Оценка эффективности взаимодействия предприятий в региональных кластерах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Садчикова М. А. Оценка эффективности взаимодействия предприятий в региональных кластерах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4666–4670. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55198.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на результативность деятельности предприятий, входящих в состав регионального кластера. Предложены теоретико-методологические подходы к оценке повышения эффективности взаимодействия предприятий и деятельности регионального кластера в целом на основе имеющихся ресурсов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хайдарова Марина Александровна,преподаватель, Сызранский филиалФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Сызраньmarina11.08.2006@rambler.ru

Оценка эффективности взаимодействия предприятий в региональных кластерах

Аннотация.В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на результативность деятельности предприятий, входящих в состав регионального кластера. Предложены теоретикометодологические подходы к оценке повышения эффективности взаимодействияпредприятий и деятельностирегионального кластера в целомна основе имеющихся ресурсов.Ключевые слова:региональный кластер, «возможности кластера», ресурсы, производительность, конкурентные преимущества, эффективность.

Структурная концентрация производства, являясь характеристикой отраслевого рынка, неизбежно возникает как важнейшая переменная при анализе экономических условий, выражающихся в стремлении получить прибыль, снизить издержки и обеспечить, тем самым,лидерство в соперничестве за ресурсы и потребителя. Тенденция усиления концентрации в российской экономике на протяжении последних десятилет обусловлена протеканием интеграционныхпроцессов: слияниями и поглощениями компаний,образованием стратегических групп,координацией деятельности на рынке.[1]В настоящеевремя активно создаются альянсы и объединения,союзы и ассоциации промышленников и предпринимателей, растет число промышленных объединений, формируютсявертикально и горизонтально интегрированныекомпании, особое внимание уделяетсякластерам –как высшей форме производственной кооперации.Промышленная кластеризация позволяет предприятиямснизить трансакционные издержки, стимулировать процессы инновации, создавать внешние масштабные эффекты и приносить экономическую. Этот эффект кластера можно назватькак «возможности кластера». Возможности кластера представляют собой сочетание ресурсов, доступных в данной форме производственной кооперации, и инфраструктуры, становление которой происходитв течение длительноговремени. В то же время главным определяющим фактором выбора кластерной формы выступаетналичие ресурсов, как общих, образовавшиеся вследствие сетевоговзаимодействияфирм, так ивнутреннихресурсовпредприятий, которые способствуют их производительности.Научное сообщество до сих пор не пришло к единому мнению, чтоследует считать общимиресурсами кластера.Одни выделяют общую репутацию, интенсивность обмена знаниями, другие

доступность квалифицированныхрабочих, социальные взаимодействия(эффект сети), близкие отношения между фирмами, то есть доверие. Исходя изэтого одна из целей работы синтезировать имеющиесянаучные исследования и знаниядля определениясоставляющих общих ресурсов предприятийкластера.Кроме того, несмотря на то, что явление кластера в последнее время захватило воображение и волнение тактиков, политике кластеризациипрепятствует нехватка эмпирических исследованийв отношении оценки эффективности деятельности кластеров.Каждый участник кластера должен иметь четкое представление, какова его доля участия и, прежде всего, какой синергетический эффект можно получить от такого участия. Но сегодня практически отсутствуют работы по методике оценки эффективности взаимодействия предприятий в рамках кластеров.Отсутствие подобной методики приводит к тому, что в настоящее время среди представителей бизнеса (и не только) понятие кластер стал восприниматься как «красивый бренд», очередной «миф». Это свидетельствует об отсутствии грамотной промышленной политики, позволяющей оценить все преимущества кластерной формы кооперации, в том числе в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность создания уникальных предпосылок для развития инновационной деятельности, повышения качества продукции, производительности и рентабельности предприятийучастников кластера.[2]Производительность, как обобщающий показатель результативности деятельности предприятия, это соотношение между количеством производимых товаров и услуг и количеством используемых ресурсов для их производства. Экономисты придумали ряд сложных способов измерения производительности, но любой владелец бизнеса знает, что если предприятие производит больше продукции с неизменным количеством ресурсов –производительность выросла. И, соответственно, наоборот.

