Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития мобильного обучения в условиях современной системы образования. Автор анализирует развитие системы мобильного образования, раскрывает содержание понятий «мобильное обучение», «мобильное образования» и выделяет преимущества внедрения данного типа обучения в систему отечественного профессионального образования.
Ключевые слова: мобильность, мобильное обучение, мобильное образование

 Истоки мобильного обучения следует искать в прошлом веке. Известна созданная в США система публичного телевещания, которая объединила 1500 колледжей и телекомпаний для разработки учебных программ, передаваемых по образовательным телевизионным каналам; в т. ч. для обучения взрослых (курсы в различных областях науки, бизнеса, управления). Отсутствие обратной связи с обучающимися был основным недостатком созданной системы. В Австралии функционирует консорциум девяти традиционных университетов, которые имеют обширный опыт использования дистанционного обучения. Обучение проводится по дисциплинам высшей школы (социальные науки и бизнес); используются печатные материалы и почта, телевидение, радио, аудио- и видео-записи. Просмотр телепрограмм и прослушивание радиолекций не является обязательным, т. к. все материалы дублируются в печатном виде. В нашей стране еще с 30 годов XX века существует заочная форма обучения. Известны также неоднократные попытки, следуя лучшим зарубежным образцам, внедрить дистанционное обучение с помощью радиолекций (1932 г.), радиокурсов (1943 г.), телевизионных уроков (1960–1970 гг.).

В 70-х годах прошлого века Алан Кей (Alan Kay) предложил идею компьютера размера книги для образовательных целей, устройство названо «динамической книгой», позволяло осуществлять динамическое моделирование в учебных целях, являлось первым сетевым автоматизированным рабочим местом. В 90-х годах с появлением карманных персональных компьютеров (КПК) на основе операционной системы PalmOS начинается развитие и оценка мобильного обучения для студентов, появляются первые обучающие проекты для такой среды. Первые КПК назывались карманными электронными органайзерами, имели первоначально только три линии для показа текста. Появление ультрамобильных и ультрапортативных компьютеров (UMPC, Tablet PC, нетбуков типа ASUS EEE PC701) резко уменьшило нишу КПК. Проекты компьютеров для детей (типа Intel Classmate), другие проекты по выпуску мобильных устройств стали толчком для развития интереса к мобильному обучению. Относительно дешевые, интегрированные устройства поддержки мобильного обучения компактны, удобны для считывания информации, обеспечивают отдаленный доступ к источникам ресурсов. [2]

В современной России только началось зарождение и становление системы мобильного образования. Отдельные работы отечественных ученых исследуют перспективы портативного обучения. А.А. Андреев в своем исследовании анализирует перспективы применения портативных персональных компьютеров (МППК) в системе дистанционного обучения, вводит классификацию МППК, формулирует их дидактические свойства, функции. Е.Д. Патаракин исследует возможности сетевых серверов Web 2.0, И.В. Савиных анализирует функционирование мобильного портала для доступа с сотовых телефонов для SMS-рассылок, SMS-опросов, SMS-тестирования. В работах В.В. Жукова раскрыты основные характеристики принципа мобильного обучения или обучения в любом удобном месте и в любое удобное время. А.А. Федосеев, А.В. Тимофеев отмечают, что возможностей мобильных устройств достаточно для полноценной работы в различных профессиональных областях. Мобильное обучение как новую реальность образования рассматривает в своих исследования С.В. Кувшинов. Л.В. Горюнова в своих исследования анализирует условия функционирования современного образования, которые детерминируют необходимость становления образования нового типа – мобильного образования. Мобильность рассматривается автором как «один из основных принципов построения процесса профессиональной подготовки учителя для развивающегося образования России, т.е. проектирования мобильного педагогического образования в гибкой, мобильной среде». [3]

На международной конференции «Аудиовизуальные коммуникационные технологии в образовании: глобальные тенденции развития», состоявшейся в Казани в июне 2007 года был впервые представлен в России ICLab, который получил высокую оценку премьер-министром Татарстана Рустама Минниханова. А уже в сентябре 2007 года в Тренькасинской средней школе Чебоксарского района Владимир Путин и Дмитрий Медведев с помощью мобильного решения ICLab успешно провели видеоконференцию со школами Чеченской республики, Белгородской и Калининградской областей. Мобильные классы ICLab используют учебные заведения более чем в 30-ти регионах России, в том числе на Камчатки, в Московской, Екатеринбургской, Челябинской и Кировской областях, Чувашской Республики, Республики Татарстан, Краснодарском крае. [5]

Следует отметить, что мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличительной чертой которого является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Иными словами, мобильное обучение уменьшает ограничения по получению образования вне зависимости от местонахождения с помощью портативных устройств.

