Полный текст статьи
Печать

Город с позиций феноменологического подхода рассматривается в первую очередь как пространственно-временная структура, которая формируется в сознании жителей.

Городское пространство включает в себя географические и физические параметры, но не ограничивается ими [1]. Феномен городского пространства отображает критерии относительности различных видов опыта [2]. Например, для человека, который раньше жил в Москве или Санкт-Петербурге, пространство Тольятти предстает как небольшое. Для жителя пригорода Тольятти или его коренного жителя оно является обширным. Для жителя Тольятти, который в течение дня не выезжает за пределы одного района, пространство города уютно, хорошо организовано и доступно. Иначе город предстает для человека, который вынужден в течение дня совершать утомительные поездки между различными районами города. Тольятти в представлениях автолюбителя и пешехода открывает различные аспекты городского пространства, поскольку рассматривается с позиций «жизненных миров», которые пересекаются лишь частично.

Основой для данной статьи послужили материалы анкетирования старшеклассников г. Тольятти, проведенного сотрудниками отдела мониторинга «Ресурсного центра» департамента образования весной 2014 г., в котором приняли участие 945 учащихся одиннадцатых классов из 24 школ города. Данное распределение позволяет корректно распространить данные на совокупность всех десятиклассников города Тольятти в пределах ошибки репрезентативности ±5% для уровня значимости 0,05.

Методологической базой для интерпретации полученных данных является феноменология. Феноменологическое направление в социологии связано с изучением «жизненного мира» индивидов, который рассматривается как совокупность знаково‑символических и смысловых структур. «Феномен» характеризует субъективный мир человека как рефлексию внутреннего опыта. При интерпретации данных эмпирических исследований С. В. Пирогов предлагает опираться на следующие принципы феноменологического восприятия городской среды [3].

Континуальность среды. Окружающая жизненная среда не совокупность дискретных объектов, а некоторая протяжённость, взаимосвязь и взаимопереход территории, пространства отношений, событий и ситуаций. Изменение одного приводит к изменению всей среды. Территориальная, социальная и культурная мобильность взаимосвязаны.

Процессуальность среды. Городская среда – поток изменений, смена ситуаций, непрерывный спектакль с разными действующими лицами и сменой декораций. Город – непрерывная и нескончаемая последовательность «драматургических действий» самопрезентации горожан. Циклические процессы не характерны для городской жизни.

Интерпретативность среды. Городская среда – продукт интерпретационной деятельности. Горожане придают определённые значения окружающим их предметам, событиям, процессам. Совокупность значений формирует, создаёт ситуацию(и). Ситуация определяется социально как система интерсубъективных значений и интрасубъективных смыслов, поэтому ситуация имеет не только гносеологический и аксеологический, но и онтологический аспект.

Реляционность среды. Все предметы среды существуют не сами по себе, а как элементы событий. Характер их значимости обусловлен контекстом всей жизни. Предметы свидетельствуют, напоминают о том, что было. Город запечатлевает и хранит в своей предметной сфере события, историю, дела и мысли людей. Город – опредмеченный «текст истории», он помнит, напоминает и рассказывает. В то же время события как значимая система действий существуют в смысловом контексте, без которого отдельные фрагменты городской среды утрачивают свою выразительность или даже исчезают для восприятия.

Интенциональность среды. Городская среда одновременно и продукт, и источник интенциональной активности. В восприятии, сознании горожанина территориальные места сливаются с пространством отношений и символикой места, уходящей вглубь индивидуальной жизни и истории. Одно наслаивается на другое. Возникает качественное единство всех аспектов среды, обладающее индивидуальным своеобразием, – локусы среды.

Мнения молодежи о внешнем облике города изучались при помощи суждений, по отношению к которым подросткам предлагалось выразить согласие или несогласие. На основе соотношения данных показателей был разработан индекс, свидетельствующий об уровне удовлетворенности внешним видом города. О высоком уровне удовлетворенности свидетельствуют показатели, превышающие 1, о низком уровне – коэффициенты в интервале от 0 до 1.

