Гуманизм, самоисправление и право осуждённого на исправление

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Строева Г. В., Щиголев Ю. В. Гуманизм, самоисправление и право осуждённого на исправление // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15076.htm.
Аннотация. В статье рассматривается двухвекторность принципа гуманизма относительно организации процесса исправления/самоисправления осуждённых. Обосновывается и раскрывается содержание права осуждённого на исправление.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Строева Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, членкорреспондент Российской академии естественных наук, эксперт АНО©Центр антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей “Криминон”ª, г. Москваinfo@gvstroeva.ru

Щиголев Юрий Васильевич,кандидат юридических наук, адвокат Московской областной коллегии адвокатов иАПМО, доцент кафедры гражданскоправовых дисциплин Российской международной академии туризма, г. Москваadvokatschigolev@mail.ru

Гуманизм, самоисправление и право осуждённого на исправление

Аннотация.В статье рассматривается двухвекторность принципа гуманизма относительно организации процесса исправления/самоисправления осуждённых. Обосновывается и раскрывается содержание права осуждённого на исправление.Ключевые слова:осуждённый, исправление, самоисправление, принцип гуманизма, право осуждённого на исправление.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Согласно статье 1 Уголовноисполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ),уголовноисполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями ©исправление осуждённых и предупреждение совершения новых преступлений как осуждёнными, так и иными лицамиª [1]. Это является и одной из задач исправительных учреждений (ИУ).Современные подходы к исправлению взрослых осуждённых, находящихся в исправительных учреждениях, основываются на закреплённом в ст.8 УИК РФ принципе гуманизма:обеспечение безопасности человека, признание ценности каждого субъекта исправительного процесса, обеспечение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, улучшение условий содержания и быта в соответствии с международными стандартами и т.д.Несомненно, реализацияданного принципа по отношению к лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ‬это значительное социальное достижение, которое при исполнении наказаний предусматривает гуманизацию условий и отношений.Однако объём принципа гуманизма вбирает не только выстраивание соответствующих отношений и создание ©человекоразмерныхª условий, но и ответственность преступника за собственное исправление. Полноценная реализация принципа гуманизма предполагает, на наш взгляд, то, что права и свободы осуждённых должны расширяться одновременно с возрастанием ответственности самого человека (двухвекторность принципа гуманизма) [2]. А процесс исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы (МЛС), должен включать и их самоисправление [3].Самоисправление является целенаправленной, организованной, ресурсно обеспеченной, систематической,значимой для осуждённого деятельностью, которую он предпринимает исходя из собственных интересов и для самого себя. Данная деятельность заключается в усвоении индивидом нравственных норм, саморазвитии способностей и положительных качеств личности, что вызывает преодоление (замещение) ключевых характеристик осуждённых преступников и способствует становлению индивида субъектом самоисправления и просоциальной деятельности.Концепт самоисправления представлен на рисунке.УДК001

