Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 4 (апрель). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу творчески-ориентированного образовательного пространства МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска. Автор рассматривает особенности организации образовательного пространства гимназии как инновационного учреждения, способствующего активизации формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 1

ART15096УДК 37.026.9

Останина Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова», г. Петрозаводскostaninasa@mail.ru

Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стилядеятельности школьников

Аннотация.Статья посвящена анализу творческиориентированного образовательного пространства МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска. Автор рассматривает особенности организации образовательного пространства гимназии как инновационного учреждения, способствующего активизации формирования творческого стиля художественноэстетической деятельности школьников.Ключевые слова: творческиориентированное образовательное пространство, творческий стиль деятельности, художественнотворческая деятельность.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В законе Российской Федерации «Об образовании» чётко прослеживается тенденция преодоления единообразия школы. Возникают новые виды учебных заведений (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением ряда учебных предметов), осуществляющие инновационную деятельность. Каждое образовательное учреждение реализует собственные образовательныеориентиры в организации учебновоспитательного процесса. В аспекте основных принципов государственнойполитики в области образованияцелевой установкой Программы развития гимназии № 37 является обеспечение гуманистического характера образовательного пространства, воспитание культурного, эстетически развитого, образованного человека, обладающего способностями к самореализации и саморазвитию, творческой активностью во всех сферах жизнедеятельности и умением творчески подходить к решению любых жизненно важных проблем.История МОУ «Гимназия № 37» ведет отсчет с 1918 г., когда двухклассное женское училище было закрыто и здание передано под рабочекрестьянскую школу. Сегодня МОУ «Гимназия № 37» –это муниципальное общеобразовательное учреждение, основная цель которого –проектирование и создание условий для максимального выявления и использования субъектного опыта обучающихсяс учетом их личностно значимых ценностей на основе требований государственных образовательных стандартов, социального заказа и педагогических возможностей школы.Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Гуманитаризация образования как стратегическое направление развития всего современного педагогического процесса –явление закономерноеи исторически обусловленное. Именно сейчас ощущается острая потребность общества в образованных, творческиактивных личностях, способных к взаимопониманию и толерантному взаимодействию с другими людьми на основе принятых культурных нормв социуме, поэтому преподаванию гуманитарных предметов в гимназии уделяется особое внимание.Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 2

Опираясь на лучшие традиции классической гимназиив отечественном образовании, гимназия № 37 стремится реализовать гуманитарную ориентацию процесса обучения, обеспечить духовнонравственное, эстетическое и творческое развитие школьников. Основныенаправлениядеятельностигимназии в последние годы:

организация городской экспериментальной площадки «Методический центр личностноориентированного образования» (научный руководитель –профессор, доктор психологических наук И.С.Якиманская);

координирование деятельности республиканского сетевого проекта по реализации личностно ориентированного образования;

взаимодействие с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) в рамках университетского комплекса «Школа –вуз», которое включает в себя: ведение факультативов, элективных курсов для обучающихся; проведение научных конференций, семинаров, руководство исследовательской деятельностью школьников; подготовкуобучающихся к поступлению в вуз;

реализация международного молодежного проекта “Globus.Ru”, задачами которого являются интеграция идей толерантности в сознании старшеклассников и установление дружеских контактов с Финляндией;

участие в проектах«Энергосбережение» (российскофинский проект); «Экологоботанический атлас школ Карелии», «Научнометодический и информационный центр по поддержке этнокультурного образования в Республике Карелия»;

консультирование коллег из образовательных учреждений г.Петрозаводска и Республики Карелия по проблемам личностноориентированного обучения, творческого развития школьников в условиях социокультурнойсреды гимназии (проведение практических семинаров, конференций, открытых уроков). Основополагающим принципом в построении образовательной деятельности гимназии является реализация личностно ориентированного обучения, что отвечает потребностям современного общества, обеспечивая развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, ответственной за свои поступки, способной к конструктивному сотрудничеству с другими людьми. Как определено образовательнойпрограммой гимназии, личностно ориентированноеобразование является целостной комплексной программой и предполагает модернизацию всего пространства школы –от оптимизации развивающей среды, использования современных педагогических технологий и интерактивных методов, форм и средств обучения, оценки достижений обучающихсядо реализации новых подходов в решении управленческих и кадровых вопросов.Личностно ориентированная парадигма позволяет создавать различные образовательные модели, отвечающие целям и задачам конкретной школы, но при этом реализовывать единые базовые ценности, декларированные нормативнозаконодательными документами в области российского образования. Работа по реализации личностно ориентированного обучения вгимназии началась в 1992 г.под руководством профессора И.С.Якиманской. С 1992–2004 гг. выстраивалась программа проектирования модели МОУ «Гимназия № 37» как инновационного образовательного учреждения, определялись теоретические основы, научнометодические и организационные условия её построения. В связи с этим особое внимание в гимназии уделяется:организации образовательной среды, включающей все виды не только учебной, но и социальной, досуговой, профессиональноориентированной деятельности школьников на всех этапах их возрастного становления, развития, социального взросления;Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 3

