Танатопсихология – перспективное направление научных исследований
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баканова
А.
А. Танатопсихология – перспективное направление научных исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4526–4530. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55170.htm.
Аннотация. В статье дается описание танатопсихологии как научной дисциплины, находящейся на стыке психологии и гуманитарной танатологии. Возрастающее число научных публикаций и исследований по этой теме позволяет сделать вывод о начавшемся процессе институционализации отечественной танатопсихологии как научной дисциплины. Анализ тематики современных научных публикаций по теме позволяет выделить основные направления отечественных танатопсихологических исследований, которые охватывают широкий круг теоретических, эмпирических и прикладных задач в этой области.
Текст статьи
Баканова Анастасия Александровна,доцент, кандидатпсихологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВПО«Российскийгосударственныйпедагогический университетим. А.И. Герцена», СанктПетербургba2006@mail.ru
Танатопсихология –перспективноенаправление научных исследований
Аннотация.В статье даетсяописание танатопсихологии как научной дисциплины, находящейся на стыке психологии и гуманитарной танатологии. Возрастающее числонаучных публикаций и исследований по этой теме позволяет сделать вывод о начавшемся процессе институционализации отечественной танатопсихологии как научной дисциплины.Анализ тематики современных научных публикаций по теме позволяет выделить основные направления отечественных танатопсихологических исследований, которые охватывают широкий круг теоретических, эмпирических и прикладных задач в этой области.Ключевые слова: танатология, танатопсихология,танатопсихологические исследования
Смерть является одним из модусов человеческого бытия, что делает эту категорию проникающей во все сферы жизни человека –социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако наиболее явно проблема смерти представлена в сфере духовного производства, которая, по словам Поварницына С.А., «в своих продуктах наиболее отчетливо ориентирована на человеческую индивидуальность» [1, с. 1314]. Онтологически неустранимый факт смертности, пронизывая всю человеческую жизнь, с разной степенью проявленности присутствует в религии и науке, искусстве и образовании, фольклоре и обрядах, детских играх и даже колыбельных, отражая не только уровень развития цивилизации, но и духовного самосознания человека, его стремление выйти за пределы ограничений, накладываемых смертью. В последние десятилетия современные науки о человеке, обществе и культуре все чаще обращаются к экзистенциальной данности смерти, пытаясь описать ее со своих позиций, используя для этих целей собственные методологические основания и методические приемы. Вслед за первой волной танатологического интереса в 90ых г.г. XX в., открывшей целый пласт работ в рамках отечественной гуманитарной танатологии, преимущественно философского, религиоведческого и литературоведческого характера, в настоящее время можно наблюдать вторую волну, захватившую ряд социальных наук –психологию, филологию, социологию, культурологию, о чем свидетельствует не только количество появившихся научных публикаций, но и защищенные диссертации.Можно сказать, что «…российские исследователи активно проявляют себя в деле систематизации танатологического знания, в проблематизации его предметнообъектной сферы, в определении задач дисциплины» [2, с. 18]. Понятие «танатология» прочно вошло в тезаурус многих областей знания, несмотря на то, что содержание изучаемого объекта может при этом существенно отличаться. Так, анализ, проведенный Р.Л. Красильниковым [3], показывает, что танатология в разное время определялась отечественными учеными как: «учение о сущности и причинах смерти» (1896 г.), «учение о признаках, о динамике и статике смерти» (1925 г.), «раздел медикобиологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти, клиникоморфологические проявления и динамику умирания (танатогенез)» (1976 г.), а также как «философский опыт описания феномена смерти» (1998 г.). Таким образом, танатология включает в себя два самостоятельных направления, представленных естественнонаучным и гуманитарным направлениями, которые, по словам автора, при этом «никогда не были противопоставлены друг другу» [3], что не только позволяет выделить ему общие задачи танатологии как научной дисциплины, но и определить ее как метанауку, «способную дать ответы на большинство онтологических и экзистенциальных вопросов, которые задают учения, имеющие дело с другими типами смерти» [3]. Говоря о развитии танатологии, следует отметить, что процесс ее институционализации закономерно приводит к выделению в качестве одной из самостоятельных ветвей гуманитарной танатологии, которая предстает «научной дисциплиной об общекультурном опыте осмысления феномена смерти (культурной танатологии)» [2, с. 19]. Одним из основателей российской гуманитарной танатологии по праву считается А.В. Демичев, чья докторская диссертация «Философские и культурологические основания современной танатологии» (1997) была одной из первых отечественных академических гуманитарных работ, где использовалось слово «танатология» [4]. Зародившись в недрах русской философской танатологии, современная гуманитарная танатология, по словам Р.Л. Красильникова, «предстаетвполне устоявшейся междисциплинарной областью научных исследований, решающей большое количество задач, связанных с осмыслением сущности смерти, ее причин и механизмов, изучением исторических и современных стратегий ее понимания» [2]. Таким образом, анализистории танатологии показывает, что ее статус менялся от сугубо клинической дисциплины и естественнонаучной –к гуманитарной, а в настоящее время –к междисциплинарной. Таким образом, представляется целесообразным описатьтанатологиюкак метанауку, способнуюв перспективе свести весь комплекс понятий, связанных со смертью, в единую систему, основанную на междисциплинарном знании(см. рис. 1).
