Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полтавская
М.
Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4696–4700. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55204.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме определения и институциализации социального предпринимательства. Приводится обзор основных подходов к определению социального предпринимательства, рассматриваются особенности становления и функционирования социального предпринимательства в России.
Ключевые слова:
социальная ответственность бизнеса, социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, некоммерческие организации, глобализация социального предпринимательства, социальные возможности, корпоративная социальная ответственность
Текст статьи
Полтавская Мария Борисовна,кандидат социологических наук,доцент кафедры философии и социологии, Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХИГСпри Президенте РФ, Волгоградpoltavskayamb@yandex.ru
Развитие социальногопредпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики
Аннотация.Статья посвящена проблеме определения и институциализации социального предпринимательства. Приводится обзор основных подходов к определению социального предпринимательства, рассматриваются особенности становления и функционирования социального предпринимательства в России.Ключевые слова:социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, некоммерческие организации, глобализация социального предпринимательства, социальные возможности, социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность.
Организации социального предпринимательства(СП)играют важную роль в развитии общества и проведении социальных преобразований. Однако информации о такого типа организацияхнедостаточно,особенно это заметно на примере отечественной научной литературы. Сфераизучения социального предпринимательства нова, еще мало написано о создании венчурных организаций социального предпринимательства, не исследована такая область социального предпринимательства как его участники, происходящие в некоммерческих организациях и социальных предприятиях процессы, сложности институционализации этого явления.Необходимость изучения организаций социального предпринимательстване подвергается сомнению.Понятие социального предпринимательства не имеет однозначной трактовки. Выделяют широкий и узкий подходы к данному явлению.Широкая трактовка СП не признаетразграничениямежду прибыльной и неприбыльной деятельностью, поэтому отличительной чертой социального предпринимательства является размывание межсекторных границ. Само понятие социального предпринимательства способствует пересмотру границ, так как соединяет в себе особенности бизнеса с чертами некоммерческой неприбыльной организации. Термин «социальное предпринимательство» стал употребляться всякий раз, как только речь заходит о социально полезной деятельности. Такая широкая трактовка вредит самому явлению. Узкая трактовка СП сосредотачивается на его характерных чертах. Главной отличительной особенностью социального предпринимательства является то, что оно влечет за собой какиелибо социальные преобразования, нацелено на уменьшение социальных бед инновационнымметодом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.Дж.Г. Диз, которому принадлежит наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства, выделил пять характерных факторов для СП:
принятие на себя миссии создания и поддержания социального блага;
выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности –как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [1].Рассмотрим другие определения социального предпринимательства.Социальное предпринимательство–социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы, а не на прибыль [2].
Термин «социальное предпринимательство» стал применяться к деятельности низовых активистов, общественных организаций, политиков, международных учреждений и корпораций, которые решают целый ряд социальных вопросов инновационными и творческими способами[3].
Социальное предпринимательство охватывает виды деятельности и процессы, осуществляемые с целью выявить, определить и использовать возможности в целях повышения общественного богатства путем создания новых предприятий или управления существующими организациями инновационным образом[4, p. 118].
Основным фактором, отделяющим социальное предпринимательство от похожих понятий, является наличие социальных возможностей, которые могут использовать предприниматели.Исследователи выделяют три подхода к пониманию социальных возможностей [5].В интерпретации С. Сарасвати эти подходы названы allocative, discovery и creative, и сосредотачиваются на системе, процессе и элементах решения об использовании возможности, соответственно. Вопервых, возможности появляются в результате неэффективных вложений на рынке [6]. Второй подход подчеркивает ценность предварительной информации, помогая обнаружить информационную асимметрию [7]. Третий подход основан на представлении о том, что предпринимателистремятся оптимизировать прибыль многочисленной группы заинтересованных сторон и при этом определяют возможности постфактум [8]. Современной тенденцией является размывание границ между коммерческим и некоммерческим секторами. Примеров нестандартных предприятий социального назначения, действующих в различных странах, становится все больше. Такие организации сочетают в себе свойства различных секторов, их границы размываются (blurring boundaries). Дж. Грегори Диз и Б. Андерсон отмечают размывание границ между некоммерческим и коммерческим секторами и приводят следующий пример. На юге ЛосАнджелеса студенты Crenshaw High School посадили сад, стали продавать продукцию на местном рынке, а теперь поставляют натуральные приправы для салатов и яблочное пюре в региональные супермаркеты и через почтовые заказы. С прибыли компании предоставляются стипендии для студентов, задействованных в этом проекте, а 25 % продукции отдаются в качестве пожертвования нуждающимсяв их сообществе [9, p. 16].
