Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления экспертизы реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной образовательной организации. Приводится анализ данных теоретического обзора контрольно-аналитической деятельности руководителя образовательного учреждения. Обобщены результаты опытно - экспериментальной работы автора по выявлению особенностей реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной организации с учётом системного подхода.
Ключевые слова: экспертиза, контроль, анализ, контрольно-аналитическая деятельность, эффективность управления, организационно-педагогические условия.

Понятие экспертизы в последнее десятилетие получило достаточно широкое распространение в образовательной практике. Экспертиза - рассмотрение какого-нибудь дела, вопроса экспертами для дачи заключения [1]. Экспертиза в образовании, определение которой дают как различные справочные издания, так и авторы многочисленных книг и статей, «решает задачи анализа сложных педагогических процессов, характеризующихся в основном качественными признаками:  прогнозирование развития отрасли знания, процессов обучения и воспитания и их взаимодействия с внешней средой, оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации учебно-воспитательного процесса» [5]. Наиболее полно представлена экспертная деятельность в образовании в книгах Шамовой Т.И., Бухваловой  В.А. и Плинер Я.Г., Ясвина В.А., Лобка А., Иванова Д.А., Косарецкого С.Г., Мерцаловой Т.А., Моисеева А.М., Моисеевой О.М., Крулехт М.В., Тельнюк И. В., Мкртычян Г.А. и др. Экспертиза для дошкольной педагогики имеет особое значение. Это специально организованный процесс, связанный с внешней оценкой качества результатов образовательной деятельности, гарантирующий социальную защиту ребёнка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.  В условиях действующего правового поля (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012) эта процедура проводится через лицензирование, аттестацию, аккредитацию образовательных учреждений. Поэтому экспертизу следует считать механизмом регулирования качества образования. В процессе экспертизы с помощью экспертных оценок устанавливаются  соответствия условий требованиям и нормам федеральных государственных образовательных стандартов. Поэтому в практике возникает множество задач, связанных с оценкой состояния образовательной среды образовательного учреждения, перспективами использования тех или иных образовательных технологий и т. д. Это делает актуальным экспертизу в образовании.

Наша работа посвящена экспертизе реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной образовательной организации.

Единая контрольно-аналитическая деятельность руководителя дошкольного учреждении  основана на единстве основных признаков контроля и анализа как управленческих функций. При этом, важно учитывать, что сам контроль — это системное образование, строящееся на основе системного анализа и оценки получаемых при изучении сведений. Исходя из этого, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным компонентом являются цели, задачи, содержание, виды контроля и др. [2, 6].

Сравнительный  анализ двух управленческих функций – контроля и анализа – даёт возможность выделить следующие общие признаки: направленность контроля и анализа на установление соответствия функционирования и развития системы образовательного процесса нормативно заданным требованиям и перевод системы в более качественное состояние; содержательное единство (единые объекты контроля и анализа); идентичность видов и методов контроля и анализа; общие требования к условиям эффективного осуществления контроля и анализа; в системе управления выявляется функциональная связь – действенность контроля обеспечивается анализом.

Всё это позволяет говорить об интеграции контроля и анализа в единую контрольно-аналитическую деятельность.

Теоретические аспекты контрольно-аналитической деятельности руководителя рассматривают данную деятельность как целенаправленный, осознанный процесс получения информации, изучения состояния и тенденции развития, выявления необходимости корректировки хода образовательного процесса, с целью обеспечения результата-качества образования [4].

Субъектами контрольно-аналитической деятельности в дошкольном образовательном учреждении выступают руководители и педагоги. А это в свою очередь предполагает новое содержание педагогической деятельности, в частности возрастает  значимость контрольно-аналитических умений и навыков педагогов и руководителей [7].

В научно-педагогической литературе недостаточно представлены экспертные оценки контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной образовательной организации. Имеющиеся разработки по данной проблеме касаются преиму­щественно общей оценки управленческой деятельности руководителя, носят общий характер, без выявления системности.

Анализ литературы и педагогическая практика свидетельствуют о том, что в дошкольных образовательных учреждениях могут быть нарушены  единые подходы к осуществлению контрольно-аналитической деятельности, что выражается в снижении её эффективности, приводя к снижению качества образовательного процесса в целом.