Рис. 1. Танатология как междисциплинарное направление исследований
Проведенный анализ показал, что существующий в настоящее время массив исследований и публикаций на танатологическую тематику можно в самом общем видеописать следующим образом. Наиболее общее разделение основано на критерии научности, в соответствии с которым танатологические представления можно отнести либо к научным теориям, либо к альтернативному знанию, представленному целым рядом религиозных и эзотерических учений. В научной модели закономерно можно выделить естественнонаучное и гуманитарное направление исследований (куда входят как гуманитарные, так и общественные науки), что представляется обоснованным в соответствии с этапами развития отечественной танатологии. Гуманитарная танатология, как уже было отмечено выше, включает в себя теоретические и эмпирические исследования из многих областей знания (философии, религиоведения, психологии, педагогики, социологии, филологии, антропологии, этнографии, культурологии и т.д.). Философия, являясь «матерью всех наук», занимает центральное место в системе гуманитарного танатологического знания, так как оказывает существенное влияние на осмысление смерти в рамках различных научных дисциплин. Следует отметить, что естественнонаучная и гуманитарная танатология взаимосвязаны друг с другом в силу постоянной интеграции научного знания так же, как научное и альтернативное знание о смерти.На рисункевидно, что на стыке танатологии и каждой отрасли научного знания возникает особая междисциплинарная область, которая может быть рассмотрена как отдельная научная дисциплина. Так, по аналогии с философской танатологией(В.А.Демичев, 1997) и танатологическим литературоведением (Р.Л. Красильников, 2011) представляется целесообразным выделить психологическую танатологию или танатопсихологию. При этом следует отметить, что на сегодняшний день этот термин упоминается в некоторых научных публикациях как в качестве самостоятельного [5], так и в роли факультативных понятий –например, «танатопсихологическая тематика», «танатопсихолог» и т.д. [6, 7], а также на психологических форумах и в блогах, посвященных психологическим проблемам танатологии1. В 2004 году А.А. Налчаджян в своей книге «Загадка смерти. Очерки психологической танатологии» [5] фактически ввел это понятие в научнопопулярную психологию, однако по причине отсутствия четкого определения, предмета и категориальногоаппарата оно так и не вышло за ее пределы, долгое время оставаясь маргинальным. В этой связи можно отметить, что дифференциация науки, как известно, имеет неупорядоченный характер, так как идет, по словам В.В. Никандрова, «не по какомуто плану, а ситуативно, спонтанно, неравномерно» [8, с. 22], ориентируясь в большей степени на актуальные потребности общества. Поэтому танатопсихология за последние 1020 лет как будто незаметно, но в то же время настойчиво «прорастала» сквозь толщу психологических исследований, став способной к настоящему моменту заявить о себе как об относительно новой и еще формирующейся частной психологической науке, имеющей, тем не менее, глубокие междисциплинарные и межотраслевые «корни». Это хорошо видно из тематики научных публикаций за последние 10 лет, посвященных изучению различных аспектов психологии столкновения с данностью смерти. Результаты проведенного нами анализанаучных публикаций по данной теме позволяют выделить основные аспектыотечественных танатопсихологических исследований.1.Содержательный аспекттанатопсихологических исследований охватывает изучение целого ряда психических явлений и состояний, связанных с 1Например, http://tanat.infoрепрезентацией феномена смерти в психике человека. Сюда можно отнести изучение отношения к смерти [7],[9][13], представлений о смерти [14] и ее восприятия [15, 16], установок [17, 18], различных аспектов переживаний [19], а также образов смерти [20, 21], в том числе –персонифицированных [22]. В качестве отдельной группы можно выделить изучение страха смерти (танатической тревоги) и аутомортальной тревожности. В этой связи можно отметить, что страх смерти, выступая традиционной категорией философских размышлений, является относительно новым предметом исследования в отечественной психологической науке. В то же время можно отметить, что в отечественных исследованиях он изучается как с позиций стратегий совладания с ним [23][26], в том числе –в рамках христианской психологии [27], так и с точки зрения психологических защит [12] и, в частности, вытеснения [28].Несомненно, что исследования в этой области позволят описать многообразие психологического опыта осмысления смерти.
2.Генетический аспекттанатопсихологических исследований представлен изучениемдинамики психических явлений и состояний, связанных с репрезентацией феномена смерти в психике человека, в контексте возрастных особенностей –в детском [19, 25, 29], подростковом [10, 12, 14, 15, 30], юношеском [7, 21, 23, 31], зрелом [11, 32, 33] или пожилом возрасте [34].Можно отметить, что исследователи чаще обращаютсяк изучению танатопсихологической проблематики в подростковом или юношеском возрасте; детский возраст так же, как и пожилой,гораздо реже становятся объектом танатопсихологических исследований по целому ряду причин, среди которых можно выделить этические иорганизационные. 3.Сравнительный аспект отражаетизучение танатопсихологическойпроблематикиво взаимосвязи с индивидуальноличностными, а также психологическими и социокультурными особенностями. К первой группе можно отнести исследования взаимосвязи представлений о смерти и танатической тревоги с интеллектом [10, 14]; общим уровнем аутоагрессивности [32]; личностными чертами [17]. Ко второй –в контексте смысложизненных и ценностных ориентаций [7, 32], жизнестойкости [21] и экзистенциальной наполненности [35], субъективного ощущения одиночества [36], психологических защит [12], копингповедения[32], а также самоактуализации и уровня субъективного контроля. К третьей можно отмести изучение особенностей танатопсихической реальности в зависимости от региона проживания [31], межкультуральных особенностей [37], вероисповедания и национальности [23].Рассмотрение закономерностей формирования и развития психических феноменов, связанных с репрезентацией смерти в психике человека, на разных этапах онтогенеза с учетом различных внешних и внутренних факторов позволит не только выделить зависимые и независимые переменные этих процессов, но и описать роль танатопсихологического опыта в становлении личности и индивидуальности. 4.
