Повышение эффективности перевозок тарно-штучных грузов автомобильным транспортом

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Красникова Д. А., Сухова И. А. Повышение эффективности перевозок тарно-штучных грузов автомобильным транспортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4571–4575. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55179.htm.
Аннотация. Статья посвящена повышению эффективности перевозок тарно-штучных грузов путем подбора рационального подвижного состава. Основной задачей является сокращение времени доставки груза для повышения уровня качества услуг на рынке грузоперевозок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Красникова Дарья Андреевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.dasha747@yandex.ru

Евсеева Анна Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.annaevseeva@mail.ru

Сухова Ирина Александровна,студентка четвертого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. СаратовIrina_suhova_12@mail.ru

Повышение эффективности перевозок тарноштучных грузов

автомобильным транспортом

Аннотация. Статья посвящена повышению эффективности перевозок тарноштучных грузов путем подбора рациональногоподвижногосостава. Основной задачей является сокращение времени доставки груза для повышения уровня качества услуг на рынке грузоперевозок. Ключевые слова: повышение эффективности перевозок тарноштучных грузов, время простоя подвижного состава, контейнерные перевозки.

Рынокперевозок интенсивно развивается с каждым годом, и в наше время вопрос повышенияэффективностиперевозок тарноштучных грузов весьма актуален.Одним изметодовповышения эффективности является формированиеукрупненныхгрузовых единиц, перевезенных в правильно выбранном подвижном составе. Цель статьи –попытка найти способ повышения эффективности иускорения перевозки тарноштучного груза в зависимости от типа используемого подвижного состава.

Перевoзка тарноштучных грузов занимают первые позициив номенклатуре перевозимых автомобильнымтранспортом грузов. Существуетдвеосновныетехнологии, которые применяются при перевозке тарноштучных грузов, это помашинные отправки и мелкопартионные перевозки. Проведем сравнениеданных технологий перевозки грузов. Следует отметить, чтопри помашинных отправкахпреoбладаетуниверсальный подвижной состав, в зависимости от требований к степени сохранностигруза и от влияниявнешнихфакторовмогут использоваться бортовые автотранспортные средства, универсальные и специализированные фургоны или контейнеры. Примелкопартионных перевозках, обслуживаются клиенты, не обладающиемеханизированными погрузочноразгрузочными пунктами. В этом случае,наиболее целесoобразно использовать подвижной состав, оборудованный погрузочноразгрузочными приспособлениями. Чаще всего устанавливаются такие устройства, как консольные крановые установки с шарнирносочлененной, балочной или неповоротными стрелами, портальные крановые установки, устройства бескранового типа, комбинированные устройства, грузоподъемный борт.

Дляповышенияэффективности перевозки тарноштучных грузов необходимо объединять их вукрупненные грузовые места, сиспользованиемконтейнерови транспортных пакетов.Под укрупненной грузовой единицей следует понимать

формирование штучных грузовых единиц в таре и в незатаренном видев одно грузовое место с помощью средств пакетирования или специальных приспособлений, с целью доставки их от грузоотправителя до грузополучателя без расформирования в пути. Транспортные пакеты могут формироваться как с помощью поддонов, так и за счет специальных способов укладки груза с фиксацией термоусадочной пленкой. При этом увеличение времениподготовки грузов к перевозке замещается снижением простоев автотранспортного средствапри погрузке и разгрузке,и,что немаловажно,упрощаетсяпроцесс оформления документов.

Грузы, которые пoсвоим размерам исвойстваммoгут быть сформированы в транспортные пакеты, должны предъявляться к перевозке в пакетированном виде.При этомпакетирование груза,чаще всего,выполняет грузoвладелец до предъявления их к перевозке. Впрочем,в логистических методахдоставки пакетирование может выполняться и другими членамиперевозки.

Поддоны для перевозки пакетированных грузов, так же мoгут принадлежать перевoзчику, грузoотправителю или грузoполучателю (если стоимость транспортной упаковки входитв стоимость товара). Поддоны, принадлежащие грузoотправителю, после осуществления перевoзки отправляются владельцу. При частых перевозках для поднятияобязательства перевозчика разумно поддоны перевести в оборотный фонд. Когда производится перевозка, то следует содержать актыв полной комплектовке, а для перевозки грузов в пакетах,дополнительнов товарнотранспортной накладной еще есть пункты, где указывается количество пакетов, тип поддона, вид упаковки отдельных мест, масса нетто груза в пакетах. Получение и сдача груза непосредственно осуществляется по количеству поддонов[1].