Эффективность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей управленческой деятельности, а действенность управления образовательным учреждением – это результат достижения целей образовательного учреждения.

Все функции менеджмента влияют на эффективность управления. Контроль и анализ, являются одним из средств повышения её эффективности [4].

В этой связи важное значение приобретает вопрос выделения условий эффективности контрольно-аналитической деятельности в управлении дошкольным образовательным учреждением. М.Е. Дуранова, А.Я. Найна, Н.М. Яковлева и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса. Разнообразие существующих условий во многом определяется различием в постановке целей и задач конкретных исследований, изменяющимися требованиями общества к системе образования. Необходимо учитывать, что контрольно-аналитическая деятельность будет фактором  эффективного управления образовательным процессом только при  выполнении комплекса определённых условий [4].

Эффективной можно назвать контрольно-аналитическую деятельность, параметры которой отвечают следующим организационно-педагогическим условиям: разработка системы контрольно-аналитической деятельности на основе единой информационной базы данных, созданной по основным направлениям в блоках; обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки педагогов к реализации данной деятельности, в рамках образовательного учреждения; использование информационных компьютерных  технологии и др.

       Таким образом, нами было выявлено   противоречие между потребностью в организации и проведении экспертизы реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью опытно-экспериментальной  работы  по осуществлению технологии экспертизы контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОУ - с другой.  

Работа направлена на выявление особенностей контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной образовательной организации с учётом системного подхода; определение её эффективности; предоставление  методических  рекомендаций руководителю.

Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения города Череповца.

Методологический аппарат экспертной оценки включал обоснование актуальности, определение объекта, предмета, цели, задач, методов исследования. Сформулирована научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Организация и проведение экспертных оценок ориентирован на основные этапы экспертизы в образовании.

Экспертиза реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОУ  основывалась на теоретических положениях  В.И. Слободчикова. Включает следующие основные позиции: общие критерии; специальные критерии; конкретные (практические) критерии [меркалова].

                                                                                                                     Таблица 1

Критерии экспертизы реализации контрольно – аналитической  в деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения

Основные позиции

Критерии

Общие критерии

- Актуальность проекта
- новизна (оригинальность) проектной идеи
- масштабность проекта
- системность проекта
- эффективность проекта
- транслируемость  проектной идеи
- соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта.

Специальные критерии

- Полнота структуры проекта
- степень проработанности структурных элементов проекта
- согласованность структурных частей проекта
- соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.

Конкретные (практические) критерии

-Нормативно-правовая база
-система контроля
-выполнение условий эффективного контроля
-исполнительская дисциплина руководителей по выполнению функции контроля
-индивидуальный стиль управленческого мастерства заведующего ДОУ
-соблюдение алгоритма  контроля
-наличие банка данных контрольно-аналитической деятельности в ДОУ
-охват контролем всех направлений деятельности ДОУ
-умение руководителя осуществлять педагогический анализ
-учёт требований федерального государственного стандарта дошкольного образования при проведении контрольно-аналитической деятельности
-связь функции внутреннего контроля с другими функциями управления
-использование информационных компьютерных технологий в контрольно-аналитической деятельности
-соответствие информационных данных контрольно-аналитической деятельности ДОУ реальному уровню организации процесса жизнедеятельности ДОУ

Использовались следующие методы экспертизы: изучение документации детского сада, собеседование с администрацией, педагогами, наблюдение за педагогического процессом, анкетирование.

Также при разработке критериев контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной организации учитывалась действующая нормативно-правовая база.

Оценка контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольного учреждения осуществлялась по шкале от 0 до 3 баллов: 0-признак отсутствует; 1- низкий уровень; 2- средний уровень; 3- высокий уровень.

Результаты экспертизы представлены в количественном и качественном варианте.

Количественная оценка реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольного учреждения составила 1,7 балла, что соответствует низкому уровню.

