Соотношение федерального и регионального уровней государственной политики в сфере конфессиональных отношений

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бабошина Е. В. Соотношение федерального и регионального уровней государственной политики в сфере конфессиональных отношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4676–4680. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55200.htm.
Аннотация. В статье проанализированы разные подходы к пониманию конфессиональной политики. Автор демонстрирует, что региональное законодательство как индикатор проблем подтверждает реальность существования различных конфессиональных ситуаций в каждом конкретном регионе, и обосновывает позицию, в соответствии с которой региональную политику в сфере конфессиональных отношений необходимо рассматривать как политику, обусловленную исторической спецификой отдельного региона в отношении конфессиональной принадлежности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БабошинаЕлена Владимировна,зав.кафедрой юридических дисциплин, кандидат юридических наук, ,доцент, филиал Дагестанского государственного университета в г.Кизляре baboshina.80@mail.ru

Соотношение федерального и регионального уровней государственной политики в сфере конфессиональных отношений

Аннотация.В статье

проанализированы разные подходы к пониманию конфессиональной политики.Автор демонстрирует, что региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает реальность существования различных конфессиональных ситуаций в каждом конкретном регионе, и обосновывает позицию, в соответствии с которой региональную политику в сфере конфессиональных отношений необходимо рассматривать как политику, обусловленную исторической спецификой отдельного региона в отношении конфессиональной принадлежности. Ключевые слова: конфессия,государственноконфессиональные отношения, федеральная и региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений

Сам факт существования религии в обществе требует от государства выработки и реализации продуманной и обоснованной политики по отношению к ней. Необходимость учета в политике любого государства религиозной ситуации в обществе обусловлена наличием объективных отношений между государством и религией. Данныеотношения существуют, прежде всего, между государственными институтами и религиозными объединениями. В научной литературе при характеристике отношений государства и религиозных объединений используются различные термины. Следует отметить, что термин ©государственноцерковные отношенияª не вполне корректен ввиду того, что церковь как тип религиозной организации характерна только для христианства. Поэтому стремление некоторых авторов расширить его толкование, выделяя в рамках ©государственноцерковныхª ©государственноисламскиеª отношения, является обоснованным[1, с.5].

Государство, как публичноправовой институт, кроме организующей функции, например, обеспечения условий функционирования религиозных объединений, подразумевает также функцию регулирования ихдеятельности. Данное регулирование осуществляется в трех направлениях: политическом, законодательном, административном. В соответствии с этим М.И.Одинцов в структуре государственноцерковных отношений условно выделяет три уровня: концептуальный, законодательный, организационноуправленческий[8,с.20]. Концептуальный уровень, предполагающий наличие теоретикоидеологической модели взаимоотношений государства и религиозных объединений, реализуется в области общественнополитических интересов и зависит от их развития. Законодательный уровень, включающий в себя законодательство и все нормативноправовые акты, регулирующие институциональные и гражданские взаимоотношения в данной сфере, реализуется в области конституционных и гражданскоправовых отношений. Административноуправленческий уровень, включающий в себя полномочные организационноуправленческие структуры, выделенные в составе государственных и религиозных институтов, реализуется в сфере политических и управленческих технологий. Важно подчеркнуть, что всетри уровня взаимосвязаны и не могут рассматриваться один без другого.

В понятии ©государственнорелигиозные отношенияª термин ©церковьª заменяется более широким понятием ©религияª. По мнению С.А. Мозгового, понятие ©государственнорелигиозные отношенияª вбольшей степени, чем ©государственноцерковные отношенияª, отвечает проблеме свободы совести, особенно когда отношения обусловлены мировоззренческими вопросами[7]. Существует мнение, что термин ©государственнорелигиозные отношенияª соотносит разного рода понятия ‬государство как институт и религию как форму мировоззрения. Понятие ©государственнорелигиозные отношенияª нами рассматривается как один из видов социальных связей, возникающих в структуре общества между такими его элементами, как государство и религиозные организации. В основе государственнорелигиозных отношений лежат законодательно закрепленные представления о месте религии в обществе, его функциях, сфере деятельности и компетенции. Через эти представления государство нормирует и закрепляет свои отношения с религиозными объединениями и другими субъектами этих отношений.

В свою очередь, термин ©государственноконфессиональные отношенияª также включает понятия разного толка: ©государствоª как институт и ©конфессияª как религиозное направление.Наиболее точное определение понятию ©конфессияª дал А. Ипатов: ©конфессия − это вероисповедное направление, возникшее в той или иной религиозной системе в ходе социальноисторического развития того или иного общества, специфически сочетающее в себе вероучительные, культовые и организационноструктурные особенности этой системыª[5,с.76]. В условиях поликонфессиональности российского общества все же предпочтительным является термин ©государственноконфессиональные отношенияª.