Дж. Г. Диз и Б. Андерсонвводят понятие«sectorbending», который можно перевести как «гибкость сектора», изгиб, искривление сектора. Данный термин относится к большому разнообразию подходов, действий и отношений, которые проявляются как в некоммерческих, так и коммерческих организациях. Некоторые типы поведения распространены более широко, чем другие, а некоторые представляют относительно новые явления.Авторы выделяют четыре типа поведения, характерные как для прибыльных, так и неприбыльных организаций: имитация, взаимодействие,совмещение (или смешанный тип) и креативное производство. Так же, как границы между коммерческим и некоммерческим секторами прозрачны, границы между этими типами поведениянеотчетливы [10, р.1618].Среди современных тенденций социального предпринимательства на передний план выходит проблема его глобализации. Выделяют четыре ключевых фактора, которые, влияют на глобализацию социального предпринимательства.1. Глобальное неравенство в распределении богатства. Различия в доходах и доступе к существующим благам продолжает расти. На сегодняшний день 1645 семей, принадлежащих к богатейшим людям мира по версии журнала «Форбс» в 2014 г., владеют 6,4 триллионами долларов[11]. 2. Рост корпоративной социальной ответственности. Во всем мире диверсифицированные корпорации столкнулись с серьезными проблемами изза множества заинтересованных сторон, с которыми они взаимодействуют,и проблем которыеони должны решать.Эти корпорации имеют навыки, необходимые для решения насущных социальных потребностей. Некоторые транснациональные корпорации начали работать с местными компаниями, правительствами и негосударственными учреждениями, реализуя взаимный интерес.3. Рынок, институциональные и государственные неудачи. Глобализация ускорила либерализацию рынка. Например, приватизация коммунальных услуг, таких как вода и электричество, оставилаграждан в Боливии и Южной Африке без этих жизненно важных услуг, так как жители не в состоянии платить рыночные цены за них изза недостатка ресурсов. Это только усилило бедственное положениетех, кто занимает низшие ступени в социальной пирамиде.4. Технологический прогресс и общие достижения. Интернет, блоги, 24часовое международное телевидение и возможность путешествовать по миру способствовали взаимодействию между людьми в развитых и развивающихся странах. В результате люди в развитых странах больше заинтересованы, чем когдалибо, в формировании, инвестициях, пожертвованиях, партнерских отношениях с социальными организациями.Примером успешных бизнесменови социальных предпринимателей являются Джеффри Сколл и Пьер Омидьяр (eBay), Билл Гейтс (Microsoft), и Ларри Пэйдж и Сергей Брин (Google). Они вдохновили других предпринимателей на помощь в устранении современных глобальных социальных проблем. Их успешный предпринимательский подход быстро становится образцом для подражания. Свой финансовый капитал они направляют в поддержку различных социальных программ[12]. Одним из дискутируемых на сегодняшний момент вопросомявляется статус СПкак самостоятельного явления общественной и экономической жизнив России, его отличие от деятельностинекоммерческих организаций, благотворительности, социально ответственногоповедениябизнеса, традиционного предпринимательства. Социальное предпринимательство может существовать в многообразных формах в зависимости от культурных и социальноэкономических условий, поставленных целей и задач. Главным недостатком СП в России является то, что оно никак не закреплено в законодательстве, кроме того, положение данного направления не определено в бизнесструктурах.
В ноябре 2013 г. Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальноепредпринимательство», что позволит сделать статус социального предпринимателя легитимным наравне с малым бизнесом и некоммерческими организациями. Принимать отдельный законопроект о социальном предпринимательстве депутаты не решаются, а вот внести поправки в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» они готовы.В последнее время сфера социального предпринимательства активно изучается научным социологическим сообществом. Так, группа ЦИРКОН провела ряд исследований по данной проблематике начиная с 2008 г. В декабре 2012 –феврале 2013 гг. группой ЦИРКОН по инициативе фонда «Наше будущее» было осуществлено социологическое исследование «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики» [13].
