Равный доступ к образованию как фактор социальной защиты личности. Историко-философский аспект

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харабет В. В. Равный доступ к образованию как фактор социальной защиты личности. Историко-философский аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4521–4525. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55169.htm.
Аннотация. Равный доступ к образованию как основополагающий принцип современных национальных систем образования рассматривается с позиции тенденций истории образования в России, СССР и Украине в контексте современных международных проблем обеспечения равного доступа к образованию и конкурентоспособности личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харабет Виктор Викторович,кандидат педагогических наук, доцент,заведующий кафедрой социологии и социальной работы, государственное высшее учебное заведение «Приазовский государственный технический университет», г.Мариуполь, Украинаazovlex@mail.ru

Равный доступ к образованию как фактор социальной защиты личности. Историкофилософский аспект

Аннотация.Равный доступ к образованию, как основополагающий принцип современных национальных системобразования, рассматривается с позиции тенденций истории образования в России, СССР и Украинев контекстесовременныхмеждународных проблем обеспечения равного доступа к образованиюи конкурентоспособности личности.Ключевые слова:равный доступ,образование, высшее образование, глобализация,социальная защита,конкурентоспособность.

Равный доступ к образованиюи качество подготовки специалистов

основополагающиепринципысовременных концепций образования, основанныхна естественных положениях диалектики развития общества и жизнедеятельностичеловека.В историческом аспекте равный доступ к образованию в полной мере зависел и продолжает зависеть от социальноэкономических условийиполитических концепций общества.

Всовременных условияхпроцесс глобализации,определяющийсоциальноэкономическиепреобразования в обществе,актуально касается иобразовательных процессов, как составляющих социальноэкономических процессов.В этих условияхравныйдоступ к образованиюприобретает всевозрастающую роль вформировании современного интеллектуального потенциаланации, а такжевыступает основополагающимфакторомсоциальной защиты личности.Реализациягарантий обеспечения равныхвозможностейдоступаличностиксовременному достойномуобразованию,во многом определяетсясоциальноэкономическимуровнемразвития страны, в том числе иосновополагающими принципаминациональнойсистемойобразования.Данные обстоятельства определяют и направляют деятельностьличности в реализациисвоихспособностей, основываясь, не только,на социальных гарантиях, ноина личностных экономических возможностях и,прежде всего, в условиях собственнойстраны.Однаков условиях современной глобализациине исключается возможность личности воспользоваться равенством доступа к образованию на международном уровне.

Общееи высшее образование два взаимосвязанных компонента современных национальных систем образования.Высшееобразованиев силу психологофизиологическихфакторови природныхспособностейчеловека ковладению знанийбылоиостается элитным образованием. Поэтому основнымкритерием доступностичеловекаквысшемуобразованиюявляются природные способности личностик образованию, а критериемравного доступа к высшему образованию

достигнутый уровень общеобразовательнойподготовкиличности.

Возраст как фактор доступа к различным уровням образования,на нашвзгляд,не может и не долженвыступатьограничением.Способность,талантчеловека не имеет «возраста», о чем свидетельствует жизнедеятельностьвеликих личностей.Гендерная проблема образования, уходящая своими корнями в глубокие исторические страницы цивилизации стран и народовмира, со временемприблизилась к социальной справедливости ее разрешения.Доступ мужчин и женщин к образованию в основе своейявляется равными справедливым.В современных условияхгендернаяпринадлежностьличности,какпроблема равного доступа к образованию,может быть рассмотренас двух точек зрения:

ссоциальнойточкизрениягендернаяпринадлежностьнедолжнаограничиватьличность к равному доступу кобразованию. Однакоизвестно, чтовстранах с особыми религиозными традициями,гендерная принадлежностьпродолжаетвыступатьдейственнымограничениемталантливой личности кдостойномуразвитию своих способностей;

спрофессиональнойточкизрениягендернаяпринадлежностьможет выступатьфакторомограничения доступа кобразованию всилуопасности, связанной с будущей профессиональной деятельностью.И в этом следуетрассматривать не как ограничение равного доступа, а как социальную защиту личности.Страницы истории и законодательнонормативные документы позволяют проследить тенденции становления и развития образования и проблемы равного доступа к его овладению.

В известном «Положении о промышленном образовании в России» (конец ХIХ века) к обучению допускались«лица всех сословий и вероучений»[1]. Данным Положением однозначно на законодательном уровне устранялись разногласия взглядов в обществе на доступ к образованию. Главным было непринадлежность личности к определенному сословию («бедный или богатый») и вероучению («христианин или мусульманин»),а подготовка соответствующих талантливых специалистовдля государства.Общим критерием для всех поступающих в учебные заведения выступила общеобразовательная подготовка.