Таким образом, еще одной целью работы является разработка методики оценки производительности предприятий, расположенных в пределах и за пределами кластера, исходя из общих ресурсов кластера,а такжеанализ изменения производительности предприятийвнутри региональногокластерас учетом уникальныхпреимуществ. Для достижения этой цели необходимо проверить взаимосвязьмежду общими ресурсами и производительностьюпредприятий, основанных на кластере. До сих пор исследования сосредотачивались на разнице между производительностьюпредприятийкластера и некластера в целях установления доказательств в поддержку аргумента, чтокластеризация оказывает положительное влияние на вовлеченные предприятия.Авторже делает акцент на измерении производительности предприятийкак результатавнешних различий в ресурсах между предприятиямикластера и некластера.Общие ресурсы, доступные исключительно предприятиям кластера, оказывают положительное влияние на эффективность деятельности предприятий кластера.Получившая популярность ресурсная теория фирмы утверждает, что фирмы могут зарабатывать устойчивые сверхнормальные прибыли, только если они обладают превосходящими ресурсами, и эти ресурсы защищены некоторой формой изолирующего механизма.Подобный механизм можно представить как локальное скопление фирм, представляющее собой региональный кластер. Также ресурсная теория фирмыподчеркивает неоднородность внутренних ресурсов и возможностей предприятийв качестве причины повышенияпроизводительности данных предприятий. Из этого следует, что производительность предприятиякластера будет зависеть от ресурсов и возможностей, которыми они обладают и используют. Однако помимо внутренних ресурсов у предприятий кластера есть более широкий спектр ресурсов и возможностей, которые они могут получить и развить, как участники кластера.Эти общие ресурсы, в совокупностис внутренними ресурсамипредприятия, являются источником конкурентных преимуществ участниковкластера. Главное условие таких ресурсов их редкость, неповторимость и незаменимость.Уникальные исторические условия объясняют, почему кластеры появляются на определенных территориях и как они приобретают, поглощают и превращают разнородные ресурсы в «возможности кластера». Эти уникальные ресурсы развиваются в течение длительного периода времени через механизм изменения, выбора и сохранения. Например, Фредерик Термен,один из отцов Силиконовой Долины, не смог повторить модель Силиконовой Долины в НьюДжерси несколько лет спустя.Таким образом,предприятияучастникикластера могут извлечь выгоду из ценности и разнородности общих ресурсов кластера по сравнению с их конкурентами.Причинная неоднозначность результатов общих ресурсов следует из нематериальных ресурсов, таких как неявное знание, затруднительноеинформированиеи технологическое ноухау. Высокое неявное знание, информация и ноухау одни из важных источников инноваций. Географическая близость предприятийкластера облегчает передачу неявного знания, а следовательно, позволяет использоватьконкурентные преимущества от такого взаимодействияотносительно предприятий некластера. Этот интерактивный и самоусиливающийся механизм с обратной связью приводит к положительной взаимосвязи между общими ресурсами и производительностью. Таким образом, принимаем следующийпостулат:k1: Производительность предприятийучастников кластера будет значительно выше, чем у предприятий, не входящих вкластер.В результате обобщения имеющихся исследований при оценке взаимосвязи между кластеризацией и производительностью в состав элементов общих ресурсовпредприятий кластера будем включать следующиешестькатегорий:общую репутацию, интенсивность обмена и сочетания ресурсов, взаимного доверия между предприятиями, сеть коллективного обучения и обмена знаниями, атмосферу совместной конкуренции, и участие и поддержка местных учрежденийи властей. Используя эти составляющие общих ресурсов,проверим различия между внешними ресурсами участниковкластера и другими предприятиями.1. Предприятия кластера и общая репутация.Репутация существует на различных уровнях, таких как предприятие, промышленность, стратегическая группаи т.д., и развитие хорошей репутации является дорогостоящим и трудоемкимпроцессом. Малые предприятиязачастую извлекают выгоду из участия в сетевых взаимодействиях и производственной кооперации с высоким уровнем репутации. Коллективная репутация –неотъемлемая часть внешних общих ресурсов кластера, котораяявляется бесплатными побочным эффектом деятельности, осуществляемойв пределах кластера, но в то же время итогом случайных последствий и сознательно преследуемых целей. Предприятиякластера извлекают огромную выгоду из коллективной репутации. Однако, организационные особенности, включая специализацию, организационную взаимозависимость, сотрудничество и распространение позволяют фирмам кластера обладать высокой общей репутацией, но в то же время они формируютобщую репутацию на уровне кластера. Кроме того, в результате действий всех организаций в пределах кластера, общая репутация не монополизирована отдельной фирмой и не зависит от отдельногопредприятия. Она присуща всемукластеру. Как ряд решающих нематериальных активов, которые могут быть использованы предприятиямикластера, общая репутация будет значительно воздействовать на деятельностьучастниковкластера. В связи с этим, вывигаемследующие постулаты:k2a: Воспринимаемая общая репутация будет значительно выше у предприятий участников кластера, чем невходящих в кластер.k2b: Предприятия, которые разделяют и имеют доступ к общей репутациикластера, будут иметь лучшую производительность.2. Предприятия кластера и обмен и сочетание ресурсов.