Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кручинин
М.
В.,
Кручинина
Г.
А. Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4481–4485. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55161.htm.
Аннотация. В статье описаны дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза неюридических направлений подготовки с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Представлены результаты экспериментального исследования эффективности предложенной технологии.
Ключевые слова:
информатизация образования, правовые компетенции, средства информационных и коммуникационных технологий
Текст статьи
Кручинина Галина Александровна,доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и управления образовательными системами, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, г. Нижний Новгородgalinakruchinina2009@rambler.ru
Кручинин Максим Владимирович,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры транспортного права, Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний НовгородKruchinin1971@mail.ru
Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования
Аннотация.Встатье описаны дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза неюридических направлений подготовки с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Представлены результаты экспериментального исследованияэффективности предложенной технологии.Ключевые слова:правовые компетенции, средства информационных и коммуникационных технологий, информатизация образования
Происходящие динамические изменения в экономической, политической и социальной жизни нашего общества усиливают потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих выпускниках вузов, способных самостоятельно выдвигать, планироватьиразрешать многообразные социальныеи профессиональные задачи. И одной из наиболее важных и актуальных проблем современной системы образования является подготовка студентов вузовлюбого профиля к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.Это отражено в ряде государственных документов.В Государственной программе Российской Федерации ©Информационное общество (20112020 годы)ª, отмечено, что обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий возможно лишь в том случае, если сформирована готовность людей к деятельности в условиях информационного общества, для чего необходимо обучение использованию современных информационных технологий [1]. В системе высшего образования все более насущным является обучение с применением информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют приобретать и передавать знания используя свободный доступ к образовательным ресурсам.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, рассчитанной на период до 2025 года, среди основных целей и задач образования констатируетсянеобходимость создания программ, обеспечивающих подготовку высокообразованных специалистов, у которых сформированы способности и готовность к профессиональному совершенствованию ипрофессиональной мобильности в условиях информатизации общества и образования[2].Федеральный закон ©Об образовании в Российской Федерацииª при рассмотрении основных принципов государственной политики в сфере образования указываетгуманистический характер образования, воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, предоставление возможностей для реализации способности человека, используя различные формы и методы обучения (статья 3). Закон отмечает право образовательных организаций на применение в образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий, технических средств, а также телекоммуникационных сетей (статья 16) [3].Становление и развитие информационных и коммуникационных технологий в образовании и обучении многоаспектная, многогранная проблема. Применение средств информатизации в высшем образовании исследовано в работахА.А. Андреева, Е.Г. Гаевской, Г.А. Кручининой, О.А.Козлова, Т.А. Матвеевой, А.М.Митяевой, М.В. Моисеевой, А.Б.Петрова, С.А.Печерской, Е.С. Полат, И.В. Роберти других учёных[4 15].В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено проблеме формирования в правовой подготовке правовой культуры и правосознания студентов вуза (А.Р. Абуталипов, Е.Л. Болотова, Н.Н. Вопленко, Т.Ю.Годнева, М.В.Кручинин, В.В. Мищенко, М.Б.Смоленскийи др.) [1623]. Правовая культура способствует развитиюгражданского общества в России и рассматривается как фактор укрепления еенациональной безопасности. Главным элементом в содержании правовой культуры студента является наличие у него определенной суммы правовых знаний и умение применять эти знаниядля решения социальнобытовых и профессиональных проблем.Более емким в этом смысле является понятие ©правовая компетенцияª, необходимость сформированности которой обозначенов Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для студентов всех неюридических направлениях подготовки (в гуманитарном, социальноми экономическомциклеучебных дисциплин основной образовательной программы бакалавриата)[24]. Правовые компетенции обозначены в вышеуказанных документах как общекультурные, но в ряде направлений подготовки представлены и как профессиональные. Водних документах они звучат одинаково, в других несколько отличаются по написанию, но остаются идентичными по своей сути. Приведем примеры общекультурных и профессиональных компетенций правового характера.Общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза: умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (направления подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;80500 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства;190600 Эксплуатация транспортнотехнических машин и комплексов;190700 Технология транспортных процессов;080200 Менеджмент, 040400 Социальная работа, 050100 Педагогическое образование и др.); способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных правовых норм и обязанностей; способен работать в коллективе и использовать нормативные правовые акты в своей деятельности(направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика); настойчив в достижении целей с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (направление подготовки 020100 Химия). Профессиональные компетенции, которые вырабатываются у студентов в процессе учебнопознавательной и творческой деятельности: быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (040400 Социальная работа)и др.
В материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. Проблемами компетентностного подхода в образовании занимались такие исследователи, как, В.И. Байденко, А.А.Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторскойи другие[25 31]. Профессиональная компетентность в психологопедагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая не только степень владения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно работать в обществе.Компетентностный подход в образовании позволяет выделить правовую компетентность как составляющую профессиональной компетентности, формируемой в высшем образовании. Как таковое понятие ©профессиональная компетентностьª специалистов неюридического профиля в педагогической теории и практике встречается весьма редко. Нами анализировались сущность, содержание и специфика процесса формирования правовыхкомпетенцийв условиях профессиональной подготовки студентов в вузе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий(ИКТ).Процесс формирования правовыхкомпетенций студентов вуза является сложным и представляет собой движение от поставленных педагогом целей к конкретным результатам обучения.Несмотря на то, что понятие©правовая компетентностьª рассматривалась исследователями в области педагогики применительно к различным социальным сферам и системе образования, формированиюправовыхкомпетенцийбудущихбакалавров, специалистов, магистровв системе высшего образования, с системным использованием средств ИКТ уделяется недостаточное внимание.Мы считаем, что выделение и решение проблемы разработки теоретических основ формирования правовой компетенции студента вуза из общего тематического поля исследований, посвященных формированию общих и профессиональных компетенций, позволит повысить уровень подготовки будущих бакалавров, специалистов, магистровнеюридического направления подготовки в вузе.Правовая компетентность студента вузавключает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационноценностный(характеризуется проявлением мотивов, убеждений, осознания значимости для будущей профессиональной деятельностии жизни в правовом государстве); когнитивнодеятельностный(обеспечивает ©базу знанийª совокупностьобщих и профессиональноважных правовых знанийи представлений об особенностях использования их в профессиональной деятельности); операциональный (определяет уровень сформированностиобщекультурных и профессиональноважных правовых компетенций дляразрешения жизненных ситуаций и решения профессиональных задач).Схема формирования правовых компетенций студентов вуза в структуре формирования общекультурной и профессиональной составляющих компетентности бакалавра, специалиста, магистра представлена на рисунке 1.Изучение учебной дисциплины ©Правоведениеªстудентами неюридических направлений подготовкипризвано способствовать формированию у студентов вуза правовых компетенций, в рамках которых они приобретают необходимые знания для применения их для жизнив правовом государствеи будущей профессиональной деятельности в условиях новых экономических и политических реалий российской действительности. В ходе изучения данного курса студенты получают необходимый минимум знаний по основным отраслям российского законодательства в соответствии с государственным образовательным стандартом. Цели данной учебной дисциплины формирование правовых компетенций студентов вуза способствовать формированию устойчивых знаний в области права; развивать способности восприятия и анализа нормативноправовых актов, в том числе дляприменения этих знаний в своей профессиональной деятельности; формировать и укреплять навыки практического применения норм права [32].В обучении студентов неюридических направлений подготовки правовым дисциплинам существуют два подхода:1. Студенты изучают основы права в курсе ©Правоведениеª либо ©Основы праваªгде они осваивают основные понятия и определения, получают сведения об основных отраслях права, необходимых для жизни в правовом государстве и будущей профессиональной деятельности, формируют умения осмысливать правовые явления и процессы;2. Научаются решению правовых ситуаций, и использованию нормативноправовых актов, необходимые для жизни в правовом обществе и в профессиональной деятельности как в курсе правоведения, так и приизучениидополнительныхправовыхдисциплин (например, для студентовхимиков ©Экологическое правоª; студентовфинансистов ©Финансовое правоª; для будущих специалистов в области налогов и налогообложения ©Теория государства и праваª, ©Конституционное правоª, ©Гражданское правоª, ©Гражданский и арбитражный процессª, ©Трудовое правоª, ©Административное правоª, ©Уголовное правоª, ©Финансовое правоª; студентов транспортных вузов транспортное право и т.д.).М.В.Горбушина В исследовании ©Формирование правовой компетентностиу будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузеª отмечает, что студенты специальности ©Социальная работаª изучают дисциплины: ©Правовые основы социальной работыª, ©Социальное страхованиеª, ©Нормативные акты в социальной работеª и др.[ 33].