Единственнымограничениембылагендернаяпринадлежностьличности.Данным Положениемставиласьцельподготовкиспециалистов для развивающейся промышленностииз числа мужского населения.Ив этом состояла объективная реальность, которая не быланаправлена на ограничения равного доступа женщин к образованию. С одной стороныэтобылосвязанос востребованностьюпромышленностиспециалистов мужского пола, а с другой‬национальными традициями занятостью женщин семейными делами.

Интересно отметить, что в России существоваливысшиеучебныезаведения,которыеограничивали доступ к высшему образованию, как и по гендерной принадлежности, так по сословию (общественному положению). Военные ипромышленные учебные заведения предназначались только для мужского пола. С развитием промышленности высшие учебные заведения были открыты для всех сословийиснятиягендерных ограничений.

Следует отметить, что существовали гендерные ограниченияидлямужскогонаселения.Так в 1764 году для благородных дворянских девиц был открыт Смольный институт вПетербурге, ав1811 году для детей дворян создаются закрытые высшие учебные заведения.Были открыты высшие учебные заведения (Высшие женские курсы), которые готовили врачей и учителей только из числа женщин. Наиболее известными были Бестужевские курсы в Петербурге (1878 г.).Приведенные факты из истории образования России свидетельствуютобограниченииравного доступак высшему образованию какпо сословию (общественного положения)так и гендерной принадлежности,чтоотражало социальныетрадиции страны. Российская элита данного периодатрадиционноформироваласьизпредставителей мужского населенияпривилегированных слоев,и впервую очередь из дворян.

Россия была многонациональной и многорелигиознойстраной.Однако в известных документах не отражаются ограничения равного доступак образованию по национальной и религиозной принадлежности личности.

Революционные события 1917 года изменили критерии равногодоступак образованию, на которыеначинают оказывать влияние политические и идеологические факторы «победившего пролетариата». В отличии отсоциальныхограничений,действующими в России, в СССРвводятсяограничениянаосновегосподствующейидеологии,чтоявилось«новейшейконцепцией» в областидоступности к образованию,и особенно к высшему образованию.

Вначальный послереволюционный период в принятом Законе о народном образовании Украины (1922г.)продолжают сохранятьсятрадиции дореволюционнойРоссии:«каждый гражданин имеетправо на свободный доступ к знаниям,наукам и искусствам во всех учреждениях образования в общемустановленном порядке» [2].В конце 30х годов ХХ столетия начинает проявляться классовый подход к системе образования, что было связанос началоминдустриализации народного хозяйства, созданием крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и,прежде всего,в промышленности.

Начатые процессы индустриализации потребовалиактивнойцеленаправленной подготовкисоответствующих кадров.В связи с этим в 1929 году было принято Постановление «Об установлении единой системы индустриальнотехнического образования»,в котором указывалось, что «в первую очередь должна вестисьиз рабочих, детей рабочих и бедняцкосередняцкого крестьянства» [3].На первый взгляд данное Постановление отражалоклассовый характер подготовки рабочих кадров и специалистов. Принцип равного доступа к образованию с одной стороны был нарушен, а с другой

выступал гарантом решениягосударственных проблем и реализации природных способностей широкого круга талантливой молодежииз рабочекрестьянской среды.

Дети состоятельных родителей в полной мере могли обучаться вовсех типах учебных заведений профессионального образования.И в основном это были дети интеллигентныхсословий и городских общеобразовательных школ, общеобразовательной уровень которых был выше,чемуучащихся общеобразовательных школ рабочих поселков и окраиныстраны

Однакодети,родившиеся и выросшие врабочекрестьянской средысреде,были морально готовы активно участвовать в производственной сфере,что и требовалась для государства. Поэтому при равенстве показателей общеобразовательной подготовки, предпочтение отдавалось детям рабочих и крестьян.Такова была политика государства.

В этой связи следует отметить и немаловажный факт,связанный с обеспечениемравногодоступак профессиональному образованию детей рабочих и крестьян,как введение бесплатного образования в высших учебных заведениях, т.е.введение стипендий.Семьи рабочих и крестьян были в основном заняты решением проблем обеспечения материального благополучия семьи, и свободных средств на обучение не имелось. Поэтому введение стипендий делало детей рабочих и крестьян свободными в выборе профессий и ставило их в равную доступность к овладению высшего образования.

Данное Постановление позволило в кратчайшие сроки обеспечить квалифицированными кадрами развивающуюся промышленность и реализовать программу индустриализации страны.Со временем данные «привилегии» ушли в историю.