Предприятия самиопределяют свое местонахождение, чтобы использовать в своих интересах материальные и нематериальные ресурсы, доступные на данной территории. Посредством обмена и сочетания ресурсов, предприятиякластера имеют возможность оптимизировать распределениевнутренних ресурсов, уменьшить затраты и улучшить инновационные возможности посредством приобретения нематериальных ресурсов, таких как неявное знание и ноухау. Следовательно, обмен и сочетание ресурсов позволяют участникамкластера не только непосредственно использовать свои собственные ресурсы, но также и косвенно использовать больше ресурсов, находящихся в собственности других предприятийв пределах кластера, тем самым расширяя границы и увеличивая эффективность использованияресурсов. Таким образом, гипотезы были сформулированы следующим образом:k3a: Воспринимаемый обмен и сочетание ресурсов, которые доступны в кластере, будут значительно интенсивнееу предприятий в пределахкластера, чем за границами кластера.k3b: Предприятия, которые имеют доступ к материальным и нематериальным ресурсам, доступным в кластере,посредствомихобмена и сочетания, будут иметь лучшую производительность.3. Предприятия кластера и взаимное доверие.Экономический обмен требует доверия, чтобы предотвратить оппортунизм и уменьшить затраты управления. Доверие может быть источником конкурентных преимуществ. Благодаря включенности в сеть, основанную на кластере, предприятиястроят отношения и развивают взаимное доверие на деловом и личном уровне. В отличие от иерархической структуры, структура отношений в пределах кластера –это сетевые отношения, и предприятияболее склонны к развитию сильной формы доверия среди них. На уровне кластера существование сильной формы доверия предоставляет предприятиямпреимущества в затратах управления и больше вариантов обмена. Участники кластера будут чувствовать себя более уверенными,чем их конкуренты, зная, что любая уязвимость, которая могла бы существовать в экономическом обмене, не будет использована их партнерами. Следовательно, такие предприятияуменьшаютрасходы в отдельныхсферахуправления, так какзатраты на развитие и поддержания доверия в кластеременьше,чем затраты на использование или создание механизмовуправления экономического обмена. Таким образом, взаимное доверие между предприятиямиподчеркивает превосходство региональныхкластеров как уникальную форму организации. Уровень доверия между участникамикластера выше, чем предприятиями, не входящими в кластер, и поэтому производительность первыхвыше, чем производительность вторых. Тем самым, выдвигаем гипотезы следующим образом:k4a: Воспринимаемое взаимное доверие, которое доступно в кластере, будет значительно выше пределахкластера, чем за его границами.k4b: Предприятия, которые разделяют и имеют доступ к взаимному доверию, которое возможно в кластере, будут иметь лучшую производительность.4. Фирмы кластера и сеть коллективного обучения и обмена знаниями.Понятие региональногокластера подразумевает, что онпредоставляет участникамблагоприятную сеть организационного обучения и обмена знаниями. Промышленная кластеризация порождает специализированную, ориентированную на кластер рабочую силу. Рабочая сила с характерными для кластера навыками является главным носителем неявного знания. Специализация и кластерные промышленноориентированные навыки, могут ограничить утечку таланта и препятствовать предприятиям, не входящим в кластер,обмену знаниями, существующими на уровне кластера. Но в то же время, коммуникация (общение) является необходимой частью жизни. Люди, живущие на той же самой территории, будут неизбежно нарушать границу кластераи общаться с другими. Плотное родство, географическоепространствои деловые отношения, делает общение более легким. Плотные включенные сети создают и развивают «основу общественных или общих знаний среди людей, составляющих производственную систему». Коллективное обучение, основанное на кластере, вовлекает сознательный механизм, такой как научноисследовательское сотрудничество между промышленностью и местными университетами, и несознательный механизм, такой как текучесть кадров в пределах местного рынка труда. Развитие коллективного обучения и обмена знаниями в пределах этой эффективной сети среди участниковкластера несомненно увеличивает базу знаний отдельных предприятийи предлагает участникамкластера источник конкурентного преимущества. Таким образом, гипотезы сформулированы следующим образом:k5a: Воспринимаемая сеть коллективного обучения и обмена знаниями, которые доступны в кластере, будет значительно выше. k5b: Предприятия, которые имеют доступ к сети коллективного обучения и обмена знаниями в кластере, будут иметь лучшую производительность.5. Предприятиякластера и атмосфера совместной конкуренции.