Целью мобильного обучения является постановка и решение задач по комплексной информатизации образовательной деятельности и реализация мероприятий, направленных на интеграцию образовательной, научной и управленческой деятельности образовательного заведения для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне основной специальностью на основе современных ИКТ. Внедрение мобильного обучения предполагает решение ряда задач: внедрение новых ИКТ в учебный процесс; создание, внедрение и использование перспективных электронных обучающих средств и систем; развитие мобильного обучения в рамках системы открытого и дистанционного обучения; структурная информатизация системы научной, научно-технической и инновационной деятельности образовательной организации; внедрение автоматизированной информационной системы управления образовательной организации; автоматизация системы информационно-библиотечного обслуживания; развитие информационно-вычислительных сетей; обеспечение студентов переносными средствами с беспроводным доступом; создание единой научно-образовательной информационной среды и др. [8] Итак, функционирование мобильного обучения обеспечивают технологии мобильного обучения, средства и целостная система мобильного обучения.

В работе Н.В. Бабичева, Е.Н. Водостоевой, О.Н. Маслениковой, Н.Ю. Соколовой «Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования», авторы исходят из понимания системы мобильного обучения как совокупности дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого дистанционного образования. В связи с этим система мобильного обучения функционально представлена как совокупность нескольких подсистем:

- подсистема управления учебным процессом мобильного обучения, функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний;

- административно-управленческая подсистема, функциями которой являются управление ресурсами проектами, контактами, ведение учебных баз данных;

- техническая подсистема, включающая телекоммуникационное оборудование с возможностью беспроводного доступа, типографию, складские помещения, лабораторию для создания цифровых образовательных ресурсов и др.;

- кадровая подсистема, функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, обучающихся;

- финансовая подсистема, функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров;

- маркетинговая подсистема, функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование данных на подготовку специалистов;

- правовая подсистема, функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности, ведение нормативных документов и актов;

- информационная подсистема, функциями которой являются: сбор, накопление и систематизация информации об образовательных продуктах и услугах, приеме слушателей, прохождении обучения, аттестации, потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами, информационное обеспечение проведения занятий и др.;

- подсистема безопасности, функциями которой являются: защита информации; идентификация обучающихся, преподавателей, администраторов;

- подсистема научных исследований, функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования элементов системы мобильного обучения (анализ и обобщение опыта; исследование фундаментальных дидактических проблем открытого дистанционного образования; опытно-экспериментальная работа; поисковые исследования.

Следовательно, мобильное обучение является составной частью открытого дистанционного образования с различными видами обеспечения: программным; информационным; методическим; организационным; нормативно-правовым; лингвистическим.

Учеными (Н.В. Бабичев, Е.Н. Водостоева, О.Н. Масленикова, Н.Ю. Соколова) определены дидактические функции мобильного обучения:

- познавательная (удовлетворение интеллектуальных, профессиональных, информационных потребностей);

- диагностическая (определение склонностей и способностей обучаемых, выявление уровня подготовленности, уровня индивидуально-психологических способностей и направлений личностного развития);

- адаптационная (развитие информационной культуры, основ профессионального менеджмента, умений проектировать индивидуальную траекторию обучения);

- пропедевтическая (осуществление педагогической поддержки в образовательном процессе, выбор наиболее эффективных технологий с учетом индивидуальных возможностей обучаемых);

- ориентационная (формирование у обучаемых внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению профессиональных перспектив своего развития, практическая подготовка к профессиональной деятельности);

- функция управления учебной деятельностью (осуществление гибкости, адаптивности и учета познавательных возможностей обучаемых);

- контроля (выявление пробелов в подготовке, выполнение педагогических тестов);

- прогностическая (прогнозирование потенциальных возможностей обучаемого в освоении нового материала). [2]

С октября 2007 г. по май 2009 г. проведен эксперимент по внедрению компонентов мобильного обучения по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности”. В экспериментальной группе студенты наряду с изучением компьютерного материала, тестированием знаний, самостоятельной проработкой заданий также выполняли задания мобильного практикума. Сравнительный анализ показателей успеваемости 208 студентов подтверждает положительную динамику успеваемости в экспериментальной (102 чел) и контрольной (106 чел)  группах.