Целью проведенного исследования было составление «портрета» социального предпринимателя, то есть выявление характерных черт субъекта социального предпринимательства. Респондентами (N=102) являлись социальные предприниматели, которые идентифицировались в данном статусе внешними экспертами. Исследование не является репрезентативным, отмечается в отчете, так как генеральная совокупность социальных предпринимателей России на текущий момент не известна. Однако оно отражает основные тенденции и помогает охарактеризовать современного российского социального предпринимателя.В отличие от традиционного предпринимательства, где доминируют мужчины, в сфере социального предпринимательства приоритет принадлежит женщинам (64% респондентов оказались женщинами, 36% мужчины).Что касается возрастных особенностей, то они ярко не проявлены, однако социальных предпринимателей в возрасте от 30 до 39 лет (32%) и от 40 до 49 лет (30%) встречается немного больше, в то время как молодежи до 30 лет (17%) и представителей более старшего поколения (старше 50 лет –21%) встречается меньше. Уровень образования участников исследования оказался весьма высоким: большинство имеют высшее или незаконченное высшее (85% и 4% соответственно)образование, что позволяет охарактеризовать социальных предпринимателейв целом как социально активных, склонных к обучению граждан.Мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей сдвинута в сторону достижения социально полезных целей, а не материального благополучия. Такой мотив, как повышение личного благосостояния, не является приоритетным –о нем заявили только 37% респондентов, в то время как на мотив самореализации, личностного роста указали 56%, на стремление реализовать определенную идею
53%, на желание быть полезным обществу –40%.Среди возможных мотивов и побудительных причин к занятию СП респондентами можно выделить три основных: стремление найти выход своей жизненной энергии в реализации новой идеи 49%, стремление направить свои бизнес способности, предпринимательскую активность на решение социальных проблем –45%, поиск способов изменить мир к лучшему, решить социальную проблему, не прибегая к помощи государства –42%. Таким образом, социальный предприниматель предстает перед нами с активной жизненной и предпринимательской позицией, он лично заинтересован в изменении социальной реальности и готов использовать инновационные методы для решения социальных проблем.Согласно опросу, большинствореспондентов в той или иной мере знают о других российских социальных предпринимателях, причем две трети знакомы с ними лично (65%), а каждый десятый встречается и взаимодействует (11%).Можно отметить, у части респондентов присутствует искаженное представление о СП, под которым понимается благотворительная деятельность предпринимателей. Респондентов попросили привести примеры социальных предпринимателей России, в ответах фигурировало более тридцати фамилий. К социальным предпринимателям были отнесены ряд крупных бизнесменов (В.Алекперов, В.Потанин), известные руководители благотворительных фондов (Ч.Хаматова), некоторые известные в прошлом российские меценаты (Морозов, Третьяков, Рябушинский). 75% опрошенных считают, что назрела потребность в институциональном представительстве СП, и необходимо создание ассоциации социальных предпринимателей. Структура целевых групп социального предпринимательства схожа с целевыми группами некоммерческих организаций. На первом месте дети (56%), молодежь (44%), на втором–малообеспеченные (21%), больные и пожилые граждане (21%). Маргинальные социальные группы (осужденные, беженцы, бездомные, мигранты и т.п.) гораздо реже становятся объектом внимания СП, видимо изза их «непристижности».Среди сфер деятельности СП выделились три наиболее распространенные области: образование и наука (40%); досуг, спорт, туризм (36%); социальная защита (27%).На втором по степени упоминания месте находятся культура (19%), здравоохранение (18%), экономика и благотворительная деятельность (17%).Потребность социальных предпринимателей в поддержке органов государственной власти и органов местного самоуправления весьма высока –72% нуждаются в такой помощи, 17% не видят в ней смысла, 11% затруднились в ответе. Среди форм поддержки были названы финансовая (льготы, субсидии) 47%, ресурсная (аренда помещений, рекламные площади) 22%, административная (диалог, правовое регулирование 20%, информационная (обучение, консультации) 14%, оптимизация организации госзаказа, конкурсов 10%; не нуждаются в поддержке 28% респондентов.В сознании россиян сильны стереотипы о том, что некоммерческие и общественные организации не совместимы с предпринимательством, при этом если всё же речь о нем заходит, то чаще всего происходит путаница с такими понятиями,как социальная ответственность, социальная активность, социальные инновации, социальные инвестиции бизнеса и другими терминами.Низкий уровень информированности о практике социального предпринимательства является причиной несформированности представленияо сути данного явления. Как показало исследование ЦИРКОНв 2011 г. 75%респондентовне имеют представления о том, кто такие социальные предприниматели (68% указали, что слышат об этом впервые, 7% затруднились с ответом) [14].