В Законе 1959 года усиливается идеологическая направленность, ограничивающая равенство доступа к высшемуобразованию. «Критериями доступа к высшему образованию»являются характеристики, выдаваемые «партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями»[4].Данные«критерии доступа к высшему образованию»совершено не были связаны сподготовкой будущих специалистов, а были направлены на усиление идеологических принципов коммунистического общества.

Различныеидеологические ограниченияравного доступа к высшему образованию в СССР со временем теряли свою актуальность в условиях «победившегосоциализма», а также не воспринимались общественностью, как необходимость обеспечения качества обучения и не отвечали мировым тенденциям демократизации образования.

Коренным поворотом в сторону демократизации образования и обеспечения равного доступа к образованию было принятие «Основ законодательства Союза СССР и союзных республик о народномобразовании» (1973 г.) в которомотмечалось:«…равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии,имущественного и социального положения;свобода выбора языка обучения» [5].

Следует отметить, что в законодательных актах об образовании принятых в СССР, не указывалисьограничения, связанные с местом проживания,национальной принадлежностьюи вероисповеданиемличности. Известно, что были негласные привилегии для представителей национальных меньшинств с целью подготовки советской национальной интеллигенции, а также ограничения поступления представителей отдельных национальностей в элитные высшие учебные заведения.

Особо следует отметить в советский периодвысокий уровеньсоциальной защиты молодых специалистов. На законодательном уровне молодым специалистам гарантировалось первое рабочее место по специальности и ряд других социальных льгот.

Приведенныйанализ проблемы равного доступа к высшему образованию вистории России, СССР и Украины свидетельствует, о сложившихся традицияхи их преемственности на которые оказываливлияние социальноэкономические и идеологические условияхарактерныедля конкретного периода ихразвития.

С провозглашением независимости Украины (1991),начинаетсяпериодформированиянациональной системы образования на основе провозглашенных стратегических задач, в числе которыхвыход образовательной системы Украины на уровень образования развитых стран мира, на рынок мировых образовательных услуг.Равный доступ к образованию закрепляется Конституцией Украины (1996 г.).

В Законе «Об образовании» устанавливаются права на равный доступ граждан Украины к образованию, а именно: граждане Украины «имеют право на бесплатное образованиево всех государственных учебных заведенияхнезависимо от пола, расы, национальности,социального и имущественного состояния,рода и характера занятий, мировоззренческихубеждений, независимо от партии,отношениякрелигии,вероисповедания,состоянияздоровья, места проживанияи других обстоятельств»[6].Следует отметить, что на государственном уровне провозглашается «принцип доступности для каждого гражданинавсех форм и типов образовательных услуг…»,а также «равенство условий для каждого человека для полной реализации его способностей…». Прием гражданв высшие заведения образования проводится на конкурсной основе, а основным критериемравного доступак высшему образованиювыступают способности личности[6].

Приведенные исторические фактыстановления и развития высшего образованиисвидетельствуют о том, что принцип «равного доступа к образованию» нельзя идеализировать, а следует рассматривать относительно конкретных социальных событий в стране и национальных традиций общества.Современное образование образованиебез границ.Глобализация изменяетнетолькопроцессымировой экономики, нои оказывают сильнейшее воздействие на образовательные процессы.Скоростьипространство процессов глобализации,глубина перемен в области технологий производства,«взрывы научнотехнического прогресса»,происходящиевсовременном мире,в полной мере касаются не только профессионализации человека, но иегосоциальной защиты, и, прежде всего, молодого специалиста.

Высокийуровеньсовременноймиграции, связанныйсосвободойперемещениячеловека,приобретаетглобальные размеры и,прежде всего, это касается молодёжи, стоящей перед проблемой выбора местасвоего обучения, а в будущем и проживания.

В данных условияхвсемирной глобализациипроблема равного доступаквысшемуобразованиюприобретает всемирное значение и охватывает многие страны.Естественно возникает проблема соизмерения национальных систем образования с системами образования других стран.

Современное европейское пространство представлено двумя наиболее яркими группами стран. Высокоразвитые страны с высокой технологией производства крайне нуждаются в квалифицированных специалистах, что связано с демографическими проблемами.

В тоже время национальные системырядастран Европы, в силу исторически сложившихся обстоятельствне в состоянии обеспечить рабочими местами своих граждани достойно гарантировать социальную защиту, что выступает факторомих поиска рабочих мест вне страны.