Рис.1. Схема формирования правовыхкомпетенцийстудентов вуза
Нами выделены дидактическиеусловиями формирования правовых компетенций студентов в условиях информатизации высшей профессиональной школы. Ими являются:формирование общей и профессиональных составляющихобщекультурной правовой компетенциив системе правовых дисциплин;использование средств ИКТ, в том числе сервисов Web.2.0 при изучении учебной дисциплины ©Правоведениеª и других правовых дисциплин; разработка и внедрение в учебный процесспри изучении правоведениясистемы творческой работы студентов;активное использование правовых ресурсов сети Интернет; внедрение в учебный процесс разработанного электронного учебнометодического комплексапо правоведению (©Кейспоправоведениюª);оценка сформированности правовых компетенций студентов вуза.В общекультурных правовыхкомпетенцияхможно условно выделить две составляющие общую и профессиональную, которые между собой тесно взаимосвязаны. Общая составляющая компетенции включает представления, знания и некоторые умения по следующим вопросам: особенностямфункционирования государства и права в жизни общества; представлениюоб основных правовых системах современности; значениизаконности и правопорядка в современном обществе; основополагающимположениям действующей Конституции Российской Федерацииосновном законе государства; базовым знаниям по основнымотраслям российского законодательстваи особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву и т.д.Профессиональная составляющая правовой компетенции студентов включает вопросы права в большей степени связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Так, например, для студентов транспортного вуза это транспортное право (либо как элемент правоведения, либо как отдельная учебная дисциплина).Одним из приоритетных направлений развития современного правового образования является повсеместное использование средств ИКТ, в том числе расширение сферы использования Интернеттехнологий. Интернет превратился в среду, в которой можно вести полноценное формирование правовых компетенций. С постоянным ростом возможностей Интернет, его развития у студентов вузов возникает потребность в использованииполновесных электронных правовых компонентов обучения. Предоставляется распределенный доступа к электронным материалам, в широком спектре начиная с лекционного и методического материала в формате Microsoft Word, Ecxel, заканчивая различными медиаресурсами и электронными курсами, включающими в себя набор анимационных, видеокомпонентов, блоков самоконтроля, электронными справочными правовыми системами (СПС), сервисамиWeb 2.0 и т.д.Под термином ©Web 2.0ª понимается новый подход к построению глобальной информационной системы World Wide Web, при котором пассивная роль пользователя сменяется на активную: из читателя пользователь World Wide Web превращается в творца контента [3437].Когда говорят о технологиях Web 2.0, обычно имеют в виду недавно появившиеся, но приобретшие уже огромную популярность блоги, социальные сети, wikiприложения, системы Moodle (Modular ObjectOriented Digital Learrning Enviroment), OrscleASPortal, WebCT (Web Course Tools). Однако ©Web 2.0ª попадают и такие давно и широко используемые приложения, как гостевые книги, форумы и чаты, поскольку в них содержание также создается самими пользователями.В настоящее время широко начинается использование наиболее продвинутыми в области использования ИКТ студентами и преподавателями блогов: для получения консультаций, как среда для организации сетевой исследовательской работыстудентов и т.п. Преимущества применения блогов по сравнению с форумами состоит в том, имеетсявозможность для опубликованияв тексте сообщения, мультимедийных и HTMLфрагментови т.п.[38].Российская составляющая правовой информации в сети Интернетдовольно обширна: тематические порталы,например, портал ©Система Гарантª на вебквесте ©Мир Интернет для юристаª дает гиперссылки на все порталы и сайты, содержащие официальную юридическую информацию; электронные библиотеки, например, электронная юридическая библиотека ©Кодексª, материалы научнопрактических конференций по проблемамправа и т.д.Представленная в сети Интернет новая Интернетверсия системы ГАРАНТ, позволяет работать с информационной подборкой ©Основные нормативные актыªи комплектом ©ГАРАНТКлассикª(законодательство и комментарии ежедневно и достоверно). Формированию правовой компетенциистудентов вузаспособствует использование:аналитического журнала ©Правоманª (новости юриспруденции); электронной версии газеты ©Правовая культураª;общероссийской сети Публичных центров правовой информации. Наиболее широко представлены различные вопросы права на Федеральном правовом портале ©Юридическая Россияª [39.].Использование средств ИКТв процессе формирования правовых компетенций студентов неюридических направлений подготовки способствует развитию информационных компетенций, таких как: способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (190600 Эксплуатация транспортнотехнических машин и комплексов, 190700 Технология транспортных процессов, 010400 Прикладная математика и информатика); владениеосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры, 190700 Технологиятранспортных процессов, 180500 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства и др.).Студентами применяется в процессе учебнопознавательной и творческой деятельности при изучении правовых дисциплин как русскоязычная, так и англоязычная составляющие сети Интернет в области права. При работе с документами порталов и сайтов, например по Международному праву, студентами развиваются полученные при изучении иностранного языка профессиональноиноязычные компетенции, продолжают развитиеинформационныхкомпетенции при работе с компьютерными переводчиками (имеющимися в сети Интернет либо поставленными на компьютер специальными программами).При формировании правовых компетенций нами широко используются различные виды творческой работы студентов: написание рефератов, подготовка докладов к научной студенческой конференции по проблемам права, работа по методу проектов. Теоретическими основами для разработки проектов различных типов являлись основополагающие работы Е.С.Полат[40]. При работе по методу проектов возможно использование различных форм организации учебнопознавательной деятельности студентов индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Аналитическая, поисковая, исследовательская деятельность студентов объединяет знания в области права, информатики, информационных технологий, способствует формированию более высокого уровня правовых и развитию информационных компетенций студентов. Проектноисследовательская деятельностьосуществляется по определенной схеме, начиная с обоснованиявыбора темы проекта и заканчивая его практической реализацией. Структура проекта разрабатывается студентами по определенному плану: цель проекта, его задачи, сценарий реализации проекта, предполагаемый результат. Так, например, по теме ©Конституционное правоª студентами разрабатывался макет буклета (с применением программы MicrosoftPowerPoint), создавалась модель Webсайта по конституционному праву некоторых стран (с применением программ MicrosoftPublisherлибо Microsoft