С.А. Бурьянов и С.А. Мозговойподчеркивают, что понятие ©государственноконфессиональные отношенияª должно быть производным от общепризнанных принципов и норм международного права, Конституции РФ1, таких как: право каждого на свободу совести (ст. 28), светскость государства и равенство религиозных объединений перед законом (ст.14), равенство прав и свобод гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19) и т.д. [3].Отстаивая точку зрения многосубъектности государственноконфессиональных отношений, С. Градировский и Е. Малахов в качестве субъектов конфессиональной политики, помимо государства и религиозных организаций, выделяют религиозную журналистику, академические структуры в лице профессорскостуденческих корпораций, адвокатуру, экспертные советы, межрелигиозные советы, международные организации, различного рода ассоциации и объединения верующих, которые могут и должны иметь формы своего представительства, особенно на уровне местного самоуправления, вне традиционных конфессиональных институций[4,с.6].

Таким образом,государственноконфессиональные отношения, с одной стороны, есть совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовноадминистративных центров, конфессиональных учреждений).

С другой стороны, консолидированные объединения верующих, связанные между собой целостной системой религиозных отношений, для которых характерно единство вероучения, обрядности и организации, а также ролевых взаимосвязей, в которых выступают верующие и их лидеры.При этом юридически государственноконфессиональные отношения основываются исключительно на нормативных положениях позитивного права, а не собственно религиозном законодательстве, и даже в случае, когда процесс нормативной регламентации взаимоотношений той или иной конфессии с государством, его политическими, социальными и иными институтами инициируется представителями самой конфессии, считается, что это ©частноеª дело конкретного религиозного объединения. В свою очередь, региональная политика в сфере конфессиональных отношений должна отличаться последовательностью и дипломатичностью действий. Достижение общественного согласия и толерантности возможно лишь при условии целенаправленного углубленного изучения проблемы и выработки методов раннего предупреждения возникновения межи внутриконфессиональной напряженности.Таким образом, наличие региональной дифференциации в Российской Федерации − это политическая реальность, которую невозможно сегодня игнорировать. Государственная политика в сфере конфессиональных отношений осуществляется на двух уровнях ‬федеральном и региональном. Федеральная власть определяет стратегию и формат правового поля. Правовой основой являются нормы международного права, федеральное законодательство (Конституция РФ, Федеральный закон ©О свободе совести и о религиозных объединенияхª и др.) и региональное законодательство.Регионы, сохраняя верховенство федерального законодательства, корректируют эту политику с учетом региональной специфики. Взаимодействие государственных и общественных органов на уровне регионов при выработке и осуществлении политики в сфере конфессиональных отношений зависит от ряда факторов: 1) объективные факторы − социальноэкономическое, политикоправовое развитие региона,конфессиональная структура населения; 2)субъективные факторы ‬психологические особенности и деловые качества политических и конфессиональных лидеров, степень клиентелизма в управленческих структурах, квалификации специалистов в данной сфере.Совокупность данных факторов способствует формированию региональных моделей государственноконфессиональной политики.Региональный опыт правового регулирования в сфере конфессиональных отношений, в области свободы совести и вероисповедания более разнообразен, чем федеральный.Наряду с федеральным законодательством более чем в 30 субъектах Российской Федерации были приняты нормативноправовые акты разного уровня, касающиеся порядка реализации гражданами свободы совести и регламентации деятельности религиозных организаций на своих территориях. Хотя п. ©вª ст. 71 Конституции РФ относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительному ведению РФ, защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. ©бª ст. 72 Конституции РФ). Думается, что сам факт наличия федерального закона о свободе совести и вероисповеданий не исключает возможности и правомерности принятия региональных законов, касающихся этого вопроса, не противоречащих федеральному законодательству. И.А. Умнова справедливо считает, что: ©Трудно говорить об исключительности ведения Федерации и в том случае, если у Федерации и ее субъектов имеется общий объект властиª[9,с.203]. Другую позицию занимает М.В. Баглай, который называет принцип приоритета прав человека своеобразным суперпринципом конституционного строя[2,с.100]. В свою очередь, В.А. Черепанов высказывает мнение о том, что ©такую архитектонику Основного Закона не следует считать дублированием или внутренней противоречивостью Конституции РФª, поскольку ©все уровни государственной власти должны быть нацелены, прежде всего, на защиту прав человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности [10,с.176177].Анализ региональной правотворческой деятельности позволяет выявить наиболее типичные недостатки принятых актов и допускаемых при этом нарушений Конституции РФ и федерального законодательства:1)ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;2)отступление от принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов;3)нарушения в области разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;4)нарушение конституционного принципа равноправия религиозных объединений;5)ограничение прав иностранных граждан на территории субъектов РФ, тогда как права иностранных граждан могут быть ограничены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Наиболее типичные недостатки региональных актов и допускаемые при этом нарушения Конституции РФ и федерального законодательства порождены, прежде всего, недостатками федерального законодательства. К таким недостаткам можно отнести и отсутствие норм, регулирующих отдельно отношения в сфере религиозных прав и свобод человека, и то, что отдельные правовые акты устарели и не отвечают реалиям сегодняшнего дня. В частности, принимая законы, упорядочивающие миссионерскую деятельность иностранных религиозных организаций в своих регионах, соответствующие субъекты РФ стремятся восполнить существующий правовой вакуум и пробелы федерального законодательства по этим вопросам. К тому же в настоящее время недостаточно точно и конкретно разграничены полномочия между федеральным Центром и субъектами РФ в рамках их совместной компетенции, что способно провоцировать возникновение конфликта между ними. Одной из причин является и недостаточная правовая и религиозная квалификация специалистов, занимающихся правотворческой деятельностью в данной сфере общественных отношений. Эта проблема усугубляется отсутствием в России федерального органа по делам религий, за необходимость воссоздания которого выступают многие эксперты и религиозные лидеры. В настоящее время проблемами в области конфессиональных отношений на федеральном уровне занимаются четыре крупных государственных органа: Отдел по взаимодействию с религиозными организациями Администрации Президента, Комитет Госдумы по делам общественных и религиозных организаций, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Министерство юстиции РФ.Не вызывает сомнения факт, что региональное законодательство, как индикатор проблем, подтверждает реальность существования различных конфессиональных ситуаций в каждом конкретном регионе. Россия, являясь поликонфессиональным государством, нуждается в гибкой политике в сфере конфессиональных отношений, которая должна быть горизонтально и вертикально дифференцирована[6,с.23].