Самый высокий показатель отмечен при анализе варианта ответа «удобная планировка города, улиц, магистралей», он составляет 2,4. Таким образом, три четверти молодых тольяттинцев вполне устраивает планировка родного города. Отсутствие суеты, тесноты, ощущения многолюдности считают положительным аспектом города две трети опрошенных, индекс по этому показателю – 1,94. Вероятно, это связано с тем, что старшие школьники, как правило, в течение дня перемещаются в пределах одного микрорайона, им редко приходится пользоваться городским общественным транспортом. В силу возрастных особенностей среди них мало водителей, поэтому удовлетворенность молодежи данными аспектами городской жизни довольно высока.

Оригинальная современная световая реклама и оформление культурных учреждений, общественных и административных зданий привлекают больше половины респондентов, что находит выражение в индексах 1,33 и 1,28. Индекс по оценке памятников в Тольятти составляет 1,08. Следует пояснить, что памятников Тольятти на сегодняшний день мало, большинство из них созданы в последние два десятилетия. Для половины молодежи Тольятти, неизбалованной оформлением улиц, данные аспекты являются положительными. Чуть меньше половины юношей и девушек, которые, вероятно, лучше знакомы с внешним обликом других городов, оценивают их ниже.

Остальные показатели меньше 1, что говорит о преобладании отрицательных оценок над положительными. Мнение о том, что в Тольятти много зеленых насаждений, газонов, клумб, хорошее освещение улиц, дворов, разделяют 44% опрошенных. Индексы по этим критериям составляют 0,75.

Только треть подростков считает, что в Тольятти хорошо оборудованы места отдыха (парки, скверы, набережные, пляжи), ухоженный лесной массив в черте города. Это находит выражение в индексах 0,58 и 0,44 соответственно.

Приблизительно четверть опрошенных позитивно оценивают разнообразную архитектуру (0,41), благоустройство дворов (0,39), асфальтовое покрытие тротуаров и дорог (0,28), чистоту улиц (0,19).

Таким образом, удовлетворенность молодежи внешним обликом города невысока. Средний индекс составляет 0,9, это свидетельствует о том, что количество отрицательных мнений преобладает над количеством положительных. Следовательно, примерно половина молодых тольяттинцев испытывает на себе негативное воздействие городской среды. Это находит выражение в стремлении достаточно многочисленной группы молодежи покинуть Тольятти и обосноваться в других регионах, а также в низком престиже городской среды, как отмечает И. В. Цветкова [4].

 Современные исследователи социально-психологических проблем городской жизни понимание данных феноменов часто связывают с символическими и личностно-смысловыми обстоятельствами жизнедеятельности и общения. Подчёркивается, что для изучения реакций различных сообществ на стрессы городской жизни, искажения восприятия среды, чувства беспокойства и опасности, девиантного поведения, вандализма по отношению к среде обитания и т. д. большое значение имеет понимание картины мира субъектов городской жизни. С позиции феноменологического подхода восприятие города и отношение к нему всегда определяются некоторой априорной смысловой конструкцией, формирующейся в структурах жизненного мира, разрушение которого чревато поведенческими аномалиями [5].

Восприятие городской среды с позиций феноменологического подхода опосредовано субъективными представлениями о времени [6]. При оценке городской жизни большое значение имеет индивидуальный ритм жизни, прошлый опыт, а также перспективы и планы на будущее.

Начиная с середины XX в. Тольятти был городом, который развивался на основе реализации трех технократических проектов: ГЭС, химических заводов и АВТОВАЗа. В этот период в Ставрополь-Тольятти приезжала молодежь из различных регионов страны на строительство грандиозных предприятий. Во второй половине XX в. стереотип Тольятти как молодежного города сформировался под влиянием не только идеологических факторов, но и статистических показателей. В 80-е гг. XX в. средний возраст тольяттинцев составлял немногим более 35 лет, при этом среди жителей преобладали мужчины. В городе осуществлялась подготовка преимущественно специалистов технического профиля, гуманитарной интеллигенции было мало. В советский период сложился устойчивый стереотип Тольятти как молодежного города. За последние десятилетия в городе произошли разительные перемены, которые нашли отражение в «старении населения», изменении идеологии и структуры ценностей, как отмечено, в частности, в работах И. В. Цветковой [7]. Однако стереотип Тольятти как молодежного города продолжает существовать.