Формирование укрупненных грузовых единиц позволяет повысить эффективность перевозок за счет:

повышения сохранностигруза на всем протяжении перевозки и обеспечения безопасность транспортного средства и окружающей среды;

максимальногоиспользованиягрузоподъемности и грузовместимости транспортных средств и грузоподъемных механизмоввследствие использования унифицированных поддонов или контейнеров;

возможности экономии на тарных материалах, в виду возможности использовать более дешевую тару или обходиться без нее;

удобствапроведения грузовых операций, крепления и размещениягрузовых единицвтранспортных средствах и наскладах;

сокращения времени на оформление транспортной документации;

повышения производительности труда при выполнении погрузочноразгрузочных операций вследствие их автоматизации.

Как правило,при перевозке тарноштучных грузов,времяпростоя подвижного состава, формируетсяи устанавливается по отдельности вчастипогрузки и разгрузки. Для бортовых автотранспортных средств время на погрузку или разгрузку груза массой до 1 т допускаетсяпринять приблизительно 12 мин, свыше 1 т за каждую полную или неполную тонну добавляется2 мин. Для автофургонов и других транспортных средств, загрузка или разгрузка, за массу груза до 1 т —13 мин, сверх 1 т за каждую полную или неполную тонну добавляем 3 мин. Использование при перевозке укрупненных грузовых мест обеспечиваетповышение производительности труда на погрузочноразгрузочных операциях в 34 раза, снижение затрат на такие операции в 23 раза, сокращение простоя подвижного состава под грузовыми операциями.Целесообразность формирования укрупненных грузовых единиц определяется транспортными характеристиками перевозимых грузов, расстоянием перевозки, эксплуатационными характеристиками технических средств подвижного состава и перегрузочного оборудования, используемых при доставке грузов, экономическими показателями доставки грузов при различных вариантах ее осуществления.Подходя к выбору подвижного состава,хотелось бы сначала подчеркнуть проблему выбора подвижного составав России. По статистики 12,4 % грузовых автомобилейимеет возраст до 5 лет, а большая половина парка сформированаиз автомобилейстарше 10 лет, и так с каждым годом увеличивается изношенность подвижного состава, поскольку реновация происходит в 23 раза ниже нормативных значений. В сравнениис другими странами, Россия в настоящие время, по всем показателям технического уровня новых автотранспортныхотстает на 1015 лет. Массовая эксплуатация изношенных транспортных средствведет к снижению эффективности перевозок.

Какой же выбрать подвижной составдля повышения эффективностиперевозке тарноштучного груза? Главным критериям является, то что подвижной состав должен иметьзакрытый кузов, так как по техническимусловиям груз долженбыть защищены при транспортировке от воздействий погодных условий[2].Для эффективности быстрой перевозки, рекомендуется использовать контейнер, так как он не только самый современный вид транспортировки грузов, но и наиболее экономичный, а так же обеспечивает высокую скорость погрузочных и разгрузочных работ, что позволяет сократить время доставки груза. Еще хочется добавить несколько плюсов перевозки контейнером:

без промежуточной разгрузки удобно перевозить груз одним или несколькими видами транспорта; снабжен специальным приспособлением для быстрой перегрузки, в частности передачи с одного вида транспорта на другой;

изготовлен таким образом, чтобыего легко было загружать и разгружать;

имеет внутренний объем 1 м3(35,3 куб. футов) и более;

для обеспечения сохранности груза на запорное устройство контейнера вешают пломбу, что обеспечивает надежную защитуот вскрытияконтейнера, так как дверные створки при опломбирование, снять и установить на прежнее место не возможно.Такженужно отметить, что при перевозке груза, выбирая контейнерную перевозку, мы добиваемся снижения расходов при погрузочноразгрузочных работах, а так же ипри выполнениискладских операций, при этом повышаем производительность труда в 56 раз, снижаем себестоимость перевозки, повышаем сохранность перевозимого груза и ускоряем доставку на 35%.