Горизонтальная дифференциация подразумевает двухуровневую политику: 1) на федеральном уровне основывается на единообразии, определяя общероссийские основы: взаимодействие конфессий с государством, определение их статуса, порядок их регистрации, принципы участия в социальной и культурной сферах; 2) на региональном уровне проблемы регулируются законодательством регионов, но в рамках федерального. В регионах с ярко выраженной конфессиональной спецификой законодательство может иметь более глубокие особенности.

Вертикальная дифференциация подразумевает установление дифференцированного правового статуса конфессий. По мнению И.А. Куницына, в основе современной вероисповедной политики лежит принцип юридического ©уравниванияª традиционных конфессий со всеми остальными по американскому образцу.Традиционные конфессии нуждаются в протекционистской вероисповедной политике. Факт их традиционности должен признаваться официально и повлечь за собой наделение специальным правовым статусом, позволяющим решать не только собственные, но и социальные задачи.И.А. Куницын утверждает: ©Статус традиционной конфессии должен предоставляться парламентом путем принятия соответствующего закона. Аналогичное решение подсказывает и мировая законодательная практика стран Европы, Азии, Ближнего Востока и других регионов планеты. Правовой статус федеральных традиционныхконфессий должен распространяться на всю территорию России. Статус региональной традиционной конфессии должен присваиваться представительным органом субъекта Российской Федерации и действовать только на его территории. Наличие в этом субъекте региональнойтрадиционной конфессии не ущемит права федеральных конфессий, так как их общероссийский статус в этом регионе сохранится. Такая модель позволяет гибко учитывать религиозные предпочтения проживающих в регионе народностей, исторически исповедующих религии, не попавшие в состав традиционных на федеральном уровнеª[6,с.27].

Таким образом, региональная правовая политика в сфере конфессиональных отношений ‬это своеобразная система целей и задач органов региональной власти, учитывающая взаимосвязь национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, а также национальнокультурных особенностей народов Российской Федерации в отношениях государства с религиозными объединениями, обеспечивающая условия полноценной реализации гражданами свободы совести и вероисповедания.

Ссылки на источники1.Ахмадулин В.А., Мельков С.А. Государственноисламские отношения в России: история, теория, механизмы, военнополитические аспекты. М., 2000. С. 5; Юнусова А.Б. Ислам в системе российского законодательства // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции, 22−23 февраля 1999 г. М., 1999. С. 36.2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. 3.Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Экспертное заключение в связи с выпуском методических материалов ©Государственноконфессиональные отношенияª (издво Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2003 г.) // http://yro.narod.ru/bibliotheca/iss.htm4.Градировский С., Малахов Е. Конфессиональная политика: тетатет // Преодолевая государственноконфессиональные отношения: Сб. ст. / Под общ. ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003. 5.Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление. Проблемы взаимодействия религии и этноса: Дис. ... дра филос. наук.М., 1980.6.Куницын И.А. Защита религиозной идентичности народа в эпоху глобализации // Закон и право.2004. № 4. 7.Мозговой С.А. Государственнои военнорелигиозные отношения: понятийный аппарат // http://www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/8.Одинцов М.И. Государственноцерковные отношения в России (на материалах отечественной истории XXвв.): Дис. … дра ист. наук в виде науч. докл. М., 1996.

9.Умнова А.И. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998. 10.Черепанов В.А. Конституционноправовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.М., 2003.

BaboshinElenaVladimirovnabranch ofDagestan State Universityin.Kizlyar, head of the departmentof legal disciplines

Vаlue federal and regionalgovernment policy inreligious relationsAnnotation.: The paper analyzes different approaches to understanding religious politiki.Avtor demonstrates that regional legislation , as an indicator of problems , confirms the reality of the existence of different religious situations in each region , and justifies the position , according to which regional policy in the sphere of religious relations must be considered as a policy due to the historical specificity of a particular region inrelation to religious affiliationKeywords: denomination , churchstate relations , federal and regional legal policy in the sphere of religious relations