Компания Prestigio и Московский Государственный Университет Печати имени Ивана Федорова реализуют инновационный проект «Мобильное образование XXI века», стартовавшего в сентябре 2013 года. Анализ результатов промежуточных этапов показал, применение цифровых технологий повышает качество образовательных курсов и существенно увеличивает привлекательность учебных материалов. С момента запуска проект некоторые из студентов других отделений университета изъявили желание перевестись на направление «Информатика и вычислительная техника», на базе которого проходит эксперимент. Согласно условиям проекта, в МГУП имени Ивана Федорова была сформирована экспериментальная группа студентов-первокурсников в количестве 30 человек, которые в течение семестра на занятиях по дисциплине «Информатика» использовали планшетные компьютеры Prestigio на базе ОС Android с предустановленным пакетом необходимых учебных материалов. Студенты и преподаватели, принимающие участие в проекте, положительно оценили процесс мобильного обучения с использованием планшетов Prestigiо. Они отметили «оптимальное сочетание цены, качества, технических характеристик и удобства использования планшетов для образования». Среди преимуществ планшетных ПК многие называли высокое разрешение экрана и наличие удобного чехла в комплекте. «Промежуточные результаты совместного проекта по использованию планшетов Prestigio в учебном процессе показали, что интерес к учебным занятиям и к освоению необходимых знаний в контрольной группе существенно вырос. Это подтверждается статистикой посещения образовательных ресурсов, сеансами самотестирования, уровень которых вырос на 20 %, и, в конечном итоге, результатами сессии. Имея под рукой видеоматериалы, электронные лекции, тесты самоконтроля, студенты используют свое свободное время в перерывах между занятиями, в транспорте, дома, чтобы просмотреть, почитать и проверить себя. Этого порой бывает достаточно, чтобы получить положительную оценку в конце семестра. Надеюсь, что в конце учебного года будут еще более интересные результаты» — отмечает Д.И. Попов, куратор проекта со стороны МГУП им. Ивана Федорова, доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАЕ. Таким образом проект «Мобильное образование XXI века» продемонстрировал высокие результаты, связанные с получением студентами опыта работы с планшетными ПК Prestigio, поскольку это позволяет легко и в любое время найти необходимую информацию для научного доклада, выступления на семенаре, конференции, можно использовать в качестве электронной книге, софт-тач лучше глянцевого пластика, встроенный flash player проигрывает в интернете любое видео в стандартном браузере, облегченное подключение мышки и внешней клавиатуры. В МГУПе им. Ивана Федорова считают, что опыт использования планшетов Prestigio в учебном процессе оказался успешным, и предполагают развитие партнерских отношений с брендом посредством увеличения числа дисциплин и курсов, которые будут проводиться при помощи мобильных устройств. [6]

Таким образом, проведя анализ теоретических разработок и практических проектов реализации мобильного образования, его результаты позволяет определить основные преимущества данного типа обучения:

- доступность обучения, рамки учебного процесса расширяются за пределы стен учебного заведения;

- индивидуализация обучения, позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствует осознанию обучающимися своих сильных и слабых возможностей обучения;

- наглядность обучения, позволяет активно использовать интерактивные и имитационные наглядные пособия;

- усиление мотивации к обучению, за счет повышения интереса к содержанию учебных дисциплин;

- возможность обучающегося реализовать творческий подхода к решаемым теоретическим и практическим задачам;

- позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться;

- даёт возможность получать образование людям с ограниченными возможностями;

- не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно;

- позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);

- благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу. [1];

- карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки;

- на основе дистанционных образовательных технологий увеличивается возможность поиска необходимой учебной информации из глобальной сети, не зависимо от местоположения обучающегося, что позволяет осуществлять обучение в музеях, художественных  галереях, обучение на открытом воздухе;

- использование обучающимися мобильных устройств и карманных компьютеров в процессе обучения в аудитории, способствует улучшению сотрудничества между обучающимися и преподавателями;

- в процессе прохождения практик, обучающийся может оперативно получать необходимую информацию, консультацию преподавателя для решения возникшей проблемы;

- внедрение мобильного обучения в учебный процесс способствует повышению уровня грамотности, развитию мышления, увеличение степени активности и интерактивности обучающихся;

- использование в процессе обучения полезных приложений под разные ОС (справочники, содержащие сведения по предмету), математические приложения, позволяющие быстро построить график и решить сложное уравнение; снимать и смотреть видео.

Ссылки на источники

1. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю., Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования // Информатика и образование. - 2008. - N 9. - С.82-84. - ISSN 0234-0453.
2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л., Мобильное обучение как новая технология в образовании. //Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество". - 2011. - V.14, N 1. - C 241-252.
3. Куклев, В. А. Мобильное обучение как педагогическая инновация [Текст] / В. А. Куклев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – No 1. – С. 60-64. ISSN 1998-1740
4. Мобильный интерактивный компьютерный класс ICLab [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан. – Ростов-на-Дону: «НТ Групп», 2014. URL:: http://ntgk.ru/solutions/education/mobile-classes
5. Prestigio подвел промежуточные итоги проекта «Мобильное образование XXI века» [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. – Москва, 2014. URL::http://www.content-review.com/articles/26339/
6. Горюнова Л.В. Мобильность как принцип модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Изд-во Южный федеральный университет. 2013, №6. С. 31-36. ISSN 1995-1140