Социальное предпринимательство не будет успешно развиваться без участия государства и местных властей. Такая поддержка необходима, прежде всего, в регионах России. Местные органы власти должны способствовать развитию социальных инициатив, конструктивно сотрудничать с социальными предпринимателями. Главный вывод, который можно сделать из анализа существующих на данный момент исследований, состоит в том, что на современном этапе развития российского общества в сознании как рядовых граждан, так и многих предпринимателейотсутствует сложившееся, сформированное общественное мнение о социальном предпринимательстве,его роли и значении в жизни общества, о характере взаимоотношений с органами власти и бизнесом. Причинами этого является крайне низкая информированность россиян о социальном предпринимательстве.Вопрос об информированности общества, органов власти и представителей бизнессообщества относительно понятия «социальное предпринимательство» стоит довольно остро. Чтобы ликвидировать информационный голод, необходима активная поддержкагосударственными и местными органами власти, публикация позитивных примеров в различных СМИ, проведениекруглых столов, форумов, встреч, лекций на данную тематику.Информационная поддержка СПспособна привлечьвнимание к данному явлениюсо стороны общественности,сделать его узнаваемым, сформировать позитивное отношение россиянк социальному предпринимательству.
Ссылки на источники1.Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. ГУВШЭ. М, 2008. URL: http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx?view=WP1/2008/02&filter= [Дата обращения 20.03.2014].2.Задорин И.В. Социальное предпринимательство –новый формат социального активизма // Презентация к выступлению на SocialCamp2013. URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiyasotsialnoysferyigrazhdanskogoobshchestva/[Дата обращения 20.03.2014]3.Nicholls A. Social entrepreneurship: new models of sustainable social change. Oxford University Press, 2008.4.Zahra S. A., Rawhouser H. N., Bhawe N., Neubaum D. O., Hayton J. C. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Management Society. StrategicEntrepreneurshipJournal. 2008. V. 2. P. 117–131. 5.Sarasvathy S.D., Dew N., Velamuri R., Venkataraman S. Three views of entrepreneurial opportunity. In Handbook of Entrepreneurship Research: An Interdisciplinary Survey and Introduction, Acs ZJ, Audretsch DB (eds). Kluwer: Boston; 2003. P.141–160.6.Dean T.J., McMullen J.S. Market failure and entrepreneurial opportunity. In Academy of Management Best Paper Proceedings, Academy of Management meeting, Denver, 2002.7.Kirzner I. Competition and Entrepreneurship. University of Chicago Press: Chicago, IL., 1973.8.Eckhardt J.T., Shane S.A. Opportunities and entrepreneurship. Journal of Management. 2003. #29: p. 333–349.9.Dees J. Gregory, Anderson Beth Battle. Sectorbending: blurring lines between nonprofit and forprofit // Society. May/ June2003. P. 1627.10.Dees J. Gregory, Anderson Beth Battle. Sectorbending: blurring lines between nonprofit and forprofit // Society. May / June 2003. P. 1627 (Р.1618)11.
Журнал «Форбс». URL: http://www.forbes.ru/rating/milliarderypackage/251646mirovoireitingmilliarderov2014[Дата обращения 20.03.2014]12.Zahra S. A., Rawhouser H. N., Bhawe N., Neubaum D. O., Hayton J. C. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Management Society. StrategicEntrepreneurshipJournal. 2008. V. 2. P. 117–131.13.Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Исследовательская группа ЦИРКОН, 2013. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf[Дата обращения 20.03.2014]14.
Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a1c/Socialnoe_predprinimatelstvo_PR_130711.pdf[Дата обращения 20.03.2014]
Poltavskaya M. B.Candidate of Sociological Sciences, Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgogradpoltavskayamb@yandex.ruDevelopment of social entrepreneurship in Russia : problems of definition and characteristicsAbstract.The article deals with the definition and institutionalization of social entrepreneurship. The article considers the main approaches to the definition of social entrepreneurship, discusses the features of social entrepreneurship in Russia.Keywords:social entrepreneurship, nonprofit sector, nonprofit organizations, globalization, social opportunities, corporate social responsibility
Развитие социальногопредпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики
Аннотация.Статья посвящена проблеме определения и институциализации социального предпринимательства. Приводится обзор основных подходов к определению социального предпринимательства, рассматриваются особенности становления и функционирования социального предпринимательства в России.Ключевые слова:социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, некоммерческие организации, глобализация социального предпринимательства, социальные возможности, социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность.