Деятельностный аспектохватываетизучение особенностей психических явлений и состояний, связанных с репрезентацией феномена смерти, в контексте профессиональной деятельности, предполагающей опыт столкновения со смертью. В этом ключе можно выделить два основных направления исследований. Вопервых, изучаются особенности танатопсихологической проблематики у представителей различных профессий: например, хирургов, онкологов, пожарных [35]; врачей скорой помощи [33]; медицинских работников ургентной службы и работников морга [20]; сотрудников хосписа [17]; психологов, врачей и сотрудников правоохранительных органов [18]; профессиональных военнослужащих [11]. Вторым направлением является изучение лиц, включенных в экстремальные виды деятельности парашютизм, альпинизм [33], кайтсерфинг, экстремальное закаливание и др. Практическая значимость результатов подобных исследований определяется не только необходимостью психологического обеспечения профессиональной деятельности, но и задачами подготовки целого ряда специалистов, что позволяет использовать эти результаты в образовательных целях, например, в рамках танатологической пропедевтики [6, 36]. 5.Ситуационный аспект танатопсихологических исследованийнаправлен на изучение особенностей репрезентации феномена смерти в зависимости от различных жизненных ситуаций, предполагающих столкновение со смертью. Сюда можно отнести: острый постсуицид [13]; трудноизлечимую болезнь, например, ВИЧинфекцию [16] или онкологию [9], терминальные стадии онкопатологии [35]; переживание потери и горя [35], участие в боевых действиях [9, 11,35], совершение гомицида [12], заключение в места лишения свободы [9]. Практическая значимость этого направления исследований заключается, прежде всего, в возможности разработки инструментов психологической помощи личности, сталкивающейся с танатической проблематикой в процессе прохождения различных жизненных ситуаций. Необходимо отметить, что представленная типология танатопсихологических исследований построена эмпирическим путем, служа, скорее, целям систематизации и упорядочивания разнонаправленной тематики исследований. К тому же она позволяет описать основной спектр актуальных для отечественной танатопсихологии проблем. В этой связи можно добавить, что если учесть танатопсихологические исследования, выполненные в рамках дипломных работ и магистерских диссертаций, но не оформленные в качестве научных публикаций, то мы получим более детализированное представление о широте охвата изучаемых психологических феноменов, которое, тем не менее, укладывается в представленную типологию.Из приведенного анализа видно, что танатопсихологические исследования постепенно начинают выходить за рамки психологии личности и возрастной психологии, обращаясь к психологии профессиональной и спортивной деятельности, этнопсихологии, психологии образования, клиническойи даже юридической психологии [38]. Это отражает процесс проникновения танатопсихологического знания в смежные дисциплины и выстраивания тесных междисциплинарных связей. Подводя итог представленному обзору, хочется отметить, что танатопсихологические исследования в последние годы набирают силу, о чем свидетельствует количество появившихся научных публикаций и защищенные кандидатские диссертации. Это говорит о том, что предельные категории человеческой жизни –такие, как жизнь и смерть, страх и трепет, боль и надежда перестают быть достоянием только лишь философии, религии или искусства, они обращаются к Человеку Живущему для того, чтобы помочь ему быть ближе к самому себе и своей жизни. ВЫВОДЫ.1.Институционализация гуманитарной танатологии и дифференциация психологии на современном этапе развития отечественной науки позволяют выделить танатопсихологию в отдельную научнуюдисциплину.2.Основные направления исследований в русле отечественной танатопсихологии убедительно показывают, что онавыходит за рамки психологии личности и возрастной психологии, обращаясь к психологии профессиональной и спортивной деятельности, этнопсихологии, психологии образования, медицинской и юридической психологии, образуятесные связис различными отраслями психологического знания.3.Танатопсихология является перспективным направлением научных исследований в психологии, так как затрагивает целый ряд фундаментальныхи прикладных проблем, решение которых востребовано практикой и потребностями общества.
Ссылки на источники1.Поварницын С.А. Концептуализации смерти в сознании общества (социальнофилософский анализ):дис. … канд. ф. наук. Моск. гос. университет, М., 2010.2.Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе:дис. …доктора фил. наук. Моск. гос. университет, М., 2011. 3.Красильников Р.Л. Танатология как гуманитарная дисциплина: история и современность [Электронный ресурс]// Пятая электронная Всероссийская научнопрактическая конференция «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона». URL: http://smrgaki.ru/8/1/1_6/krasilnikova.htm(дата обращения 14.01.2014)4.Демичев В.А. Философские и культурологические основания современной танатологии:дис. … доктора ф. наук. С.Петерб. гос. университет, СПб.,1997. 5.Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. –СПб.: Питер. 2004. –224 с. 6.Гаврилова Т.А. Актуальность танатологического просвещения в подготовке практических психологов образования//Инновационный потенциал психологии в развитии человека и XXI века: сб. материалов межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской. Владивосток, 25–27 июня 2009 г. –Владивосток: Издво ВГУЭС, 2010. С. 1820.7.Шутова Л.В. Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста:дис. ... канд. психол.наук. Таганрогск. гос. радиотехн. Университет, Таганрог, 2005.8.Никандров В.В.Методологические основы психологии. Учебное пособие. СПб: «Речь», 2008. 234 с. 9.Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях:дисс. . . . канд. психол. наук. Росс. гос. пед. университет, СПб., 2000.10.Завражин С. А., Жукова Н. В. Исследование отношения к жизни и смерти у подростков с нарушением интеллекта // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 58 67. 11.Кадыров Р.В. Отношение к жизни и смерти у профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях [Электронный ресурс]//Научный сетевой журнал «Клиническая и медицинская психология» URL: http://www.medpsy.ru/library/library061.php(дата обращения: 23.01.2014).12.Коваленко С.В. Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия:дисс. ... канд. психол.наук. Южный федеральный университет, РостовнаДону, 2007. 13.
Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Проблема отношения к смерти после суицидальной попытки [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.–2013.–№2(19).–URL:http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer12.php(дата обращения: 24.01.2014).14.
Лебедева Е.И. Представления подростков о смерти // Ананьевские чтения —2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / Отв. ред. О.Ю. Щелкова. —СПб.: Скифияпринт. С. 397399.15.
Исаев Д. Н., Новикова Т. О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 110117. 16.
Новожилова О.В. Восприятие смерти и жизненные планы людей, переживающих витальную угрозу // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 101107. 17.
Кукина М.В. Социальнопсихологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа:дисс. … канд.психол.н. Ярославск. гос. университет, Ярославль, 2011. 18.
Орлова Ю.В. Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти:дис. …канд. психол. наук. Росс. гос. пед. университет, СПб., 2007. 19.Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание [Электронный ресурс]//Журнал практической психологии и психоанализа. 2012, №3. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3227(дата обращения: 11.10.2013)20.
Узлов Н.Д., Пантилеева Е.Н. Образы смерти в рисунках медицинских работников [Электронный ресурс]//Человек в современном обществе: вопросы психологии материалы международной заочной научнопрактической конференции. (1 июня 2010 г.) –Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. –160 с. URL: http://sibac.info/11970(дата обращения: 25.01.2013).21.
Шварева Е.В. Психологические особенности образа смерти у старших школьников с разным уровнем жизнестойкости:дисс. … канд.психол.н.Уральск. гос. пед. университет,Екатеринбург, 2012. 22.
Гаврилова, Т. А., Барнашова Г. В. Персонификация смерти в юношеском возрасте // Современные проблемы психологии личности: теория и практика; материалы междун. науч.практ. конф.М., 2008.С. 208211. 23.
Абдулгалимова С.А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями:дис. ... канд. психол. наук. Дагестан. гос. пед. университет, РостовнаДону. 2010. 24.
Баканова А.А. Стратегии совладания со страхом смерти // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. –Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. –т. 1. С. 165167.25.
Гаврилова Т.А., Попова С. А. Детские совладания с первым опытом переживания аутомортальной тревожности // Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научнопрактической конференции, 21–22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю. П. Платонова. —СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 5256. 26.
Попова С. А. Стратегии совладания с аутомортальной тревожностью в аспекте их популярности и эффективности (на материале исследования студентов педвуза) // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. –Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. –т. 1. С. 115167.27.
Веселова Е.К. Онтологическая идентичность и стратегии совладания //Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских педагогических чтений 20012003 г.г. СПб.: Издво РГПУ им.А.И. Герцена, 2004. С. 314317.28.
Филиппова М. Г., Чернов Р. В., Мирошников С. А. Вытеснение угрожающей информации: изучение возможности измерения неосознаваемого страха//Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2. С.143158.29.
Гаврилова Т. А. Проблема детского понимания смерти [Электронный ресурс]// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2009. №4. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2009/4/Gavrilova.phtml(дата обращения: 07.10.2013)30.
Гаврилова Т.А. Эффект влияния аутомортальной тревожности на подростковое чувство взрослости// Инновационный потенциал психологии в развитии человека и XXI века: сб. материалов межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.). –Изд. 2е, испр., доп. –Владивосток: Издво ВГУЭС, 2010. С. 7880. 31.
Гаврилова Т. А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте //Вопросы психологии. 2004. N 6. С. 6371. 32.
Липецкий Н. Н. Танатическая тревога и смысложизненные ориентации аутоагрессивной личности // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф., Чита, июнь 2013 г. —Чита: Издво «Молодой ученый», 2013. —С. 5563.33.
Матвеева А.Ю. Отношение к предельным жизненным понятиям личности с экстремальным опытом // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей научнопрактической конференции с международным участием / Под ред. Р.В. Кадырова. –Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет, 2012. –С. 183189. 34.
Гаврилова Т.А., Скоморохова Н. А. Аутомортальная тревожность пожилых в связи с их здоровьем и удовлетворенностью жизнью // Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научнопрактической конференции, 21–22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю. П. Платонова. —СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 5658. 35.
Богданова Т.А., Перминова С.О. Экзистенциальная проблема столкновения со смертью и особенности ее преодоления // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013, том 6, № 2. С. 412.36.
Вихорев С.А., Дмитриева Л.Ю. Танатическая тревога и субъективное ощущение одиночества//Ананьевские чтения 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход : материалы науч.практ. конф., 2123окт. 2008 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой; С.Петерб. гос. унт., Фак. психологии. СПб. : Издво С.Петерб. унта, 2008. С. 590592.37.
Михайлова А. В., Нафанаилова М. С.Значение восприятия смерти в этнокультуральном аспекте// Сибирскаяпсихология сегодня: Сборник научных трудов. –Вып.2. –Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. –410 с. С.295300.38.
Шкуратов В. А., Михайлова О.Ю., Котова Т.А. Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии//Российский психологический журнал. 2012. № 2. С.1218.
Bakanova A.A. Associate Professor, Department of Clinical Psychology and Psychological Help,the Herzen State Pedagogical University of Russia, SaintPetersburgba2006@mail.ruThanatopsychology –a perspective trend of scientific researchesAbstract.The article gives a description of the thanatopsychology as a scientific branch of science at the turn of psychology and humanitarian thanatology. An increasing number of dissertations and researches on the topic allows us to conclude that the process of institutionalization of domestic thanatopsychology as a scientific discipline started.The analysis of subjects of current scientific publications on the theme allows to allocate the main directions of Russian thanatopsychological studies that cover a wide range of theoretical, empirical and applied problems in this area.Keywords: thanatology, thanatopsychology, thanatopsychology researches.
