Влияние личностных особенностей на социально-психологическую компетентность юношей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова Я. С. Влияние личностных особенностей на социально-психологическую компетентность юношей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4766–4770. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55218.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования личностных факторов препятствующих или улучшающих развитие социальной компетентности юношей, что позволит при психологическом сопровождении социально-некомпетентных юношей ориентироваться на их личностные особенности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Павлова Яна Сергеевна,Студентка 2го курса Института экономики и управления в медицине и социальной сфере, факультета психологии и социальной работы, специальности «Психология служебной деятельности», г. КраснодарQklayana@rambler.ru

Влияние личностных особенностей на социальнопсихологическую компетентностьюношей

Аннотация. Статья посвящена вопросам исследования личностных факторов препятствующих или улучшающих развитие социальной компетентности юношей, что позволит при психологическом сопровождении соииальнонекомпетентных юношей ориентироваться на их личностные особенности. Ключевые слова: социальнопсихологическая компетентность, предикторы, личностные характеристики.

Введение. Потребность вобщениилюдей появилась еще вглубокойдревности. Она связана, прежде всего,с потребностью в коллективной организации.Сама же потребность в коллективной организации связана с потребностью в организации труда.С развитием речи, начало активно развиваться мышление, труд переходил на более высокие стадии, рос уровень интеллекта людей. Таким образом,постепенно мы пришли к тому, что имеем на данный период времени. Но там, где коллективы, группы, межличностные взаимодействия, там же и конфликты, противоречия, трудности в понимании, в этом заключается сложность межличностного или группового взаимодействия. Особенно с трудностями построения межличностных контактов, сталкиваются юноши, попадающие в новую социальную среду после окончания школы, обязывающую к расширению контактов, улучшению их качества и т.д. Для того, чтобы строить эффективные, конструктивные межличностные отношения, необходимо обладать навыками социальнопсихологической компетентности, исследованием чего, мы и займемся в данной работе. Кроме того, мы рассмотрим вопрос влияния личностных особенностей на социальную компетентность юношей, предикторы социальной компетентности.Данные вопросы являются очень актуальными не только потому, что каждый день мы вынуждены взаимодействовать с другими людьми, да и вообще общение, является главной составляющей социальной жизни, но ив том, что на сегодняшний деньактивно используетсяи продолжает развиватьсявиртуальное общение, которое заменяет, особенно для молодых людей,живое общение, что затрудняет построение коммуникативных связей в реальной жизни и социализацию в целом. Представление о понятии социальнопсихологическая компетентность.Социальнопсихологическая компетентность –явление многомерное. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.Коммуникативная компетентность, по мнению профессора Л.А.Петровской, имеет двоякий смысл –это и эмпатическое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальнымисредствами общения. Перцептивная компетентность означает степень соответствия сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира. Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе социальных влияний.Особое значение для социальнопсихологической компетентности имеет эмпатия, оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию, идентификацию. При этом социальнопсихологическая компетентностьпроявляется на разных уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти); среднем уровне (социальные институты и общности); микроуровне (межличностное общение).Социальнопсихологическая компетентность делится на два вида: житейская и профессиональная.Житейская социальнопсихологическая компетентность –результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения, познания заставляет жизнь. Социальнопсихологическая компетентность в нормальном обществе выгодна, потому так ценятся улыбка, вежливая манера обращения, культура общения.В ее основе лежат бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной области. Ее называют народной мудростью, которая получила свое выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях, обычаях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, говоря иначе в менталитете.Нередко на социальнопсихологическую компетентность оказывают влияние предрассудки (суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб и ясновидцы).Современная житейская социальнопсихологическая компетентность связана с необходимостью адаптации к рыночным отношениям. В основе ее лежит переоценка ценностных ориентации: ставка не на коллективную ответственностьи образ жизни, а наиндивидуалистическое жизнеустройство, собственные возможности, внутренний локус контроля.Житейская социальнопсихологическая компетентность проявляется в различных сферах: семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в общественных местах (транспорт, дискотеки,стадионы, клубы, театры), в межнациональных отношениях и т.д. Однако в названных сферах часто наблюдаются антиподы социальнопсихологической компетентности. Так, в сфере услуг,вежливость и внимание проявляются только по отношению к нужным людям, а ко всем остальным –равнодушие, в общественных местах вместо доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность только по отношению к начальству, а по отношению к остальным –хамство.Профессиональная социальнопсихологическая компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения.Социальнопсихологическая компетентность имеет особое значение для представителей властных структур, работников сценического жанра (актеров, чтецов и пр.), социальных работников, дипломатов, педагогов, психологов и врачей, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, работников сферы услуг, управленцев и предпринимателей.Данные специалисты, как правило, имеют соответствующую подготовку и глубокие познания в области делового общения (умение устанавливать контакт, вести переговоры); закономерностей восприятия и познания людьми друг друга на основе внешности, поведенческой симптоматики, визуальной диагностики; психического воздействия.Такие люди бывают неплохими физиогномистами, умеют контактировать не случайно. Они, используя возможности трансактного анализа, умело маскируют свое поведение, завоевывают друзей не только по Д.Карнеги, но и с помощью других методик,достаточно полно освещаемых в литературе[1].Организация и методы эмпирического исследования. В исследовании приняли участие 62 человека. Из них 24 юноши и 38 девушек в возрасте от 15 до 19 лет.Эмпирическое исследование проводилось в высшем учебном заведении. Каждому испытуемому, для индивидуального заполнения, раздавались бланки с текстами опросников. Бланки не содержали названия методик. Временные ограничения для выполнения задания были одинаковы для всех испытуемых.

