Дискурсивные аспекты имиджа военных структур
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белякова
А.
М. Дискурсивные аспекты имиджа военных структур // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4716–4720. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55208.htm.
Аннотация. Проблема имиджа российских военных структур, как и других государственных организаций, относится сегодня к разряду актуальных по ряду причин. Во-первых, в российском обществе давно назрела необходимость существенной корректировки их образа, так как сложившийся к настоящему времени имидж становится тормозом для развития этих структур. Во-вторых, формирование положительного имиджа госструктур имеет не только узковедомственное, но и широкое общественное значение. Вопросы, связанные с имиджем военных структур, привлекают внимание ученых и практиков, не оставляют равнодушным любого человека, интересующегося развитием современного общества.
Текст статьи
Белякова Алла Михайловна,преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования, Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир Краснодарский крайbelyakova81@yandex.ru
Дискурсивные аспекты имиджа военных структур
Аннотация.Проблема имиджа российских военных структур, как и других государственных организаций относится сегодня к разряду актуальных по ряду причин. Вопервых, в российском обществе давно назрела необходимость существенной корректировки их образа, так как сложившийся к настоящему времени имидж становится тормозом для развития этих структур. Вовторых, формирование положительного имиджа госструктур имеет не только узковедомственное, но и широкое общественное значение. Вопросы, связанные с имиджем военных структур, привлекают внимание ученых и практиков, не оставляют равнодушным любого человека, интересующегося развитием современного общества. Ключевые слова:дискурс, имидж, военная структура, корреляция, коммуникация.
В настоящее время реально существуют противоречия между личностными качествами сотрудников государственных (военных) структур и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом, противоречия между реальным имиджем госструктуры и «идеальнымобразом», сформированным в общественном мнении (сознании). Таким образом, необходимо выявить и описать методы, способствующие снятию этих противоречий. Проблема формирования позитивного имиджа военных структур обострилась и вследствие того, что средства массовой информации стали выполнять в последнее время не только информационную, но и оценочную функцию. При этом они вносят как положительный вклад в формирование имиджа, так и отрицательный. С точки зрения функционирования военных структур в современных условиях проблема формирования имиджа относится к числу наиболее актуальных. Данная ситуация объясняется рядом причин, прежде всего, тем, что в последние 1015 лет произошла существенная деформация имиджа таких организаций. Ситуация столь сложна, что требуетсистемного подхода к решению существующих проблем и высокого профессионализма специалистов, работающих в данной сфере.Имидж военной структуры, может быть определен как корреляция между представлением, которое организация хочет создать о себе, и представлением, которое существует. При этом представления военной структуры о себе и представления о ней населения могут не совпадать. Имидж военной структуры является феноменом массового сознания и функционирует как образпредставление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики государственной структуры.В соответствии с вышесказанным, могут быть выделены следующие типы (разновидности) имиджа военной структуры.«Желаемый имидж» –тот образ, к созданию которого стремится военная структура.«Мифологический имидж» –образ, сформированный в соответствии со сложившимися в том или ином конкретном обществе мифами.«Зеркальный имидж»–мнение руководства о сформированном имидже организации. Представляется, что стратегической задачейдолжно являться сближение «зеркального» имиджа госструктуры с ее реальным имиджем и превращение последнего в позитивный имидж.Опираясь на положения, обоснованные Л.Г.Лисицкой (2012 и след.) и другими исследователями, обратимся к связи между имиджем и проблематизацией контента на материале следующего материала известного публициста В.В.Шурыгина. См.:«Восстановить имидж МинобороныХватит реформ. Давайте строить армию на этих разрушенных фундаментах. Сегодня у нынешнего руководства Вооруженных Сил первая иколоссальная задача –вернуть доброе имя и авторитет Министерства обороны, загубленный в глазах народа и личного состава. Мы дожили до самого страшного –кадровые ветераныофицеры не хотят своих сыновей отдавать в подобную армию.