Рассмотрим зависимость типов транспортных средств от перевозимых грузов.В таблице 1 приведено соответствие типов транспортных средств видам перевозимых грузов[3].



Таблица 1 Классификация грузов автомобильного транспорта в зависимости от типа транспортного средстваНомер группыКлассификация грузовТипы транспортных средств

и их параметры1231По видам: песок, уголь, грунт и т. п.Самосвал, бортовой кузов и т. п.2По типу тары и упаковки: тарные, бестарныеКузов с устройством для крепления груза, бортовой или безбортовой со стойками и тентом.3По форме: квадратная, круглая и т. п.

Форма кузова, соответствующая форме груза. Специальные стойки для крепления, погрузки и разгрузки груза4По габаритным размерам и массе грузовых мест: тяжеловесные, крупногабаритные длинномерные и негабаритные грузыКомпоновка, учитывающая габаритные размеры кузова. Рамы скелетного, хребетного или лонжеронного типов. Состав транспортного средства: тягач с прицепом или полуприцепом5По массе: грузы нормальной и большой массыОграничение грузоподъемности, компоновка, учитывающая распределение масс6По физическому состоянию: твердое, жидкое и т.п.Кузов закрытый, открытый, его геометрическая форма, обеспечивающая технологический процесс (перемешивание груза)7По форме предъявления к перевозке и приспособленности квыполнению погрузочноразгрузочных работ: навалочные (насыпные), тарно –штучные, наливные, негабаритные.Приспособленность кузова к погрузке и разгрузке сверху, сбоку, сзади. Наличие грузоподъемных устройств8По физикомеханическим свойствам: абразивные, воспламеняющиеся, сыпучие и т.п.Специальное покрытие кузова. Кузов, обеспечивающий вентиляцию, саморазгрузку на любую из сторон, сохранение определенного температурного режима и влажности9По физикохимическим свойствам: коррозийная агрессивность, токсичность, ядовитость и т. п.Кузов с изолированными секциями, со специальным покрытием, съемный кузов10По требуемой степени сохранности: не требующие (требующие) повышенной сохранности, скоропортящиеся и т. п.Регулируемый тепловой режим. Предохранительные устройства внутри кузова, крепление груза в кузове11По расположению центра тяжести: грузы с низким и высоким центром тяжестиКомпоновка, учитывающая центр тяжести груза. Наличие специальных устройств, стоек крепления12По срочности доставки: срочные, несрочныеМеханизированная погрузка, разгрузка. Высокие тяговоскоростные качества. Повышенная проходимость

