Некоторые аспекты социальной политики государства в 1980-2005 гг.
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахбанов
А.
М. Некоторые аспекты социальной политики государства в 1980-2005 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4731–4735. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55211.htm.
Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов реализации основных направлений социальной политики государства в 1980-2005 гг., так как проблемы социального развития и решения наиболее острых социальных задач всегда являлись приоритетными во внутренней политике государства, представляя из себя сложный процесс государственного строительства. Автором рассмотрены характер и содержание трансформаций, произошедших в период коренных социально-экономических реформ.
Ключевые слова:
социальная политика, социализм, государство, социальная защита, социальная ориентация экономики, социальная дифференциация
Текст статьи
Шахбанов АхмедМагомедкамилович,доцент кафедры социальной работы филиала ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» в г. Хасавюртеahmed77.77@mail.ru
Некоторые аспекты социальной политики государства в 19802005 гг.
Аннотация.Статья посвящена исследованию вопросов реализации основных направлений социальной политики государства в 19802005 гг., т.к. проблема социального развития и решения наиболее острых социальных задач, всегда являлись приоритетными во внутренней политике государства, представляя из себя сложный процесс государственного строительства. Автором рассмотрены характер и содержание трансформаций, произошедших в период коренных социальноэкономических реформ.Ключевые слова: государство, социализм, социальная защита, социальная политика, социальная ориентация экономики, социальная дифференциация.
Социалистическаямодель развития страны, в период начала перестройки, былнацелен на достижение социальной справедливости в социальной системе, на обеспечение социальной защиты различных категорий населения, уважение прав исвобод человека и гражданина,обеспечение роста его благосостояния, снижение социальной дифференциации, которые обусловливают системный характер его построения. Социалистическая модель советского государства предполагалаучет особенностей социальной эффективности во всех сферах экономики. Адекватное функционирование общества зиждется на признании интересов и прав не только работника, но и собственника, не только солидарности, но и конкуренции членов общества, не только потребности в социальном эффекте, но и необходимости экономической рациональности.Социалистический идеал ориентирован на достижение социальной справедливости в обществе в ее разумной, а не демагогической трактовке, на обеспечение социальной защищенности человека, уважение его прав и свобод, обеспечение роста его благосостояния, смягчения тех социальных различий в обществе, которые обусловливают иерархичность его построения; он предполагает учет требований социальной эффективности во всех аспектах хозяйственной деятельности. Нормальное развитие общества базируется на признании интересов и прав не только работника, но и собственника, не только солидарности, но и конкуренции членов общества, не только потребности в социальном эффекте, но и необходимости экономической рациональности.С научной точки зрения еще не сложилось единого понимания сущности модели «реального социализма», существовавшего в СССР и других государствах социалистического лагеря. Его рассматривают и как следующую за капитализмом, более прогрессивную ступень развития общества, лишь в некоторой степени деформированную в силу исторических обстоятельств либо ошибок, и как государственный или номенклатурный капитализм, существуют и другие трактовки. В настоящее время нет объективного анализа, определения содержания социализма на современном этапе. Ответ на него в будущем, по нашему мнению, будет зависеть от того, какой фактор в дальнейшем станет определяющим в положении человечества фактор экономических, экологических или иных ограничений или фактор экономических возможностей. Несмотря на многочисленную критику марксистколенинских идей построения социализма и коммунизма историческая значимость «реального социализма» отразилась на положительныхсдвигах в социальной сфере советского общества. Это, прежде всего, постепенное смягчение дискриминационного положения крестьянства, укрепление материальной базы социального обслуживания, создание системы социальных гарантий для всех категорий населения, расширение жилищного строительства и т. д.Провозглашение России социальным государством и закрепление этого положения в Конституции РФ явилось безусловным шагом вперед в развитии российской государственности. Однако реальная направленность реформ не имела и не имеет ничего общего с провозглашенной целью, а современное состояние социальной сферы, характеризующееся рядом крайне негативных факторов, в целом может быть определено как катастрофическое. Несмотря на то, что Президент и Правительство Российской Федерации принимали определенные меры по смягчению отрицательных последствий проводимых реформ, переход к рыночной модели экономикипроисходил в большей степени спонтанно, что в решающей мере связано с отсутствием целостной общеэкономической и социальной стратегии.