Надо поставить вопрос о проведении независимой государственной экспертизы мероприятий по реформированию. Выработать предложения по дальнейшему строительству с опорой на военную науку, предыдущий опыт развития наших Вооруженных Сил.Убрать из всех структур Министерства обороны некомпетентных, запятнавших себя людей и назначить подготовленных профессионалов, пока они еще есть.Необходимо честно и однозначно определиться высшему руководству страны, прежде всего президенту –Верховному главнокомандующему, к каким войнам мы должны быть готовы сегодня и в будущем. Исходя из этого будем говорить, какие Вооруженные Силы строить.Прекратить копирование строительства Вооруженных Сил по образцу США. Наша армия решает абсолютно другие задачи. У нас Вооруженные Силы –это защита государства на своей территории. У них –инструмент обеспечения агрессии и мирового господства. Нельзя даже близко приближаться к этому.Немедленно прекратить уничтожение военной науки и военного образования, которые по праву считались всем миром лучшими. Пересмотреть все решения, принятые предыдущим руководством, по формированию никому непонятных так называемых ВУНЦ. Как можно сопрячь академию со школой подготовки контрактников и туда же вплести научноисследовательские институты?Возродить авторитет воинской службы как одной из самых почетных. Прекратить подход к военнослужащим как к наёмникам. Мы не наемная армия. Мы армия, защищающая свою страну. Без идеологии, патриотизма, гордости за профессию и уважения народа настоящих боеспособных сильных Вооруженных Сил не будет. Этим была всегда сильна и Российская, и Советская армия. И они были непобедимы. Без духовности –смерть армии.Необходимовыработать критерии персональной ответственности за проводимые реформы и их результат. Исключить любой волюнтаризм. Все решения, принимаемые прошлым руководством Минобороны, были всегда тайной за семью печатями.Сегодня развалена система воздушнокосмической обороны. Думаю, что в вопросах строительства системы ВКО необходимо строго руководствоваться концепцией 2006 года.Нужно срочно пересмотреть всю структуру исполнения гособоронзаказа как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей, введя жесточайшую систему контроля, исключающую саму возможность хищений.Возродить систему социальной защиты военнослужащих, ветеранов и их семей».Источник: Интернетресурс поддержки российской Армии и ВоенноМорского флота, адрес http://okryg.ru/.В приведенном объемном примере обращает на себя внимание емкость, целенаправленность характеристик, которые представляют желаемое и профессионально мотивированное состояние современной российский армии. Это придает имиджеобразующим элементамаксиологическую ценность. В системные связи вступают такие ведущие компоненты контента, как главные члены безличных и инфинитивных конструкций со значением необходимости, долженствования (нужно пересмотреть, надо поставить, возродить и проч.), а также единство средств, передающих специфические отношения обусловленности: «Без идеологии, патриотизма, гордости за профессию и уважения народа настоящих боеспособных сильных Вооруженных Сил не будет». Отмеченные компоненты –это особое единство, для которого используем рабочее наименование «дискурсивный имиджеобразующий комплекс». В таком комплексе выделяются аксиологические элементы: это прежде всего лексикосемантическое наполнение синтаксических позиций единицами «возродить» и др. под. См. толкования: «ВОЗРОДИТЬ. 1 Восстановить, возобновить чтол. разрушенное, утраченное; вызвать подъем, расцвет после разрушения, упадка и т.п.» (Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С.А.Кузнецова. СПб.: РАН, 2011.С.145).Показательно, что именно в рассматриваемом материале аксиологические ценности представлены как выстраданные, достигаемые посредством духовных и организационных усилий. Этому служат, в частности, дискурсивные антонимические отношения, например: развалена –возродить. Такой аспект нацелен придать достигаемым ценностям особую прочность.Аксиологическая составляющая указанных компонентов в дискурсе носит двусторонний характер: она, с одной стороны, представлена системными связями лексикосемантических, синтаксических феноменов, а с другой –поддерживается организацией дискурса.При этом ядерные семы данных единиц (фиксируемые в разных аспектах семантическим и ассоциативным словарями) взаимодействуют со средствами позитивной оценки, которые системно используются для формирования соответствующего имиджа. Таковы единицы «духовность», «почетный», «сильный» и ряд иных.