разработке и обоснованию инновационных подходов в образовательном процессе, воспроизводящем новые формы сотрудничества (сотворчества) ученика и учителя; современнымобразовательнымтехнологиям, ориентированнымна личностное развитие каждого школьника как уникальной индивидуальности, обладающей неповторимым субъектным опытом познания и общения с окружающим миром;раскрытию индивидуальных возможностей каждого обучающегося (определение вектора его личностного развития в образовательном процессе; выявление его избирательности, проявляющейся через учебные интересы и внеучебную деятельность; созданиеу гимназистов устойчивой мотивации кучению как важному виду деятельности; развитиетворческого мышления школьников, необходимого для познания, практической деятельности, ориентации в современном мире и т.д.);формированию активной творческой позиции школьника и становлению его творческой личности.Согласно образовательной программе гимназии, каждый ученик –носитель индивидуального личностного опыта, поэтомуразвитие и сохранение индивидуальности ребёнка, его творческого начала в любом виде деятельности является важным условием организации учебновоспитательного процесса. Исходя из этого, образовательный процесс гимназии выстраивается с позиции его индивидуализации, что предусматривает:включение в учебный план индивидуального компонента: предметов по выбору, специальных курсов, факультативов, что даёт возможность школьникам самостоятельно определять «свой» образовательный маршрут, выбирая те дисциплины,в которых они смогут наиболее ярко и разносторонне себя проявить;

введение индивидуальных программ саморазвития обучающихся, которые разрабатываются ими совместно с учителями, психологами, родителями и социальными педагогами на основе диагностики достижений учеников. Такие программы помогают школьникам планировать свой творческий рост, прогнозировать творческие достижения, анализировать опыт своей творческой деятельности;

внедрение авторских и модифицированных учебных программ по предметным дисциплинам; разработка и осуществление индивидуальных образовательных маршрутов, что позволяет в рамках обучения целого класса осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его личностных особенностей, позволяя ученику самому выбирать тот или иной путь творческого самовыражения.Наиболее полно человек раскрывает себя в творчестве, так как именно вэтой области жизнедеятельности особенно ярко проявляются его индивидуальные личностные качества. Поэтому признание индивидуальной неповторимости каждого обучающегося предоставляет возможности раскрытия и реализациив учебновоспитательном процессе его творческого потенциала, развития творческих способностей. Реализуя задачи личностно ориентированного обучения в образовательном процессе, гимназия открывает перед школьниками широкий простор для активной творческой деятельности вразличных её видах.Подчеркнём, что обучающиеся смогут достигнуть определённого уровня творческого развития и сформированности творческого стиля деятельности, если учителями учитываются направленность их личности, субъектный опыт и ценностносмысловые установки. Именно поэтому индивидуализация процесса обучения является необходимым условием творческого развития школьников; способствует формированию самостоятельности, активизации их личностного творческого самовыражения в различных видах деятельности. Таким образом, опираясь на приоритетные положения личностно ориентированного обучения, которое основной своей задачей ставит развитие личности каждого ученика, предельное внимание уделяемего индивидуальности. В гимназии созданы благоприятные условия для Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 4