Вид груза (табл. 1.1, п.1) с соответствующей средней плотностью является важнейшим признаком при выборе типа кузова, поскольку соблюдение принципа «груз –соответствующий тип кузова» способствует повышению степени сохранности грузов на автомобильном транспорте.На автомобильном транспорте грузы могут перевозиться в различной таре, в упаковке без тары или частично затаренные (табл. 1.1., п. 2). Грузы в контейнерах также относятся к тарным.Грузы могут иметь различные внешние очертания (табл. 1, п. 3). Например, грузы в таре или без нее, имеющие прямоугольную или квадратную форму (ящики, коробки), требуют применения прямоугольных кузовов в поперечном и продольном направлениях. Такие грузы чаще всего формируют в транспортные пакеты.Габаритные размеры грузов (табл. 1, п.4) определяют внутренние параметры кузовов (длина, ширина, высота), погрузочную высоту и компоновку шасси транспортного средства в целом. Масса неделимыхгрузов (табл. 1, п. 5) является одним из основных признаков, на основе которого устанавливается грузоподъемность транспортного средства.По физическому состоянию грузы (табл. 1, п. 6) можно разделить на три основные разновидности: твердые, сохраняющие свой объем в процессе перевозок (камень, кирпич, механизмы); жидкие и криогенные, обладающие текучестью (вода, бензин); газообразные (метан, кислород).По форме предъявления к перевозке и приспособленности к выполнению погрузочноразгрузочных работ грузы разделяют на четыре характерные разновидности (табл. 1, п.7).Перевозкатарноштучных грузов(грузы в мешках, тюках, ящиках и в другой таре и упаковке) связана с формированием отдельных грузовых мест. Погрузка и выгрузка этих грузов требует механизированного способа погрузочноразгрузочных работ.Физикомеханические и физикохимические свойства грузов(табл. 1, п.п. 8,9) являются определяющими при выборе закрытого кузова, обеспечивающего поддержание температурного режима и влажности.Некоторая часть грузов, перевозимая на автомобильном транспорте, очень восприимчива к динамическим нагрузкам (табл. 1, п. 10). Это,прежде всего,грузы в стеклянной таре, изделия деревообрабатывающей промышленности, бытовая техника. Такие грузы требуют применения мягкого покрытия внутри кузова или подвески груза.Положение центра тяжести для неделимых и тяжелых грузов (табл. 1, п. 11) определяет общую компоновку транспортного средства, погрузочную высоту и устройства для крепления груза.По производственным, технологическим причинам обслуживаемой клиентуры грузы могут требовать срочной или несрочной доставки (табл. 1, п.12). Срочные грузы влияют на выбор кузова, который должен быть приспособлен к быстрой и 13По стоимости: без объявленной стоимости, малоценные, ценныеКузов открытого (закрытого) типа, повышенной прочности14По размерам твердыхчастиц: мелкие (пылевидные), средние (порошкообразные), крупные (кусковые)Принудительная система погрузки, разгрузки. Применение горловин, шлангов, патрубков различного диаметра15По массе груза в таре: масса нетто, бруттоКорректировка грузоподъемности на массу тары16По партионности перевозок: партионные, массовыеРяды грузоподъемностеймеханизированной погрузке и выгрузке, а также транспортного средства с соответствующими тяговоскоростными качествами.Стоимость груза (табл. 1, п. 13) влияет на конструкцию кузова, который должен обеспечивать безопасность перевозки.При планировании загрузки подвижного составатарноштучными грузами необходимо следить за соблюдениемнорм предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства, посколькуих нарушение может повлечь наложение штрафа на водителя и перевозчика. Распределение осевых нагрузок между осями зависит от продольного размещения груза в кузове подвижного состава. При размещении тарноштучных грузов в кузове автотранспортных средствнеобходимо учитыватьколичество ярусов укладки. Штучный груз должен быть уложен без промежутков. При наличии промежутков между грузовыми местами следует использовать надежные прокладки. Крепление груза должно исключить его перемещение и опрокидывание в процессе перевозки.Таким образом, выбор способа перевозки и типа транспортного средства во многом обусловлен свойствами груза, проявляемыми в процессе транспортировки. Применение транспортных пакетов и контейнеров позволяет значительно повысить эффективность перевозки тарноштучных грузов.

Ссылки на источники1.ОлещенкоЕ.М., ГоревА.Э..//Основы грузоведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.М. Олещенко, А.Э. Горев. –М.: Издательский центр «Академия», 2005. –288 с.2.Семенов В.М. //Организация перевозок грузов: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.М. Семенов, В.А. Болотин, В.Н. Кустов и др.]; под ред. В.М. Семенова. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –304 с. 3. Красникова Д.А. Грузоведение: учеб. пособие / Д.А. Красникова, С.А. Гусев. –Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2008. –84 с.

Krasnikova Darya A.PhD, Associate Professor of "Organization of Transportation andTransport Management", Saratov State Technical University named after Yuri Gagarin, Saratovdasha747@yandex.ruEvseeva Anna A.PhD,Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovannaevseeva@mail.ruSuhovaIrina A.A fourthyear student of a speciality «Organization of transportations and management on transport», Saratov state technical University named after Gagarin Y.A, city of SaratovIrina_suhova_12@mail.ruImproving the efficiency of transport of packaged goods roadAbstract. The article is dedicated to improving the efficiency of transportation of breakbulk cargoes through the selection of the right of rolling stock. The main task is to reduce the time of cargo delivery to improve on the cargo transportation market.Keywords.: efficiency of transportation of breakbulk cargo, the idle time of a rolling stock, container transportation.