Расположенные в одном местепредприятиясамостоятельно определяют свое место в совместной цепочке создания ценности, чтобы извлечь пользу от внутренней экономии производства и внешней выгоды, однакопродолжают конкурироватьмежду собой. Совместное взаимодействие предприятий кластераявляется источниками гибкой специализации, но все же ониостаются конкурентами в силу характера частной собственности, и атмосфера совместной конкуренции между фирмами в пределах кластеров постоянно присутствует в промышленных кластерах. Сосуществование конкуренции и сотрудничества является примечательной особенностью кластера, как показано в конкурентном ромбе Портера [3]. Центральная часть этого ромба динамичная локальная связь, проникнутая сильным соперничеством и конкуренцией. Сотрудничество, основанное на кластере, позволяет предприятиямизвлекать выгоду из взаимного обмена информации, особенно неявной информации, и специализироваться на выравнивании их собственных возможностей; конкуренция тем временем подчеркивает необходимость постоянно вводить инновации на уровне фирм, чтобы сохранить позиции отдельных фирм в цепочке созданияценности, то есть сети кластера. Таким образом, гипотезы сформулированы следующим образом:k6a: Воспринимаемая атмосфера совместной конкуренциии сотрудничества, которая доступна участникамкластера, будет источником преимуществ.k6b: Предприятия, которые имеют доступ к атмосфере совместной конкуренциив кластере, будут иметь лучшую производительность.6. Предприятиякластера и поддержка местных учреждений.Теории кластера подчеркивают важность местных учреждений в содействии обученияиинформационного распространения, а также поддержкепредприятийкластера.Региональный интерес властей заключается в стабильном воспроизводстве и приумножении социальноэкономического потенциаларегиона. Поэтому основной целью становитсясозданиеблагоприятныхусловий для вхождения предприятий в кластерную структуру. Обычно, создание местных институтов (в частности, рыночных институтов) вытекает из потребностей рынка, и, таким образом, эти учреждения специально приспосабливают их услуги для поддержки фирм кластера. Таким образом, существует взаимная зависимость между участникамикластера и местными учреждениями для достижения общих целей. Следовательно, гипотезы сформулированы следующим образом: k7a: Поддержка местных учреждений, будет более доступна для предприятий, входящих в состав участников кластера.k7b: Предприятия кластера, которые имеют доступ к поддержке местных властей, будут иметь лучшую производительность.Итак, будем рассматривать региональный кластер как сложную организационную систему, состояние которой можно оценить по ряду факторов или критериев.Пусть оцениваемая организационная система описывается на основе причинноследственной связи между общими ресурсами кластерами и производительностью предприятийкластера K = (k1, ..., ki, ..., kn), где ki –значениеiго ресурса. Задача заключается в построении комплексного критерия функционирования f(K), наиболее адекватно отражающего степень достижения поставленных перед организационной системой целей. Комплексным критерием в данном случае выступает производительность предприятий, входящих в составрегионального кластера. Факторный анализ семи элементов приводит к эмпирическому доказательству выдвигаемых выше гипотез, а именно, что восприятие общей репутации, интенсивности обмена и сочетания ресурсов, взаимного доверия между предприятиями, сетью коллективного обучения и обмена знаниями, атмосферы совместной конкуренции и поддержки местных учреждений существенно отличаются у предприятий, входящий в кластер,чем за его границами, и оказывают существенное влияние на повышение их производительности.Таким образом, это исследование доказывает роль общих ресурсов впроизводительностипредприятийкластераи вносит определенный вклад в литературу.Приведенная методика оценки может рассматриваться как аргумент в пользу процессов концентрации, интеграции и координации деятельностипредприятий в отраслях промышленности.

Ссылки на источники1.МамоновВ.И.Взаимосвязь уровня структурной концентрации с результатами функционирования предприятий // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (экономика, право). –2007. –№ 9 (72). С. 4547.2.Хайдарова М. А. Кластерный подход как приоритетное направление формирования промышленной политики региона // Концепт. –2014. –Спецвыпуск № 04. –ART 14542. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14542.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 30.03.2014].3.Портер Майкл Э. Конкуренция : Пер. с англ. –М. : Издательский дом Вильямс, 2005. –608 с.

Haydarova Marina AleksandrovnaSyzran Branch of Federal StateFinanced Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University of Economics»,Faculty «Economy and Management», lecturermarina11.08.2006@rambler.ruEvaluating the effectiveness of interaction between enterprises in regional clustersAbstract.The article describes the main factors affecting the performance of enterprises belonging to the regional cluster . Offered theoretical and methodological approaches to the assessment to improve the interaction of enterprises and activities of the regional cluster as a whole on the basis of available resources.Keywords:regional cluster " cluster opportunities " , resources , productivity, competitive advantage , efficiency.