Концепт самоисправления осужденного

В философском аспекте самоисправление ‬самодетерминированнаядеятельность человека, в которойпроявляются общее, особенное, единичное начала. Общее связано с сутью человека ‬с его причинностью, разумностью, изначально положительной природой,способностью к самоисправлению. Особенное ‬с личностными причинами преступного поведения; единичное ‬с уровнем личностных характеристик, ценностных ориентаций, стремлений, желаний, личностных смыслов каждого конкретного осуждённого. Самоисправление должно протекать в условиях свободы воли исправляющегося лица, предполагать свободу смыслопорождения и понимания, единство и взаимодействие чувственного и рационального познания. Основной формой рационального познания выступает понятие.В социальнокультурном аспекте самоисправление предстает деятельностью, которую человек осуществляет в целях преодоления несовершенства и достижения более совершенного состояния как в личностном плане (нравственность, мышление), так и в формах бытия. Это позволяет ему изменить способы взаимодействия с другими людьми, социальными группами и институтами, что может способствовать повышению/изменению его социального статуса. Кроме того, самоисправление обеспечивает право осуждённого на достойную жизнь, духовную свободу, самодетерминизм, исправление, культуросопричастность. Исправившийся же субъект перестает представлять опасность для других людей и общества.В педагогическом плане самоисправление заключается в том, что сам человек (как субъект) делает определенные личностные качества объектом своего воздействия. Субъект становится для самого себя и руководителем, и учителем/воспитателем, и учеником/воспитанником. Самоисправление предполагает интеллектуальноэтическое развитие, повышение уровня функциональной грамотности, компетентности, расширение сферы просоциальной активности, ответственности, повышение чувства собственного достоинства исправляющегося субъекта в условиях реализации принципа гуманизма.Научной проблемой представляется недостаточная проработка двухвекторности принципа гуманизма. В практике исполнения уголовных наказаний это, по нашему мнению, ещё в большей мере закрепляет среди лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, иждивенческую позицию потребителей пенитенциарных услуг. Поскольку же на свободе взрослый человек должен сам нести ответственность за себя и своих близких, то в местах лишения свободы взрослый осуждённый должен становиться таковым. Актуализацию ответственности осуждённых и процесса самоисправления определяют и изменения в финансовой сфере, ©переформатиУДК001рованиеª бюджетного финансирования (требование повышения эффективности трат бюджетных средств в большинстве стран мира), а также простое чувство самосохранения, так как нереабилитированные преступники делают мир вокруг каждого из нас более опасным инепредсказуемым.Выделим и существование противоречия на законодательном уровне между официальными требованиями к сотрудникам исправительных учреждений, которые обязаны выполнять свои обязанности и направлять свои усилия на создание условий для исправления осуждённых, и отсутствием требования исправиться, адресованного самим лицам, лишённым свободы. Опосредованно последнее подразумевается, однако никак не закреплено законодательно. В данное время осуждённый обязан соблюдать законы (за нарушение которых он и оказался в местах лишения свободы), вежливо относиться к сотрудникам ИУ, беречь собственность и т.д., но нигде нет конкретного указания на то, что в связи с его новой социальной ролью он обязан исправиться.В целом методологической проблемой можно считать непроработанность двухвекторности принципа гуманизма (соразмерное расширение прав и ответственности), позиций самоисправления лиц, лишённых свободы, а также права осуждённых на исправление.Отметим, что принцип гуманизма отражен и на законодательном уровне, и в ряду общепедагогических принципов.Нами определено, что гуманизм должен являться и одним из ведущих принципов самоисправления, где он обусловливает следующие основныеположения: в центре самоисправления находится сам осуждённый, который несет ответственность за свое исправление и выступает активным субъектом собственного исправления; средства, методы и формы работы должны соответствовать гуманистической и нравственной направленности самоисправления; нравственные нормы определяют как поведениесубъектов, так и необходимое содержательное наполнение предоставляемых осуждённым материалов и проводимых мероприятий; основой нравственных норм являются общечеловеческие нравственные ценности; повышение уровня нравственности и развитие нравственного способа действий в процессе самоисправления являются ведущими; взаимодействие и общение между субъектами процесса должны проходить в рамках ©субъектсубъектногоª подхода;значимым условием процесса самоисправления является создание гуманной среды исправительного учреждения.Реализация принципа гуманизма предусматривает: выработку гуманистической позиции всех участников исправительного процесса; становление у сотрудников/работников ИУ, волонтеров, иных лиц компетентности в области педагогических основ самоисправления; тренинги навыков педагогического общения; предоставление осуждённым доступных для понимания учебных материалов (основанных на общечеловеческих нравственных ценностях), усвоение которых гарантировало бы формирование нравственности и социальныхнавыков, позволяющих жить без преступлений; усвоение осуждёнными материалов с достаточной практической составляющей, чтобы эти лица на самом деле становились успешными субъектами просоциальной деятельности и укрепляли вектор действования ©от себяª; повышение уровня самодетерминизма, позитивной причинности и ответственности осуждённого за собственное исправление.УДК001Еслисравнивать содержательное наполнение принципа на уровне международных актов, отечественного законодательства и пенитенциарной педагогики, то выявляется, что отечественный уровень вобрал следующие аспекты гуманизма: гуманное отношение к осуждённому; признание его прав и свобод; недопустимость насилия и унижения его человеческого достоинства; необходимость выстраивания соответствующих взаимодействий и среды ИУ; опорана общечеловеческие ценности. Были акцентированы и субъектная позиция лица, находящегося в заключении, а также его право выбора.