Танатопсихология –перспективноенаправление научных исследований
Аннотация.В статье даетсяописание танатопсихологии как научной дисциплины, находящейся на стыке психологии и гуманитарной танатологии. Возрастающее числонаучных публикаций и исследований по этой теме позволяет сделать вывод о начавшемся процессе институционализации отечественной танатопсихологии как научной дисциплины.Анализ тематики современных научных публикаций по теме позволяет выделить основные направления отечественных танатопсихологических исследований, которые охватывают широкий круг теоретических, эмпирических и прикладных задач в этой области.Ключевые слова: танатология, танатопсихология,танатопсихологические исследования
Смерть является одним из модусов человеческого бытия, что делает эту категорию проникающей во все сферы жизни человека –социальную, экономическую, политическую и духовную. Однако наиболее явно проблема смерти представлена в сфере духовного производства, которая, по словам Поварницына С.А., «в своих продуктах наиболее отчетливо ориентирована на человеческую индивидуальность» [1, с. 1314]. Онтологически неустранимый факт смертности, пронизывая всю человеческую жизнь, с разной степенью проявленности присутствует в религии и науке, искусстве и образовании, фольклоре и обрядах, детских играх и даже колыбельных, отражая не только уровень развития цивилизации, но и духовного самосознания человека, его стремление выйти за пределы ограничений, накладываемых смертью. В последние десятилетия современные науки о человеке, обществе и культуре все чаще обращаются к экзистенциальной данности смерти, пытаясь описать ее со своих позиций, используя для этих целей собственные методологические основания и методические приемы. Вслед за первой волной танатологического интереса в 90ых г.г. XX в., открывшей целый пласт работ в рамках отечественной гуманитарной танатологии, преимущественно философского, религиоведческого и литературоведческого характера, в настоящее время можно наблюдать вторую волну, захватившую ряд социальных наук –психологию, филологию, социологию, культурологию, о чем свидетельствует не только количество появившихся научных публикаций, но и защищенные диссертации.Можно сказать, что «…российские исследователи активно проявляют себя в деле систематизации танатологического знания, в проблематизации его предметнообъектной сферы, в определении задач дисциплины» [2, с. 18]. Понятие «танатология» прочно вошло в тезаурус многих областей знания, несмотря на то, что содержание изучаемого объекта может при этом существенно отличаться. Так, анализ, проведенный Р.Л. Красильниковым [3], показывает, что танатология в разное время определялась отечественными учеными как: «учение о сущности и причинах смерти» (1896 г.), «учение о признаках, о динамике и статике смерти» (1925 г.), «раздел медикобиологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти, клиникоморфологические проявления и динамику умирания (танатогенез)» (1976 г.), а также как «философский опыт описания феномена смерти» (1998 г.). Таким образом, танатология включает в себя два самостоятельных направления, представленных естественнонаучным и гуманитарным направлениями, которые, по словам автора, при этом «никогда не были противопоставлены друг другу» [3], что не только позволяет выделить ему общие задачи танатологии как научной дисциплины, но и определить ее как метанауку, «способную дать ответы на большинство онтологических и экзистенциальных вопросов, которые задают учения, имеющие дело с другими типами смерти» [3]. Говоря о развитии танатологии, следует отметить, что процесс ее институционализации закономерно приводит к выделению в качестве одной из самостоятельных ветвей гуманитарной танатологии, которая предстает «научной дисциплиной об общекультурном опыте осмысления феномена смерти (культурной танатологии)» [2, с. 19]. Одним из основателей российской гуманитарной танатологии по праву считается А.В. Демичев, чья докторская диссертация «Философские и культурологические основания современной танатологии» (1997) была одной из первых отечественных академических гуманитарных работ, где использовалось слово «танатология» [4]. Зародившись в недрах русской философской танатологии, современная гуманитарная танатология, по словам Р.Л. Красильникова, «предстаетвполне устоявшейся междисциплинарной областью научных исследований, решающей большое количество задач, связанных с осмыслением сущности смерти, ее причин и механизмов, изучением исторических и современных стратегий ее понимания» [2]. Таким образом, анализистории танатологии показывает, что ее статус менялся от сугубо клинической дисциплины и естественнонаучной –к гуманитарной, а в настоящее время –к междисциплинарной. Таким образом, представляется целесообразным описатьтанатологиюкак метанауку, способнуюв перспективе свести весь комплекс понятий, связанных со смертью, в единую систему, основанную на междисциплинарном знании(см. рис. 1).