Еще один значимый момент заключается в том, что у каждой военной структуры может быть не один, а несколько имиджей, что обусловлено наличием различных социальных групп, где эти имиджи формируются. С точки зрения системного подхода, понятие имиджа является интегральным, то есть включает множество составляющих: социальный, политический, культурный и др. образы. Для их оценки могут быть использованы социологические методы, такие как количественные –опросы и мониторинги (для изучения узнаваемости госструктуры, динамики числа сформировавших устойчивое представление о госструктуре и т.д.) или качественные –личные глубинные интервью, фокусгруппы (для изучения динамики отношения целевых Изучение имиджа военной структуры должно происходить по ряду направлений:
сформированность имиджа (цельность образа);
оценка отдельных компонентов имиджа (корпоративный имидж, имидж первого лица и т.д.); степень идентификации структуры (корпоративная идентичность, корпоративная культура и т.д.);
оценка эффективности каналов и средств коммуникации,.учитывая особенности механизма формирования имиджа военной структуры, можно утверждать, что социальный субъект, индивид или группа, будет позитивно оценивать такую структуру, и, соответственно, поддерживать ее действия тогда, когда, по мнению этого субъекта, ожидаемые результаты деятельности госструктуры будут проявляться в более полном удовлетворении его интересов. Другими словами, при оценке действий военной структуры социальный субъект исходит из ее имиджа применительно к изменению своего статуса и меры удовлетворения своих интересов. Решение задачи формирования положительного имиджа военной структуры невозможно без широкой информированности о ее деятельности. Под степенью информированности мы понимаем меру соответствия представлений общества о деятельности военной структуры реальной деятельности. Другими словами, она представляет собой знание общественностью задач, решаемых военной структурой, общественно значимых мероприятий, проводимых ею, опорных тезисов той информационной модели, которая продвигается в ходе реализации мероприятий информационнопропагандистского обеспечения деятельности военной структуры.Яркая иллюстрация означенных положений –нижеследующий дискурс:«Более 1 млн мешков с песком заготовили и уложили военнослужащие Минобороны России в ходе борьбы с паводками.Более 1 млн мешков с песком общим весом 3,5 тыс. тонн заготовлено и уложено военнослужащими Минобороны России в ходе борьбыс паводками в зоне чрезвычайной ситуации.Только за минувшие сутки они уложили более 50 тыс. мешков и перевезли свыше 5 тыс. кубометров грунта. Для доставки песка в наиболее пострадавшие от паводков районы используются плавающие транспортёры ПТС2 и буксирномоторные катера БМК30.В течение последних суток укреплены 6 защитных дамб в районе авиационного завода в КомсомольскенаАмуре, а также в посёлках Солнечный, Новый мир, Мылки, Молодёжный (аэродром Хурба), Гайтер. Для этих целей были задействованы более 1000 военнослужащих. Из них в КомсомольскенаАмуре на борьбу с паводками привлечено около 600 человек.Попрежнему продолжаются работы у озера Мылки, где длительное время существовала угроза прорыва дамбы, протяжённость которой составляет 5 км. В работах по укреплению водозащитных дамб принимает участие около 400 военнослужащих сводных подразделений 7й отдельной железнодорожной бригады, 64й отдельной мотострелковой бригады, а также 392го окружного учебного центра Восточного военного округа.Тем временем Минобороны России продолжает перегруппировку сил и средств, стягивая основные силы в наиболее опасные в паводковом отношении районы. Всего для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Дальневосточном федеральном округе привлечено более 5 тыс. военнослужащих Минобороны России». Управление прессслужбы и информации Министерства обороны Российской Федерации, официальный сайт Министерства обороны РФ. http://function.mil.ru/. Дата обращения –28.08.2013Дискурсивный имиджеобразующий комплекс включает характеристику особой ответственности успешно выполняемых задач, см.: «Минобороны России продолжает перегруппировку сил и средств, стягивая основные силы в наиболее опасные в паводковом отношении районы». Имплицитно укрепляется аксиологически значимая мысль о том, что кроме Минобороны никакая иная структура сама по себе не сможет выполнить такую специфическую по масштабам и остроте задачу.
