«Душа человека – земля заповедная, остров или надел. Всякий думает про неё по-своему. Ощущает наособицу. Душа – неприкосновенная собственность, личное поле для «возделывания» чувств и мыслей», - пишет историк, кандидат психологических наук Вячеслав Щепкин. «Каждый из нас одушевлён, «оснащён душой»… Душа хранит тайну жизни, в ней и загадка происхождения, и разгадка бытия, до времени скрыто сокровенное знание о мире и предназначении человека. Душа напоминает о себе то муками совести, то напряжением Духа, то свободным полётом мечты, озарениями безусловной любви или нежным приливом беспричинного счастья» [1]. Ежегодные конференции «Философские основы гуманной педагогики», проводимые в городе Кирове, напоминают нам о том, о чём должны бы мы думать чаще, особенно если занимаемся ростом не только своей душа, но и становлением личности ребёнка или ученика.
Научно-практический вестник «Мир гуманной педагогики», выпущенный Запорожским областным отделением «Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации гуманной педагогики» в декабре 2011 года, предложил прекрасные темы для обсуждения и использования в работе. Девизом журнала стали слова Я. Полонского «Сказать ли вам, Что значит вдохновенность? Уму и сердцу дать такое Настроенье, Чтоб вся душа могла звучать, как арфа от прикосновения… Сказать ли вам, Что значит вдохновлять? Мгновенью жизни дать значенье И песню музы оправдать».
В разделе «Истины гуманной педагогики» учитель биологиии УВК № 11 города Артёмовска Донецкой области, учитель-методист, «Отличник образования Украины», «Рыцарь Гуманной Педагогики» Бак В.Ф. представила статью «Гуманная педагогика – новая философия образования». В данной статье Виктория Фёдоровна говорит о том, что современное поколение живёт в русле ускорения общих темпов эволюции человечества, появляются новые формы и методы во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе в воспитании и образовании. Всё в нашем мире и во Вселенной подчинено определённым законам природы, космическим законам развития. Человек, несущий космос в своём внутреннем мире, может влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке и стать творцом, постепенно достигая уровня субъекта эволюции. Задачей человечества, по мнению Бак В.Ф., является строительство нравственного общества, влияющего в целом на космическое строительство. Об этом говорили и говорят все Великие Учения, многие мыслители прошлого и современности. В.И. Вернадский утверждал, что человек – не случайное, не зависимое от окружающего природное явление, он – часть большого природного процесса, длящегося миллиарды лет. Человек – ось и вершина эволюции. Человек от рождения имеет большой потенциал развития и современному миру необходима такая система воспитания и образования, которая могла бы создать необходимые условия для проявления эволюционных задатков в каждом рождающемся ребёнке. Такой системой является школа гуманной педагогики, созданная академиком РАО Шалвой Александровичем Амонашвили и его последователями. Эта система знаний включила в себя переработанные идеи классического педагогического наследия Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Иоганна Генриха Пестолоцци, Дмитрия Константиновича Ушинского, Януша Корчака, Василия Александровича Сухомлинского и многих других основоположников педагогической мысли. Особенностью данной системы является введение в трёхмерное образовательное пространство четвёртого измерения – духовности, сохраняя ярко выраженную светскую направленность. В образовательный процесс входят такие понятия, как вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь. Одной из основных задач гуманной педагогики является воспитание учителя, расширение его сознания, способность вместить классический педагогический опыт и применить его в исторически новых условиях. Учитель – надобщественное явление, он – направляющая сила общества.
Гуманная педагогика открывает перед педагогом беспредельные горизонты самосовершенствования, питая верой, что он способен творить будущее. Цель обучения в современной школе – компетенция, то есть способность этими знаниями, умениями и навыками воспользоваться для того, чтобы жить хорошо и успешно. Надо отличать ощущение счастья, полученное в обществе потребителей от счастья творческого поиска, духовного роста, самореализации. Иначе современная школа начинает напоминать фабрику по приёму и переработке сырья, из которого получается методический продукт. В модель компетентностно-ориентированного ученика не входит понятие смысла жизни Ребёнка, выражая интересы общества, которое явно утратило морально-нравственные ориентиры.
Среди людей всегда были те, кого мы называем Светочами, они давали силу, чтобы двигаться вперёд, являясь личным примером самоотверженной жизни. Такими людьми были Пестолоцци, Корчак, Сухомлинский. Будущее создаётся каждым из нас на своём самом обычном жизненном месте.