В исследуемый период отчетливо проявились несколько неудачных несостоятельных попыток модернизации социальноэкономической сферы и социальных отношений в России. На первом этапе перестройки, когда разрабатывалась ее теоретическая концепция и принимались первые решения по ее реализации, проходила испытание традиционная административнохозяйственная технология «ускорения социальноэкономического развития» страны, обновления и «очищения» социализма. Кроме параднодемагогических решений в общественной жизни, наметилась тенденция разрыва слова и дела, перестройка захлебнулась в потоке пустословия.В конце 80х годов объективная ситуация заставила руководителей партии и государства повернуть реформы в русло политической демократизации, в сторону товарнорыночного социализма. Жертвами такого поворота стали многочисленные категории населения страны, наступила стагнация в дальнейшем перешедшая в регресс социальноэкономического развития.С распадом Советского Союза и началом социальноэкономических трансформаций,наступил этап «шоковой терапии», результатом которой сталосущественноеухудшениесоциального самочувствия населения. Сложившаяся ситуация могла привести к расколу общества, социальному взрыву. После принятия Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года) начался новый этап реформ, противоборства различныхконцепций выхода из социальноэкономического кризиса.Понашему мнению, в рассматриваемый период,в целях создания новой концепции социальной политики необходимо было сосредоточить внимание на двух основных блоках проблем:
методологических проблемах реформирования социальной сферы с позиции разработки общеэкономической стратегии и задач построения социального государства;
содержательных проблемах оплаты труда, регулирования занятости населения и адресной социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан.В методологическом плане важно было уйти от отраслевого подхода к решению социальных проблем, с неизбежностью порождающего остаточный принцип развития социальной сферы.Речь должнабылаидти о выборе правильного вектора социальных процессов.Российское государство может стать социальным только при условии когда три его составные части эффективная экономика и социальная политика, сильная власть и общественные институты будут находиться в постоянном взаимодействии. Комплексное реформирование социальной сферы было направлено на развитиебазовыхпринципов любогодемократического общества, прежде всего, принципы приоритета прав человека и его основных свобод в сочетании с индивидуальной ответственностью гражданина за свое материальное благосостояние; принцип солидарности, обусловленный взаимосвязанностью и взаимной ответственностью общества и его членов, а также,разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой.Декларируемые концепции российского будущего у большинства политических сил страны в рассматриваемый период, сходилисьна том, что России надлежит реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. Этот факт примечателен потому, что впервые в истории нашей страны, предлагается модель, которая вытекалаиз объективных потребностей общества, должно было опираться на мировой опыт, а не выступатьискусственно конструируемой схемой, навязываемой обществу.Социальная ориентация экономики это прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворению в конечном счете массовых потребностей населения. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических или политических группировок. Социально ориентированная рыночная экономика жизнеспособна лишь до тех пор, пока соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начинается социальное иждивенчество и паразитизм, неоправданная растрата общественных ресурсов. В такой экономике развито использование согласительных процедур для увязки интересов различных социальных групп, получает широкое признание солидарность общества и личности,идея солидарной справедливости.В зарубежной литературе социально ориентированная экономика обычно связывается с интересамисреднего класса как несущей конструкцией современного западного общества. Средний класс западных стран это в основном порождение индустриального общества, в котором поточные методы производства создали стандартизованные высокотехнические предметы потребления, обеспечивая рост уровня и качества жизни наиболее массовой и экономически активной части населения. Численность людей, принадлежащих к этому классу, и проживающих в семьях с относительно высоким экономическим потенциалом, в ряде стран столь значительны, что в литературе стал применяться термин «средняя масса». Их экономические, политические, социальные интересы определяют теперь политику развитых стран. В настоящее время средний класс главная социальная сила, которая обеспечивает развитие материального производства, прирост национального богатства, осуществление научнотехнических инноваций и культурный рост, а также служит гарантией стабильности в обществе. На Западе об этом явлении часто говорят во множественном числе: средние классы, средние слои. Множество групп, которые в них входят, не представляют собой какойто целостности и часто мало похожи друг на друга. Наоборот, этот класс разнороден и мозаичен. Наличие развитого «среднего класса» явилось бы социальной опорой для перехода к социально ориентированной экономике.