творческой самореализации школьников, способствующие активизации процесса формирования их творческого стиля деятельности [1].МОУ «Гимназия № 37» является инновационным учебнымзаведением, которое имеет свой учебный план, обеспечивающий дополнительную (углубленную) подготовку на второй и третьей ступеняхобучения предметам гуманитарного профиля; авторские программы обучения; особую форму организации учебновоспитательного процесса, структурные компоненты которого представлены на рис.1:учебная деятельность (предметные дисциплины, курсы по выбору; исследовательская деятельность, олимпиады, коллоквиумы);внеучебная деятельность (вовлечение обучающихся в различные виды творческойдеятельности: конкурсы, фестивали, концерты, презентации творческих проектов, интеллектуальные игры, тематические викторины; организация учебноисследовательской деятельности);дополнительное образование (кружки, студии, клубы по интересам, спортивные секции).Одним из важных компонентов образовательного процесса гимназии является учебная деятельность, основные характеристики которой реализуются всодержании учебного материала, способах деятельности, творческой активности субъектов, в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. Целенаправленный подход к отбору содержания образования является важным аспектом организации процесса творческого развития школьников. Учебный план гимназии составлен на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также включает вариативную часть, обеспечивающую гимназический, углубленный компоненты образования. Наряду с предметами базисного учебного плана в образовательный процесс включены предметные дисциплины гимназического компонента (логика, психология общения, латинский язык, второй иностранный язык); дисциплины и курсы по выбору обучающихся (дизайн, мифология, философия, социология, экономика); осуществляется углублённое изучение ряда предметов гуманитарного профиля (литература, история, иностранный язык, музыка).Все учебные дисциплины своими специфическими средствами призваны решать задачи творческого развития, которые направлены на воспитание духовно развитой, творчески мыслящей личности. Изучение предметных дисциплин вышеперечисленных компонентов учебного плана гимназии обладает большим потенциалом и широкими возможностями для активизации формирования творческого стиля деятельности школьников.В учебный план гимназии включены предметы художественноэстетической направленности: «Историкотеоретические основы музыки» («ИТОМ»), «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Хореография», «Ритмика», «Музыкальный инструмент» (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, балалайка, кантеле, инструменты духового оркестра); «Изобразительное искусство» («ИЗО») и «Мировая художественная культура» («МХК»). Вниманию учеников также предлагаются дополнительные предметы по выбору: «Композиция», «Основы импровизации», «Сольное пение», «Смешанный ансамбль», «Фортепианный ансамбль», «Аккомпанемент» идр. [2]В образовательном процессе гимназии широко используются активные методы и формы обучения, которые способствуют повышению интереса кразным видам деятельности, развитию творческих способностей, активизации самостоятельности субъектов учебновоспитательного процесса: проблемная лекция, диспут, деловая и ролевая игра, творческий проект (индивидуальный иколлективный), дискуссия, конференция, круглый стол, портфолио достижений и др.Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 5

Структурные компоненты учебновоспитательного процесса гимназии



















Студии «Северные гобелены», «Дизайн», «Оформитель», «Бальная культура»; танцевальная студия «Улыбка»; театральная студия «Вдохновение»; хоровая студия девочек «Лира», хороваястудия мальчиков «Орфей»Военнодуховой оркестр,ансамбль барабанщиц,студия индийского танца «Катхак»Редакция газеты «Школьный Арбат», радиостудия «Школьный Арбат»Спортивные секции«Настольный теннис», «Лыжник», «Юный велосипедист», «Волейбол», «Лёгкая атлетика»Кружки «Рукоделие», «Первые шаги в музыкальную информатику»,«Программирование» Дополнительное образованиеКлубы «Солнечный рассвет», «Азбука здоровья», «Музыка и здоровье», «Семейное музицирование», «Человек и общество», «Права человека в современном мире», «Гражданка», «Перед выбором профессии», «Абитуриент»

Участие в организации социокультурного пространства школы (организация выставок творческих работ школьников, оформление классных уголков, учебных кабинетов, и др.; музыкальнолитературные лектории для жителей микрорайона)

Участие вфестивалях,конкурсах, концертах, праздникахВстречи с деятелями культуры и искусства (художниками, музыкантами, композиторами, писателями и т.д.)Интеллектуальные игры, марафоны, викторины (1–8е классы); тематические игры (5–11е классы)

Организация выставок, презентаций,творческихпроектовКлассные концерты, музыкальные лектории, музыкальнолитературная гостиная, музыкальный театр, творческие студииПосещение музеев, выставочных залов, концертов, музыкальных и драматических театров и других учреждений культуры

