Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье анализируются законодательные ограничения прав и свобод граждан на свободу перемещения и выбора места жительства, занятия предпринимательской и хозяйственной деятельностью в закрытых административно-территориальных образованиях вследствие особого статуса данных территорий.
Ключевые слова: закрытое административно-территориальное образование, ограничение  прав, органы местного самоуправления.

Федеральный Закон №131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст.80 относит закрытое административно-территориальные образования (далее ЗАТО) к территориям, в которых местное самоуправление осуществляется с некоторыми особенностями, определяемыми федеральными законами.  Основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение ЗАТО является Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".  Согласно ч. 1 ст. 1 этого закона закрытым административно-территориальным образованием признается территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан [1].

        В России не существует специального правового акта, утверждающего перечень ЗАТО, но если обратиться к законам о федеральном бюджете последних лет, то дотации и субвенции предусматриваются для закрытых территориальных образований, численность которых в целом не превышает 50. К таким территориальным образованиям относятся, например, город Мирный Архангельской области, город Знаменск Астраханской области, поселок Звездный Городок Московской области. Основная часть ЗАТО находится в ведении Министерства обороны РФ и являются городскими поселениями при военно-морских базах (например, город Заозерск Мурманской области). Другая часть ЗАТО – «атомграды» (например, Снежинск Челябинской области). В этих городах производят уран и плутоний, различные виды ядерного оружия (боеголовки), редкоземельные элементы, точные приборы, электронику, средства космической техники и другие изделия, необходимые в первую очередь для атомной промышленности.

От ЗАТО следует отличать закрытые военные городки, к которым относятся расположенные в населённых пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населённых пунктов.

Отличие это заключается, прежде всего, в управлении: в ЗАТО создаются органы местного самоуправления в составе представительных и исполнительных органов, а также главы муниципального образования, контрольно-ревизионных органов,  в то же время,  в закрытых военных городках роль органов местного самоуправления выполняют начальники гарнизонов и другие органы военного управления. Кроме этого, подчинение органов местного самоуправления ЗАТО по всем вопросам их деятельности,  за исключением вопросов, находящихся в ведении федеральных органов власти и управления [2], находятся в подчинении краев и областей,  а начальники гарнизонов и органы военного управления военных городков напрямую подчиняются своему военному ведомству.

В ведении федеральных органов государственной власти находится деятельность ЗАТО по следующим направлениям

- установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

- определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

- медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий;

-  выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами, указанными в пункте 1 настоящей статьи;

        - обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности Закрытые военные городки  подчиняются тем федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых они находятся [3]

На территориях ЗАТО по средним подсчетам Министерства обороны и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" около 1,5 млн. жителей, которых напрямую касаются законодательные ограничения в ряде прав и свобод, проистекающие из особого статуса этих территориальных образований.

       В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничения прав предусматриваются только федеральным законом и преследуют указанную в Конституции РФ цель - обеспечение обороны страны и безопасности государства. Поскольку данные территориальные образования, исходя из дефиниции, закрепленной в Законе № 3297-1, были созданы для обеспечения безопасности функционирования военных и иных предприятий, связанных с разработкой, хранением и утилизацией ядерного оружия, необходимость ограничения некоторых прав очевидна.

      Федеральный Закон от 06.10.2003г. №131 «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст.12 регламентирует, что основные пути преобразования территорий муниципальных образований должны учитывать мнение населения данной территориальной единицы. Ст. 2 Закона № 3297-1 прямо говорит о том, что, «при установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются».

     В ст. 27 Конституции РФ закрепляется право на свободное перемещение по территории государства и право на выбор места пребывания и жительства гражданами РФ. Однако,  П. 1, ст. 3 Закона № 3297-1   закрепляет ограничение на въезд и (или) постоянное проживание граждан на территории ЗАТО. Такие территориальные образования ограничены по периметру заграждением, и проход или проезд на территорию осуществляется через контрольно-пропускные пункты. Подать заявку на  посещение территории ЗАТО могут лица, являющиеся гражданами РФ, постоянно зарегистрированные на территории ЗАТО, как правило, не менее одного года, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и осуществляющие свою деятельность или оказывающие услуги на территории ЗАТО. Лица, въезжающие на территорию ЗАТО, должны обосновать необходимость пребывания, а также предоставить документы, на основании которых они могут быть допущены на данную территорию. Решение принимается главой администрации муниципального образования или его заместителем по согласованию с органами ФСБ [4] или совместно главой администрации муниципального образования с начальником объекта [5].