Рис. 1. Танатология как междисциплинарное направление исследований
Проведенный анализ показал, что существующий в настоящее время массив исследований и публикаций на танатологическую тематику можно в самом общем видеописать следующим образом. Наиболее общее разделение основано на критерии научности, в соответствии с которым танатологические представления можно отнести либо к научным теориям, либо к альтернативному знанию, представленному целым рядом религиозных и эзотерических учений. В научной модели закономерно можно выделить естественнонаучное и гуманитарное направление исследований (куда входят как гуманитарные, так и общественные науки), что представляется обоснованным в соответствии с этапами развития отечественной танатологии. Гуманитарная танатология, как уже было отмечено выше, включает в себя теоретические и эмпирические исследования из многих областей знания (философии, религиоведения, психологии, педагогики, социологии, филологии, антропологии, этнографии, культурологии и т.д.). Философия, являясь «матерью всех наук», занимает центральное место в системе гуманитарного танатологического знания, так как оказывает существенное влияние на осмысление смерти в рамках различных научных дисциплин. Следует отметить, что естественнонаучная и гуманитарная танатология взаимосвязаны друг с другом в силу постоянной интеграции научного знания так же, как научное и альтернативное знание о смерти.На рисункевидно, что на стыке танатологии и каждой отрасли научного знания возникает особая междисциплинарная область, которая может быть рассмотрена как отдельная научная дисциплина. Так, по аналогии с философской танатологией(В.А.Демичев, 1997) и танатологическим литературоведением (Р.Л. Красильников, 2011) представляется целесообразным выделить психологическую танатологию или танатопсихологию. При этом следует отметить, что на сегодняшний день этот термин упоминается в некоторых научных публикациях как в качестве самостоятельного [5], так и в роли факультативных понятий –например, «танатопсихологическая тематика», «танатопсихолог» и т.д. [6, 7], а также на психологических форумах и в блогах, посвященных психологическим проблемам танатологии1. В 2004 году А.А. Налчаджян в своей книге «Загадка смерти. Очерки психологической танатологии» [5] фактически ввел это понятие в научнопопулярную психологию, однако по причине отсутствия четкого определения, предмета и категориальногоаппарата оно так и не вышло за ее пределы, долгое время оставаясь маргинальным. В этой связи можно отметить, что дифференциация науки, как известно, имеет неупорядоченный характер, так как идет, по словам В.В. Никандрова, «не по какомуто плану, а ситуативно, спонтанно, неравномерно» [8, с. 22], ориентируясь в большей степени на актуальные потребности общества. Поэтому танатопсихология за последние 1020 лет как будто незаметно, но в то же время настойчиво «прорастала» сквозь толщу психологических исследований, став способной к настоящему моменту заявить о себе как об относительно новой и еще формирующейся частной психологической науке, имеющей, тем не менее, глубокие междисциплинарные и межотраслевые «корни». Это хорошо видно из тематики научных публикаций за последние 10 лет, посвященных изучению различных аспектов психологии столкновения с данностью смерти. Результаты проведенного нами анализанаучных публикаций по данной теме позволяют выделить основные аспектыотечественных танатопсихологических исследований.1.Содержательный аспекттанатопсихологических исследований охватывает изучение целого ряда психических явлений и состояний, связанных с 1Например, http://tanat.infoрепрезентацией феномена смерти в психике человека. Сюда можно отнести изучение отношения к смерти [7],[9][13], представлений о смерти [14] и ее восприятия [15, 16], установок [17, 18], различных аспектов переживаний [19], а также образов смерти [20, 21], в том числе –персонифицированных [22]. В качестве отдельной группы можно выделить изучение страха смерти (танатической тревоги) и аутомортальной тревожности. В этой связи можно отметить, что страх смерти, выступая традиционной категорией философских размышлений, является относительно новым предметом исследования в отечественной психологической науке. В то же время можно отметить, что в отечественных исследованиях он изучается как с позиций стратегий совладания с ним [23][26], в том числе –в рамках христианской психологии [27], так и с точки зрения психологических защит [12] и, в частности, вытеснения [28].Несомненно, что исследования в этой области позволят описать многообразие психологического опыта осмысления смерти.
2.Генетический аспекттанатопсихологических исследований представлен изучениемдинамики психических явлений и состояний, связанных с репрезентацией феномена смерти в психике человека, в контексте возрастных особенностей –в детском [19, 25, 29], подростковом [10, 12, 14, 15, 30], юношеском [7, 21, 23, 31], зрелом [11, 32, 33] или пожилом возрасте [34].Можно отметить, что исследователи чаще обращаютсяк изучению танатопсихологической проблематики в подростковом или юношеском возрасте; детский возраст так же, как и пожилой,гораздо реже становятся объектом танатопсихологических исследований по целому ряду причин, среди которых можно выделить этические иорганизационные. 3.Сравнительный аспект отражаетизучение танатопсихологическойпроблематикиво взаимосвязи с индивидуальноличностными, а также психологическими и социокультурными особенностями. К первой группе можно отнести исследования взаимосвязи представлений о смерти и танатической тревоги с интеллектом [10, 14]; общим уровнем аутоагрессивности [32]; личностными чертами [17]. Ко второй –в контексте смысложизненных и ценностных ориентаций [7, 32], жизнестойкости [21] и экзистенциальной наполненности [35], субъективного ощущения одиночества [36], психологических защит [12], копингповедения[32], а также самоактуализации и уровня субъективного контроля. К третьей можно отмести изучение особенностей танатопсихической реальности в зависимости от региона проживания [31], межкультуральных особенностей [37], вероисповедания и национальности [23].Рассмотрение закономерностей формирования и развития психических феноменов, связанных с репрезентацией смерти в психике человека, на разных этапах онтогенеза с учетом различных внешних и внутренних факторов позволит не только выделить зависимые и независимые переменные этих процессов, но и описать роль танатопсихологического опыта в становлении личности и индивидуальности. 4.