В процессе эмпирического изучения отношения к городу (в социологических опросах) в высказываниях респондентов различаются два аспекта: 1) прагматический – отношение к месту жительства с позиции пользы, витальных параметров среды; 2) аксиологический – отношение к образу жизни с позиции структуры личности, её потребностей, интересов, ценностей. Первый аспект характеризует ориентации горожан на достижение определённого уровня жизни. Второй – личностную позицию горожанина и в конечном итоге ориентацию на определённый стиль жизни – понятие, эксплицирующее сущность поведенческих различий в современном городском обществе. Этот социологический факт уже свидетельствует о сложной структуре мотивационного отношения к городу как к феномену, а не просто как к объекту удовлетворения витальных потребностей. Принципиально важной для понимания поведения горожан является, на наш взгляд, методологическая идея феноменологии о единстве и взаимообусловленности предмета и смысла в сознании и поведении, интенциональном отношении к городу как среде обитания [8]. Структуры жизненного мира не разделяются на материальные и идеальные, на действительно существующие и существующие в виде проекта, мечты или фантазии.

Образ Тольятти, сложившийся в советское время, характеризовался сочетанием официальных идеологических установок с потребностями и жизненными планами молодежи тех лет. В Тольятти приезжали юноши и девушки из различных регионов СССР для того, чтобы принять участие в грандиозной стройке, а также реализовать свои личные планы: получить жилье, создать семью, приобрести дефицитный в то время автомобиль и т. д. Для основной массы мигрантов город предоставлял возможности для их осуществления. Большинство родителей молодых тольяттинцев в определенной мере реализовали свои жизненные планы в пространстве Тольятти, если ориентироваться на стандарты советских времен. Однако в период перестройки и в последующие времена романтический стереотип Тольятти как молодежного города стал заменяться стереотипом центра автомобильной промышленности, который является источником разнообразных проблем. Если в прежние времена жители Тольятти испытывали гордость за автомобили «Лада», то в настоящее время в анкетах как представителей старшего, так и младшего поколения горожан периодически можно встретить высказывания о чувстве стыда за продукцию ВАЗа.

В исследовании предполагалось выяснить, насколько условия г. Тольятти удовлетворяют различные потребности молодежи. Девять аспектов городской жизни предлагалось оценить по пятибалльной шкале: «5» – высшая оценка, «1» – низшая, «0» – затрудняюсь ответить. Ниже представлены данные, позволяющие судить об удовлетворенности молодежи различными аспектами городской среды. Результаты рассчитаны на базе показателей, исключающих варианты «затрудняюсь ответить». В массиве по всем параметрам они не превышали 10%.

Выше всего подростки оценивают возможность удовлетворения потребностей в развлечениях. Три четверти респондентов дают этому параметру городской среды оценки «хорошо» или «отлично». Средний балл доступности и качества развлечений 4.

Более двух третей респондентов считают благоприятными условия Тольятти для создания семьи. Средний балл по этому показателю 4.

Больше половины опрошенных дают высокие оценки удовлетворению культурных потребностей. Средняя оценка учреждений культуры Тольятти 3,6. Мнения подростков о культурной сфере города отражают сравнительно невысокий уровень их запросов. Современная молодежь в первую очередь выражает заинтересованность в развитии массовой культуры, связанной со зрелищностью и развлечениями. Именно данные факторы влияют на стереотипы восприятия повседневной жизни [9].