Word)с использованием Интернетресурсов по проблеме проекта. При работе с англоязычными материалами по проблемам права студенты пользуютсяпрограммамипереводчиками, как поставленными на персональный компьютер, так и представленными в сети Интернет.Основные типы проектов, которые использовались нами при формировании правовых компетенций студентов, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Виды творческих проектов, используемых при формировании правовых компетенций студентов с использованием средств ИКТПри реализации этих проектов студентами использовались знания информатики и информационных технологий, педагогики и психологии, иностранного языка, полученные ранее в курсе профессиональной подготовки. Так, например, вФедеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) ©бакалаврª) обозначены следующие компетенции, формирование и развитие которых реализуетсяв процессе правовой подготовкистудентов:общекультурные(базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Учебная дисциплина ©Правоª): владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК1; способностьанализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК4; умениеиспользовать нормативные правовые акты в своей деятельности ОК5;способностьк саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК10; способностьпонимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОК12; владениеосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК13;профессиональные: способен на основе типовых методик и действующей нормативноправовой базы рассчитать экономические и социальноэкономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ПК2; способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, анализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК9; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии ПК12 [41].Нами разработан и реализован в учебном процессе вуза в процессе изучения правоведения электронный учебнометодический комплекс(УМК)©Кейс по правоведениюª. Его используюткак студенты,которым материалы ©Кейса по правоведениюª позволяют более качественно и полно получать теоретические знания по правовым дисциплинам самостоятельно изучать раздел, тему или целостное содержание конкретной правовой дисциплины, проверить уровень усвоенных знаний и т.д; так и преподаватели,которые могут применять в процессе обучения правовым дисциплинам более эффективные методы и приемы работы или осваивать новые технологии в обучении. В электронном учебнометодическом комплексевсе его элементы связаны друг с другом в единое целое материалы для изучения теоретических вопросов, практические задания, дополнительные и справочные материалы. Структурными элементами учебнометодического комплекса©Кейс по правоведениюª являются: учебнотематический план по учебной дисциплине©Правоведениеª (разделы, темы и их краткое содержание); методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; учебный материал данному курсу, который представлен в нескольких видах тексты лекций, практикумы и задания для самостоятельной работы; рекомендуемаяосновнаяи дополнительнаялитература; примерные темы рефератов; ссылки на правовые и образовательные Интернетресурсы; практикум по правоведению; практические задания; различного вида тестовые задания для самопроверки усвоения учебного материала курса; глоссарий; примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену); хрестоматия(учебники и учебные пособия по правоведению, другим правовым дисциплинам);краткаяхарактеристика основных правовых документов на CDи DVDдисках; интерактивный вариант тестирования по правоведениюв нескольких вариантах[42].Для оценки уровней сформированности правовых компетенций студентов вуза нами разработаны критерии их оценки: низкий, средний и высокий (для мотивационноценностного, когнитивнодеятельностного и операционального компонентов). Приведем примеры оценки уровня сформированности мотивационноценностного компонентаправовых компетенций. Низкий уровень сформированности данного компонента правовой компетенции характеризует слабая мотивация и интерес кизучению права,недостаточное осознание значимости правосознания для будущей профессиональной деятельности, отсутствие интереса к творческой деятельности на занятиях по правовой подготовке. Средний уровень его сформированности определяет устойчивая мотивация и достаточно высокий уровень интереса к изучению права,осознание значимости правосознания для будущей профессиональной деятельности,интерес к творческим видам деятельности на занятияхпо правовым дисциплинам,желание работать с образовательными и правовыми Интернетресурсами.На высокий уровень его сформированностиуказывают: сильная мотивация и высокий интерес к изучению права; высокая оценка значимости правовойкомпетенции для жизни и деятельности в современном обществе; уверенность в необходимостивладения средствами ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности при решении правовых проблем; особый интерес к творческим видам деятельности при изучении права.Схема поуровневого формирования правовых компетенцийстудентов в условиях применениясредств ИКТпредставлена на рис.3. Она включает низкий, средний и высокий уровни их формирования.Использование разработанных нами технологий предполагает, что в результате правовой подготовки, в зависимости от применяемых нами технологий, студенты будут иметь различные уровни сформированности правовыхкомпетенций, зависящие от степени включенности дидактических условий, обозначенных нами ранее в учебныйпроцесс.
Рис.3. Схема поуровневого формирования правовыхкомпетенций
студентов вузаРассмотрим некоторые изрезультатов экспериментального исследования по проверке эффективности использования средств ИКТ при формировании правовых компетенций студентов вузапри изучении правоведения (данные представлены в таблицах 1 и 2).
Студенты контрольной группы работами по традиционным технологиям изучения правоведения, студенты экспериментальной группы по разработанной нами технологии формирования правовых компетенцийстудентов неюридических направлений подготовки с использованием средств ИКТ.Исследование осуществлялось в процессе экспериментальной работы по формированию правовых компетенций студентов химического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (направление подготовки 020100 Химия)при изучении правоведения.Таблица 1 Оценка студентами экспериментальной и контрольной групп использования средств ИКТ в обучении правоведению Оцениваемыепараметры:Среднее значение оценки (М)Стандартноеотклонение(для М)Доверит. интервал для МДост. разл.МэМкМэМкМэМк
знакомство с содержанием и принципами работы СПС
3,21
1,96
1,21
1,12
0,42
0,43
*наличие представлений о справочных правовых системах (СПС)3,622,421,121,230,310,42*оценка желания работать с СПС4,153,410,930,850,290,38*оценка представлений о правовой информации, представленной в сети Интернет
3,86
2,1
0,82
0,79
0,19
0,28
*оценка опытаработы с правовой информацией, представленной в сети Интернет
3,57
1,49
0,79
0,76
0,29
0,31
*оценка необходимости электронного УМК ©Кейс по правоведениюª: при подготовке к семинарам
3,56
1,92
1, 12
0,38
0,39
0,13
*при работе по методу проектов4,252,10,760, 280,250,11*при подготовке к экзаменам4,162,630,811,760,290,72*Примечание: Оценка по пятибалльной шкале: 1 балл минимальное значение оцеки; 5 баллов максимальное.; * различие в показателях статистически достоверно(то же в таблице 2).Практически по всем используемым нами параметрам оценки использования средств ИКТ в обучению правоведению студенты экспериментальной группы показали более достоверно высокие результаты по сравнению со студентами контрольной группы. Наиболее значимы различия в показателях по следующим параметрам: оценка представлений о правовой информации, представленной в сети Интернет (Мэ = 3,86балла, Мк = 2,1балла); оценка опытаработы с правовой информацией, представленной в сети Интернет (Мэ = 3,57балла, Мк = 1,49балла); оценка необходимости электронного УМК ©Кейс по правоведениюª
приподготовке к семинарам (Мэ = 3,56балла, Мк = 1,92балла), при работе по методу проектов (Мэ = 4,25балла, Мк = 2,1балла), при подготовке к экзаменам (Мэ = 4,16балла, Мк = 2,63балла).Таблица 2 Оценка интереса студентов к различным видам учебных занятийс использованием ИКТ при усвоении правоведенияОцениваемые виды учебнопознавательнойдеятельности:Среднее значение Стандартное отклонениеДоверительный интервал Дост.разл.Мэ/МкМэМкМэМкМэМкпрактические занятияс Интернетресурсамипо проблемам права