Однако, усилившаясяв нашей странев рассматриваемый период,социальная дифференциация свидетельствует о практически отсутствующем социальном субъекте. Учитывая сложившуюся ситуацию в России, отсутствие перспектив формирования среднего класса как прочной базы для стабильного функционирования социальных институтов и лояльной социальной динамики в условиях переходного периода, произошлоотклонениеот классической социальнополитической теории о среднем классе, трактуемой в зарубежной литературе. В наших условиях,к среднему классу можно отнести индивидов не от достигнутого уровня доходов и социального статуса, а от уровня и характеристик их социальноэкономических притязаний и активности, адаптированности, ориентации на легальные формы реализации своих взглядов и действий, В этом смысле ориентиром и опорой в ходе социальноэкономических преобразований могут быть все, кто готов активно действовать в складывающихся социальноэкономических условиях, использовать предоставленныевозможности, не преступая нормы, права и общепринятыенормы морали и деловой этики, рассчитывая при этом добиться приемлемого уровня благосостояния семьи, обеспеченного будущего своих детей.Такой подход позволит рассчитывать на сохранение стабильности и придании импульса социальной динамике даже при достаточно неблагоприятных стартовых условиях в области распределения собственности и доходов. Здесь на первый план выходят сформированные социальноэкономические ожидания и подтверждающая или, наоборот, разрушающая их социальноэкономическая практика.Характер современной ситуации и сложившиеся тенденции общественных преобразований обуславливают глубокую противоречивость российского общества и связанную с ней неопределенность результатов в сложившихся новых социальноэкономических условиях. Результаты переходного периода и будущее России в решающей степени будут зависеть от того, в какой мере накопленный в нашей стране социальный, человеческий и производственный капитал будет использован на цели социальноэкономического развития.Исторический опыт предостерегает от абсолютизации социалистической идеи, от тотальной социализации общественной жизни, замены общественных законов функционирования экономики произвольными идеологическими схемами, подмены демократического волеизъявления населения партийными директивами. Социальные требования, вытекающие из социалистической идеи, способны получить свое воплощение в жизнь на достаточной ресурсной базе лишь при сохранении рыночных механизмов хозяйствования, пригосударственном регулировании, не блокирующем эти механизмы, при условии должного соблюдения критериев экономической эффективности, лишь при признании немалого вклада рыночных отношений в достижение социальной справедливости.
Shahbanov Magomedkamilovich Ahmed ,assistant professor of social work branch VPO "Dagestan State University " in Khasavyurtahmed77.77 @ mail.ruSome aspects of social policy in the years 19802005 .Abstract.The article investigates the implementation of the guidelines issues ofsocial policy in the years 19802005 . Because problem of social development and address the most pressing social problems , has always been a priority in the internal politics of the state , representing a complex process of nationbuilding. The author examined the nature and content transformations that have occurred in the period of radical social and economic reforms .Keywords:government, socialism , social protection, social policy, social orientation of the economy , social differentiation.
Некоторые аспекты социальной политики государства в 19802005 гг.
Аннотация.Статья посвящена исследованию вопросов реализации основных направлений социальной политики государства в 19802005 гг., т.к. проблема социального развития и решения наиболее острых социальных задач, всегда являлись приоритетными во внутренней политике государства, представляя из себя сложный процесс государственного строительства. Автором рассмотрены характер и содержание трансформаций, произошедших в период коренных социальноэкономических реформ.Ключевые слова: государство, социализм, социальная защита, социальная политика, социальная ориентация экономики, социальная дифференциация.
Социалистическаямодель развития страны, в период начала перестройки, былнацелен на достижение социальной справедливости в социальной системе, на обеспечение социальной защиты различных категорий населения, уважение прав исвобод человека и гражданина,обеспечение роста его благосостояния, снижение социальной дифференциации, которые обусловливают системный характер его построения. Социалистическая модель советского государства предполагалаучет особенностей социальной эффективности во всех сферах экономики. Адекватное функционирование общества зиждется на признании интересов и прав не только работника, но и собственника, не только солидарности, но и конкуренции членов общества, не только потребности в социальном эффекте, но и необходимости экономической рациональности.Социалистический идеал ориентирован на достижение социальной справедливости в обществе в ее разумной, а не демагогической трактовке, на обеспечение социальной защищенности человека, уважение его прав и свобод, обеспечение роста его благосостояния, смягчения тех социальных различий в обществе, которые обусловливают иерархичность его построения; он предполагает учет требований социальной эффективности во всех аспектах хозяйственной деятельности. Нормальное развитие общества базируется на признании интересов и прав не только работника, но и собственника, не только солидарности, но и конкуренции членов общества, не только потребности в социальном эффекте, но и необходимости экономической рациональности.