Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аркаева Н. И. Формирование смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактор психологической безопасности личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15044.htm.
Аннотация. В статье обсуждается актуальность формирования смысложизненных ориентаций у студентов-психологов как фактора психологической безопасности личности. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов и необходимость их дальнейшего развития на этапе профессиональной подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Аркаева Наталья Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. ЧелябинскNatalyaarkaeva@mail.ru

Формирование смысложизненных ориентаций у студентовпсихологов как фактор психологической безопасности личности

Аннотация. В статье обсуждается актуальность формированиясмысложизненныхориентаций у студентовпсихологов как фактора психологической безопасности личности. Определены основные понятия, дана характеристика выборки, представлены результаты констатирующего эксперимента, по которым выявлены особенности смысложизненных ориентацийстудентовпсихологов и необходимость их дальнейшего развития на этапе профессиональной подготовки.Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, смысложизненные ориентации, направленность личности, развитие, формирование.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Нестабильность сегодняшнего дня, социальная дифференциация общества, экономическая дезинтеграцияпривели к обострению проблемысмысложизненныхориентаций у студентов как фактора психологической безопасности личности.По мнению Б.А. Еремеева, психологическая безопасность в широком смысле слова означает осознанное, рефлексивное и действенное отношение человека к условиям жизни как обеспечивающим его душевное равновесие и развитие [1].Основу безопасности и развития человека составляют смысложизненные ориентации личности. Как пишет Д.А. Леонтьев, смысложизненныеориентации как сложные социальнопсихологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее и будущее), задают вектори границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей–ценностей[2].Смысложизненные ориентации личности являются продуктом системы отношений с миром, с другими людьми, с самим собой; их формирование представляет собой особенный период в онтогенезе, содержание которого отражается в становлении студента как субъекта собственного развития, способного осознавать свои жизненные цели и определять перспективы профессионального роста. Поэтому профессиональное образование для студентов становится той средой, которая создает благоприятные условия для формирования у них смысложизненных ориентаций самоопределения и саморазвития. Кпрофессии психолога предъявляются особые требования, поскольку основным инструментом его деятельности является сама личность профессионала и ее внутренний опыт. Недостаточная личностная осознанность смысложизненных ориентаций приводит к тому, что процесс профессионализации и личностный рост остаются спонтанными, а это сказывается на эффективности будущей профессиональной деятельности [3].Исследование проводилось на факультете психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». В констатирующей части эксперимента приняли участие 142 студента IIIкурса в возрасте от 18 до 24 летспециУДК001альности «Педагогическая психология» и «Специальная психология». Возраст студентов дневной формы обучения находился в пределах 17–25 лет. Состав выборки по гендерному признаку является неравномерным: 85,7%–девушки, 14,3%–юноши. Большую часть студентов,обучающихся на факультете психологии, составляют девушки. Исследование гендерных особенностей смысложизненных ориентаций не входило в задачи экспериментального исследования.С учетомвышесказанногов качестве испытуемых были выбраныстуденты IIIкурса. Констатирующий эксперимент осуществлялся с целью выявления наличного уровня всех показателей сформированности смысложизненных ориентаций у студентовпсихологов.Специфика анализа проблемы смысложизненных ориентаций у студентовпсихологов выясняласьс помощью психодиагностических методик: тестасмысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [4];самоактуализационного теста Э.Шострома,Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза[5]; опросникатерминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина [6], методики«Ценностные ориентации» М. Рокича [7].После первичной математической обработки данных исследования были получены следующие результаты.Анализ результатов исследования уровня развития смысложизненных ориентаций по тесту «СЖО» Д.А. Леонтьева показал, что высокий уровеньналичия целей в жизни имеют 16% (23чел.) студентов, средний уровень –53% (75чел.) и низкий –31% (44чел.). Для большинства студентов характерно наличие целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Однако высокий процент испытуемых не имеет определенных представлений о своем будущем, их взгляды еще не определились.Показатель шкалы «Процесс жизни, или Интерес и эмоциональная насыщенность жизни» говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как эмоционально насыщенный. У 15% (22чел.) испытуемых выявлен высокий уровень, средний уровень имеют 58% (82чел.). Низкие показатели по данной шкале выявлены у 27% (38чел.).Низкие показатели по первым двум шкалам, на наш взгляд, связаны с разочарованием в профессии. Также мы наблюдаем снижение успеваемости и посещаемости учебных занятий у данной группы респондентов.Показатель шкалы «Результативность жизни, или Удовлетворенность самореализацией» отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивнои осмысленнобыла прожита ее часть. У 15,5% (22чел.) испытуемых выявлен высокий уровень удовлетворенностисамореализацией, средний уровень имеют 64% (91чел.), низкий 20,5% (29чел.).Высокие оценки –12,7% (18чел.)–