Качественный анализ реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя дошкольной организации выявил отсутствие системного подхода в реализации контрольно-аналитической деятельности руководителя ДОУ, отсутствие единой информационной базы данных, созданной на содержательной основе блоков контрольно-аналитической деятельности, отсутствие единой формы учёта, обработки и хранения контрольно-аналитических данных,  проблемы теоретической подготовки руководителей и педагогов к осуществлению качественного контроля и анализа. Полученные данные  свидетельствуют о не  эффективной работе руководящего состава ДОУ в плане реализации контрольно-аналитической деятельности.      

На основе полученных аналитических материалов разработаны конкретные методические рекомендации руководителю по повышению качества и эффективности реализации контрольно-аналитической деятельности в дошкольной образовательной организации.

  1. Повышать теоретическую грамотность в плане реализации функций управления образовательной организацией, углублённо - в плане реализации контрольно-аналитической деятельности в  ДОУ.
  2. Повышать личное управленческое мастерство путём посещения семинара «Управление и Власть. Лидерство и влияние».
  3. Осуществлять  системный подход в процессе реализации контрольно-аналитической деятельности  путём согласования целей и задач контрольно-аналитической деятельности и целей и задач дошкольного учреждения, проявления обоснованности в определении объектов контроля, использования разных форм контроля, соответствие планов, программ их реальному выполнению, участия  общественных организаций  в проведении контроля, осуществлении процесса регулирования (исполнения принятых решений).
  4. Осуществлять комплексный подход  в процессе контрольно-аналитической деятельности путём  согласования деятельности всех её  участников (руководитель, заместители руководителя, педагоги,  младший обслуживающий персонал, родители, общественные организации) при реализации технических, экономических, организационных, социальных, психологических и других аспектов управления и их взаимосвязи.
  5. Разработать системную  технологию  контрольно-аналитической деятельности в ДОУ, с привлечением ресурсов автоматизированных систем управления (электронный документооборот).
  6. Соблюдать  алгоритм  при выполнении  контрольно-аналитической деятельности руководителя  в ДОУ.
  7. Осуществлять углублённую работу с педагогическим коллективом в направлении обучения педагогов основам анализа и самоанализа.
  8. Внедрять в работу педагогов  форму  контроля «самоконтроль».
  9. Стимулировать динамику личностного развития педагогов ДОУ путём использования совместного составления программ их дальнейшего самосовершенствования.

Перспективу  нашего исследования мы видим в возможности использования полученных данных в работе специалистов органов управления образования, при проведении инспекционного контроля дошкольных образовательных учреждений,  а также руководителей ДОУ при самоэкспертизе, самоанализе управленческой деятельности. Материалы являются актуальными для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент в образовании».

Ссылки на источники
1. Большой Энциклопедический словарь (сборник электронных словарей) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://slovorus.ru/index.php.
2. Гуз А. А. Система контроля в дошкольном учреждении учебно -методическое пособие. -  Минск, 2010.
3. Косарецкий С.Г., Мерцалова Т.А., Моисеев А.М., Моисеева О.М. Организация профессиональной и общественной экспертизы программ развития и образовательных программ учреждений общего образования: Учебно-методический комплект.- М.: АСОУ, 2006.
4. Левшина И.В. Контрольно-аналитическая деятельность образовательного учреждения: понятие, особенности, условия эффективности // Управление ДОУ. - 2004. - № 6. - С. 8.
5. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник. Учитель, директору, классному руководителю, методисту, научному сотруднику и аспиранту/ В.М. Полонский. - М.: Новая школа, 1995.
6. Скоролупова О. А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. - М: Скрипторий, 2003.  
7. Хабибуллнна Р. Ш. Контрольно-аналитическая  деятельность  руководителя  дошкольного образовательного учреждения.— СПб.: Детство - пресс, 2009.

Shvetsova Natalya Mikhaelovna
Assistant manager, MBDOU "Kindergarten No. 19", city of Cherepovets
Examination of realization of control and analytical activity of the head of the preschool educational organization
In article the main directions of examination of realization of control and analytical activity of the head of the preschool educational organization are considered. The analysis of data of the theoretical review of control and analytical activity of the head of educational institution is provided. Results are generalized is skilled - experimental work of the author on detection of features of realization of control and analytical activity of the head of the preschool organization taking into account system approach.
Keywords: examination, control, analysis, control and analytical activity, management efficiency, organizational and pedagogical conditions.