Как видно по аксиологическим элементам, оценка действий военной структурывыражается в положительных или отрицательных мнениях о действиях в целом, по направлениям деятельности, по конкретной проблеме, оценках действий военной структуры в сравнении с действиями других субъектов, содействующих, либо препятствующих этим действиям.Степень доверия населения военной структуре определяется готовностью населения оказывать содействие ее сотрудникам и престижем работы в данной госструктуре.Имидж военной структуры с точки зрения его структуры и технологии создания –это ее целенаправленно сформированный образ, выделяющий необходимые ценностные характеристики и призванный оказывать эмоциональнопсихологическое воздействие. Мы рассматриваем имидж государственной структуры как целостное символическое представление о ней, сложившееся в сознании представителей целевых аудиторий на основе личного опыта или в результате информационного воздействия. Имидж военной структуры является феноменом массового сознания и функционирует как образпредставление, в котором в сложном взаимодействии соединяютсявнешние и внутренние характеристики государственной структуры. Таким образом, с одной стороны, имидж имеет характер стереотипа в массовом сознании. С другой, он представляет собой эмоционально и психологически окрашенный образ. И, наконец, у имиджа существует третья сущностная сторона, коммуникативноинформационная, являющаяся результатом взаимодействия между объектом и субъектом процесса его формирования с помощью информации. Подчеркнем, что в рассматриваемом материале аксиологически насыщены и такие важные, типовые для имиджа специальные события, как выставки, конкурсы и т.п. Например:«Самое грозное отечественное оружие по версии РИА НовостиСиловая редакция РИА Новости отобрала ко Дню оружейника десятку лучшего, по своему мнению, вооружения, созданного как в советский, так и в российский периоды.В России 19 сентября отмечается День оружейника. Силовая редакция РИА Новости отобрала десятку лучшего, посвоему мнению, вооружения, созданного какв советский, так ив российский
периоды». http:// ria.ruот 19.09.13
Отмеченные аксиологические аспекты определяют необходимость выработки новых методологических подходов, критериев оценки, исследовании механизма формирования имиджа государственных структур, в том числе, и с помощью средств массовой информации. Представим следующий алгоритм формирования имиджа военной структуры:1. Определение сложившихся у целевых аудиторий представлений о военной структуре.2. Выявление ожиданий и предпочтений целевых аудиторий (т.е. мнения о том, какими признаками, чертами, характеристиками должна обладать военная структура и ее представители).3.Разработка (конструирование) имиджа военной структуры на основе выявленныхожиданий и предпочтений целевых аудиторий. Разработка стратегии формирования имиджа.4. Разработка тактических целей, задач и путей формирования имиджа военной структуры.5. Реализация стратегии формирования имиджа военной структуры.6. Контроль за ходом мероприятий и корректировка (при необходимости) целей и задач формирования имиджа и способов их достижений.
7. Мониторинг сформированного имиджа.
Ссылки на источники1. Министерство Внутренних дел Российской Федерации [сайт]. –URL :http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/administrative/pr/head/ 2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: [сайт]. – URL : http:// www.mchs.gov.ru3. Федеральная служба исполнения наказания : [официальный сайт]. –URL: http://фсин.рф/ 4. Управление прессслужбы и информации Министерства обороны РФ: [сайт]. –URL : http://www.mil.ru/info/1068/index.shtml5. Прессслужба ГУ МВД России по УрФО : [сайт] –URL: http://www.mvdurfo.ru/news/news401.html 6. Metropolitan Police authority : [сайт]. –URL : http://www.mpa.gov.uk/7. Police Federation of England& Wales : [сайт]. –URL : http://www.polfed.org/ Police Federation8. Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 № 21241: (с изм. и доп.) // Консультант плюс : [сайт справочной правовой системы]. –URL: http://www.consultant.ru/popular/smi/ (дата обращения: 07.04.11).9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) // Гарант : [информационноправовой портал]. –URL : http://base.garant.ru/10102673/ (дата обращения : 07.05.11).10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) // Гарант : [информационноправовой портал]. –URL : http://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения : 07.05.11).