Но недостаточно, по нашему мнению, обозначена самодетерминация. Остался без внимания такой важный аспект, как ответственность самого осуждённого за собственное исправление. Хотя принцип ответственности заключенных присутствует на уровне международных стандартов [4], но и там он занимает незначительную позицию по сравнению с объемом гарантий прав и свобод для лиц, находящихся в МЛС. Это приводит, на наш взгляд, к нарушению соответствия между правами/свободами и ответственностью: преобладанию расширения прав и свобод заключенных над повышением уровня их ответственности за собственное исправление. Вышеназванное можно считать методологической ошибкой. Представляется, что данная методологическая ошибка еще в большей мере нивелирует просоциальную активность осуждённых, закрепляя их иждивенческую позицию в практике исполнения наказаний.Недостаточно проработанным аспектом принципа гуманизма выступает и непредставленность в системе прав осуждённого права на исправление, хотя в свое время известный отечественный юрист С.В.Познышев указывал, что теорией немецкого тюрьмоведа XIXстолетия К. Рёдера четко определялось: ©Право на исправление принадлежит и самому преступникуª [5]. Подобную мысль высказывал и философ В.С. Соловьев, который писал: ©…преступник имеет право на вразумление и исправлениеª [6]. В начале 90х гг.XXв.исследователями ВНИИ МВД России подтверждалось, что ©право на исправление принадлежит и самому преступникуª [7]. В XXI столетии А.М.Печенюком и Т.М.Маленкович в отношении несовершеннолетних называлось их право на свободное самоопределение, самоисправление и самореализацию [8; 9].Таким образом, в научной литературе уже около полутора столетий присутствует идея о праве осуждённого на исправление. Однако до сих пор вышеназванная идея не нашла своего отражения в нормативноправовой базе.Данное право (как гарантированная законом возможность), по нашему мнению, наряду с восстановлением социальной справедливости и предупреждением совершения новых преступлений реализует такую цель назначаемого судами наказания, как исправление осуждённого (п.2 ст.43 УК РФ) [10]. Право осуждённого на исправление ‬это не только его права и обязанности и корреспондирующие им обязанности и права администрации исправительных учреждений,закреплённые в Уголовноисполнительном кодексе РФ и других нормативных правовых актах по вопросам исполнения наказаний, но и целый комплекс правовых, организационных, экономических, педагогических, социальнобытовых мер.Это право предполагает, что в исправительных учреждениях должны создаваться условия и оказываться помощь осуждённым в исправлении. Кроме того, рассматриваемое право определенным образом обусловливает равный доступ осуждённых к исправлению (вне зависимости от их пола, возраста, вероисповедания, степени общественной опасности совершённого преступления и т.д.).Мы полагаем право осуждённых на исправление значимым в организации отбывания уголовного наказания. Это право уже в настоящее время может быть реализовано в том числе посредством предоставления лицам, лишённым свободы, стандартной программы исправления/самоисправления.УДК001В ряде государств мира в качестве типовой программы используется программа ©Криминонª. ©Криминонª (с английского ©Нет преступностиª) является некоммерческой общественной организацией, цель деятельности которой ‬помогать осуждённым и несовершеннолетним правонарушителям в том, чтобы они вновь стали ответственными членами общества. Это и название эффективной программы социальной реабилитации осуждённых. В программе используются материалы философагуманиста Л.Р.Хаббарда [11].В основе программы лежит ряд общепедагогических принципов: исправление возможно только вследствие личной активности заключенного; в процессе исправления необходимо, чтобы заключенный понял и усвоил предоставляемые материалы (в первую очередь нравственные нормы);заключенный должен в своей повседневной жизни использовать усвоенные нравственные нормы; для успешной ресоциализации заключенный должен уже в период нахождения в местах лишения свободы овладетьнеобходимыми социальными навыками, с помощью специально организованных просоциальных действий повысить свой социальный потенциал и чувство собственного достоинства. Программа включает 8 разделов, каждый из которых направлен на определенный аспект, лежащий в основе преступного поведения: неусвоенные нравственные ценности; неправильный этический выбор; неспособность решать свои проблемы, действуя исключительно в рамках закона и нравственных норм; неграмотность либо низкий уровень грамотности; неспособность обучаться; проблемы с общением; внешнее подавление; проблемы в семейных отношениях и др.Программа ©Криминонª показала высокую результативность: снижение рецидивной преступности на 70‬80% и более. Обобщая, заключим, что гуманистические подходы начали декларироваться в отношении организации исправительной работы с осуждёнными со второй половиныXVIIIв. Однако в практике исполнения наказаний гуманизация в большей мере идо сегодняшнего времени проявляется в улучшении условий содержания осуждённых, расширении их прав и свобод, требованияхгуманистичности отношений между участниками пенитенциарного (уголовноисполнительного) процесса. Повышение же уровня причинности и ответственности заключённых за собственное исправление, проблемы самоисправления данных лиц зачастую остаются за рамками и научных разработок, и практики исполнения наказаний, хотя основная масса осуждённых ‬взрослые люди. Это объясняется в том числеи недостаточным пониманием присутствия двухвекторности в принципе гуманизма. В плане исправления двухвекторность обусловливает расширение ответственности осуждённого за собственное исправление. Одновременно, на наш взгляд, двухвекторность делает правомерным выдвижение в число прав осуждённых их право на исправление.Первым шагом для реализации обозначенных положений может (и должно) стать законодательное закрепление требования к осуждённым исправиться. Например, в Российской Федерации можно внести изменения в п.14ч.3 ©Правил внутреннего распорядка исправительных учрежденийª, добавив первым абзацем следующий текст: ©Осуждённые обязаны исправитьсяª.На международном уровне можно рекомендовать отразить в соответствующих документах данное право, необходимость процесса самоисправления и стандартной программы исправления/самоисправления (учитывая отсутствие в пенитенциарных системах достаточного числа сотрудниковпедагогов).УДК001В целом представляется, что в XXIв.настало время воплотить принцип гуманизма в полном объёме и обеспечить лиц, лишённых свободы, не просто более комфортными условиями содержания и т.п., но и предоставить действенные педагогические технологии, которые позволят осуждённым реализовать их право на исправление, повысить ответственность за собственное исправление и помогут осуществить процесс самоисправления в практике исполнения наказаний. Это даст возможность преступившим закон людям вернуться в общество способными нести ответственность за себя, свою семью, окружающих и свою страну.