В связи с этим возникают внутригосударственные социальные проблемы. Страны потребители рабочей силы с одной стороны вынуждены «открыть двери» специалистаммигрантам для обеспечения развития экономики, а с другой

сохранить социальную защиту своих граждан на рынке труда.В тоже время страны

донорырабочей силы «открывают двери» для свободной миграции населения (особенновысококвалифицированных рабочих кадров испециалистов),снижаяинтеллектуальный потенциал нации исо временем могут оказаться перед острой нехваткой специалистов в случаях развития производства.

Таким образом,принцип «равный доступ к образованию»как социальнообразовательная проблемаприобретает международный характери в частности это относится к Европейскомупространству. Системообразующей основной создания Единого Европейского образовательного пространства выступает Болонская декларация, согласно которой страныучастницы обязались привести свои образовательные системы в соответствии с общими стандартами[7].Одной из основных целей Болонского процесса является построение Европейского пространства высшего образования какпредпосылки развития мобильности граждан на европейском рынке труда.Равный доступ к высшему образованию это проблема не только образовательная, но и социальная.Её отличительной особенностью является личностный фактор, касающийсяряда социальных проблемчеловека, одной из которых является гарантии социальнойзащитыкаждогочеловека,гражданином какого быгосударстваон не был.

Образование, как основа социализации личности, связана с правами человека на выбор профессии, учебного заведения, а, следовательно, и места проживания. В условиях глобализации рынка труда, миграции населения(прежде всего молодежи) человек должен иметь международные гарантии на свои права.В этих условиях именно высшее образование выступает одним из самых действенных социальных институтовгарантов социальной защиты человека, его прав и свободы на Европейскомсоциальноэкономическом пространстве.

Рассмотрим современные проблемыравного доступак образованию и социальной защиты специалистав условияхмеждународных связей Украины с учебными заведениямиЕвропейскогообразовательногопространства,глобализации и миграции населения.

Сложившаяся система получения высшего образования и дальнейшие возможности трудоустройства,а с ними и гарантии социальной защиты включает следующие направления:

получение высшего образования в своей стране идальнейшее трудоустройствов своей стране илитрудоустройство водной из стран Европы;

получение высшего образования в одном из Европейскихуниверситетов,с последующим трудоустройством в данной стране или возвращения в свою страну.

В первом и втором случаях принцип равного доступа и социальная защита вступают в определенные проблемные ситуации для человека. Так получение высшего образования в своей стране, на основе действующих национальных стандартов подготовки специалистов высшей квалификации, притрудоустройстве в одной из стран Европы выступает в противоречиесо Стандартами принятыми в Европеи конкретной стране.Данные реальные обстоятельстваснижаютравный доступ к трудоустройству, а следовательно, и конкурентоспособность специалиста наевропейскомрынке труда. Разрешениеданной проблемы для специалиста связано с необходимостью прохождения дополнительногообученияи такимобразом выйти на европейский уровень стандартов подготовки специалистов.Известно, чтовкаждой странепринятсвойпереченьспециальностей,определенаотраслеваянаправленностьистандартизацияих содержания.Данныеобстоятельства вызывают у студентов определенные ограничения в выборе своей будущей специальности вне своей страны, а, следовательно, и вбудущемпослеокончанияучебного заведения достойно определиться послевозвращения на родину.Получение высшего образования в одном из европейских вузов связано с общеобразовательной подготовкой абитуриента в своей стране. Обеспеченность равного доступа заключается в возможностяхединства общеобразовательныхтребований к уровню подготовки учащихся и тем самым создать достойные условияравного доступа к европейскому высшему образованию.Возвращаясь к системе образования СССР, следует отметить, что подобнаяпроблема существовала,и онаметодически обосновано и успешнорешалась. Абитуриенты стран,общеобразовательная подготовка которых в полной мере соответствовалауровню общеобразовательной подготовки учащихся советской школы, допускались к поступлению на первый курс.В противном случаисоздавались подготовительные курсы,не только для изучения русского языка, но идлядополнительной общеобразовательной подготовки иностранных абитуриентовв соответствии с уровнем общеобразовательной подготовкиабитуриентовв советских школах. Получение высшего образования в одном из Европейских университетов, с последующим трудоустройством в данной странесвязанос получением гражданства и социальными проблемами, авслучаях возвращения на родину главной проблемой становится признание диплома специалиста,а следовательно и допуска на рынок труда.

Поискнаиболеерациональных путей решения равного доступа к высшему образованию на международном уровне не должен исключать конкурентный отбор наиболее талантливой молодежи.Снижение критериев доступности, а тем более создание условийвсеобщей доступности квысшему образованию, не может рассматриватьсякак обеспечение равного доступа.