С научной точки зрения еще не сложилось единого понимания сущности модели «реального социализма», существовавшего в СССР и других государствах социалистического лагеря. Его рассматривают и как следующую за капитализмом, более прогрессивную ступень развития общества, лишь в некоторой степени деформированную в силу исторических обстоятельств либо ошибок, и как государственный или номенклатурный капитализм, существуют и другие трактовки. В настоящее время нет объективного анализа, определения содержания социализма на современном этапе. Ответ на него в будущем, по нашему мнению, будет зависеть от того, какой фактор в дальнейшем станет определяющим в положении человечества фактор экономических, экологических или иных ограничений или фактор экономических возможностей. Несмотря на многочисленную критику марксистколенинских идей построения социализма и коммунизма историческая значимость «реального социализма» отразилась на положительныхсдвигах в социальной сфере советского общества. Это, прежде всего, постепенное смягчение дискриминационного положения крестьянства, укрепление материальной базы социального обслуживания, создание системы социальных гарантий для всех категорий населения, расширение жилищного строительства и т. д.Провозглашение России социальным государством и закрепление этого положения в Конституции РФ явилось безусловным шагом вперед в развитии российской государственности. Однако реальная направленность реформ не имела и не имеет ничего общего с провозглашенной целью, а современное состояние социальной сферы, характеризующееся рядом крайне негативных факторов, в целом может быть определено как катастрофическое. Несмотря на то, что Президент и Правительство Российской Федерации принимали определенные меры по смягчению отрицательных последствий проводимых реформ, переход к рыночной модели экономикипроисходил в большей степени спонтанно, что в решающей мере связано с отсутствием целостной общеэкономической и социальной стратегии.В исследуемый период отчетливо проявились несколько неудачных несостоятельных попыток модернизации социальноэкономической сферы и социальных отношений в России. На первом этапе перестройки, когда разрабатывалась ее теоретическая концепция и принимались первые решения по ее реализации, проходила испытание традиционная административнохозяйственная технология «ускорения социальноэкономического развития» страны, обновления и «очищения» социализма. Кроме параднодемагогических решений в общественной жизни, наметилась тенденция разрыва слова и дела, перестройка захлебнулась в потоке пустословия.В конце 80х годов объективная ситуация заставила руководителей партии и государства повернуть реформы в русло политической демократизации, в сторону товарнорыночного социализма. Жертвами такого поворота стали многочисленные категории населения страны, наступила стагнация в дальнейшем перешедшая в регресс социальноэкономического развития.С распадом Советского Союза и началом социальноэкономических трансформаций,наступил этап «шоковой терапии», результатом которой сталосущественноеухудшениесоциального самочувствия населения. Сложившаяся ситуация могла привести к расколу общества, социальному взрыву. После принятия Конституции Российской Федерации (12 декабря 1993 года) начался новый этап реформ, противоборства различныхконцепций выхода из социальноэкономического кризиса.Понашему мнению, в рассматриваемый период,в целях создания новой концепции социальной политики необходимо было сосредоточить внимание на двух основных блоках проблем:
методологических проблемах реформирования социальной сферы с позиции разработки общеэкономической стратегии и задач построения социального государства;
содержательных проблемах оплаты труда, регулирования занятости населения и адресной социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан.В методологическом плане важно было уйти от отраслевого подхода к решению социальных проблем, с неизбежностью порождающего остаточный принцип развития социальной сферы.Речь должнабылаидти о выборе правильного вектора социальных процессов.Российское государство может стать социальным только при условии когда три его составные части эффективная экономика и социальная политика, сильная власть и общественные институты будут находиться в постоянном взаимодействии. Комплексное реформирование социальной сферы было направлено на развитиебазовыхпринципов любогодемократического общества, прежде всего, принципы приоритета прав человека и его основных свобод в сочетании с индивидуальной ответственностью гражданина за свое материальное благосостояние; принцип солидарности, обусловленный взаимосвязанностью и взаимной ответственностью общества и его членов, а также,разграничение функций различных уровней власти в управлении социальной сферой.Декларируемые концепции российского будущего у большинства политических сил страны в рассматриваемый период, сходилисьна том, что России надлежит реализовать модель социально ориентированной рыночной экономики. Этот факт примечателен потому, что впервые в истории нашей страны, предлагается модель, которая вытекалаиз объективных потребностей общества, должно было опираться на мировой опыт, а не выступатьискусственно конструируемой схемой, навязываемой обществу.