Развитие театрального или художественного искусства интересует сравнительно небольшую группу респондентов. Подобная ситуация типична не только для Тольятти, но и для других городов. Однако специфика Тольятти выражается в том, что сфера традиционных учреждений культуры здесь развита слабо в силу того, что город стремительно развивался как промышленный центр. В современных условиях создание театров, музеев сталкивается с рядом трудностей, связанных со слабой заинтересованностью городского сообщества в их развитии, а также с необходимостью поиска новых форм работы, привлекательных для современной публики.

Половина респондентов оценивает позитивно возможности получения собственного жилья в Тольятти. Четверть дает им среднюю оценку, а другая четверть – низкую. Средний балл 3,5. Данный параметр оценки городских условий получает более высокие оценки у подростков, выбравших профессии в сферах обслуживания, образования, связи. Молодежь, ориентированная на получение профессий в сфере транспорта, чаще дает низкие оценки перспективам получения жилья в Тольятти.

Мнения относительно возможностей получения в Тольятти образования желаемого уровня и качества разделились. Половина респондентов считает их вполне благоприятными, треть – удовлетворительными и 18% – неблагоприятными. Таким образом, перспективы получения образования в Тольятти оцениваются молодежью в 3,4 балла. Мнения об оценке возможностей получения образования в Тольятти зависят от сферы будущей профессиональной деятельности респондентов. Больше половины подростков, которые выбрали сферы строительства, экономики, образования и науки, транспорта, связи, дают высокие оценки этому параметру городской жизни. Молодежь, желающая получить образование в сфере бизнеса, юриспруденции, искусства, СМИ, менее оптимистична в оценке реализации своих планов в Тольятти.

Две пятых респондентов считают благоприятными перспективы карьерного роста в Тольятти. Треть считает их удовлетворительными, а четверть – неудовлетворительными. Средний балл по оценке данных параметров городской среды 3,2. Примерно половина респондентов, выбравших профессии в сферах строительства, обслуживания, правоохранительных органов, надеется на благоприятные условия для карьерного роста. Подростки, выбравшие профессии в сферах СМИ, искусства, транспорта, чаще, чем другие, дают низкие оценки данному критерию оценки Тольятти.

Распределения по оценке доступности и качества медицинского обслуживания и социальной защиты, а также возможности найти достойную работу представлены аналогично. Однако средний балл по этим параметрам ниже – 3,1.

Оценка возможности найти достойную работу связана с профессиональными планами молодежи. 70% юношей и девушек, выбравших профессии в сфере обслуживания, высоко оценивают свои шансы достойного трудоустройства в Тольятти, 59% подростков, ориентированных на получение профессий в сфере строительства, разделяют их мнение. Более трети респондентов, выбравших сферы юриспруденции, бизнеса и образования, считают условия Тольятти благоприятными для профессиональной реализации. Подростки, желающие работать в сферах транспорта, искусства, СМИ, низко оценивают свои шансы трудоустройства в родном городе.

Мнения об оценке сферы социальной защиты и медицинского обслуживания Тольятти зависят от профессиональных предпочтений молодежи. Подростки, которые стремятся получить профессии в сферах строительства, обслуживания, бизнеса, юриспруденции, более высоко оценивают уровень развития медицинского обслуживания и социальной защиты, чем другие. Вероятно, это связано с тем, что выбранные подростками профессии дают возможность получать заработную плату, позволяющую оплатить качественное медицинское обслуживание. Молодежь, предпочитающая профессии в сферах искусства и СМИ, чаще дает низкие оценки данным параметрам.

Замыкает рейтинг оценка подростками обеспечения личной безопасности граждан и их имущества. Мнения по удовлетворенности этим аспектом городской жизни разделились на три равные группы. Треть дает ему высокую оценку, треть – среднюю, и треть – низкую. Средний балл составляет 3.

Таким образом, согласно полученным данным, более высокие оценки условиям жизни в Тольятти дает молодежь, которая выбрала профессии в сферах строительства, обслуживания, правоохранительных органов. Подростки, ориентированные на получение профессий в сферах транспорта, искусства, СМИ, оценивают условия городской жизни гораздо ниже.