   Право на постоянное проживание на территории ЗАТО получают граждане, которые заключили трудовой договор с администрацией объекта или другими юридическими лицами, находящимися на территории ЗАТО, а также  военнослужащим и сотрудникам ОВД, служащими на территории ЗАТО и членам семей указанных лиц. Кроме того, въезд разрешается лицам, постоянно проживающим в населенных пунктах, входящих в состав ЗАТО. Граждане, прекратившие трудовые отношения с юридическими лицами, находящимися на территории закрытого образования, могут быть переселены за пределы ЗАТО.

    Обращаясь к материалам судебной практики, автор обнаружил достаточно часто встречающуюся проблему, связанную с возвращением в ЗАТО лиц, отбывших наказание и имеющих судимость. Как было сказано выше, допуск на территорию ЗАТО согласовывается с органами ФСБ. Допуск оформляется в соответствии с законом «О государственной тайне», и гражданину может быть отказано по основаниям, предусмотренным в законе.  Одной из причин отказа в оформлении допуска к государственной тайне является судимость за совершение тяжких преступлений. Однако, толкование судами этого положения противоречиво и, даже вмешательство Конституционного Суда РФ не прояснило до конца ситуацию.  В Европейском Суде по правам человека находились и находятся большое количество дел граждан РФ по защите своего права на свободное перемещение и выбор места жительства. [6]

        Для граждан, проживающих на территории ЗАТО ограничиваются права на выезд за пределы Российской Федерации. Это ограничение предусмотрено рядом нормативных актов: Законом № 3297-1 ,Положением «Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации» от 26 июня 1998 года № 655, а также Положением «О порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства Российской Федерации по атомной энергии» от 11 июня 1996 года № 693.

         Вопрос о получении возможности распоряжаться недвижимым имуществом, находящимся на территории ЗАТО, лицам, не проживающим на данной территории, также имеет большой интерес. Жизненная ситуация может сложиться так, что наследник человека, проживавшего в ЗАТО, сам не являясь его жителем сталкивается со сложностью получения наследства. Что предполагает в этом случае механизм получения права на наследство? В общем порядке участие граждан Российской Федерации,  не проживающих постоянно или не получивших разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО, сделки с недвижимым имуществом могут совершать по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с Федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по сфере деятельности которых создано ЗАТО. Например, если ЗАТО создано по роду деятельности организаций и (или) объектов, входящих в сферу управления Госкорпорации «Росатом», то она будет согласовывать такое решение.

Ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание, закрепленные в ст. 3 Закона № 3297-1  также вытекают из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание. Например,  приватизация недвижимого имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью и находящегося на территории ЗАТО и совершение сделок с этим имуществом допускается только для граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Другие граждане и юридические лица к совершению сделок допускаются только по решению органов местного самоуправления ЗАТО. Эти органы должны согласовать свое решение с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО.

Еще одно ограничение касается создания и деятельности на территории ЗАТО организаций, созданных иностранными учредителями или лицами без гражданства. Такие организации могут быть созданы только в исключительных случаях, предусмотренных Правилами создания и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями с учетом требований обеспечения особого режима на территории этих образований, разработанными и утвержденными Правительством РФ[7]. Постановление Правительства №302 предусматривает согласование документов заинтересованного  органа (Госкорпорации «Росатом» или иного федерального органа исполнительной власти) с Федеральной Службой безопасности и Министерством Внутренних Дел. В течение 30 дней эти органы  либо дают согласие, либо отказывают в создании такой организации.

В итоге можно сказать, что в целях обеспечения национальной безопасности РФ, защите государственной тайны, пресечения террористических актов  иных противоправных действий, а также в целях защиты окружающей природной среды законодатель принимает ряд ограничений. Эти ограничения не должны ущемлять прав граждан, а наоборот, они призваны защитить права человека на всей территории страны.

Ссылки на источники:

  1. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"
  2. Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации "Об установлении подчиненности закрытых административно - территориальных образований" от 31 мая 1993 г. N 5071-1
  3. Закон РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"
  4. Постановление №1445 от 26.06.2012Обрегл утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием документов от населения на оформление и выдача разрешений на въезд и пребывание в ЗАТО Александровск».
  5. Инструкция по пропускному режиму в городской округ ЗАТО Светлый Саратовской области/
  6. Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Александр Крутов против Российской Федерации" от 3 декабря 2009 г.
  1. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 302 "О создании и деятельности на территории закрытого административно-территориального образования организаций с иностранными инвестициями" // СЗ РФ. 2006. N 22. Ст. 2334.
Lapshina Irina
Candidate of juridical sciences, associate professor,
chair of low, intellectual property and court expert
 of Moscow State Technical University named N.E. Bauman , Russia, Moscow
Legislative restriction of human rights in the closed administrative-territorial entities.
Abstract. The article analyzes the legal restrictions of the rights and freedoms of citizens to freedom of movement and choice of residence, employment and entrepreneurial business activities in the closed city due to the special status of these territories.
Keywords: Closed administrative-territorial entities, restriction of rights, local government.