Деятельностный аспектохватываетизучение особенностей психических явлений и состояний, связанных с репрезентацией феномена смерти, в контексте профессиональной деятельности, предполагающей опыт столкновения со смертью. В этом ключе можно выделить два основных направления исследований. Вопервых, изучаются особенности танатопсихологической проблематики у представителей различных профессий: например, хирургов, онкологов, пожарных [35]; врачей скорой помощи [33]; медицинских работников ургентной службы и работников морга [20]; сотрудников хосписа [17]; психологов, врачей и сотрудников правоохранительных органов [18]; профессиональных военнослужащих [11]. Вторым направлением является изучение лиц, включенных в экстремальные виды деятельности парашютизм, альпинизм [33], кайтсерфинг, экстремальное закаливание и др. Практическая значимость результатов подобных исследований определяется не только необходимостью психологического обеспечения профессиональной деятельности, но и задачами подготовки целого ряда специалистов, что позволяет использовать эти результаты в образовательных целях, например, в рамках танатологической пропедевтики [6, 36]. 5.Ситуационный аспект танатопсихологических исследованийнаправлен на изучение особенностей репрезентации феномена смерти в зависимости от различных жизненных ситуаций, предполагающих столкновение со смертью. Сюда можно отнести: острый постсуицид [13]; трудноизлечимую болезнь, например, ВИЧинфекцию [16] или онкологию [9], терминальные стадии онкопатологии [35]; переживание потери и горя [35], участие в боевых действиях [9, 11,35], совершение гомицида [12], заключение в места лишения свободы [9]. Практическая значимость этого направления исследований заключается, прежде всего, в возможности разработки инструментов психологической помощи личности, сталкивающейся с танатической проблематикой в процессе прохождения различных жизненных ситуаций. Необходимо отметить, что представленная типология танатопсихологических исследований построена эмпирическим путем, служа, скорее, целям систематизации и упорядочивания разнонаправленной тематики исследований. К тому же она позволяет описать основной спектр актуальных для отечественной танатопсихологии проблем. В этой связи можно добавить, что если учесть танатопсихологические исследования, выполненные в рамках дипломных работ и магистерских диссертаций, но не оформленные в качестве научных публикаций, то мы получим более детализированное представление о широте охвата изучаемых психологических феноменов, которое, тем не менее, укладывается в представленную типологию.Из приведенного анализа видно, что танатопсихологические исследования постепенно начинают выходить за рамки психологии личности и возрастной психологии, обращаясь к психологии профессиональной и спортивной деятельности, этнопсихологии, психологии образования, клиническойи даже юридической психологии [38]. Это отражает процесс проникновения танатопсихологического знания в смежные дисциплины и выстраивания тесных междисциплинарных связей. Подводя итог представленному обзору, хочется отметить, что танатопсихологические исследования в последние годы набирают силу, о чем свидетельствует количество появившихся научных публикаций и защищенные кандидатские диссертации. Это говорит о том, что предельные категории человеческой жизни –такие, как жизнь и смерть, страх и трепет, боль и надежда перестают быть достоянием только лишь философии, религии или искусства, они обращаются к Человеку Живущему для того, чтобы помочь ему быть ближе к самому себе и своей жизни. ВЫВОДЫ.1.Институционализация гуманитарной танатологии и дифференциация психологии на современном этапе развития отечественной науки позволяют выделить танатопсихологию в отдельную научнуюдисциплину.2.Основные направления исследований в русле отечественной танатопсихологии убедительно показывают, что онавыходит за рамки психологии личности и возрастной психологии, обращаясь к психологии профессиональной и спортивной деятельности, этнопсихологии, психологии образования, медицинской и юридической психологии, образуятесные связис различными отраслями психологического знания.3.Танатопсихология является перспективным направлением научных исследований в психологии, так как затрагивает целый ряд фундаментальныхи прикладных проблем, решение которых востребовано практикой и потребностями общества.
Ссылки на источники1.Поварницын С.А. Концептуализации смерти в сознании общества (социальнофилософский анализ):дис. … канд. ф. наук. Моск. гос. университет, М., 2010.2.Красильников Р.Л. Танатологические мотивы в художественной литературе:дис. …доктора фил. наук. Моск. гос. университет, М., 2011. 3.Красильников Р.Л. Танатология как гуманитарная дисциплина: история и современность [Электронный ресурс]// Пятая электронная Всероссийская научнопрактическая конференция «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона». URL: http://smrgaki.ru/8/1/1_6/krasilnikova.htm(дата обращения 14.01.2014)4.Демичев В.А. Философские и культурологические основания современной танатологии:дис. … доктора ф. наук. С.Петерб. гос. университет, СПб.,1997. 5.Налчаджян А.А. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. –СПб.: Питер. 2004. –224 с. 6.Гаврилова Т.А. Актуальность танатологического просвещения в подготовке практических психологов образования//Инновационный потенциал психологии в развитии человека и XXI века: сб. материалов межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской. Владивосток, 25–27 июня 2009 г. –Владивосток: Издво ВГУЭС, 2010. С. 1820.7.Шутова Л.В. Смысложизненные и ценностные ориентации в отношении к жизни и смерти у лиц юношеского возраста:дис. ... канд. психол.наук. Таганрогск. гос. радиотехн. Университет, Таганрог, 2005.8.Никандров В.В.Методологические основы психологии. Учебное пособие. СПб: «Речь», 2008. 234 с. 9.Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях:дисс. . . . канд. психол. наук. Росс. гос. пед. университет, СПб., 2000.10.Завражин С. А., Жукова Н. В. Исследование отношения к жизни и смерти у подростков с нарушением интеллекта // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 58 67. 11.Кадыров Р.В. Отношение к жизни и смерти у профессиональных военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях [Электронный ресурс]//Научный сетевой журнал «Клиническая и медицинская психология» URL: http://www.medpsy.ru/library/library061.php(дата обращения: 23.01.2014).12.Коваленко С.В. Отношение к жизни и смерти подростков, совершивших гомицидные действия:дисс. ... канд. психол.наук. Южный федеральный университет, РостовнаДону, 2007. 13.
Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Проблема отношения к смерти после суицидальной попытки [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн.–2013.–№2(19).–URL:http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_2_19/nomer/nomer12.php(дата обращения: 24.01.2014).14.
Лебедева Е.И. Представления подростков о смерти // Ананьевские чтения —2013. Психология в здравоохранении: Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / Отв. ред. О.Ю. Щелкова. —СПб.: Скифияпринт. С. 397399.15.
Исаев Д. Н., Новикова Т. О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 110117. 16.
Новожилова О.В. Восприятие смерти и жизненные планы людей, переживающих витальную угрозу // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 1. С. 101107. 17.