Мнения подростков об оценке городской среды различаются в зависимости от их миграционных планов. Старшеклассники, которые планируют в дальнейшем жить и работать в Тольятти, в два раза чаще, чем респонденты, связывающие свои образовательные планы с другими городами, дают высокие оценки возможности получения хорошего образования в Тольятти, достойной работы, дальнейшего карьерного роста. Среди молодежи, укорененной в Тольятти, примерно на 10–20% больше тех, кто высоко оценивает возможности удовлетворения своих культурных потребностей, потребностей в развлечениях и возможности создания семьи.

Образ Тольятти, который сформировался в сознании представителей подрастающего поколения, представляет собой сочетание оценки условий реализации наиболее актуальных потребностей молодежи с оценкой дальнейших жизненных перспектив.

Использование феноменологической методологии обусловлено, прежде всего, спецификой объекта, новым пониманием природы городской жизни и поведения горожан. В современной урбанистике одним из первых об этом стал говорить Дж. Голд, оказавший большое влияние на её развитие. Он писал, что город «имеет двойственный характер: “объективной среды”, или мира действительности, которую можно непосредственно измерить при помощи тех или иных средств, и “поведенческой среды”, или мира сознания, поддающейся изучению лишь косвенным путем. Сколь бы неполной или выборочной ни была поведенческая среда, именно она, как и следует из ее названия, является основой принятия решений и совершения тех или иных поступков» [10].

Интегральной характеристикой образа города для современной молодежи выступают представления о его престижности. Социологическая трактовка престижа включает интегративные показатели статусных характеристик. Таким образом, престиж свидетельствует об относительном ранге в статусной иерархии среди других типов поселений. Представления о престиже города соотносятся с представлениями молодежи о возможности переезда в другие города. Другие типы поселений не рассматриваются современной молодежью как престижные. Например, упоминание о переезде из города в деревню воспринимается чаще всего как пример нисходящей мобильности, несмотря на то, что в Тольятти, как и в других городах, есть деревни- пригороды, застроенные элитными особняками.

Образ города с позиции феноменологии предстает как система знаков, задающая схемы восприятия города, на основе которых происходит оценка аспектов городской жизни. На фоне такого понимания образа города можно выделить ряд его функций.

Прагматическая функция. Образ города воспринимается молодежью исходя из возможностей удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Как было отмечено ранее, молодежь достаточно высоко оценивает возможности удовлетворения в Тольятти потребностей в развлечениях, в культурном развитии, перспективы создания семьи. Ниже – оценки удовлетворения потребностей в получении образования, трудоустройстве, карьерном росте.

Мировоззренческая функция. В картине мира образ среды обитания играет далеко не последнюю роль. Первоначальные впечатления о мире и людях связаны с непосредственным окружением. Его значение подчёркивается выражением «малая родина». Патриотизм горожанина непосредственно связан с чувством любви к своему городу. Большую роль в этом играет оценка внешнего облика города. Молодые тольяттинцы в целом невысокого мнения относительно чистоты, благоустройства, озеленения города. Таким образом, Тольятти оказывает противоречивое влияние на мировоззрение подрастающего поколения.

Функция социализации и личностной самореализации. Образ города в восприятии молодежи – это пространство реализации жизненных целей и планов. Он определяет миграционные планы молодежи. Позитивный образ города формируется у молодежи, которая стремится работать в профессиональных сферах, развитых в Тольятти: в строительстве, промышленности, правоохранительных органах. Образ города включает представления о престижности городских условий, т. е. интегративные статусные характеристики. Это позволяет судить о том, насколько молодежь идентифицирует свои социальные характеристики со статусом проживания в данном городе. Как показали результаты исследования, мнения респондентов разделились: чуть меньше половины подростков не считают проживание в Тольятти престижным, и чуть больше половины молодых тольяттинцев придерживается противоположного мнения, следовательно, рассматривает этот город как благоприятную среду для своей социализации.