Ссылки на источники1.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013г.).‬М.: Проспект, КноРус, 2013. ‬С. 5.2.Строева Г.В. Гуманизм в системе принципов самоисправления осуждённых // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: материалы XIмеждунар.заоч.науч.практ.конф. Ч.1. (21марта 2013г.). ‬М.: Изд. ©Международный центр науки и образованияª, 2013. ‬С.30‬42.3.Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осуждённых к самоисправлению // Концепт. ‬2014.‬№ 06 (июнь). ‬ART14161. ‬0,6 п.л. ‬URL: http://ekoncept.ru/2014/14161.htm. ‬Гос. рег. Эл №ФС 7749965. ‬ISSN 2304120X.4.Рекомендация №Rec (2003) 23 Комитета министров Совета Европы ©Об осуществлении исполнения наказания в виде пожизненного заключения и других длительных сроков заключения администрациями мест лишения свободыª // Сайт КонсультантПлюс. ‬URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=27455;dst=0;ts=337963810DDB4A94B053FE4EF685FECC;rnd=0.9374817244502454 (дата обращения: 05.02.2014). 5.Познышев С.В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. ‬Издание 2е,испр.и доп. ‬М.: Издание А.А. Карцева, 1912. ‬С. 65.6.Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра. ‬Минск: Харвест, 1999. ‬С.725.

7.Наказание и исправление преступников: пособие. ‬М.: Издво ВНИИ МВД России, 1992. ‬С. 31.8.Печенюк А.М. Теоретические основы гуманистическиориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: дис. … дра пед. наук: 13.00.01. ‬Хабаровск, 2000. ‬С. 198.