Социальная ориентация экономики это прежде всего подчинение производства потребителю, удовлетворению в конечном счете массовых потребностей населения. Социальная ориентация экономики предполагает строгую регламентацию государственного регулирования, соответствие его общественным интересам, а не интересам тех или иных экономических или политических группировок. Социально ориентированная рыночная экономика жизнеспособна лишь до тех пор, пока соблюдаются необходимые пределы социальной защиты, за которыми начинается социальное иждивенчество и паразитизм, неоправданная растрата общественных ресурсов. В такой экономике развито использование согласительных процедур для увязки интересов различных социальных групп, получает широкое признание солидарность общества и личности,идея солидарной справедливости.В зарубежной литературе социально ориентированная экономика обычно связывается с интересамисреднего класса как несущей конструкцией современного западного общества. Средний класс западных стран это в основном порождение индустриального общества, в котором поточные методы производства создали стандартизованные высокотехнические предметы потребления, обеспечивая рост уровня и качества жизни наиболее массовой и экономически активной части населения. Численность людей, принадлежащих к этому классу, и проживающих в семьях с относительно высоким экономическим потенциалом, в ряде стран столь значительны, что в литературе стал применяться термин «средняя масса». Их экономические, политические, социальные интересы определяют теперь политику развитых стран. В настоящее время средний класс главная социальная сила, которая обеспечивает развитие материального производства, прирост национального богатства, осуществление научнотехнических инноваций и культурный рост, а также служит гарантией стабильности в обществе. На Западе об этом явлении часто говорят во множественном числе: средние классы, средние слои. Множество групп, которые в них входят, не представляют собой какойто целостности и часто мало похожи друг на друга. Наоборот, этот класс разнороден и мозаичен. Наличие развитого «среднего класса» явилось бы социальной опорой для перехода к социально ориентированной экономике.Однако, усилившаясяв нашей странев рассматриваемый период,социальная дифференциация свидетельствует о практически отсутствующем социальном субъекте. Учитывая сложившуюся ситуацию в России, отсутствие перспектив формирования среднего класса как прочной базы для стабильного функционирования социальных институтов и лояльной социальной динамики в условиях переходного периода, произошлоотклонениеот классической социальнополитической теории о среднем классе, трактуемой в зарубежной литературе. В наших условиях,к среднему классу можно отнести индивидов не от достигнутого уровня доходов и социального статуса, а от уровня и характеристик их социальноэкономических притязаний и активности, адаптированности, ориентации на легальные формы реализации своих взглядов и действий, В этом смысле ориентиром и опорой в ходе социальноэкономических преобразований могут быть все, кто готов активно действовать в складывающихся социальноэкономических условиях, использовать предоставленныевозможности, не преступая нормы, права и общепринятыенормы морали и деловой этики, рассчитывая при этом добиться приемлемого уровня благосостояния семьи, обеспеченного будущего своих детей.Такой подход позволит рассчитывать на сохранение стабильности и придании импульса социальной динамике даже при достаточно неблагоприятных стартовых условиях в области распределения собственности и доходов. Здесь на первый план выходят сформированные социальноэкономические ожидания и подтверждающая или, наоборот, разрушающая их социальноэкономическая практика.Характер современной ситуации и сложившиеся тенденции общественных преобразований обуславливают глубокую противоречивость российского общества и связанную с ней неопределенность результатов в сложившихся новых социальноэкономических условиях. Результаты переходного периода и будущее России в решающей степени будут зависеть от того, в какой мере накопленный в нашей стране социальный, человеческий и производственный капитал будет использован на цели социальноэкономического развития.Исторический опыт предостерегает от абсолютизации социалистической идеи, от тотальной социализации общественной жизни, замены общественных законов функционирования экономики произвольными идеологическими схемами, подмены демократического волеизъявления населения партийными директивами. Социальные требования, вытекающие из социалистической идеи, способны получить свое воплощение в жизнь на достаточной ресурсной базе лишь при сохранении рыночных механизмов хозяйствования, пригосударственном регулировании, не блокирующем эти механизмы, при условии должного соблюдения критериев экономической эффективности, лишь при признании немалого вклада рыночных отношений в достижение социальной справедливости.
Shahbanov Magomedkamilovich Ahmed ,assistant professor of social work branch VPO "Dagestan State University " in Khasavyurtahmed77.77 @ mail.ruSome aspects of social policy in the years 19802005 .Abstract.The article investigates the implementation of the guidelines issues ofsocial policy in the years 19802005 . Because problem of social development and address the most pressing social problems , has always been a priority in the internal politics of the state , representing a complex process of nationbuilding. The author examined the nature and content transformations that have occurred in the period of radical social and economic reforms .Keywords:government, socialism , social protection, social policy, social orientation of the economy , social differentiation.