и средние –69% (98чел.) –у большинства студентовпо фактору «Локус контроля «Я»показывают, что сформировано понимание того, что ответственность за свои успехи и неудачинеобходимо брать на себя, обусловливая их собственными способностями и возможностями. Неверие в свои силы контролировать события собственной жизни характернодля 18,3% (26чел.) испытуемых.Среди полученных данных по шкале «Управляемость жизни» высокие баллы у14,8% (21чел.), средние –у 59,1% (84чел.), низкие –у 26,1% (37чел.) испытуемых.Общий показатель осмысленности жизни определяется как осмысленность прошлого, настоящего и будущего, как наличие цели в жизни, как переживание индивидом онтологической значимости жизни. Анализ результатов исследования показал, что высокие баллы по данной шкале имеют 19,7% (28чел.), средние –53,5% (76чел.), низкие –26,8% (38чел.) испытуемых.УДК001Анализ данных, полученных с помощью теста Д.А. Леонтьева,свидетельствует, что наибольшее количество показателей по различным параметрам смысложизненныхориентаций студентов находится в пределах нормы.На констатирующем этапе эксперимента использовалась методика изучения ценностных ориентаций (шкала М. Рокича). Студентам было предложено проранжировать два списка ценностей по степени жизненной важности длякаждого из них. Изучались ценности терминальные и инструментальные.Терминальные ценности.В ценностяхцелях лидирующие места занимают здоровье, счастливая семейная жизнь. Здоровье какценность среди студентов напервомместе. Ценности наибольшего предпочтения –интересная работа, материальное обеспечение, активная деятельная жизнь, развитие.Таким образом, среди терминальных ценностей обнаруживается направленность испытуемых на ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации. Ценности наименьшего предпочтения –жизненная мудрость, красота природы, творчество, счастье других людей.Инструментальные ценности.Как свидетельствуют полученные данные, первые ранговые места получили такие ценности, как «активность» 17% (24чел.), «воспитанность» 33% (47чел.), «образованность» 21,8% (31чел.), «ответственность» 18,3% (26чел.), «самоконтроль» 9,9% (14чел.). Это указывает на то, что студенты готовы взять на себя ответственность за себя и свои поступки. Среди отвергаемых ценностей отметим несколькоценностейсредств, которые имеют разный процент отвержения. К ним относятся «честность» –11,3%(16чел.), «чуткость» –37,3% (53чел.), «рационализм» –9,9%(14чел.), «непримиримость» к недостаткам в себе и других –16,2% (23чел.), «терпимость» –25,3%(36чел.). На наш взгляд, такое качество, как чуткость,является необходимым для будущего психолога.Итак, исследование ценностного сознаниястудентов позволило сделать вывод о необходимости внесения корректив в образовательный процесс cучетом модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов(В. И. Долгова, Н. В.Крыжановская [8]) и с учетом основных социальнопсихологических механизмов воспитательной деятельности вуза(В.И.Долгова[9]).Для анализа будущих измененийв системе ценностных ориентаций будущего психолога принято решение выделить наиболее важные терминальные ценности (ценности самореализации) в итоговом списке: «познание», «развитие», «активная деятельная жизнь», «творчество», «интересная работа». Формирование списка инструментальных ценностей происходило с учетом того, что он должен включать в себя качества, профессионально важные для будущего психолога:ответственность, образованность, воспитанность, рационализм, чуткость.Для исследования ценностных ориентаций студентов также был использован опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), который позволяет ответить на три вопроса:1.Какая терминальная ценностьявляется преобладающей в жизни студента?2.Какая жизненная сфера наиболее значима для данной личности?3.В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени?В итоге были получены следующие данные. Количество испытуемых, имеющих высокий балл по ценности «собственный престиж»,11,2% (16чел.), средний –81% (115чел.), низкий –7,8% (11чел.). У большинства студентов данная ценность выражается в стремлении будущего психолога найти работу, которая высоко ценится в обществе. Испытуемые с высокими и средними показателями стремятся достичь УДК001признания в обществе. Высокий балл по ценности «высокоематериальное положение» имеет 34% (49чел.), средний –65% (92чел.), низкий –0,7 (1чел.) испытуемых. Большинство респондентов упомянули о важности достойной оплаты труда. Испытуемые с высоким баллом по этому показателю готовы к смене получаемой специальности, если не будет желаемого результата. По ценности «креативность» высокие результаты демонстрируют 14% (20чел.) респондентов, средние –65,6% (93чел.), низкие –20,4% (29чел.). Для испытуемыхс высоким баллом по этому показателю характерно желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования. Для нас эта ценность имеет большое значение, так какпсихолог помогает людям развить и реализовать их творческую индивидуальность, при этом особенно важны его собственные личностные качества, поскольку он делает это, опираясь на свои творческие возможности. Высокие показатели по ценности «активные социальные контакты» имеют12,7% (18чел.), средние –80,3% (114чел.), низкие –7% (10чел.) испытуемых. Для студентов с высоким баллом по этому показателю значимы факторы социальнопсихологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег. В целомбудущие психологи заинтересованы в установлении благоприятных взаимоотношений с людьми.Для того чтобы преуспеть в профессиональной деятельности, студентам необходимо иметь стремление к развитию и достижениям. Количество респондентов, имеющих высокий балл по ценности «развитие себя»,составляет 17,6% (25чел.), средний –72,5% (103чел.), низкий –9,9% (14чел.). Данная ценность выражает стремление к наиболее полной реализации своих способностей в сфере профессиональной жизни и к повышению своейпрофессиональной квалификации.Результат шкалы«достижения» отражает стремление студентов достигать конкретных результатов в профессиональной деятельности. Высокие показатели по ценности «достижения» имеют 17,6% (25чел.), средние–72,5% (103чел.), низкие–9,9% (14чел.) студентов. О стремлении студента к получению морального удовлетворения во всех сферах жизни можно судить порезультатам исследования ценности «духовное удовлетворение». Высокий уровень выявлен у 18% (25чел.) студентов, средний уровеньимеют 73% (103чел.), низкий –9% (13чел.). В процессе профессионального обучения психологов эти данные позволяют констатировать, что большинствостудентов стремятся узнать как можно больше об изучаемой дисциплине. Анализ результатов исследования ценности «сохранение собственной индивидуальности» показал, что высокий балл имеют 17% (24чел.) студентов, средний –73,2% (104чел.), низкий –9,8% (14чел.). Подавляющее большинство студентов считают, что очень важно сохранить неповторимость и своеобразие своей личности. Проведенный анализ исследования показывает, что для студентов IIIкурса наиболее значимой является терминальная ценность «материальное положение». Выявленная у студентов, особенно у юношей,ориентация на высокое материальное положение может свидетельствовать о присущей этому возрасту потребности в самоутверждении, самовыражении. Все остальные ценности также важны для студентов.Обсудим далее значимость для студента той или иной жизненной сферы как источника реализации той или иной терминальной ценности. Высокий балл по шкале «Сфера профессиональной жизни» имеют 17%(24чел.) студентов, средний –79,5% (113чел.), низкий –3,5% (5чел.). Часть студентов, имеющих высокие результаты, характеризуется стремлением повышать свой уровень образования и после окончания вуза (магистратура, аспирантура).УДК001Высокие показатели по шкале «Сфера семейной жизни» имеют 14,8% (21чел.) испытуемых, средние –81% (115чел.), низкие –4,2% (6чел.). Согласно данным исследования, для студентов, особенно для девушек, оченьзначимой является семейная жизнь.Наименее значимадля студентов сфера общественной жизни. Высокий уровень значимости данной сферы имеют 7% (10чел.) испытуемых, средний–66,2% (94чел.), низкий –26,8% (38чел.). Данные исследования позволяют предположить, что студенты еще не задумываются о проблемах жизни общества и не вовлеченыв общественнополитическую жизнь.Для студентов IIIкурса является значимой и сфера увлечений. Это объясняется тем, что испытуемые, разочаровавшиеся в будущей профессии, считают психологию увлечением. Количество испытуемых, имеющих высокие результаты по шкале «Сфера увлечений»,составляет10% (14чел.), средние –83% (118чел.), низкие –7% (10чел.). Итак, преобладающие ценности «материальное положение», «развитие», «достижения» в той или иной мерепроявляются во всех названных выше жизненных сферах.Для изучения степени самоактуализации студентов была использована методика САТ (Э. Шостром). В качестве факторов успешности профессиональной деятельности были взяты основные шкалы: компетентности во времени и поддержки. Дополнительные показатели, отражающие степень выраженности важных элементов самоактуализации: шкалы ценностных ориентаций, гибкости в поведении, сензитивности, спонтанности, самоуважения, самопринятия, представлений о природе человека, синергии, принятия агрессии, контактности, познавательных потребностей, креативности.Анализ результатов исследования характеристик самоактуализации показал, что среди студентов 36%(51чел.) по шкале «Компетентности во времени» имеют высокий балл, что говорит о способности жить настоящим и видеть свою жизнь целостной. У 43,6% (62чел.) обнаружены средние показатели, 20,4% (29чел.) имеют низкие баллы. Низкие результаты по шкале означают ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее и будущее) и/илидискретное восприятие своего жизненного пути.