Научное общество гимназистов

Организация учебноисследовательской деятельности Внеучебная деятельностьНаучноисследовательская работа (конференции, проблемная группа творческого развития)Федеральный компонент:Общеобразовательные программы начального общего образования (1–4е классы); основного общего образования (5–9е классы); среднего (полного) общего образования (9–11е классы).Общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля (5–11е классы).Предметы гимназического компонента:–Логика (4й класс).–Второй иностранный язык: немецкий, французский (5–11е классы).–Латинский язык (5–9е классы).–Психология общения (5–9е классы)Дисциплины и курсы по выбору:–Дизайн (2–6е классы).–Мифология (5–7е классы).–Философия (9–11е классы).–Социология (10–11е классы).–Экономика (10–11е классы).Предметы художественноэстетического цикла:–Изобразительное искусство (1–6еклассы).–Мировая художественная культура (7–9еклассы).–Хоровое пение (1–9еклассы).–Ритмика (1–4еклассы).–Хореография (5–9еклассы)–Историкотеоретические основы музыки (2–9 еклассы).–Сольфеджио (2–9еклассы).–Музыкальный инструмент (2–9еклассы).Факультативы:–Фортепианный ансамбль (2–9е классы).–Смешанный ансамбль (камерное, фольклорное, эстрадное музицирование) (5–9е классы).–Аккомпанемент (6–8е классы).–Композиция (2–9е классы).–Основы импровизации (2–9е классы)–Сольное пение (5–9е классы)

УчебнаядеятельностьОлимпиады, коллоквиумы

Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 6

Важным фактором, способствующим активизации формирования творческого стиля деятельности школьников, является их активное участие вучебноисследовательской деятельности. В гимназии ежегодно организуются учебноисследовательские конференции «Ломоносовские чтения», «Юность. Наука. Культура». Обучающиеся принимают активное участие в работе секций по таким направлениям, как«Филология», «Обществознание», «Иностранный язык», «Психология», «Естествознание», «Математика», «Культурология».Хочется отметить, что многие гимназисты участвуют в учебноисследовательской деятельности сразу по нескольким направлениям,что свидетельствует о высоком уровне их познавательной активности, стремлении проявить себя в разных областях знаний и добиться в них личностно значимых результатов. Основными критериями в оценивании достижений обучающихся вобласти исследовательской деятельности являются следующие: актуальность проблемы исследования, творческий подход к решению исследовательских задач, нестандартность мышления, самостоятельность в поиске новых знаний, глубина, полнота и оригинальность раскрытия темы, убедительность и своеобразие индивидуальной манеры выступления.Ежегодно ученики гимназии принимают участие в городской («Будущее Петрозаводска») и республиканской («Будущее Карелии») научнопрактических конференциях, выступая с докладами по различной проблематике, представляя свои творческие проекты. Школьники многократно становятся обладателями призовых мест и специальных дипломов. Проведение олимпиад и коллоквиумов по различным предметным дисциплинам гимназии также обеспечивает активизацию формирования творческого стиля деятельности школьников. Участвуя в городских и республиканских предметных олимпиадах, ученики гимназии ежегодно демонстрируют высокие результаты по разным предметам: латинскомуязыку, истории, биологии, химии, литературеи др.В гимназии создана проблемная группа учителей по вопросам творческого развития школьников, основной целью которой является поиск нового содержания, форм и методов творческого развития обучающихся, внедрение новых педагогических технологий, способствующих формированию активной творческой позиции школьников, апробация авторских и модифицированных программ, направленных на творческое развитие и саморазвитие учеников.Особое значение в процессе творческого развития школьников, формирования их творческого стиляиграетвнеучебная деятельность, которая обеспечивает удовлетворение индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей и интересов детей, стремление творчески реализовать себя в различных направлениях и предпочитаемых видах творческой деятельности, предоставляет возможности для самоопределения, самосовершенствования в достижении личностнозначимых творческих результатов. Внеучебная деятельность гимназии включает в себя следующие направления:участие в концертах, конкурсах, фестивалях, традиционных праздниках;организация выставок, презентации творческих проектов;реализация интеллектуальных и тематических игр, викторин, марафонов;встречи с деятелями культуры и искусства (музыкантами, композиторами, художниками, писателями и т.д.);посещение учреждений культуры (выставочных залов, музеев, концертов, музыкальных и драматических спектаклей и т.д.);научное общество гимназистов.

Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 7

Наибольший интерес вызывают традиционные гимназические мероприятия: праздники «День знаний», «День рождения гимназии», «Лауреаты года», «Новогодний калейдоскоп», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников», «Посвящение первоклассников в гимназисты» и др.;конкурсы «Мистер и Мисс гимназия», «Юные сказочники», «Минута славы»;фестивали классных хоровых коллективов «Вместе весело живётся, вместе весело поётся», бального танца «Подснежник» и «Семейный бенефис», направленные на совместное творчество родителей и детей.В гимназии обучающимся предоставлены разнообразные возможности для развития творческих способностей, творческой самоактуализации [3]. Втабл.1 представлены различные творческие мероприятия, в которых принимали участие школьники в последние годы.Внеучебные занятия обогащают и совершенствуют знания и умения школьников в различных видах творческой деятельности. Общение с искусством и интересными людьми –художниками, музыкантами, композиторами, артистами; посещение культурныхучреждений –всё это стимулирует развитие творческих способностей обучающихся,ориентирует их на активную творческую деятельность. С этой целью осуществляются экскурсии в Музей изобразительных искусств, Краеведческий государственныймузей, Историкоархитектурный и этнографический музейзаповедник Кижи, художественную галерею «Дом куклы» Т.Калининой, Выставочный зал управления культуры г.Петрозаводска, музыкальный и драматические театры, детские музыкальные школы и детские школы искусствВажным фактором творческого развития школьников, повышения их интеллектуального уровня является научное общество гимназистов, в состав которого входят обучающиеся разных классов, совместно с учителями организующие и активно осуществляющие исследовательскую деятельность по различным направлениям.В развитии креативности школьников, их самоопределения и самореализации особое место в образовательном пространстве гимназии занимает дополнительное образование, которое рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации дополнительных образовательных услуг с ориентацией на личностные интересы, потребности и способности детей. Большое внимание в целостном педагогическом процессе уделяется организации разнообразных видов досуговой деятельностиобучающихся. В гимназии действуют32 досуговых объединения, в которых занимаются 93% гимназистов. Работа кружков, секций, клубов, студий осуществляется в самых различных формах и по следующим направлениям: художественноэстетическое, физкультурноспортивное, туристскокраеведческое, журналистика.Работа досуговых объединений планируется и организуется посредством изучения образовательных и творческих потребностей школьников, их личностных интересов и ценностных ориентаций. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обеспечивает высокий уровень творческой активности обучающихся. Также как и учебная, внеучебная деятельность вгимназии основывается на принципах личностно ориентированного подхода ккаждому ученику. Внеклассные занятия помогают школьникам полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить свои личностные качества;позволяют им развиваться в индивидуальном режиме, согласно своим предпочтительным интересам.Большую роль в формировании творческого отношения школьников кокружающей действительности играет их участие в создании и развитии эстетическойсреды учебных кабинетов в процессе реализации учебных предметов «технология» и «изобразительное искусство». Гармоничная обстановка, удачно выбранное цветовое решение помещений, наличие нагляднообразного материала эстетически воспитывают обучающихся, обогащают сферу их эстетических переживаний, активизируют творческую деятельность.Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 8

Таблица 1Участие школьников гимназии в творческих мероприятиях

Город РеспубликаРоссия Конкурс художественного творчества «Дизайн новогоднего окна» (диплом).Конкурс поэтического творчества «Моя маленькая планета» (1е место).Творческий конкурс рисунков на снегу «Снежная королева» (диплом, благодарственное письмо администрации г. Петрозаводска).Конкурс прикладного творчества «Моя семья»(лауреаты).Выставка декоративноприкладного и изобразительного творчества «День победы» (гобелен) (грамота администрации г. Петрозаводска).Конкурс по правилам дорожного движения «Дорога и дети»(1е место в номинации декоративноприкладное творчество).Городской конкурс «Русский язык в моей жизни» (диплом).Городской конкурс сочинений «Самый классный классный» (3е место).Городской фестиваль песни и танца «Радуга культур» (дипломанты –младший состав хора «Лира», ансамбль индийского танца «Катхак»).Городской театральный фестиваль «На крыльях сказки» (1е место).Литературный конкурс «Глагол» (дипломанты).Конкурс «Юные сказочники» (лауреаты).Конкурс «Милиция глазами детей» (диплом).Конкурс «Сказки приходят из леса» (лауреаты)Республиканская фотовыставка «Мир глазами детей» (2е место).Региональный этап Всероссийского детского пушкинского конкурса (дипломанты).Республиканский конкурс «Краевед» (диплом 1й степени).Конкурс изобразительного творчества «Детская фантазия» (лауреаты).Открытое первенство Карелии по спортивным танцам (дипломанты).Региональный этап Всероссийского конкурса школьных хоров (диплом Iстепени –хор девочек «Лира», дипломант –хор мальчиков «Орфей»).VIРеспубликанский фестиваль хореографических коллективов «Танцует молодость!» (дипломант –хореографический ансамбль «Улыбка»).XIIIРеспубликанская хоровая ассамблея «Лаулу» (дипломант–хор мальчиков «Орфей», старший состав хора девочек «Лира»).Первенство Карелии по шахматам (1е место).ПервенствоКарелии по фигурному катанию (2е место).Первенство Карелии по художественной гимнастике (3е место).Экологический форум (диплом).Международный день туризма.