Организации социального предпринимательства(СП)играют важную роль в развитии общества и проведении социальных преобразований. Однако информации о такого типа организацияхнедостаточно,особенно это заметно на примере отечественной научной литературы. Сфераизучения социального предпринимательства нова, еще мало написано о создании венчурных организаций социального предпринимательства, не исследована такая область социального предпринимательства как его участники, происходящие в некоммерческих организациях и социальных предприятиях процессы, сложности институционализации этого явления.Необходимость изучения организаций социального предпринимательстване подвергается сомнению.Понятие социального предпринимательства не имеет однозначной трактовки. Выделяют широкий и узкий подходы к данному явлению.Широкая трактовка СП не признаетразграничениямежду прибыльной и неприбыльной деятельностью, поэтому отличительной чертой социального предпринимательства является размывание межсекторных границ. Само понятие социального предпринимательства способствует пересмотру границ, так как соединяет в себе особенности бизнеса с чертами некоммерческой неприбыльной организации. Термин «социальное предпринимательство» стал употребляться всякий раз, как только речь заходит о социально полезной деятельности. Такая широкая трактовка вредит самому явлению. Узкая трактовка СП сосредотачивается на его характерных чертах. Главной отличительной особенностью социального предпринимательства является то, что оно влечет за собой какиелибо социальные преобразования, нацелено на уменьшение социальных бед инновационнымметодом, изобретая или комбинируя социальные и экономические ресурсы.Дж.Г. Диз, которому принадлежит наиболее часто цитируемое определение социального предпринимательства, выделил пять характерных факторов для СП:
принятие на себя миссии создания и поддержания социального блага;
выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
решительность действий, не ограничиваемая располагаемыми ресурсами;
высокая ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности –как перед непосредственными клиентами, так и перед обществом [1].Рассмотрим другие определения социального предпринимательства.Социальное предпринимательство–социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы, а не на прибыль [2].
Термин «социальное предпринимательство» стал применяться к деятельности низовых активистов, общественных организаций, политиков, международных учреждений и корпораций, которые решают целый ряд социальных вопросов инновационными и творческими способами[3].
Социальное предпринимательство охватывает виды деятельности и процессы, осуществляемые с целью выявить, определить и использовать возможности в целях повышения общественного богатства путем создания новых предприятий или управления существующими организациями инновационным образом[4, p. 118].
Основным фактором, отделяющим социальное предпринимательство от похожих понятий, является наличие социальных возможностей, которые могут использовать предприниматели.Исследователи выделяют три подхода к пониманию социальных возможностей [5].В интерпретации С. Сарасвати эти подходы названы allocative, discovery и creative, и сосредотачиваются на системе, процессе и элементах решения об использовании возможности, соответственно. Вопервых, возможности появляются в результате неэффективных вложений на рынке [6]. Второй подход подчеркивает ценность предварительной информации, помогая обнаружить информационную асимметрию [7]. Третий подход основан на представлении о том, что предпринимателистремятся оптимизировать прибыль многочисленной группы заинтересованных сторон и при этом определяют возможности постфактум [8]. Современной тенденцией является размывание границ между коммерческим и некоммерческим секторами. Примеров нестандартных предприятий социального назначения, действующих в различных странах, становится все больше. Такие организации сочетают в себе свойства различных секторов, их границы размываются (blurring boundaries). Дж. Грегори Диз и Б. Андерсон отмечают размывание границ между некоммерческим и коммерческим секторами и приводят следующий пример. На юге ЛосАнджелеса студенты Crenshaw High School посадили сад, стали продавать продукцию на местном рынке, а теперь поставляют натуральные приправы для салатов и яблочное пюре в региональные супермаркеты и через почтовые заказы. С прибыли компании предоставляются стипендии для студентов, задействованных в этом проекте, а 25 % продукции отдаются в качестве пожертвования нуждающимсяв их сообществе [9, p. 16].
