.

Temyakova Tatiana VitalievnaPhD, Associate Professor, Saratov State University . NG Chernyshevsky , Institute of History and International Relations , Department of Tourism and Heritage , Saratovtemykova@yandex.ruThe economic factors impact on the tourism development in Russia

Abstract.This article deals with the economic factors impact on the tourism development. The influence of the unequal income distribution and the consumer credit availability on the tourism development has been analyzed. A simple regression model has been elaborated to reveal the correlation between the number of foreign trips of the Russian citizens and the Consumer Price Index (CPI) and other variables.Keywords:economic factors, tourism, personal income, inflation, consumer credit