3,81
2,62
0,79
1,02
0,23
0,45
*творческая (индивидуальная, групповая, коллективная) работапо методу проектов
4,11
2,13
0,63
0,71
0,23
0,31
*самостоятельная работа с электронным УМК ©Кейс по правоведениюª
3,95
2,36
0,68
1,18
0,22
0,54
*Студенты экспериментальной и контрольной групп по разному оценивают использование средств ИКТ на различных видах учебных занятий в вузе. Из всех видов учебных занятиймы выделили: практические занятия с Интернетресурсами по проблемам права (Мэ = 3,81балла, Мк = 2,62балла); творческую(индивидуальную, групповую, коллективную) работупо методу проектов (Мэ = 4,11балла, Мк = 2,13балла); самостоятельнуюработус электронным учебнометодическим комплексом©Кейс по правоведениюª (Мэ = 3,95балла, Мк = 2,36балла).Различие результатовоценкиинтереса студентов контрольной и экспериментальной группк различнымвидамучебных занятий с использованием средств ИКТ при усвоении правоведениястатистически достоверно(p0,05).Мы считаем,что формирование правовых компетенций студентов вуза будет более эффективным, если в их правовой подготовке использован потенциал средств информационных и коммуникационных технологий как педагогических информационных инноваций.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации ©Информационное общество (2011 2020годы)ª . URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/734787[Дата просмотра: 24 марта 2014 г].2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации URL: http://base.garant.ru/6194474/[Датапросмотра 27 марта 2014 г.].3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ ©Об образовании в Российской Федерацииª.URL:http://минобрнауки.рф/документы/2974[Дата просмотра 27 марта 2014 года].4.АндреевА.А. Основы Интернетобучения. Лекции.. М.: 2003. 165 с.5.ГаевскаяЕ.Г.Системадистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий. Учебное пособие. СПб.: Фт филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 с. 6.Кручинина Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования): монография. Под ред. В. А. Сластенина.М.: Издво ©Прометейª, 1996. 176 с.7.КручининаГ.А., Кручинин М.В.Кейстехнологии в профессиональноправовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования //Приволжский научный журнал. 2010. № 1.С. 206212.8.Козлов О.А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО, 2004. Вып 13. С.165170.9.МатвееваТ.А.Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 344 с10.МитяеваА.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук.Волгоград, 2007. 43 с.11.МоисееваМ.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю, Нежурина М.И.Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом ©Камеронª, 2004. 216 с.12.ПетровА.Б. Концептуалы нового образования в эпохуИТ// Educationaltechnology& Society. 2005.V.8, №1. С. 112119.13.ПечерскаяС.А. Теоретикометодологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. … докт. психол. наук:19.00.07; Государственный научнообразовательный центр РАО. Сочи, 2007 . 40 с.14.ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Норма. 48 с.15.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический итехнологический аспекты). М.:ИИО РАО, 2008. 274 с.16.АбуталиповА.Р. Содержание и структура профессиональнонаправленной правовой подготовки специалистов в техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2006. 166 с.17.Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагогов в условиях реформы образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 11. С. 4550. 18.ВопленкоН.Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие.Волгоград: Изво ВолГУ, 2000. 52 с. 19.ГодневаТ.Ю. Формирование правосознания у будущих специалистов по связямс общественностью: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. М.: РГБ, 2005. URL:http://diss.rsl.ru/diss/05/0443/050443045.pdf. [Датапросмотра 12 февраля 2014 г.]20.Кручинин М.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональноправовой подготовке психологов в вузе / Психологическая наука и практика: материалы межд. научпрак. конф. Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 130135.21.Кручинин М.В. Формирование правосознания студентов в вузе:монография. Н. Новгород, НФ УРАО, 2010. 310 с.22.МищенкоВ.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования [Текст] : дис. … канд. пед. наук : защищена 02.04.2002;Курский государственный педагогический университет. Курск, 2002. 281 с.23.СмоленскийМ.Б. Правовая культура и ее роль в развитии гражданского общества в России как фактор укрепления национальной безопасности URL:http://www.contrterror.tsure.ru/site/magazine2/10.htm. [Дата просмотра24 февраля 2014 г.]24.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http://минобрнауки.рф.25.
БайденкоВ.И.,СелезневаН.А. Конкурентноспособные образовательные программы: к формированию концепции // Высшее образование сегодня, 2011. № 5. С. 2439.26.Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские изменения / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.27.ВербицкийА.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к 4му заседанию методол. семинара, 16 нояб. 2004 г. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с. 28.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. 2003. N 5. С. 3439.29.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? :(теоретикометодологический аспект // Высшее образование сегодня. М.: Логос, 2006. № 8. C. 2026.30.ТатурЮ.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко 2му заседанию методол. семинара: авторская версия.М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.31.ХуторскойА.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов: материалы проекта ©Стандартобщего образованияª. М.: [б. и.], 2002. 36 с.32.Кручинин М.В.Формирование правовой компетентности специалиста в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Волжского государственного инженернопедагогического университета. 2008. № 5 (6). С. 97107.33.ГорбушинаМ.В. Аспекты формирования правовой компетентности студентов специальности ©Социальная работаª в условиях вуза // Казанский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 106.34.Bloxham, S. Widening Access and the Use ofICT in Legal Education // The Law Teacher: The International Journal of Legal Education. 2005. № 39. P. 93105. 35.RoblesS.New wiki tools for online formative assessment . INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P.111. 36.Aguiar J.M. The educational potential of wiki technology . INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P.204. 37.Trechera L. Marin. Web 2.0 tools in education. INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P. 468. 38.Опыт и перспективы использования информационных технологий в образовании: монография /Е.Н. Рогановская, Е.В. Жилина, М.В. Кручинин [и др.]; Сиб. Федер. Унт; Краснояр. Гос. Пед. Унт им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск: ООО ©Центр информацииª, ЦНИИ ©Монографияª, 2013. 236 с.39.Кручинин М.В. Ресурсы сети Интернет в формировании правовой культуры специалиста // Вестник Волжского государственного инженернопедагогического университета. Научнометодический журнал. 2006. № 2. С. 8082.40.ПолатЕ.С.Метод проектов. URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm[Дата просмотра 12 января 2014 г.]41.
Кручинин М.В. Формирование профессиональноправовых компетенций студентов психологической специализации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы IIIмеждународной научнопрактической конференции (25 марта 2012 г.). Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С.8083.42.Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Кейстехнологии в профессиональноправовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. 2010. № 1. С. 206212.
