Аннотация. Статья посвящена рассмотрению влияния отрицания моральных устоев общества и негативного отношения к общепринятым нормам поведения в обществе на совершение противоправных деяний.
Ключевые слова: Деликт, аморальность, право, мораль, правонарушение, объект регулирования.
Целью данного исследования является попытка выяснить какие новые путей и приемы, позволят создать условия для устойчивой тенденции к снижению числа правонарушений в российском обществе. При этом пути и приемы должны воздействовать не на отдельно взятое правонарушение, а такое целостное явление как совокупность совершаемых правонарушений. Поиск этих путей преследует, в конечном счете, практическую цель: их разработка и осуществление впоследствии.
Уточним несколько дефиниций применяемых в статье.
Деликтом в праве принято называть правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм, совершённое деликтоспособным лицом и влекущее за собой юридическую ответственность. Таким образом, правонарушение противоречит нормам права и совершается вопреки ним, обладает общественно-опасным характером - наносит вред или создает опасность такого вреда для общественных отношений. Правонарушение направлено против интересов и потребностей социума.
Аморальность определяется через понятие морали. По мнению Аристакова Ю.М - мораль представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них нормах поведения [1].
Мною предлагается следующее определение морали. Мораль – это принятые, существующим в определенных исторических условиях на определенной территории сообществом людей, нормы общественного поведения, несоблюдение которых влечет необратимые последствия для существования данного общества.
В морали отражаются представления о добре и зле, справедливости несправедливости, об общественно полезном или вредном для общества поведении. С помощью моральных установок социум регулирует отношения, возникающие между людьми, между человеком и обществом.
Мораль формирует взгляды личности на должное, цели и мотивы ее поведения, создает разграничение между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, нормой и анормальностью. Мораль - способ регулирования поведения человека через общественное сознание, выражаемое обычаями, религиозными установлениями, иногда государством, как в советское время в «Кодексе строителя коммунизма». Элементы эмоциональной моральной оценки окружающего мира в той или иной форме присущи обществу на всех стадиях его развития. Всякое аморальное деяние оценивалось как противоправное.
Т.е. аморальность понималась и понимается как неподчинение общим для социума моральным нормам, непринятие установленных ими границ поведения или безразличное к ним отношение.
В деликте аморальная составляющая выражается в форме мотива: жажды наживы любым путем, мести из зависти, пренебрежительном отношении к чести и достоинству окружающих людей, этическим формам поведения. Аморальное поведение близко к общественно-опасному поведению. Недооценка общественной опасности нарушений в сфере моральных норм чревато губительными для общества последствиями.
Так влияет ли аморальность отдельной личности на совершение им правонарушения. Существуют ли корреляционные зависимости между деликтом и аморальностью совершившего его лица.
Почему в конкретной ситуации человек совершает правонарушение, а не действие полезное для общества?
Деликт нельзя рассматривать изолированно, без его взаимосвязи с общественной средой и существующими в нем асоциальными явлениями и процессами, являющимися причинами и условиями, порождающими правонарушения либо способствующих их совершению. Еще советскими учеными отмечалось, что своеобразие личностных свойств индивида, ориентирующих его на совершение правонарушения, возникает не в момент его совершения, а складывается до этого, в момент формирования моральных установок личности. Асоциальные свойства личности, определяющие ее общественную опасность, неизбежно сказываются на его поведении, проявляясь в поступках аморального характера [2].
В.П. Лозбяков в своей монографии «Криминология и административная юрисдикция милиции», отметил, что одной из характеристик личности, является ее представление о степени возможного уровня отклонения от допустимых обществом норм поведения. Это представление зависит от степени усвоения общепринятых моральных принципов и выражается в его согласии или несогласии с ними, развитости или деформации потребностей и свойств характера. В тоже время он отмечал, что даже наличие подобных негативных свойств, человек не всегда совершает противоправное деяние[3].
Сознание правонарушителя как носителя асоциально-аморальных установок, формируется под воздействием отрицательных факторов социума, причем в его асоциальном поведении, в длительной перспективе, характерна нарастающая антиобщественная активность. При этом асоциальные свойства личности являются условиями деликта, которые сами по себе не могут породить его непосредственно, но могут влиять на его причины.
Конечно, необходимо понимать, что поведение человека вовне - результат анализа и преломления требований и норм социума в его внутренней психической деятельности.
Психологическая установка личности на соблюдение моральных норм служит "фильтром" регулирующим выбор формы поведения, пропускающим одни и не пропускающим другие установки, существующие в окружающей его социальной среде.
Предшествующее аморальное отношение к нормам социума, несомненно, формируют психологическую готовность к преодолению границ, отделяющих аморальное деяние от деликта.
Отсутствие морально-позитивных установок всегда ставит личность в прямую зависимость сложившихся трудных жизненных обстоятельств, в его поведении, с большой степенью вероятности, проявляются ранее приобретенные отрицательные социальные навыки, противоправные стереотипы действий, при этом пределы допустимого в нарушении моральных запретов и правовых норм не осознаются.
С 90-х годов 20 века российское общество вначале пережило «перестройку», по сути включающую и ломку установившихся моральных ценностей, затем «радикальные реформы» с лозунгами: «разрешено все, что прямо не запрещено законом», «надо жить по закону, а не совести», по существу отрицающими всякую мораль. Результатом этого стало формирование в обществе тотально-безнравственной системы. Свобода от моральных установок, сформированных на протяжении длительного времени, провозглашаемая «либералами», признание их ложными, привело к высвобождению худшего в обществе. Среди составляющих цену заплаченной за реформы Россией - пренебреженье этическим содержанием жизнедеятельности человека. Процветает не только правовой, но и моральный нигилизм.
Конечно не государство, не общество не направляли процесс роста аморальности своих граждан, он развивался стихийно, как результат непродуманных действий «реформаторов», которым менее всего были присущи организованность и упорядоченность. Но факт утраты этических ориентиров обществом налицо. Моральные установки членов общества зависят не только от их психологических качеств, но прежде всего от социальной среды, с которой взаимодействует личность. Как отмечали в советский период существования государства, капитализм с его эксплуатацией человека человеком, со свойственным ему моральным упадком, разгулом коррупции, преступности, разлагает общество.[4]
Нравственное формирование сознания общества в целом происходит долгое время, таким образом, моральные установки правонарушителей сегодняшнего дня формировались на анти-морали «лихих» девяностых годов прошлого века. Для сформировавшегося российского общества стало неважно, каким путем приобретена собственность, главным стал ее размер. Безразлично прошлое человека, был рэкетиром, вором, мошенником, или приобрел материальное благополучие своим интеллектом и трудом, в настоящем, он респектабельный человек, и является для молодежи примером подражания. Таким образом, личные моральные качества человека теперь не являются важными в его оценке обществом. На основе такого отношения, у большого числа граждан, особенно молодых, сложилось мнение, что стремиться к личному обогащению можно любыми способами, Мнение не только о допустимости нарушения закона, но и четкое осознание, что только такое поведение является залогом жизненного успеха.
Вытекающая отсюда общая латентная аморальность социума становится сопутствующим условием деликта, не оказывающим прямого влияния на его совершение, но образующим общий фон для совершения правонарушения, обеспечивая его реальную возможность.
Связь между формированием аморальных установок личности и решением этой личности совершить правонарушение - вероятностная, наблюдаемая лишь в общей статистической вероятности?
Непосредственные причины отдельного совершенного правонарушения, конечно, зависят от индивидуальных особенностей правонарушителя и конкретной ситуации его совершения, но причины правонарушений, в их совокупности, зависят от явлений и процессов, происходящих в обществе.
Эти явления и процессы, проходя через сознание людей, в итоге выражаются в виде целей и мотивов их поведения. А деликты совершаются личностями сознательно и для достижения определенных целей – самоутверждения, мести, или эгоистического желания улучшить собственное благосостояние путем причинения вреда обществу. Формы достижения своих целей, при этом, не только отвечают асоциальности личности, но, в какой - то мере, диктуются существующими общественными отношениями и нормами поведения, формируемыми «потребительской» психологией, связанной с преувеличением материальных потребностей.
Противоправному поведению предшествуют определенные этапы психической деятельности, которые формируют антиобщественную направленность деяния. Личность правонарушителя формируется в процессе его жизнедеятельности во взаимодействии с социальной средой. Он, вступая во взаимосвязь со средой его окружающей, усваивает от нее нормы поведения, нравственные понятия и представления, приобретает потребности, интересы и стремления, мотивацию своих действий.
Личность всего лишь хочет, невзирая на правовые запреты, достигнуть жизненных целей, которые стоят, в принципе, и перед другими членами этого общества. В системе моральных оценок правонарушителя совершаемое правонарушение не является выходящим за рамки общей нормы или необъяснимым, правонарушение является для него целесообразным. В результате переход от аморального поступка к совершению деликта может происходить иногда неосознанно для личности, она иногда может не понимать степени общественной опасности своих деяний и их последствий для себя и общества.
Индивидуум в социуме, имеет тенденцию, приспосабливаются к стандартам поведения, складывающимися в обществе, зачастую независимо от личных взглядов на ситуацию. Постепенно такое приспособление перерастает в стереотипы поведения, уже основанные на личном убеждении. Аморальные и асоциальные формы поведения становятся основополагающими. В сознании фиксируются критерии выбора форм поведения, отдающих предпочтение совершению правонарушений, а не правовому пути. Подобные формы поведения могут провоцироваться и расхождением потребностей лица, формируемых «обществом потребления», и возможностями их удовлетворения в имеющихся условиях.
К примеру, такой вид правонарушений, как занятие проституцией, сутенерство, активно развивающийся в настоящее время, развивающийся именно потому, что подобное аморальное поведение востребовано, и фактически оправдывается существующими нормами поведения. Ведь конечным желанным итогом данных деликтов является повышение уровня собственного материального благополучия, т.е. той жизненной цели, которая является главной и для многих других членов общества. По мнению лиц занимающихся проституцией и сутенерством, своими действиями они ни причиняют вред обществу, а только нарушают устаревшие моральные нормы.
Но занятие проституцией провоцирует, впоследствии, и более тяжкие правонарушения - заражение ВИЧ - инфекцией, венерическими заболеваниями, иногда умышленно. С целью повысить доход от своего занятия, лица занимающиеся проституцией, могут совершать кражи у клиентов, участвовать в организованных преступных группах (клофелинщики). Таким образом, происходят процессы постепенного формирования личности общественно опасной, поведение которой уже умышлено, направлено против социальных ценностей общества. Такая личность достаточно легко переходит от аморальных проступков к административно-наказуемым правонарушениям, а потом и более тяжким преступлениям.
Аморальным, изначально, является и поведение лиц употребляющих алкогольные напитки в непомерных количествах и доводящих себя при этом до потери контроля за своим поведением и состояния унижающего человеческое достоинство. Но, как известно из практики, пьянство, безусловно, является объективным фактором совершения деликтов – одной из причин противоправного поведения.
У таких лиц в результате систематического пьянства возникают такая черта характера, как готовность к конфликтам с теми, кто, по их мнению, им каким-то образом препятствует, либо ведет себя, или выглядит, иначе, чем они. А отсюда один шаг до деликта - хулиганства, нанесения вреда здоровью, убийства.
Еще одним проявлением духовного распада личности в современном обществе, выступает бурно развивающееся профессиональное попрошайничество – паразитическое существование за счет других членов общества. Это явление социальной жизни оскорбляет общественную нравственность и близко к мелкому хулиганству – приставанию к гражданам, иногда в оскорбительной форме. Нищенство из противоправного и активно пресекаемого, в советское время, вида противоправной деятельности, превращается в норму и образ жизни. Основной мотив попрошайничества, в большинстве случаев, не нужда и добыча средств пропитания, а желание улучшить собственное благосостояние третьими лицами, организующими группы попрошаек, экипирующих их, определяющие для них места постоянной «работы» и выплачивающие им деньги в зависимости от полученных теми сумм подаяний. То есть налицо организация противоправного сообщества с распределением ролей. Подобное сообщество в любой момент может стать преступным, если уже в ряде случаев не является таковым.
Среди нищенствующих и их организаторов, значительную часть составляют ранее судимые или преступники, находящиеся в розыске; они общественно опасны, тесно связаны с преступным миром.
Важность моральных установок в жизни общества постоянно подчеркивали русские философы и правоведы. Соловьев В.С. и Ильин И.А. говорили, что право – это минимум нравственности или юридически оформленная мораль. П.И. Таганцев писал, что успех действия права в жизни обусловлен тем, насколько оно проникло в сознание членов общества и встречает в них моральную поддержку [5].
Предлагаю некоторые направления восстановления приоритета морали в обществе
1.Восстановление морального контроля общества за действиями личности, которые сейчас практически отсутствуют. Конечно не нужно возвращаться к подобию парткомов, однако и образовательные организации среднего и высшего образования, общественные организации могли взять на себя подобный контроль. А политическим партиям России, следовало бы придавать более важное значение моральным качествам своих членов, поведение которых влияет на моральные эксцессы в обществе.
2. В условиях возникшего в обществе дефицита внутренних моральных регуляторов, необходимо постоянно пропагандировать их в качестве норм общепринятого поведения используя авторитет власти, средств массовой информации, телевидения .
3. Следует исключать случаи упоминания, в средствах массовой информации, телевидении, аморальных личностей и их действий по незаконному присвоению общегосударственной собственности, как примеры делового; исключить восхваление блатной романтики и блатной культуры.
4. Необходимо более активное привлечение ученых к исследованию путей восстановления положительных этических установок в российском обществе с учетом социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей
Быть моральным или аморальным - свободный выбор личности. Однако общество и государство должны поддерживать и поощрять мораль, приемлемую для большинства граждан, несоблюдение норм которой, может повлечь необратимые последствия общества
Ссылки на источники
1. Аристаков Ю.М. Нравственность и право. Проблемные вопросы// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.-2012.- т.53.-1.-С.274
2. Сахаров А.Б. Об антисоциальных чертах личности преступники//Советск ое государство и право, 1970. № 10. С. 111-112.
3. Лозбяков В.П. Криминология и административная юрисдикция милиции. М:,ИНФРА - М, 1996. – С..26
4. Программа Коммунистической партии Советского Союза, //http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/III_program_KPSS.htm. [Дата обращения 01.11.2012].
5. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. Москва, Университетская типография, 1896 г.// http://base.garant.ru/6186454/. [Дата обращения 01.11.2012].
Emelyanov Valery
candidate of legal Sciences, docent of the Department of administrative activities of internal Affairs bodies of the Tyumen advanced training Institute co-employees of bodies of internal Affairs, Tyumen
Immorality as a basis of tort
Abstract: the Article is devoted to the effect of denying the moral foundations of society and the negative attitude to the norms of behavior in society to commit illegal acts.
Keywords: Delinquency, immorality, law, morality, the offence, the object of regulation.