Belyakova Alla MikhailovnaLecturer of the chair of pedagogy and technology of preschool and primary education, Armavir state pedagogical Academy , Armavir, Krasnodar regionbelyakova81@yandex.ruDiscursive aspects of the image of the military structuresАbstract
the Problem of image of the Russian military structures, as well as other government organizations it belongs today to the category relevant for several reasons. First, in the Russian society is long overdue significant adjustment to their image because of current image becomes an obstacle for the development of these structures. Secondly, the formation of a positive image of the state structures has not only the number but also the broad public value. The issues associated with the image of military structures attract the attention of scholars and practitioners who will not leave indifferent any person interested in the development of modern society. Кeywords
discourse, image, a military structure, correlation, communication
Дискурсивные аспекты имиджа военных структур
Аннотация.Проблема имиджа российских военных структур, как и других государственных организаций относится сегодня к разряду актуальных по ряду причин. Вопервых, в российском обществе давно назрела необходимость существенной корректировки их образа, так как сложившийся к настоящему времени имидж становится тормозом для развития этих структур. Вовторых, формирование положительного имиджа госструктур имеет не только узковедомственное, но и широкое общественное значение. Вопросы, связанные с имиджем военных структур, привлекают внимание ученых и практиков, не оставляют равнодушным любого человека, интересующегося развитием современного общества. Ключевые слова:дискурс, имидж, военная структура, корреляция, коммуникация.
В настоящее время реально существуют противоречия между личностными качествами сотрудников государственных (военных) структур и теми ролевыми требованиями, которые предъявляются к ним обществом, противоречия между реальным имиджем госструктуры и «идеальнымобразом», сформированным в общественном мнении (сознании). Таким образом, необходимо выявить и описать методы, способствующие снятию этих противоречий. Проблема формирования позитивного имиджа военных структур обострилась и вследствие того, что средства массовой информации стали выполнять в последнее время не только информационную, но и оценочную функцию. При этом они вносят как положительный вклад в формирование имиджа, так и отрицательный. С точки зрения функционирования военных структур в современных условиях проблема формирования имиджа относится к числу наиболее актуальных. Данная ситуация объясняется рядом причин, прежде всего, тем, что в последние 1015 лет произошла существенная деформация имиджа таких организаций. Ситуация столь сложна, что требуетсистемного подхода к решению существующих проблем и высокого профессионализма специалистов, работающих в данной сфере.Имидж военной структуры, может быть определен как корреляция между представлением, которое организация хочет создать о себе, и представлением, которое существует. При этом представления военной структуры о себе и представления о ней населения могут не совпадать. Имидж военной структуры является феноменом массового сознания и функционирует как образпредставление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики государственной структуры.В соответствии с вышесказанным, могут быть выделены следующие типы (разновидности) имиджа военной структуры.«Желаемый имидж» –тот образ, к созданию которого стремится военная структура.«Мифологический имидж» –образ, сформированный в соответствии со сложившимися в том или ином конкретном обществе мифами.«Зеркальный имидж»–мнение руководства о сформированном имидже организации. Представляется, что стратегической задачейдолжно являться сближение «зеркального» имиджа госструктуры с ее реальным имиджем и превращение последнего в позитивный имидж.Опираясь на положения, обоснованные Л.Г.Лисицкой (2012 и след.) и другими исследователями, обратимся к связи между имиджем и проблематизацией контента на материале следующего материала известного публициста В.В.Шурыгина. См.:«Восстановить имидж МинобороныХватит реформ. Давайте строить армию на этих разрушенных фундаментах. Сегодня у нынешнего руководства Вооруженных Сил первая иколоссальная задача –вернуть доброе имя и авторитет Министерства обороны, загубленный в глазах народа и личного состава. Мы дожили до самого страшного –кадровые ветераныофицеры не хотят своих сыновей отдавать в подобную армию.