Дж. Г. Диз и Б. Андерсонвводят понятие«sectorbending», который можно перевести как «гибкость сектора», изгиб, искривление сектора. Данный термин относится к большому разнообразию подходов, действий и отношений, которые проявляются как в некоммерческих, так и коммерческих организациях. Некоторые типы поведения распространены более широко, чем другие, а некоторые представляют относительно новые явления.Авторы выделяют четыре типа поведения, характерные как для прибыльных, так и неприбыльных организаций: имитация, взаимодействие,совмещение (или смешанный тип) и креативное производство. Так же, как границы между коммерческим и некоммерческим секторами прозрачны, границы между этими типами поведениянеотчетливы [10, р.1618].Среди современных тенденций социального предпринимательства на передний план выходит проблема его глобализации. Выделяют четыре ключевых фактора, которые, влияют на глобализацию социального предпринимательства.1. Глобальное неравенство в распределении богатства. Различия в доходах и доступе к существующим благам продолжает расти. На сегодняшний день 1645 семей, принадлежащих к богатейшим людям мира по версии журнала «Форбс» в 2014 г., владеют 6,4 триллионами долларов[11]. 2. Рост корпоративной социальной ответственности. Во всем мире диверсифицированные корпорации столкнулись с серьезными проблемами изза множества заинтересованных сторон, с которыми они взаимодействуют,и проблем которыеони должны решать.Эти корпорации имеют навыки, необходимые для решения насущных социальных потребностей. Некоторые транснациональные корпорации начали работать с местными компаниями, правительствами и негосударственными учреждениями, реализуя взаимный интерес.3. Рынок, институциональные и государственные неудачи. Глобализация ускорила либерализацию рынка. Например, приватизация коммунальных услуг, таких как вода и электричество, оставилаграждан в Боливии и Южной Африке без этих жизненно важных услуг, так как жители не в состоянии платить рыночные цены за них изза недостатка ресурсов. Это только усилило бедственное положениетех, кто занимает низшие ступени в социальной пирамиде.4. Технологический прогресс и общие достижения. Интернет, блоги, 24часовое международное телевидение и возможность путешествовать по миру способствовали взаимодействию между людьми в развитых и развивающихся странах. В результате люди в развитых странах больше заинтересованы, чем когдалибо, в формировании, инвестициях, пожертвованиях, партнерских отношениях с социальными организациями.Примером успешных бизнесменови социальных предпринимателей являются Джеффри Сколл и Пьер Омидьяр (eBay), Билл Гейтс (Microsoft), и Ларри Пэйдж и Сергей Брин (Google). Они вдохновили других предпринимателей на помощь в устранении современных глобальных социальных проблем. Их успешный предпринимательский подход быстро становится образцом для подражания. Свой финансовый капитал они направляют в поддержку различных социальных программ[12]. Одним из дискутируемых на сегодняшний момент вопросомявляется статус СПкак самостоятельного явления общественной и экономической жизнив России, его отличие от деятельностинекоммерческих организаций, благотворительности, социально ответственногоповедениябизнеса, традиционного предпринимательства. Социальное предпринимательство может существовать в многообразных формах в зависимости от культурных и социальноэкономических условий, поставленных целей и задач. Главным недостатком СП в России является то, что оно никак не закреплено в законодательстве, кроме того, положение данного направления не определено в бизнесструктурах.
В ноябре 2013 г. Комитет Совета Федерации по социальной политике подготовил поправки ко второму чтению законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в РФ», вводящие в федеральное законодательство термины «социальный предприниматель» и «социальноепредпринимательство», что позволит сделать статус социального предпринимателя легитимным наравне с малым бизнесом и некоммерческими организациями. Принимать отдельный законопроект о социальном предпринимательстве депутаты не решаются, а вот внести поправки в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» они готовы.В последнее время сфера социального предпринимательства активно изучается научным социологическим сообществом. Так, группа ЦИРКОН провела ряд исследований по данной проблематике начиная с 2008 г. В декабре 2012 –феврале 2013 гг. группой ЦИРКОН по инициативе фонда «Наше будущее» было осуществлено социологическое исследование «Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики» [13].