Kruchinina Galina Alexandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences., professor of the pedagogy and management of educational systems department, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorodgalinakruchinina2009@rambler.ruKruchinin Maxim Vladimirovizh, Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of the transport law department, Volga State Academy of Water TransportKruchinin1971@mail.ruAbstract:This article describes thedidactic conditionsof formation of legalcompetenceof university studentsof nonlegaltraining areaswith the use ofinformation and communication technologies. Presents the results ofexperimentalstudies of the effectivenessof the proposedtechnology.Keywords:legalcompetence, the means of information andcommunication technologies, computerization of education
Кручинин Максим Владимирович,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры транспортного права, Волжская государственная академия водного транспорта, г. Нижний НовгородKruchinin1971@mail.ru
Дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза в условиях информатизации образования
Аннотация.Встатье описаны дидактические условия формирования правовых компетенций студентов вуза неюридических направлений подготовки с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Представлены результаты экспериментального исследованияэффективности предложенной технологии.Ключевые слова:правовые компетенции, средства информационных и коммуникационных технологий, информатизация образования
Происходящие динамические изменения в экономической, политической и социальной жизни нашего общества усиливают потребность в деятельных, юридически грамотно мыслящих выпускниках вузов, способных самостоятельно выдвигать, планироватьиразрешать многообразные социальныеи профессиональные задачи. И одной из наиболее важных и актуальных проблем современной системы образования является подготовка студентов вузовлюбого профиля к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.Это отражено в ряде государственных документов.В Государственной программе Российской Федерации ©Информационное общество (20112020 годы)ª, отмечено, что обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью информационных технологий возможно лишь в том случае, если сформирована готовность людей к деятельности в условиях информационного общества, для чего необходимо обучение использованию современных информационных технологий [1]. В системе высшего образования все более насущным является обучение с применением информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют приобретать и передавать знания используя свободный доступ к образовательным ресурсам.В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, рассчитанной на период до 2025 года, среди основных целей и задач образования констатируетсянеобходимость создания программ, обеспечивающих подготовку высокообразованных специалистов, у которых сформированы способности и готовность к профессиональному совершенствованию ипрофессиональной мобильности в условиях информатизации общества и образования[2].Федеральный закон ©Об образовании в Российской Федерацииª при рассмотрении основных принципов государственной политики в сфере образования указываетгуманистический характер образования, воспитание гражданственности, патриотизма, правовой культуры, предоставление возможностей для реализации способности человека, используя различные формы и методы обучения (статья 3). Закон отмечает право образовательных организаций на применение в образовательной деятельности информационных и коммуникационных технологий, технических средств, а также телекоммуникационных сетей (статья 16) [3].Становление и развитие информационных и коммуникационных технологий в образовании и обучении многоаспектная, многогранная проблема. Применение средств информатизации в высшем образовании исследовано в работахА.А. Андреева, Е.Г. Гаевской, Г.А. Кручининой, О.А.Козлова, Т.А. Матвеевой, А.М.Митяевой, М.В. Моисеевой, А.Б.Петрова, С.А.Печерской, Е.С. Полат, И.В. Роберти других учёных[4 15].В последние годы в отечественной педагогике внимание исследователей уделено проблеме формирования в правовой подготовке правовой культуры и правосознания студентов вуза (А.Р. Абуталипов, Е.Л. Болотова, Н.Н. Вопленко, Т.Ю.Годнева, М.В.Кручинин, В.В. Мищенко, М.Б.Смоленскийи др.) [1623]. Правовая культура способствует развитиюгражданского общества в России и рассматривается как фактор укрепления еенациональной безопасности. Главным элементом в содержании правовой культуры студента является наличие у него определенной суммы правовых знаний и умение применять эти знаниядля решения социальнобытовых и профессиональных проблем.Более емким в этом смысле является понятие ©правовая компетенцияª, необходимость сформированности которой обозначенов Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для студентов всех неюридических направлениях подготовки (в гуманитарном, социальноми экономическомциклеучебных дисциплин основной образовательной программы бакалавриата)[24]. Правовые компетенции обозначены в вышеуказанных документах как общекультурные, но в ряде направлений подготовки представлены и как профессиональные. Водних документах они звучат одинаково, в других несколько отличаются по написанию, но остаются идентичными по своей сути. Приведем примеры общекультурных и профессиональных компетенций правового характера.Общекультурные компетенции, которыми должен обладать выпускник вуза: умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (направления подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;80500 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства;190600 Эксплуатация транспортнотехнических машин и комплексов;190700 Технология транспортных процессов;080200 Менеджмент, 040400 Социальная работа, 050100 Педагогическое образование и др.); способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных правовых норм и обязанностей; способен работать в коллективе и использовать нормативные правовые акты в своей деятельности(направление подготовки 010400 Прикладная математика и информатика); настойчив в достижении целей с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (направление подготовки 020100 Химия). Профессиональные компетенции, которые вырабатываются у студентов в процессе учебнопознавательной и творческой деятельности: быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (040400 Социальная работа)и др.
В материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования. Проблемами компетентностного подхода в образовании занимались такие исследователи, как, В.И. Байденко, А.А.Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторскойи другие[25 31]. Профессиональная компетентность в психологопедагогической литературе понимается как интегральная характеристика личности специалиста, отражающая не только степень владения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение человека жить и эффективно работать в обществе.Компетентностный подход в образовании позволяет выделить правовую компетентность как составляющую профессиональной компетентности, формируемой в высшем образовании. Как таковое понятие ©профессиональная компетентностьª специалистов неюридического профиля в педагогической теории и практике встречается весьма редко. Нами анализировались сущность, содержание и специфика процесса формирования правовыхкомпетенцийв условиях профессиональной подготовки студентов в вузе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий(ИКТ).Процесс формирования правовыхкомпетенций студентов вуза является сложным и представляет собой движение от поставленных педагогом целей к конкретным результатам обучения.Несмотря на то, что понятие©правовая компетентностьª рассматривалась исследователями в области педагогики применительно к различным социальным сферам и системе образования, формированиюправовыхкомпетенцийбудущихбакалавров, специалистов, магистровв системе высшего образования, с системным использованием средств ИКТ уделяется недостаточное внимание.Мы считаем, что выделение и решение проблемы разработки теоретических основ формирования правовой компетенции студента вуза из общего тематического поля исследований, посвященных формированию общих и профессиональных компетенций, позволит повысить уровень подготовки будущих бакалавров, специалистов, магистровнеюридического направления подготовки в вузе.Правовая компетентность студента вузавключает следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационноценностный(характеризуется проявлением мотивов, убеждений, осознания значимости для будущей профессиональной деятельностии жизни в правовом государстве); когнитивнодеятельностный(обеспечивает ©базу знанийª совокупностьобщих и профессиональноважных правовых знанийи представлений об особенностях использования их в профессиональной деятельности); операциональный (определяет уровень сформированностиобщекультурных и профессиональноважных правовых компетенций дляразрешения жизненных ситуаций и решения профессиональных задач).Схема формирования правовых компетенций студентов вуза в структуре формирования общекультурной и профессиональной составляющих компетентности бакалавра, специалиста, магистра представлена на рисунке 1.Изучение учебной дисциплины ©Правоведениеªстудентами неюридических направлений подготовкипризвано способствовать формированию у студентов вуза правовых компетенций, в рамках которых они приобретают необходимые знания для применения их для жизнив правовом государствеи будущей профессиональной деятельности в условиях новых экономических и политических реалий российской действительности. В ходе изучения данного курса студенты получают необходимый минимум знаний по основным отраслям российского законодательства в соответствии с государственным образовательным стандартом. Цели данной учебной дисциплины формирование правовых компетенций студентов вуза способствовать формированию устойчивых знаний в области права; развивать способности восприятия и анализа нормативноправовых актов, в том числе дляприменения этих знаний в своей профессиональной деятельности; формировать и укреплять навыки практического применения норм права [32].В обучении студентов неюридических направлений подготовки правовым дисциплинам существуют два подхода:1. Студенты изучают основы права в курсе ©Правоведениеª либо ©Основы праваªгде они осваивают основные понятия и определения, получают сведения об основных отраслях права, необходимых для жизни в правовом государстве и будущей профессиональной деятельности, формируют умения осмысливать правовые явления и процессы;2. Научаются решению правовых ситуаций, и использованию нормативноправовых актов, необходимые для жизни в правовом обществе и в профессиональной деятельности как в курсе правоведения, так и приизучениидополнительныхправовыхдисциплин (например, для студентовхимиков ©Экологическое правоª; студентовфинансистов ©Финансовое правоª; для будущих специалистов в области налогов и налогообложения ©Теория государства и праваª, ©Конституционное правоª, ©Гражданское правоª, ©Гражданский и арбитражный процессª, ©Трудовое правоª, ©Административное правоª, ©Уголовное правоª, ©Финансовое правоª; студентов транспортных вузов транспортное право и т.д.).М.В.Горбушина В исследовании ©Формирование правовой компетентностиу будущих специалистов социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузеª отмечает, что студенты специальности ©Социальная работаª изучают дисциплины: ©Правовые основы социальной работыª, ©Социальное страхованиеª, ©Нормативные акты в социальной работеª и др.[ 33].