Межрегиональная акция «Я выбираю спорт» Всероссийский конкурс «Спасите природу» (1е место).Международная акция «Марш парков» (2е место).Акция «Рисунок президенту России».Всероссийские игры: по русскому языку «Медвежонок», по математике «Кенгуру», по МХК «Золотое руно» (лауреаты и дипломанты).Всероссийская дистанционная игра «Математическая карусель» (3е место).«Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов (2е место).IIIМеждународный фестиваль «Бал культур: танцуя вместе» (г.С.Петербург).Соревнования по спортивным бальным танцам на Кубок Ленинградской области (3е место).Конкурс по спортивным бальным танцам «Восходящие звезды» (С.Петербург,лауреаты).Всероссийскийпроект «Дети детям».Международный турнир по спортивным бальным танцам «Слава Отечеству» (С.Петербург, 1е место).IIОткрытый международный фестиваль хоровой музыки им.С.П.Оськиной «Vivat, мальчишки!» (дипломант –хор мальчиков «Орфей»).Всероссийский конкурс школьных хоров (г. Нижний Новгород, дипломант –хор девочек «Лира»).XIМеждународный турнир по спортивным танцам «Осенние ритмы» (г. С.Петербург) (3е место).Всероссийское соревнование «Кросс наций».

Всероссийская акция «Время читать», «Инфознайка»

Одним из приоритетных направлений в работе дополнительного образования гимназии является подготовка и проведение музыкальнолитературных лекториев для жителей микрорайона«Музыка и здоровье», «Семейное музицирование», «От сердца к сердцу», «Музыка –душа моя» сучастием хоровых, инструментальных и танцевальных творческих коллективов гимназии.Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 9

Важным компонентом творческиориентированной среды гимназии является художественноэстетическое пространство, обеспечивающее развитие и формирование целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Художественноэстетическое пространство рассматривается нами как интегративная система, воздействующая на личность школьника посредством погружения в ситуацию множественности образовательных услуг художественноэстетического образования, из которых обучающиеся выбирают собственный образовательный маршрут, а педагогический коллектив обеспечивает регулирование и целесообразность выбора, мотивацию деятельности и психологопедагогическое сопровождение на всех этапах обучения.Художественноэстетическое пространство гимназии наполнено личностно значимым содержанием, способным порождать у обучающихся смыслы активного творчества и жизнедеятельности; это пространство творческого самоопределения ребенка,соответствующее его индивидуальным особенностям и культурным предпочтениям.Художественноэстетическое пространство организуется учителями на основе взаимодействия искусств и обеспечивает включённость обучающихся в художественный контекст творческой деятельности [4].Рассматривая художественноэстетическое образование гимназии, подчеркнём, что оно направлено на развитие и реализацию творческого потенциала школьников, расширение их кругозора, воспитание художественного вкуса, умения разбираться в важных и разнообразных явлениях общекультурной жизни. Основные цели и задачихудожественноэстетического образования представлены в табл.2.Таблица 2Основные цели и задачихудожественноэстетического образования гимназии

Цели художественноэстетического образования гимназииЗадачихудожественноэстетического образования гимназии–Воспитание у школьников интереса и любви к искусству; творческого отношения к жизни;–обогащение духовного внутреннего мира ученика через переживание и сопереживание содержанию, воплощённому в художественных произведениях;–расширение художественного кругозора;–формирование творчески активной личности, реализующей собственный опыт полноценного творчества вобласти художественноэстетической деятельности–Реализовать взаимодействие различных видов и направлений художественноэстетической деятельности;–приобщить школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;–воспитать эстетически развитуюи заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей;–сформировать умения и навыки, необходимые вхудожественноэстетической деятельности;–развить творческие способности обучающихся

В соответствии с целями и задачами художественноэстетического образования гимназии разработан комплекс учебных предметов; выделены обязательные и факультативные курсы; обоснованы взаимосвязи между отдельными дисциплинами. Реализация содержания художественноэстетического образования гимназии осуществляется по трём уровням, взаимообогащающим и дополняющим друг друга (табл.3). Принципиальнымиособенностями содержания художественноэстетического образования гимназии № 37 являются его вариативность и разноуровневость, позволяющие при реализации индивидуального подхода развивать такие важнейшие свойства личности, как трудолюбие, воля, внимание, мышление, память; формировать эстетическое мировоззрение, эмоциональную культуру и творческое отношение кокружающей действительности. Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 10