Целью проведенного исследования было составление «портрета» социального предпринимателя, то есть выявление характерных черт субъекта социального предпринимательства. Респондентами (N=102) являлись социальные предприниматели, которые идентифицировались в данном статусе внешними экспертами. Исследование не является репрезентативным, отмечается в отчете, так как генеральная совокупность социальных предпринимателей России на текущий момент не известна. Однако оно отражает основные тенденции и помогает охарактеризовать современного российского социального предпринимателя.В отличие от традиционного предпринимательства, где доминируют мужчины, в сфере социального предпринимательства приоритет принадлежит женщинам (64% респондентов оказались женщинами, 36% мужчины).Что касается возрастных особенностей, то они ярко не проявлены, однако социальных предпринимателей в возрасте от 30 до 39 лет (32%) и от 40 до 49 лет (30%) встречается немного больше, в то время как молодежи до 30 лет (17%) и представителей более старшего поколения (старше 50 лет –21%) встречается меньше. Уровень образования участников исследования оказался весьма высоким: большинство имеют высшее или незаконченное высшее (85% и 4% соответственно)образование, что позволяет охарактеризовать социальных предпринимателейв целом как социально активных, склонных к обучению граждан.Мотивационная структура предпринимательской деятельности у социальных предпринимателей сдвинута в сторону достижения социально полезных целей, а не материального благополучия. Такой мотив, как повышение личного благосостояния, не является приоритетным –о нем заявили только 37% респондентов, в то время как на мотив самореализации, личностного роста указали 56%, на стремление реализовать определенную идею
53%, на желание быть полезным обществу –40%.Среди возможных мотивов и побудительных причин к занятию СП респондентами можно выделить три основных: стремление найти выход своей жизненной энергии в реализации новой идеи 49%, стремление направить свои бизнес способности, предпринимательскую активность на решение социальных проблем –45%, поиск способов изменить мир к лучшему, решить социальную проблему, не прибегая к помощи государства –42%. Таким образом, социальный предприниматель предстает перед нами с активной жизненной и предпринимательской позицией, он лично заинтересован в изменении социальной реальности и готов использовать инновационные методы для решения социальных проблем.Согласно опросу, большинствореспондентов в той или иной мере знают о других российских социальных предпринимателях, причем две трети знакомы с ними лично (65%), а каждый десятый встречается и взаимодействует (11%).Можно отметить, у части респондентов присутствует искаженное представление о СП, под которым понимается благотворительная деятельность предпринимателей. Респондентов попросили привести примеры социальных предпринимателей России, в ответах фигурировало более тридцати фамилий. К социальным предпринимателям были отнесены ряд крупных бизнесменов (В.Алекперов, В.Потанин), известные руководители благотворительных фондов (Ч.Хаматова), некоторые известные в прошлом российские меценаты (Морозов, Третьяков, Рябушинский). 75% опрошенных считают, что назрела потребность в институциональном представительстве СП, и необходимо создание ассоциации социальных предпринимателей. Структура целевых групп социального предпринимательства схожа с целевыми группами некоммерческих организаций. На первом месте дети (56%), молодежь (44%), на втором–малообеспеченные (21%), больные и пожилые граждане (21%). Маргинальные социальные группы (осужденные, беженцы, бездомные, мигранты и т.п.) гораздо реже становятся объектом внимания СП, видимо изза их «непристижности».Среди сфер деятельности СП выделились три наиболее распространенные области: образование и наука (40%); досуг, спорт, туризм (36%); социальная защита (27%).На втором по степени упоминания месте находятся культура (19%), здравоохранение (18%), экономика и благотворительная деятельность (17%).Потребность социальных предпринимателей в поддержке органов государственной власти и органов местного самоуправления весьма высока –72% нуждаются в такой помощи, 17% не видят в ней смысла, 11% затруднились в ответе. Среди форм поддержки были названы финансовая (льготы, субсидии) 47%, ресурсная (аренда помещений, рекламные площади) 22%, административная (диалог, правовое регулирование 20%, информационная (обучение, консультации) 14%, оптимизация организации госзаказа, конкурсов 10%; не нуждаются в поддержке 28% респондентов.В сознании россиян сильны стереотипы о том, что некоммерческие и общественные организации не совместимы с предпринимательством, при этом если всё же речь о нем заходит, то чаще всего происходит путаница с такими понятиями,как социальная ответственность, социальная активность, социальные инновации, социальные инвестиции бизнеса и другими терминами.Низкий уровень информированности о практике социального предпринимательства является причиной несформированности представленияо сути данного явления. Как показало исследование ЦИРКОНв 2011 г. 75%респондентовне имеют представления о том, кто такие социальные предприниматели (68% указали, что слышат об этом впервые, 7% затруднились с ответом) [14].