Рис.1. Схема формирования правовыхкомпетенцийстудентов вуза
Нами выделены дидактическиеусловиями формирования правовых компетенций студентов в условиях информатизации высшей профессиональной школы. Ими являются:формирование общей и профессиональных составляющихобщекультурной правовой компетенциив системе правовых дисциплин;использование средств ИКТ, в том числе сервисов Web.2.0 при изучении учебной дисциплины ©Правоведениеª и других правовых дисциплин; разработка и внедрение в учебный процесспри изучении правоведениясистемы творческой работы студентов;активное использование правовых ресурсов сети Интернет; внедрение в учебный процесс разработанного электронного учебнометодического комплексапо правоведению (©Кейспоправоведениюª);оценка сформированности правовых компетенций студентов вуза.В общекультурных правовыхкомпетенцияхможно условно выделить две составляющие общую и профессиональную, которые между собой тесно взаимосвязаны. Общая составляющая компетенции включает представления, знания и некоторые умения по следующим вопросам: особенностямфункционирования государства и права в жизни общества; представлениюоб основных правовых системах современности; значениизаконности и правопорядка в современном обществе; основополагающимположениям действующей Конституции Российской Федерацииосновном законе государства; базовым знаниям по основнымотраслям российского законодательстваи особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву и т.д.Профессиональная составляющая правовой компетенции студентов включает вопросы права в большей степени связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Так, например, для студентов транспортного вуза это транспортное право (либо как элемент правоведения, либо как отдельная учебная дисциплина).Одним из приоритетных направлений развития современного правового образования является повсеместное использование средств ИКТ, в том числе расширение сферы использования Интернеттехнологий. Интернет превратился в среду, в которой можно вести полноценное формирование правовых компетенций. С постоянным ростом возможностей Интернет, его развития у студентов вузов возникает потребность в использованииполновесных электронных правовых компонентов обучения. Предоставляется распределенный доступа к электронным материалам, в широком спектре начиная с лекционного и методического материала в формате Microsoft Word, Ecxel, заканчивая различными медиаресурсами и электронными курсами, включающими в себя набор анимационных, видеокомпонентов, блоков самоконтроля, электронными справочными правовыми системами (СПС), сервисамиWeb 2.0 и т.д.Под термином ©Web 2.0ª понимается новый подход к построению глобальной информационной системы World Wide Web, при котором пассивная роль пользователя сменяется на активную: из читателя пользователь World Wide Web превращается в творца контента [3437].Когда говорят о технологиях Web 2.0, обычно имеют в виду недавно появившиеся, но приобретшие уже огромную популярность блоги, социальные сети, wikiприложения, системы Moodle (Modular ObjectOriented Digital Learrning Enviroment), OrscleASPortal, WebCT (Web Course Tools). Однако ©Web 2.0ª попадают и такие давно и широко используемые приложения, как гостевые книги, форумы и чаты, поскольку в них содержание также создается самими пользователями.В настоящее время широко начинается использование наиболее продвинутыми в области использования ИКТ студентами и преподавателями блогов: для получения консультаций, как среда для организации сетевой исследовательской работыстудентов и т.п. Преимущества применения блогов по сравнению с форумами состоит в том, имеетсявозможность для опубликованияв тексте сообщения, мультимедийных и HTMLфрагментови т.п.[38].Российская составляющая правовой информации в сети Интернетдовольно обширна: тематические порталы,например, портал ©Система Гарантª на вебквесте ©Мир Интернет для юристаª дает гиперссылки на все порталы и сайты, содержащие официальную юридическую информацию; электронные библиотеки, например, электронная юридическая библиотека ©Кодексª, материалы научнопрактических конференций по проблемамправа и т.д.Представленная в сети Интернет новая Интернетверсия системы ГАРАНТ, позволяет работать с информационной подборкой ©Основные нормативные актыªи комплектом ©ГАРАНТКлассикª(законодательство и комментарии ежедневно и достоверно). Формированию правовой компетенциистудентов вузаспособствует использование:аналитического журнала ©Правоманª (новости юриспруденции); электронной версии газеты ©Правовая культураª;общероссийской сети Публичных центров правовой информации. Наиболее широко представлены различные вопросы права на Федеральном правовом портале ©Юридическая Россияª [39.].Использование средств ИКТв процессе формирования правовых компетенций студентов неюридических направлений подготовки способствует развитию информационных компетенций, таких как: способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (190600 Эксплуатация транспортнотехнических машин и комплексов, 190700 Технология транспортных процессов, 010400 Прикладная математика и информатика); владениеосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры, 190700 Технологиятранспортных процессов, 180500 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства и др.).Студентами применяется в процессе учебнопознавательной и творческой деятельности при изучении правовых дисциплин как русскоязычная, так и англоязычная составляющие сети Интернет в области права. При работе с документами порталов и сайтов, например по Международному праву, студентами развиваются полученные при изучении иностранного языка профессиональноиноязычные компетенции, продолжают развитиеинформационныхкомпетенции при работе с компьютерными переводчиками (имеющимися в сети Интернет либо поставленными на компьютер специальными программами).При формировании правовых компетенций нами широко используются различные виды творческой работы студентов: написание рефератов, подготовка докладов к научной студенческой конференции по проблемам права, работа по методу проектов. Теоретическими основами для разработки проектов различных типов являлись основополагающие работы Е.С.Полат[40]. При работе по методу проектов возможно использование различных форм организации учебнопознавательной деятельности студентов индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Аналитическая, поисковая, исследовательская деятельность студентов объединяет знания в области права, информатики, информационных технологий, способствует формированию более высокого уровня правовых и развитию информационных компетенций студентов. Проектноисследовательская деятельностьосуществляется по определенной схеме, начиная с обоснованиявыбора темы проекта и заканчивая его практической реализацией. Структура проекта разрабатывается студентами по определенному плану: цель проекта, его задачи, сценарий реализации проекта, предполагаемый результат. Так, например, по теме ©Конституционное правоª студентами разрабатывался макет буклета (с применением программы MicrosoftPowerPoint), создавалась модель Webсайта по конституционному праву некоторых стран (с применением программ MicrosoftPublisherлибо Microsoft
Word)с использованием Интернетресурсов по проблеме проекта. При работе с англоязычными материалами по проблемам права студенты пользуютсяпрограммамипереводчиками, как поставленными на персональный компьютер, так и представленными в сети Интернет.Основные типы проектов, которые использовались нами при формировании правовых компетенций студентов, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Виды творческих проектов, используемых при формировании правовых компетенций студентов с использованием средств ИКТПри реализации этих проектов студентами использовались знания информатики и информационных технологий, педагогики и психологии, иностранного языка, полученные ранее в курсе профессиональной подготовки. Так, например, вФедеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) ©бакалаврª) обозначены следующие компетенции, формирование и развитие которых реализуетсяв процессе правовой подготовкистудентов:общекультурные(базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Учебная дисциплина ©Правоª): владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК1; способностьанализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК4; умениеиспользовать нормативные правовые акты в своей деятельности ОК5;способностьк саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК10; способностьпонимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны ОК12; владениеосновными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК13;профессиональные: способен на основе типовых методик и действующей нормативноправовой базы рассчитать экономические и социальноэкономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов ПК2; способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, анализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет ПК9; способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии ПК12 [41].Нами разработан и реализован в учебном процессе вуза в процессе изучения правоведения электронный учебнометодический комплекс(УМК)©Кейс по правоведениюª. Его используюткак студенты,которым материалы ©Кейса по правоведениюª позволяют более качественно и полно получать теоретические знания по правовым дисциплинам самостоятельно изучать раздел, тему или целостное содержание конкретной правовой дисциплины, проверить уровень усвоенных знаний и т.д; так и преподаватели,которые могут применять в процессе обучения правовым дисциплинам более эффективные методы и приемы работы или осваивать новые технологии в обучении. В электронном учебнометодическом комплексевсе его элементы связаны друг с другом в единое целое материалы для изучения теоретических вопросов, практические задания, дополнительные и справочные материалы. Структурными элементами учебнометодического комплекса©Кейс по правоведениюª являются: учебнотематический план по учебной дисциплине©Правоведениеª (разделы, темы и их краткое содержание); методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; учебный материал данному курсу, который представлен в нескольких видах тексты лекций, практикумы и задания для самостоятельной работы; рекомендуемаяосновнаяи дополнительнаялитература; примерные темы рефератов; ссылки на правовые и образовательные Интернетресурсы; практикум по правоведению; практические задания; различного вида тестовые задания для самопроверки усвоения учебного материала курса; глоссарий; примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену); хрестоматия(учебники и учебные пособия по правоведению, другим правовым дисциплинам);краткаяхарактеристика основных правовых документов на CDи DVDдисках; интерактивный вариант тестирования по правоведениюв нескольких вариантах[42].Для оценки уровней сформированности правовых компетенций студентов вуза нами разработаны критерии их оценки: низкий, средний и высокий (для мотивационноценностного, когнитивнодеятельностного и операционального компонентов). Приведем примеры оценки уровня сформированности мотивационноценностного компонентаправовых компетенций. Низкий уровень сформированности данного компонента правовой компетенции характеризует слабая мотивация и интерес кизучению права,недостаточное осознание значимости правосознания для будущей профессиональной деятельности, отсутствие интереса к творческой деятельности на занятиях по правовой подготовке. Средний уровень его сформированности определяет устойчивая мотивация и достаточно высокий уровень интереса к изучению права,осознание значимости правосознания для будущей профессиональной деятельности,интерес к творческим видам деятельности на занятияхпо правовым дисциплинам,желание работать с образовательными и правовыми Интернетресурсами.На высокий уровень его сформированностиуказывают: сильная мотивация и высокий интерес к изучению права; высокая оценка значимости правовойкомпетенции для жизни и деятельности в современном обществе; уверенность в необходимостивладения средствами ИКТ в учебной и будущей профессиональной деятельности при решении правовых проблем; особый интерес к творческим видам деятельности при изучении права.Схема поуровневого формирования правовых компетенцийстудентов в условиях применениясредств ИКТпредставлена на рис.3. Она включает низкий, средний и высокий уровни их формирования.Использование разработанных нами технологий предполагает, что в результате правовой подготовки, в зависимости от применяемых нами технологий, студенты будут иметь различные уровни сформированности правовыхкомпетенций, зависящие от степени включенности дидактических условий, обозначенных нами ранее в учебныйпроцесс.
Рис.3. Схема поуровневого формирования правовыхкомпетенций
студентов вузаРассмотрим некоторые изрезультатов экспериментального исследования по проверке эффективности использования средств ИКТ при формировании правовых компетенций студентов вузапри изучении правоведения (данные представлены в таблицах 1 и 2).
Студенты контрольной группы работами по традиционным технологиям изучения правоведения, студенты экспериментальной группы по разработанной нами технологии формирования правовых компетенцийстудентов неюридических направлений подготовки с использованием средств ИКТ.Исследование осуществлялось в процессе экспериментальной работы по формированию правовых компетенций студентов химического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского (направление подготовки 020100 Химия)при изучении правоведения.Таблица 1 Оценка студентами экспериментальной и контрольной групп использования средств ИКТ в обучении правоведению Оцениваемыепараметры:Среднее значение оценки (М)Стандартноеотклонение(для М)Доверит. интервал для МДост. разл.МэМкМэМкМэМк
знакомство с содержанием и принципами работы СПС
3,21
1,96
1,21
1,12
0,42
0,43
*наличие представлений о справочных правовых системах (СПС)3,622,421,121,230,310,42*оценка желания работать с СПС4,153,410,930,850,290,38*оценка представлений о правовой информации, представленной в сети Интернет
3,86
2,1
0,82
0,79
0,19
0,28
*оценка опытаработы с правовой информацией, представленной в сети Интернет
3,57
1,49
0,79
0,76
0,29
0,31
*оценка необходимости электронного УМК ©Кейс по правоведениюª: при подготовке к семинарам
3,56
1,92
1, 12
0,38
0,39
0,13
*при работе по методу проектов4,252,10,760, 280,250,11*при подготовке к экзаменам4,162,630,811,760,290,72*Примечание: Оценка по пятибалльной шкале: 1 балл минимальное значение оцеки; 5 баллов максимальное.; * различие в показателях статистически достоверно(то же в таблице 2).Практически по всем используемым нами параметрам оценки использования средств ИКТ в обучению правоведению студенты экспериментальной группы показали более достоверно высокие результаты по сравнению со студентами контрольной группы. Наиболее значимы различия в показателях по следующим параметрам: оценка представлений о правовой информации, представленной в сети Интернет (Мэ = 3,86балла, Мк = 2,1балла); оценка опытаработы с правовой информацией, представленной в сети Интернет (Мэ = 3,57балла, Мк = 1,49балла); оценка необходимости электронного УМК ©Кейс по правоведениюª
приподготовке к семинарам (Мэ = 3,56балла, Мк = 1,92балла), при работе по методу проектов (Мэ = 4,25балла, Мк = 2,1балла), при подготовке к экзаменам (Мэ = 4,16балла, Мк = 2,63балла).Таблица 2 Оценка интереса студентов к различным видам учебных занятийс использованием ИКТ при усвоении правоведенияОцениваемые виды учебнопознавательнойдеятельности:Среднее значение Стандартное отклонениеДоверительный интервал Дост.разл.Мэ/МкМэМкМэМкМэМкпрактические занятияс Интернетресурсамипо проблемам права
3,81
2,62
0,79
1,02
0,23
0,45
*творческая (индивидуальная, групповая, коллективная) работапо методу проектов
4,11
2,13
0,63
0,71
0,23
0,31
*самостоятельная работа с электронным УМК ©Кейс по правоведениюª
3,95
2,36
0,68
1,18
0,22
0,54
*Студенты экспериментальной и контрольной групп по разному оценивают использование средств ИКТ на различных видах учебных занятий в вузе. Из всех видов учебных занятиймы выделили: практические занятия с Интернетресурсами по проблемам права (Мэ = 3,81балла, Мк = 2,62балла); творческую(индивидуальную, групповую, коллективную) работупо методу проектов (Мэ = 4,11балла, Мк = 2,13балла); самостоятельнуюработус электронным учебнометодическим комплексом©Кейс по правоведениюª (Мэ = 3,95балла, Мк = 2,36балла).Различие результатовоценкиинтереса студентов контрольной и экспериментальной группк различнымвидамучебных занятий с использованием средств ИКТ при усвоении правоведениястатистически достоверно(p0,05).Мы считаем,что формирование правовых компетенций студентов вуза будет более эффективным, если в их правовой подготовке использован потенциал средств информационных и коммуникационных технологий как педагогических информационных инноваций.
Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации ©Информационное общество (2011 2020годы)ª . URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/734787[Дата просмотра: 24 марта 2014 г].2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации URL: http://base.garant.ru/6194474/[Датапросмотра 27 марта 2014 г.].3.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ ©Об образовании в Российской Федерацииª.URL:http://минобрнауки.рф/документы/2974[Дата просмотра 27 марта 2014 года].4.АндреевА.А. Основы Интернетобучения. Лекции.. М.: 2003. 165 с.5.ГаевскаяЕ.Г.Системадистанционного обучения MOODLE: методические указания для практических занятий. Учебное пособие. СПб.: Фт филологии и искусств СПбГУ, 2007. 26 с. 6.Кручинина Г. А. Готовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения (теоретические основы, экспериментальные исследования): монография. Под ред. В. А. Сластенина.М.: Издво ©Прометейª, 1996. 176 с.7.КручининаГ.А., Кручинин М.В.Кейстехнологии в профессиональноправовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования //Приволжский научный журнал. 2010. № 1.С. 206212.8.Козлов О.А. Подготовка кадров информатизации образования в системе высшего и среднего профессионального образования // Ученые записки ИИО РАО, 2004. Вып 13. С.165170.9.МатвееваТ.А.Формирование профессиональной компетентности студента вуза в условиях информатизации образования: методология, теория, практика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 344 с10.МитяеваА.М. Компетентностная модель многоуровневого высшего образования: автореф. дис. … докт. пед. наук.Волгоград, 2007. 43 с.11.МоисееваМ.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю, Нежурина М.И.Интернетобучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Издательский дом ©Камеронª, 2004. 216 с.12.ПетровА.Б. Концептуалы нового образования в эпохуИТ// Educationaltechnology& Society. 2005.V.8, №1. С. 112119.13.ПечерскаяС.А. Теоретикометодологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. … докт. психол. наук:19.00.07; Государственный научнообразовательный центр РАО. Сочи, 2007 . 40 с.14.ПолатЕ.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Норма. 48 с.15.Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психологопедагогический итехнологический аспекты). М.:ИИО РАО, 2008. 274 с.16.АбуталиповА.Р. Содержание и структура профессиональнонаправленной правовой подготовки специалистов в техническом вузе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Казань, 2006. 166 с.17.Болотова Е.Л. Правовая подготовка педагогов в условиях реформы образования // Высшее образование сегодня. 2006. № 11. С. 4550. 18.ВопленкоН.Н. Правосознание и правовая культура: учебное пособие.Волгоград: Изво ВолГУ, 2000. 52 с. 19.ГодневаТ.Ю. Формирование правосознания у будущих специалистов по связямс общественностью: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. М.: РГБ, 2005. URL:http://diss.rsl.ru/diss/05/0443/050443045.pdf. [Датапросмотра 12 февраля 2014 г.]20.Кручинин М.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональноправовой подготовке психологов в вузе / Психологическая наука и практика: материалы межд. научпрак. конф. Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. С. 130135.21.Кручинин М.В. Формирование правосознания студентов в вузе:монография. Н. Новгород, НФ УРАО, 2010. 310 с.22.МищенкоВ.В. Формирование правовой культуры специалиста в учреждениях высшего технического образования [Текст] : дис. … канд. пед. наук : защищена 02.04.2002;Курский государственный педагогический университет. Курск, 2002. 281 с.23.СмоленскийМ.Б. Правовая культура и ее роль в развитии гражданского общества в России как фактор укрепления национальной безопасности URL:http://www.contrterror.tsure.ru/site/magazine2/10.htm. [Дата просмотра24 февраля 2014 г.]24.Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http://минобрнауки.рф.25.
БайденкоВ.И.,СелезневаН.А. Конкурентноспособные образовательные программы: к формированию концепции // Высшее образование сегодня, 2011. № 5. С. 2439.26.Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские изменения / Под науч. ред. В.И. Байденко. М.:Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.27.ВербицкийА.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к 4му заседанию методол. семинара, 16 нояб. 2004 г. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с. 28.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высш. образование сегодня. 2003. N 5. С. 3439.29.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? :(теоретикометодологический аспект // Высшее образование сегодня. М.: Логос, 2006. № 8. C. 2026.30.ТатурЮ.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко 2му заседанию методол. семинара: авторская версия.М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.31.ХуторскойА.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов: материалы проекта ©Стандартобщего образованияª. М.: [б. и.], 2002. 36 с.32.Кручинин М.В.Формирование правовой компетентности специалиста в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Волжского государственного инженернопедагогического университета. 2008. № 5 (6). С. 97107.33.ГорбушинаМ.В. Аспекты формирования правовой компетентности студентов специальности ©Социальная работаª в условиях вуза // Казанский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 106.34.Bloxham, S. Widening Access and the Use ofICT in Legal Education // The Law Teacher: The International Journal of Legal Education. 2005. № 39. P. 93105. 35.RoblesS.New wiki tools for online formative assessment . INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P.111. 36.Aguiar J.M. The educational potential of wiki technology . INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P.204. 37.Trechera L. Marin. Web 2.0 tools in education. INTED 2008 Abstracts Book. Valencia, IATED, 2008. P. 468. 38.Опыт и перспективы использования информационных технологий в образовании: монография /Е.Н. Рогановская, Е.В. Жилина, М.В. Кручинин [и др.]; Сиб. Федер. Унт; Краснояр. Гос. Пед. Унт им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск: ООО ©Центр информацииª, ЦНИИ ©Монографияª, 2013. 236 с.39.Кручинин М.В. Ресурсы сети Интернет в формировании правовой культуры специалиста // Вестник Волжского государственного инженернопедагогического университета. Научнометодический журнал. 2006. № 2. С. 8082.40.ПолатЕ.С.Метод проектов. URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm[Дата просмотра 12 января 2014 г.]41.
Кручинин М.В. Формирование профессиональноправовых компетенций студентов психологической специализации с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы IIIмеждународной научнопрактической конференции (25 марта 2012 г.). Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. С.8083.42.Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Кейстехнологии в профессиональноправовой подготовке студентов вуза в условиях информатизации образования // Приволжский научный журнал. 2010. № 1. С. 206212.
Kruchinina Galina Alexandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences., professor of the pedagogy and management of educational systems department, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorodgalinakruchinina2009@rambler.ruKruchinin Maxim Vladimirovizh, Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of the transport law department, Volga State Academy of Water TransportKruchinin1971@mail.ruAbstract:This article describes thedidactic conditionsof formation of legalcompetenceof university studentsof nonlegaltraining areaswith the use ofinformation and communication technologies. Presents the results ofexperimentalstudies of the effectivenessof the proposedtechnology.Keywords:legalcompetence, the means of information andcommunication technologies, computerization of education