Таблица 3Структура художественноэстетического образования гимназии

Уровни художественноэстетического образованияПредметы, на которых реализуются уровниПервый уровень: общее гимназическое образование«Изобразительное искусство» (ИЗО), «Мировая художественная культура» (МХК), «Хоровое пение», «Ритмика», «Хореография»Второй уровень: углублённое музыкальное образование«Историкотеоретические основы музыки» (ИТОМ), «Сольфеджио», «Музыкальный инструмент»Третий уровень: специализированное музыкальное образование«Фортепианный ансамбль», «Аккомпанемент», «Хоровые студии», «Композиция», «Основы импровизации», «Смешанный ансамбль», «Сольное пение»

Отметим, что центральным звеном в системе художественноэстетического образования гимназии является музыкальный блок. Гимназия осуществляет музыкальное развитие школьников всоответствии с Концепцией музыкального образования, разработанной в1996г. коллективом ученых (Т.М.Акинина, Н.П.Толстых, И.С.Якиманская и др.). Концепция отражает цели, задачи, этапы реализации, основные направления деятельности, содержание учебных предметов, требования к художественноэстетической подготовке обучающихся и т.д.

Согласно учебному плану, в первом классе на уроках хорового пения и ритмики задачей учителей является тщательное наблюдение за исходным уровнем музыкальных данных каждого школьника, их развитием в процессе обучения. Во втором классе к названным предметам добавляются занятия на музыкальном инструменте, вводятся курс сольфеджио и историкотеоретические основы музыки. Музыкальное образование в гимназии реализуется на протяжении 8 лет (2–9еклассы); в 10–11х классах обучающиеся (по желанию) имеют возможность продолжить занятия по музыкальному инструменту.Целью предметных дисциплин художественноэстетической направленности является приобщение школьников к высоким образцам нравственных и эстетических ценностей, развитие интеллектуального и эмоционального начал личности, формированиеиндивидуальной творческойпозиции, становление творческого стиля деятельности. Воспитательные возможности данных предметов позволяют школьникам не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и дают импульс кобогащению их художественноэстетической культуры. Поэтому на первый план при освоении этих дисциплин выносятся задачи погружения обучающихся ватмосферу мировой культуры, развития их способности к творческой самореализации и самовыражению.Исходя из специфики художественноэстетического образования вгимназии, акцентируется внимание на просветительском, любительском музицировании, что предполагает широкое использование таких форм, как классные концерты, музыкальные лектории, музыкальнолитературные гостиные, музыкальный театр, творческие студии,и способствует индивидуализации процесса художественноэстетического образования гимназистов.Структурным подразделением художественноэстетического образования гимназии является военномузыкальный факультет, который готовит исполнителей на духовых и ударных инструментах в военнодуховых оркестрах и выполняет следующие функции:углубление гуманитарного направления гимназического образования;социализация подростков;формирование нравственных, эстетических и патриотических ориентиров выпускников.Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 11

Для оценки результативности художественноэстетического образования вгимназии используются:1.Промежуточная аттестация обучающихся:контрольные работы и итоговые творческие уроки по предметам «Хоровое пение», «Сольфеджио», «ИТОМ», «ИЗО», «МХК», «Ритмика», «Хореография» в первом и втором полугодиях;контрольные академические прослушивания по музыкальному инструменту в первом и втором полугодиях;олимпиады по предметам художественноэстетического цикла в первом полугодии;конференции в рамках предметов «ИТОМ», «ИЗО», «МХК», в первом и втором полугодиях;коллоквиумы в курсе предметов «Хореография», «Хоровое пение», «ИТОМ», «ИЗО», «МХК» во втором полугодии;художественные фестивали, конкурсы, концерты в рамках предметов «Хоровое пение»; «Хореография», «Ритмика»,«ИЗО», «Музыкальный инструмент» в течение учебного года;интеллектуальные и тематические игры, викторины, марафоны в курсе всех предметов художественноэстетического цикла в первом и втором полугодиях.2.Итоговая аттестация обучающихся:итоговые контрольныеработы по предметам «ИЗО», «МХК», «ИТОМ»; «Сольфеджио»;итоговые академические концерты по предметам «Музыкальный инструмент», «Хоровое пение», «Хореография».В качестве критериев эффективности художественноэстетического образования школьников в учебновоспитательном процессе гимназии мы выделяем:общую культуру обучающихся;объём полученных знаний, умений, навыков (уровень обученности школьников);стремление к творческому самовыражению (уровень развития творческой личности); динамику развития ценностных ориентаций;успешность школьников, занимающихся художественноэстетической деятельностью, в других областях знаний;возможность применения основ художественноэстетического образования в дальнейшей жизни.Подводя итоги вышеизложенного, подчеркнём, что художественноэстетическое образование в гимназии позволяет:–осуществлять гуманизацию обучения и воспитания, становление развитого эстетического отношения школьников к действительности, проявляющегося в способности видеть во всех явлениях окружающего мира их неутилитарную, духовную ценность;–повышать уровень художественноэстетического развития обучающихся на всех ступенях образования;–обеспечивать педагогические условия формирования творческого стиля художественноэстетической деятельности школьников в процессе личностно ориентированного обучения.Как показал анализ образовательного пространства гимназии № 37, все вышеперечисленные формы учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования имеют большое значение в контексте творческого развития и саморазвития школьников; их постоянное совершенствование позволяет каждому Останина С. А. Творческиориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. –2015. –№ 04 (апрель). –ART15096. –0,8 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15096.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. 12