Социальное предпринимательство не будет успешно развиваться без участия государства и местных властей. Такая поддержка необходима, прежде всего, в регионах России. Местные органы власти должны способствовать развитию социальных инициатив, конструктивно сотрудничать с социальными предпринимателями. Главный вывод, который можно сделать из анализа существующих на данный момент исследований, состоит в том, что на современном этапе развития российского общества в сознании как рядовых граждан, так и многих предпринимателейотсутствует сложившееся, сформированное общественное мнение о социальном предпринимательстве,его роли и значении в жизни общества, о характере взаимоотношений с органами власти и бизнесом. Причинами этого является крайне низкая информированность россиян о социальном предпринимательстве.Вопрос об информированности общества, органов власти и представителей бизнессообщества относительно понятия «социальное предпринимательство» стоит довольно остро. Чтобы ликвидировать информационный голод, необходима активная поддержкагосударственными и местными органами власти, публикация позитивных примеров в различных СМИ, проведениекруглых столов, форумов, встреч, лекций на данную тематику.Информационная поддержка СПспособна привлечьвнимание к данному явлениюсо стороны общественности,сделать его узнаваемым, сформировать позитивное отношение россиянк социальному предпринимательству.
Ссылки на источники1.Баталина М., Московская А., Тарадина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. ГУВШЭ. М, 2008. URL: http://new.hse.ru/C3/C18/preprintsID/default.aspx?view=WP1/2008/02&filter= [Дата обращения 20.03.2014].2.Задорин И.В. Социальное предпринимательство –новый формат социального активизма // Презентация к выступлению на SocialCamp2013. URL: http://www.zircon.ru/publications/sotsiologiyasotsialnoysferyigrazhdanskogoobshchestva/[Дата обращения 20.03.2014]3.Nicholls A. Social entrepreneurship: new models of sustainable social change. Oxford University Press, 2008.4.Zahra S. A., Rawhouser H. N., Bhawe N., Neubaum D. O., Hayton J. C. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Management Society. StrategicEntrepreneurshipJournal. 2008. V. 2. P. 117–131. 5.Sarasvathy S.D., Dew N., Velamuri R., Venkataraman S. Three views of entrepreneurial opportunity. In Handbook of Entrepreneurship Research: An Interdisciplinary Survey and Introduction, Acs ZJ, Audretsch DB (eds). Kluwer: Boston; 2003. P.141–160.6.Dean T.J., McMullen J.S. Market failure and entrepreneurial opportunity. In Academy of Management Best Paper Proceedings, Academy of Management meeting, Denver, 2002.7.Kirzner I. Competition and Entrepreneurship. University of Chicago Press: Chicago, IL., 1973.8.Eckhardt J.T., Shane S.A. Opportunities and entrepreneurship. Journal of Management. 2003. #29: p. 333–349.9.Dees J. Gregory, Anderson Beth Battle. Sectorbending: blurring lines between nonprofit and forprofit // Society. May/ June2003. P. 1627.10.Dees J. Gregory, Anderson Beth Battle. Sectorbending: blurring lines between nonprofit and forprofit // Society. May / June 2003. P. 1627 (Р.1618)11.
Журнал «Форбс». URL: http://www.forbes.ru/rating/milliarderypackage/251646mirovoireitingmilliarderov2014[Дата обращения 20.03.2014]12.Zahra S. A., Rawhouser H. N., Bhawe N., Neubaum D. O., Hayton J. C. Globalization of social entrepreneurship opportunities // Strategic Management Society. StrategicEntrepreneurshipJournal. 2008. V. 2. P. 117–131.13.Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики. Исследовательская группа ЦИРКОН, 2013. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf[Дата обращения 20.03.2014]14.
Исследовательская группа ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/a1c/Socialnoe_predprinimatelstvo_PR_130711.pdf[Дата обращения 20.03.2014]
Poltavskaya M. B.Candidate of Sociological Sciences, Volgograd branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgogradpoltavskayamb@yandex.ruDevelopment of social entrepreneurship in Russia : problems of definition and characteristicsAbstract.The article deals with the definition and institutionalization of social entrepreneurship. The article considers the main approaches to the definition of social entrepreneurship, discusses the features of social entrepreneurship in Russia.Keywords:social entrepreneurship, nonprofit sector, nonprofit organizations, globalization, social opportunities, corporate social responsibility