По шкале «Поддержка» 29,6% (42чел.) имеют высокие показатели, что характеризует студентов как относительно независимых в своих поступках, стремящихся руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. У 20,4%(29чел.) обнаружены низкие результаты, что говорит о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта, внешнем локусе контроля. Большинство испытуемых 50% (71чел.) по данной шкале имеют уровень статистической нормы.По шкале «Ценностные ориентации» 24,6% (35чел.) имеют высокие показатели, что говорит о том, что студенты разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Для группы испытуемых –58,4% (83чел.) –характерен средний уровень по данной шкале, 17% (24чел.) имеют результат ниже нормы. Низкие показатели свидетельствуют о том, что часть студентов не разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.По шкале «Гибкостьповедения» 33,1% (47чел.) студентов имеют высокие результаты, что свидетельствует об умении адаптироваться к ситуации и адекватно реагировать на нее. У 51,4% (73чел.) данные способности выражены на среднем уровне, и только у 15,5% (22чел.) обнаружены низкие результаты. Анализ результатов исследования по шкале «Сензитивностьк себе» показал, что высокие баллы имеют 24% (34чел.), средние –у 64,8% (92чел.), и только у 11,2% (16чел.) –низкие. Студенты, имеющие высокие баллы по этой шкале, способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах.УДК001По шкале «Спонтанность» 29,6% (42чел.) испытуемых имеют высокие показатели, что говорит о способности индивида вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. У 54,2% (77чел.) средние показатели, низкие баллы имеют 16,2% (23чел.). Это может свидетельствовать о неумении этихстудентов адекватно реагировать вновой ситуации.Показатели по шкале «Самоуважение» распределились следующим образом. Высокие баллы имеют 26,1% (37чел.), средние –68,3% (97чел.) и низкие –5,6% (8чел.) испытуемых. Данные исследования могут свидетельствовать о том, что большинство студентов способны ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. По шкале «Самопринятие» 32,3% (46чел.) испытуемых имеют высокие показатели, что говорит о принятии себя такими, какие они есть, внезависимости от оценки своих достоинств и недостатков. У 50,7% (72чел.) испытуемых средние значения по данной шкале, 17% (24чел.) имеют низкие баллы. Эти показатели свидетельствуют о непринятии себя отдельными студентами.По шкале «Представления о природе человека» 34,5% (49чел.) студентов имеют высокие показатели, что говорит о склонности испытуемых воспринимать природу человека в целом как положительную и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и т.д.Средние значения по шкале у 54,2% (77чел.) испытуемых и только у 11,3% (16чел.) низкие показатели. Предполагается, что часть студентов воспринимает природу человекакак отрицательную.Анализ результатов исследования по шкале «Понимание агрессии» показал, что среди студентов 28,3% (40чел.) имеют высокий балл, 55,3% (79чел.) –средний и 16,4% (23чел.) –низкий результат. Данные свидетельствуют о том, что большинство студентов способны принимать свое раздражение, гнев и агрессивностькак естественное проявление человеческой природы.По шкале «Синергия» 28,2% (40чел.) студентов имеют высокие показатели, что говорит об их способности целостного восприятия мира и людей. Испытуемые понимают связанность противоположностей, такихкак игра и работа, телесное и духовное и т.д.Большинство студентов 55,6% (79чел.) способны целостно воспринимать мир и людей, не имеют такой способности 16,2% (23чел.).По шкале «Контактность» 28,9% (41чел.) испытуемых имеют высокие результаты, 50% (71чел.) –средние и 21,1% (30чел.) –низкие показатели. Проведенный анализ показывает, что студенты готовы в своей профессиональной деятельности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциональнонасыщенных контактов с людьми. И только часть студентов не готова к субъектсубъектному общению.Анализ результатов исследования по шкале «Креативность» показал, что среди студентов 29,6% (42чел.) имеют высокий балл, средний –59,1% (84чел.) и низкий–

11,3% (16чел.). Высокие результатыхарактеризуют творческую направленность личности студента.По шкале «Познавательныепотребности» высокие результаты имеют 29,6% (42чел.), средние –59,1% (84чел.) и низкие –11,3% (16чел.) испытуемых. Подавляющее большинство студентовпсихологов имеют стремление к приобретению знаний об окружающем мире.Таким образом, результаты исследования уровня самоактуализации студентовпсихологов позволяют сделать вывод: преобладающее количество испытуемых имеет уровень психической и статистической нормы.УДК001Резюмируя сказанное, можно констатировать, что у большинства испытуемых по всем заявленным показателям преобладает средний уровень сформированности смысложизненных ориентаций.Группа студентов, имеющих низкие результаты, нуждается в дальнейшейпланомерной работе по формированию смысложизненных ориентаций в рамках спецкурса.

Ссылки на источники1.Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Сборник научных статей по материалам Первого Международного Форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма» / под ред. И.А. Баевой, Ш. Ионеску, Л.А. Регуш.–СПб., 2006.–С. 101.2.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура идинамика смысловой реальности. –М.:Смысл, 2007. –С. 256.3.Долгова В. И., Аркаева Н. И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. –Челябинск: ООО «ИскраПрофи», 2012. –С. 1.4.Леонтьев Д.А.Указ. соч.5.Долгова В. И., АркаеваН. И. Указ. соч. –С. 92.6.Бурлачук Л.Ф. Справочник по психодиагностике. –СПб.:Питер,2007. –С. 301.7.Там же. –С. 523.8.Долгова В. И., Крыжановская Н. В. Методология модернизации процессов формирования познавательнопрофессиональной активности у студентов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.–2010.–№1.–С. 71–80. 9.Долгова В. И. Социальнопсихологические механизмы воспитательной деятельности вуза // Проблемы социальной психологии личности.–2008.–№ 7.–С. 18.

Natalia Arkaeva,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of psychology,Chelyabinsk State Pedagogical University, ChelyabinskNatalyaarkaeva@mail.ruFormation of life orientations of psychology students as a factor of psychological safety of apersonAbstract. The paperdiscusses the relevance of formation of life orientations of psychology students as a factor ofpsychological security of a person. Thepaper touches upon such questions asbasic concepts, characteristic of the sampling, results of ascertaining experiment, which help to reveal the peculiarities of life orientations of psychology students and need of their further development at the stage of training.Keywords:security, psychological security, life orientations, orientationof person, development, formation.References1.Eremeev,B. A. (2006) “Psihologija bezopasnosti, psihologicheskaja bezopasnost' i urovni razvitija cheloveka”,in Baeva, I. A., Ionesku, Sh. & Regush,L. A. (eds.) Sbornik nauchnyh statej po materialam Pervogo Mezhdunarodnogo Foruma “Psihologicheskaja bezopasnost', ustojchivost', psihotravma”, St. Petersburg, p.101(in Russian).2.Leont'ev,D. A. (2007) Psihologija smysla: priroda, struktura i dinamika smyslovoj real'nosti,Smysl, Moscow,p.256(in Russian).3.Dolgova,V. I. &Arkaeva,N. I. (2012) Smyslozhiznennye orientacii: formirovanie i razvitie,OOO “IskraProfi”, Cheljabinsk,p.1(in Russian).4.Leont'ev,D. A. (2007) Op. cit.5.Dolgova, V. I. &Arkaeva,N. I. (2012) Op. cit.,p.92.6.Burlachuk,L. F. (2007) Spravochnik po psihodiagnostike,Piter, St. Petersburg,p.301(in Russian).7.Ibid.,p.523.8.Dolgova,V. I. &Kryzhanovskaja,N. V. (2010) “Metodologija modernizacii processov formirovanija poznavatel'noprofessional'noj aktivnosti u studentov”,Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta,№ 1,pp.71–80(in Russian). 9.Dolgova,V. I. (2008) “Social'nopsihologicheskie mehanizmy vospitatel'noj dejatel'nosti vuza”,Problemy social'noj psihologii lichnosti,№ 7,p.18(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»