В исследовании были использованы следующие методики:

шкалы 1го уровня многоуровневого личностного опросника (МЛО), соответствующие базовым шкалам СМИЛ(стандартизированный многофакторный метод исследования личности), обработка данных шкал проводилась тесту по СМИЛ(Маклаков А.К.) [2, 3];

шкала социальной компетентности (А.М. Прихожан)[4].

Анализ и интерпретация результатов исследования личностных особенностейреспондентов

Для изучения личностных особенностей респондентов была использована шкала 1го уровня СМИЛ многоуровневого личностного опросника. Результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1 –Личностные особенности респондентов

Шкалы СМИЛДанные исследования в ТбаллахЮношиДевушкиL5243F5656K7065Hs6054D7065Hy6056Pd6967Mf5959Pa5558Pt6770Sc7169Ma6868Si5559Примечание: L–«Шкала достоверности», F–«Шкала надежности», K–«коррекции», Hs–«Шкала ипохондрии», D–«Шкала депрессии» Ну –«Шкала истерии», Pd–«Шкала психопатии», Mf–«Шкала маскуинности –феминности», Ра –«Шкала паранойи», Зt–«Шкала психастении», Sc–«Шкала шизофрении», Ma–«Шкала гипомании», Si–«Шкала социальной интроверсии».

В таблице 1 представлены средние значения изучаемых параметров. Полученные данные показывают следующее: Прежде чем приступить к обработке личностных особенностей, убедимся в достоверности полученные результатов с помощью шкал достоверности (L, F, K)–показатели шкалы достоверности (L), как у юношей, так и у девушек,свидетельствует о отсутствии тенденции приукрасить свой характер;–у юношей и у девушек показатели шкалы надежности(F), говорят о критичном отношениик себе, к проблемам, а также о том, что у испытуемых в момент обследования не возниклозащитной реакции, такой,как попытка изобразить другое (выдуманное)лицо, ане свои личностные особенности;–повышенные результаты (выше 65 Т) по шкале надежности(F)как у девушек, так и у юношей, указывают на стремление скрыть дефекты своего характера и наличие какихлибо проблем и конфликтов. Из вышеизложенной обработки шкал достоверности следует, что результаты, полученные в ходе данного исследования достоверны.Далее переходим непосредственно кшкалам личностных особенностей. В исследовании данной группы, преобладающими личностными характеристиками сталихарактеристики следующих шкал:– для юношей депрессии (D) и ипохондрия(Hs), включающие такие качества, как пассивность личностной позиции, ведущая мотивационная направленность –избегание неудач, высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив, склонность к раздумьям, инертность в принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума, скептицизм, самокретичность, некоторая неуверенность в себе, своих возможностях(D).И скупость эмоциональных проявлений, осторожность, осмотрительность. Противоречивоесочетание сдержанности и раздражительность, что создает смешанный тип реагирования, высокая нравственная требовательность, как к себе, так и к другим.–для девушек психостении (Pt), включает такие качества,развитыечувств ответственности, совестливости, обязательности, скромности, повышенной тревожностью в отношении мелких житейских проблем, тревогой за судьбу близких, им свойственна эмпатийность, превалирует мотивация избегания неуспеха, сензитивность, установка на конгруэнтные отношения с окружающими, зависимость от мнения большинства, преобладание пассивнострадательной позиции, неуверенности в себе и в стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности.

Анализ и интерпретация результатов исследования социальной компетентности респондентов Для изучения общего уровня социальной компетентности в соответствии с возрастом и компетентности в отдельных областях, использовалась шкала социальной компетентности, разработанная А.М. Прихожан. Результаты, полученные нами, представлены в таблице 2.

Таблица 2 –Особенности социальной компетентности респондентов

Шкала социальной компетентностиЮношиДевушкиС –самостоятельность0,410,50У –уверенность в себе0,600,51Об –отношение к своим обязанностям0,330,63О –развитие общения0,670,58П –организованность, развитие произвольности;0,600,54И –интерес к социальной жизни, наличие увлечений0,450,43Общ –общийпоказатель соц. компетентности0,470,42

В таблице представлены средние значения изучаемых параметров. И этих данных видно, что:

–уровень самостоятельности соответствует возрасту испытуемых, т.е. проявляют самостоятельность в выборе друзей,занятий во время досуга, в распределении своего времени;

–уровень уверенности в себе у девушек адекватен, а у юношей слегка занижен, т.е. девушки обладают чувством собственного достоинства, правильно реагируют на собственные неудачи и относятся к своим успехам, у юношей эти качества ослаблены ;