Надо поставить вопрос о проведении независимой государственной экспертизы мероприятий по реформированию. Выработать предложения по дальнейшему строительству с опорой на военную науку, предыдущий опыт развития наших Вооруженных Сил.Убрать из всех структур Министерства обороны некомпетентных, запятнавших себя людей и назначить подготовленных профессионалов, пока они еще есть.Необходимо честно и однозначно определиться высшему руководству страны, прежде всего президенту –Верховному главнокомандующему, к каким войнам мы должны быть готовы сегодня и в будущем. Исходя из этого будем говорить, какие Вооруженные Силы строить.Прекратить копирование строительства Вооруженных Сил по образцу США. Наша армия решает абсолютно другие задачи. У нас Вооруженные Силы –это защита государства на своей территории. У них –инструмент обеспечения агрессии и мирового господства. Нельзя даже близко приближаться к этому.Немедленно прекратить уничтожение военной науки и военного образования, которые по праву считались всем миром лучшими. Пересмотреть все решения, принятые предыдущим руководством, по формированию никому непонятных так называемых ВУНЦ. Как можно сопрячь академию со школой подготовки контрактников и туда же вплести научноисследовательские институты?Возродить авторитет воинской службы как одной из самых почетных. Прекратить подход к военнослужащим как к наёмникам. Мы не наемная армия. Мы армия, защищающая свою страну. Без идеологии, патриотизма, гордости за профессию и уважения народа настоящих боеспособных сильных Вооруженных Сил не будет. Этим была всегда сильна и Российская, и Советская армия. И они были непобедимы. Без духовности –смерть армии.Необходимовыработать критерии персональной ответственности за проводимые реформы и их результат. Исключить любой волюнтаризм. Все решения, принимаемые прошлым руководством Минобороны, были всегда тайной за семью печатями.Сегодня развалена система воздушнокосмической обороны. Думаю, что в вопросах строительства системы ВКО необходимо строго руководствоваться концепцией 2006 года.Нужно срочно пересмотреть всю структуру исполнения гособоронзаказа как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителей, введя жесточайшую систему контроля, исключающую саму возможность хищений.Возродить систему социальной защиты военнослужащих, ветеранов и их семей».Источник: Интернетресурс поддержки российской Армии и ВоенноМорского флота, адрес http://okryg.ru/.В приведенном объемном примере обращает на себя внимание емкость, целенаправленность характеристик, которые представляют желаемое и профессионально мотивированное состояние современной российский армии. Это придает имиджеобразующим элементамаксиологическую ценность. В системные связи вступают такие ведущие компоненты контента, как главные члены безличных и инфинитивных конструкций со значением необходимости, долженствования (нужно пересмотреть, надо поставить, возродить и проч.), а также единство средств, передающих специфические отношения обусловленности: «Без идеологии, патриотизма, гордости за профессию и уважения народа настоящих боеспособных сильных Вооруженных Сил не будет». Отмеченные компоненты –это особое единство, для которого используем рабочее наименование «дискурсивный имиджеобразующий комплекс». В таком комплексе выделяются аксиологические элементы: это прежде всего лексикосемантическое наполнение синтаксических позиций единицами «возродить» и др. под. См. толкования: «ВОЗРОДИТЬ. 1 Восстановить, возобновить чтол. разрушенное, утраченное; вызвать подъем, расцвет после разрушения, упадка и т.п.» (Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С.А.Кузнецова. СПб.: РАН, 2011.С.145).Показательно, что именно в рассматриваемом материале аксиологические ценности представлены как выстраданные, достигаемые посредством духовных и организационных усилий. Этому служат, в частности, дискурсивные антонимические отношения, например: развалена –возродить. Такой аспект нацелен придать достигаемым ценностям особую прочность.Аксиологическая составляющая указанных компонентов в дискурсе носит двусторонний характер: она, с одной стороны, представлена системными связями лексикосемантических, синтаксических феноменов, а с другой –поддерживается организацией дискурса.При этом ядерные семы данных единиц (фиксируемые в разных аспектах семантическим и ассоциативным словарями) взаимодействуют со средствами позитивной оценки, которые системно используются для формирования соответствующего имиджа. Таковы единицы «духовность», «почетный», «сильный» и ряд иных.