Во второй статье Бак Виктории Фёдоровны «Урок, вдохновляющий на творчество» автор обращает внимание на содержание гуманного урока, которое заключается во взращивании духовной общности между учителем и учениками в ходе каждодневной учебной деятельности. В свою очередь на уроке прививаются такие качества, как чуткость, доброжелательность, правдивость, сопереживание, сочувствие, чистота, пробуждение желания утвердить своё достоинство. В.А. Сухомлинский писал о том, что две трети времени, проведённого с учеником должны быть непринужденным, дружеским общением, в котором дети забывают, что они – воспитанники, а учитель – их воспитатель. Каждое слово, каждый поступок педагога должны отражать его личность, его нравственность, человечность, доброту, правдивость. С учителя начинается познание ребёнком мира человека.
Актуальную на сегодняшний день тему подняла для рассмотрения Губанова Л.А., учитель средней школы № 58 города Днепропетровска – это авторитарная и гуманная педагогика. Только в процессе самовоспитания и самосовершенствования возникают ростки гуманной педагогики. Задача учителя гуманной педагогики - найти каждому ребёнку его смысл жизни, сделав каждый урок школой жизни.
Статья «Роль учителя в творении гуманного образовательного мира» Брусенцевой Е.М., учителя младших классов средней школы № 91 города Днепропетровска, тоже посвящена роли и месту педагога: «Без желания переделать мир нет учителя. Однако самое трудное для него – вырастить самого себя». А урок – это, прежде всего, встреча, то есть общение, а уж потом предмет, методика. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, нужно принять в наше сознание измерение диховности и мыслить на его основе, облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим, взращивать в себе творящее терпение, совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному, руководствоваться в решении педагогических задач мудростью, тянуться к чтению трудов классиков педагогики.
Ольга Васильевна Батюшко, лектор-общественник из города Запорожья, в статье «Уроки Григория Сковороды» рассказывает о мыслителе-философе мирового значения. Человек ищет счастье далеко, а оно ходит рядышком и дышит в затылок: «Сиё-то есть быть счастливым – узнать самого себе». Григорий призывал искать себя внутри себя. У человека появляется чувство неустроенности и неудовлетворённости жизнью тогда, когда он не реализует свои возможности, свою «сродность», как говорил Григорий Сковорода. Самое большое место в жизни человека отводилось сердцу, познавая себя, человек в первую очередь познаёт своё сердце: «Не по лицу судите, но по сердцу!», «Не может не блудить твоя нога, если блудит сердце», «Каждый тот, чьё сердце в нём. Волчье сердце – настоящий волк, хотя облик человеческий».
Откровением явилась статья Розенковой Светланы Валентиновны, учителя русского языка и литературы УВК «Основа» города Запорожья, учителя-методиста, отличника образования Украины, «Зачем душа в бездушном мире?» - размышления после разговора с родителями. На самом деле – зачем? Дух, душа, духовность… Что это? Душа – это целый мир внутри каждого человека, все его чувства и мысли, мечты и желания вместе. Этот мир бывает большим и маленьким, светлым и тёмным, добрым и злым, щедрым и жадным. Но страшнее всего, когда о человека говорят, что у него нет души. Старинная пословица утверждает: «Свет в храме – от свечи, а в человеке – от Души». Кто же должен наполнить душу человека светом чистым, возвышенным, человечным? Родители, учителя, школа. Д.С. Лихачёв сказал по этому поводу: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Если нам совместными усилиями удастся пробудить в детях чувство прекрасного, стремление к нему, способность находить красоту в звуке, в цвете, в слове, в отношениях людей, в поступках, останавливать взгляд на хорошем, увеличивать его вокруг, - богаче и радостнее станет их жизнь в настоящем и будущем.
В журнале приведен сценарий урока-поиска «Красота – спутница любви», ответы учеников в статье «Каким должен быть вдохновляющий урок?», страницы нашего календаря «Зимние праздники в народных традициях», в рубрике «Пространство культуры» помещены статьи «Петриковская роспись как источник духовности ребёнка» и «Звук нефальшивых струн». Данный материал является очень ценным для ищущих, мыслящих в современном русле педагогов.
Наш век не хуже и не лучше других. Он таков, каким его делаем мы с вами. Будем же учиться строить разумный и сердечный мир вместе с нашими детьми в семье, во дворе, в школе, в государстве! «Свободный ум способен в одночасье И воспарить, и небо облететь. И всё, что в жизни называют счастьем, Вмещает он по праву просто сметь!», - сказал поэт Вячеслав Щепкин.
Ссылки на источники:
- Щепкин, В. Тайна тайн; стихи/ В. Щепкин. – М.: Мост эпох, 2009: ил.
- Мир гуманной педагогики: науч: - практ. вестн. / учредитель «Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики». – 2011. – Запорожье, 2011. - . – Выходит 2 раза в год. – 2011, №12.