ученику обогащать знания, умения и навыки, развивать творческие способности и приобретать опыт творческой деятельности. Осуществление учебной и внеучебной деятельности на основе индивидуального подхода к обучающимся обеспечивает возможность учитывать психологовозрастные и личностные особенности школьников, выстраивать индивидуальную траекторию формирования их творческого стиля художественноэстетической деятельности.

Ссылки на источники1.Останина С. А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественноэстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научнометодический журнал. –Кострома, 2009. –Т. 15. –№2. –С. 438–442. 2.ОстанинаС.А. Организация учебнотворческой деятельности школьников в процессе художественноэстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова: научнометодический журнал.–Кострома, 2009. –Т. 15. –№3. –С.378–382. 3.Останина С. А. Развитие творческихспособностей обучающихся в процессе художественноэстетического образования // Образование и саморазвитие: научный журнал. –Казань: Центр инновационных технологий, 2009. –№ 1(11). –С. 23–28. 4.ОстанинаС.А. Художественнотворческая деятельность школьников вобразовательном пространстве современной гимназии // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». –Киров, 2012. –№02 (февраль). –URL:http://www.covenok.ru/koncept/2012/1214.htm.

Svetlana Ostanina,Candidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chair of Humanities and SocioEconomic Subjects,Petrozavodsk StateConservatory name A.K. Glazunov, Petrozavodskostaninasa@mail.ruCreativeorientededucational space of gymnasiumas a factor of students’creative activity Abstract.The paperanalyzes the creatively focusededucational spaceof“Gymnasium № 37” in Petrozavodsk. The author examines the characteristics of organization of gymnasiumeducational space as an innovative institution that promotes activation of formation of creative style of artistic and aesthetic activities of students.Key words:creativeoriented educational space, creative style of activity, artistic and creative activities.

References1.Ostanina, S. A. (2009) “Formirovanie tvorcheskogo stilja dejatel'nosti shkol'nikov v processe hudozhestvennojesteticheskogo obrazovanija”,Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova: nauchnometodicheskij zhurnal, Kostroma, vol. 15,№ 2, pp. 438–442(in Russian). 2.Ostanina,S. A. (2009) “Organizacijauchebnotvorcheskojdejatel'nostishkol'nikovvprocessehudozhestvennojesteticheskogoobrazovanija”,VestnikKostromskogogosudarstvennogouniversitetaim. N. A. Nekrasova: nauchnometodicheskij zhurnal, Kostroma,vol. 15,№ 3,pp. 378–382(in Russian). 3.Ostanina, S. A. (2009) “Razvitie tvorcheskih sposobnostej obuchajushhihsja v processe hudozhestvennojesteticheskogo obrazovanija”, Obrazovanie i samorazvitie: nauchnyj zhurnal,Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, № 1(11), pp. 23–28(in Russian).

4.Ostanina,S. A. (2012) “Hudozhestvennotvorcheskaja dejatel'nost' shkol'nikov v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoj gimnazii”,Koncept: nauchnometodicheskij jelektronnyj zhurnal oficial'nogo sajtajevristicheskih olimpiad “Sovenok” i “Proryv”,№ 02 (fevral'),Kirov. Available at: http://www.covenok.ru / koncept/2012/1214.htm(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived12.01.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.01.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.01.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Останина С. А., 2015www.ekoncept.ru