Еще один значимый момент заключается в том, что у каждой военной структуры может быть не один, а несколько имиджей, что обусловлено наличием различных социальных групп, где эти имиджи формируются. С точки зрения системного подхода, понятие имиджа является интегральным, то есть включает множество составляющих: социальный, политический, культурный и др. образы. Для их оценки могут быть использованы социологические методы, такие как количественные –опросы и мониторинги (для изучения узнаваемости госструктуры, динамики числа сформировавших устойчивое представление о госструктуре и т.д.) или качественные –личные глубинные интервью, фокусгруппы (для изучения динамики отношения целевых Изучение имиджа военной структуры должно происходить по ряду направлений:
сформированность имиджа (цельность образа);
оценка отдельных компонентов имиджа (корпоративный имидж, имидж первого лица и т.д.); степень идентификации структуры (корпоративная идентичность, корпоративная культура и т.д.);
оценка эффективности каналов и средств коммуникации,.учитывая особенности механизма формирования имиджа военной структуры, можно утверждать, что социальный субъект, индивид или группа, будет позитивно оценивать такую структуру, и, соответственно, поддерживать ее действия тогда, когда, по мнению этого субъекта, ожидаемые результаты деятельности госструктуры будут проявляться в более полном удовлетворении его интересов. Другими словами, при оценке действий военной структуры социальный субъект исходит из ее имиджа применительно к изменению своего статуса и меры удовлетворения своих интересов. Решение задачи формирования положительного имиджа военной структуры невозможно без широкой информированности о ее деятельности. Под степенью информированности мы понимаем меру соответствия представлений общества о деятельности военной структуры реальной деятельности. Другими словами, она представляет собой знание общественностью задач, решаемых военной структурой, общественно значимых мероприятий, проводимых ею, опорных тезисов той информационной модели, которая продвигается в ходе реализации мероприятий информационнопропагандистского обеспечения деятельности военной структуры.Яркая иллюстрация означенных положений –нижеследующий дискурс:«Более 1 млн мешков с песком заготовили и уложили военнослужащие Минобороны России в ходе борьбы с паводками.Более 1 млн мешков с песком общим весом 3,5 тыс. тонн заготовлено и уложено военнослужащими Минобороны России в ходе борьбыс паводками в зоне чрезвычайной ситуации.Только за минувшие сутки они уложили более 50 тыс. мешков и перевезли свыше 5 тыс. кубометров грунта. Для доставки песка в наиболее пострадавшие от паводков районы используются плавающие транспортёры ПТС2 и буксирномоторные катера БМК30.В течение последних суток укреплены 6 защитных дамб в районе авиационного завода в КомсомольскенаАмуре, а также в посёлках Солнечный, Новый мир, Мылки, Молодёжный (аэродром Хурба), Гайтер. Для этих целей были задействованы более 1000 военнослужащих. Из них в КомсомольскенаАмуре на борьбу с паводками привлечено около 600 человек.Попрежнему продолжаются работы у озера Мылки, где длительное время существовала угроза прорыва дамбы, протяжённость которой составляет 5 км. В работах по укреплению водозащитных дамб принимает участие около 400 военнослужащих сводных подразделений 7й отдельной железнодорожной бригады, 64й отдельной мотострелковой бригады, а также 392го окружного учебного центра Восточного военного округа.Тем временем Минобороны России продолжает перегруппировку сил и средств, стягивая основные силы в наиболее опасные в паводковом отношении районы. Всего для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в Дальневосточном федеральном округе привлечено более 5 тыс. военнослужащих Минобороны России». Управление прессслужбы и информации Министерства обороны Российской Федерации, официальный сайт Министерства обороны РФ. http://function.mil.ru/. Дата обращения –28.08.2013Дискурсивный имиджеобразующий комплекс включает характеристику особой ответственности успешно выполняемых задач, см.: «Минобороны России продолжает перегруппировку сил и средств, стягивая основные силы в наиболее опасные в паводковом отношении районы». Имплицитно укрепляется аксиологически значимая мысль о том, что кроме Минобороны никакая иная структура сама по себе не сможет выполнить такую специфическую по масштабам и остроте задачу.
Как видно по аксиологическим элементам, оценка действий военной структурывыражается в положительных или отрицательных мнениях о действиях в целом, по направлениям деятельности, по конкретной проблеме, оценках действий военной структуры в сравнении с действиями других субъектов, содействующих, либо препятствующих этим действиям.Степень доверия населения военной структуре определяется готовностью населения оказывать содействие ее сотрудникам и престижем работы в данной госструктуре.Имидж военной структуры с точки зрения его структуры и технологии создания –это ее целенаправленно сформированный образ, выделяющий необходимые ценностные характеристики и призванный оказывать эмоциональнопсихологическое воздействие. Мы рассматриваем имидж государственной структуры как целостное символическое представление о ней, сложившееся в сознании представителей целевых аудиторий на основе личного опыта или в результате информационного воздействия. Имидж военной структуры является феноменом массового сознания и функционирует как образпредставление, в котором в сложном взаимодействии соединяютсявнешние и внутренние характеристики государственной структуры. Таким образом, с одной стороны, имидж имеет характер стереотипа в массовом сознании. С другой, он представляет собой эмоционально и психологически окрашенный образ. И, наконец, у имиджа существует третья сущностная сторона, коммуникативноинформационная, являющаяся результатом взаимодействия между объектом и субъектом процесса его формирования с помощью информации. Подчеркнем, что в рассматриваемом материале аксиологически насыщены и такие важные, типовые для имиджа специальные события, как выставки, конкурсы и т.п. Например:«Самое грозное отечественное оружие по версии РИА НовостиСиловая редакция РИА Новости отобрала ко Дню оружейника десятку лучшего, по своему мнению, вооружения, созданного как в советский, так и в российский периоды.В России 19 сентября отмечается День оружейника. Силовая редакция РИА Новости отобрала десятку лучшего, посвоему мнению, вооружения, созданного какв советский, так ив российский
периоды». http:// ria.ruот 19.09.13
Отмеченные аксиологические аспекты определяют необходимость выработки новых методологических подходов, критериев оценки, исследовании механизма формирования имиджа государственных структур, в том числе, и с помощью средств массовой информации. Представим следующий алгоритм формирования имиджа военной структуры:1. Определение сложившихся у целевых аудиторий представлений о военной структуре.2. Выявление ожиданий и предпочтений целевых аудиторий (т.е. мнения о том, какими признаками, чертами, характеристиками должна обладать военная структура и ее представители).3.Разработка (конструирование) имиджа военной структуры на основе выявленныхожиданий и предпочтений целевых аудиторий. Разработка стратегии формирования имиджа.4. Разработка тактических целей, задач и путей формирования имиджа военной структуры.5. Реализация стратегии формирования имиджа военной структуры.6. Контроль за ходом мероприятий и корректировка (при необходимости) целей и задач формирования имиджа и способов их достижений.
7. Мониторинг сформированного имиджа.
Ссылки на источники1. Министерство Внутренних дел Российской Федерации [сайт]. –URL :http://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/administrative/pr/head/ 2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: [сайт]. – URL : http:// www.mchs.gov.ru3. Федеральная служба исполнения наказания : [официальный сайт]. –URL: http://фсин.рф/ 4. Управление прессслужбы и информации Министерства обороны РФ: [сайт]. –URL : http://www.mil.ru/info/1068/index.shtml5. Прессслужба ГУ МВД России по УрФО : [сайт] –URL: http://www.mvdurfo.ru/news/news401.html 6. Metropolitan Police authority : [сайт]. –URL : http://www.mpa.gov.uk/7. Police Federation of England& Wales : [сайт]. –URL : http://www.polfed.org/ Police Federation8. Закон РФ "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27.12.1991 № 21241: (с изм. и доп.) // Консультант плюс : [сайт справочной правовой системы]. –URL: http://www.consultant.ru/popular/smi/ (дата обращения: 07.04.11).9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями) // Гарант : [информационноправовой портал]. –URL : http://base.garant.ru/10102673/ (дата обращения : 07.05.11).10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) // Гарант : [информационноправовой портал]. –URL : http://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения : 07.05.11).
Belyakova Alla MikhailovnaLecturer of the chair of pedagogy and technology of preschool and primary education, Armavir state pedagogical Academy , Armavir, Krasnodar regionbelyakova81@yandex.ruDiscursive aspects of the image of the military structuresАbstract
the Problem of image of the Russian military structures, as well as other government organizations it belongs today to the category relevant for several reasons. First, in the Russian society is long overdue significant adjustment to their image because of current image becomes an obstacle for the development of these structures. Secondly, the formation of a positive image of the state structures has not only the number but also the broad public value. The issues associated with the image of military structures attract the attention of scholars and practitioners who will not leave indifferent any person interested in the development of modern society. Кeywords
discourse, image, a military structure, correlation, communication