–к своим обязанностям юноши относятся ответственно, девушки –небрежно, т.е. юноши более ответственно относятся к школьным обязанностям, выполняют повседневную работу по дому, следят за своей одеждой и обувью;

–и у юношей и у девушек плохо развиты коммуникативные качества, т.е. испытывают затруднения в знакомстве со сверстниками, не могут полностью довериться и положиться, не умеют согласовывать свои потребности и желания, с потребностями окружающих;

–у девушек организованность и развитие произвольности соответствуют их возрасту, у юношей данные качества ослаблены, т.е. девушки умеют принимать решения и выполнять их, делать дела до конца, владеют средствами и способами достижения цели, юноши испытывают затруднения с данными качествами;

–у всех респондентов наблюдается интерес к социальной жизни, наличие увлечений и владение современными технологиями, т.е. все респонденты интересуются происходящими в стране и мире событиями, могут использовать компьютер для занятий, получения новой информации;Исходя из всех показателей, рассматривая шкалу социальной компетентности в общем, можно сказать, что социальная компетентность всех респондентов в целом соответствует их возрасту (социальнопсихологический норматив).

Влияние личностных особенностей юношей на социальнопсихологическую компетентностьДля исследования предикторов социальной компетентности респондентов был использован метод регрессионного анализа. Данные, полученные нами, представлены в таблице 3.Таблица 3 –предикторы социальной компетентностиЗависимая переменнаяКоэф. детерм.Включ. перем (знак влиянияУравнение регрессииС0,149F(+)С прогноз = 0,852+0,007 (F)У0,099Pt(+)У прогноз = 0,858+0,005(Pt)Об0,1060,1810,2780,330Si()L(+)Pd(+)K(+)Об прогноз = 1,442 –0,011(Si)+0,009(L)+ 0,011(Pd) + 0,007(K)О0,125Pt(+)О прогноз = 1,004 + 0,007(Pt)П0,212F(+)П прогноз = 1,002 + 0,008(F)Общ0,140F(+)Общ прогноз = 0,815 +0,007(F)Примечание: С –самостоятельность, У –уверенность в себе, Об –отношение к своим обязанностям, О –развитие общения, П –организованность, развитие произвольности, Общ –общие показатели социальной компетентности; F–«Шкала надежности», Si–«Шкала социальной интроверсии», L

«Шкала достоверности», Pd–«Шкала психопатии», K«Шкала коррекции», Pt“Шкала психастении»,

Из представленных данных в таблице видно, что для исследуемых предикторами социальнопсихологической компетентности, в большей степени (3 влияния: как самостоятельность (С), организованность, развитие произвольности (П) и общие показатели социальнопсихологической компетентности (Общ)), выступает «Шкала надежности» (F), а также это видно по общим показателям (Общ), свидетельствующая о адекватном, нечрезмерном уровне самокритичности, гармонии и психологическом комфорте.

Предикторами уверенности в себе (У) и развития общения(О), являются такие качествакак ответственность, совестливость, обязательность, скромность, повышенная тревожность в отношениимелких житейских проблем, тревога за судьбу близких, свойственна эмпатийность.(Pt).В отношении предикторов высоких показателей отношения к своим обязанностям (Об), выявлены следующие положительные характеристики: адекватная оценка себя и своего поведения (L), активная личностная позиция,высокая поисковая активность, в структуре мотивационной направленности –преобладание мотивации достижения(Pd), доверие к окружающему миру (K). Также выявлены отрицательные предикторы социальнопсихологическойкомпетентности, такие какпассивность личностной позиции, большая обращенность интересов в мир внутренних переживаний(чем вовне),т.е. интровертированность.(Si)Вывод. Личностные особенностинепосредственно влияют на социальную компетентность личностей, причем, выявлены как положительные предикторы социальной компетентности, так и отрицательные.Данные результаты можно использовать какосновусоставления программ улучшения личностных качеств, влияющих на социальную компетентность личностей. Эти программы в последующем можно внедрять в системы средних общеобразовательных учреждений, что позволит юношам в дальнейшем, при выходе в новую социальную среду, адаптироваться с меньшими затратами психологических ресурсов. Также эти данные могут послужить основой для создания дисциплин, формирующих профессиональную социальную компетентность для высших заведений, что позволит юношам, наилучшим для них образом адаптироваться в профессиональной среде, а также устроиться на более выгодное и престижное место.

Ссылки наисточники:1.Социальная психология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. –М.: Изд.центр Академия, 2001. –600 с. ISBN 576950627Х 2.Практическая психодиагностика. Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. –Самара : БахрахМ, 2001. –672 с.

3.Собчик Л. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. –СПб. : Речь, 2009. –224 с.

4.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2е изд. –СПб.:Питер, 2005. –400 с.

Pavlova Yana Sergeevna,Student of the 2nd year of the Institute of Economics and Management in medicine and the social sphere, the Faculty of Psychology and Social Work, specialty "Psychology of performance", KrasnodarInfluence of personality characteristics on the sociopsychological competenceAbstract.Article is devoted to the study of personality factors impeding or enhancing the development of social competence of young men that will pay more attention to the development of certain personal characteristics.Keywords:sociopsychological competence, predictors, personal characteristics