Кукина М.В. Социальнопсихологические установки к смерти личности в малой контактной группе в условиях хосписа:дисс. … канд.психол.н. Ярославск. гос. университет, Ярославль, 2011. 18.
Орлова Ю.В. Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти:дис. …канд. психол. наук. Росс. гос. пед. университет, СПб., 2007. 19.Благовещенская М.Н. Символическое проявление переживания смерти у детей и подростков, перенесших онкологическое заболевание [Электронный ресурс]//Журнал практической психологии и психоанализа. 2012, №3. URL: http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3227(дата обращения: 11.10.2013)20.
Узлов Н.Д., Пантилеева Е.Н. Образы смерти в рисунках медицинских работников [Электронный ресурс]//Человек в современном обществе: вопросы психологии материалы международной заочной научнопрактической конференции. (1 июня 2010 г.) –Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. –160 с. URL: http://sibac.info/11970(дата обращения: 25.01.2013).21.
Шварева Е.В. Психологические особенности образа смерти у старших школьников с разным уровнем жизнестойкости:дисс. … канд.психол.н.Уральск. гос. пед. университет,Екатеринбург, 2012. 22.
Гаврилова, Т. А., Барнашова Г. В. Персонификация смерти в юношеском возрасте // Современные проблемы психологии личности: теория и практика; материалы междун. науч.практ. конф.М., 2008.С. 208211. 23.
Абдулгалимова С.А. Психологические особенности преодоления страха смерти у старшеклассников с разными смысложизненными стратегиями:дис. ... канд. психол. наук. Дагестан. гос. пед. университет, РостовнаДону. 2010. 24.
Баканова А.А. Стратегии совладания со страхом смерти // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. –Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. –т. 1. С. 165167.25.
Гаврилова Т.А., Попова С. А. Детские совладания с первым опытом переживания аутомортальной тревожности // Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научнопрактической конференции, 21–22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю. П. Платонова. —СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 5256. 26.
Попова С. А. Стратегии совладания с аутомортальной тревожностью в аспекте их популярности и эффективности (на материале исследования студентов педвуза) // Психология стресса и совладающего поведения: Материалы III Междунар. науч.практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. –Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. –т. 1. С. 115167.27.
Веселова Е.К. Онтологическая идентичность и стратегии совладания //Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций: Материалы Покровских педагогических чтений 20012003 г.г. СПб.: Издво РГПУ им.А.И. Герцена, 2004. С. 314317.28.
Филиппова М. Г., Чернов Р. В., Мирошников С. А. Вытеснение угрожающей информации: изучение возможности измерения неосознаваемого страха//Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2. С.143158.29.
Гаврилова Т. А. Проблема детского понимания смерти [Электронный ресурс]// Электронный журнал «Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru. 2009. №4. URL: http://www.psyedu.ru/journal/2009/4/Gavrilova.phtml(дата обращения: 07.10.2013)30.
Гаврилова Т.А. Эффект влияния аутомортальной тревожности на подростковое чувство взрослости// Инновационный потенциал психологии в развитии человека и XXI века: сб. материалов межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.). –Изд. 2е, испр., доп. –Владивосток: Издво ВГУЭС, 2010. С. 7880. 31.
Гаврилова Т. А. Страх смерти в подростковом и юношеском возрасте //Вопросы психологии. 2004. N 6. С. 6371. 32.
Липецкий Н. Н. Танатическая тревога и смысложизненные ориентации аутоагрессивной личности // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф., Чита, июнь 2013 г. —Чита: Издво «Молодой ученый», 2013. —С. 5563.33.
Матвеева А.Ю. Отношение к предельным жизненным понятиям личности с экстремальным опытом // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей научнопрактической конференции с международным участием / Под ред. Р.В. Кадырова. –Владивосток: Владивостокский государственный медицинский университет, 2012. –С. 183189. 34.
Гаврилова Т.А., Скоморохова Н. А. Аутомортальная тревожность пожилых в связи с их здоровьем и удовлетворенностью жизнью // Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научнопрактической конференции, 21–22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю. П. Платонова. —СПб.: СПбГИПСР, 2011. С. 5658. 35.
Богданова Т.А., Перминова С.О. Экзистенциальная проблема столкновения со смертью и особенности ее преодоления // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2013, том 6, № 2. С. 412.36.
Вихорев С.А., Дмитриева Л.Ю. Танатическая тревога и субъективное ощущение одиночества//Ананьевские чтения 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход : материалы науч.практ. конф., 2123окт. 2008 г. / под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталевой; С.Петерб. гос. унт., Фак. психологии. СПб. : Издво С.Петерб. унта, 2008. С. 590592.37.
Михайлова А. В., Нафанаилова М. С.Значение восприятия смерти в этнокультуральном аспекте// Сибирскаяпсихология сегодня: Сборник научных трудов. –Вып.2. –Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. –410 с. С.295300.38.
Шкуратов В. А., Михайлова О.Ю., Котова Т.А. Проблемы изучения отношения к жизни и смерти в юридической психологии//Российский психологический журнал. 2012. № 2. С.1218.
Bakanova A.A. Associate Professor, Department of Clinical Psychology and Psychological Help,the Herzen State Pedagogical University of Russia, SaintPetersburgba2006@mail.ruThanatopsychology –a perspective trend of scientific researchesAbstract.The article gives a description of the thanatopsychology as a scientific branch of science at the turn of psychology and humanitarian thanatology. An increasing number of dissertations and researches on the topic allows us to conclude that the process of institutionalization of domestic thanatopsychology as a scientific discipline started.The analysis of subjects of current scientific publications on the theme allows to allocate the main directions of Russian thanatopsychological studies that cover a wide range of theoretical, empirical and applied problems in this area.Keywords: thanatology, thanatopsychology, thanatopsychology researches.