9.Маленкович Т.М. Профилактика дезадаптации студентовмладших курсов в условиях вуза: дис.… канд. пед. наук: 13.00.01. ‬Хабаровск, 2003. ‬С. 103.10.Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25 сентября 2013 г.).‬С. 15.

11.Криминон ‬эффективная программа социальной реабилитации лиц с доказанным криминальным прошлым: информационная брошюра. ‬М.: ЭЙБЛ СНГ, 2011. ‬26с.

Galina Stroeva,

Candidate of Pedagogic Sciences, expert, Centre of Anticriminal Enlightening and Social Rehabilitation of Delinquents, corresponding member, Russian Academy of Natural Sciences,Moscowinfo@gvstroeva.ruYuriySchigolev,Candidate of Juridical Science, member, Board of Lawyers of Moscow Region andAPMR, associate professor at the chair of Civil and Legal Disciplines,Russian International Academy of Tourism,Moscowadvokatschigolev@mail.ruHumanism,selfcorrection and entitlement tocorrectionof convictsAbstract.Twovectors of humanitarian principle regarding such process asconvicts' correction/selfcorrection areconsidered in the paper. The right of convict to correction is substantiated and explained therein.Key words:convict, correction, selfcorrection, humanitarian principle, the right of convict to correction.References1.Ugolovnoispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (po sostojaniju na 25 sentjabrja 2013 g.), Moscow Prospekt, KnoRus, 2013, p. 5(in Russian).2.Stroeva,G. V. (2013) “Gumanizm v sisteme principov samoispravlenija osuzhdjonnyh”, Nauchnaja diskussija: voprosy pedagogiki i psihologii: materialy XI mezhdunar. zaoch. nauch.prakt. konf. Ch. 1. (21 marta 2013 g.), Izd. “Mezhdunarodnyj centr nauki i obrazovanija”, Moscow, pp. 30‬42(in Russian).УДК0013.Stroeva,G. V. (2014) “Faktory povyshenija motivacii osuzhdjonnyh k samoispravleniju”, Koncept, № 06 (ijun'), ART 14161, 0,6 p. l.Available at: http://ekoncept.ru/2014/14161.htm, Gos. reg. Jel №FS 7749965,ISSN 2304120X(in Russian).4.“Rekomendacija № Rec (2003) 23 Komiteta ministrov Soveta Evropy ‘Ob osushhestvlenii ispolnenija nakazanija v vide pozhiznennogo zakljuchenija i drugih dlitel'nyh srokov zakljuchenija administracijami mest lishenija svobody’”,Sajt Konsul'tantPljus.Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=27455;dst=0;ts=337963810DDB4A94B053FE4EF685FECC;rnd=0.9374817244502454 (data obrashhenija: 05.02.2014)(in Russian). 5.Poznyshev,S. V. (1912) Osnovnye nachala nauki ugolovnogo prava. Obshhaja chast' ugolovnogo prava,Izdanie 2e, ispr. i dop., Izdanie A. A. Karceva, Moscow, p. 65(in Russian).6.Solov'ev,V. S. (1999) Chtenija o bogochelovechestve. Duhovnye osnovy zhizni. Opravdanie dobra,Harvest, Minsk, p. 725(in Russian). 7.(1992) Nakazanie i ispravlenie prestupnikov: posobie, Izdvo VNII MVD Rossii, Moscow, p. 31(in Russian).8.Pechenjuk,A. M. (2000) Teoreticheskie osnovy gumanisticheskiorientirovannoj profilaktiki deviantnogo povedenija nesovershennoletnih: dis. … dra ped. nauk: 13.00.01, Habarovsk, p. 198(in Russian). 9.Malenkovich,T. M. (2003) Profilaktika dezadaptacii studentov mladshih kursov v uslovijah vuza: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01,Habarovsk, p. 103(in Russian).10.Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii (po sostojaniju na 25 sentjabrja 2013 g.),p. 15(in Russian). 11.(2011) Kriminon ‬jeffektivnaja programma social'noj reabilitacii lic s dokazannym kriminal'nym proshlym: informacionnaja broshjura, JeJBL SNG, Moscow, 26 p.(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª