Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье даётся краткая социально-демографическая и психологическая характеристика осуждённых. Ситуация в исправительных учреждениях оставляет желать лучшего, поэтому автор уделяет внимание  тому, какая   педагогическая система в колонии предпочтительна, в частности  показана роль школы в исправительных учреждениях. Педагогам, работающим в этой системе,  в первую очередь нужны знания в сфере эмоционально-волевой регуляции. Педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы в этой школе  невозможна без приемов коррекции правописных умений и навыков учащихся.

Ключевые слова:  каждая пятая вечерняя школа – это школа в исправительной колонии; уровень доверия к окружающим; эмоционально-волевая регуляция; квалифицированная психологическая поддержка; приёмы коррекции правописных умений.

     По утверждению В. Карапчук – директора ФГОУ В(С)ОШ Канской воспитательной колонии ГУФСИН России по Красноярскому краю, что каждая пятая вечерняя школа – это школа в исправительной колонии. Педагогическая практика в школе при колонии показывает, что она сопряжена с немалыми трудностями. Главная трудность в том, что педагоги часто применяют одинаковые методы обучения и воспитания учащихся в обычной школе и осуждённых [1].
     Все осуждённые родом из детства. Коллектив семьи имеет сложную структуру, закреплённую обычаями, традициями, правовыми и нравственными нормами. Этими отношениями и определяется психологический климат семьи. Нравственный потенциал ребёнка в первую очередь определяется его положением в семье.
     Нормальное положение, когда в семье воспитание ребёнка строится на индивидуальных особенностях, учитывая возраст, происходит забота о ребёнке в разумных пределах, когда учат заботиться и уважать других. Ненормальным, когда он становится баловнем семьи, а затем деспотом, либо растёт как сорняк, никому не нужен, либо изгой в собственной семье. Такие семьи считаются неблагополучными, часто родителей лишают родительских прав (злоупотребление спиртным), а ребёнок отдаётся в детский дом [2].
     Председатель Общественной палаты Скворцов В. обратил внимание на следующую закономерность: каждое второе письмо, полученное Общественной палатой от бывшего детдомовца, который в данное время находится в местах заключения. А писем было более двух с половиной тысяч. Недостаток добра и тепла, отсутствие помощи окружающих толкают детей-сирот на «дно» жизни, из которого им невозможно подняться самостоятельно [3]. Хотя это данные по Челябинской области, но они дают картину в общем по России.
     Человек, попадая в тюрьму или  исправительные учреждения, оказывается в ситуации чрезвычайной с социологической точки зрения. Общественные связи, которые были раньше на свободе, утрачивают интенсивность и разрушаются. Кроме того, у 77% осуждённых нет семьи, а ведь только семья является основной социальной структурой российского общества. Связи, формируемые осуждёнными в период отбывания ими срока наказания в исправительных учреждениях, естественно претерпевают изменения. У подавляющего большинства среди осуждённых происходит разрушение традиций взаимопомощи, взаимовыручки, переход к модели поведения «я и моя тумбочка», «каждый сам за себя». Например, осуждённые под солидарностью разумеют чаще всего помощь ближнему (34,7%) и ожидание ответной услуги (31,6%). В данных условиях заключённым остаётся рассчитывать только на себя (77,6%) [4].
     Из-за разрушения социальных связей возникает социальная напряжённость, если человек не может создать около себя комфортную социальную среду. Это, естественно, отражается на его психологическом самочувствии, состоянии. Осуждённые чаще всего испытывали следующие состояния: ожидание лучшего, решимость улучшить свою жизнь, одиночество, усталость, раздражение, озабоченность, сострадание (от 34% до 7%) [5].
     Главным индикатором социального «здоровья» какой-либо группы людей считается уровень доверия к окружающим. Чем он выше, тем комфортнее социальная среда, тогда возникает конфликтов меньше и легче их разрешить, если таковые появляются. А низкий уровень взаимного доверия показывает кризисное состояние социума, в данном случае может увеличиться социальная напряжённость. Одним из принципов, на котором должно строиться общество в России, заключённые отмечают прежде всего доверие. Но среди осуждённых всего примерно 15%, кто в настоящее время доверяет окружающим их людям. Это наводит на мысль, что именно доверия в практической жизни нет у  заключённых прежде всего [6].
     К обстоятельствам, осложняющим обстановку в среде осуждённых, можно отнести следующее:
А) наличие неформальных лидеров отрицательной направленности (лидеров «зоны» типа «смотрящего», лидеров земляческих или этнических группировок, лидеров в отряде);
Б) наличие малых групп отрицательной направленности, их структура, система отношений;
В) стратификация в среде осуждённых и её динамика;
Г) поведение лидеров отрицательной направленности;
Д) наличие  осуждённых  с  повышенной  агрессивностью,  с  признаками психических отклонений, склонных к суицидам [7].
     Поэтому надо обращать внимание не только на традиционные вопросы, связанные с соблюдением законности, но и на устранение личностных причин, которые подтолкнули осуждённых к совершению преступлений.
Необходимо решать проблемы, связанные с агрессивным поведением и повышать возможность осуждённых научиться общаться между собой, посещая курсы (социально-психологические тренинги), помогающие человеку владеть собой, своими эмоциями, справиться с собственным гневом, собственной злостью.
     Наиболее важным правом для осуждённых является право на вежливое обращение (65%). Это право, конечно, самое трудное в плане его реализации; так как часто  нет легальных механизмов  защиты этого права. На практике всё зависит от личных качеств представителей администрации учреждения, доброй воли самого персонала учреждений. Заключённые уважают тех в первую очередь, кто способен держать слово и выполнять обещания  (при этом идти во всем навстречу осуждённым не обязательно) [8].
     В целом существует на практике противоречие между требованиями, предъявляемыми к пенитенциарной педагогике новыми веяниями времени, и сложившейся практикой, не учитывающей специфические особенности, оказывающие  несомненное  влияние на организацию учебно-воспитательного процесса. К таким особенностям можно отнести:
А) психологическую неготовность учащихся к адекватному восприятию обучения и воспитательного воздействия;
Б) отклонения в их психическом и физическом развитии значительны;
В) изоляцию от общества, особый режим работы с рядом ограничений;
Г) жёсткую регламентацию режима отбывания наказания;
Д) разновозрастных коллективов учащихся (от 19 до 30 лет) и уровню социальной дезаптации;
Е) уголовную субкультуру как основу межличностных отношений воспитанников [9].
     Названная специфика делает весьма непростой организацию  учебно-воспитательного процесса в колонии, чтобы она была эффективной. Повышаются требования к уровню учителей как нравственному, так и профессиональному. Если сотрудники не владеют современными социально-адаптивными стратегиями поведения, то это, конечно же, затрудняет оказание осуждённым необходимой поддержки как воспитательной, так социальной и психологической.
     Педагогам необходимы знания в сфере эмоционально-волевой регуляции. Важнейшие методы: самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление [10].
     Основой процесса самоубеждения являются умственные операции рационализации системы мотивов поведения – преодоление собственных предубеждений, чуждых установок, препятствующих адекватному восприятию действительности. Для избежания неблаговидных поступков, разумного их корректирования, следует вовремя обращаться к своему здравому смыслу и рассудку, для чего необходимо преодолеть душевные конфликты, что также требует проявления волевых усилий.
     Формируется самоприказ благодаря тренировкам на преодоление себя. В конце концов вырабатывается так называемая рефлекторная связь между внутренней речью и действием.
     Самовнушение – это психорегулятор, действующий на рассудочном, обычно стереотипном уровне в затруднительных ситуациях. В заторможенном состоянии (сразу после сна, при утомлении, перед засыпанием) на сильный раздражитель нервные клетки практически не реагируют, а на слабый (слово) они отвечают явно выраженной реакцией. Поэтому словам, произносимым мысленно про себя сразу после пробуждения или перед засыпанием, свойственно внушение. Позже они включаются в функциональную систему программирующего аппарата мозга и провоцируют  соответствующие изменения организма.
     Прием самоподкрепления - это такой приём, при котором личность может подкреплять себя в преодолении возникающих трудностей и проявлять для достижения цели дополнительные волевые усилия. В практике саморегуляции психических состояний положительной можно считать методику самоодобрения. Она способствует проявлению человеком значительных волевых усилий.
     Педагоги должны выработать привычку в усложнённых условиях профессиональной деятельности задавать себе три вопроса:
Как я стою (не скован ли я)?
Какое у меня выражение лица, глаз, губ?
Как я дышу (нет ли учащенного дыхания, с сокращённой фазой вдоха)?
Умение адекватно отвечать на внезапные трудности, неприятности можно довести до автоматизма быстрой мобилизацией всех своих сил на основе самостимуляции [11].
     Желательно освоить это, потому что первая реакция обычно на трудности у большинства вызывает чувство гнева или злости, которое большей частью вредит, делая поведение любого человека недостаточно гибким. Необходимо на каждую трудность отвечать не злобной реакцией, а волевой мобилизацией, чтобы преодолевать трудности.
     В чём суть педагогической системы в колонии, каковы ее специфические особенности, при каких условиях она эффективна и по каким критериям об этом можно судить?
Важно соблюдать ряд условий в организации учебно-воспитательного процесса:
1) Учащимся необходим период адаптации не только к новым условиям, учителям, воспитателям, психологам, другим работникам колонии, но и к учебным занятиям.
2) Необходимо изменить отношение учеников к учебе, а само обучение и воспитание рассматривать как средство ресоциализации.
3) Все моменты учебно-воспитательного процесса, конечно, должны учитывать потребности учащихся в освобождении из колонии и подготовке к жизни на свободе.
4) Учебно-воспитательный процесс должен опираться на взаимодействие с общественными организациями всех служб колонии и связей с внешним миром [12].
     Для формирования желательного поведения осуждённых необходима квалифицированная психологическая поддержка. Нередко при проведении поведенческой оценки у них выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Они не пытаются  выслушивать собеседника, налаживать обратную связь, не умеют  самораскрываться, демонстрировать уверенность, урегулировать конфликты не могут, сопротивляться негативному влиянию окружения также не в состоянии, как и принимать самостоятельные решения.
     Педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы в вечерней (сменной) школе, где контингент учащихся разношерстный по возрасту и уровню социальной адаптации, невозможна без приемов коррекции правописных умений и навыков учащихся.
     Эффективность этой работы зависит от владения учителем-предметником искусством общения с учащимися, от его умения увлечь учеников работой над ошибками. Коррекционная работа на первом этапе сводится к тому, что достаточно представить орфографию в качестве системы, которая имеет внутренние связи и зависимости, а это создает хорошие условия для того, чтобы переосмыслить учебный материал [13].
     Аналитическая работа с обобщающими таблицами помогает учащимся осознавать и усваивать причинно-следственные связи между орфографическими явлениями, делает отдельные элементы легко запоминающимися. В работе с таблицей реализуется следующий порядок действий: выбор из памяти необходимого материала, воссоздание ранее изученного, фиксация материала в виде обобщенной таблицы, которая впоследствии послужит опорой, стимулирующей работу памяти.
      Главное, что необходимо отметить в организации коррекционной работы в классе,- это увеличение уровня самостоятельности обучаемых в процессе повторения и обобщения пунктуации и параллельная работа по коррекции и самокоррекции орфографических навыков.
К основным приёмам работы можно отнести следующие:
1)​ для актуализации знаний создать обобщенные схемы при помощи теоретического материала;
2)​ для самостоятельной работы репродуктивного характера подойдёт подготовка устного сообщения на лингвистическую тему;
3)​ упражнения, в ходе которых проявляется самостоятельная работа аналитико-синтетического характера, - это выявление изучаемых пунктограмм в тексте;
4)​ уметь объяснять собственные действия, какие знаки препинания нужны в синтаксических конструкциях;
5)​ упражнения на конструирование предложений и их переконструирование;
6)​ создание тестовых заданий;
7)​ написание творческих работ [14].
Очень важно негативную оценку мира дополнить новыми положительными и яркими эмоциями. Формирование нового позитивного взгляда на окружающий мир повлечёт изменения и в поведении осуждённого (учащегося).

Ссылки на источники
1) Карапчук В. Школа и колония. Опыт организации учебно-воспитательного процесса // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -  2008. - №7. - С.16.
2) Фридман Л.М.  Школа и родители // Классный руководитель. -  2000. -  №6. - C.5.
3) Скворцов В. Безразличных быть не должно  // Преступление и наказание. -  2008. -  №11. -  с.10.
4) Характеристика личности осуждённого. / Под ред. проф. О.Г. Ковалева. – М.: 2004. – С. 5-6.
5) Дебольский М. Основные тенденции развития психологической службы УИС и их учёт при решении текущих и перспективных задач // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -  2008. - №12. - С. 7
6) Характеристика личности осуждённого. / Под ред. проф. О.Г. Ковалева. – М.: 2004. – С. 7-8.
7) Характеристика личности осуждённого. / Под ред. проф. О.Г. Ковалева. – М.: 2004. – С. 10-11.
8) Грибов В. Уроки прапорщика Осташкина // Преступление и наказание. – 2009. - №1.- С.34.
9) Митюхляев Ю. Всё зависит от профессионализма // Преступление и наказание. -  2009. -  №1. -  С. 20-21
10) Налогин А. Психотренинговая работа: формы и методы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -  2002. - №5. - С. 30
11) Дебольский М. Концепция развития психологической службы УИС и ход её реализации. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -  2002. - №5. - С.19
12) Карапчук В. Школа и колония. Опыт организации учебно-воспитательного процесса // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -  2008. - №7. - С.16.
13) Бессонов О.М. Преодоление дезаптации «трудных подростков // Открытая школа.- 2010. - №4.- С.54-58.
14) Малявина Т.П. Приемы коррекции правописных умений и навыков старшеклассников // Русский язык в школе. - 2009. - №5. - С. 8-13.

Alla  Kiseleva
teacher of Russian and literature, School Kotchiha Omytninskiy Kirovskaya

An effective organization of the educational process in the colony, and psychological aspects of education of convicts

Abstract. The article provides a brief socio-demographic and psychological characteristics of convicts. The situation in prisons is poor, so the author pays attention to what kind of educational system in the colony preferred, in particular shows the role of schools in prisons. Teachers working in this system, primarily in the field of knowledge needed emotional and volitional regulation. Educational activity teacher of Russian language and literature at the school reception impossible without correction by spelling skills of pupils.
Key words: every fifth school - this school in prisons, in a position of  trust,  strong-willed regulation, skilled  psychological  support, methods of correction by spelling  of skills.