Как свидетельствует педагогическая практика,обеспечениеравного доступаквысшемуобразованиюспособствует созданиюусловийдлявсехграждансделатьпервыйшаг к высшему образованию.Известнотакже,что чемвыше уровень доступности квысшемуобразованию,темвыше ивероятностькачественногоотбора абитуриентов,а,следовательно,ивероятностьуспешности овладениястудентамиспециальностью, атакже достижениявысокихпоказателей качества подготовки специалистовв высшем учебном заведении.

Рассмотренные вопросы.связанные сравнымдоступомк высшему образованию на национальном и общеевропейском уровне,приводят к следующим размышлениям.Прежде всего,этонеобходимость создание единыхподходов к общеобразовательной подготовкена основе общеевропейских стандартов,как основынациональных систем общего образования,что может стать объективной и надежной основой равного доступа к высшемуевропейскому образованию, а,следовательно,игарантиейсоциальной защиты на европейском пространстве.Важным фактором выступает создание системы единых международных критериевконкурсного отбораабитуриентов, для обеспечения равногодоступа к высшему образованию и успешного участия студентов в овладении специальностью.

Современное развитие отраслей экономики и сложившиеся профессиональные требования ксоответствующим профессиям позволяют методически обоснованно подойти к созданию единой системеотбора абитуриентов на соответствующие профессии, т. е. критерием отбора долженвыступать не толькодостигнутый общеобразовательный уровень абитуриент, ноиуровеньзнаний соответствующих конкурсных дисциплин.Приведение в действие данного положения возможно:при введении в общеобразовательную подготовку единых учебных программпо соответствующим дисциплинами единых критериевоценкиуспешностиихусвоения и тестирования при поступлении в учебное заведение.

Образование XXIвека требует осмысливания её интегрирующейроли в формировании нового сообщества стран и народов, что,на наш взгляд,связаносразработкоймеждународнойпрограммы«Высшееобразованиеоткрыто для всех». Рассмотренные направлениядолжны учитывать не только опыт развития высшего образования в университетах Европы, но и национальные традициидругих стран,оказавшие иоказывающие влияние на обеспечение равного доступа личности кобразованию, на,культуруобразования.

Программа должна объединять образовательныеинтересы народов, статьправовой основой равного доступа к высшему образованиюи выступитьфактором.

Успешностьприобщениячеловекак достижениям современнойцивилизации

вечные проблемы философии,касающиесякультуры человечества,соотношения количества и качества процесса жизнедеятельности человека,вкоторомобразованиеиграетпрогрессивнуюроль.

Ссылки на источники1.Основные положения о промышленных училищах // Сборник материалов по техническому и промышленному образованию. ‬СПб., 1895. ‬Вып. 1. ‬С. 6069.

2. ЗбірникУзаконень та Розпоряджень Робітничого Селянського Уряду України за 1922 р. ‬Харьків, 1922. ‬Відділ 1. ‬С. 851955.

3.Об установлении единой системы индустриальнотехнического образования / Сборник Законов и Распоряжений Рабочее ‬Крестьянского Правительства СССР. 2 октября 1929. №60. Отдел первый. ‬С. 1178 ‬1182

4. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Украинской ССР. : К. : Радянська школа, 1959.‬27 с.

5. Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. ‬М. : Известия Совета депутатов трудящихся СССР. ‬1973. ‬40 с.

6. Закон України «Про освіту»: від 04.06.1991 р. / Відомості Верховної Ради УРСР, 1991. №34

7.Болонський процес у фактах і документах (Сорбонна ‬Болонья‬Сала манка ‬Прага ‬Берлін) / Упорядники М.Ф. Степко, Я.Я. Болюбаш, В.Д. Шинкарук, В.В. Грубіянко, І.І. Бабин. ‬Тернопіль: Видво ТДПУ ім. В. Гнатюка, 2003. ‬52 с.

Kharabet Viktor ViktorovychCandidate of pedagogic sciences, associate professor,Head of the Chair of Sociology and Social Work, State Higher Education Establishment ‮Pryazovskyi State Technical University, Mariupol, Ukraineazovlex@mail.ruEQUAL ACCESS TO EDUCATION AS A FACTOR OF SOCIAL PROTECTIONOF A PERSON. HISTORICAL AND ECONOMICAL ASPECT.Equal access to education is analyzed as a basic principal of modern educational conceptions from the point of view of educational trends in Russia, the USSR and Ukraine in the context of history of their development, as well of the international problems of providing equal access to education.Key words: equal access, education, higher education, globalization, social protection.